cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока 5 класс имя существительное ладыженская фгос – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: конспект урока в 5 классе «Имя существительное»

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: конспект урока в 5 классе «Имя существительное»

онспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Имя существительное как часть речи». (5 класс)

Учитель русского языка и литературы

Чатурова Наталья Петровна

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 кл./ Сост. Л.И. Рыбченкова. –М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62).

УМК: Русский язык 5 класс редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Цель урока: систематизация изученного об имени существительном.

Задачи урока:

1.     Образовательные:

— развить умение формулировать определение понятий;

— развить умение находить имена существительных в тексте;

— повторить морфемный разбор слов;

— обогащать словарный запас учащихся;

— совершенствовать орфографические и  умения.

2.     Развивающие:

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие критического мышления;

— развитие внимания;

— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

3.     Воспитательные:

— воспитание интереса и уважения к родному языку;

— воспитание ценностного отношения к слову;

— развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

1)   Организационный этап.

2)   Актуализация знаний.

3)   Постановка учебной задачи.

4)   Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5)   Физ. минутка.

6)   Закрепление изученного материала.

7)   Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8)   Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

.

Ход урока.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе проведём урок!

Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.

Скажите, а вы любите сказки? (слайд 2)А какие вы сказки знаете?

А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»? (слайд 3 + сюжет сказки)

Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. (слайд 4)

Кто помог ей?

12 месяцев. (слайд 5 )

Назовите их. (слайд 6)

Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

А как вы думаете, какова цель нашего урока?

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных (запись числа и темы) (слайд 7) и будем собирать в корзину не только подснежники (слайд 8), но и признаки имени существительного.

Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)

На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

А что обозначают существительные? (предмет) (слайд 9)

Задание №1.

Прочитайте слова: (слайд 10 + на листах)

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

Распределите слова в зависимости от значении? (слайд 11+ таблица на листах)

Задание выполняется по группам. У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6.

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

Учащиеся меняются листками, исправляют ошибки в работах других групп.

Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали (слайды 12-17).

Работа с учебником: Упр. 470, 471 (устно).

Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение (слайд 18).

Задание №2.

Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

— А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное? (слайд 19 + запись в тетрадях)

— Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла. (слайд 20)

Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы (слайд 21)

Физкультминутка. (2минуты)

У реки росла рябина.

У реки росла рябина. (наклоны в стороны с вытянутыми руками)

А река текла, рябила.

А река текла, рябила. (повороты вправо-влево)

Посредине глубина (поклоны вперед)

Там гуляла рыбина (приседания).

Эта рыба – рыбий царь. (ходьба на месте).

— Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.

Задание №3.

Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа. (слайд 22 -картинка)

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода) (слайд 23)

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам.(слайд 24) (к доске выходит ученик правильно отгадавший загадку и записывает её)

Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: (слайды 25-30)

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног, 
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род (слайд 31)

Задание №4.

Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. (слайд 32-картинка)

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Игра с мячом. Учитель загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример.(5-7 существительных)

Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение (слайд 33)

Задание №5

Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. (слайд 34)

На одном берегу живут существительные единственного числа (слайд 34), они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются). (слайд 34)

Распределительный диктант по вариантам.(слайд 35)

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число

Самопроверка (слайд 36 ).

Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число (слайд 37)

Задание №6.

Добрались мы и до поляны Падежей. (слайд 38)

Повторим название падежей и падежные вопросы. (слайд 38)

Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж (слайд 39)

Ну, вот, корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”.

Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? (по итоговому слайду). Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока.

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 5, и в 6 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)

Стих на слайде 40.

Знаем мы теперь отныне- 
Есть одно такое имя — 
Назовет любой предмет 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 
Существительным ура!

Рефлексия.

— Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам всё понятно по теме — покажите солнышко, если вы ничего не поняли — тучку. (слайд 41)

Домашнее задание:

Обязательное: п.89, упр. 474 (указать род и склонение имён существительных).

По желанию: написать сказку об имени существительном.

ОЦЕНИВАНИЕ. А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Подпишите листок и поставьте себе ту оценку, которую вы считаете заслуженной на этом уроке.

Спасибо, ребята, за урок. (слайды 42 -43)

Приложение.

Имя существительное как часть речи.

Задание №1.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

1.Названия

людей

2.Названия

предметов

3.Название признаков

4.Название

действий

5.Названия

животных

6.Названия

веществ

Имя существительное как часть речи.

Задание №1.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

1.Названия

людей

2.Названия

предметов

3.Название признаков

4.Название

действий

5.Названия

животных

6.Названия

веществ

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Часть

речи

Кто? Что?

Собственные.Нарицательные.

Ед. ч.

Мн. Ч.

1, 2, 3 склонение.

Обозначает предмет.

Мужской род

Женский род

Средний род

Одушевлённые

Неодушевлённые

Изменение по падежам

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

I и II спряжение

Обозначает действие

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме»Имя существительное» фгос

Тема: «Имя существительное «

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

УМК: Русский язык 5 класс редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Цель урока: систематизация изученного об имени существительном.

Задачи урока:

1.     Образовательные:

— развить умение формулировать определение понятий;

— развить умение находить имена существительных в тексте;

— повторить морфемный разбор слов;

— обогащать словарный запас учащихся;

— совершенствовать орфографические и  умения.

2.     Развивающие:

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие критического мышления;

— развитие внимания;

— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

3.     Воспитательные:

— воспитание интереса и уважения к родному языку;

— воспитание ценностного отношения к слову;

— развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку.

План урока:

1)   Организационный этап.

2)   Актуализация знаний.

3)   Постановка учебной задачи.

4)   Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5)   Физ. минутка.

6)   Закрепление изученного материала.

7)   Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8)   Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе проведём урок!

-Скажите, а вы любите сказки?

-А какие вы сказки знаете?

-А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»?

Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками.

-Кто помог ей?

-Назовите их.

Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

А как вы думаете, какова цель нашего урока?

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных (запись числа и темы)  и будем собирать в корзину не только подснежники , но и признаки имени существительного.

Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)

На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

А что обозначают существительные? (предмет) 

Задание №1.

Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

Распределите слова в зависимости от значении?

Задание выполняется по группам. У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6.

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

Учащиеся меняются листками, исправляют ошибки в работах других групп.

Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали 

Работа с учебником: Упр. 470, 471 (устно).

Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение 

Задание №2.

Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

— А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

— Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла. 

Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы

Физкультминутка. (2минуты)

У реки росла рябина.

У реки росла рябина. (наклоны в стороны с вытянутыми руками)

А река текла, рябила.

А река текла, рябила. (повороты вправо-влево)

Посредине глубина (поклоны вперед)

Там гуляла рыбина (приседания).

Эта рыба – рыбий царь. (ходьба на месте).

— Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.

Задание №3.

Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа. 

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода) 

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам. (к доске выходит ученик правильно отгадавший загадку и записывает её)

Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: 

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног, 
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род 

Задание №4.

Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. 

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Игра с мячом. Учитель загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример.(5-7 существительных)

Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение 

Задание №5

Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. 

На одном берегу живут существительные единственного числа , они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).

 

Распределительный диктант по вариантам

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число

Самопроверка .

Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число 

Задание №6.

Добрались мы и до поляны Падежей.

Повторим название падежей и падежные вопросы. 

Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж 

Ну, вот, корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”.

Подведение итогов.

Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? . Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока.

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 5, и в 6 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)

Стих

Знаем мы теперь отныне- 
Есть одно такое имя — 
Назовет любой предмет 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 
Существительным ура!

Рефлексия.

— Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам всё понятно по теме — покажите солнышко, если вы ничего не поняли — тучку. 

Домашнее задание:

Обязательное: п.89, упр. 474 (указать род и склонение имён существительных).

По желанию: написать сказку об имени существительном.

ОЦЕНИВАНИЕ. А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Подпишите листок и поставьте себе ту оценку, которую вы считаете заслуженной на этом уроке.

Спасибо, ребята, за урок. 

Приложение.

Имя существительное как часть речи.

Задание №1.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

1.Названия

людей

2.Названия

предметов

3.Название признаков

4.Название

действий

5.Названия

животных

6.Названия

веществ

Имя существительное как часть речи.

Задание №1.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

1.Названия

людей

2.Названия

предметов

3.Название признаков

4.Название

действий

5.Названия

животных

6.Названия

веществ

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Часть

речи

Кто? Что?

Собственные.Нарицательные.

Ед. ч.

Мн. Ч.

1, 2, 3 склонение.

Обозначает предмет.

Мужской род

Женский род

Средний род

Одушевлённые

Неодушевлённые

Изменение по падежам

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

I и II спряжение

Обозначает действие

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Разработка урока «Имя существительное как часть речи» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степновская  средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района Красноярского края

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе


по теме

«Имя существительное как часть речи»


 (Дифференцированный подход при работе с понятием)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мишукова Лариса Петровна

п. Степной

 2014

Разработка урока. 5 класс. Русский язык.

Метапредметная тема: Работа с понятием (Дифференцированный подход при работе с понятием)

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Результат: активизируют знания об имени существительном как о части речи; характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в тексте слова. Определяют род, склонение, падеж существительных.

Умеют производить классификацию на основании данного признака; умеют самостоятельно по опорной карточке составлять понятие (группа повышенной мотивации); умеют ставить цель, проводят наблюдение под руководством учителя; применяют приём схематизации.

Оборудование: учебник (под ред. Ладыженской), презентация, опорная карточка (для сильной группы).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Упражнение «Найди соответствие» (На доске записаны понятия в 2 колонки. Найди соответствующие понятия из 2 колонки к понятиям в 1.В 1 колонке записаны разделы русского языка; во 2 – языковые единицы, которые они изучают)

фонетика

морфемы

синтаксис

Звуки речи

морфемика

словарный состав

лексика

предложение

имя существительное

В ходе выполнения задания уч-ся приходят к выводу, что существительное не принадлежит ни к одному указанному разделу.

2) Выход на понятие «Морфология»

Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи. (понятие проговаривается в паре)

3) Актуализация знаний. Работа с лингвистическим текстом.

В группах вспомните все известные вам части речи.

Работа с лингвистическим текстом. (Текст дан в учебнике стр.186. На месте пропусков в тексте уч-ся должны вставить названия частей речи и определить, к какой группе относится каждая из них). Проверка выполненного задания.

4) Составление схемы «Части речи»

Детям предлагается полученные знания о частях речи (их группах) преобразовать в схему, взяв за начало «Части речи» (Работают в группах, затем каждая группа выходит и объясняет свою схему)

Должно получиться:

Части речи

Самостоятельные                         Служебные                       Междометие

Имя существительное                 предлог

Имя прилагательное                    союз

Имя числительное                       частица

Глагол

Местоимение

Наречие

  1. Работа над темой урока.
  1. Выход на тему.  

Определите, о какой части речи мы будем сегодня подробно говорить, опираясь на стихотворение А. Шибаевой «Слова, слова, слова»

(Презентация) Слайд 1.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами, —

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами.

О какой части речи идёт речь? (Имя существительное)

Тема урока «Имя существительное»

Постановка целей урока. Тема известна, поставьте каждый для себя цель на урок, запишите её.

  1. Работа над понятием.

(Проходит дифференцированно. Группа повышенной мотивации – 7 человек – самостоятельно по опорной карточке (см. Приложение) составляет понятие «Имя существительное». Работают отдельно в коридоре, записывают на ватмане. Остальные уч-ся составляют понятие по признакам под руководством учителя).

По окончании работы должно получиться понятие:

Существительное-

  1. самостоятельная часть речи;
  2. отвечает на вопрос кто? что?
  3. обозначает предмет;
  4. изменяется по числам и падежам;
  5. может быть мужского, женского или среднего рода;
  6. может быть 1, 2 или 3 склонения;
  7. может быть одушевлённым или неодушевлённым;
  8. может быть собственным или нарицательным;
  9. в предложении может выполнять любую синтаксическую роль.

Признак №4, 5 вводится на основе наблюдения. Предлагается существительные «дерево», «стол» изменить по родам, числам и падежам. (Записываются пункты 4, 5)

Признак №6 вводится на основе анализа. (Примеры на презентации)

-Определить, что является основанием для деления следующих существительных:

1) лопата, дядя, земля

2) облако, карандаш, конь

3) тень, рожь, дочь

(выходим на склонение)

Признак №7 на основе классификации. (Презентация)

— Определить, на какие группы можно разбить данные существительные, произвести классификацию, объяснить, что стало основанием для деления:

Стрела, цветок, паук, город, мышонок, бабушка, снег, гусь.

(выходим на одушевлённые – неодушевлённые)

Признак №8 на основе подбора примеров

Даны существительные: писатель, страна, щенок, планета, река.

— Конкретный или обобщённый предмет обозначают данные существительные?

— Подобрать к каждому из них конкретное название, чтобы стало понятно, о ком или о чём идёт речь.

(выходим на собственные и нарицательные)

Признак №9 на основе анализа примеров.

— Определить синтаксическую роль выделенных существительных в предложениях:

1) В лесу звонко щебечут птицы.

2) Я надела платье в горошек.

3) Гепард – самое быстрое животное.

Когда понятие составлено полностью, дети проговаривают его друг другу в парах.

Возвращается 1 группа, сверяем понятие, выведенное ими, с понятием, выведенным вместе с учителем 2 группой.

  1. Отработка.
  1. определение грамматических признаков существительных.

Определить грамматические признаки у следующих существительных:

На ветке, у ветви, с кошкой, Волга, в глуши.

  1. Подбор примеров по заданным критериям.

Подобрать существительные по заданным критериям:

  1. сущ. женского рода, 3 склонения, дательного падежа, единственного числа, одушевлённое
  2. сущ. среднего рода, 2 склонения, предложного падежа, множественного числа, неодушевлённое
  3. сущ. мужского рода, 2 склонения, родительного падежа, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное
  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Приложение. (Для сильной группы)

Опорная карточка

«Имя существительное как часть речи»

Инструкция:

Составьте понятие «Имя существительное как часть речи», анализируя данные примеры.

Начните понятие с 1 признака «Это самостоятельная часть речи»

  1. Что обозначает существительное (тыква, книга, комар…)
  1. Вопросы существительного
  1. Определите, как изменяется существительное, изменив по числам, падежам и родам слова «берег, страна». Запишите вывод в качестве признака.
  1. Проанализируйте, почему так поделены следующие существительные, запишите вывод в качестве признака:
  1. земля, стрела, мама, мышь, тетрадь.
  2. конь, самолёт, ветер, сапог.
  3. ведро, облако, полотенце, лицо
  1.  Проанализируйте, почему так поделены следующие существительные, запишите вывод в качестве признака:
  1. семья, собака, дедушка, рыба.
  2. слон, кирпич, коромысло, солнце
  3. ночь, тишь, речь, тетрадь
  1.  Определите, чем отличаются группы данных существительных, запишите вывод в качестве признака:
  1. жук, котёнок, малыш, девочка
  2. театр, обруч, машина, пень
  1.  Определите, на какие группы можно разбить данные существительные, запишите вывод в качестве признака:

Андрей, мужчина, картошка, Мурка, Россия, вулкан, страна, Сатурн, котёнок, планета.

  1.  Проанализируй, каким членом предложения являются выделенные существительные в предложениях, запишите вывод в качестве признака:
  1. В лесу звонко щебечут птицы.
  2. Я надела платье в горошек.
  3. Гепард – самое быстрое животное.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – 33-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2006. – 317 с., 4 л. ил.
  2. Уроки русского языка в 5 классе: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений/ Богданова Г.А. – 5-е изд. — М.: Просвещение, 2011. – 224с.

nsportal.ru

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
  • формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • запись релаксационной музыки,
  • карточки с заданиями,
  • слова для орфоэпической работы,
  • схема для гимнастики глаз,
  • рисунки (дерево, символизирующее «имя существительное», настроение-пейзаж),
  • опоры,
  • набор для рефлексии,
  • эскизы дерева «имя существительное».

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

— С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

— Что изучает морфология?

— Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

— Посмотрите, на благодатной почве самостоятельных частей речи выросло дерево.

Презентация.

Слайд 1

— Угадайте, как оно называется.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

— Правильно, это имя существительное.

Слайд 2

2. Работа в тетради.

— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

Слайд 3

3. Речевая зарядка.

— Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное — хлеб языка.

Л.В.Успенский

— Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.

— Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова «язык».

— Что значит выражение » хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

4. Сообщение цели урока.

— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

5. Работа в группах.

— Вспомните, что обозначает имя существительное?

— Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

— Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

— Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать

Слайд 4

1 группа и 6 группа

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

— Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

Слайд 5

2 группа и 3 группа

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

— Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать

Слайд 6

4 группа и 5 группа

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Вывод: что обозначает имя существительное?

Слайд 7

6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

— А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

Слайд 8

— Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Кто? Что?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.

Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?

7. Физминутка

— А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки «в замок»; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

8. Работа с учебником.

— Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником.

Работа с текстом.

— Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.

— Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

— Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

— Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

— Объясните правописание слов с пропусками букв.

— Определите род, число, падеж имён существительных.

— Объясните постановку тире в предложениях.

— Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.

Слайд 9

Вывод:

— К какому роду относятся имена существительные?

— Как они изменяются?

— Какими членами предложения чаще всего бывают?

9. Составление устного рассказа.

— Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.

— Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.

Имя существительное — это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)

— Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.

11. Логическая задача.

— Запишите под диктовку предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

— Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор.

— Являются ли эти слова лексическими омонимами? Почему? (фонетические омонимы)

III. Итог урока.

1. Слово учителя.

— Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

— Наше дерево «Имя существительное» ещё совсем молоденькое. Но с пополнением ваших знаний на нём будут появляться всё новые и новые ветви: «одушевлённые и неодушевлённые», «собственные и нарицательные» и многие-многие другие. И уже в 6 классе это дерево будет шелестеть своей густой кроной.

2. Рефлексия.

— Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если «да» — покажите солнышко, если «нет» — тучку. Спасибо, ребята.

Слайд 10

— А вот моё настроение-пейзаж: золотой диск солнца ослепительно сияет на голубом небе, пригретые его лучами распустились благоухающие цветы, повсюду слышится разноголосое пение птиц.

3. Выставление оценок.

— А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки:

4. Домашнее задание.

— На столах у вас лежат эскизы дерева «имя существительное». Воспользуйтесь ими дома. Восстановите надписи, раскрасьте и изобразить своё настроение-пейзаж. Я знаю, вы начали вести летопись класса. Вот у вас и будет возможность пополнить её, сохранить свои впечатления от нашей встречи и повторить материал сегодняшнего урока.

— Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.

24.05.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по ФГОС в 5 классе по русскому языку по теме » Имя существительное»

Методическая разработка урока учителя русского языка Аратовой Г.Б.

Сценарий урока по ФГОС

Класс: 5

УМК: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Имя существительное как часть речи »

Цели урока:

 деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи;

— развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

— содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;

Средства обучения: компьютер, проектор,ИКТ тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),цветные жетоны, «бортовые журналы»

ХОД УРОКА

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Запишите в тетради сегодняшнее число , оставьте пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

Учитель: — Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

— Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

(красные – высокий уровень, синий – средний, зелёный – низкий уровень)

— Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

— Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.

Давайте составим кластер (денотатный граф), который поможет нам легко узнавать эту часть речи.

Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в справочниках обучающихся:

Задание всему классу:

Подчеркните существительные на интердоске, используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.

(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)

3.Этап определения места и причин затруднения

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.

— Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

(ИКТ игра: слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек, при правильном действии загорается звёздочка, при неверном – слово возвращается назад)

Обучающиеся ыходят к интердоске и помещают существительные в мешочек, радуются успеху или повторяют действие, исправляя ошибку.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цельэтапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Сказка.

Давным давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»

— Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.

Разноуровневое задание:

При этом высказывают версию «синие».

«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.

(ученики могуг классифицировать существительные по родам или по склонениям).

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм правильного действия.

Проблемное задание.

— К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает много ошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?

Задание было таким: Подчеркнуть существительные. Посмотрите, как выполнил его Петя.

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня.

— Ребята, давайте объясним Пете, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи.

Составим алгоритм:

(Записывают в справочники)

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос Кто? или Что?

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам

Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп.

6.Первичное закрепление изученного.

Цель этапа:

выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

— Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.

Задания трёх уровней.

3 уровень «зелёные»:

Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77

2 уровень «синие»:

Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78

1 уровень «красные»:

Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

Проверяются работы обучающихся.

— Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи.

— Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.

Ученики встают.

Называют признаки существительных. (проговаривание)

Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.

Физминутка зрительная

Игра «Путаница:

 Вы должны смотреть туда, куда я называю. А я буду вас путать – показывать и смотреть на другие объекты.

— А теперь вы становитель конструкторами новых слов. Запишите получившиеся существительные.

Словесный конструктор

Футбол (суффиксальный)

Храбрый (суффиксальный)

Погода (приставочный)

Город (приставочный)

Стакан (прис.-суф.)

Служить (прис.-суф.)

Луна, ходить (сложение)

Железо, бетон (сложение)

Записывают получившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю

Цель этапа: закрепление алгоритма действий

— Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.

Задания трёх уровней.

3 уровень «зелёные»
1.Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных. 
Капли дождя барабанили по крыш… . Завтра мы пойдем в гости к тет… и дяд… . Дети написали письмо отц… . Мальчик подошел к окн… . По деревн… проехала машина. К кроват… ребенка подошла мать. 
2.Спиши. Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.

Рю…зак, брош…Ра, хо…ей, спор…мен, б…скетболистка, …,…….,…,


2 уровень «синие».

1.Тест № 9. «Русский язык 5 кл. Тесты часть 1» М.П.Книгина – Саратов: Лицей, 2012.

2.Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода.

3 уровень «красные»

1.ИКТ тренажёр «Имя существительное».2. Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю.

.

Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого. Результаты капитаны групп заносят в «бортовой журнал»

8. Этап включения нового УУД в систему

1. — Подобрать синонимы к словам с приставкой .

Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье) Ложь –(неправда)

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

2. — Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:

  • Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.

  • Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

Ученики находят и объясняют свой выбор.

3.Речевая ситуация:

— Ребята, объясните сложившуюся речевую ситуацию.

  • Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.

  • В классе для заполнения документов потребовались данныематери и отца.

— Попробуйте подобрать свои примеры.

Ученики объясняют разницу в ситуациях.

Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)

Домашнее задание.

— Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

Домашнее задание трёх уровней.

1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежи существительных.

3 уровень: Тест № 9 – вариант 2.

Все: п.

9.Этап рефлексии

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

— Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)

Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы.

— В заключении – сюрприз!

Разгадайте кроссворд и узнаете, как я оценила вашу работу на уроке.

Морфология

Винительный

Подлежащее

Творительный

Число

Склонение

Род

1.Раздел науки о языке, изучающий части речи.

2.Падеж существительного (вижу)землю.

3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным.

4.Падеж, обозначающий орудие действия.

5.Количество предметов у существительного.

6.Изменение существительных по родам.

7.категория существительного, различающая нас по полу.

— Как же я оцениваю вашу работу на уроке? (отлично!)

— Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость»

Выставление оценок за урок.

infourok.ru

Открытый урок 5 класс по теме: » Имя существительное»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Имя существительное как часть речи». (5 класс)

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 кл./ Сост. Л.И. Рыбченкова. –М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62).

УМК: Русский язык 5 класс редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Цель урока: систематизация изученного об имени существительном.

Задачи урока:

1.     Образовательные:

— развить умение формулировать определение понятий;

— развить умение находить имена существительных в тексте;

— повторить морфемный разбор слов;

— обогащать словарный запас учащихся;

— совершенствовать орфографические и  умения.

2.     Развивающие:

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие критического мышления;

— развитие внимания;

— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

3.     Воспитательные:

— воспитание интереса и уважения к родному языку;

— воспитание ценностного отношения к слову;

— развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

Структура урока:

1)   Организационный этап.

2)   Актуализация знаний.

3)   Постановка учебной задачи.

4)   Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5)   Физ. минутка.

6)   Закрепление изученного материала.

7)   Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8)   Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.

(слайд 1)Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.

Скажите, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»? (слайд 2)

Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. (слайд 3)

Кто помог ей?

12 месяцев. (слайд 4 )

Назовите их. (слайд 5)

Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Имя существительное как часть речи.)

Давайте определим цели и задачи нашего урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных (запись числа и темы)(слайд 6) и будем собирать в корзину не только подснежники (слайд 7), но и признаки имени существительного.

Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

А что обозначают существительные? (предмет)

Задание №1.

Прочитайте слова: (слайд 8 + на листах)

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

Распределите слова в зависимости от значении? (слайд 9)

Задание выполняется по группам. (слайд 10)

1 группа

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

2группа

3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

3 группа

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали (слайд11).

Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение 

Задание №2.

Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием. (Работа в парах)

— А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла. (слайд 12)

— Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы

Физкультминутка.

– Встали, руки в замок, нарисовали в воздухе восьмерку, руки от себя, к себе, а теперь встряхните руками, повернитесь друг к другу и попробуйте сказать комплимент, используя имена существительные.

— Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.

Задание №3.

Перед нами лесная избушка, в ней три этажа. (слайд 13)

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам. Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: 

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног, 
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

Проверьте пожалуйста правильно вы распределили слова по группам(слайд 14)

Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род 

Задание №4.

Все существительные имеют свои дома одни существительные такие как земля, папа живут в одном доме, существительные поле, заяц живут в другом доме, существительные мышь и печь живут в третьем доме? (слайд 15)

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение 

Задание №5

Посмотрите пожалуйста на экран .(слайд 16) На какие две группы можно разделить эти имена существительные и почему?

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

1 – единственное число          2 – множественное число

Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число 

Задание №6.

Добрались мы и до поляны Падежей.

Повторим название падежей и падежные вопросы. 

Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж 

Подведение итогов.

Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока.

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Ну, вот, корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”.(слайд 17)

Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжая изучать имя существительное и в 6 …классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)

Рефлексия. Закончи предложение: (слайд 18)

1. Я понял, что…

2. Теперь я могу…

3. Сегодня я узнал…

Домашнее задание: (слайд 19)

Обязательное: п.89, упр. 474 (указать род и склонение имён существительных).

По желанию: написать сказку об имени существительном.

ОЦЕНИВАНИЕ. А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Поставьте себе ту оценку, которую вы считаете заслуженной на этом уроке. (на полях в тетради)

Спасибо, ребята, за урок.(слайд 20)

infourok.ru

План урока на тему «Имя существительное» 5 класс

Русский язык

5 класс

Тема: Имя существительное.

Цель: образовательная — вспомнить ранее изученное по теме, его морфологические признаки, роль в предложении.

Развивающая- формирование орфографической зоркости учащихся, формирование умения распознавать существительное среди других частей речи, развитие логического мышления

учащихся

Воспитательная- воспитание ответственности за свою работу и работу всего класса, воспитание трудолюбия, умения добиваться поставленной цели.

   

Оборудование – карта страны Имен существительных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по островам знаний , надеюсь, оно будет очень интересным и познавательным. Итак, в путь.

2. Актуализация знаний

 Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных –нету.

И всё, что может видеть глаз-

Над нами и под нами-,

И всё, что в памяти у нас-,

Означено словами.

— О какой части речи говорится в стихотворении?

— Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных. Чтобы попасть в эту страну, нужно найти ключ от ворот. Ключом будет задание:
на доске записаны слова, выберите только имена существительные:
день, веселый, дневной, веселье, веселиться.

«- Прочитайте эпиграф к уроку:

Имя существительное — хлеб языка.» (Л.В.Успенский)

— Запишите эпиграф в тетрадь.

— Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова «язык».

— Что значит выражение » хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

Сегодня мы поработаем по таксономии Б.Блума.

Маршрутная карта

Тема «Имя существительное. Число имен существительных.»

5 класс

Назва

ние этапа

Задания

Критерии оценки

З

Н

А

Н

И

Е

Микроцель: проверить знания учащихся по изученной теме.

Повторение. «Остров знаний».

— Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное — хлеб языка.

Л.В.Успенский

— Запишите эпиграф в тетрадь.

— Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова «язык».

— Что значит выражение » хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Примеры слов: кот, собака, ручка, тетрадь, пенал, птица, стол.

Вопрос: Какие слова мы отправим на берег Одушевленности, какие – на берег Неодушевленности? Почему?

Вывод: Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?

Учитель. Построим мост через болото, задание: по цепочке привести примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1 вариант – одушевленные имена существительные,
2 вариант – неодушевленные имена существительные.

«5»: полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы.

П

О

Н

И

М

А

Н

И

Е

Микроцель: определить уровень понимания темы.

Подберите и запишите к  нарицательным существительным имена собственные.

Поэт, ученик, город, река, озеро, горы, художник, республика, учительница, композитор.

Слова для справок: Алатау, Кастеев, Байкал, Казахстан, Мария Петровна, Париж, Волга, Иванов, Пушкин.

Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения.

П

Р

И

М

Е

Н

Е

Н

И

Е

Микроцель: проверить умение учащихся применять на практике имеющиеся знания.

«Мыс ошибок». Исправьте ошибки в написании существительных. Вада,дажди,маряк,берек,карабль,лотка,зимля.

Все задания выполнены верно – 5

Все задания с 1-2 недочетами – 4

2 задания – 3

1 задание – 2

Микроцель: Развитие умения вычленять части из целого.

А

Н

А

Л

И

З

«Остров приключений». Веселая физминутка. Остров веселья.Физминутка. «Чунга – чанга»

Распределительный диктант. Определите род имен существительных. Распределите их в три группы: мужской род, женский род, средний род. Найдите «лишнее» слово. Обоснуйте ответ.

Пенал, солнце, грязнуля, пол, ночь, стол, земля, сердце, море, папа, груша, яблоко, апельсин, окно, небо, роза, пингвин.

1.Задача решена правильно,показывает умение рассуждать логически,выстраивать взаимосвязь понятий. 2.Умение рассуждать на основе имеющихся знаний,аргументировать доводы.

Все задания выполнены верно – 5

Все задания с 1-2 недочетами – 4

2 задания – 3

1 задание – 2

Микроцель: обобщение и систематизация знаний учащихся, развитие творческих умений.

С

И

Н

Т

Е

З

«Остров открытий». 1. Изучить материал учебника «Число имен существительных». Выполнить задания по учебнику. Поставить существительные во множественном числе.

Кружка, ручка, парта, лист, учебник, корабль, море, капитан, доброта, тетрадь.

2.Составить синквейн.

Умеют самостоятельно приобретать информацию, демонстрируют языковые навыки, создают новое на основе изученного.

О

Ц

Е

Н

К

А

Микроцель: развитие умений высказывать оценочное суждение.

«Тихая гавань». Мы возвращаемся на родную землю. Нам пора уходить из этой замечательной страны. Давайте подведем итоги. Возьмите парусники, расположите на одном из островов.

Остров удачи.

Остров радости.

Остров недовольства.

Остров невезения.

Остров страха.

Остров понимания.

Двухминутное эссе.

Данная категория предполагает достижение по всем предшествующим категориям плюс оценочное суждение,основанное на ясно очерченных критериях.

25-23-«5»

22-19- «4»

18-11-«3»

10-0-

«2»

3. Подведение итогов

Учитель. Зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.

Вывод. Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим.

4. Домашнее задание:Повторить,  выполнить тест. 

5 . Рефлексия.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.