cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока от первобытности к цивилизации 5 класс – План-конспект занятия по истории (5 класс) на тему: От первобытности к цивилизации

План-конспект занятия по истории (5 класс) на тему: От первобытности к цивилизации

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

3 мин

Устный опрос:

1. Как возникли земледелие и скотоводство?

2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

5 мин

Металл

Вопросы для обсуждения:

1 слайд

1. Расположите эти открытия и изобретения в хронологическом порядке.

2 слайд

2. Эти изобретения и открытия каждое по своему коренным образом изменили жизнь людей. Как вы думаете, какое открытие стало следующим грандиозным шагом в развитии человечества?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Каменные орудия

Освоение огня

Наскальная живопись

Лук и стрелы

Лодка

Прядение и ткачество

Колесо

Гончарный круг

Плуг

2. Открытие металлов.

Целеполагание

2 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

3 слайд

О значении открытия металлов для последующего развития человечества.

Запись в тетрадь темы занятия:

От первобытности к цивилизации.

Изучение нового материала

24 мин

Бронзовый век,

Бронза,

Разделение труда,

Деньги,

Родовая община,

Соседская община,

Знать

1. Открытие металлов.

4 слайд

5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.

1. Какие свойства металлов мог оценить древний человек?

Золото, серебро, медь и олово – те металлы, с которыми человек познакомился раньше всех. Из золота и серебра изготавливали украшения и ритуальные предметы. Из сплава меди и олова – бронзы – начали изготавливать орудия труда.

2. Чем бронзовые орудия труда лучше каменных?

3. Почему охотники и собиратели не открыли металлы?

4. Как человек мог узнать о свойствах металлов?

5. Какое значение для человека имело открытие металлов?

Открытие металлов сыграет важную роль в процессе расслоения общества.

5 слайд

Изготовление бронзовых изделий. Прокомментировать слайд.

2. Появление обмена и денег.

6 слайд

Появление земледелия, скотоводства и ремесла привело к разделению труда, когда каждое племя специализировалось на определенном виде трудовой деятельности, а это в свою очередь привело к необходимости обмена.

1. Почему произошла специализация племен?

2. Легко ли было с помощью обмена получить необходимое?

3. Что может стать деньгами?

3. Община и знать.

7 слайд

Изначально человек жил сплоченным коллективом – родовой общиной.

Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом.

Со временем из родов выделялись большие семьи, которые начали проживать отдельно, возникали поселки, где жили не родственники, а соседи. Таким образом, возникает соседская община.

Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.

8 слайд

Возникновение соседской общины повлекло возникновение индивидуальной собственности, что, в свою очередь, привело к возникновению имущественного неравенства. На основе имущественного неравенства началась дифференциация общества: выделилась знать, обычные крестьяне, рабское население.

4. Работа с контурной картой.

Перед тем, как учащиеся будут систематически выполнять задания в контурных картах, необходимо одну из карт (первую) сделать под руководством учителя.

Алгоритм выполнения заданий в контурной карте:

1. Необходимо сопоставить выполняемую карту в контурной карте с картой в историческом атласе.

2. Внимательно прочитать первое задание: «Подпишите названия континентов. Выделите территорию предполагаемой прародины человека и отметьте на карте стрелками пути расселения древних людей». (Дрофа, 5 кл.)

3. Выделить все требуемые элементы ответа. В первом задании их три.

4. Выполнять задания по порядку, ища ответы в атласе.

5. По мере заполнения карты, заполнять легенду карты.

6. Необходимо обращать внимание на аккуратность заполнения.

Учащиеся записывают дату в тетрадь.

1. Плавкость и прочность.

Медь+Олово=Бронза.

2. Они гораздо прочнее, и их можно переплавлять.

3. Самородки можно найти, обрабатывая землю. Охотники и собиратели имели дело только с поверхностью земли.

4. Самородок мог случайно упасть в огонь и начать плавиться.

5. Любую работу можно делать быстрее и эффективнее. Племена начали отличаться друг от друга по уровню экономического развития.

1. Земледелие и скотоводство требует коллективной работы, поэтому целые племена были заняты в данном производстве.

2. Трудно, необходимо было либо найти человека с нужным товаром, либо обмениваться несколько раз.

3. Что-то редкое и ценное, соль, золото, серебро, драгоценные камни.

Ученики переписывают определения в тетрадь.

Ученики переписывают схему в тетрадь.

Закрепление

3 мин

Точечные вопросы:

1. Почему стала разрушаться родовая община?

2. Почему золото, серебро, мед и олово стали первыми металлами, которые начал обрабатывать человек?

3. Можно ли было сохранить равенство среди жителей соседской общины?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

3 мин

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

В чем значение открытия металлов для последующей истории человечества?

9 слайд

Рефлексивный экран

Анализ своих ошибок:

Вспомните все свои ошибки, подумайте, как их избежать в следующий раз?

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

10 слайд

Домашнее задание:

Внимательно прочитать §5, устно ответить на вопросы после него.

Прочитать §7, приготовиться к викторине по параграфу.

Учащиеся записывают домашнее задание.

nsportal.ru

Урок на тему «От первобытности к цивилизации» 5 класс

Обобщающий урок по теме «От первобытности к цивилизации»

Цели и задачи:

1.Пробудить интерес к предмету и теме, повторить и закрепить изученное, облечь материал в образную форму, что способствует его лучшему усвоению и закреплению.

2. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся,

3. Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.

Организация урока:

Лучше всего поделить класс на 2-3 команды. Приготовить фишки участникам за правильные ответы. Если проводить игру во внеурочное время для всей параллели, то тогда лучше составить сборные команды. Выбрать ведущего – помощника и пригласить жюри. Распределить роли артистов. Заранее дать задание учащимся прочитать одну из книг Жозефа- Ронни Старшего. Чтобы было ещё интереснее, каждая из групп готовит одну картину.

Учитель: Какой период всемирной истории вы уже изучили на предыдущих уроках?

Ответ: Этот период времени ученые назвали первобытностью.

Учитель:

А чем этот период времени отличается, например, от современности?

Вот это мы с вами и выясним сегодня. Мы повторим и обобщим знания по теме « Жизнь первобытных людей».

Я приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие по Древнему миру. Во время путешествия вы должны пройти несколько испытаний, вы будете учиться логически мыслить, кроме того вам предстоит ответить на вопросы викторины или решить кроссворды, подготовленные вашими товарищами. И в конце урока нам предстоит ответить на вопрос:

— Каковы черты первобытности или первобытного общества Вы можете определить?

За каждый правильный ответ выбудете получать баллы. Кто наберет наибольшее количество баллов, то получит за урок оценку « 9» или «10»

Итак, вы готовы? Тогда в путь!

Постойте, а куда же нам двигаться дальше?

Что необходимо иметь путешественникам, чтобы правильно определить свой путь? (историческую карту)

Станция «Задачково»

Задача №1. Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль?

Задача №2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Задача №3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Станция «Понятия»

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное (собака)2. Толстый слой льда (ледник).4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща (род) 6. Подарок людей идолу (жертва) 7. Древнее орудие для рыхления почвы (мотыга). 8. Древнее животное, переносящее холодный климат (мамонт) 9. Гибкий прут, стянутый тетивой (лук). 10. Первый металл, открытый человеком (медь) 11. Связанные вместе брёвна (для передвижения по воде) (плот) 12. Знатный человек, возглавлявший войско (вождь). 13. Несколько родов (племя)

По вертикали: 1. Первые занятия древних людей (охота, собирательство)

3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам (археология)

4.Наука, изучающая восстановление облика человека (антропология)

Станция «Рассказово»

Учитель: Как притягательны тайны далёкого прошлого истории человечества. Сколько неразгаданного и неизвестного хранит она, о многом можно лишь только догадываться. Благодаря кропотливому труду учёных, исследователей мы можем представить, как жили люди в далёком прошлом. А если чуть пофантазировать, то легко можно перенестись в те незапамятные времена.

Из отрывка определить, о каком изобретении человека идёт речь?

Учитель: В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем – огонь был мёртв!

Они поддерживали его в трёх клетках. Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили через реки и болота. Он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твёрдыми концы рогатин.

И вот теперь он мёртв! Отчаяние овладело даже мужественным Фаумом – вождём уламров.

Фаум: Что же станется с уламрами без огня? Кто защитит их от мрака и ветров зимы? Им придётся есть сырое мясо и горькие овощи. Кто завладеет снова огнём, тот станет братом Фаума, тот получит третью часть охоты, четвёртую часть всей добычи. После моей смерти станет вождём. Он получит и мою дочь в жёны.

Нао: Я, Нао, сын Леопарда. Пусть дадут мне двух быстроногих воинов и я пойду, завоюю огонь у сыновей Мамонта или пожирателей людей.

Аго: Я, Аго, сын Зубра. Аго хочет завоевать огонь! Он пойдёт со своими братьями и будет подстерегать врагов по ту сторону реки. Он либо погибнет, либо вернёт огонь уламрам.

Фаум: Торопитесь! Нас осталось мало. С помощью пальцев рук и веток я пересчитал уламров. Каждая ветка соответствует количеству пальцев на обеих руках. Осталось 4 ветки воинов, 6 веток женщин, 3 ветки детей, 2 ветки стариков.

Задание 1. Как вы думаете, в каком историческом периоде происходят эти события: доледниковом, ледниковом или послеледниковом?

Задание 2. Откуда к людям пришёл огонь? Какими способами можно его добыть?

Станция «Блиц-турнир

Ведущий: Вопросы командам:

1.Как объясняли древние люди различные явления природы, рождение, болезни, смерть, удачу или неудачу?

2. Как охотились первобытные люди? Опишите один из способов охоты.

3. Что и почему изображали древние художники?

4. Где встречаются пещеры с рисунками первобытных художников?

5. Участвовали ли художники в хозяйственной жизни племени?

6. Наука, изучающая жизнь народов и их прошлое. (история).

7. От какого события ведётся счёт лет нашей эры? ( рожд. Христово)

8. Древнейшие способы добывания пищи.( собирательство и охота).

9. Вера в вымышленные сверхъестественные существа. (религия)

10. Предводитель племени (вождь).

11. Символическое изображение духа или божества (идол).

10. Изображение человеком окружающего мира (искусство).

12. Материал, из которого изготавливали древнейшие орудия труда (камень).

13. Древнейшее каменное орудие (рубило).

16. Умение лепить посуду, ткать (ремесло).

17. Выращивание растений (земледелие).

18. Наука о древнейшем прошлом человечества ( археология).

21. Наука, описывающая жизнь и быт народов (этнография).

22. Большой коллектив родственников, объединённых совместным имуществом и трудом ( родовая община).

Рефлексия: Представьте, что мы подошли к Храму знаний. Оцените свои знания полученные по теме или на каком пути к Храму вы находитесь? Смогли ли вы подойти к Храму Знаний? Что особенно запомнилось на уроке, что нового ты открыл для себя?

Домашнее задание:

Повторить тему «Первобытное общество»

Подготовиться к уроку контроля знаний по теме «Первобытное общество»

Подготовить творческое задание на дом (сценка) через урок.

Колесо времени.

(Действующие лица: ведущий, старейшины племени).

Лесная поляна, на ней собрались на совет старейшины. На поляну выходит ведущий с плеером и сотовым телефоном. Звучит музыка. Ведущий замечает странных людей.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые! Откуда это вы такие странные? ( Видит копья). Ой, сколько палок наломали! Увидят экологи и попадёт же вам! А прикид такой у вас интересно откуда?

Старейшины: ( тоже изумлены). О, духи! Что это происходит на нашей священной поляне?

(Слышен звук мотоцикла. На поляне появляется на мотоцикле физик – экспериментатор и подъезжает к старейшинам и ведущей.)

Физик: Радостно вопит: Ура! У меня всё получилось!

Ведущая: Что получилось?

Физик: Колесо времени у меня получилось. Видишь- сработало!

Ведущая: Ну, теперь понятно, на нашей любимой полянке обосновались

доисторические личности. И что они будут здесь делать? За мамонтами бегать?

Физик: Да я вот только побеседую с ними и отправлю их обратно. Здоровается со старейшинами.

Старейшины: Кто вы и как сюда попали?

Физик: Это не мы к вам, а вы к нам попали, в будущее. Мы – ваши далёкие потомки.

Старейшины: А где же ваши копья и дротики? Где ваше племя?

Физик: Дротики и копья нам не нужны. У нас есть оружие гораздо страшнее.

( На экране появляются фрагменты фильмов о войне). Человек поднялся к звездам, спускается под землю, погружается на дно морей и океанов.( На экране демонстрируется сказанное). Мы знаем почти всё!

Старейшины: А о нас, что вы знаете?

Физик: Очень даже многое! Мы вам сейчас докажем это.

infourok.ru

«От первобытности до цивилизации» (5 класс)

Учитель истории т обществознания: Масалова Е.С.

Тема урока: «От первобытности к цивилизации»

Цель урока: сформировать понимание таких исторических явлений, как родовая община, ее структура, функции. Ответить на вопрос: как изменилась жизнь людей после открытия металлов, появления обмена?

Планируемые результаты:

Личностные

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение всеми изученными понятиями на прошлых уроках.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах, кроссворд, ориентация понятий, загадки.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради, доска.

п/п

Цель этапа

УУД

Деятельность

Время

(в минутах)

учителя

учащиеся

1 Орг.момент

Мотивация учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности. Уметь организовываться к работе

Здравствуйте ребята!

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей первобытного человека, благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши знания о первых земледельцах и скотоводах.

Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку.

1

2 Актуализация знаний.

Организация подготовки и мотивации работы на уроке.

Учебно-познавательная –установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация

ДЗ: составить план к 4 параграфу.

Что такое община, родоплеменной строй. Как происходил процесс приручения животного?

1.Уменье из глины посуду создать,

Из дерева выстругать ловко весло,

Полотнище ткани, хоть грубо, соткать –

Занятия эти зовём ремеслом

2.Жили и трудились они вместе

Разделив добычу и не зная мести,

Проходили так за годом год,

Объединение это мы назовём род

3.Объединились для больших работ, —

Охотиться, пни корчевать и в землю бросать семя.

Когда мы видим род плюс род

То в сумме получается племя

Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.

4

3Применение знаний и умений в новой ситуации.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.

Сейчас, вам предстоит проверить свои знания. Откройте рабочие тетради на стр.12-13. Самостоятельно выполните задания 1, 2, 3. На работу 15 минут.

Самостоятельно работают в РТ.

15

4 Открытие нового знания.

Умение строить поиск решения, анализировать результаты, работа в группах

Уметь работать в паре, применять полученные знания на уроке.

Откройте учебник на стр.33. Прочитайте название параграфа. Что предстоит узнать? Берем карандаши в руки читаем текст и отмечаем главную мысль в каждом абзаце.

Ребята приступают к выполнению задания.

15

Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию

Коммуникативно-монологическая речь учащихся.

  1. Перечислите трудности с которыми вы столкнулись?

  2. Чему вы научились лучше всего?

  3. Что не получилось и почему?

  4. Опишите динамику ваших чувств и настроений в течении нашего урока.

ДЗ Параграф 5 — пересказ, НАРИСОВАТЬ РИСУНОК НА ТЕМУ: «Начало цивилизации».

Ответы учащихся

5

infourok.ru

Конспект урока по истории древнего мира 5 класса на тему » Государства на берегах Нила»

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс.

Тема: Государство на берегах Нила.

План урока:

1) От первобытности к цивилизации.

2) Страна Египет.

3) Разливы Нила.

4) Объединение Египта.

5) Вывод. Закрепление материала.

Оборудование урока:

1) политическая карта мира (современная) и карта   «Древний Восток»;

2) рабочая тетрадь;

3) записи на доске: папирус, дельта, оазис, фараон;

4) электронная презентация.

Домашнее задание

1. Внимательно прочитать § б учебника «История Древнего мира» авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.

2. Подготовить ответ на вопрос. «Какие природные условия древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»

3. Рабочая тетрадь.  стр.18 №22,23. стр.20 №25.

 

 

 

 

Конспект Государство на берегах Нила.

№п/п

Модуль, пункт, плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

От первобытности к цивилизации.

Рассказ учителя.

           Государства, существовавшие в IV тыс, до н.э. — первой половине I тыс.н.э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть                     древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями древнего Востока мы начнем с истории древнего Египта.

Задание: прочитать текст на с. 32 учебника Вигасина. 

·          Беседа по прочитанному материалу.

— Что называется цивилизацией?

 

 

 

Изучить местоположение и природные условия древнего Египта.

 

 

 

 

Цивилизация — объединение людей, связанных общей культурой, языком и  традицией управления.

 

2-3

Страна Египет. Разливы Нила.

Работа с историческим источником  (см. приложение)

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор                  Сицилийский? (Египет.)

— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)

— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)

— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с                 болотистыми местами или «безднами».)

— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)

— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)

— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)

— Где берет свое начало река Нил? (В центральной Африке.)

— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)

— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние. (Начинается разлив Нила.)

— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)

— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)

 

 

 

4

Объединение Египта.

Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на египетский рельеф с. 35 учебника Вигасина А. А. Примерно за З тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

 

 

5

Вывод. Закрепление материала.

·        Закрепление изученного материала

 Решите задачу.

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот?

 

Итоги урока:

а) Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой.

б) Поставить оценки наиболее активным детям.

в) Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а в последствии государства.

 

Ответ: Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян — земледелие, а это основа будущей цивилизации.

 

 

 

Приложение.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в 1 в. до н.э.) — греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют сицилийским в течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирается в основном (с севера) на юг, кажется, не в малой    степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31 Четвертая сторона вся омывается Египетским (средиземным) морем, почти не имеющих пристани;

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его       продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий — 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.

32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта намного частей, образует называемую так по очертанию дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

34. дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется    многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то   время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день заднем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

 

infourok.ru

Урок истории в 5 классе

Урок №8 история 5 класс

Тема урока

Первые очаги цивилизации

Дата урока

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить учащихся с причинами возникновения городов и перехода к цивилизации.

Образовательные
ресурсы

Учебник; Тетрадь-тренажер; Электронное приложение к учебнику

План урока

1.Древнейшие города

2.Переход к цивилизации

3.От бронзового века к железному

Личностно значимая проблема

Как началась история человечества?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

цивилизация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: готовить и обсуждать сообщения о древнейших городах, созданных человеком. Выделять основные признаки цивилизации как новой стадии развития человеческого общества.

Получат возможность научиться: анализировать полученные знания ; работать в группах и парах

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

                                        Структура и ход урока:

I.                  Организационный момент

 

II. Повторение пройденного:

Работа в рабочей тетради стр.9, з.6,7,8,9

III. Переход к изучению новой темы.

Проблема: Цивилизация представляет собой организацию древнего общества, которая пришла на смену первобытности. Древние люди понимали, что качество труда и уровень производства значительно возрастает, если жить не в изолированных общинах, а контактировать с другими людьми. Они объединялись в организованные поселения – первые города. Благодаря совместному проживанию, позже их стала объединять общая культура, традиции и письменность. 

IV. Изучение новой темы.

План:

1.Древнейшие города

2.Переход к цивилизации

3.От бронзового века к железному

1.Древнейшие города

  • Иерихон

  • Чатал-Гаюк

2.Переход к цивилизации

 Задание: прочитать пар.8 п.1,2.

 Выделить основные черты цивилизации.

Основные черты цивилизации

 Искусственная среда обитания

 Возникновение государства

 Возникновение и развитие городов

 Развитие письменности, религии, культуры

3.От бронзового века к железному

Медный век-зарождение первых цивилизаций

Бронзовый век (4 тысячилетие-1тысячелетие до н.э.)

Железный век (1тысячелетие до н.э.)

V. Ф И З. М И Н У Т К А

VI. Закрепление нового материала:

Вопросы стр.25

     

VII.     Рефлексия.

Итак, ребята, давайте подводить итоги нашего урока!

— что вы сегодня узнали на уроке?

— что для вас было особенно интересным?

-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

Выставление оценок.

 

VIII. Домашнее задание: параграф 8, вопр.стр.25

infourok.ru

Конспект урока «От первобытности к цивилизации»


Корепанова Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Социально-экономический лицей №45» город Ижевск, ул Новостроительная ,34
2012 г.Конспект урока
Класс: 5.
Предмет: история.
Тема :От первобытности к цивилизации.
Вид урока: повторительно- обобщающий.
Цель: закрепление знаний о первобытной эпохе и о начале появления цивилизаций.
Задачи:
1.Повторить теоретический материал
2.Выявить западающие темы
2. Развивать навыки групповой работы.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Целесообразность использования медиапродукта:
=недостаточное количество наглядного материала;
=Экономия времени;
=повышение эффективности усвоения учебного материала за счет использования всех каналов информации;
=наглядная презентация учебного материала;
=формирование информационной культуры;
=развитие понятийного мышления за счет возможности самостоятельного обобщения материала, логических связей.
Краткое содержание слайдов.
Номер слайда Содержание слайда
1 Учебные вопросы
2 тема урока « Вперед, в прошлое!»
3 изображение четырех картинок
4 Учебные вопросы
Орг.момент.
Погружение в тему.
Задание . На доске зашифровано слово цивилизация. Форма кроссворда: ключевое слово цивилизация
-ребята, здесь зашифровано слово, давайте попытаемся его раскрыть.(выходят к доске по одному и берут лист, на нем записано определение. Если ученик не знает, то отвечает другой.)
Ц – цари (тот, кто заменил племенных вождей в связи с возникновением государства)
И – Религия ( вера в сверхъестественное)
В – государство (организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов)
И – Африка (прародина человека)
Л – ремесло (мелкое ручное производство)
И – община (совместное проживание людей, у которых общее хо

educontest.net

Конспект занятия по истории на тему «От первобытности к цивилизации» (5 класс)

Разработка занятия №5.14

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: От первобытности к цивилизации. (1 час).

Цель занятия: определить значение открытия металлов для последующего развития человечества.

Задачи занятия:

образовательные: объяснить значение понятий бронзовый век, социальное неравенство.

развивающие: уметь объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому.

воспитательные: осознать причины социального расслоения.

Структура занятия:

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

3 мин

Устный опрос:

1. Как возникли земледелие и скотоводство?

2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

5 мин

Металл

Вопросы для обсуждения:

1 слайд

1. Расположите эти открытия и изобретения в хронологическом порядке.

2 слайд

2. Эти изобретения и открытия каждое по своему коренным образом изменили жизнь людей. Как вы думаете, какое открытие стало следующим грандиозным шагом в развитии человечества?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Каменные орудия

Освоение огня

Наскальная живопись

Лук и стрелы

Лодка

Прядение и ткачество

Колесо

Гончарный круг

Плуг

2. Открытие металлов.

Целеполагание

2 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

3 слайд

О значении открытия металлов для последующего развития человечества.

Запись в тетрадь темы занятия:

От первобытности к цивилизации.

Изучение нового материала

24 мин

Бронзовый век,

Бронза,

Разделение труда,

Деньги,

Родовая община,

Соседская община,

Знать

1. Открытие металлов.

4 слайд

5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.

1. Какие свойства металлов мог оценить древний человек?

Золото, серебро, медь и олово – те металлы, с которыми человек познакомился раньше всех. Из золота и серебра изготавливали украшения и ритуальные предметы. Из сплава меди и олова – бронзы – начали изготавливать орудия труда.

2. Чем бронзовые орудия труда лучше каменных?

3. Почему охотники и собиратели не открыли металлы?

4. Как человек мог узнать о свойствах металлов?

5. Какое значение для человека имело открытие металлов?

Открытие металлов сыграет важную роль в процессе расслоения общества.

5 слайд

Изготовление бронзовых изделий. Прокомментировать слайд.

2. Появление обмена и денег.

6 слайд

Появление земледелия, скотоводства и ремесла привело к разделению труда, когда каждое племя специализировалось на определенном виде трудовой деятельности, а это в свою очередь привело к необходимости обмена.

1. Почему произошла специализация племен?

2. Легко ли было с помощью обмена получить необходимое?

3. Что может стать деньгами?

3. Община и знать.

7 слайд

Изначально человек жил сплоченным коллективом – родовой общиной.

Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом.

Со временем из родов выделялись большие семьи, которые начали проживать отдельно, возникали поселки, где жили не родственники, а соседи. Таким образом, возникает соседская община.

Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.

8 слайд

Возникновение соседской общины повлекло возникновение индивидуальной собственности, что, в свою очередь, привело к возникновению имущественного неравенства. На основе имущественного неравенства началась дифференциация общества: выделилась знать, обычные крестьяне, рабское население.

4. Работа с контурной картой.

Перед тем, как учащиеся будут систематически выполнять задания в контурных картах, необходимо одну из карт (первую) сделать под руководством учителя.

Алгоритм выполнения заданий в контурной карте:

1. Необходимо сопоставить выполняемую карту в контурной карте с картой в историческом атласе.

2. Внимательно прочитать первое задание: «Подпишите названия континентов. Выделите территорию предполагаемой прародины человека и отметьте на карте стрелками пути расселения древних людей». (Дрофа, 5 кл.)

3. Выделить все требуемые элементы ответа. В первом задании их три.

4. Выполнять задания по порядку, ища ответы в атласе.

5. По мере заполнения карты, заполнять легенду карты.

6. Необходимо обращать внимание на аккуратность заполнения.

Учащиеся записывают дату в тетрадь.

1. Плавкость и прочность.

Медь+Олово=Бронза.

2. Они гораздо прочнее, и их можно переплавлять.

3. Самородки можно найти, обрабатывая землю. Охотники и собиратели имели дело только с поверхностью земли.

4. Самородок мог случайно упасть в огонь и начать плавиться.

5. Любую работу можно делать быстрее и эффективнее. Племена начали отличаться друг от друга по уровню экономического развития.

1. Земледелие и скотоводство требует коллективной работы, поэтому целые племена были заняты в данном производстве.

2. Трудно, необходимо было либо найти человека с нужным товаром, либо обмениваться несколько раз.

3. Что-то редкое и ценное, соль, золото, серебро, драгоценные камни.

Ученики переписывают определения в тетрадь.

Ученики переписывают схему в тетрадь.

Закрепление

3 мин

Точечные вопросы:

1. Почему стала разрушаться родовая община?

2. Почему золото, серебро, мед и олово стали первыми металлами, которые начал обрабатывать человек?

3. Можно ли было сохранить равенство среди жителей соседской общины?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

3 мин

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

В чем значение открытия металлов для последующей истории человечества?

9 слайд

Рефлексивный экран

Анализ своих ошибок:

Вспомните все свои ошибки, подумайте, как их избежать в следующий раз?

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

10 слайд

Домашнее задание:

Внимательно прочитать §5, устно ответить на вопросы после него.

Прочитать §7, приготовиться к викторине по параграфу.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

От первобытности к цивилизации

5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.

Медь+Олово=Бронза.

Разделение труда – необходимость обмена и торговли – возникновение денег.

Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом.

Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.

Возникновение соседской общины – Возникновение индивидуальной собственности – Возникновение имущественного неравенства – Появление знати

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *