Окружающая среда дуба 3 класс – Урок «Окружающего мира» в 3 классе «С кем дружит дуб?» — 12 Марта 2012 — Блог
Конспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дуб»
Урок окружающего мира. 3 класс.
Тема: «С кем дружит дуб».
Цели: ознакомить с понятиями «невидимая пищевая сеть» и «экологическая пирамида»;
раскрыть прямые и косвенные связи, складывающиеся в дубраве;
развивать наблюдательность, любознательность, речь учащихся;
формировать навыки правильного поведения в природной и социальной сфере.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «С кем дружит дуб»;
маски: дубок – теремок, белка, кукушка, волк, гусеница, кабан;
стаканчики с почвой, желуди, клеенки, салфетки, лопаточки.
Ход урока
Видеоряд
1. Организационное начало.
Учитель: — Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира. Я уверена, что наблюдательным и любознательным он принесет немало новых знаний.
Слайд 1.
2. Сообщение темы урока.
Учитель:- А посвятим мы этот урок чудесному дереву, воспетому писателями и поэтами.
Александр Сергеевич Пушкин не мыслил без него своего сказочного Лукоморья, Николай Сладков считал его суровым памятливым привязчивым великаном, а Эдуард Шим и Юрий Дмитриев называли его могучим красавцем. Ну, что догадались, о каком дереве пойдет речь на нашем уроке? (О дубе)
Учитель:- Верно. А что вы знаете об этом величественном дереве? (Ответы детей).
Учитель:- Ну, что же вы знаете немало, но далеко не всё. Более подробно с особенностями жизни дуба нас познакомят …( ребята выходят к доске).
Слайд 2.
На слайде изображение дуба, строки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
После ответа детей появляются слова «ДУБ» и «ДУБЕ».
3. Сообщения детей о дубе.
Ученик 1: — Дуб очень сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500, а то и 2000 лет. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые стебли и листья погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев. А зимой от заморозков часто погибают и желуди.
Ученик 2: — Да желуди от чего только не погибают: от засухи сохнут, от лишней влаги загнивают, и потом прорасти уже не могут. Так что трудно дубу расселяться без посторонней помощи. Однако в желудях не только слабость, но и сила дуба. Они содержат большой запас питательных веществ и проростки дуба хорошо, быстро растут. А ещё у желудей есть шапочки — плюски. Они нужны для того, чтобы защищать нежное основание растущего желудя.
Ученик 3: — Хотя у дуба есть слабости, он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. В Древнем Риме дуб был посвящен Богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его Богу Перуну.
Ученик 4: — Говорят, что самый старый дуб в Европе тот, который растет в Литве – «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет.
В Пензе вековыми трехсотлетними дубами славится парк имени Белинского. Они являются достоянием нашего города. И, конечно, всем известна история знаменитого дуба в Тарханах, который по преданию был посажен Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
Слайд 3.
С изображением могучего дуба.
Слайд 4.
С изображением желудей и листьев дуба.
Слайд 5.
Изображение Богов, которым народы посвящали дубы.
Слайд 6.
Изображение известных дубов.
3. Постановка проблемы.
Учитель:- Итак, теперь мы хорошо проинформированы о нашем сегодняшнем госте. Осталось выяснить, что привело его к нам на урок.
Дубок: — Здравствуйте, ребята! Я – молодой дубок из Арбековского леса. Вырос на лесной полянке этим летом, мало знаю, многого ещё боюсь и даже не догадываюсь, с кем мне положено дружить. Помогите мне, пожалуйста, найти друзей среди лесных обитателей и объясните, как наладить с ними связи.
Слайд 7.
Изображение анимированного дубка.
4. Прямые и косвенные связи в дубовом лесу.
Учитель:- Ну, что, ребята, давайте поможем дубку разобраться в этом вопросе. А для этого отправимся в дубраву.
Чтец: — Раз, два, три, четыре, пять.
Отправляемся гулять.
Ждет нас летняя дубрава.
Ждут нас шелковые травы.
Ждут нас птицы и цветы,
Мир добра и красоты.
На природу поглядим.
Никому не повредим.
2. Беседа.
Учитель:- Глядя на экран, представьте, что мы очутились в лесу рядом с огромным дубом. Рассмотрите обитающих здесь животных. Кто из них напрямую зависит от дуба? (Мышь, жуки, кабан, олень, гусеницы, белка, сойка).
Учитель: — Что им дает дуб? (Пищу, жилье)
Учитель: — Что привело к дубу волка, лису, сову, кукушку, коршуна, змею? ( Они охотятся на растительноядных животных, которые кормятся у дуба).
Учитель: — Придут ли хищники сюда, если дуба на этом месте не будет? (Нет)
Учитель: — Почему? ( Не будет дуба, уйдут растительноядные животные, и хищникам некого будет ловить).
Учитель: — Получается, что и хищники связаны с дубом, только в отличие от растительноядных не напрямую, а косвенно.
Слайд 8.
С изображением леса, дуба и обитателей дубравы.
3. Игра «Невидимые нити».
Учитель: — У вас на партах лежат листочки, в которых записаны животные, обитающие у дуба. Соедините их с изображением дуба зелеными линиями, если они связаны с ним напрямую, и красными, если они связаны с дубом косвенно. (Дети выполняют задание)
Учитель: — Назовите животных связанных с дубом напрямую. Перечислите животных связанных с дубом косвенно.
(Дети проверяют свои работы, сравнивая их с изображением на экране).
Слайд 9. Игра.
5. Пищевая сеть.
Учитель: — На экране изображены пищевые цепочки, складывающихся у дуба. Попробуйте восстановить эти цепочки, вставив нужные звенья на место:
Желуди ——мышь——лиса
Желуди ——мышь——сова
Желуди ——мышь——змея
Желуди—— белка——коршун
Желуди —-сойка—-коршун
Желуди —-кабан—-волк
Кора ——короед——дятел
Кора——олень——-волк
Листья ——гусеница——кукушка
Учитель: — Попробуем объединить эти цепочки, чтобы не повторять одни и те же звенья. Как видите, все ниточки у нас переплелись, и получилась пищевая сеть. Почему так получается? (Потому что многие животные питаются одним и тем же)
Учитель: — Теперь, я думаю, нашему гостю понятно, с кем ему надо дружить.
Слайд 10.
Пищевые цепочки.
Слайд 11. Пищевая сеть
5. Инсценировка сказки «Дубок – теремок»
Дубок: — Из того, что я от вас услышал, я понял, кому нужен я. Но дружба предполагает взаимопомощь. Интересно, а чем эти животные помогают нам — дубам?
Учитель: — Я думаю, что на этот вопрос дубку, да и нам всем, лучше всего ответит сказка «Дубок – теремок».
1. Сценка.
Дубок – теремок
Сказка
Автор: — Вырос на полянке дубок и строен и высок. В шапке много листвы, в корнях ковёр из травы. И все бы хорошо, да крона деревьев так разрослась, что совсем перестала пропускать солнечные лучи к нижним веточкам. Ползла мимо Гусеница мохнатая, заглянула на дубок.
Гусеница: — Что, Дубок, не весел, что листики опустил, голову повесил?
Дубок: — Как же мне не грустить? Моим нижним веточкам в полумраке плохо живется, желудям солнышка не достается.
Гусеница: — Похоже, надо тебе помочь. Пусти меня к себе жить, буду я тебе служить: листики грызть, прореживать крону, чтобы не было от тени урону.
Автор: — Поселилась Гусеница на дубу, много деток наплодила, весь дуб ими заселила. Стали они листочки лишние объедать, солнечный лучик к корням пропускать. Только обрадовался Дубок, как прилетела Кукушка и говорит.
Кукушка: — Рано радуешься, Дубок. Смотри, Гусеницы тебя совсем без листвы могут оставить.
Дубок: — Не может такого быть! Мы же с ними друзья!
Кукушка: — Друзья, пока их мало, а слишком много нагрянет, и друг вредителем станет. Пусти меня к себе жить. Буду тебя защищать, от лишних насекомых избавлять.
Дубок: — Что ж, коли так, милости прошу.
Автор: — Принял Дуб Кукушку. Ещё краше стал. Лучи желуди согревают, те созревают, на землю падают, да вот только не прорастают. Загрустил Дубок. Бежал мимо Кабан.
Кабан:- Как, Дубок, поживаешь, о чем вздыхаешь?
Дубок: — Землица больно тверда, желудям ни туда, ни сюда.
Кабан:- Я буду рад тебе помочь, только пригласи меня на обед. Я копать люблю, я землицу под тобой взрыхлю.
Автор: — Остался Кабан у дуба. Землю взрыхлил, желуди посадил. А по Кабаньему следу Волк уже спешит к обеду.
Волк: — Здравствуй, Дубок. Пусти меня к себе жить, лесным санитаром служить. Кабаны быстро плодятся. Будет их много ни желудей, ни корней у тебя не останется.
Дубок: — Ну что ж, оставайся. Будешь лишних кабанчиков выслеживать, да их ряды прореживать.Автор: — Растет Дубок, молодой поросли вокруг себя радуется, дубраву взрастить мечтает. Вот только, как желуди по поляне разнести, не знает. Услышала об этом белочка и решила ему помочь.
Белка: — Здравствуй Дубок, дай мне желудей, я их на зиму в разных укромных местах закопаю, много молодых дубков насажаю.
Дубок: — Спасибо, Белочка! Для такого дела мне желудей не жалко.
Автор: — Многие животные ещё приходили, прилетали, приползали к Дубу, и все здесь себе место находили. Дубок – теремок всех приютил, и на работу определил. Не прошло и трех лет, как благодаря их помощи вокруг дуба зазеленела молодая дубравушка. Любуются ей Дубок и весело напевает песенку.
Дубок: — «Лишних у природы нет, каждый дубу в чем-то друг.
2. Беседа.
Учитель: — Какую пользу дубу приносят гусеницы?
(они прореживают листву)
Учитель: — Какую пользу дубу приносит белка?
(Она помогает дубу размножаться, закапывая желуди далеко от него)
Учитель: — Какую пользу дубу приносит кабан?
(Он рыхлит почву)
Учитель: — Зачем дубок – теремок подружился с кукушкой и волком?
(Они санитары леса)
Учитель: — О чем пел дубок, любуясь своей дубравушкой?
(О том, что у природы лишних нет)
Учитель: — В каком случае друзья дуба могут стать его вредителями?
(Если численность какого-либо вида животных становится слишком большой. Нарушается природное равновесие)
Учитель: — Итак, из сказки мы выяснили, что все, кто обитают в дубраве, нужны друг другу. Да, впрочем, на свете все нужны. Об этом как раз поется в песне, под которую я предлагаю вам провести физкультминутку.
3. Физкультминутка.
Комплекс упражнений:
1. Наклоны головой.
Вперед, назад, направо, налево.
Вперед, назад, налево, направо.
2. Потягивание.
Руки вперед, в вверх, в стороны, вниз.
3. Вращение плечами 4 раза вперед, 4 раза назад.
4. Наклоны.
5. Приседания.
6. Ходьба.
7. Восстановление дыхания.
Слайд 12.
Дубок.
Слайд 13.
Заставка сказки.
Слайд 14.
Схемы взаимосвязей.
Слайды 15 – 16.
Песня «все на свете нужны»
6. Экологическая пирамида.
Дубок: — Теперь я понял, с кем дружить и для чего. Но вот последний вопрос по поводу вредителей меня несколько напугал. Похоже, мне необходимо выяснить, сколько должно быть у меня друзей?
Учитель: — А об этом нам расскажет учебник. Откройте его на странице 103. Прочитайте статью, которая называется «Невидимая пирамида».
1. Чтение статьи учебника учащимися.
2. Беседа по прочитанному.
Учитель: — В чем заключается закон экологической пирамиды? ( Растений должно быть больше растительноядных животных, а их больше чем хищников).
Учитель: — Что произойдет, если растительноядных животных станет больше, чем растений? (Им всем не хватит пищи)
Учитель: — Почему хищников должно быть меньше, чем растительноядных животных? (Чтобы всем хищникам хватило пищи, и ещё осталось для размножения растительноядных животных)
3. Игра «Экологическая пирамида».
Учитель: — Расположите правильно в экологической пирамиде следующие составляющие цепочки питания: желуди, совы, мыши.
Слайд 17.
Дубок.
Слайд 18.
Экологическая пирамида.
7. Экологическая тропа.
Учитель: — Вы прекрасно поработали на уроке, и наш гость с вашей помощью получил ответы на все свои вопросы. Предлагаю всем отдохнуть и побывать на нашей экологической тропе.
Дети читают стихи об экологической тропе.
Слайд 19.
Экологическая тропа.
1. Стражи ворот.
К школе подхожу, и вот
Вижу стражей у ворот.
Сил ребячьих не жалея,
Мы взрастили здесь аллею.
2. Птичья столовая.
Остановка новая –
Птичья столовая!
Здесь красавицы рябинки
Поразвесили корзинки
Спелых ярко красных ягод!
Птицы их отведать рады.
3. Сторожил школы.
Если дальше мы пройдем
Великана встретим.
Ветви тополя большого
Часто треплет ветер.
Этот школьный сторожил
Четверть века пережил.
4. Дендрарий.
А теперь пройдем в дендрарий.
Здесь кусты и деревца.
26 различных видов
Радуют нас без конца.
5. Раненая береза.
Ну, а это место с грустью
Мы проходим как всегда.
Ранена людьми береза,
Нам близка её беда.
6. Цветник.
Здесь цветник, а в нем цветы
Просто загляденье.
Глаз не сможешь оторвать
В пору их цветенья.
7. Огород.
По тропе прошли и вот
Заглянули в огород.
Здесь мы сосенки растим,
Лен, гречиху и овес.
Приходите, полюбуйтесь,
Как у нас горох пророс.
8. Практическая работа.
Учитель: — Ребята, а вы хотите, чтобы наша экологическая тропа увеличилась еще на одну остановку «Молодую дубравушку». (Да!)
Учитель: — Тогда нам придется потрудиться и посадить молодые дубки. Пока это будет рассада в стаканчиках, но со временем, когда саженцы окрепнут, мы сможем пересадить их в открытый грунт на пришкольном участке.
Практическая работа по высадке желудей.
Учитель: — Кажется, наш гость что-то хочет сказать вам.
Дубок: — Дорогие ребята! Глядя на то, с какой заботой вы сажаете молодые дубки, я понял, что друзья у меня есть не только в лесу, но и в городе – и это вы! Я очень рад, что познакомился с вами и буду с нетерпением ждать вас у себя в лесу.
Слайд 20.
План работы.
Слайд 21.
Дубок.
9. Домашнее задание.
Учитель: — Дубок вернулся в лес, он надолго запомнит нашу встречу и, я думаю, будет скучать. Предлагаю вам дома написать письмо нашему зеленому другу.
В своих письмах расскажите ему о своем отношении к природе.
Слайд 22. Домашнее задание.
10. Итог урока.
Учитель: — Итак, наш урок подходит к концу. В заключении хотелось бы узнать, что вам из него особенно запомнилось.
Дети высказываются.
Учитель: — Сегодня вы не на словах, а на деле стали настоящими друзьями природы. А что бы вы посоветовали никогда не делать другим ребятам, желающими подружиться с природой? (Дети рассказывают правила друзей природы).
Учитель: — Надеюсь, вы всегда будете помнить:
Всё, что имеет человек, дает ему природа.
За это мы её беречь от всяких бед должны!
Ведь это нам с тобой, дружок,
Нужны её богатства,
И сень дубрав, и небеса, и реки нам нужны.
Урок окончен.
Слайд 23.
Правила друзей природы.
Слайд 24.
Картинка с изображением природы и с песней.
Мышь Сойка Волк Лиса
Сова Коршун
Гусеница Белка
Жук – короед Кабан
Гадюка Олень Кукушка Дятел
Мышь Сойка Волк Кукушка
Сова Коршун
Гусеница Белка
Олень Кабан
Гадюка Жук – короед Лиса Дятел
Мышь Сойка Волк Лиса
Сова Коршун
Гусеница Белка
Жук – короед Кабан
Гадюка Олень Кукушка Дятел
Мышь Сойка Волк Кукушка
Сова Коршун
Гусеница Белка
Олень Кабан
Гадюка Жук – короед Лиса Дятел
Мышь Сойка Волк Лиса
Сова Коршун
Гусеница Белка
Жук – короед Кабан
Гадюка Олень Кукушка Дятел
Мышь Сойка Волк Кукушка
Сова Коршун
Гусеница Белка
Олень Кабан
Гадюка Жук – короед Лиса Дятел
Мышь Сойка Волк Лиса
Сова Коршун
ДУБ
Гусеница Белка
Жук – короед Кабан
Гадюка Олень Кукушка Дятел
Мышь Сойка Волк Кукушка
Сова Коршун
ДУБ
Гусеница Белка
Олень Кабан
Гадюка Жук – короед Лиса Дятел
Мышь Сойка Волк Лиса
Сова Коршун
ДУБ
Гусеница Белка
Жук – короед Кабан
Гадюка Олень Кукушка Дятел
Мышь Сойка Волк Кукушка
Сова Коршун
ДУБ
Гусеница Белка
Олень Кабан
Гадюка Жук – короед Лиса Дятел
infourok.ru
Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме: Урок окружающего мира в 3 классе «С кем дружит дуб?»
Урок окружающего мира в 3 классе (1-4).
Автор программы: А.А.Плешаков.
Тема. С кем дружит дуб?
Шамсиярова Эльза Наильевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №3
с углубленным изучением отдельных предметов
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Цели урока: ознакомить учащихся с невидимой пищевой цепью и невидимой пирамидой в дубраве;
развивать логическое мышление, наблюдательность, внимательность;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
интерактивная доска SMART Board;
Приложение: презентация к уроку;
ресурс Единой коллекции ЦОР: «Пищевая цепь (№181800)»
мультимедийный диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»; мультимедийые диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»,
пособие для учащихся «Окружающий мир, 3 класс».
Ход урока.
- Организационный момент (эмоциональный настрой на урок под звуки леса)
- Сообщение темы и целей урока.
Введение в тему.
Учитель. Божья коровка
Улети на небо.
Там твои детки
Кушают конфетки.
— Кто не помнит этих слов с детства. Ваши знания об этом насекомом помогут отгадать тему урока.
Открывается файл интерактивной доски (приложение, слайд 1), на котором изображена божья коровка, вокруг которой кружки с буквами: д, т, к, у, б, ю.
— Как в народе называют божью коровку?
д — солнышко
т — тучка
— Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
Учащиеся: д — солнышко
ю — количество лет
у — к какому виду относится
Учащиеся: у — к какому виду относится
— Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
к — съедают её
б — обрывают нити и освобождают божью коровку
Учащиеся: б — обрывают нити и освобождают божью коровку
Учащиеся двигают нужный кружок по интерактивной доске и составляют слово дуб.
— Сегодня на уроке вы узнает, с кем дружит дуб, изучите экологически связи и пищевые цепи в дубовом лесу (приложение, слайд 2)
3. Актуализация знаний.
1) Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».
— Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?
Учащиеся: кто что ест.
— На какие группы делят животных в зависимости от питания?
Учащиеся: на растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.
(приложение, слайд 3)
— С чего начинаются цепи питания?
Учащиеся: с растений.
— Какое второе звено в цепи питания животных?
Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.
— Какое третье звено в цепи питания животных?
Учащиеся: насекомоядные или хищные животные.
2) Составление цепи питания божьей коровки
— К какой группе (по типу пищи) относится божья коровка?
Учащиеся: насекомое- хищник.
— Составьте цепь питания божьей коровки.
Открывается слайд 4 (приложение), где идет работа по составлению цепи питания (учащиеся двигают карточки со словами «тля», «растения», «божья коровка»).
3) Тренинг «Составление цепей питания». Работа по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2008 (раздел «Мир вокруг нас», вкладка «Игры», тема «Цепи питания»)
— Составьте цепи питания животных, выбери нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.
Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.
?
?
?
чибис
1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.
?
?
?
ящерица
2. картинки: змея, тюльпан, чибис, бабочка
4. Изучение материала урока.
1) рассказ о дубе.
— Отправляемся в гости к дубу. А какой же он дуб? В чем его сила и слабость? Об этом расскажут ребята.
Три заранее подготовленных ученика рассказывают о дубе.
1 ученик. Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет. А если срубят дуб, от пня начиняют тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. Вырастает она из особых аварийных почек. Если, например, гусеницы съедят всю листву, дерево её опять разворачивает – из спящих почек.
2 ученик. Да, да дуб – сильное дерево. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть позже других. А зимой от морозов часто погибают желуди. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, мышей, белок. Получается, что в желудях тоже слабость дуба.
3 ученик. Хотя нет, не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ. А вообще желуди очень интересны. Ты, конечно, видел на них шапочки. Научное название этих шапочек – плюски. Они кажутся симпатичным украшением. На самом деле это не украшение, а защита. Когда желуди созревают и опадают, плюски еще некоторое время висят на дереве. Потом опадают и они.
Открывается мультимедийная панорама смешанного леса. (Мультимедийная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)
2) Повторение правил поведения в лесу.
— Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу.
Учащиеся. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.
Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Не уничтожать лягушек, жаб.
Не трогать птичьи гнезда.
Не приносить из леса животных домой.
3) Работа по схеме «Друзья дуба».
— Еще одно и очень важное правило – в лесу должна быть тишина. Отправляемся в дубраву. Посмотрите как много животных в дубраве. Продвигаясь по схеме, подумайте о том, как связаны все эти животные с дубом.
Открывается слайд 5 (приложение), схема, на которой справа расположены картинки с изображением животных)
— Кто должен быть во втором звене цепи?
Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.
— Выберите и выставьте таких животных напротив стрелок.
Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: кабана, лося, мышей, белку и сойку.
Учитель включает из «Вложений» фильмы о кабане и белке (Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)
— Как эти животные связаны с дубом?
Учащиеся. Эти животные напрямую связаны с дубом. На них охотятся хищники.
Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: волка, лису, сову, змею и орла.
Учащиеся делают вывод о том, что хищники тоже связаны с дубом, хоть и косвенно.
Учитель включает из «Вложений» фильмы о волке и лисе (Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)
.
— Мы видим, что отдельные цепи переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
4) Невидимая пирамида.
Учитель. Отгадайте загадки:
— В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Учащиеся: желудь.
— Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
Учащиеся: мышь.
— У неё глаза большие
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
Учащиеся: сова.
— Составим цепь питания совы.
Открывается слайд 6 (приложение) с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.
— Кто крупнее в этой цепи питания?
Учащиеся. Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.
— Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?
Учащиеся. Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.
— И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.
Открывается слайд 7 (приложение) с изображением пирамиды; рисунков желудей, мышей, совы, карточек со словами: «сова», «мыши», «желуди».
— Как вы думаете, что будет в основании пирамиды? Почему?
Учащиеся. В основании пирамиды будут желуди, потому что их очень, очень много. Они начало пищевой цепи.
Один ученик «заполняет» (двигает картинки) желудями основание пирамиды, и придвигает карточку «желуди»
— А кого поместим в центр пирамиды?
Учащиеся. В середине пирамиды будут мыши, тат как их много, и они питаются желудями.
Один ученик вставляет картинку с мышами в середину пирамиды и придвигает карточку «мыши».
— И вершина пирамиды – сова (учитель придвигает картинку с изображением совы).
Учитель включает из «Вложений» фильм о сове (Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)
.
— Как вы думаете, почему хищников меньше, чем травоядных?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель предлагает посмотреть анимированную модель (карточка ресурса Единой коллекции ЦОР: «Пищевая цепь (№181800)»), позволяющую предсказывать последствия нарушения экологического равновесия.
Вывод: невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
5) работа в рабочей тетради «Окружающий мир»
— Составь экологическую пирамиду по тексту:
«На зеленом лугу летают бабочки, которых ловит ящерица, ящерицу поймает змея, а змею сокол».
Учащиеся записывают в пирамиду слова: бабочки, ящерица, змея, сокол.
5. Итог урока.
1) Тест на интерактивной доске. Учащиеся обводят правильный вариант ответа.
— Назовите друзей Дуба:
1) лось
2) медведь
3) кабан
4) мыши
— Кто напрямую связан с дубом?
1) мыши
2) волк
3) сойка
4) лось
— Кто косвенно связан с дубом?
1) белка
2) сова
3) змея
4) орел
Проверка с доски.
2) Обобщающий вывод:
— В природе все и всё связано между собой. Сети питания переплетаются и образуют пищевую сеть. Растения и животные образуют экологические пирамиды. В основании – растения, а на вершине – хищные животные.
Домашнее задание.
- Приготовить сообщение об одном из друзей Дуба;
- Выполнить задания №4 из пособия «Окружающий мир» (на рисунке изображен участок сада. Составить несколько возможных цепей питания).
nsportal.ru
Конспект урока природоведения в 3-м классе «С кем дружит дуб?»
Разделы: Начальная школа
Цель.
- Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой дубового леса.
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Учебники, тетради, конверты с наборами шаблонов листьев деревьев нашего края, таблица «С кем дружит дуб?», «с кем дружит осина», звукозапись «Путаница», иллюстрации животных, растений, «пирамида», «пищевая сеть», природа ПМР.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (приложение 1)
На прошлом уроке мы говорили о делении на группы животных по особенностям питания.
Учащимся первого ряда предлагаю выполнить тестовое задание на отметку.
Фамилия __________________________________.
- Животные, которые питаются растительной пищей, называются ______________________.
- Животные, которые едят насекомых, называются _____________________.
- Животные, которые охотятся на других животных, называются ______________________.
- Животные, которые едят растительную и животную пищу, называются ______________________.
- Цепи питания начинаются с _______________________________________.
- Восстанови цепи питания:
- Зоология — это наука о ___________________.
Остальные учащиеся прослушают рассказы – 1) Цепи питания; 2) Доброе слово о хищниках. Дополняют ответы.
III. Сообщение темы урока.
На прошлом уроке мы составляли цепи питания. Первым звеном одной из цепи было растение, отгадайте, какое?
И высок я, и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Сегодня вы узнаете, с кем дружит дуб, что такое невидимая сеть питания и из чего состоит невидимая пирамида. Запись темы.
IV. Рассказ учителя. Во время рассказа учитель прикрепляет к изображению дуба картинки с животными и птицами. (Включается запись пения птиц.) После рассказа ответите на вопросы учителя. Будьте внимательны! Работа в тетрадях. Отвечая, ученики выбирают ответ с нужной буквой.
Местность, где растут красавцы-дубы, называют – дубравой. Дубы стоят друг от друга далеко. Под коренастыми дубами – тень, на полянках – свет. В тени мало растительности, зато на солнечных полянках и высокая трава, и густые кусты – орешник, шиповник, боярышник. Дуб – дом пятиэтажный. На каждом из пяти этажей – квартиры и в каждой – свои жильцы. Птице и зверю здесь раздолье. Даже на стволе селятся грибы, лишайники, жуки и личинки.
На первом этаже — под землей живут мыши, кроты, землеройки. На втором этаже живут еж, заяц, косуля, кабан, кормом которым служат кора и желуди. На третьем гнездятся рябчик, глухарь, тетерев. Четвертый населяют белки, дятлы да прилетают за желудями шумные сойки с голубыми пятнышками на крыльях, наедятся досыта да еще с собой про запас прихватят. Пятый этаж населяют иволги и строят свои гнезда хищники канюк, ястреб. Дуб – одно из распространенных деревьев Приднестровья. Иллюстрация дубрав нашей местности.
— Как называют местность, где растут дубы? |
|
(дубрава, дубняк) |
|
О,А |
— Сколько этажей можно рассмотреть у дуба? |
|
(три, пять) |
|
Т, Д |
— Кто населяет первый этаж? |
|
(птицы, мыши ) |
|
Л, Р |
— Что служит кормом кабанам? |
|
(кора, желуди) |
|
И, Ы |
— Какая птица делает запас желудей? |
|
(ястреб, сойка) |
|
Ч, Щ |
— Где строит гнездо иволга, канюк, ястреб? |
|
(внизу, вверху) |
|
Н, М |
— Какое самое распространенное дерево в ПМР? |
|
(кедр, дуб) |
|
О, А |
Если вы правильно ответили на вопросы учителя, у вас получилось слово. (О Т Л И Ч Н О)
К уроку труда вы собирали плоды дуба и дубовые листочки, где в нашем городе растут дубы?
V. Практическое занятие.
Конечно, вы знаете, как выглядят листья дуба? У вас конверты, в которых лежат листья с деревьев нашего края. Сможете ли вы назвать деревья по листьям.
Интересные сведения о дубе вы сможете сообщить друг другу, прочитав их на дубовых листьях. Будьте внимательны! После ответов, скажите, что узнали нового об этом дереве? Читают стоя.
- Листья дуба распускаются очень поздней весной, но долго удерживаются на ветках осенью.
- Кора дуба используется для производства изделий из кожи, кораблестроении.
- Кора дуба используется в медицине, как противовоспалительное средство.
- На листьях дуба можно обнаружить вздутия – галлы. Их используют для изготовления красителей.
- Из семян дуба можно получить муку или крупу, специальный желудёвый кофе.
- В мире насчитывают 600 видов дубов.
- В нашей местности распространен черешчатый дуб или летний.
- В России насчитывают 20 разновидностей дуба.
- Дуб в переводе с латинского языка означает красивое крепкое дерево.
- Высота дуба обычно достигает 40-50 м в высоту. Диаметр дуба от 100 см до 150 см.
- Дубовые листья – хороший корм для дубового шелкопряда – поставщика натурального шёлка.
- Дуб – одно из самых долговечных растений, живет 500-1000 лет. Но в первые годы растет очень медленно.
- Быстро расти дуб начинает с 8-10 летнего возраста. Плоды появляются только в возрасте 20-30 лет.
Что нового вы узнали о дубах?
VI. Разминка.
Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет
Раз наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.
VII. Работа с учебником.
Сегодня мы выясняем, с кем дружит дуб. Работая со статьями учебника, мы выясним, невидимые сети и пирамиды питания обитателей дуба. Узнаем, что такое экологическая пирамида.
Откройте учебник на с. 100.
Читают сильные ученики. Кто связан с дубом напрямую, а кто косвенно?
Чтение на с. 102. Составьте цепи питания по рисунку. Такую же таблицу вывешивает учитель.
Работа в тетради. Запишите определение. Сеть питания – переплетение цепей питания между собой.
VIII. Закрепление.
Отгадайте загадки.
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь).
Эта маленькая крошка, рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна в норке прячется она. (Мышь).
У нее глаза большие, хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (Сова).
Учитель выставляет картинки с изображением желудя, мыши, совы на карте пирамиды. Составьте из этих карточек цепь питания в тетради. Объясните порядок расположения. (Жёлудь – мышь – сова.)
Чтение текста «Невидимая пирамида» с.103.
Что изучает наука экология? Наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.
Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.
IX. Сказка в записи.
В природе все взаимосвязано. Если нарушится одно из звеньев, исчезнут животные, растения, входящие в цепь питания.
Послушайте сказку «Путаница». Прослушав, ответьте на вопрос: почему, если у зайца не окажется врагов, им станет хуже, а не лучше.
X. Правила друзей природы.
Экология – это наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой. Чтобы дуб мог нас радовать своей красотой и выполнять главную функцию – обогащение кислородом, какие вы назовете правила «друзей природы»?
В тетради учащиеся находят значки-рисунки и формулируют правила.
- не ломать ветки.
- не жечь костры.
- ходить по тропинкам.
- не вытаптывать редкие растения.
- не оставлять после себя мусор.
- не разорять птичьи гнезда.
Выразительное чтение стихотворения об охране природы.
XI. Итог урока. Домашнее задание.
Выставление отметок.
Чтение, пересказ с. 100 – 104.
С. 104, з.2.
6.06.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«С кем дружит дуб» 3 класс.
Окружающий мир
УМК « Школа России»
3 класс
МБОУ «Злынковская СОШ№2»
Учитель начальных классов Капинская Ольга Петровна
Загадка.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
Дуб.
Дубрава
Правила поведения в лесу
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
- Не срывать и не затаптывать цветы и лекарственные растения.
- Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Не уничтожать лягушек, жаб.
- Не трогать птичьи гнезда.
- Не приносить из леса животных домой.
- Еще одно и очень важное правило – в лесу должна быть тишина.
Тема: Невидимая сеть и
невидимая пирамида в лесу.
С кем дружит дуб?
Пищевая сеть.
Загадки
- В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь.)
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь.)
- У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
(Сова.)
Экологическая пирамида
На лугу
«На зеленом лугу ползают змеи, бегают ящерицы, порхают бабочки, высоко в небе парят соколы».
На лугу
Тест
- Назовите друзей Дуба:
1) лось
2) медведь
3) кабан
4) мыши
— Кто напрямую связан с дубом?
1) мыши
2) волк
3) сойка
4) лось
- Кто косвенно связан с дубом?
1) белка
2) сова
3) змея
4) орел
Домашнее задание.
- Приготовить сообщение об одном из друзей Дуба.
- Выполнить задания №4 из пособия «Окружающий мир» (на рисунке изображен участок сада. Составить несколько возможных цепей питания).
- Учебник, стр. 100-104 ответить на вопросы.
- Рабочая тетрадь
Интернет-источники:
http://pic.mob.ua/ дубовые листочки
http://www.permvelikaya.ru/ дубрава
http://detirisuyut.ru/ лось
http://iv-flowers.com/ лесная мышь
http://gigamir.net/lifestyle/rкабан
http://www.photoforum.ru/ белка
http://forums.disenteria.ru/ сойка
http://www.membrana.ru/ гусеницы
http://www.rewalls.com/ волк
http://muguzi-zabidi . лиса
http://podelki-luchshie.ru/ сова
http://megapix.pp.ua/ змея
http://www.zooschool.ru/ кукушка
http://adamast.ru/wall17501.htорёл
http://kidsrisunki.ru/ луг
http://miranimashek.com/ бабочка
http://anime.wayy.ru/photo/ сокол
http://smayli.ru/smile/ змея анимашка
http://www.lenagold.ru/ ящерица
http :// vospitatel . com . ua / пословицы про дуб
http :// www . svyatogorsk . ru / дуб картинка
Литература:
Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2012.
Т. Д. Нуждина. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду .-Ярославль: «Академия развития», 2007г.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Москва: «Просвещение», 2004г
Пословицы и поговорки про дуб:
- Не срубишь дуба, не отдув губы.
- Дуба плоды только свиньям годны.
- Дуб стар, да корень свеж.
- Велик дуб, а от малого топора падает.
- Буря дуб свалит, а тростник устоит.
- Дуб свой рост не спеша набирает.
videouroki.net
С кем дружит дуб 3кл.
Урок окружающего мира в 3 классе.Тема урока: Дуб и все вокруг него.
Цели урока: 1.Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в
дубовом лесу, а также дать понятие: экологическая пирамида.
2. Развивать речь, память.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Рисунки: дуб, желуди, белка, кабан, лось, мышь, сойка, гусеницы, сова, волк, лиса, кукушка, змея, орел; разноцветные карточки с загадками; карточки для работы в парах; слова: дубрава, пищевая сеть, экологическая пирамида, презентация.
Тип урока: комбинированный (по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».)
Ход урока.
I. Орг. момент. Прозвенел звонок веселый
Начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
II. Мобилизующая часть урока.
— Сегодня в начале урока мы проведем блиц-турнир, при проверке домашнего задания выполним тест, а также узнаем с кем дружит дуб, изучим экологические связи в дубовом лесу. (Слайд №1)
III. Повторение.
«Блиц-турнир»
— Что такое природа?
— Какая бывает природа?
— Что относится к неживой природе?
— Назовите царство живой природы.
— Чем живая природа отличается от неживой природы?
— Какая наука занимается изучением растений?
— Назовите группы растений.
— Какая наука занимается изучением животных?
— Назовите группы животных?
IY. Проверка дом. задания.
ТЕСТ (у каждого учащегося на парте)
1. Как называется наука о животных?
А) зоология.
Б) ботаника.
2. Каких животных называют растительноядными?
А) которые питаются насекомыми.
Б) которые питаются растениями.
3. Каких животных называют насекомоядными?
А) которые питаются насекомыми.
Б) которые питаются растениями.
4. Какие из указанных животных относятся к хищникам?
А) волк, лиса.
Б) мышь, лось.
5. Какая цепь питания составлена правильно?
А) комар – лягушка – цапля.
Б) рожь – мышь — орел
Y. Работа по теме.
— Отгадайте загадку:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
Дети: Дуб.
— Дуб – сильное дерево. Но у него есть и слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех деревьев. Дуб живет очень долго – 500 лет и более.
-К какой группе растений отнесем дуб?
Дети: К цветковым растениям.
— Назовите плод дуба.
Дети: Желуди.
— Как называется дубовый лес?
Дети: Дубрава.
— Какие правила надо соблюдать в лесу?
(Ответы детей)
— Молодцы! Правила поведения вы знаете. Еще одно очень важное правило – в лесу нужно вести себя тихо. Итак, отправляемся в дубраву! (Звучит музыка)
— Отгадайте загадку.
Ученик: (красная карточка) В дупле живет
Да орешки грызет.
Дети: Белка.
У
educontest.net
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «С кем дружит дуб»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Томска
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
«С кем дружит дуб»
подготовила
учитель начальных классов
Кухта Лариса Александровна
г. Томск
2014
Тема: С кем дружит дуб
Цели урока:
познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу, воспитывать бережное отношение к природе,
учить наблюдательности.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с питанием животных, учились составлять цепи питания.
— На какие группы делятся животные в зависимости от питания?
— Что такое цепь питания? Проверим, какие цепи питания вы составили дома (рабочая тетрадь с.45 № 4)
— Почему цепи питания начинаются с растений?
— Какое второе звено цепи питания животных? (растительноядные животные)
— А что скажете о третьем звене цепи питания? (это насекомоядное или хищное животное).
— Расскажите, как хищники приспособились к добыванию пищи? (острые зубы, когти, бесшумны в движениях и т.д.)
— А как животные приспособились защищаться от хищников? (окраска, быстрый бег, панцири и раковины, едкая кровь, яд и др.)
— К какой группе по типу питания можно отнести божью коровку? (божья коровка – насекомое — хищник)
— Тогда составьте цепь питания божьей коровки.
— Проверим (сравнение с эталоном – на слайде 1 РАСТЕНИЯ – ТЛЯ – БОЖЬЯ КОРОВКА)
— Как вы относитесь к божьим коровкам?
А теперь объясните данную цепь питания (слайд 1):
БЕРЁЗА, РЯБИНА ЛОСЬ, ЗАЯЦ ВОЛК
— А что произойдёт, если исчезнут волки?
3.Сообщение темы и целей урока.
— Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы и отгадать слово.
Как в народе называют божью коровку?
Д – солнышко Т – тучка Р – кнопочка
Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
Ю – количество лет У – к какому виду относится
Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
К – быстрее начинают есть
Б – обрывают нити и освобождают жуков.
— Какое слово у нас получилось? (дуб)
— Что обозначает это слово? (растение, дерево)
— Итак, сегодня у нас в гостях дуб. (слайд 2) Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.
4.Введение в тему урока.
— Я надеюсь, что все наши дети хорошие друзья дуба и многое о нём знают.
(5 учащихся рассказывают о дубе – Приложение 1 слайды 2, 3, 4, 5, 6)
— А как называется дубовый лес? (дубрава слайд 7)
— Какие правила надо соблюдать в лесу? (учащиеся рассказывают правила, которые дублируются на слайде 8)
5.Пищевая цепь дубового леса
— Молодцы! Правила поведения в лесу вы знаете хорошо. А есть ещё одно важное правило – в лесу должна быть тишина, чтобы не спугнуть друзей дуба. Итак, отправляемся в дубраву!
— Кто же дружит с дубом и с кем дружит дуб? (слайд 9, 10)
— Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеницы – это животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба. Они напрямую связаны с дубом. А на этих животных охотятся хищники – волк, лиса, сова, змея, орёл, кукушка.
— Какой вывод можем сделать? (Хищники тоже связаны с дубом, только косвенно.)
— Рассмотрим цепи питания в дубовом лесу. (слайды 11, 12, 13)
— Эти цепи питания переплетаются между собой и образуется сеть питания, или пищевая сеть. Вот такая пищевая сеть в дубовом лесу. (слайд 14)
— Сколько отдельных цепей питания можно насчитать в этой сети? (8 цепей)
— Какой вывод можно сделать о лесе, глядя на эту сеть питания?
ВЫВОД: Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – единое целое.
6.Физкультминутка
7.Невидимая пирамида – беседа
— Отгадайте загадки (слайды 15, 16, 17, 18)
В золотой клубочек спрятался дубочек (жёлудь)
Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна в норке прячется она. (мышь)
У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днём. (сова)
— Составьте из этих карточек цепь питания. (Даны карточки со словами:
ЖЁЛУДЬ, МЫШЬ, СОВА).
ЖЁЛУДЬ —— МЫШЬ —— СОВА
— Кто крупнее в этой цепи питания? (сова)
— Сравните мышь и жёлудь. Что можете сказать о них?
— Конечно, мышь крупнее жёлудя. Но если бы у нас были весы и мы бы взвесили всех сов в лесу, всех мышей и все жёлуди, то оказалось бы, что жёлуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Кто догадывается, почему?
— Да потому, что желудей в лесу очень — очень много, мышей просто много, а сов мало.
— Случайно ли это?
— Конечно, нет. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – много желудей.
— Получается экологическая пирамида. (слайд 19)
— Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. А растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
8.Закрепление. Работа в группах. (Класс делится на 4 группы)
— Каждой группе нужно построить схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса.
По окончании работы представитель от каждой группы защищает свою схему. Остальные добавляют и уточняют ответы.
9.Итог урока.
— Назовите друзей дуба.
— Кто напрямую связан с дубом?
— А кто косвенно связан с дубом?
— Что такое пищевая сеть? А экологическая пирамида?
— Почему говорят, что лес – единое целое?
— Какой вывод о живых существах мы сделаем?
ВЫВОД (читается в учебнике): В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя сеть питания. Растения и животные образуют также экологические пирамиды. В их основании – растения, а на вершине – хищные животные.
10.Домашнее задание.
Прочитать параграф учебника, выполнить задания в рабочей тетради.
Приложение
Слабость и сила дуба
1 – ученик: Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет!
2 – ученик: А если срубят дуб, от пня начинает тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. С большими потому, что вся влага, которую выкачивают из земли мощные корни, поит теперь только эту поросль. Вырастает она из особых спящих почек. Эти почки долгие годы, с самой молодости дерева, сидят на стволе, не трогаясь в рост.. Они аварийные. Вот срубили дерево – пень и зазеленел.
3 – ученик: Да, дуб – сильное дерево. Но есть у него и слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев.
4 ученик: А зимой от морозов часто погибают жёлуди. Также они погибают и от засухи – высыхают и прорасти уже не могут, от лишней влаги загнивают. Они также «тяжелы на подъём». Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей, чтобы расселили они его деток. Получается, что и в желудях есть слабость дуба.
5 –ученик: Хотя не только слабость, но и сила. Жёлуди содержат большой запас питательных веществ. Поэтому проростки, появляющиеся весной или в начале лета, хорошо и быстро растут. Вообще, жёлуди очень интересны. Они носят «шапочки» — плюски, которые кажутся симпатичным украшением жёлудей. На самом деле это не украшение. Назначение плюсок – защищать мягкое и нежное основание растущего жёлудя.
6 – ученик: Хотя у дуба есть и лсабости, он издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Древние греки обожествляли дуб и посвящали его богу Зевсу. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.
7 – ученик: Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно, растёт в Литве – «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет.
В селении Верхняя Хортица на Днепре растёт дуб, издали напоминающий огромный шатёр. Тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайные годы он будто бы даёт до 10000 кг жёлудей. Ими можно засадить новый лес площадью 100 гектаров.
Список использованной литературы
1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.. Мир вокруг нас 3 класс. Ч.1.- М.: «Просвещение», 2006.
2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.. Мир вокруг нас 3 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1.- М.: «Просвещение», 2006.
3.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. wallpaper.zoda.ru
2. lostcivilization.info
3. greekroman.ru
4. liveinternet.ru
5. buturlinovka777.ru
6. 900igr.net
7. gazeta.lv
8. silverinform.ru
9. ptzonline.ru
globuss24.ru
Открытый урок окружающего мира по теме «Пищевая цепь. С кем дружит дуб?» 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Организационный момент.
Здравствуйте, юные исследователи! Я рада, что мы снова вместе и продолжаем увлекательное путешествие по окружающему миру. Пожалуйста, посмотрите этот видеоклип и скажите, где будет продолжаться это путешествие.
1 слайд. «В мире животных» (Приложение 1)
Как прекрасен мир животных. А что мы с вами знаем о разнообразии животного мира?
2-3 слайд. «Какие бывают животные?»
Какие бывают животные по строению? (Одноклеточные
и многоклеточные).
В строении тела животного может быть
позвоночник, а может его и не быть. Значит,
животные могут быть беспозвоночные и
позвоночные. Помогите мне, пожалуйста,
восстановить таблицу по описаниям групп
животных и по фотографиям и картинкам их
представителей.
Беспозвоночные и позвоночные.
Игра «Восстанови таблицу»
А ещё мы с вами узнали, что все животные питаются разной пищей.
4 слайд. Классификация по типу питания
На какие 4 группы можно разделить животных по
типу питания.
Дети должны дать определения.
5 слайд. Игра «Последнее звено»
Что обозначает эта схема? (Цепь питания).
У вас на партах лежат картинки.
Задание: кто больше составит цепей питания. Работаете в парах, а это значит прислушиваться к мнению соседа. Каждый ряд составляет свои цепи питания.
6, 7, 8 слайд. Проверка.
На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что любая цепь питания всегда начинается с … (растения).
Серьёзные проблемы сегодня
Будем мы решать, наблюдать,
анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
С кем дружит дуб?
Это важно или нет?
А для этого мы должны отправиться на экскурсию
в лес.
Закройте, пожалуйста, глазки, положите свои умные
головушки на парты и послушайте звуки, которыми
встречает нас лес.
9 слайд. Звуки леса.
Откройте глазки, потянитесь, сядьте хорошо. Вот
мы и в лесу.
А знаете ли вы, как вести себя в лесу?
Я и не сомневалась.
Используя карточки, расскажите правила поведения в лесу.
А кто следит за порядком в лесу?
Наши лесники приготовили для вас интересные факты о дубе.
8-10 слайды. Сила и слабость дуба.
Что нового для себя вы узнали из рассказов ребят?
А ещё я скажу вам по секрету, что в гости к
дубу ходил кот Маклай.
Он тоже узнал много интересного о дубе, о тех, кто
с ним дружит, сделал много фотографий своим
волшебным фотоаппаратом. Эти фотографии и свой
рассказ он прислал нам.
У вас на партах лежит волшебная фотография дуба.
Посмотрите на неё и скажите: почему она
волшебная?
А ещё у нас есть необычные разноцветные кружочки,
они помогут нам в дальнейшей работе.
11 слайд. Выезжает «С кем дружит дуб?»
Внимательно слушайте рассказ кота Маклая и отмечайте животных кружками разного цвета:
Зелёные – растительноядные
Синие – насекомоядные
Красные – хищные
Жёлтые – всеядные
Учитель отмечает вместе с детьми по ходу рассказа.
Рассказ кота Маклая.
А теперь посмотрите на наши фотографии. Они все
расцвечены разными кружками и это очень нам
поможет в составлении цепей питания дуба.
Какие из них вы можете назвать?
12 слайд. Сеть питания дуба.
Давайте проверим, все ли цепи питания мы назвали. Некоторые цепи питания у нас пересеклись. Как вы думаете, почему это произошло?
Работа по учебнику.
Откройте учебник с. 103.
Давайте познакомимся ещё с одним новым понятием.
Невидимая пирамида.
Дети читают по цепочке.
Скажите мне, пожалуйста, что такое экологическая
пирамида?
13 слайд. Групповая работа.
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового о дубе. Но кроме дуба в лесу много других деревьев. Одно из них – ель. Я думаю, что теперь вы сами, как настоящие исследователи и знатоки природы, сможете выполнить следующие задания. (слайд)
У вас на партах лежат карточки с номерами. Это
номер группы, в которой вы работаете. Пожалуйста,
подойдите к столу с таким же номером.
Давайте познакомимся с заданиями.
Групповая работа.
Проверка. Каждая группа выбирает одного человека, который представляет их работу.
14 слайд. И.А.Крылов «Свинья под дубом».
А теперь давайте вернёмся к дубу и посмотрим,
что там происходит.
Как вы думаете, какие черты характера высмеивает
И.А.Крылов в своей басне?
Могут ли люди нанести вред природе? Что может
произойти, если будут нарушены невидимые сети?
15 слайд.
Посмотрите на эти фотографии. Всё это мы
наблюдали с ребятами в сентябре, когда ходили в
поход. Как вы думаете, может ли то, что мы с вами
видим повлиять на состояние природы?
Какое это будет влияние – положительное или
отрицательное?
Как можно исправить эти нарушения?
16 слайд. Природоохранная деятельность.
Нам с вами пора возвращаться обратно. Я предлагаю вам ещё раз полюбоваться красотой русской природы.
17 слайд. «Красота».
Итог урока.
Вот мы с вами и в классе.
Что произвело на вас наибольшее впечатление?
Что вы не знали, а сейчас знаете?
Какие задания показались вам наиболее
интересными?
Пригодятся ли вам знания этого урока в
дальнейшей жизни?
Д/З:
- Прочитать в учебнике с.100 – 104
- Выполнить задание в рабочей тетради с.47 № 1, 2
- Творческое задание: приготовить сообщение о любом животном, которое заинтересовало вас на этом уроке.
Рефлексия.
На доске изображены 3 человечка. Оцените свою
работу. Кому на уроке было всё понятно, вы
уверенно справлялись с заданиями. Прикрепите
магнит весёлому человечку.
Если вы затруднялись при выполнении заданий,
чувствовали себя неуверенно, прикрепите свой
магнит второму человечку.
Кому на уроке было очень трудно работать,
прикрепите свою фишку грустному человечку.
Мне хочется сказать спасибо всем за работу.
15.06.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai