cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Биология 5 класс вентана граф учебник – Учебник Биология 5 класс Пономарева Николаев Корнилова

Рабочая программа по биологии 5 класс. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

(АОУ ШКОЛА № 16)

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла

от __________ № __

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР ________________

Костина Г.А.

«__»____________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. Директора школы

_________________

Алексеева В.В.

«___»____________ 2017 г.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по биологии

5а, 5б, 5в классы

Составитель: Реснянская Ирина Петровна

учитель биологии

2017 год

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 и на основе УМК И.Н. Пономаревой по биологии для 5 класса. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Программа рассчитана на 34 часа в год.

Планируются следующие типы работы на уроке:

  • ответы на уроке;

  • лабораторные работы;

  • практические работы;

  • контрольная работа;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО РЕДМЕТА

В результате изучения биологии в 5 классе обучающиеся научатся:

— определять роль в природе различных групп организмов;

— объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

— приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

— находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

— объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

— понимать смысл биологических терминов;

— характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы.

К концу обучения в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться:

— проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

— приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими

животными; взаимосвязи человека и окружающей среды

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в

природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на

примере сопоставления отдельных групп)

— выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;

типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями

строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Биология – наука о живом мире. 8 ч.

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа 2. «Знакомство с клетками растений».

Практическая работа №1: «Обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира».

Многообразие живых организмов. 11 ч.

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа 3

. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа 4. «Наблюдение за передвижением животных».

Практическая работа 2. «Уход за комнатными растениями».

Жизнь организмов на планете Земля. 8 ч.

Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – развлекатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

.

Человек на планете Земля. 5 ч.

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Итоговая контрольная работа. 1 ч.

Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированной основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во часов

Сроки прохождения программы

По

плану

Фактически

Биология – наука о живой природе.

8

1.

Наука о живой природе.

04.09-08.09

2.

Свойства живого.

11.09-15.09

3.

Методы изучения природы.

18.09-22.09

4.

Увеличительные приборы.

25.09-29.09

5.

Строение клетки. Ткани.

02.10-06.10

6.

Химический состав клетки.

09.10-13.10

7.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Практическая работа №1: «Обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира».

16.10-20.10

8.

Великие естествоиспытатели.

23.10-27.10

Многообразие живых организмов

11

9.

Царства живой

природы.

07.11-10.11

10.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

13.11-17.11

11.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

20.11-24.11

12.

Растения.

Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».

27.11-01.12

13.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строение растения»

04.12-08.12

14.

Животные.

11.12-15.12

15.

Лабораторная работа №4

« Наблюдения за передвижениями животных»

18.12-22.12

16.

Грибы.

25.12-12.01

17.

Многообразие и значение грибов.

15.01-19.01

18.

Лишайники.

22.01-26.01

19.

Значение организмов в природе и жизни человека. Промежуточная контрольная работа.

29.01-02.02

Жизнь организмов на планете Земля

8

20.

Среды жизни на планете Земля.

05.02-09.02

21.

Экологические факторы среды.

12.02-16.02

22.

Приспособления организмов к жизни в природе.

19.02-22.02

23.

Природные сообщества

26.02-02.03

24.

Природные зоны России.

05.03-07.03

25.

Жизнь организмов на разных материках.

Проектная работа «Живые организмы на разных материках».

12.03-16.03

26.

Жизнь организмов в морях и океанах.

19.03-23.03

27.

Обобщение по теме

02.04-06.04

Человек на планете Земля

6

29.

Как появился человек на Земле.

09.04-13.04

29.

Как человек изменял природу.

16.04-20.04

30.

Важность охраны живого мира планеты.

23.04-27.04

31.

Сохраним богатство живого мира.

30.04-04.05

32.

Обобщение по теме

07.05-11.05

33.

Итоговая контрольная работа.

14.05-18.05

34.

Экскурсия «Весенние явления в природе».

21.05-25.05

infourok.ru

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9)

Содержание учебников распределено в соответствии с концентрическим принципом: в рамках курса с 5 по 8 класс последовательно изучаются блоки «Растения», «Животные» и «Человек», а в 9 классе раскрываются общебиологические закономерности. В 5 классе происходит знакомство с новым предметов, школьники узнают о разнообразии форм жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о влиянии человечества на живую природу. Учебники для 5 и 6 класса предполагают, что изучение биологии отводится 1 час в неделю, пособия для 7–9 классов рассчитаны на 2 урока в неделю. Практические работы помогут развить прикладные навыки, а рабочие тетради — разнообразить формы работы, проконтролировать усвоение знаний.

Программа курса биологии в основной школе даётся с двумя вариантами планирования. Концентрический курс предполагает последовательное изучение традиционных блоков «Растения», «Животные», и «Человек». При этом общие биологические закономерности изучаются отдельным блоком в 9 классе.

Распределение содержания по годам обучения в данной линии учебников осуществляется следующим образом:

  • Учебник «Биология. 5 класс» И. Н. Пономаревой, И. В. Николаева, О. А. Корниловой рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в живой природе.
  • Учебник «Биология. 6 класс» И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю и посвящен изучению растений.
  • Содержание учебника «Биология. 7 класс» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко, который рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю, посвящено изучению животного мира.
  • Учебник «Биология. 8 класс» А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша содержит сведения о строении и функциях человеческого организма. На изучение этого курса отводится 2 часа в неделю.
  • Учебник «Биология. 9 класс» И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой) , рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю . Учебник обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.

В учебники включены лабораторные и практические работы, позволяющие подтверждать теоретические сведения на практике, закреплять полученные знания и развивать практические навыки и умения.

Рабочие тетради содержат задания, позволяющие учителю организовывать разнообразную работу учеников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний.

В содержание методических пособий включено планирование курса биологии, методические рекомендации к темам и урокам, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

rosuchebnik.ru

Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9)

В линейном курсе блоки «Растения», «Животные» и «Человек» изучаются последовательно, общебиологические закономерности рассматриваются в рамках каждого класса. В 5–6 классах школьники знакомятся с общими понятиями в рамках 1 часа в неделю, далее предполагаются занятия по 2 часа: 7 класс посвящен рассмотрению растений, грибов, лишайников и бактерий, 8 класс — изучению животного мира, учебник для 9 класса включает сведения о строении и функциях человеческого организма. Разнообразить работу и закрепить материал помогут рабочие тетради, в которых также содержатся задания для контроля знаний.

Линейный курс предполагает последовательное изучение традиционных блоков «Растения», «Животные» и «Человек». При этом общие биологические закономерности интегрированы в каждый курс биологии, начиная с 5 класса.

Распределение содержания по годам обучения в данной линии учебников осуществляется следующим образом:

  • Учебник «Биология. 5–6 класс» Т. С. Суховой, В. И. Строганова рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю. Он вводит учащихся в мир общих биологических понятий.
  • Учебник «Биология. 7 класс» И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю и посвящён растениям, грибам, лишайникам и бактериям.
  • Содержание учебника «Биология. 8 класс» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко, который рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю, посвящено изучению животного мира.
  • Учебник «Биология. 9 класс» А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша содержит сведения о строении и функциях человеческого организма. На изучение этого курса отводится 2 часа в неделю.
  • Рабочие тетради содержат задания, позволяющие учителю организовывать разнообразную работу учеников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний.

В содержание методических пособий включено планирование курса биологии, методические рекомендации к темам и урокам, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Соответствует ФГОС.

rosuchebnik.ru

Учебник Биология 5 класс Пасечник

Учебник Биология 5 класс Пасечник — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

в. в. Пасечник Б И ал О ГИЯ Бактерии, грибы, растения ^орофа I Электронное I приложение ВЕРТИКАЛЬ т www.drofa.ru 1^ г 1 5 i в. в. Пасечник БИОЛОГИЯ Бактерии, грибы, растения Учебник для общеобразовательных учреждений Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации ВЕРТИКАЛЬ Москва 4врофа 2012 5 УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 П19 Пасечник, В. В. П19 Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. образоват. учреждений / В. В. Пасечник. — М. 141, [3] с. ISBN 978-5-358*09878-7 учеб, для обще-Дрофа, 2012. — Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по биологии для 5 класса. Все учебники линии для основной школы (5—9 классы) созданы под руководством В. В. Пасечника и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала. УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 ISBN 978-5-358-09878-7 ‘ООО «Дрофа», 2012 Как работать с учебником Дорогие друзья! У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразный и удивительный мир живых организмов. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание. Текст главы разделён на параграфы. Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом. При необходимости вы можете также воспользоваться электронным приложением, созданным к данному учебнику и размещ;ённым на сайте www.drofa.ru. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним. В конце каждого параграфа на синей плашке помещены основные понятия, которые вам необходимо усвоить. Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех. Рубрика «Задания для любознательных» предназначена для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес. В рубрике «Знаете ли вы, что…» приведены дополнительные интересные сведения по изучаемой теме. Желаем вам успехов! 1* Оглавление Введение § 1. Биология — наука о живой природе………….. 6 § 2. Методы исследования в биологии…………… 10 § 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого…. 15 § 4. Среды обитания организмов……………….. 19 § 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы………………………………. 25 Глава 1 Клеточное строение организмов § 6. Устройство увеличительных приборов………. 30 § 7. Строение клетки……………………….. 34 § 8. Химический состав клетки……………….. 40 § 9. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. 42 § 10. Ткани………………………………… 46 Глава 2 Царство Бактерии §11. Строение и жизнедеятельность бактерий . . § 12. Роль бактерий в природе и жизни человека 52 56 Глава 3 Царство Грибы § 13. Общая характеристика грибов……………. 66 § 14. Шляпочные грибы………………………. 70 § 15. Плесневые грибы и дрожжи………………. 78 § 16. Грибы-паразиты……………………….. 81 Глава 4 Царство Растения § 17. Разнообразие, распространение, значение растений………………………………. 88 § 18. Водоросли…………………………….. 93 § 19. Лишайники……………………………..102 § 20. Мхи…………………………………..106 § 21. Плауны. Хвощи. Папоротники………………112 § 22. Голосеменные…………………………..119 § 23. Покрытосеменные, или Цветковые…………..127 § 24. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира………………132 Предметный указатель……………………………143 §1. Биология — наука о живой природе Что изучает биология. Вы приступаете к изучению биологии (от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — учение). Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (рис. 1). Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) (рис. 2). Рис. 1. Биологические дисциплины Озоновый экран Рис. 2. Биосфера — область распространения жизни Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном — тонким слоем газа озона на высоте 15—20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10—11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трёх и более километров. Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития. Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос»). Значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским Охрана окружающей среды Разработка новых средств и методов лечения болезней VACCINli Производство биологических средств защиты растений от вредителей и болезней БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток Производство кормовых добавок для животных производство продуктов питания Создание Выведение новых сортов новых пород культурных растений домашних животных Рис. 3. Значение биологии хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной (рис. 3). Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете. БИОЛОГИЯ. БИОСФЕРА. ЭКОЛОГИЯ Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология? Почему необходимо изучать биологию? Что изучает экология? Подумайте Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать? Задания Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека. §2. Методы исследования в биологии 1. Какие методы исследования вы знаете? 2. Какие приборы, используемые в биологии, вам известны? Методы исследования в биологии. Люди с древнейших времён изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греческого «методос» — способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения. Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» — являю и «логос»). Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Линия УМК Т. С. Суховой. Биология (Живая природа) (5-9)

Изучение биологии начинается в 5 классе с вводного курса, в котором закладываются основы биологических знаний, в 6 классе изучаются растения, грибы и лишайники, в 7 классе рассматриваются уровни организации животных, а также основы экологии. Учебник 8 класса раскрывает биосоциальную природу человека, строение и функции систем органов, а в пособиях для 9 класса подводятся итоги: обобщаются и развиваются знания об общебиологических закономерностях. Система заданий, представленная в рабочих тетрадях, поможет организовать дифференцированную работу на уроке, а отвечая на предлагаемые вопросы дома, ученики закрепят изученное. Тетради способствуют развитию навыков проведения наблюдений и опытов, а также работы с разными видами информации: рисунками, схемами, таблицами.

Распределение содержания по годам обучения в данной линии учебников осуществляется следующим образом:

  • Учебник «Биология. 5 класс» Т. С. Суховой, В. И. Строганова рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю. Он представляет собой вводный курс. Его содержание позволяет уже в 5 классе заложить основы биологических знаний через установление общих признаков живого.
  • Учебник «Биология. 6 класс» Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю посвящён изучению растений, бактерий, грибов и лишайников.
  • Учебник «Биология. 7 класс» С. П. Шаталовой, Т. С. Суховой рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю. В нем рассматриваются уровни организации животных и устанавливаются взаимосвязи организмов и условий окружающей среды.
  • Учебник «Биология. 8 класс» А. А. Каменского, Н. Ю. Сарычевой, Т. С. Суховой рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю. В нем раскрывается биосоциальная природа человека, рассматривается его место в природе; изучаются строение и функции систем органов человека с использованием знаний о животном организме, полученных ранее.
  • Учебник «Биология. 9 класс» Т. С. Суховой, Н. Ю. Сарычевой, С. П. Шаталовой, Т. А. Дмитриевой рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю. В нем обобщаются и развиваются те общие биологические закономерности, которые последовательно изучались в 5–8 классах основной школы.
  • В рабочих тетрадях представлена система заданий, позволяющих организовать индивидуальную и дифференцированную работу учащихся в классе и дома. Задания предусматривают работу с рисунками, схемами, текстом учебника, опыты и наблюдения.

Структура и содержание методических пособий соответствует структуре и содержанию учебников. В содержание методических пособий включены программы и планирование курса биологии, методические рекомендации к темам и урокам, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Соответствует ФГОС.

rosuchebnik.ru

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9) – издательство Дрофа – Вентана-граф

В линии УМК последовательно раскрываются все разделы биологии, входящие в школьный курс. Учебник 5 класса знакомит с многообразием живых организмов, их средой обитания и основными экологическими факторами. В 6 классе школьники узнают о покрытосеменных растениях, их жизнедеятельности и роли в хозяйстве, а в 7 классе — получат основные представления о зоологии, взаимосвязях строения органов и систем, эволюцией, средой обитания и образом жизни животных. Учебник для 8 класса содержит сведения о строении и функциях человеческого организма, гомеостазе и психологии, также уделяется внимание вопросам гигиены и оказания первой помощи.

Знакомство у курсом биологии начинается с учебника В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс», на 1 час в неделю. В процессе изучения материала у учащихся формируются понятия о многообразии живых организмов, их среде обитания, основных экологических факторах.

Учебник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 класс» В. В. Пасечника является логическим продолжением курса 5 класса. Он рассчитан на 1 час в неделю. Из этого учебника учащиеся узнают об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а также об их роли в природе и жизни человека.

Курс биологии продолжает учебник В. В. Латюшина «Биология. Животные. 7 класс». Он знакомит с многообразием животных, их средой обитания, образом жизни, биологическими и экологическими особенностями изучаемых групп, с эволюцией строения, взаимосвязью строения и функций органов и их систем у животных, с индивидуальным развитием и эволюцией животного мира. Учебник может быть использован на 2 часа в неделю.

Учебник Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» рассчитан на 2 часа в неделю. Он содержит сведения о строении и функциях человеческого организма, о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Особое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи.

Учебник В. В. Пасечника, А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, Г. Г. Швецова «Введение в общую биологию. 9 класс» обобщает современные знания о жизни и об уровнях ее организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении жизни на Земле, углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Обучающиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Учебник рассчитан на 2 часа в неделю.

Задания в рабочих тетрадях предназначены для самостоятельных работ обучающихся с целью лучшего усвоения, систематизации знаний, полученных при чтении учебника. В тетрадь включены репродуктивные и творческие вопросы в виде познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и кроссвордов, тестовые задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Структура и содержание методических пособий соответствуют структуре учебника. Пособие содержит тематическое планирование, поурочные разработки, которые включают в себя указания задач урока, планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), основных понятий урока, деятельности учащихся и методические рекомендации по организации учебного процесса.

Соответствует ФГОС.

rosuchebnik.ru

Биология 5 класс в электронном виде

Биология 5 класс — учебники в электронном виде PDF, которые можно скачать бесплатно и читать (смотреть) в режиме онлайн.

загрузка…

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Издательство: Москва, «Баласс».

Год издательства: 2013

Количество страниц: 176

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Никишов А.И.

Издательство: Москва, «Владос».

Год издательства: 2012

Количество страниц: 240

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Пасечник В.В.

Издательство: Москва, «Дрофа».

Год издательства: 2012

Количество страниц: 144

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Плешаков А.А., Сонин Н.И.

Издательство: Москва, «Дрофа».

Год издательства: 2013

Количество страниц: 160

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

Издательство: Москва, «Вентана-Граф».

Год издательства: 2012

Количество страниц: 128

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

wordgdz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *