cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Изложения 5 класс – Сборник изложений по русскому языку в 5-9 классах — Отдел Образования

Написание изложения по русскому языку, 5 класс, ФГОС

Р/Р Подготовка к написанию контрольного изложения (упр.547). Написание контрольного изложения (2 часа)

547. Изложение (см. памятку на с. 149). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3-го лица изложение. Озаглавьте его.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

(В, Астафьев)

Цели:

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать умения проводить лингвистический и содержательный анализ текста:

А) понять его тему, идею, композицию, характер главного героя;
Б) определить систему лексических, синтаксических средств, использованных в тексте;
В) учить соотносить выбор данных средств автором.

  1. Развивать умения продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором.

  1. Отработать знания учащихся о типах речи, стилях языка.

  2. Показать ученикам особенности функционирования в речи глаголов, имен прилагательных.

Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.
II. Знакомство с содержанием текста.
III. Анализ содержания текста.
IV. Определение типа речи.
V. Определение стиля.
VI. Анализ лексических, синтаксических языковых средств.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.

I. Постановка учителем целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева (упр. 527): определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).

II. Знакомство с содержанием текста.

  1. Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране.

  2. Выразительное чтение текста.

III. Анализ содержания текста.

Для написания изложения вам предлагается отрывок из произведения известного писателя Виктора Астафьева. Главный герой заболел, и ему дали путёвку в приморский санаторий.

***

– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)

– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел)

– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Ученики дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово)

– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)

Учитель читает словарную статью из “Словаря русского языка” и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С.И. Ожеговым. (Ученики определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении)

Каково лексическое значение слова санаторий? (Пока ученики отвечают на вопрос, потом учитель знакомит со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова). Где находится санаторий? (На юге страны) Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)

– Куда пошел гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

– Какие деревья там росли? Что скрывается за словосочетанием «заморские кущи»? (Южные экзотические растения: фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)

– Как характеризует автор все эти растения? (Ошеломляющий блеск чужеземной, бьющей в глаза растительности) Как вы понимаете это выражение?

***

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)

Учитель объясняет, что такой прием называется противопоставлением. Учащиеся записывают его определение в “Словарик ученика”.

– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)

– Как вы понимаете значение слова куща? (Ученики дают свое толкование)

Учитель сообщает, что в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение, которое значит “то, что кустится”.

Запись в тетрадях.

1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.

– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? (Глазел, дивился, увидел) Какое из названных слов является стилистически нейтральным? (Увидел) А какие употребляются в просторечии? (Глазел, дивился)

– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)

– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос?

(Во фразеологическом словаре) Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Учитель читает словарную статью с толкованием фразеологизма.

Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)

– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.

Запись в тетрадях.

2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…

– Каково лексическое значение слова лопотали? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? (Говорили неясно) Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?

– Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.

Учитель открывает слайд № 6 с толкованием слова долу.

То есть, березы опустили вниз ветви.

– Каково значение устойчивого сочетания

нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…

– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.

– Как появились березки в парке?

Запись в тетрадях.

3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…

– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)

– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.

Запись в тетрадях.

4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.

– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

Учитель поясняет, что козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.

– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа”?

IV. Определение типа речи текста.

– Сколько “фотографий” вы сделали, читая текст?

Запись в тетрадях.

  1. Прогулка по парку.

  2. Березки на полянке.

  3. История деревьев.

  4. Воспоминания автора.

– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. (Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).

– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут

(какие они: стволы, листики березки)?

– Какой еще тип речи представлен в тексте? (Описание) Какой является ведущим? (Повествование)

Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)

– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.

План

Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.

Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.

Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.

Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.

  1. Прогулка по парку.

  2. Березки на полянке.

  3. История деревьев.

  4. Воспоминания автора.

V. Определение стиля.

– Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)

– Кто он? (Писатель)

– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)

– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)

VI. Анализ выразительных средств.

– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические и синтаксические средства и заполним таблицу.

Лексические

Синтаксические VII. Подведение итогов.

– Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.

  1. Стиль.

  2. Тип речи.

  3. Тема.

  4. Идея.

Ответ ученика.

– Ваша задача – написать изложение от 3-го лица. Помимо местоимения он, можете употреблять контекстные синонимы главный герой, В.П. Астафьев.

VIII. Домашнее задание.

Написать изложение.

Рабочий лист ученика

План

___________________________________________________________

___________________________

Лексические

метафоры

олицетворения

сравнения

устаревшие слова

просторечные слова

Синтаксические

инверсия

парцелляция

infourok.ru

Изложение в 5 классе по ФГОС

Сжатое изложение «Старый пень» 5 класс

[ Скачать с сервера (4.18Mb) ]

13.03.2012, 16:53

Тип урока: урок развития речи

 

Знать:

что такое текст

способы сжатия текста

Уметь:

формулировать основную мысль текста

выделять в тексте главную и второстепенную информацию

сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

 

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Интрига

 

Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень».)

Вопросы:

 

— Известны ли вам данные сказки?

— Кто автор?

— Какая сказка неизвестна?

(учитель сообщает тему и цели урока)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

-Отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом.

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

— О чем этот рассказ, его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов?

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

1.      Грибники вокруг старого пня

2.      Старый пень возгордился

3.      Молчание деревьев

4.      «Я ваш царь!»

5.      » Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

 

5. Сжатый пересказ.

 

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.

 

         обобщение

         исключение

         упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

         обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

 

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

 

         уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения.

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац?

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней?

— Выберите ключевые фразы из последней части.

3. Итог. Написать сжатое изложение.

Приложение №1.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

 

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

 

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

 

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

 

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

 

Рассердился старый пень и ну кричать:

 

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

 

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

 

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

infourok.ru

Обучающее изложение в 5 классе

Подробное изложение в 5-м классе

Задачи урока:

1.Формирование умения подробно пересказывать тексты.

2.Формирование умения понять позицию автора, осмыслить текст как определённое смысловое, структурное целое и воспроизвести его с сохранением стилистики автора.

Воробьи

Когда стало снежить, я смастерил кормушку-столик, насыпал на него зёрен и хлебных крошек, поставил кормушку на пенёк перед окном и стал ждать.

В первый день никто на угощенье не прилетел. А утром пожаловал воробей. Он был голоден, косил глазами на крошки, но присесть не решался.

И всё же голод сильнее страха. В мгновение ока воробей оказался на столике, быстро замолотил клювиком по зёрнам. И так же внезапно исчез. Спустя несколько минут он снова сидел на ветке. И не один, а с подругой.

Через некоторое время на столике гостили четверо воробьёв. Таков закон у этих шустрых птичек: нашёл еду – позови соседей, время бескормное, и надо думать не только о себе. ( По В.Хлиманову)

 Ход урока.

1. Вступительное слово учителя

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о воробьях. Что вы знаете о воробьях? Каков их внешний вид? Особенности поведения?

2.Чтение текста.

3.Беседа с учащимися.

— О чем говорится в тексте (его тема)?

— Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

— От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Когда стало снежить, я…”)

— Какие слова вам непонятны?

— Как вы понимаете выражение «стало снежить», «в мгновение ока»? Что значит бескормное время?

— Какие слова и выражения использует автор для описания последовательности действий воробья?

— Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

4.Составление плана.

Вспоминаем с учащимися, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие.

Примерный план:

1.Кормушка-столик.

2.Первый гость.

3.Голод сильнее страха.

4. «Воробьиный» закон.

5. Лингвистический анализ текста.

-Как автор связывает предложения? (при помощи синонимических замен, союзов )

-Подумайте, почему в тексте автор использует предложения с однородными членами?

-Как оценивает автор поведение воробья? («Таков закон у этих шустрых птичек….»).

6. Работа по предупреждению ошибок.

— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

— Объясните написание слов кормушка, замолотил, угощенье.

7. Устный пересказ текста в соответствии с планом и отмеченными языковыми особенностями.

8.Повторное чтение текста.

9.Написание изложения.

10. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

infourok.ru

Конспект урока «Написание подробного изложения в 5 классе»

МБОУ ООШ сельское поселение «Село Лесопильное»

Методическая разработка по русскому языку

КОНСПЕКТ УРОКА «ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОДРОБНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ» (5 КЛАСС)

Борисовой Маргариты Сергеевны

2017

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ

ПОДРОБНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (5 КЛАСС)

Цели урока:

  1. Предметная цель: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности: способствовать овладению регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.

  2. Метапредметная: совершенствовать умение создавать на основе исходного текста собственное высказывание, используя композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора, освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни

  3. Личностная цель: формировать ценностное отношение к произведениям искусства, к красоте окружающего мира, осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, орфографический и толковый словари.

Технологические особенности: личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая технологии. Использование современных образовательных технологий: проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательная физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, соответствие возрастным особенностям и нормам СанПин)

Характеристика темы: данный урок предполагает продолжение деятельности на втором уроке (написание изложения)

Предполагаемые результаты урока по формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.

Общая подготовленность класса:

—         умение детей работать в парах;

—         умение детей работать в группах;

—         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

—         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

Планируемые результаты: 
предметные: 

Ученик научится 

  • совершенствовать умение создавать на основе исходного текста собственное высказывание

  • использовать композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.

Ученик получит возможность научиться

  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; 

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 

личностные: 

ученик 
·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу 
·       понимает причины успеха в учебной деятельности 
 

Универсальные учебные действия: 
регулятивные   

  ученик 
·       определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; 
·       учится работать по плану; 

познавательные    ученик 
·       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; 
·       составляет алгоритм под руководством учителя; 
коммуникативные   ученик 
·       слушает и понимает речь других; 
·       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Методы обучения:  наглядный, словесный, исследовательский,      проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.


Каждый этап урока нацелен на достижение определённого результата:

Результат

Форма достижения

Организационный этап

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

самостоятельная работа

Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

исследовательская деятельность 
разноуровневые  задания

Постановка учебной задачи

Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Фиксация во внешней речи причины затруднения. 
Формулировка учебной задачи как темы   урока

проблемный вопрос 
предположение 
работа в тетрадях

Беседа:

Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической .

исследовательская деятельность 
инструкция 
целеполагание 
предъявление результата 
схемы-модели правил

чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание

групповая работа

взаимопроверка 
самопроверка

работа с текстом

Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня, как вы видите, я раздала вам тетради по развитию речи. Нам предстоит работать в них в течение двух часов. Как вы думаете, какой вид работы нас ожидает? (Или сочинение, или изложение.) Да, это будет изложение.

II. Целеполагание

– Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи.)

– Какие разновидности изложений вы знаете? (Сжатое, подробное, близкое к тексту.)

– Сегодня мы будем писать подробное изложение. В чём особенность этого вида изложения? (Оно предполагает полную передачу содержания текста)

– Сформулируйте цель урока. (Слушаем варианты детей.)

–Ребята, какие задачи вы традиционно ставите перед собой, чтобы успешно справиться с таким непростым заданием, как написание подробного изложения? (понять тему и идею текста, изложить текст подробно; записать текст грамотно)

III. Установка на слушание

– Текст, с которым мы будем с вами работать, пока без названия. Для того, чтобы вы догадались, с чем он связан, мы прослушаем сообщение. (Ученик читает сообщение об Илье Репине)

Сообщение учащегося

Илья Репин до сих пор остается одним из самых знаменитых и выдающихся российских художников во всем мире. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. С юности увлекся написанием картин, местные художники научили его владеть кистью и карандашом. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.
Он очень быстро становится знаменитым портретистом, но немалое внимание уделяет и историческим, и социальным мотивам в творчестве. Постоянно развиваясь и совершенствуя мастерство, Репин никогда не считал себя великим. Все удачи не делали его зазнавшимся, а неудачи никогда не вселяли отчаяния. Простой человек, с собственным взглядом на жизнь, он просто всегда работал. До самых последних дней не выпускал из рук кисть.
Репин умер в Финляндии, куда переехал после того, как большевики пришли к власти. Хотя он и критиковал политику Николая Второго, коммунисты ему нравились не больше. Тем не менее, на родине его картины знали и любили. Коммунистические лидеры ставили его в одну линию с Толстым, Мусоргским и Римским-Корсаковым. Илья Репин олицетворял собой русскую культуру и искусство. Его не раз звали вернуться на Родину, но он отказывался, утверждая, что пока правят большевики, ему туда дорога закрыта.
За свою долгую жизнь Илья Ефимович написал множество картин, вспомним самые известные из них.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — панно размером 2 метра на 3,5, было написано в период с 1880 по 1991 год. В картине Репин оживил историю написания знаменитого письма 1676 года, которое написали запорожские казаки в ответ на ультиматум султана Османской империи. Картина имеет историческое и культурное значение. Раскрыта способность Ильи Ефимовича передавать эмоции и историческую достоверность.

«Иван Грозный и сын его Иван» (Иван Грозный убивает своего сына) – картина была написана в 1883-1885 годах и очень не понравилась Александру III, была запрещена к показу. Лишь спустя три месяца запрет сняли. Тем не менее, картина осталась одной из самых выдающихся в истории искусства XX века.

«Крестный ход в Курской губернии» — хотя тема крестного кода является самой популярной в русской живописи, но только Илья Репин умел передавать толпу так явственно. Кажется, будто всех этих людей он и впрямь видел воочию. О каждом что-то знает. В его картине раскрываются характеры, социальные особенности. Толпа кажется единым целым и лишь при ближайшем рассмотрении отмечается индивидуальность каждого.

«Не ждали» — смелое изображение картины на революционную тематику. В ней раскрыто множество аспектов жизни. Революционер, наконец, возвращается в родной дом из ссылки. В нем борются сомнения и чувства, он не знает, как его примут в семье. Да и помнят ли они его? Наибольшее внимание художник уделял главному герою. Несколько раз он переделывал его лицо, пытаясь добавить драматизма. В итоге остановился на смятенном состоянии, в котором человек встречается с родственниками.

Ребята, как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте изложения? (Слушаем варианты детей.)

— Правильно, текст изложения связан с именем Ильи Ефимовича Репина и созданием одной из первых и известнейших картин «Бурлаки на Волге»

– Сейчас я прочитаю текст. Вы будете слушать. С какой целью? (Чтобы определить тему и идею текста.)

IV. Чтение текста учителем

Илья Ефимович Репин принадлежит к величайшим русским художникам. В своем творчестве художник наиболее полно отразил русскую действительность второй половины XIX – начала XX века. Его рисунок, живопись, композиция были безупречны. Все живет и дышит в его полотнах, отличается большой выразительностью и одухотворенностью. Лица, фигуры, каждая складка одежды, обстановка, вещи несут на себе отпечаток характера людей, которым принадлежат.

Несмотря на разносторонность тематики, произведения Репина очень доходчивы и понятны любому человеку.

Репин начал свою самостоятельную художественную деятельность с произведения, полного чувства высокой человечности. В 1870-1873 годах им была создана картина «Бурлаки». Перед зрителем встает живая действительность, суровая правда жизни, обычная для тех времен картина тяжелого труда.

Тему художник нашел случайно. Однажды на Неве в воскресный день он увидел две контрастные группы: барышень, собравшихся кататься на лодках, и бурлаков, грязных, измученных. Взволнованный Репин не мог продолжать прогулку, он бросился домой и начал набрасывать увиденную картину. Для пристального изучения жизни бурлаков и более точного их изображения художник уезжает на Волгу. В картине чувствуется тщательный подбор типов каждый из бурлаков – индивидуальность живой человек со своим прошлым мыслящий человек обладающий своим характером. В этом-то и заслуга Репина: в условиях нечеловеческого труда он увидел душу народа, разглядел и показал его внутренний мир.

(По Н. Моргуновой-Рудницкой)

V. Беседа по тексту

– Какое задание нужно было выполнить? (Определить тему и идею текста.)

– О чём текст? (О картине «Бурлаки».) Сформулируйте идею текста. (Художник в бурлаках увидел душу)

– Ребята, а кто такие бурлаки? Давайте прослушаем сообщение о них. (сообщение ученика)

Бурлак — наёмный рабочий в России XVI- конца XIX веков, который, идя по берегу (по т.н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII–XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра.

При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой. В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.

В Западной Европе (по крайней мере, в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века.

В Германии использование живой силы прекратилось во второй половине XIX века.

Раздаётся текст изложения каждому ребёнку.

VI. Анализ языковых особенностей текста

– Нам предстоит найти выразительные средства языка, которые использует автор текста. Какие выразительные средства языка вы знаете? (Слушаем варианты детей.) Итак, найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, и определите их роль в тексте. (синонимы «суровая» правда жизни и др, метафора)

– Проверим, как вы справились с этим заданием.

– С какой целью мы анализировали языковые особенности текста? (чтобы еще раз увидеть отношение Репина к героям своего полотна)

Физкультминутка.

VII. Беседа о произведениях искусства

– Слышали ли вы до сегодняшнего дня что-то об этой картине? Скажите, а когда легче запомнить и воспроизвести текст – когда говоришь о знакомых или незнакомых произведениях? (Когда говоришь о знакомых произведениях.)

– Н.А.Некрасов неоднократно видел бурлаков, так же, как Илья Ефимович Репин, был взволнован, возмущен, написал стихотворение «На Волге», вот строки из него:

…Но вдруг я стоны услыхал, 
И взор мой на берег упал. 
Почти пригнувшись головой 
К ногам, обвитым бечевой, 
Обутым в лапти, вдоль реки 
Ползли гурьбою бурлаки, 
И был невыносимо дик 
И страшно ясен в тишине 
Их мерный похоронный крик — 
И сердце дрогнуло во мне…

— Нравится ли вам отрывок? Почему?

VIII. Составление плана текста

– Что будем делать дальше? (Нужно составить план.) Для чего нам понадобится план? (Чтобы ничего не забыть, чтобы быть последовательными.) Сначала вспомним, какие разновидности плана мы знаем? (Простой, сложный, цитатный.)

— Чтобы правильно составить план, перескажите текст, выделите микротемы.

— Какого он стиля и типа?

– Посмотрите на план, который представлен на слайде. (На слайде дан план текста с пропусками):

  1. Илья Ефимович Репин принадлежит к величайшим русским художникам.

  2. Несмотря на …

  3. Репин начал деятельность с …

  4. Тему нашел не случайно…

Нужно заполнить пропуски и аргументировать выбор.

IX. Предупреждение ошибок

  1. орфографических

– На слайде представлены слова: живопись,одухотворённость,контрастные,индивидуальность, композиция.

Почему они представлены на слайде? Попробуйте объяснить их значения. Запишите их в тетрадь.

– Посмотрите на следующий слайд:

Отр..зил, выр..зительность, обст..новка, в..скресный, тщ..тельный.

Сформулируйте задание. (Нужно списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, и объяснить написание слов.)

– Проверим. (Ученики комментируют с места.)

  1. пунктуационных

– (Работа в парах.) Задания:

  1. Найти в тексте предложения с однородными членами.

  2. Найти в тексте сложные предложения.

  3. Найти предложение с двоеточием.

– Проверяем. (Ответы появляются на слайде презентации.)

– С какой целью мы выполняли задание по орфографии и пунктуации? (Чтобы не было ошибок в тексте изложения.)

X. Повторное чтение текста учителем

– Что нам нужно ещё сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (Прочитать его ещё раз).

Учитель читает текст.

Ученики приступают к написанию черновика изложения.

ХI. Чтение полученных вариантов. Редактирование.

Ребята, давайте послушаем, что у нас получилось.

XII. Подведение итогов работы

Рефлексия

Ребята, обратите внимание на слайд и продолжите фразу.

Обратите внимание на доску, да, на ней смайлы-магнитики, предлагаю каждому выбрать свой, соответствующий настроению.

XIII. Домашнее задание

Запишите домашнее задание.

Написать историю создания любой понравившейся вам картины известного русского художника.

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будем, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

infourok.ru

Изложения 5 класс (по выбору)

БЕРЕЗКИНЫ СЛЕЗЫ

Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку про петуха начал рассказывать:

— Жил да был в нашем селе петух Золотое Перо…

Березы и осинки склонились над нами и слушают.

Вдруг мне прямо на лоб что-то капнуло. Уж не дождик ли? Вскочил я, поднял глаза кверху, а у березы кто-то сучок обломил. Вот из ранки и капало.

Подставили мы с дедушкой под капель ладони и стали березовый сок собирать. Попробовал я его на язык, а он сладковатый и пахнет сырой землей. Дедушка сказал:

— Сок — берёзкины слезы. Видно, прошел мимо лось и рогом сучок обломил.

Дедушка порылся в карманах, достал веревку и перевязал сучок. Березка сразу успокоилась, перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка живет долго-долго.

(По А.Баркову)

БУКЕТ ИЗ ЦВЕТОВ КАРТОФЕЛЯ

С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез якобы из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморским овощем своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а листья и стебли картофеля, которые он поджарил в масле. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля даже сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор и стал распространяться картофель в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье, который пропагандировал картофель в XVIII веке во Франции. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу. Король распорядился подавать ему картофель ежедневно к обеду. Придворные последовали его примеру. Но французских крестьян приучали к новой культуре хитростью. Когда картофель на посадках, сделанных Пармантье, созревал, то около картофеля ставили охрану. Однако на ночь стражу убирали. Крестьяне, думая, что охраняют что-то очень ценное, ночью тайком выкапывали клубни, варили и ели их, а позже сажали на своих огородах.

ВОР И ПОРОСЕНОК

На даче у нашего хозяина был поросенок. Хозяин на ночь закрывал этого поросенка в сарай, чтоб его никто не украл.

Но один вор захотел все-таки украсть эту свинку. Он ночью сломал замок и пробрался в сарай. А поросята всегда очень сильно визжат, когда их берут в руки. Поэтому вор захватил с собой одеяло.

И как только поросенок хотел завизжать, вор быстро завернул его в одеяло и тихонько вышел с ним из сарая.

Вот поросенок визжит и барахтается в одеяле. Но хозяева ничего не слышат, потому что одеяло толстое. К тому же вор очень крепко завернул поросенка.

Вдруг вор заметил, что поросенок перестал кричать и барахтаться. Вор подумал: «Может быть, я очень сильно закрутил его одеялом, и бедный поросенок там задохнулся».

Вор развернул одеяло, а поросенок выпрыгнул у него из рук, завизжал и бросился в сторону. Тут хозяева прибежали, схватили вора. Вор говорит:

— Ах, какая свинья этот хитрый поросенок! Наверное, он нарочно притворился мертвым, чтоб я его выпустил. Или он от страха упал в обморок.

Хозяин говорит вору:

— Нет, мой поросенок в обморок не падал. Он нарочно притворился мертвым, чтобы вы развязали одеяло. Это очень умный поросенок.

infourok.ru

5 класс Изложение-описание животного

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ.

Изложение-описание животного.

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ:

ОБОРУДОВАНИЕ:

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: кошЁлка, бутузик, кто-то, прЕзабавный, сЕребристый, шЁрстка

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

П.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение описывать животное. Для этого мы напишем изложение по рассказу Георгия Алексеевича Скребицкого. Вы не раз читали его небольшие рассказы, посвященные родной природе, животным.

Все произведения писателя написаны по личным впечатлениям, он рассказывает о том, что происходило с ним в жизни, в том числе в детстве, когда он был ещё маленьким.

Георгий Алексеевич очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, о путешествиях, о природе.

-А какие книги о природе любите вы? Назовите их авторов.

Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили разные лесные животные и птицы: синицы, сороки, ежи, зайцы, белки.

Скребицкий с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства, посвящал им многие свои рассказы, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели, помогали им.

Ш.Чтение текста.

БАРСУЧОНОК.

Однажды мама позвала меня: «Юра, смотри, какого бутузика я принесла». Я бросился к дому. Мама держала кошелку, там, на подстилке из травы и листьев копошился кто-то толстый в серебристой шкурке.

Мы вошли в комнату, подошли к дивану. «Ну, вылезай, малыш, не бойся» — предложила мама.

Из кошелки показалась продолговатая мордочка с черным носиком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние части её – серенькие, посредине от носа к ушам тянулись широкие черные полосы.

Малыш выбрался из кошелки. Какой же он был занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шерстка светлая, серебристая. Ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.

Мама достала из буфета пузырёк с соской и налила туда молока. Малыш сразу смекнул, в чем дело, всю соску в рот забрал и даже глаза зажмурил от удовольствия. (146 слов)

1У.Осмысление темы текста, типа речи, своеобразия и достоинств языка.

1.О чем говорится в тексте? (Докажите, что это текст)

Как можно озаглавить этот рассказ? (Заголовок во время чтения не называется.)

-выбирается наиболее удачный заголовок;

2.К какому типу речи относится текст? (Описание) Деловое это или художественное описание? Почему?

3.Видели ли вы барсука? Давайте рассмотрим подобранные иллюстрации.

4.Как мама представила сыну принесенного зверька? Почему? Кого мы обычно называем «бутузиком»?

5.Как еще называется барсучонок в тексте? (Малыш, зверёк – как называются такие слова (синонимы).

6.Какое было первое впечатление у Юры? («Копошился кто-то толстый в серебряной шубке»)

7.Почему в тексте сказано, что мордочка у зверька была «презабавная»? Опишите её.

8.Как барсук выглядел, когда вылез из кошёлки? Подберите синоним к слову занятный.

9.Чем был интересен барсук? Какое сравнение используется в тексте?

10.С какой целью в тексте используются слова мордочка, носик, ушки, ножки, шёрстка?

11.Понравилось ли молоко зверьку? Как об этом говорится в тексте?

12.Составление плана.

-на сколько частей можно разделить этот текст? (На четыре)

— составьте план, используя вопросительные предложения (какие ещё предложения по цели высказывания вы знаете?)

1.Кого принесла в кошёлке мама?

2.Как выглядела мордочка у зверька?

3.Каков был весь барсучонок?

4.Как пил молоко малыш?

(перескажите текст, пользуясь составленным планом)

У.Работа с орфографическими и пунктуационными особенностями текста.

1.Объяснение орфографии слов, написанных на доске.

2.Вспомните, есть ли в тексте восклицательное предложение. С какой целью оно употреблено? Составьте несколько восклицательных предложений, чтобы передать свое отношение к зверьку.

3.Какие пунктуационные особенности этого текста вы заметили? Составление коллективное схем предложений с прямой речью и обращениями.

У1.Написание изложения (перескажите текст от 3-го лица)

infourok.ru

Конспект урока «Сжатое изложение «Пень»»(5 класс)

Тип урока: урок развития речи

Знать:

Уметь:

  • формулировать основную мысль текста

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию

  • сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение

Оборудование: компьютер, проектор, таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)

2. Интрига

)

3. Вводная беседа:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Как вы понимаете этот термин?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам рассказ?

— Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)

— О чем этот рассказ, т.е. его тема?

— Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)

Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(уч-ся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)

Учитель: текст делится на абзацы — микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План

Грибники вокруг старого пня

Старый пень возгордился

Молчание деревьев

«Я ваш царь!»

» Ничего ты не царь»

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.

обобщение

исключение

упрощение

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

3. Итог.

4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Поделиться

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *