Биология 5 класс фенологические наблюдения – Дневник фенологических наблюдений 5-6 класс
Дневник фенологических наблюдений 5-6 класс
Дневник
Фенологических наблюдений
Обучающегося МОУ- средней общеобразовательной школы с. Столыпино
_______________________________________________
Начат____________
Окончен______
с. Столыпино
Гидрометеорологические наблюдения.
событие
Даты
1.Появление первых воронок около деревьев в лесу.
2Появление первых проталин на полях.
.
3.Исчезновениеь сплошного снежного покрова .
4.Начало ледохода.
5.Конец ледохода.
6.Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах.
7.Установление мягко- пластинчатого состояния почвы.
8.Первая гроза.
9.Последние заморозки в воздухе.
10.Последний заморозок на почве.
11Первый заморозок на почве.
12.Первый заморозок в воздухе.
13.Первый снег.
14.Появление льда на стоячих водоемах.
15.Ледостав на реке.
16.Образование устойчивого снегового покрова.
.
Наблюдения за растениями.
Явления
Дата наступления явлений
1.Начало сокодвижения у клена остролистого.
2.Начало сокодвижения у березы бородавчатой.
3.Начало цветения мать- мачехи.
4.Начало цветения ольхи серой, лещины.
5.Начало цветения красной вербы, осины.
6.Начало цветения вяза обыкновенного, калужницы.
7.Начало развертывания первых листьев у черемухи обыкновенной, зеленение лиственницы сибирской.
8.Распускание цветочных почек у яблони садовой.
9.Начало развертывания первых листьев у березы бородавчатой.
10.Начало цветения березы бородавчатой.
11.Первое появление сморчков и строчков.
12.Начало цветения тополей, одуванчика.
13.Начало цветения ивы ломкой, сурепки.
14.Начало развертывания первых листьев у осины.
15.Начало развертывания первых листьев у липы мелколепестной, дуба мелколепестного.
16.Начало цветения смородины красной.
17.Начало цветения черемухи обыкновенной, лесной земляники.
19.Начало цветения купальницы европейской.
20.Начало цветения каштана конского, ландыша майского.
21.Началоцветения яблони садовой.
22.Начало цветения акации желтой.
23.Начало цветения сирени обыкновенной.
24.Начало колошения озимой ржи.
25.Начало цветения рябины обыкновенной.
26.Первое появление подберезовиков.
27.Начало цветения брусника. Первое появление боровиков.
28.Начало цветения сосны обыкновенной, герани лесной.
29.Начало цветения жимолости татарской(волчьих ягод).
30.Первое появление подосиновиков.
31.Начало рассеивание зрелых плодов вяза обыкновенного.
32.Первое появление маслят.
33.Начало цветения шиповника, калины обыкновенной.
34.Начало цветения акации белой , ежи сборной.
35.Первые зрелые ягоды лесной земляники.
36.Начало цветения донника лекарственного.
37.Появление первых лисичек.
38.Начало цветения иван-чая.
39.Начало цветения таволги вязолистной.
40.Первые зрелые плоды красной смородины.
41.Начало цветения цикория.
42.Начало цветения липы мелколистной.
43.Первые зрелые плоды лесной малины, черной смородины.
44.Первые зрелые плоды черемухи обыкновенной.
45.Первое появление рыжиков, груздя настоящего.
47.Первые зрелые плоды садовой вишни .
48.Начало рассеивания спелых семян березы бородавчатой.
49.Массовое появление подберезовиков, подосиновиков, белых грибов.
50.Начало рассеивания зрелых плодов акации желтой.
51.Начало раскраски листьев у липы мелколипестной.
52.Начало раскраски листьев у вяза обыкновенного.
53.Начало раскраски листьев у клена остролистного.
54.Начало раскраски листьев у осины.
55.Начало листопада осины.
56.Начало раскраски листьев дуба летнего.
57.Начало опадения зрелых желудей у дуба летнего.
58.Первые зрелые плоды у калины обыкновенной.
59.Начало листопада у клена остролистного.60.Начало пожелтения хвои у лиственницы обыкновенной.
61.Полная раскраска у листьев клена остролистного.
62.Полная раскраска листьев липы мелколипестной.
63.Полная раскраска листьев у осины.
64.Начало опадения зрелых крылаток у клена остролистного.
65.Полная раскраска листьев у берёзы бородавчатой.
66.Полное пожелтение хвои у лиственницы сибирской.
67.Конец листопада у липы мелколепестной, осины.
68. Конец листопада у клёна остролистного.
69. Конец листопада у вяза обыкновенного, каштана конского, берёзы бородавчатой.
70. Конец листопада у ольхи серой и чёрной, берёзы бородавчатой.
72. Конец листопада у сирени обыкновенной.
Наблюдения за животными.
Явления
Даты наступления
2009
1.Первая песня большой синицы.
2.Первая барабанная дробь дятла.
3.Прилет передовых грачей.
4. .Прилет передовых скворцов.
5.Первая песня жаворонка.
6.Первое появление бабочки крапивницы.
7.Прилёт первых белых трясогузок.
8.Прилет первых уток-крякв
9. Первые стаи гусей.
10. Первые стаи журавлей.
11.Первое появление муравьёв на муравейниках.
12. .Первое появление шмелей.
13. .Первое кукование кукушки.14.Прилёт первых деревенских ласточек.
15 Прилёт первых городских ласточек.
16.первый вылет майских жуков.
17.Первая песня соловья.
18.Начало пролёта журавлей.
19.Массовый отлёт деревенских ласточек.
20. .Начало пролёта серых гусей.
21.Первое появления снегирей.
22. .Начало пролёта свиристелей.
23. Массовый отлёт грачей.
Необычные явления природы.
год
Явление
дата
Лабораторная работа «Фенологические наблюдения за изменениями в природе» 5-6 класс
Календарь природы для обучающихся 5-6 классов.
Пояснительная записка
Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen — явление и logos — учение) — наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений.
Трудность организации натуралистической работы с учащимися заключается в том, что этот раздел тесно связан с наблюдениями и опытами непосредственно в природе, со сбором натуральных объектов и изготовлением учебно-наглядных пособий.
Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой. В своей работе я использую одну форм, позволяющих приобщить учащихся к непосредственным наблюдениям в природе.
Задачи фенологии
Во всех случаях фенология имеет дело с годичными циклами развития. Если это касается растений, то у однолетних берется весь период их жизненного цикла — ежегодно повторяющийся, от прорастания семени и до момента отмирания.
Процессы развития в фенологии описываются датами наступления определенных стадий и фаз, устанавливаемых по внешнему их проявлению. Так, на фенологическом языке развитие пшеницы будет характеризоваться датами появления всходов, начала колошения, цветения и созревания.
Главное в фенологическом освещении развития природных объектов — это точная привязка как развития в целом, так и каждого из его этапов к определенной календарной дате (календарному времени). Сведения о поэтапном календаре развития растений и животных составляют существенную часть их общей характеристики. Так, каждый биологический вид отличается присущей только ему привязкой развития к календарному времени. Занимаясь календарем развития биологических видов, фенология исследует, таким образом, одну из присущих всему живому форму их адаптации к среде обитания.
В зависимости от изменений условий существования календарь развития биологических видов может существенно изменяться. При этом очень часто влияние среды становится доминирующим. Внешне это проявляется в том, что одно и то же сезонное явление наступает по годам в несовпадающие сроки. Причем это присуще всем сезонным явлениям. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии, а каждое из сезонных явлений может считаться изученным в фенологическом плане, если известно, в каких пределах изменяются сроки его наступления по годам и чем обусловлена изменчивость этих сроков. Для получения таких сведений необходимы многолетние наблюдения, поэтому многолетняя повторяемость наблюдений и составляет основу метода фенологических наблюдений. Однако сроки наступления сезонных явлений изменчивы не только во времени (по годам в одном пункте), но и в пространстве. Вот почему для того, чтобы получить ясную картину сезонного развития природы в широком географическом плане, требуется проведение многолетних параллельных наблюдений в большом числе пунктов.
Сопоставляя наблюдение, установили, что между сроками наступления сезонных явлений существует определенная очередность и что временной промежуток между двумя интересующими нас явлениями довольно постоянен. Поэтому по сроку наступления одного явления можно предсказать вероятный срок наступления другого.
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений учащиеся могут получить представление о синхронизации развития растений, их реакциях на условия окружающей среды, установить причины, обуславливающие темпы развития, выявить надежные фенологические указатели сроков проведения различных сезонных работ. Располагая данными фенологических наблюдений, школьники могут научиться вычислять сроки наступления того или иного явления и связанных с ними работ, например по борьбе с вредителями и болезнями, уходом за садом, сбором лекарственных растений и т.д. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.
Правила регистрации фенологических наблюдений
в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять, необходимо завести специальную тетрадь.
2. Регистрация наблюдения должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения . Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.
3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год.
4. В дневнике ежедневно после указания даты наблюдения следует отмечать:
состояние погоды и явления в неживой природе;
изменения (явления) в растительном.
5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.
6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.
Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические).
Фенологические наблюдения за ___сентябрь___ месяц.
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Температура
Облачность
Осадки
Явления
Ветер
Давление
Состояние луны
У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я :
ОБЛАЧНОСТЬ
ОСАДКИ
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА
ЯВЛЕНИЯ
Снег *
Туман ≡
Дождь ::
Град ∆
Роса Ω
Иней ˽
Гололед ~
Гроза Ϟ
Радуга ∩
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ОСЕНЬЮ.
НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ
О с е н ь
Изменение цвета листьев
Начало листопада
Активный листопад
Окончание листопада
Опадение шишек
Береза
Тополь
Осина
Рябина
Лиственница
Шиповник
Ива
Клён
Сосна
Дуб
Сирень
Ель
Мать и мачеха
Одуванчик
Калина
Черемуха
Яблоня
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ.
НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ
В е с н а
Л е т о
Набухание почек
Начало распускания почек
Появление листочков
Начало цветения
Окончание цветения
Начало плодоношения
Массовое плодоношение
Сбор плодов
Береза
Тополь
Осина
Рябина
Лиственница
Шиповник
Ива
Клён
Сосна
Дуб
Сирень
Ель
Мать и мачеха
Одуванчик
Ландыш
Калина
Черемуха
Яблоня
Лабораторная работа
«Описание погоды за месяц и сезон»
Пользуясь данными календаря погоды, составьте описание погоды за месяц по плану:
1.Количество ясных и пасмурных дней;
Количество дней с осадками и без осадков, какие виды осадков преобладали;
Количество дней с температурой выше 0° С и ниже 0° С;
Средняя температура месяца;
День с самой высокой температурой и день с самой низкой температурой воздуха;
Сколько дней дул северный, южный, западный и другие ветры; какие ветры преобладали, дни без ветра.
infourok.ru
Фенологические наблюдения — Документ
Фенологические наблюдения
Осень — это закат года после яркого лета, поэтому фенологические наблюдения осенью обычно заканчивают летом. Однако в школе — учебный год начинается осенью, поэтому наблюдения за природой были организованы с тем, чтобы через зиму и весну прийти к выявлению закономерностей.
Осень — весьма сложный период в природе, как в живой, так и в неживой. Обращает на себя внимание тот факт, что календарная осень ( с 1-го сентября по 30 ноября) никогда не совпадает с осенью в природе. Это происходит потому, что существует бесконечное множество сменных сезонов — для каждого вида, для каждого организма он свой. Например для однолетнего растения осень начинается с созревания плодов и распространением семян, заканчивается полным отмиранием растения. До зимы однолетнее растение не доживает..
В русском календаре осень занимала всегда особое место. Об этом говорит тот факт, что до петровской реформы календаря 700 года, новый год начинался на Руси с 1-го сентября. Кроме того в православной церкви новолетие отмечается с 14 сентября, т.е. Первого сентября по старому стилю. Согласно гражданскому календарю осень включает 3 месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия этих месяцев в русском языке появились после принятия христианства на Руси. У русских крестьян сентябрь назывался рюинь, т.е. Ревущий из- за рева зверей (оленей), сильных осенних ветров, Октябрь —листопад, ноябрь — грудень. За осень принимают продолжительность времени со средней датой температур воздуха через 15 градусов в сторону понижения и до 0. В условиях нашей области первыми признаками осени является сбор стрижей в стаи, которые носятся в воздухе с пронзительным криком ( уже в этом году это произошло позже обычного ( с 20 августа вместо 5-9). Признаками начинающей осени являются первые отдельные, а потому хорошо заметные пожелтевшие листья березы.
Начало фенологических наблюдений пришлось на окончание подсезона «начало осени» и начало подсезона «золотая осень». Объектом наблюдений в результате исследований явились листопадные деревья: клен остролистный, клен ясеневидный, ива козья, ольха черная, ольха серая,, береза повислая,липа мелколистная, тополь, РЯБИНА, из кустарников — орешник, шиповник. Прочие виды древесных пород проявляют активные, хорошо заметные неподготовленному наблюдателю изменения лишь в отдельные промежутки времени. Опыты показали, что у древесных растений, одиноко произрастающих на открытых пространствах, площадь расположения поверхностной корневой системы совпадает с площадью опадания листьев во время листопада. Феномен листопада состоит в том, что он создает благоприятные условия для продолжения жизнедеятельности дерева в будущем сезоне, поскольку именно приповерхностная корневая система поставляет основную часть минеральных солей, необходимых растению для жизнедеятельности. Есть сведения о зависимости между средним размером листьев на основных листопадных деревьях и продолжительностью «Бабьего лета». Размер листьев напрямую зависит от количества воды, которое было доступно растению в период вегетации. Интересно, что многие народные приметы связывают между собой метеорологические и биологические эффекты разных сезонов: например, в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая основывается на многовековой практике наблюдения за наиболее заметными природными объектами. Передается из поколения в поколение и верна из четырех случаев — три. Это можно объяснить тем, что рябина цветет в мае, происходит опыление насекомыми растения. Если погода была благоприятная, то опылилось много цветов и как следствие большой урожай плодов. Таким образом не рябина определяет состояние осени, а погода в середине мая.
Таким образом, листопад, «бабье лето» и другие метеорологические и биологические объекты могут сообщить много информации о климатических особенностях своей местности, если за ними вести регулярные наблюдения. Методика фенологических наблюдений за растениями имеет своей целью обеспечить максимально возможную сопоставимость фенологических наблюдений. Установить сроки листопада у какой-нибудь древесной породы бывает затруднительно, поскольку у разных экземпляров одного и того же вида, даже произрастающих недалеко друг от друга, он начинается и заканчивается одновременно. Осенняя раскраска листьев, которая считается основным признаком листопада, наблюдается не у всех деревьев и кустарников. У ольхи листья во время листопада зеленые и чернеют лишь только после заморозков. И точно так же не изменяют свой цвет листья сирени, они остаются зелеными на ветвях до выпадения снега, несмотря на то, что они уже давно уже погибли. У осины листопад начинается, кргда листья еще зеленые, осенняя раскраска наступает позднее, когда часть дерева уже обнажилась.
Наблюдение процесса листопада приводит нас к выводам о приспособительном характере этого процесса. Листопад является приспособлением растений к условиям зимы, как не столько холодного, как более сухого времени года. Как известно, что вода, температура которой ниже +7 градусов, не доступна для всасывания корневыми волосками растения. Поэтому растение сталкивается с проблемой водоснабжения. Избавляясь от листвы, деревья прекращают непрерывный процесс испарения с листа, другой — защита деревьев от обламывания во время зимних снегопадов. примером этого может быть нынешняя зима (обвал деревьев в Подмосковье из-за сильных снегопадов)
В результате работы с литературой было установлено, что запахи некоторых растений влияют на определенные функции организма
Влияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособности
Функции | Стимулирующие действия | Угнетающие действия |
Сердечно-сосудистая система (частота пульса, артериальное давление) | Боярышник, тополь, сосна, ель (летом) | Дуб,береза (гниющая листва) сосна, ель (зимой) |
Дыхательная система (жизненная емкость легких, проходимость бронхов) | Береза, липа | Тополь, сирень (осень) |
В результате исследований было выявлено, что осень явилась продолжением очень жаркого аномального лета.
Средняя температура сентября составила + 15,5 градуса,
октября — +14,
ноября — + 2,5
Дневник фенологических наблюдений (осень)
Сезон года | Период сезона | дата | Наблюдения за растениями | Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями |
осень | 1. Начало осени (сен- тябрь) | С 15- 20 сентября | Начало раскраски листвы на: -черемухе -рябине -тополе -осине начало созревания плодов рябины количество листьев примерно равное : желтых и зеленых | Среднесуточных температур ниже +15 градусов установлено не было 2 сентября — последняя гроза, радуга |
2. золотая осень | 20- 25 сентября 10 октября — 25 октября | День опадения первых листьев (начало листопада) желтые листья на черемухе, рябине день опадания первых листьев (листья сильно пожелтели, начали опадать) Полная раскраска листьев: -рябина липа черемуха тополь береза осина | Первые заморозки на почве , на лужах ледяная корка отсутствует | |
3. Глубокая осень (голая осень) | 1 ноября | Окончание листопада- рябина липа черемуха тополь береза (закончился листопад у осины, березы) | Последние кучевые облака , средняя температура ноября2.5 градуса | |
4. Пред зимье | 15- 30 ноября | Окончание листопада у сирени Наблюдается большой урожай рябины | Установление среднесуточной температуры ниже 0 | |
Список использованной литературы
Куприянова М.к. Шенникова З.Г. «сезонные наблюдения в природе» Учебное пособие, Свердловск, Уральский рабочий 1985
Скворцова М.П. «Народный календарь природы, как отражение сезонных климатических изменений Вестник, МГОУ, 2009
Стрижев А.К. «Календарь русской природы, М. Московский рабочий, 1972
Фенологические наблюдения в природе в осенний период.
Работу выполнила:
Свиридова Лилия
МОУ СОШ № 43 5-А класс
Руководитель:
Колесникова Татьяна Николаевна
г. Белгород
gigabaza.ru
Экологический проект «Фенологические наблюдения за растениями – осень»
Разделы: Биология, Экология
Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.
Задание проекта рассчитано на групповую работу учащихся 5-6 классов.
Материалы могут быть использованы на уроках биологии, экологии и внеклассной деятельности.
Цели проекта:
- наблюдение наступления различных сезонных изменений растений, происходящих в природе;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
Задачи проекта:
- проследить за процессами, происходящими в природе осенью;
- сравнить различные по своим условиям участки наблюдения;
- научиться наблюдать различные фенологические фазы подготовки растений к зиме;
- сделать выводы о зависимости сроков наступления различных фенологических фаз у растений осенью;
- сформировать навыки правильного оформления своих исследований, делая их удобными для дальнейшей обработки и обобщения данных, полученных разными наблюдателями;
- научиться работать группой по наблюдению сроков наступления осенних явлений в жизни растений.
Задание 1. Выбор участка для наблюдений.
Ход работы:
1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно).
2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны (определить по проекции кроны на земле), наличие повреждений, присутствие на дереве мхов, лишайников и др.
3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул животных.
4. Сделайте фотографии ваших участков.
Задание 2.
Провести наблюдения за растениями.
Ход работы:
Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранном вами участке. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.
1. Наблюдение за началом раскраски листьев.
Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.
2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.
Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.
3. Отметьте явление листопада.
За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.
Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.
4. Провести наблюдение за плодоношением деревьев и кустарников.
Наблюдая за плодоношением деревьев и кустарников, полезно вести количественную оценку урожая. Ее определяют в баллах по следующей шкале:
0 — неурожай; шишек, плодов и семян нет;
1 — урожай слабый; незначительное количество шишек, плодов и семян встречается на многих растениях;
2 — урожай средний; довольно значительное плодоношение на свободно растущих экземплярах и в насаждениях;
3 — хороший урожай; обильно плодоносит большинство растений;
4 — очень хороший урожай; обильное плодоношение в насаждениях.
Оценивать урожай древесных пород лучше всего в пору, когда плоды достигли нормальных размеров, но еще не созрели.
5. Провести наблюдение за травянистыми растениями.
Отметьте цветущие на наблюдаемом участке растения короткого дня.
За начало созревания берут дату, когда больше половины плодов на растении приобрели характерную окраску, а сами плоды или семена стали легко отделяться от материнской особи.
6. Отмечайте метеорологические условия в день наблюдений: температуру, осадки – дождь, град, первый снег, первые заморозки.
7. Наблюдения оформите в виде таблицы.
(Приложение 1).
Отмечаемые моменты | Дата | |
1 | Начало наблюдений | |
2 | Начало изменения окраски листьев | |
3 | Половина листьев на деревьях изменили цвет | |
4 | Ветки полностью освободились от листьев | |
5 | Начало первых заморозков, отрицательная температура по ночам | |
6 | Цветение осеннецветущих травянистых растений | |
7 | Созревание плодов на деревьях и кустарниках | |
8 | Увядание трав | |
9 | Окончание наблюдений |
8. Сделайте вывод и оформите свои наблюдения.
(Приложение 2. Приложение 3).
30.01.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тема 2. Фенологические наблюдения над растениями
Цель работы: научиться проводить фенологические наблюдения, знать периодичность наступления фаз развития растений.
Задания:
Провести фенологические наблюдения за определенным видом растения
Представить гербарий по фазам развития растения, с указанием даты наблюдения.
Справочный материал к выполнению заданий
Фенологическими наблюдениями называют наблюдения за сезонными явлениями в живой природе. Фенологические наблюдения проводятся над погодой, жизнью растений, насекомых, птиц, и другими явлениям, связанными с сезонностью в природе. Наблюдения над растениями позволяют изучать их в тесной связи с экологическими условиями, в частности климатическими.
Объем и характер фенологических наблюдений над растениями может быть очень разнообразен. Техника их проведения заключается в регулярной и точной регистрации всех основных сезонных явлений – фенофаз у данного растения с записью даты (число, месяц, год), когда наступило это явление.
Все наблюдения проводятся над растениями, находящимися в типичных для данной местности условиях. Нельзя выбирать для наблюдения больные (ослабленные) экземпляры или экземпляры, находящиеся в нетипичных условиях (у каменной стены, в сильном затенении и т.д.) так как это может привести к неправильным выводам.
В качестве объектов наблюдения (фенообъектов) можно рекомендовать следующие древесные породы:
Береза бородавчатая
Ольха серая
Черемуха обыкновенная
Акация желтая
Сирень обыкновенная
Рябина обыкновенная
Малина лесная
Осина, или тополь дрожащий
Вяз шершавый
Ива
Тополь бальзамический
Клен ясенелистный
Дуб черешчатый
Шиповник, или роза коричная
Боярышник кроваво-красный
Липа сердцевидная
Сосна обыкновенная
Ель обыкновенная
Калина обыкновенная
Лучше выбирать деревья среднего возраста. Выбранные объекты отмечают деревянными этикетками и осматривают ежедневно, лучше во второй половине дня, так как именно вечерние наблюдения позволяют зарегистрировать явления в жизни растений в день их наступления.
Деревья и кустарники осматривают с южной стороны, так как здесь раньше начинается распускание почек, появляются цветки и т.д. Растения считаются вступившими в ту или иную фазу, если ее признаки будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках. У деревьев и кустарников отмечаются следующие фенофазы:
● начало сокодвижения (у березы и клена),
● набухание почек,
● распускание листовых и цветочных почек,
● развертывание листьев,
● начало и конец цветения,
● созревание плодов и семян,
● осеннее изменение окраски листьев,
● листопад.
Сокодвижение обычно отмечается только у березы и клена. Оно начинается в конце марта. Чтобы определить начало Сокодвижение, кору ствола на уровне груди осторожно пробуравливают при помощи буравчика или какого-либо острого предмета. При сокодвижении из этого отверстия вытекает прозрачная сладковатая жидкость. У клена Сокодвижение начинается обычно дней на десять раньше, чем у березы. После окончания наблюдений, во избежание порчи дерева, необходимо замазать отверстие садовой замазкой или глиной.
Набухание почек отмечают у всех древесных пород. О начале свидетельствует заметное увеличение размеров почек: почечные чешуи начинают раздвигаться и из-под них появляются зеленые листочки; у плодовых растений особо отмечают набухание цветочных почек.
Распускание листовых и цветочных почек отмечается отдельно. Листовые почки считаются распустившимися, когда чешуйки раздвинулись настолько, что стали видны зеленее молодые листочки. Началом распускания цветочных почек считается время, когда становятся видны верхушки бутонов.
Развертывание листьев отмечается, когда пластинка листа вполне развернулась и по форме сходна с пластинкой взрослого листа. У хвойных пород вместо данной фазы отмечают зеленение, когда хвоинки молодого побега начинают отделяться друг от друга.
Началом цветения ветроопыляемых древесных растений (лещина, береза, дуб) считается день, когда при потряхивании цветков или соцветий из них начинает высыпаться пыльца, а у насекомоопыляемых – когда появляются два-три первых венчика цветков на нормально развитых экземплярах.
Конец цветения – день, когда цветки ветроопыляемых растений перестают «пылить», а насекомоопыляемых – увядают.
Началом созревания плодов косточковых и ягодных растений считается тот момент, когда отдельные плоды становятся мягкими и принимают цвет, свойственный спелым плодам данного вида растений; у растений, имеющих сухие плоды, — когда начинают опадать и рассеиваться семена. У липы, осины, тополя началом созревания плодов считается тот день, когда семена с летучками начинают отрываться ветром; у березы – плодики становятся светло-бурыми и легко отделяются от чешуек, сережка рассыпается. У вяза, клена, ясеня – крылатки буреют и начинают опадать; у акации – плоды начинают растрескиваться; у дуба – желуди приобретают бурую окраску; у ели, сосны – шишки приобретают светло-коричневую или буро-коричневую окраску, а семена и их крылышки буреют.
Полезно отмечать также случаи массового опадения завязей и незрелых плодов, выяснить причины этих явлений (срывание сильным ветром, сбивание градом, осыпание вследствие различных причин).
Осеннее изменение окраски листьев отмечается, когда изменилась окраска большинства экземпляров данной породы.
Началом листопада считается тот момент, когда при легком встряхивании ветки осыпается несколько листьев. Конец листопада отмечается при опадении всех листьев ( за исключением отдельных) на большинстве деревьев или кустарников данной породы. Отдельно отмечается преждевременное и позднее опадение листьев вследствие сухого лета и наступления морозов до изменения окраски листьев.
При фенологических наблюдениях за развитием травянистых растений отмечают следующие фазы:
●всходы
●вегетация
●бутонизация
●начало цветения
●полное цветение
●отцветание
●начало созревания плодов
●полное плодоношение.
Из травянистых дикорастущих растений для фенологических наблюдений можно рекомендовать следующие объекты:
1.Мать-и-мачеха
2. Нивяник
3. Ландыш
4. Лютик едкий
5.Василек луговой
6.Пижма обыкновенная
7.Цикорий
8.Одуванчик
9.Полынь
10.Тысячелистник
11.Крапива
12.Подорожник
studfiles.net
Методическая разработка «Дневник фенологических наблюдений для 5 класса. Сентябрь».
ДНЕВНИК
ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ
учени____ 5 класса
МБОУ Верхнедонского района
Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы
Фамилия, имя
х. Казанская Лопатина
2016/2017 учебный год
Задания для любознательных учеников
1. Разреши спор мальчиков.
Сережа и Петя гуляли на улице. Мимо них проехал большой автомобиль, доверху нагруженный бревнами.
— Вот,- сказал Серёжа.- повезли… Сколько добра сгубили… Ведь с первого класса ещё говорят, что деревья ломать нельзя, они же кислород вырабатывают.
— А я думаю,- ответил ему Петя…
Что, по вашему мнению, мог сказать Петя?
2. Найдите и подготовьте сообщения о лекарственных растениях, произрастающих на территории нашего района и сельского поселения.
3. Составьте синквейн с ключевым словом РАСТЕНИЕ. Как это делать вам расскажет учитель.
4. Чем являются удобрения для растения благом или вредом? Выскажи свою точку зрения по этому вопросу.
5. Подготовься к обсуждению на тему: «Автомобиль друг или враг человека? Экологические проблемы Ростовской области».
12
Дорогой пятиклассник!
За плечами начальная школа и перед тобой лежит удивительный мир открытий в области естественнонаучных знаний. В этом годы ты начинаешь изучать новый для тебя предмет – биологию. В начальных классах ты изучал предмет Окружающий мир. Биология будет касаться некоторых тем из курса Окружающего мира, но теперь ты, как взрослый исследователь, будущий ученый, сможешь вести наблюдения за живой природой, фиксировать изменения, которые в ней происходят. Свои наблюдения за живой природой ты будешь регистрировать в Дневнике, который держишь в руках. Это Дневник фенологических наблюдений. Фенология – наука, которая изучает сезонные периодические изменения в жизни растений и животных. Слово это греческое. «Файно» по-гречески – являю, «логос» — наука.
Ежедневно делай записи в своем Дневнике в соответствии с размещенными рекомендациями.
Удачи тебе,
юный исследователь природы!
1
1. Какое время года за окном?
____________________________________________
2. Как ты смог это определить? Запиши свои соображения по этому поводу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Тебе нравится время года, которое сейчас идет? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Придумай и запиши слова о времени года, которые возникают в твоем сознании, когда ты смотришь за окно.
___________________________________________________________________________________________________
2
А теперь подведем общий итог нашей работы в сентябре.
Мы живем в _______________________ области. Она находится на _________________ России. Наша
(севере, юге, западе, востоке)
область расположена в___________________________ природной зоне, поэтому у нас лето ______________________, а зима _______________________ . Мы живем в ____________________
(сельской, городской)
местности.
В нашей местности растут растения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Растениям в нашей местности жить _____________________________ , потому что __________________________________________________
____________________________________________________________ .
Мы ___________________ оказывать помощь растениям в нашей местности. Для этого __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11
12. Попробуй написать стихотворение об осени и прочти его товарищам в классе.
13. Во время экскурсии в природу сделай рисунок осеннего пейзажа. Придумай название своей картины.
____________________________________________
5. Придумай сказку или рассказ-приключение твоего любимого героя в настоящее время года.
6. Внимательно рассмотри задание на следующей странице. Перед тобой таблица. Работать с ней легко. На верхней строке ты видишь названия столбцов. Это параметры природы, за которыми ты будешь наблюдать каждый день. В конце месяца мы подведем итог и исследуем, какие изменения произошли в природе и что этому способствовало.
При работе с таблицей для удобства используй условные знаки. Познакомься с ними.
Облачность
— ясно. Светит солнце и на небе нет облаков.
— переменная облачность. Солнце светит и есть облака, которые иногда закрывают солнце.
— облачно. Небо закрыто облаками или тучами. Солнца совсем не видно.
Температура воздуха
Температуру воздуха определяй по термометру, расположенному на улице. Температура воздуха записывается так:
+15°С, -3°С, 0°С. Температуру измеряй в 13.00.
Буква С ([цэ], латинский язык) означает, что температуру воздуха мы измеряем при помощи шкалы, предложенной ученым физиком Цельсием. Есть и другие измерительные шкалы: по Фаренгейту, по Реомюру. С ними ты познакомишься при изучении физики в старших классах. Знаком [ °] в науке принято обозначать градус.
3
Осадки
. .
. . – дождь — снег
Δ – град — снежная крупа
Атмосферные явления
— радуга — роса
— иней гололёд
— гроза — изморозь
Изменения в жизни растений и животных
Эти графы заполняй кратко. Например: желтеют листья тополь, улетают утки, листопад клён и т.п.
Календарь природы
Название месяца: ___________________________
Темпе-ратура
воздуха
Осадки
Атмо-
сферные
явления
Изменения в жизни растений
Изменения в жизни животных
01.09
02.09
03.09
04.09
05.09
06.09
07.09
4
14. Сделайте в классе гербарий из листьев тех растений, которые растут у вас в саду. Соедините свои работы в альбом.
Для этого собери от каждого растения по одному листу, вложи их между листами книги и оставь на 5-6 дней. За это время листья распрямятся и подсохнут. Напиши описание по плану:
Название растения.
Дикорастущее оно или культурное.
Бывают ли на нем плоды, какие они.
Сделай рисунок этого растения и его плодов, если они есть.
Листья в гербарии пришиваются белыми нитками в трех местах.
Схема размещения информации на гербарном листе
Название растения
Лист растения
нарисуй
растение
_________________________
_________________________
Напиши о нем.
Красными черточками указано, где пришивать лист.
9
в дневник. Тебе в этом помогут предварительные записи.
Раньше всех растений листопад начался у ______________________________________________________________________________________ . Быстрее всего листопад закончился у ______________________________________________________________________________________ .
Самый длинный срок листопада наблюдался у ______________________________________________________________________________________ .
11. Совместно с товарищами по классу сделайте анализ температуры сентября. Результат своей работы оформите в виде лепестковой диаграммы.
8
5
А теперь подведем итоги:
Солнечных дней в сентябре _______________________________
Дней с переменной облачностью __________________________
Пасмурных дней_________________________________________
Выпало дождей _________________________________________
Узнай в Интернете какова месячная норма осадков в сентябре для нашей местности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Заполни круговую диаграмму «Состояние погоды в сентябре».
Инструкция по выполнению задания:
Секторы, соответствующие количеству солнечных дней закрась красным цветом. Секторы, соответствующие количеству дней с переменной облачностью закрась зеленым цветом.
Секторы, соответствующие количеству пасмурных дней закрась синим цветом.
Сделай вывод о том, каким был сентябрь: сухим, дождливым, умеренным.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6
8. Как, по твоему мнению, влияла погода на состояние жизни растений?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как, по твоему мнению, влияла погода на состояние жизни животных?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Понаблюдай, как долго длится листопад у разных растений. Свои наблюдения записывай в таблицу.
Сделай вывод относительно своих наблюдений и запиши его в7
infourok.ru
Проект по биологии на тему «Фенологические наблюдения за весной в деревне Большое Седельниково»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
деревня Большое Седельниково
Фенологические наблюдения
за весной в деревне Большое Седельниково.
Выполнила:
Могильникова А.
Ученица 5 класса
Руководитель:
Глазырина Е.А.
Учитель
химии и биологии
2013 г
2
Глава 1. Фенология………………………………………………………………………
3
1.1 История фенологии…………………………………………………………………
3
1.2 Наблюдения и методы фенологии…………………………………………………
3
1.3 Характеристика подсезонов весны……………………………………………
4
Глава 2. Народное творчество о природе………………………………………………
6
Глава 3. Календарь природы Сысертского района деревни Большое Седельникого……………………………………………………………………………………………………….
7
3.1 Фенологические наблюдения: метеонаблюдения, наблюдения за растениями и животными………………………………………………………………………………
7
3.2 Наблюдение за погодой, фиксация и обработка собранных материалов………..
8
3.3 Наблюдения и измерения высоты снежного покрова…………………………….
11
Заключение………………………………………………………………………………
12
Список используемой литературы…………………………………………………….
13
Приложение………………………………………………………………………………
14
Введение
Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen — явление и logos — учение) — наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений. Развитие фенологии как отрасли знаний было вызвано запросами практики, а истоки фенологических знаний лежат на заре человеческой культуры. Как только человек обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы, он стал собирателем фенологических наблюдений. Увязывая их с производственным опытом, человек получал представление о лучших сроках проведения полевых работ и учился определять их. Однако прийти к этому он мог лишь путем сопоставления наблюдений за широким кругом сезонных явлений природы.
Особое значение имеют фенологические наблюдения для воспитания экологически грамотных людей, знающих и понимающих родную природу. Может быть, это самое значимое предназначение фенологических наблюдений, так как наблюдение за природой могут проводить школьники разного возраста. Результаты таких наблюдений очень важны для понимания глобальных и региональных событий, которые развиваются в природе.
Проблема: Наличие отрывочных сведений о сезонном развитии природы в Сысертском районе в деревне Большое Седельниково.
Цель работы: изучение сезонного развития природы окрестностей деревни Большое Седельниково и составление фенологического календаря за март и апрель 2013 г.
Задачи:
1.определить методы и формы фенологических наблюдений природы;
2. обобщить сведения о народных приметах погоды.
3. создать дневник наблюдений за природой окрестности деревни Большое Седельниково.
Глава 1. Фенология.
История фенологии
Начало наблюдений над сезонными явлениями в связи с собирательством, охотой и примитивным сельское хозяйством восходит к глубокой древности. Становление современной научной фенологии относится к 18 веку Петр первый, заботясь о выборе мест для паркового строительства в окрестностях Петербурга, в 1721 писал А. Д. Меншикову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки одних по недельно наклеивших на бумагу, с надписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна».
К середине 19 века фенологическими наблюдениями были охвачены все крупные страны Западной Европы и Россия. В 20 веке фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны Центральной Европы и США, а в дальнейшем и на другие страны (Индия и другие). Фундаментальную базу под все фенологические исследования подвел Г.Э Шульц, первый руководитель фенологического сектора: в 1981 году вышла его книга «Общая фенология», где были освещены все теоретические, методические и прикладные аспекты фенологии. Фенологические наблюдения — одно из древнейших занятий человека. Чтобы успешно хозяйствовать, нужно было следить за сезонным развитием природы, особенно в земледельческой практике.
1.2 .Наблюдения и методы фенологии
Гидрометеорологические (сезонные) наблюдения
1. Образование наста, или твердой ледяной корки на поверхности снега.
2. Появление первых проталин на полях.
3. Появление первых кольцевых проталин в лесу (указывать молодой лес или старый, хвойный или лиственный).
4. Таяние снежного покрова на полях.
5. Таяние снежного покрова в лесу.
6. Оттаивание почвы на глубину 10 см.
7. Полное оттаивание почвы.
8. Поздние весенние снегопады.
9. Поздние весенние заморозки.
Наблюдения над растениями
1. Времясокодвижения у кленов, берез.
2. Набухание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).
3. Распускание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).
4. Развертывание листьев.
5. Полное развитие листьев.
6. Появление бутонов, соцветий (указать у каких растений и в каких угодьях).
7. Цветение (начало, массовое, конец).
8. Созревание семян, плодов (хорошо сделать оценку урожая).
9. Осенняя раскраска листьев (начало, массовая; указать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).
Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди, интересующиеся изучением природы — и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения.
1.3 Характеристика подсезонов весны.
Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.
1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину — «весна света», — начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой иорешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.
В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст,жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.
2-й подсезон (оживление весны) — начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей — желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15—20 апреля.
Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.
В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.
3-й подсезон (разгар весны) — начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.
Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.
4-й подсезон (предлетье, «весна зелёной травы») — во время него обычно заканчивается цветение фруктовых садов, выколашиваются озимая рожь и луговые злаки, в сырых местах зацветает незабудка, а на суходолах — нивяник-поповник (называемый в просторечии ромашкой, «любит-не-любит»). Все эти явления совпадают по времени с вылетомстрекоз.
Глава 2. Народное творчество о природе.
Если во время грозы раскат грома слышатся долго и не резко – жди затяжного ненастья, если отрывисто — будет ясно.
В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
Если темные облака движутся быстро – к затяжному дождю.
Кучевые облака ходят низко – к ненастью, высоко – к погожему деньку.
Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев или домов, то будет холодное лето и наоборот.
Вороны каркают стаей – к ненастью.
Снегири под окном чирикают – к оттепели.
Воробьи купаются ранней весной – к теплу.
Перелетная птица течет стаями — к дружной весне.
Жаворонок поет к теплу, зяблик – к стуже.
Муравьи спешно среди дня заделывают входы – будет дождь.
Глава 3. Календарь природы Сысертского района деревни Большое Седельникого
3.1 Фенологические наблюдения: метеонаблюдения, за растениями, за животными.
Каждый наблюдатель ведет наблюдения самостоятельно. Наблюдатель должен знать об этом и относиться к результатам собственных наблюдений с ответственностью. Это относится не только к самим наблюдениям, к методике, но и к обработке собираемых материалов.
По результатам наблюдений необходимо составлять хронологическую таблицу сезонных явлений. Такая таблица, которую часто называют Календарем природы, является основным научным документом — результатом фенологических наблюдений на данном участке. Календарь природы, составленный за несколько лет наблюдений, может быть использован для прогнозирования природных явлений и совпадающих с ними по срокам хозяйственных мероприятий.
Таблица 1
Фенологические наблюдения
3.2 Наблюдение за погодой, фиксация и обработка собранных материалов
Приборы и материалы: часы, термометр.
Указания к работе:
1. В течение месяца наблюдайте за погодой, отмечайте температуру воздуха, измеряя ее в одно и то же время дня, облачность и осадки.
2. Полученные данные записывайте в таблицу 4, пользуясь предложенными условными обозначениями:
Условные обозначения
* — снег
— дождь
Ο — ясно
Ο — облачно
Ο — пасмурно
Таблица 2
Фиксация результатов наблюдения за погодой в марте 2013 г.
ДатаТемпература воздуха
Облачность
Вид осадков
17.03.
11
Ο
18.03
5
Ο
19.03
-5
Ο
*
20.03
-13
Ο
*
21.03
-9
Ο
*
22.03
-4
Ο
*
23.03
-10
Ο
*
24.03
-8
Ο
25.03
-6
Ο
*
26.03
-6,5
Ο
*
27.03
-3
Ο
*
28.03
-3
Ο
*
29.03
-6
Ο
30.03
-7,5
Ο
31.03
-6,5
Ο
Таблица 3
Фиксация результатов наблюдения за погодой в апреле 2013 г.
ДатаТемпература воздуха
Облачность
Вид осадков
1.04
-1
Ο
*
2.04
1
Ο
*
3.04
7
Ο
4.04
1
Ο
5.04
-1
Ο
6.04
9
Ο
7.04
13
Ο
8.04
8
Ο
9.04
13
Ο
10.04
3
Ο
11.04
-1
Ο
*
12.04
-1
Ο
13.04
0
Ο
14.04
0
Ο
15.04
4
Ο
Обработка результатов наблюдений
1. По полученным данным построена температурная кривуая, т.е. график зависимости температуры от даты.
2. Средняя температура воздуха за данный месяц Тср = 0,5оС. За март Тср = -5 оС. За апрель Тср = 4 оС.
3. Наибольшая и наименьшая температура, наблюдавшаяся в этом месяце:
Март Тmax = -13. Тmin = 11. Апрель Тmax = 13. Тmin = -1.
4. Изменения температуры в течение месяца наблюдали из-за резкого перепада температуры, быстрого таяние снега, различные виды осадков.
Диаграмма 1.
Изменение температуры за март – апрель 2013 г.
3.3 Наблюдения и измерения высоты снежного покрова
Оборудование: метр, карандаш, тетрадь
Таблица 4
Высота снежного покрова
39
01.04
40
22.03
45
02.04
35
23.03
48
03.04
30
24.03
43
04.04
27
25.03
49
05.04
26
26.03
53
06.04
20
27.03
59
07.04
13
28.03
53
08.04
5
29.03
49
09.04
3
30.03
45
10.04
0
31.03
43
11.04
0,8
Диаграмма 2.
Вывод: высота снежного покрова изменяется от количества и видов осадков, которые выпадают и от температуры окружающей среды.
Заключение
По материалам таблиц фенологического календаря построены диаграммы фенологических календарей за март – апрель 2013 год. Подготовлены иллюстрации календаря природы за 2013 год.
На основе проделанной работы приходим к следующим выводам:
1. Для окрестностей деревни Большое Седельниково разработана схема фенологической периодизации весны.
2. Полученная фенологическая информация использована для составления календаря природы деревни Большое Седельниково; для углубления знаний учащихся по биологии, географии, экологии;
3. Природные приметы способствуют формированию представления о предстоящей погоде.
4. Высота снежного покрова меняется в зависимости от температуры воздуха и от количества осадков.
5. В деревне Большое Седельниково проходит 2-й подсезон весны.
6. Разработан дневник фенологических наблюдений за весной в деревне Большое Седельниково.
7. Данные исследования будут продолжены с целью сбора материала за летний – осенний период.
8. Мне хочется отметить, что много интересных встреч принесли нам фенологические наблюдения. В 2013 году наблюдения продолжаются. И совершенно верно сказал Петр Ильич Чайковский: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства».
Список используемой литературы
ru.wikipedia.org/wiki/Фенология
edudic.ru/she/891
timuriego.com/fenologicheskie-n…
rudocs.exdat.com/docs/index-441750….
Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология: Учебник. 10-11-х кл. – Екатеринбург: «Сократ», 2000. – 224 с.: ил.
Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Первые проталины.
Измерение снежного покрова
Март 2013 г.
Апрель 2013 г.
Проталины на полях.
Мать-и-мачеха.
Вскрытие реки Арамилка.
Верба.
Снег в лесу.
«Средняя общеобразовательная школа №10»
деревня Большое Седельниково
ДНЕВНИК
фенологических наблюдений
___________________________
___________________________
___________________________
2013 г.
Правила фенологических наблюдений.
1. Проводить наблюдения только над теми объектами (видами животных и растений), которые хорошо знаешь. В случае, если название того или иного вида зверя, птицы, растения неизвестно, следует дать его подробное описание.
2. Точно указать место наблюдения, район, населенный пункт, угодье (какой лес, луг, поле и т. д.), на каком расстоянии оно расположено от данного населенного пункта.
3. Записывать наблюдения НУЖНО подробно и в тот же день, когда они проводились.
4. Вести наблюдения регулярно.
5. Выбор участка для наблюдений. Он должен быть типичным по возможности для местности. На нем можно пронаблюдать большинство, если не все явления, принятой наблюдателем Программы наблюдений. Естественно учитываются возможности наблюдателя. Участком для наблюдений может стать в городе места прогулок, скверы, парки, маршрут следования на работу. В сельской местности есть возможность включить в участок ближний лес, луг, болото.
6.Весной и осенью, когда явления сменяются быстро, наблюдения проводятся ежедневно. Летом — через два-три дня, зимой — реже.
Наблюдения за растениями и животными, метеонаблюдения.
Измерение высоты снежного покрова
ДатаВысота снега, см
Дата
Высота снега, см
Характеристика населенного пункта
Район ________________________________________________
Населенный пункт _____________________________________
Угодья (лес, луг, поле, болото) ___________________________
Время проведения наблюдений __________________________
infourok.ru