cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

5 класс развитие речи текст – Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему: Урок развития речи в 5 классе. Что такое текст | скачать бесплатно

Урок развития речи в 5 классе на тему «Текст и его признаки»

Конспект урока развития речи в 5 классе на тему «Текст и его признаки» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Тема. Текст и его признаки.

Цели:

образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста;

воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию;

развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать понятие «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные требования к ЗУН обучающихся.

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема.

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс. В двух частях». Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Лисицын; Москва: «Просвещение», 2014 г., таблица «Текст. Признаки текст»; толковый словарь.

Основное содержание работы.

  1. Организационный момент.

Речевая разминка

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться,

чтобы чему-то научиться.

  1. Мотивация к деятельности.

1. Чтение учителем текста-рассказа Л.Н.Толстого.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

2. Анализ текста с записью ответов на доске.

— Сколько слов в этом рассказе? (32 слова).

— Можно ли данное высказывание назвать текстом? (Да, все предложения связаны по смыслу. Повествование можно озаглавить).

— В тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать. Какие вы можете придумать заголовки? («Старик и яблони», «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут».)

— Какой заголовок выражает основную мысль высказывания? («Спасибо скажут»).

— На какие части можно разделить этот текст?

1 – Старик сажает яблони;

2 – старика спрашивают, зачем он сажает яблони;

3 – «спасибо скажут».

— Обратим внимание на то, в каких предложениях выражена мысль каждой части. (Мысль каждой части выражена в одном предложении, но первое состоит из трёх слов, второе – из 19 слов, третье – из 10 слов.)

— Части текста следуют в определённой логической последовательности друг за другом, где невозможно переставить местами ни одну из частей.

  1. Работа по теме урока.

1. Блиц-опрос.

— О чём сегодня говорим на уроке?

— Какое высказывание можно назвать текстом?

— Назовите главные признаки текста.

2. Работа по таблице и с материалом учебника (стр. 10).

Признаки текста:

  • Наличие темы и основной мысли;

  • наличие или возможность заголовка;

  • связь предложений между собой по смыслу;

  • определённая логическая последовательность предложений;

  • использование слов, которые по-разному называют один и тот же предмет:

— синонимы;

— повторяющиеся слова;

— местоимения, наречия, союзы.

3. Работа над материалом упр. 12.

— Прочитайте фрагмент рассказа Ю.Ковалёва «Листобой».

— О чём этот текст? Какова его тема?

— Как вы думаете, почему осенний ветер называется листобой?

— Почему рассказчику захотелось сохранить его?

4. Работа над материалом упр. 14. Работа в группах.

— Прочитайте фрагменты из произведений Р.Погодина.

— Определите, с какой целью создан каждый текст:

  • рассказать о происходящих событиях – I группа;

  • описать окружающую обстановку, предмет, человека – II группа;

  • передать рассуждения героя – III группа.

5. Ознакомление с понятиями «повествование», «описание», «рассуждение» (стр. 12 учебника).

Упр. 16 стр. 12.

— Прочитайте фрагмент из рассказа Н.Носова «На горке».

— К какому типу речи относится этот текст?

  1. Закрепление по изученной теме.

— Что такое текст? (Развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).

— Какие признаки текста вы можете назвать?

— Назовите языковые средства связи предложений в тексте (синонимы, повторяющиеся слова, местоимения, наречия, союзы).

VI. Рефлексия.

Продолжи предложение:

  1. Сегодня я узнал(а) …

  2. Я выполнял (а) задания …

  3. Я понял(а), что …

  4. Теперь я могу …

  5. Я приобрел …

  1. Домашнее задание. П. 3. Упр. 17.

— От этого текста остались только начало и конец. К какому типу речи принадлежит пропущенный фрагмент текста?

— Что бы могло быть в середине?

— Составьте устный рассказ.

infourok.ru

Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»

Разделы: Русский язык


Ход урока

1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания

Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.

2. Формирование новых понятий, умений, навыков

1. Повторение понятия текста

Задание 1:

Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.

  • Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
  • Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?

Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.

Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.

2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.

Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)

3. Упражнение “Понаблюдайте”

а) Работа с учебником. § 100

Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?

б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.

Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.

Вариант 1

Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

Вариант 2

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

3. Беседа по содержанию прочитанного

Задание: отвечая на вопросы, сформулируйте и запишите тезисы. Что такое тезисы? (Тезисы – это основные положения какой-либо статьи, доклада, сочинения и т.д.)

  • Из чего состоит текст?
  • Как связаны между собой предложения в тексте?
  • Как связаны предложения лексически и грамматически?
  • В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
  • Какие признаки есть у текста, кроме названных?
  • Что значит “текст цельный”?
  • Что значит текст “завершенный”?

Тезисы “Признаки текста”

  1. Законченность, завершенность, цельность (ничего нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы (описание фактов, событий, места действия и времени, рассуждения автора и т.д.)
  3. Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать нам автор своим текстом)
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это “вход” в текст, как в некое здание).
  5. Связанность изложения (по смыслу и грамматически).

 4. Знакомство с опорной схемой.

Расскажите о тексте, опираясь на схему

(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)

5. Работа с текстом

Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.

В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный… И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

  • Можно ли его назвать законченным, завершенным?
  • В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены одной темой?
  • Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа? Не показался ли вам этот рассказ
  • притчей, басней, в котором осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? Старый пень – аллегория человеческого характера. Какой урок можно извлечь из данного текста?
  • Как бы вы назвали этот рассказ? ( “Старый пень”, “Притча о гордом человеке”, “Ты не царь!”) Какое название (заглавие) содержит в большей степени его идеи?
  • Почему в тексте выделено несколько красных строк? Как мы их называем?
  • Разделите текст мысленно на части. Сколько их у вас получилось?

6. Словарно-лексическая работа

  • Микротема — наименьшая составная часть темы целого текста.
  • Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
  • Абзац — часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.

7. Работа с текстом

Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи

Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

П л а н

  1. Грибники вокруг старого пня.
  2. Речь пня перед деревьями. (Старый пень возгордился).
  3. Молчание деревьев.
  4. “Я ваш царь!”
  5. “Ничего ты не царь”

4. Итоги урока

Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?

5. Домашнее задание

  1. Осмыслить опорную схему, подготовиться к воспроизведению её по памяти; § 100.
  2. Подобрать стихотворение об осени и записать его в тетрадь. Устно доказать, что это текст.
  3. Сочинить “бином фантазии”: борода – самовар.

24.08.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок развития речи в 5 классе «Тема, основная мысль и структура текста»

Урок развития речи в 5 В классе

«Тема, основная мысль и структура текста»

Цель урока

Предметная

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать — осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;

  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

  • обогащение речи обучающихся

Развивающие:

  • Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем  в тетради

число

классная работа

       2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

(На партах у детей карточки с текстом 1)

— Прочтите текст? Почему записанные на карточках предложения образуют текст?

Тропинка. (название закрыто)

        Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. 
         Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.                                              
         Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
         Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Работа с текстом (устно)

— Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:

Что такое текст? 

(Эти предложения, связанные по смыслу и грамматически).

Можно ли озаглавить данный текст?

(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии?

 (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?

Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста)

3.Определение темы урока детьми

— Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема, основная мысль и структура текста»)

Да, мы с вами будем обобщать и расширять знания о тексте.

4. Работа по теме урока.
Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:

Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.

1. Начало (1-е предложение).

2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что

мы видим и слышим, гуляя по тропинке).

3. Заключение (последнее предложение. Оно же

конец предложения).

Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Основные признаки текста (Запись в тетради)

  1. Заглавие

  2. Тема

  3. Основная мысль

  4. Делимость на части

  5. Композиционная завершенность

  6. Связность

Работа с текстом 2 (письменно) (тексты на партах)

Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста.

На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

Работа с текстом (устно)

  • Можно ли этот отрывок назвать текстом?

  • Назовите основные признаки текста.

  • Заглавие (Цветущая верба)

  • тема ( цветущая верба)

  • основная мысль (молодая верба — самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)

  • связность (верба – она- деревце)

  • композиционная завершенность.

10. Рефлексия.
1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
  доволен / не доволен
  коротким / длинным
  не устал / устал
  стало лучше / стало хуже
  понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

 

infourok.ru

Урок по руссскому языку (развитие речи_ 5 класс на тему» Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС . 20.11.15.

Учитель Яковчук Г.И.

Урок развития речи.

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа. Создание текста в соответствии с коммуникативной задачей.

Цель деятельности учителя

Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование

Учебник,

УМК

Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

Просвещение, 2011.

Наглядно-демонстративный материал

Памятки, раздаточный материал.

Основные требования к ЗУН обучающихся

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Промежуточный контроль

  1. Организационный этап.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться.

Правила общения на уроке

При разговоре не перебивай собеседника.

Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.

Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.

Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.

Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо.

Приветствует обучающихся.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Наблюдение

2) Актуализация знаний.

Чтение письма «Трое из Простоквашино»

— Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами писатели, которые пишут для детей вашего возраста.. Представили?

— Ребята, а какое качество является самым важным качеством для детского писателя? (умение мыслить, анализировать, думать)

— Вы обладаете такими качествами?

И, конечно же, не забываем и соблюдаем правила общения.

Сегодня у нас урок развития речи.

Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке должен уметь выражать свои мысли грамотно.

Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора.

— Почему родители не поняли послания сына?

Отвечают на вопросы

Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам

Вывод: текст не получился

Устные ответы

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А какими же признаками обладает текст?

Какие типы текста вы помните?

Стр.12 учебник.

-Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока.

На какие вопросы нам

необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст? Каковы признаки текста?

Как определить тему текста?)

— Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

Запись темы, даты

Отвечают на вопросы

Вывод об актуальности знаний

Научиться самим создавать тексты.

Устные ответы

4) Первичное усвоение новых знаний.

Задание : Является данный отрывок текстом?

Работа с учебником упр.185.

Подготовить выразительное чтение .

-Прочитайте выразительно.

Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.

— Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

— Какой заголовок подходит нашему тексту?

В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

Наши шедевры.

Невероятное приключение.

Устные ответы

5) Первичная проверка понимания

Придумайте продолжение рассказа.

Что могло произойти с учениками, какая невероятная история могла произойти с ними?

Подберите к слову невероятная синонимы

( неестественный

неимоверный

противоестественный

сверхъестественный

неправдоподобный

немыслимый

фантастичный)

Выполняют задания.

Работа в парах.

Устная работа.

6) Динамичес

кая пауза

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

7) Первичное закрепление.

Предложите свои истории.

Запишите их на черновик. ( 10-12 предложений)

СМАЙЛИК стр.85.

Как вы понимаете слово шедевры? Подберите синонимы.

( достижение

творение

  1. образец)

  2. лучший

  3. произведение

  4. работа

  5. создание

  6. творение

Запись

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Работают по тексту упражнения.

Устные ответы

8) Информация о домашнем задании

Закончить рассказ о невероятном приключении, переписать в тетрадь.

Поясняет задание

Записывают задание

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста

— Назовите признаки текста

— Какой вопрос поможет определить тему текста?

— Где пригодятся полученные знания?

— Все ли получилось на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке

Оценки за урок

10)Дом.задание

Записать рассказ в тетрадь.

infourok.ru

Урок развития речи в 5 классе «Что мы знаем про текст»

5 класс

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО ТЕКСТ

Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; искать и выделять необходимую информацию

Логических: устанавливать причинно-следственные связи; строить текст; выдвигать гипотезы; самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать — осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;

  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

  • обогащение речи обучающихся

Развивающие:

  • Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник.

Этап урока.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число, классная работа.

(Регулятивные)

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Что мы знаем про текст»)

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста – встреча с дятлом.

-Заголовок «Старый знакомый» отражает тему: встречу рассказчика со своим старым знакомым .Назвать текст можно и так: «Здравствуй, дятел, я рад, что ты жив!» Такой заголовок отразит основную мысль текста о проявлении интереса к жизни дятла и радости от наблюдения за жизнью настоящего труженика.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

6. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

7.Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Прочитайте текст и выполните задания
(1) … (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

Эталон:

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.

Ответы: 1.В 2.А

9. Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

10. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

5

videouroki.net

Развитие речи. Текст, его основные признаки (5 класс)

Тема. Текст, его основные признаки.

Цель: повторить известные учащимся сведения о тексте из начальной школы, систематизировать знания и подготовить к выполнению домашней работы.

Оборудование: учебник, таблица, толковый словарь.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя. Объявляется тема и цель урока.

  2. Чтение текста — рассказа Л.Н. Толстого:

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем — другие съедят, мне спасибо скажут».

3. Анализ текста. Запись на доске или плакате.

  • Сколько слов в этом рассказе? (32 слова)

  • Почему эти предложения образуют текст? (все предложения связаны по смыслу. Его можно озаглавить)

  • В тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать. Какие вы можете придумать заголовки? («Старик и яблони», «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут».)

  • Какой заголовок выражает основную мысль высказывания? («Спасибо скажут»)

  • На какие части можно разделить этот текст?

    1. старик сажает яблони;

    2. старика спрашивают, зачем он сажает яблони;

    3. «спасибо скажут».

  • Обратим внимание на то, в каких предложениях выражена мысль каждой части.

  • (Мысль каждой части выражена в одном предложении, но первое состоит из трех слов, второе — из 19 слов, третье – из 10 слов.)

Части текста следуют в определенной логической последовательности друг за другом, где невозможно переставить местами ни одну из частей.

4. Работа по таблице (стр.58, упр.222)

Признаки текста:

1.наличие темы и основной мысли;

2.наличие или возможность заголовка;

3.связь предложений между собой по смыслу;

4.определенная логическая последовательность предложений;

5.использование слов, которые по-разному называют один и тот же предмет:

а) синонимы;

б) повторяющиеся слова;

в) местоимения, наречия, союзы.

5. Закрепление по изученной теме:

  • Что такое текст? (развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически.)

  • Какие признаки текста вы можете назвать?

  • Назовите языковые средства связи предложений в тексте (синонимы, повторяющиеся слова, местоимения, наречия, союзы).

6. Подготовка к домашней работе. Упр. 225 (стр.59)

  • Прочитать и озаглавить текст. Разделить его на части, каждую выделить в отдельный абзац. Составить план к тексту.

Черное озеро.

План.

  1. Цвет воды в озере.

  2. Чёрная вода обладает свойством отражения.

  3. Чем вызвана чернота озера.

infourok.ru

«Текст. Тема текста»5 класс урок русского языка

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС «Текст. Тема текста»

Цель деятельности учителя

Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, моти­вацию к обучению.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике

Метапредметные: способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование

ПК, проектор

УМК

Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014

Наглядно-демонстративный материал

Презентация, карточки

Основные требования к ЗУН обучающихся

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Промежуточный контроль

1) Организационный этап.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться.

Правила общения на уроке

При разговоре не перебивай собеседника.

Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.

Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.

Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.

Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо.

Приветствует обучающихся.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Наблюдение

2) Актуализация знаний.

Видеофрагмент «Трое из Простоквашино»

— Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

— Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

— Вы обладаете такими качествами?

И конечно же не забываем и соблюдаем правила общения.

Сегодня у нас урок развития речи.

Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке, должен уметь выражать свои мысли грамотно.

Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора.

— Почему родители не поняли послания сына?

Отвечают на вопросы

Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам

Вывод: текст не получился

Устные ответы

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А какими же признаками обладает текст? Именно об этом мы сегодня на уроке и поговорим

Слово ТЕКСТ заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает «ткань, единство»(т.е. словесное единство).

— А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом?

-Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст? Каковы признаки текста? Как определить тему текста?)

— Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

Запись темы, даты

Отвечают на вопросы

Вывод об актуальности знаний

Научиться самим создавать тексты.

Устные ответы

4) Первичное усвоение новых знаний.

Задание 1: Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.

С.34 определение ТЕКСТ

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Работа с учебником

Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.

— Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

— Какой заголовок подходит нашему тексту?

В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

Читают учебник

Записывают опорную схему

Устные ответы

5) Первичная проверка понимания

Упр.69

Справочная информация

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев — лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время ВОВ ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Рассказ о летчике.

Текст

Мотор осёкся и замолчал.

Самолёт, стремительно понёсся вниз.

Падая, самолёт задел верхушки сосен.

Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части.

Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб.

Это спасло ему жизнь.

Доклад обучающегося

Выполняют задания.

Работа в парах.

Письменная работа

6) Динамичес

кая пауза

Видеоролик

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

7) Первичное закрепление.

Упражнение 69

Итак, мы с вами обозначили основные признаки текста:

1. Предложения должны быть связаны темой(по смыслу)

ТЕМА определяеем, когда задаем вопрос О ЧЕМ?

— Определите тему текста упр.69

2. Предложения должны быть связаны грамматически (последовательность)

Существуют средства связи предложений в тексте.

— Найдите в тексте упр.69 такие средства

Запись

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Работают по тексту упражнения.

Устные ответы

8) Информация о домашнем задании

Упражнение 68

Поясняет задание

Записывают задание

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста

— Назовите признаки текста

— Какой вопрос поможет определить тему текста?

— Где пригодятся полученные знания?

— Все ли получилось на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке

Оценки за урок

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *