Конспект государство на берегах нила 5 класс фгос – Урок истории в 5 классе ФГОС на тему: «Египет
Урок истории в 5 классе ФГОС на тему: «Египет
МБОУ СОШ №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова
Учитель истории и обществознания: Булгакова В. Н.
Тема урока: «Египет — государство на берегах Нила».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы работы: Коллективная, групповая.
Задачи:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Образовательная среда урока:
Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». Просвещение, 2013; карта Древний Восток; раздаточный материал для работы в группах; рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 1. Г.И. Годер.
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД.
Действия учителя : Приветствие. Дорогие ребята и уважаемые гости у нас с вами сегодня необычный урок-это путешествие в далёкую, непохожую на нашу страну. А вот какую попробуйте угадать по тому, что сейчас увидите и услышите. Итак, я вас приглашаю!
Анастасия Северинова читает стих:
Сфинкс
Лёг отдохнуть усталый сфинкс
У вечных пирамид.
Свирепый страж седых гробниц
Задумался – молчит…
Молчит и томно смотрит вдаль –
Куда-то на Восток.
Что в взгляде том? Тоска? Печаль?
А может быть упрёк?
А может вспоминает он,
Как много лет тому
Могучий, грозный фараон
Вёл войско на войну.
Иль вдруг привиделось ему,
Как тысячи рабов
Влачат гранитную плиту
Для храмов и дворцов.
А может мыслит он о том,
Что мир в грядущем ждёт,
О том, как вдруг восстанет он,
Когда черёд придёт…
Лежит себе огромный сфинкс
У вечных пирамид,
Свирепый страж седых гробниц
Устал и тихо спит…
Слайд 1.
Видео о Египте, его достопримечательностях.
Танец гостей (ребята — гости, прибывшие из прошлого в костюмах древних египтян танцуют).
2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?
Варианты ответов: Древний Египет.
Ш. Актуализация знаний.
Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …
В результате совместных действий на доске записывается план урока.
1.Географическое положение Египта.
2.Природно — климатические особенности Египта.
3.Объединение государства.
Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала?
Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана
Что нам поможет в преодолении этих затруднений? текст параграфа, алгоритмы работы для групп, атлас, раздаточный материал.
Слайд 2. (тема, план урока и средства получения знаний).
Да, ребята, сегодня мы с вами совершим уникальное путешествие в одно из первых государств, появившихся на нашей планете – государство на берегах Нила, то есть Древний Египет. Вместе со мной нашими гидами-проводниками по незнакомому государству будут наши друзья: гид – Владислав Шакин расскажет о том, где было расположено государство Древний Египет, Кардюк Юлия – объяснит происхождение названия этой загадочной страны. гид –Екатерина Березникова покажет и расскажет нам о природе Древнего Египта, гид-Юлия Терещенко поведает нам о занятиях древних египтян, Болдин Александр – наш гид в историю объединения Древнего Египта, а Савельев Александр – расскажет нам об исследователях Древнего Египта.
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид — Египет. Тема показывается на доске и записывается в тетради учеников.
Уважаемые туристы и исследователи! За вашей работой наблюдают эксперты – гости, прибывшие к нам из Египта. Они-то и дадут оценку вашей работе сегодня и в случае нашего общего успеха будут делиться с нами своими секретами и сюрпризами, приготовленными для любознательных путешественников и исследователей.
Слайд 3
Итак, более 5 тысяч лет назад на нашей планете появились первые государства. Сходным было то, что все они зародились на берегах великих рек вдоль берегов Тигра и Евфрата в Западной Азии обосновалось государство древних шумеров — Междуречье, а на берегах Нила в Северо-Восточной Африке – Древний Египет. Древние царства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием людей.
Во главе государства стоял царь, свою власть он передавал по наследству-сыну. Ему служило войск, огромная армия чиновников. На территории государств строились города, а главный и самый могущественный, богатый город, в котором жил царь, становился столицей – общим центром.
Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил.
Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Слово нашему гиду: Владик расскажет нам о месторасположении государства Древний Египет.
Слайд 4
Ученик – гид: Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта.
Река Нил берет начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю. Перед впадением в море Нил образует разветвленную дельту. Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню. Каждый год в июле Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов. Сюда воды Нила приносят ил, делающий почву очень плодородной.
Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога. Древние греки дали стране на берerax Нила имя Египет, так мы называем ее и теперь.
Учитель: Итак, а теперь мы возьмём наши тетради, откроем задание № 26 на странице 20, а в учебнике карту Древнего восток на странице 33 и обозначим на контурной карте:
1. Нил и 1-ый порог Нила;
2. зелёным цветом закрасим районы земледелия в Египте;
3.пунктиром обозначим границы районов земледелия;
4.напишем названия двух морей – с Севера – Средиземное, а с востока – Красное, которыми омывается Древний Египет;
5. напишем название древней столице – Мемфис;
6. обозначим треугольным знаком район пирамид.
Слайд 5
Проверяем по образцу. У кого возникли трудности поднимите руку.
Учитель: Так бывает, что одно и тоже государство или город и в древности и сейчас называются абсолютно одинаково, но есть и исключения. Что же с названием Египет? Менялось ли оно или возникло изначально? Расскажет Юля Кардюк.
Ученик – гид: Название страны – «Египет» произошло от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха» , греч. — Мемфис) . Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос» . Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее — «чернозём», -в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.
Проводим физминутку!
Уважаемые гости вам понравилась работа ребят?
Гости: Да и мы решили с ними разучить несколько движений египетского танца.
Учитель: Немножко размялись и снова в путь! Ребята, Египет – жаркая страна и её животный и растительный мир имеет свои особенности, о которых нам расскажет Березникова Катя.
Слайд 6
Ученик – гид: На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Это тростник. Египтяне очень рано научились строить лодки из тростника, а затем и корабли. По реке переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом. По берегам Нила обитало много разных животных: бегемоты, жирафы, львы, фламинго и даже крокодилы. Поэтому, не случайно, один из древних египетских богов изображался с головой крокодила. Это бог Себек — бог воды и разлива Нила. Считается, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей.
Учитель: Итак, ребята в своих тетрадях для того, чтобы запомнить кем и чем представлен животный и растительный мир Древнего, да и современного Египта выполним задание аппликация: возьмите и приклейте растения и животных рядом с картой, а дома можете их раскрасить и подписать.
Слайд 7
Гости: ребята, а мне хотелось бы рассказать, что такое оазис.
Оа́зис — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне. Оазисы могут существенно различаться по величине и характеру. Оазисы образуются благодаря подземным рекам или водоемам, вода в которых способна достичь поверхности земли вследствие достаточного собственного давления или при помощи источников, организованных человеком.
Учитель: А мы продолжаем наше путешествие. Как я уже говорила древние государства возникали там, где основным занятием людей становилось земледелие. О том, как это произошло в Египте нам расскажет Терещенко Юлия.
Слайд 8
Ученик – гид: Египтяне были трудолюбивыми и искусными земледельцами. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль — ноябрь. К этому времени должны были быть вырыты каналы. Поля окружали специальными насыпями, чтобы там задерживалась вода. В эти же месяцы, когда не было сельскохозяйственных работ, власти призывали крестьян на государственные работы — строительство храмов, гробниц, дорог или на разработку полезных ископаемых в рудниках.
С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи — фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте — апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня. Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках — разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен. Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.
Учитель: Спасибо нашему гиду, а мы с вами постараемся выполнить задание №23 в рабочей тетради, а поможет нам в этом учебник и текст параграфа на странице 35 пункт 2.(земледелие, ноябрь).
Слайд 9
Гость: В Древнем Египте жили не только земледельцы, но и ремесленники, богатые вельможи, писцы, которые вели строгий учёт всем богатствам Египта. Люди были разные, а вот одежда древних египтян почти одинаковая. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке. В эпоху Древнего царства (3000 — 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания схенти, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не употребляли. Только жрецы при совершении священных обрядов набрасывали на плечи шкуру леопарда. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.
Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. ускх — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине.
Учитель: Интересное дополнение от нашего гостя, а мне бы хотелось предоставить слово нашему следующему гиду – Болдину Александру.
Слайд 10
Ученик – гид: Поселения на берегах Нила сначала объединились в небольшие города-государства — номы.Их было более сорока. Номы воевали между собой, так как каждый из них хотел присвоить себе земли другого. Наконец образовались два царства: в верхнем течении Нила — южное царство — Верхний Египет; в нижнем течении Нила — северное царство — Нижний Египет. Войны между двумя царствами закончились победой Верхнего Египта. Его царь Мина объединил страну и короновался сразу двумя коронами — белой и красной. Это произошло примерно в 3000 году до н. э. Столицей государства стал город Мемфис. Впоследствии правители Египта неоднократно переносили свои столицы в другие города. Царя Древнего Египта называли фараоном.
Учитель: Итак, объединение Древнего Египта произошло около 3 тысяч лет назад до нашей эры. Единым правителем Египта стал фараон. В тетрадях на странице 21 в задании №27 сделайте необходимые записи.
Изучением древностей занимается множество наук, но главная из них – археология. Как же этот процесс развивался в отношении Египта расскажет Савельев Александр.
Слайд 10
Ученик – гид: Историей Древнего Египта интересовались ученые Древней Греции и Рима. За Древним Египтом закрепилась слава хранителя древнейшнх знаний человечества, страны тайн. В 19 веке в Египте начались археологические раскопки.
Французский ученый О. Мариет, английкий ученый Ф. Петри и их коллеги изучалн гробницы, мумии, сохранившиеся сооружения, настенные росписи, расшифровывали древние рукописи на папирусе. Русский ученый Б. Тураев написал первую научную историю Древнего Египта на русском языке.
Французский ученый Шампольон доказал, что египетские иероглифы — это знаки письма и расшифровал их.
Египетские пирамиды, таинственный Сфинкс считаются одним из чудес света, дошедшим до наших дней. Эти и другие исторические источники рассказывают нам об истории Древнего Египта.
V. Первичная проверка понимания.
А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы и нашего путешествия соединить в единое целое .
Слайд11.
Найдите карту Древнего Египта
Слайд 12.
Найдите древнего египтянина.
Слайд13.
Что означает выражение Египет – дар Нила.
Первичное закрепление.
А теперь попробуйте чётко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Где и почему возникли древние государства? Почему Египет называли даром Нила?»
Информация о домашнем задании.
( Варианты)
1 уровень: Параграф 6, вопросы 1-4
2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25.
3 уровень: подготовить презентацию о тайнах, загадках или достопримечательностях Египта.
Рефлексия.
Для того, чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы:
1.Где расположено государство Египет? (Северо-Восточная Африка)
2.Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземное)
3.Какой рельеф имеет страна? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)
4. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)
А сейчас мы с вами составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак… Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.
Саморефлексия.
Оценивание своей работы и работы класса.
Оценки.
Все работали отлично, всем спасибо. Особая благодарность гостям и гидам! До свидания!
infourok.ru
Конспект урока 5 класс «Государство на берегах Нила»
МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
Открытый урок по истории 5 класс по теме
«Государство на берегах Нила»
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Открытый урок по истории 5 класс
Дата проведения : 27.10.16 год
Тема урока : «Государство на берегах Нила»
Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.
Задачи урока:
выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
познакомить с понятием «разлив Нила»
рассмотреть, как образовалось единое государство
развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
развивать устную монологическую речь
воспитывать интерес к истории
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон
Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Местоположение и природа Египта.
— Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).
— Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.
А) географическое положение
Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.
— Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке
(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).
(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)
— На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.
— Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?
— Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» ( имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. ( слайд №:6)
(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)
Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»
— Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).
Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?
— Пороги — это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. ( работа и заучивание термина)
— Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ
(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).
В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)
Б) Закрепление.
Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.
Коллективно вспоминаются термины.
Разливы Нила
— В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).
(?учащимся: почему вода красного цвета?)
Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.
Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.
(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.
Обсуждение:
Кого восхваляют? За что восхваляют?)
— Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ» (слайд № 11). Как вы думаете почему?
— А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».
— Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»
— Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?
Закрепление.
Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.
Объединение Египта.
— Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ
(Заучивание учащимися термина).
— Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС
(поиск города на карте)
Закрепление.
Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.
Первичное закрепление.
Тест.
Д/З.
Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?
Отзыв
об открытом уроке истории
Класс 5
Дата проведения: 27.10.2016 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема: «Государство на берегах Нила».
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.
Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.
Урок окружающего мира по теме «Государство на берегах Нила» в 5 классе был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.
К уроку были поставлены цели: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства; задачи урока:
выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
познакомить с понятием «разлив Нила»
рассмотреть, как образовалось единое государство
развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
развивать устную монологическую речь
воспитывать интерес к истории
В ходе проведения урока чётко отслеживались этапы актуализации знаний, совместное открытие новых знаний. На этапе закрепления нового материала был представлен материал учащегося класса по теме « Дары Нила».
Учитель использовал на уроке различные виды оборудования: слайды цифровых образовательных ресурсов.
В ходе работы над статьёй учебника учитель применил технологию проблемного диалога и продуктивного чтения.
Материал урока позволил учащимся познакомиться местоположением и природными условиями Древнего Египта. Учитель добился осознанного усвоения нового материала.
В качестве закрепления новых знаний была проведена практическая работа на уроке в рабочих тетрадях, заслушивались краткие сообщения.
Ребята активно работали на уроке. Учитывались индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости.
Урок обеспечивал развитие у учащихся, как учебных умений, так и коммуникативных способностей, способствовал воспитанию бережного отношения к природе, был выдержан в рамках программных требований ФГОС
Выводы:
Урок носил деятельностный характер, применялись проблемно – поисковые методы подачи нового материала, технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, применения ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.
Урок способствовал формированию коммуникативных личностных качеств: учил детей выслушивать ответы своих товарищей, излагать подобранный к уроку материал, делать выводы и обобщения.
Был направлен на воспитание у учащихся бережного отношения к природе, значительно расширял знания учащихся об истории
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными задачами. Цели, поставленные на урок, достигнуты.
Заместитель директора по УВР: /Плешакова Е. Ю./
Отзыв
об открытом уроке истории
Класс 5
Дата проведения: 27.10.2016 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема:» Государство на берегах Нила».
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.
Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.
В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока Ольга Юрьевна использовала различные методические приёмы, стимулирующие творческий и интеллектуальный потенциал учащихся:
Учитель использовал на занятии групповую форму работы: класс был разделён на группы, состоящие из 3-5 человек. Группы были сформированы учителем с учётом уровня обученности учащихся, внеурочной информированности по предмету, совместимости, что позволило им взаимно компенсировать и дополнять недостатки друг друга. Каждая группа выбрала самостоятельно задания и выполняла их сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы.
Педагог в начале урока обозначила правила работы в группе и определила систему оценок: каждый ученик в группе получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. Учитель указал на важность того, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
В конце занятия были подведены итоги: выработанные каждой группой решения обсуждались всем классом. Учитель вынес решение о результатах выполнения задания и работе групп. Каждый участник группы получил соответственно по две оценки.
Используемая учителем групповая форма работы способствовала:
повышению учебной и познавательной мотивации учеников;
снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении поставленной задачи;
содействовала личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков;
Учитель биологии МБОУ СОШ №16 /Башкатова И. А./
infourok.ru
План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Урок по истории в 5 классе на тему: «Государство на берегах Нила»
Московское автономное образовательное учреждение «Ликино-Дуёвский лицей»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Российская Федерация, Московская область, Орехово-Зуевский муниципальный район,
город Ликино-Дулево, улица Кирова, дом 73, телефон (496) 414-14-19, факс (496) 414-22-89,
http://150ldliceum.edusite.ru/ e-mail: [email protected]
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Государство на берегах Нила»
Подготовила: учительница истории
Поддувалкина Кристина Алексеевна
сентябрь 2013 год
Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими.
Ральф Уолдо Эмерсон
Проблемное обучение на уроке истории в 5 классе.
Тема урока: Государство на берегах Нила
Главная цель изучения истории по ФГОС — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цель урока: Самостоятельное исследование учащимися 5 класса местоположения и природу Древнего Египта, род и вид занятий жителей в государстве, расположенном на берегах Нила.
Задачи урока:
— приучать самостоятельно работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый ответ)
— постепенно развивать у учащихся самостоятельность, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
— развивать умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
— научить сотрудничать с соучениками, коллективной работе
Тип урока: комбинированный
Использованное оборудование: историческая карта, проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, схемы, фрагменты кинофильма, папирусы, учебник по истории под редакцией А.А. Вигасина, чистые листы бумаги и ручки
Использованные технологии на уроке: Технология проблемного, группового, игрового обучение + компьютерная технология
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
3.Проверка ранее изученного материала
4. Объяснение задания для самостоятельного выполнения
5.Изучение нового материала
6. Физкультурная минутка
7. Закрепление изученного материала
8.Выставление оценок и запись домашнего задания
Ход урока:
1. Организационный момент (1 минута)
а) Приветствие учащихся, рассадка согласно цветовым бейджикам по группам исследования
б) проверка отсутствующих на уроке
в) информирование учащихся о том, что группе исследователей не нужно доставать учебники, тетради, дневники и прочие школьные принадлежности
2. Актуализация знаний учащихся (7 минут)
На данном этапе с помощью компьютера, проектора и интерактивной доски учитель демонстрирует видео про Египет, как одного из популярных видов отдыха среди туристов.
Продолжительность видео 5 минут 8 сек.
Вступительное слово учителя:
— Ребята, как вы все уже, наверняка, догадались наше сегодняшнее занятие посвящено Египту — самому популярному виду отдыха среди туристов. И это не случайно, помимо потрясающих природных условий, богатства экзотических фруктов и растений, шикарного красного и средиземного моря, это государство имеет самую глубокую яркую историю своего развития. На протяжении нескольких уроков мы будет изучать историю возникновения и развития египетского государства. Поднимите пожалуйста руки те, кто уже посещал с родителями или возможно другими родственниками эту страну?
— Отлично, но в большинстве случаев отдыхающие туристы совсем не владеют информацией относительно образования столь древнего государства, поэтому цель данного урока — самостоятельное исследование учащимися географического положения древнего Египта, людей живущих задолго до начала нашей эры, род и вид занятий жителей Египта. Вы сегодня будете выполнять роль учённых, внёсших огромный вклад в развитие науки история — археологи, историки, этнографы, географы.
3. Проверка ранее изученного материала (3 минуты)
Любой группе исследователей порой нужна помощь и поддержка, поэтому, вы наверно обратили уже внимание, что у меня приготовлены для вас папирусы, которыми славится Египет, но это не просто папирусы, в них скрыты подсказки для наших юных исследователей. Задача каждой группы максимально быстро и правильно ответить на 3 вопроса, в случае выполнения задания подсказка ваша и вы смело можете ей пользоваться.
для первой группы:
1. Назовите коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудие труда
2. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
СТАРЕЙШИНА – ВОЖДЬ — РУБИЛО
СТАДО – ПИСЬМЕННОСТЬ – РОД
МОТЫГА – ИДОЛ – МОЛИТВА
СОБИРАТЕЛЬСТВО – ОХОТА –МОЛИТВА
СОБАКА – КОШКА – КОЗА
3. Какие занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
а) охота;
б) скотоводство;
в) собирательство
для второй группы:
1. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
а) цари;
б) жрецы;
в) старейшины
2. Первое домашнее животное, прирученное человеком?
а) корова;
б) лошадь;
в) собака
3. Вера в сверхъестественное и поклонение им –
для третьей группы:
1. Наука, изучающая прошлое и настоящее человечества —
2. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?
3. Наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей –
— Отлично, подсказки ваши
4. Объяснение задания для самостоятельного выполнения (для каждой группы) (5 минут)
Первая группа исследователей
Реквизиты: историческая карта + листы А4 (3 шт), ручки (3шт) конверты с заданием (2 пустые — животный и растительный мир, 2- наполненные картинками — животный и растительный мир)
Задание для самостоятельного исследования
1. С помощью карты и подсказки определить Место положение Древнего Египта
2. Проанализировав карты, ответить на вопрос: Есть ли на территории Древнего государства реки? если есть указать их название?
3. Определить, климатические условия района?
4. Омывается ли морями, если да, то какими?
5* .Выполнить задания по карточкам — животный и растительный мир Древнего Египта?
Приготовив исследовательскую работу выберите представителей (2-3 человека), которые поделятся с нами результатами вашего исследования
Вторая группа исследователей
Реквизиты: картинки с изображением жителей Древнего Египта + документ- текст, рассказывающий о жизни людей в Древнем Египте (8 экземпляров) + листы А4 (3 шт), ручки (3 шт)
Задание для самостоятельного исследования
1.Изучить из представленных документов жизнь людей Древнего Египта
2. Построить иерархию (от самого важного представителя Египта, к самому низшему)
3.Дать краткое описание каждого из них
Приготовив исследовательскую работу выберите представителей (6 человек), которые поделятся с нами результатами вашего исследования
Третья группа исследователей
Реквизиты: карточки с изображением видов занятий в Древнем Египте + подсказка (разрешающая пользоваться учебником)
Задание для самостоятельного исследования
1.Внимательно просмотрите и проанализируйте предоставленные вам изображения
2. Исходя из них сделайте вывод о том, чем занимались древние египтяне
3.Дайте краткое описание каждого вида занятия
4.Ответьте на следующие вопросы:
— Что такой ШАДУФ?
-Почему Египет был похож на шахматную доску?
— Из какого материала делались кирпичи ремесленниками, необходимые для строительства?
Приготовив исследовательскую работу выберите представителей (6 человек), которые поделятся с нами результатами вашего исследования
5. Самостоятельное изучение нового материала, путём проведения исследовательской работы (12-13 минут)
6. Физкультурная минутка. (1-1,5 минуты)
Просмотр видео и выполнения заданий по нему
7. Закрепление изученного материала (10-15 минут)
Учащиеся выходят к доске и опираясь на задания указанные в карточках рассказывают о результатах проведённого исследования
8.Выставление оценок и запись домашнего задания (1 минута)
Молодцы ребята, вы достойно потрудились, теперь мы знаем истоки (корни) Древнего Египта, увидимся на следующим уроке!
Домашнее задание (прописано на доске): параграф 6-7
nsportal.ru
Урок по истории для 5 класса «Государство на берегах Нила», ФГОС
Тема урока: Государство на берегах Нила.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
УУД:
Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.
Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.
Учебное оборудование:
карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;
презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)
маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся.
Задание 1: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет – дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?
Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?
Дельта.
Папирус.
Ил.
Пороги.
Оазис.
А. Островки зелени в пустыне.
Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.
В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.
Г. Плодородная земля по берегам Нила.
Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.
На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, пороги, номы
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока
1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.
Цель урока.
— Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
2. Изучение новой темы.
План.
1.От первобытности к цивилизации.
2.Страна Египет.
3.Разливы Нила.
4.Объединение Египта.
I.Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.
Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.
государство
власть (царь)
войско неравенство сбор налогов (казна)
В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.
А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.
– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?
«цивилизация» — новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.
На слайде №4 ученики читают определение:
Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
– Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!
Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе).
Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.
И так, в путь!
II.
А. Работа с настенной картой и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:
— Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).
— Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).
Ваша задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Б. Каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.1-я группа ставит себе печать.
Самостоятельная работа с учебником. Для этого вы должны прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).
Заполнение таблицы.
Работа по карте.
Ответы учащихся.
Слайд №5 Проверка заполнения маршрутного листа
Слайд-карта №6
Слайд-вывод №7: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
В. Работа с историческими словами.
Обратите внимание на эти слова (папирус, дельта, оазис, ил, пороги)
Выполнение задания №2
Физкультминутка.
Г. Работа с историческим документом.
За каждый правильный ответ группа ставит себе печать в визу.
Д. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте:
— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет).
— Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки).
-Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней).
— Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами»).
— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным).
— О какой реке идет речь в документе? (о реке Нил).
— Куда впадает Нил? (В Средиземное море).
— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила).
III.
Е. Сообщение обучающегося:
Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».
часть сообщения такого содержания: «В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.
Слайд №9 – “Хвалебные песни Нилу”.
— За что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.)
Д. Задание №1:решите творческую задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл «Египет — дар Нила?» Подумайте, прав ли был Геродот?
( Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека).
Не забываем ставить печати за правильный ответ!
IV.
Е. Рассказ учителя:
– Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?
Демонстрация слайдов №10 -№11– Объединение Египта. Карта.
Первоначально в Долине и Дельте складываются:
Номы – общины, связанные с местными ирригационными системами.
Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два государства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного – красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов.
— Кто такой фараон?
Фараон – повелитель всего Египта.
С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Первой столицей египетского государства стал город Мемфис названа дата объединения 3118 год до н. э . .
3. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.
1) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.
Слайд-викторина №12-№13
ИЛИ
Беседа по вопросам:
Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)
Как называли повелителя Египта? (Фараон.)
Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.)
Завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту:
2) Работа с контурной картой: р.т. с. 20, з.25
4. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).
5. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Р.т. стр.18, зад. №22
6. Рефлексия:
Ребята, что вам понравилось в путешествии?
Или не понравилось?
Что вы узнали нового, интересного?
Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?
Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?
Дельта. | Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море. |
Папирус. | Высокий тростник, который рос по берегам Нила. |
Ил. | Плодородная земля по берегам Нила. |
Пороги. | Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству. |
Оазис. | Островки зелени в пустыне. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | 1. Организационный этап Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок истории? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | 2. Этап проверки домашнего задания. На предыдущем уроке мы изучали тему «Наместники Шумера». Вам было дано задание. Сообщите д/з. Организация проверки д/з: 1. Карточки №1 (группа 5 чел.) 2. Найти соответствие между понятиями и их описанием. (1 человек у доски) 3. Историческая разминка.(Оставшийся класс) | Тематическое тестирование. Класс делится на группы.
1.Что из перечисленного не относится к Древнему Междуречью: А) жаркий и сухой климат Б) бурные разливы рек В) богатые залежи полезных ископаемых 2. Когда в Древнем Междуречье возникли первые государства? А) 2 тыс. лет назад б) 3 тыс. лет назад в) 4 тыс. лет назад г) более 5 тыс. лет назад
3.Что такое зиккурат? А) письменность шумеров б) система счисления шумеров В) храм – башня г) самая знаменитая глиняная книга 4. Укажите годы правления царя Хаммурапи: А) 1792 – 1755 до н.э. Б)1792 – 1750 до н.э. В)1755 – 1692до н.э. Г) 1750 – 1692 до н. э. Ответы: 1)в 2) г 3) б 4)б Терминологический диктант Б)1 человек работает с определения у доски. Дано начало определении, необходимо дописать его продолжение: династия, шумеры, монархия, пиктография, язычество. 1.Династия- ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.
В) Историческая разминка (с оставшимися учащимися) 1.Главные занятия первобытных людей? 2.На каких крупных животных охотились первобытные люди? 3.Какое изобретение позволило человеку охотиться на птиц? 4.Во что верили первобытные люди? 5.Из какого занятия возникло скотоводство, а земледелие? 6.Назовите первый металл, из которого человек стал делать орудия труда. 7.С изобретением какого орудия труда появилось неравенство среди людей? 8.Как принято считать года до нашей эры? А нашей эры? 9.Сто лет – это? Ответы детей: 1.(земледелие и собирательство) 2.(мамонт, косуля) 3.лук и стрелы. 4.в переселение душ, были тотемы. 5. скотоводство из охоты, земледелие из собирательства. 6.медь 7.плуг. 8.до нашей эры до рождения Иисуса Христа, а наша эра- после рождения Иисуса Христа (753 год) 9.столетие
| 3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Организует обсуждение с учащимися по данной загадке. -Ребята, а с какой страной нам сегодня предстоит познакомиться? Итак, мы сегодня должны с вами познакомиться с новым для вас государством Древний Египет. (Слайд 1) — Ребята, посмотрите на следующий слайд и попробуйте на основе увиденных картинок определить цели нашего сегодняшнего урока. Сегодня вы попробуете себя в роли настоящих ученых-историков, которым предстоит узнать, почему и как возникло государство в Древнем Египте, и объединение государства Северного и Южного Египта. Вам предстоит изучить исторические карты. | 1.В качестве мозговой гимнастики для активизации мыслительной деятельности предлагается разгадать загадки: А в немой дали застыли Пирамиды фараонов, Саркофаги древней были, Величавые, как вечность, Молчаливые, как смерть. Ответ детей: Египет. Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем. |
Перед изучением нового материала, учитель перед детьми ставит проблемный вопрос, на который они должны ответить в конце урока. Итак, тема нашего урока: «Страна на берегах Нила?». Записываем ее в тетрадь. Картинка №7 Рассказ учителя о географическом положении Египта. Рассмотрите карту Древнего Египта. -В долине какой реки находился Египет? -В какое море впадала эта река? -Какое море омывает берега Египта на востоке? Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Нил – одна из самых больших рек в мире. По берегам реки росли финиковые пальмы, высокий тростник – папирус. Этот желтоватый мягкий свиток сделан из особого болотного растения, в зарослях которого у берегов Нила так хорошо ловить рыбу и водяных птиц. Вот от стеблей этого растения и отрезают ровные куски, потом режут их по всей длине на тонкие полосы. Эти полосы склеивают в прямоугольный кусок, на него накладывают новые полосы, но так, чтобы волокна этих полос легли поперек волокон первого куска. Потом такой сложенный из двух слоев кусок бьют деревянным молотком, чтобы он стал тонким и оба его слоя плотно пристали друг к другу. Затем папирус кладут под пресс, и выделяющийся при этом сок прочно склеивает оба слоя. Остается только высушить папирус – и он готов. Но на таком куске папируса большая рукопись не поместится, поэтому обычно берут несколько кусков, склеивают, ровно подрезают и на полученном длинном куске пишут то, что нужно. Когда рукопись готова, ее скатывают в аккуратный свиток. Это египетская книга». В одном из папирусов есть такая задача: 1. В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если все сложить вместе.(35) В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. Течение Нила встречало на своем пути пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству, течет 700км в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство Древний Египет. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне боялись раскаленной пустыни. Жить там было невозможно. Горе человеку, если он заблудится в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески, поэтому жить можно было только в долине. Климат в той части, где протекает Нил, очень жаркий и сухой. Дожди бывают очень редко. Большая часть представляет собой каменистую пустыню. Каждый год Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов. Воды Нила приносят ил, делающий почву плодородной. Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому оно называли его богом Хапи, считая свою землю даром этого бога. Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, то они бы ответили так: «Вы знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом находится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках 2 сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды, то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет из них потоком и попадает в Нил. Река вздувается и выходит из берегов и заливает всю страну. Без разлива Нила не было бы жизни на его берегах. Жители Египта Нил называют даром природы и поют ему за это хвалебные песни. Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле. -Вопрос: за что пели Нилу хвалебные песни? Перед вами лежат контурные карты. Найдите и надпишите на карте: — Закрасьте цветом дельту Нила 2. Занятия древних египтян. Учитель предлагает учащимся сыграть в дидактическую игру «Угадай страну». Работа с иллюстрациями, сравнение занятий жителей Древнего Междуречья и Древнего Египта (смотри слайд презентации). (Слайд №15) — После обсуждения результатов игры детям ставится вопрос: Можно ли сказать, что занятия жителей Египта и Междуречья сильно отличались друг от друга? Почему? Египтяне были трудолюбивыми И ИСКУСНЫМИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль – ноябрь. К этому времени вырывали каналы, поля окружали специальными насыпями, чтобы там задержалась вода. С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом , в который впрягали быков. Египтяне сеяли пшеницу и ячмень. На огородах росли фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Благодаря плодородной почве у большинства египтян достаточно богатый рацион: пшеницу и ячмень они использовали для приготовления хлеба и пива; выращивали дыни, гранаты, виноград, финики и фиги, а также овощи, в том числе лук, чеснок, фасоль, горох, салат и огурцы. Пчелиный мед используем в качестве сладости. Масло изготовляем из льняных семян, шафрана и кунжута. Разводим некоторые породы коров и свиней, гусей, уток и голубей, овцы и козы дают нам молоко и шкуры. Рыбу ловили ловушками, на крючок или с помощью сетей. Крупную рыбу бьем острогой. Как богат животный мир Египта! На берегах Нила нежились крокодилы; в небольших заливчиках плескались бегемоты; в прибрежных тростниках водились птицы, а в прилегающих пустынях – львы, пантеры, антилопы, жирафы, дикие ослы, верблюды. 3. Египет становится единым государством. Поселения на берегах Нила сначала объединились в небольшие города – государства – номы. Их было более сорока. Номы воевали между собой, так как каждый хотел присвоить себе землю другого. Образовалось два царства: в верхнем течении Южное царство – Верхний Египет, в нижнем течении Нила северное царство. Война закончилась в пользу южного Египта. Его царь Мина короновался сразу двумя коронами – белой и красной. Это произошло в 3000 году до н.э. Царя Древнего Египта называли фараоном. Столицей государства стал город Мемфис. | Проблемный вопрос: Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Записывают тему урока в тетрадь, внимательно слушают объяснение новой темы и смотрят на предлагаемые иллюстрации. Иллюстрации к новой теме По ходу рассказа учащиеся работают с исторической картой в своих учебниках и отвечают на вопросы учителя. -В долине р. Нил — в Средиземное море -Красным морем. Дети записывают в тетрадь новое определение слова Нил, папирус, дельта, пороги. Смотрят слайд № 8 с изображением дельты и порогов. Решают задачу из древнегреческого папируса. Читают хвалебные песни в честь Нила. Отвечают на поставленный вопрос. Выполнение практического задания. Работа с контурной картой. Дети принимают участие в игре на внимательность, определяя на слайде. Где показано занятие жителей Египта, а где Междуречья и отвечают на поставленные вопросы. В тетрадях дети записывают определение слова фараон, дату образования египетского государства, название столицы, Египта. Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 56. | 5. Проверка понимания учащимися нового материала. Сейчас мы посмотрим насколько хорошо вы поняли новый материал. Перед вами дано начало рассказа, ваша задача его продолжить. | Путешествия на машине времени вместе с одноклассниками, мы очутились на территории самого древнего Государства — Египет. |
1.Учитель предлагает детям выполнить коллективно тестовое задание на закрепление нового материала.(слайд №23) 2.Разгадывают загадки. 3. На экране записаны понятия: Папирус Дельта Фараон пороги. — Обратите внимание на записи, сделанные на экране. — Ребята, А ТЕПЕРЬ ВЕРНЕМСЯ К НАШЕМУ ГЛАВНОМУ ВОПРОСУ: Почему египтяне называют Нил даром природы?
| Закрепление изученного материала: 1. Древний Египет расположен а) в Западной Африке; б) в Юго-Восточной Африке; в) в Северо-Восточной Африке. 2. Пороги Нила — это а) сооружения на берегах реки; б) опасные каменистые преграды по течению Нила; в) горы. 3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов? а) объединение Южного и Северного царств; б) союз богов неба и земли; в) царство мертвых и царство живых. 1.На нильских берегах она была Богатой и цветущею слыла И ею фараоны управляли Восстания рабов здесь подавляли Назови, что за страна В мире есть сейчас она. (Египет) 2Нил разольется и оставит Его на радость людям всем За это люди реку славят На нем сады благоухают Так поспеши же назвать то, что Воды Нила оставляют.(ил) 3.Он был царем Потом завоевал Египет И стал хозяином корон Повелевать стал всеми Кто это (Фараон) 4. В долинах Нила вырос он И солнцем и водой взращен Его с трудом в Египте рубят Кладут затем все вместе в ряд Выходит замечательный расклад Что это? Поспеши назвать (папирус) Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения. Ответы детей. |
Какую задачу мы ставили на уроке? Удалось решить нам поставленную задачу? Каким способом? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще нужно поработать? Наш урок подходит к концу. Выставление оценок. | Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
К следующему уроку вы должны будете выучить параграф 6, подготовить его пересказ, выучить новые определения, сообщение на тему «Как жили древние египтяне». | Записывают в дневники домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. | 9.Рефлексия. Кто работал на уроке лучше всех? Кому еще надо стараться? С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |
nsportal.ru
Конспект урока истории в 5 классе «Государство на берегах Нила».
Конспект урока тема: «Государство на берегу Нила».
5 класс.
Урок – путешествие.
Цель: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта.
Задачи:
Образовательные: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта, подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческого государства.
Развивающие: развивать способности к самостоятельному анализу событий прошлого, формировать умение работать с исторической картой.
Воспитательные: формирование коммуникативных качеств развивающейся личности;
достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися, самопроверки:
воспитывать чувства сопричастности прошлому народов мира
Коррекционные: развивать зрительное восприятие, развитие эмоциональных чувств.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Методы: практический, словесный, наглядный.
Оборудование: карта «Древний Египет» по плоскому и по Брайлю, атласы. Отрывок из видеофильма «Нил».
Основные понятия: папирус, пороги, дельта. Мемфис.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Мы с вами начали изучать новый для вас предмет — историю и в течении года будем путешествовать по странам Древнего мира. Я давно мечтала побывать в одной загадочной для меня стране. Не хотели бы и вы отправиться со мной в эту страну? Не стану говорить в какую, надеюсь, вы скоро догадаетесь?
Ребята на каком виде транспорта вы хотели бы отправиться в далёкое путешествие?
Дети: На самолёте.
Учитель: Пристегните ремни, мы взлетаем.
Запись взлёта самолёта. Дети имитируют полёт руками.
Учитель: Вот мы и приземлились. На северо – востоке самого жаркого на земле континента.
Как вы думаете. Как называется этот континент?
Ответы детей.
Учитель: Правильно Африка. Найдите на северо – востоке Африки государство, которое с севера омывается Средиземным морем. С востока Красным морем.
Как называется это государство?
Ответы детей.
Правильно Египет. Покажите его на карте.
Запись шума реки.
Дети что вы слышите?
Ответы детей.
Учитель: Да это шум реки. В Египте протекает одна из самых больших рек мира Нил.
Давайте откроем тетради и запишем тему урока. Государство на берегу Нила.
План урока.
- Страна Египет.
- Разливы Нила.
- Объединение Египта.
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Нил».
Просмотр фильма.
Зрительная гимнастика.
Учитель: Что встречает на своём пути течение Нила?
Дети: пороги.
Записывают в тетради новое понятие. Пороги – опасные каменистые преграды.
Учитель: В какое море впадает река Нил?
Дети: в Средиземное море. Найдите его на карте и покажите.
Учитель: Впадая в Средиземное море, река делиться на несколько рукавов – это место называется дельта. Найдите его на карте и покажите.
Записывают в тетради новое понятие. Дельта – место, где река впадает в море.
Учитель: В какое время года идут проливные дожди?
Дети: В начале лета.
Учитель: Осенью, когда дождей не было, ширина реки уменьшалась наполовину. Чёрную землю иссушало солнце. Всё живое изнемогало от жажды. А летом начинал таять снег на вершинах гор, поднимая почву и неся с собой ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июле начинался разлив Нила.
После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Почва в долине была мягкая. Жирная.
Как вы думаете, для какого вида деятельности были благоприятными такие природные условия?
Дети: Такие природные условия были благоприятны для земледелия.
Учитель: Долина реки была покрыта зеленью – по берегам росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него жители Древнего Египта делали лодки, а затем стали использовать для письма.
Запишите новое для вас слово папирус.
Учитель: В прибрежных зарослях водились бегемоты, обезьяны, крокодилы, львы, змеи, пеликаны. Давайте погуляем с вами по джунглям.
Физ. минутка под запись « Джунгли».
Государство Египет сложилось не сразу. Сначала возникло около 40 небольших царств. Они постоянно воевали между собой. В конце концов, долина Нила оказалось поделённой на два больших царства. В низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению – Южный Египет.
Царь южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царями шли ожесточённые войны.
Примерно за 3000 лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил северный Египет.
Как вы думаете, какую корону он стал носить?
Ответы детей.
Он стал носить двойную корону, одна часть была вставлена в другую.
Повелителей Египта стали называть фараонами, а столицей Египта стал город – Мемфис.
Записывают в тетрадь понятия фараон, Мемфис. Фараон – правитель Древнего Египта. Мемфис – первая столица египетского государства.
Нам пора возвращаться на Родину. Садитесь, пожалуйста, все в самолёт.
Гул самолёта.
Вот мы и дома. Наше путешествие по древнему Египту мы продолжим на следующем уроке.
А сейчас о своих впечатлениях мы расскажем в синквейне.
Нил.
Быстрый, большой.
Бежит, разливается, течёт.
Нил кормил всех жителей.
Жизнь.
А сейчас оцените свою работу.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________-
Д.З.№6
Дифференциация:
1 – вопрос 1 на странице 35 Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Подумайте, прав ли был Геродот.
2 – составить рассказ от имени жителя Древнего Египта о реке Нил.
Список используемой литературы:
1.Вигасин А.А., ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира для 5 класса,-Москва: Просвещение, 2015.
2.Несмелов А.Ю., Несмелова М.Л. Конспекты уроков для учителя истории, — Москва: Владос, 2005.
3.Арсаланова М.А. История Древнего мира. Методическое пособие, — Москва: Просвещение, 2010.
4.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира, — Москва: Просвещение, 1991.
5.Миллард Э. История. Древний мир, — Москва: Росмэн, 1996.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории в 5 классе «Государство на берегах Нила». »
Конспект урока тема: «Государство на берегу Нила».
5 класс.
Урок – путешествие.
Цель: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта.
Задачи:
Образовательные: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта, подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческого государства.
Развивающие: развивать способности к самостоятельному анализу событий прошлого, формировать умение работать с исторической картой.
Воспитательные: формирование коммуникативных качеств развивающейся личности;
достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися, самопроверки:
воспитывать чувства сопричастности прошлому народов мира
Коррекционные: развивать зрительное восприятие, развитие эмоциональных чувств.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Методы: практический, словесный, наглядный.
Оборудование: карта «Древний Египет» по плоскому и по Брайлю, атласы. Отрывок из видеофильма «Нил».
Основные понятия: папирус, пороги, дельта. Мемфис.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Мы с вами начали изучать новый для вас предмет — историю и в течении года будем путешествовать по странам Древнего мира. Я давно мечтала побывать в одной загадочной для меня стране. Не хотели бы и вы отправиться со мной в эту страну? Не стану говорить в какую, надеюсь, вы скоро догадаетесь?
Ребята на каком виде транспорта вы хотели бы отправиться в далёкое путешествие?
Дети: На самолёте.
Учитель: Пристегните ремни, мы взлетаем.
Запись взлёта самолёта. Дети имитируют полёт руками.
Учитель: Вот мы и приземлились. На северо – востоке самого жаркого на земле континента.
Как вы думаете. Как называется этот континент?
Ответы детей.
Учитель: Правильно Африка. Найдите на северо – востоке Африки государство, которое с севера омывается Средиземным морем. С востока Красным морем.
Как называется это государство?
Ответы детей.
Правильно Египет. Покажите его на карте.
Запись шума реки.
Дети что вы слышите?
Ответы детей.
Учитель: Да это шум реки. В Египте протекает одна из самых больших рек мира Нил.
Давайте откроем тетради и запишем тему урока. Государство на берегу Нила.
План урока.
Страна Египет.
Разливы Нила.
Объединение Египта.
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Нил».
Просмотр фильма.
Зрительная гимнастика.
Учитель: Что встречает на своём пути течение Нила?
Дети: пороги.
Записывают в тетради новое понятие. Пороги – опасные каменистые преграды.
Учитель: В какое море впадает река Нил?
Дети: в Средиземное море. Найдите его на карте и покажите.
Учитель: Впадая в Средиземное море, река делиться на несколько рукавов – это место называется дельта. Найдите его на карте и покажите.
Записывают в тетради новое понятие. Дельта – место, где река впадает в море.
Учитель: В какое время года идут проливные дожди?
Дети: В начале лета.
Учитель: Осенью, когда дождей не было, ширина реки уменьшалась наполовину. Чёрную землю иссушало солнце. Всё живое изнемогало от жажды. А летом начинал таять снег на вершинах гор, поднимая почву и неся с собой ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июле начинался разлив Нила.
После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Почва в долине была мягкая. Жирная.
Как вы думаете, для какого вида деятельности были благоприятными такие природные условия?
Дети: Такие природные условия были благоприятны для земледелия.
Учитель: Долина реки была покрыта зеленью – по берегам росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него жители Древнего Египта делали лодки, а затем стали использовать для письма.
Запишите новое для вас слово папирус.
Учитель: В прибрежных зарослях водились бегемоты, обезьяны, крокодилы, львы, змеи, пеликаны. Давайте погуляем с вами по джунглям.
Физ. минутка под запись « Джунгли».
Государство Египет сложилось не сразу. Сначала возникло около 40 небольших царств. Они постоянно воевали между собой. В конце концов, долина Нила оказалось поделённой на два больших царства. В низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению – Южный Египет.
Царь южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царями шли ожесточённые войны.
Примерно за 3000 лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил северный Египет.
Как вы думаете, какую корону он стал носить?
Ответы детей.
Он стал носить двойную корону, одна часть была вставлена в другую.
Повелителей Египта стали называть фараонами, а столицей Египта стал город – Мемфис.
Записывают в тетрадь понятия фараон, Мемфис. Фараон – правитель Древнего Египта. Мемфис – первая столица египетского государства.
Нам пора возвращаться на Родину. Садитесь, пожалуйста, все в самолёт.
Гул самолёта.
Вот мы и дома. Наше путешествие по древнему Египту мы продолжим на следующем уроке.
А сейчас о своих впечатлениях мы расскажем в синквейне.
Нил.
Быстрый, большой.
Бежит, разливается, течёт.
Нил кормил всех жителей.
Жизнь.
А сейчас оцените свою работу.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________-
Д.З.№6
Дифференциация:
1 – вопрос 1 на странице 35 Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Подумайте, прав ли был Геродот.
2 – составить рассказ от имени жителя Древнего Египта о реке Нил.
Список используемой литературы:
1.Вигасин А.А., ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира для 5 класса,-Москва: Просвещение, 2015.
2.Несмелов А.Ю., Несмелова М.Л. Конспекты уроков для учителя истории, — Москва: Владос, 2005.
3.Арсаланова М.А. История Древнего мира. Методическое пособие, — Москва: Просвещение, 2010.
4.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира, — Москва: Просвещение, 1991.
5.Миллард Э. История. Древний мир, — Москва: Росмэн, 1996.
kopilkaurokov.ru
1. Формирование новых знаний и умений Цель: формирование новых знаний и умений. | Организует учебное исследование для решения учебной задачи. Более пяти тысяч лет назад появились первые цивилизации и первые государства. Они зародились на берегах великих рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Янцзы. Государства отличались от родовых общин древних людей. Задание классу: определите какие понятия относятся к государству. Что мы можем назвать его признаками? Какое занятие можно считать главным при возникновении древних государств? Является ли государство более высоким уровнем развития, чем община? Возникновение государств является признаком перехода человечества к цивилизации. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Задание классу: на основе текста учебника задайте 5 вопросов к п1,2 учебника.
Задание: сравните местоположение родного населенного пункта и Египта; сделайте выводы. Организует просмотр презентации. Задание классу: от чего зависят разливы Нила? В каком направлении течет река? Что происходит с рекой в июля по октябрь? В какой период происходит созревание злаков? Чем занимаются египтяне в период с апреля по июнь? Задание классу: По тексту «Хвалебной песни египтян Нилу» (учебник стр. 34) определите значение реки в жизни египтян? Конкретизирует зависимость египтян от реки, напоминает, что жизнь в Египте была возможна только в долине, ширина которой составляла 12—15 км. Задание классу: Обсудить рисунки, изображенные на древней палетке (пластинка для смешивания красок), Организует просмотр презентации. | Запись даты в тетрадь: 5 тыс. л.н. – возникновение первых государств. Ожидаемый ответ обучающихся: Правитель, законы, войско, территория, налоги, символы. Земледелие, оседлый образ жизни… Записывают определение в тетрадь: Цивилизация — объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. Обучающиеся работают с текстом учебника на стр. 34-35 Ожидаемый ответ обучающихся: Где находится страна Египет? Что такое дельта, оазис, папирус? Можно ли считать верным утверждение: «Где вода- там и жизнь»? Почему Нил не везде был судоходен? В Египте более теплый климат, нет зимы; имеется крупная река. Ожидаемый ответ обучающихся: От сезона дождей. С юга на север. Происходит наводнение, река разливается. С ноября по март Сбор урожая. Обучающиеся работают с учебником (§6 на с. 38) Ожидаемый ответ обучающихся: Нил – основа жизни и деятельности египтян. Обучающиеся фиксируют вывод в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: На территории Египта возникло около 40 государств. Они постоянно воевали между собой, победители захватывали земли побежденных, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства: древняя палетка. Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи; свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации из видео-материала; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Личностные: жизненное самоопределение; формирование представлений о ценности труда; формирование представлений о ценности человеческой жизни; формирование представлений о ценностях коллективизма |
videouroki.net