cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дневник наблюдений за деревьями осенью 5 класс таблица – Дневник наблюдений — Команда «Дубки»

Проект по биологии 5 класс на тему "Осенние явления в природе".

ПРОЕКТ

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

4. Вывод.

Содержание.

  1. Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.

Красный закат солнца – к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

  1. Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева. 

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам — хвоинкам — морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Приметы:

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.

Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

  1. Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

Приметы:

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

4. Вывод.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.

infourok.ru

5 класс дневник наблыудений осен


ДНЕВНИК
НАБЛЮДЕНИЙ
за природой
ОСЕНЬ
5 класс

Учени___ 5 класса ______
ГБОУшколы №1286
г. Москвы
Ф.И.____________________
_______________________

Учитель- Сорокина И.А.
Памятка
Облачность имеет условные обозначения:
Вид облачности Условный знак
1.Ясно (В течение всего дня светит солнце или есть небольшие облака) 5435606921500
2.Переменная облачность (Небо то чистое, то покрыто облаками) 543560168275005435605397500
3.Пасмурно (Солнце не светит, всё небо покрыто облаками) 5435609588500
Осадки тоже имеют условные обозначения:

447675014986000Направление ветра:
Северный Южный 650875508000
Западный 59372513652500
Восточный 6508752203450074612513398500
Северо-западный Северо-восточный 7556502667000
Юго-западный 7461253365500
Юго-восточный 8318512222600
Атмосферные явления обозначают так:

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Фенология - это наука о сезонных изменениях в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
Виталий Бианки в своей книге «Лесная газета» писал, что «каждый год бывает весна, но каждый год она новая, и сколько ни живи, не увидишь двух одинаковых весен». Убедиться в том, что не бывает двух одинаковых весен или зим, вам помогут фенологические наблюдения.

Фенологи помогают определить сроки проведения посева и уборки урожая, организацию сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Работа по охране природы проводится с учетом фенологических данных. Фенологическую информацию собирают с помощью наблюдений за неживой природой, растениями и животными.
Сентябрь-листопадник
Журавли, наверно, вы не знаете,
Сколько песен сложено про вас,
Сколько вверх, когда вы пролетаете,
Смотрит затуманившихся глаз!
В.Солоухин
В Древней Руси сентябрь называли «вересень», «вресень» — по времени цветения медоносного вереска, невысокого в

educontest.net

Исследовательская работа "Изменение окраски листьев и листопад клёна остролистного"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.ФилипповоКирово – Чепецкого района Кировской области

Исследовательский проект

Изменение окраски листьев и листопад клёна остролистного осенью

Выполнила: Лыскова Вера,

ученица 4 класса

МКОУ СОШ с.Филиппово

Руководитель: Козьминых Н.В.,

учитель начальных классов

Филиппово

2015

Содержание

  1. Паспорт проекта……...………….……………………………………… 3-5

  2. Отчеты по этапам…………………………………………………………6

    1. Подготовительный этап. ……………………………………………6-9

    2. Практический этап. . ………………………………………………10-12

    3. Контрольно-оценочный этап. ……………………………………13-14

Заключение………………………….………………………………………15

Список используемых источников….......................................................16

Приложение………………………………………………………………….17-27

  1. Паспорт проекта

Название проекта: Изучение окраски листьев и листопад клёна остролистного осенью

Участник проекта: Лыскова Вера, ученица 4 класса МКОУ СОШ с.Филиппово

Руководитель: Козьминых Нина Владимировна, учитель начальных классов

Тип проекта: долгосрочный, индивидуальный, исследовательский, предназначен для детей младшего школьного возраста .

Продолжительность проекта: 7 месяцев

Образовательная область: познавательно- исследовательская (биология, экология)

Проблема: Как, когда и почему меняется цвет листьев клёна осенью?

  • Почему листья меняют свой цвет?

  • Почему осенью листья окрашены по - разному?

  • Как происходит процесс изменения окраски листьев клёна?

  • Сколько времени длится листопад у клёна?

Цель: изучение окраски листьев и листопада клёна остролистного осенью для создания видеофильма

Задачи:

  1. Изучить научную литературу о клёне остролистном, изменении окраски листьев клёна, листопаде в летне - осенний период.

  2. Провести фенологические наблюдения за изменением окраски листьев с середины августа по конец листопада и состоянием погоды.

  3. Сделать вывод о сезонных изменениях, происходящих с листьями клёна остролистного.

  4. Собрать материал для гербария и видеофильма.

Объект: клён остролистный

Предмет: изменение окраски листьев и листопад клёна остролистного в летне-осенний период

Методы:

  1. Изучение и анализ литературы и результатов деятельности.

  2. Наблюдение.

  3. Сравнение.

  4. Обобщение.

  5. Фотографирование, видеосъёмка.

  6. Экспертная оценка.

Планируемые результаты

В ходе работы над проектом я научусь:

- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) в литературе и Интернет-источниках;

-собирать, фиксировать, сравнивать, обобщать и оценивать результаты наблюдений, формулировать выводы и выражать собственную точку зрения;

- работать в программах Microsoft office Word и Киностудия по созданию видеофильма;

- выступать публично, отвечать на вопросы по теме проекта.

Аннотация

В проекте исследуется фенологическое изменение окраски листьев клёна остролистного в период с 12 августа по конец сентября 2015 года. Объектом наблюдения был выбран одиноко стоящий клён, растущий около д. №16 по улице М.Злобина села Филиппово, описан участок местонахождения клёна. Также для получения достоверных результатов фиксировались изменения у клёнов по улицам М.Злобина и Заева. Проведённые наблюдения показали, что окрашивание листа клёна происходит от края к центру листа, а самого дерева – от верхушки к нижним ветвям, сбрасывание листвы началось со 2 сентября, конец листопада –25 сентября. В процессе исследования отмечались погодные условия (температура воздуха, ветер, осадки). Также ход наблюдений фиксировался видеосъёмкой и фотографированием. Дано научное обоснование проекта об осенних сезонных изменениях, происходящих в листьях деревьев, о листопаде. Одним из главных источником информации стало учебное пособие В.А.Копосова, профессора ВГПУ, «Фенологические наблюдения в природе», в котором рассматриваются периоды осени, характерные для нашего региона.

Большое место в подготовке проекта занимала практическая работа по переработке научной информации в доступную для детей начальной школы, а также трудоёмкий процесс работы с собранным фото- и видеоматериалом на этапе подготовки к презентации. Практическая значимость проекта: создано учебное пособие для занятий по окружающему миру.

Продукт проектной деятельности: видеофильм

Оборудование и материалы: фотоаппарат, компьютер (программы Microsoft office Word, Киностудия), проектор, цветной принтер, бумага.

  1. Отчёт по этапам

    1. Подготовительный этап:

  1. Подобрать и изучить научно - познавательную литературу по теме проекта.

  2. Подготовить необходимое оборудование и материалы.

  3. Составить план наблюдений.

Отчёт по результатам изучения научно-познавательной литературы

Введение

Постепенный спад лета в нашем регионе начинается с 16 августа. Происходит плавное сокращение светового дня, уменьшение количества солнечного тепла, поступающего на Землю, изменение окраски растений. На смену летнему разноцветью в смешанные леса нашего региона приходит золотая осень. Смолкают голоса птиц, пахнет листьями и грибами, воздух чистый, прозрачный. Сентябрь называют «задумчивым» месяцем. Тишина в природе нарушается лишь шелестом падающей с крон деревьев листвы да шумом от набежавшего холодного ветра. Природа готовится к грядущим переменам. Осень является сложным периодом в жизни растений. Многолетние травы, кустарники и деревья в осенний период начинают активно готовиться к перезимовке. Большинство деревьев на зиму сбрасывает листву. Листопаду предшествует осенняя окраска листьев.

Изучением законов сезонного развития природы занимается наука фенология. Периодические природные явления на нашей планете зависят, прежде всего, от изменений количества лучистой энергии, которую Земля получает от Солнца. Осень, по мнению фенологов, подразделяется на четыре периода: первоосенье, золотая осень, глубокая осень и предзимье.[2]

      1. Цвет осенних листьев

Изменение цвета осенних листьев происходит с зелёной листвой листопадных деревьев и кустарников, в результате чего они окрашиваются в один или несколько цветов от золотисто-льняного, почти белого до багрового в коричневых прожилках. Окраска листьев определяется пигментами. Зелёный лист имеет такой цвет из-за присутствия  пигмента хлорофилла, когда он в большом количестве содержится в клетках. Это происходит во время периода роста растения. Летом зелёный цвет хлорофилла преобладает, затмевая цвета других пигментов.[1] 

Поздним летом жилки, переносящие соки в лист и из листа, постепенно закрываются и количество воды и минералов, поступающих в лист, уменьшается. Количество хлорофилла тоже начинает снижаться.Часто жилки остаются всё ещё зелёными, даже когда лист давно полностью изменил цвет. Цвет листа изменяется за счёт других пигментов.

Каротиноиды имеют преимущественно жёлтый или оранжевый цвет. Они всегда присутствуют в листьях, но перекрываются зелёным цветом хлорофилла.

Антоцианы ответственны за красные цвета в листьях, не присутствуют в листьях до тех пор, пока не начнёт снижаться уровень хлорофилла.

Коричневый цвет листьев возникает не из-за действия какого-либо пигмента, а из-за клеточных стенок, которые становятся заметными, когда отсутствуют видимые красящие пигменты.[5] 

Цвет осенних листьев обусловлен генетически у каждого вида растения. А вот будет ли этот цвет тусклым или ярким, зависит от погоды. 
Самые яркие и сочные цвета листьев бывают, когда долго стоит погода: дни – ясные, ночи - холодные, осень – сухая и солнечная. При температуре от 0 до 7 градусов Цельсия усиливается образование антоцианина, красный цвет листьев становится интенсивнее. Желтая или красная окраска листьев может сохраняться несколько недель после того, как они опали на землю.[4] 
2.1.2. Листопад деревьев и кустарников

Что же вызывает листопад? Если во время листопада рассмотреть листья деревьев, то нетрудно обнаружить у основания листового черешка разделительный слой пробковых клеток. После образования разделительного слоя доступ влаги в лист прекращается, и они легко осыпаются даже под собственной тяжестью и от действия ветра. В тенистых, сырых местах листопад наступает позже, так как корни растений там больше всасывают влаги и передают её в стебель и листья. На возвышенностях – листья осыпаются раньше в связи с недостатком влаги. Сбрасывая листву, растения приспособились к жизни в суровых условиях зимнего периода. Листопад помогает деревьям и кустарникам переносить не только длительные холода, но и засуху. Как известно, корни растений не способны всасывать холодную воду, а листья постоянно испаряют влагу через устьица, и это могло бы привести растения к усыханию и гибели. Благодаря листопаду деревья избавляются от вредных продуктов обмена веществ, а полезные вещества растения сохраняют в стволе, корнях. Листопад сохраняет деревья и кустарники от снеголомов во время зимы.[2]

      1. Характеристика наблюдаемого объекта

Клён остроли́стный, или Клён платанови́дный, или  Клён платаноли́стный (лат. Ácer platanoídes) — вид клёна, широко распространённый в Европе и Юго-Западной Азии. 

Листопадное дерево высотой 12—28 м с красивой, широкой, густой  шаровидной кроной. Кора молодых деревьев гладкая, серо-коричневая, с возрастом темнеет и покрывается длинными, узкими, продольными трещинами.Ветви крепкие, широкие, направлены вверх. Листья простые,  супротивные, до 18 см в длину. В верхней части листья тёмно-зелёные, снизу более бледные. Осенью они приобретают жёлтую или оранжевую окраску, а затем опадают.

Цветки душистые, желтовато-зелёные, собраны вместе по 15—30 цветков. Появляются в первой половине мая до и во время распускания листьев. Опыляется насекомыми.

Плод - крылатка, крылья способны уносить семя на большое расстояние. Семена голые, могут оставаться на дереве в течение зимы. Клён остролистный плодоносит ежегодно, в России — в сентябре.

Первые 3 года клён растёт довольно быстро, годовой прирост молодого дерева может достигать 1 метра, плодоносить начинает через 17 лет. В природе живёт до 150 лет.[5]

План наблюдений:

1.Каждую неделю приходить к клёну и отмечать состояние погоды, описывать внешний вид клёна, отмечая изменение окраски листьев. В период интенсивного окрашивания листвы и листопада увеличить частоту посещений.

2.Фиксировать результаты наблюдения с помощью фотографирования, видеосъёмки и письменных записей.

3.Заносить результаты в таблицу:

Дата

Состояние погоды

Наблюдение за объектом

Наблюдение за другими клёнами

4.Подготовить видеофильм и гербарий по материалу наблюдений.

5.Сделать вывод о сезонных изменениях, происходящих с клёном остролистным в период с конца лета и до окончания листопада.

    1. Практический этап:

  1. Описать участок местонахождения объекта наблюдения.

  2. Провести наблюдения и зафиксировать результаты

  3. Подготовить продукт проекта.

  4. Сделать вывод (заключение)

      1. Описание местонахождения клёна

Объект нашего наблюдения растёт во дворе многоквартирного кирпичного дома №16 по улице М.Злобина с. Филиппово Кирово – Чепецкого района. Участок находится на противоположной от дома стороне асфальтированной дороги, прилегает к огороду, вблизи есть детская площадка. Почва суглинистая, достаточно плотная, поверхность ровная. На данном участке, кроме клёна, рядом растут берёзы, расстояние между деревьями 3 метра. Клён хорошо освещён с южной и западной стороны, растёт на краю участка, расстояние до дороги около 3 метров.

      1. Наблюдения за изменением окраски листьев и листопадом клёна остролистного

Наше наблюдение начали 12 августа. Спад лета в нашей местности начинается с 16 августа и продолжается до конца месяца. Среднесуточные температуры постепенно понижаются. Появляются первые желтые листья. Короче становятся дни. На землю опускается туман, на траву – роса.

Начало осеннего окрашивания листьев отмечается в тот день, когда появляются на растениях окрашенные листья, а к ним с каждым днем прибавляются новые. Начало листопада отмечается в день, когда при встряхивании ветвей осыпается 3-5 листьев. Полное осеннее окрашивание листьев отмечается в день, когда изменили окраску листья на большинстве растений наблюдаемого вида. Конец листопада отмечается в день, когда большинство экземпляров данной породы полностью утратили листья.

Дата

Состояние погоды

Наблюдение за объектом

Наблюдение за другими клёнами

12.08.15

Солнечно, ясно, тепло +21, ветер слабый

Листья ярко – зелёные, крепко держатся на ветке

Все клёны зелёные

19.08.15.

Пасмурно, холодно + 12 , ветрено, прошёл дождь

Без изменений

Без изменений

27.08.15.

Переменная облачность, тепло +20

Клён начал изменять окраску листьев на верхушке дерева. Листья по краям стали оранжевого цвета, отдельные листья окрасились полностью

Изменение окраски листвы идёт от верхушки дерева к нижним листьям. Клёны, со всех сторон освещённые солнцем, активней окрашиваются, чем в тени.

02.09.15.

Переменная облачность, температура воздуха +16, ветрено

Макушка дерева стала оранжево – золотая, нижние ветки полностью зелёные. Листья активно меняют окраску. На земле появились первые листья

Листья активно меняют зелёную окраску на оранжевую и жёлтую.

09.09.15

Пасмурно,

+ 14, сухо, ветер слабый

Верхние листья поменяли свою окраску. Листья, близкие к стволу дерева и нижние листья ещё зелёные. Листопад.

Начало листопада

16.09.15

Солнечно, тепло +20, сухо, ветер слабый, тёплый

Клён поменял свою окраску. Дерево стало всё оранжево – жёлтое. У нижних веток листья частично зелёные.

Идёт массовый листопад. Листья ковром устилают землю вокруг клёна.

Полное изменение окраски листа. Массовый листопад.

21.09.15

Переменная облачность, тепло +20, сухо, ветрено

Дерево практически полностью облетело, на отдельных нижних ветках есть часть листвы

Часть деревьев стоят голыми, но большинство клёнов ещё теряют листву

25.09.15

Солнечно, тепло +22,сухо, лёгкий ветер

Листопад закончился. Листья на земле стали подсыхать.

На высоких, больших клёнах есть листья в центре и на нижних ветках. Там листопад продолжается. Но у большинства деревьев листопад закончился.

Таким образом, окрашивание листа клёна происходит от края к центру листа, от верхушки к нижним ветвям, цвет листьев – оранжевый, жёлтый. Сбрасывание первой листвы началось со 2 сентября, массовый листопад – 16 сентября, конец листопада – 25 сентября. Благоприятные погодные условия для окрашивания листвы в яркий цвет: ночи достаточно холодные, а дни тёплые, солнечные и сухие. Для сравнения велись наблюдения за другими деревьями, которые растут по ул. М.Злобина и ул. Заева, сроки изменения окраски листвы на клёнах и время листопада совпадали.

2.3.Контрольно – оценочный этап:

1. Провести презентацию проекта, ответить на вопросы по теме.

2. Получить экспертную оценку проекта.

3. Дать самооценку проделанной работе.

2.3.1. Экспертная оценка (рецензия)

Проект представлен на 17 страницах с приложением на 10 страницах, содержит 1 таблицу, 16 фотографий.

В проекте изучаются вопросы, связанные с наблюдениями в природе по временам года. У каждого времени года свои особенности, свои законы сезонного развития природы. Проектная работа ученицы 4 класса актуальна в связи с личным осознанием красоты и неповторимости природы и понимания взаимосвязей живой и неживой природы. Автор выбрал интересную и доступную тему исследования, сформулировал проблему, поставил цель и задачи. Для решения поставленных задач было изучено5 литературных источников, в том числе Интернет – ресурсы, спланированы и проведены наблюдения, разнообразно представлены результаты работы по этапам проекта. Текст соответствует поставленным задачам, хорошо оформлен и проиллюстрирован собственными фотографиями. В заключении даны достаточно чёткие и логичные выводы. Продукт проекта – видеофильм – наглядно демонстрирует, как происходят сезонные изменения в живой природе на примере клёна остролистного. Работа над продуктом проекта показала возможности ученицы в сфере ИКТ. Содержащийся в приложении фенологический осенний календарь природы указывает на перспективность этого проекта по изучению живой природы. Пожелания автору: продолжить работу над проектом, расширив его фенологическими наблюдениями за весенний и летний период.

Проектная работа ученицы 4 класса МКОУ СОШ с.Филиппово Лысковой Веры может быть представлена на конкурсы эколого – биологической направленности.

Рецензент: Щеклеина Н.Г., учитель биологии МКОУ СОШ с.Филиппово

Самооценка

Я, ученица 4 класса МКОУ СОШ с.Филиппово Лыскова Вера, ещё в 3 классе начала интересоваться, какими красками волшебница – осень украшает деревья. Самое красивое дерево – клён. У него пышная крона и большие резные листья, которые можно собирать в букеты. Я передавала красоту клёна красками на бумаге, фотографировала. А к новой осени под руководством моего учителя начала исследовательский проект «Изменение окраски листьев и листопад клёна остролистного осенью».

Я узнала, почему осенью листья меняют свою окраску и опадают с деревьев. Мне было интересно наблюдать за этим явлением природы, фиксировать свои наблюдения, объяснять происходящие перемены, а потом создать фильм, в котором наглядно видно, как происходит это чудо природы.

У меня возникли трудности, когда я столкнулась с незнакомыми ранее терминами, которые встретились в литературе (хлорофилл, пигменты, каротиноиды и т.д.), но постепенно я запомнила эти названия.

Я хотела бы продолжить работу над проектом.

Заключение

В ходе работы над проектом:

  • изучили литературу об осенних изменениях, происходящих с листьями клёна остролистного, и листопадом;

  • описали внешний вид листа, изменение его окраски;

  • дали описание местоположения объекта наблюдения;

  • провели наблюдения за объектом и сравнили с другими клёнами, по итогам составили таблицу с указанием погодных условий;

  • создали видеофильм для показа учащимся начальной школы.

Наблюдения показали, что окрашивание листа клёна происходит от края к центру листа, а самого дерева – от верхушки к нижним ветвям, цвет листьев – от оранжевого к ярко – жёлтому. Сбрасывание первой листвы началось со 2 сентября, массовый листопад – 16 сентября, конец листопада – 25 сентября. Были благоприятные погодные условия для окрашивания листвы в яркий цвет: ночи достаточно холодные, а дни тёплые, солнечные и сухие. Для сравнения велись наблюдения за другими деревьями, которые растут по ул. М.Злобина и ул. Заева, сроки изменения окраски листвы на клёнах и время листопада совпадали.

Таким образом, были найдены ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале проекта. Расширились знания о сезонных явлениях в жизни деревьев. На примере клёна остролистного установили, как неживая природа (солнечное тепло, продолжительность светового дня, осадки, ветер) влияет на живой организм: дерево приспосабливается к новым условиям, сначала изменяется окраска листьев, потом происходит сбрасывание листвы. Перспективы проекта: с помощью взрослых высадить молодые клёны весной для озеленения улиц нашего села, так это очень красивое и быстрорастущее растение.

Список используемых источников

  1. Курт - Гильзенбах.Х. Деревья[Текст].Энциклопедия «Что есть что»- Слово, 1997.- 48 с.

  2. Копысов, В.А.Фенологические наблюдения в природе [Текст]: учебное пособие.- Киров, 2009. – 135с.

  3. Природа, хозяйство, экология Кировской области [Текст] : [Сб. статей] – Киров: Кировский областной комитет охраны природы, 1996. – 490 с.

  1. Сайт экологического центра "Экосистема", http://www.ecosystema.ru/. (последняя дата обращения: 07.12.15.)

  1. Сайт всемирной энциклопедии, https://ru.wikipedia.org/wiki/ Цвета_осенних_листьев (последняя дата обращения:14.12.15.

Приложение 1

Клён остролистный

Фото 1. Клён остролистный Фото 2. Лист

Фото 3. Цветки Фото 4. Плоды

Фотоматериалы с http://yandex.ru (последняя дата обращения 12.08.15.)

Приложение 2

Фотоматериалы наблюдений за окраской листьев и листопадом

клёна остролистного

Фото 1,2. Клён 12 августа 2015 года.

Фото 3. Клён 19 августа 2015 года.

Фото 4. 19 августа. Клён по улице М.Злобина

Фото 5. Клён 27 августа 2015 года

Фото 6. Листья клёна начинают менять цвет.

Фото 7. 2 сентября 2015 года

Фото 8. 2 сентября. Клён по улице М.Злобина

Фото 9. 9 сентября 2015 года – Бабье лето

Фото10. Осенняя экскурсия.

Фото 11. 16 сентября2015 года - листопад

Фото12. 16сентября 2015 года. Клёны по улице М.Злобина

Фото 13. 21 сентября 2015 года. Последние листья.

Фото14. 21 сентября. Клёны по улице М.Злобина

Фото 15. 25 сентября 2015 года. Окончание листопада

Фото 16. Завершение практического этапа проекта

Приложение 3

Фенологический календарь осенних изменений в природе

Первоосенье

  1. Последняя гроза.

  2. Отлёт деревенских ласточек.

  3. Последние крики стрижей.

  4. Первые зрелые плоды брусники.

  5. Первые жёлтые листья на берёзах.

  6. Первые жёлтые листья на липах.

  7. Первые жёлтые листья на черёмухе.

  8. Первые жёлтые листья на рябинах.

  9. Первые жёлтые листья на осинах.

  10. Первые стаи журавлей на пролёте.

  11. Переход среднесуточной температуры через +10° С.

  12. Созревание желудей у дуба.

  13. Появление желтых листьев у большинства деревьев и кустарников.

  14. Начало листопада у липы.

  15. Появление летящей паутины.

  16. Начало листопада у черёмухи.

  17. Начался листопад у берёзы.

  18. Начался листопад у осины.

  19. Первые стаи гусей на пролёте.

  20. Появление свиристелей.

  21. Начался листопад у тополя.

  22. Начался листопад у рябины.

  23. Первый заморозок в воздухе.

  24. Полная осенняя окраска листьев у липы.

  25. Появление сорок около жилищ.

  26. Первые стаи уток на осеннем пролёте.

  27. Полная осенняя окраска листвы у рябины.

  28. Полная окраска листьев у черемухи.

29.Полная окраска листьев у тополя.

30.Полная осенняя окраска листьев у осины.

Золотая осень

  1. Полная осенняя окраска у большинства деревьев и кустарников (исключая сирень, ольху).

  2. Начало пожелтения хвои у лиственницы.

  3. Окончание листопада у липы.

  4. Окончание листопада у черёмухи.

  5. Окончание листопада у осины.

  6. Окончание листопада у рябины и берёзы.

Глубокая осень

1. Окончание массового листопада у большинства деревьев и кустарников

2. Улетели последние грачи.

  1. Начало листопада у лиственницы.

  2. Полная осенняя окраска хвои лиственницы.

  3. Последняя стая гусей.

  4. Первый снежный покров.

  5. Начало листопада у сирени.

  6. Последняя стая уток

  7. Окончание листопада у сирени.

  8. Окончание листопада у лиственницы.

Предзимье

1.Температуры опустились ниже 0° С.

2.Установление постоянного снежного покрова.

3.Реки покрылись льдом.

4.Установление санного пути.

4

multiurok.ru

Ответ § 2. Методы исследования в биологии

6)  Найдите в тексте параграфа  понятия, указанные ниже, и закончите определения.

  

Ответ:

Методы – способы изучения окружающей среды.

Наблюдение – восприятие объекта с помощью органов чувств.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект.

Фенология – система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы.

 

7)  Какие приборы и инструменты могут быть использованы при проведении биологических исследований?

 

  • Ответ:

    Пробирки, весы, препаровальная игла, колба, щипцы, мерный цилиндр, пипетка, скальпель, микроскоп, линейка, биноколь, секундомер.

 

8)  Объясните, к чему может привести не соблюдение правил техники безопасности в биологическом кабинете.

 

  • Ответ:

    Можно нанести вред себе или другому человеку.

     

    9)  Используя текст задания на с. 14 учебника, проведите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, растущих в районе вашей школы. Результаты внесите в дневник наблюдений. Если вы когда-нибудь сами участвовали в озеленении города ( сажали растения, ухаживали за ними и т. д.), расскажите об этом в классе.

     

    Ответ:

    Дата

    Что наблюдаете

    Чем можно объяснить наблюдаемое явление

    9. 09.

    Большинство деревьев еще зеленые

    Холода еще не наступили, держится теплая погода.

    16. 09.

    --------------

    -------------

    23. 09.

    Пожелтели листья у березы

    Наступили первые заморозки.

    30. 09.

    Пожелтела ольха

    Иногда холодно, но теплая погода переодически возвращается.

    7. 10.

    Все деревья с желтой листвой

    Низкая температура.

    14. 10.

    --------------

    --------------

    21. 10.

    Листва упала у многих деревьев

    Установилась низкая t и держится долгое время.

     


tetrab.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *