cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

5 класс мифы славянские – Славянские мифы — Литература — 5 класс

Содержание

Славянские мифы — Литература — 5 класс


СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
(внеклассное чтение, лит-ра 5 класс)

Цели:

  1. познакомить с понятием «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов.

  2. Развивать память, правильную речь, мышление, воображение

  3. Воспитывать интерес к литературе, истории.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (5 пословиц о книге)

II. Вступительное слово учителя.

Литература – это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество – это тоже религия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф – это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

III. Беседа по вопросам.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?

IV. Беседа о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (праславянских – объяснить понятие) – Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун – бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями*. Велес – бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги – Сварог и Дажбог. Сварог – бог неба, Дажбог – бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, – Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся –

Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля – недоля, весна – зима, счастье – несчастье, чет – нечет, правый – неправый, небо – земля, солнце – луна, белый – черный, старый – молодой, близкий – дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. – условная дата начала русской культуры**.)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.

V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги.

В те времена был Богумир – муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

И сказали они:

– Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя – Древа, а другая – Скрева, а третья – Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший – Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три – Утренник, Полуденник и Вечерник.

VI. Работа над произведением по вопросам:

1. Понравилась ли вам легенда?

2. О чем она?

3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

(В XIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.

7. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

8. Подумайте, что такое «сказка»?

9. Чем отличается миф от сказки?

Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию по сюжету славянского мифа

multiurok.ru

Славянские мифы | Сказки и притчи

Славянские мифы

Мифы древних славян. История славянской культуры и мифологии. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию, примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.

Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве.

Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел- горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.

Бел-горюч камень Алатырь — это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен», и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он — непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Читать далее →

Чурила, живший в Сварге, был столь красив, что сводил с ума всех небожительниц. Да и сам он влюбился, и нет чтобы в незамужнюю — в жену самого бога Бармы Тарусу.

— Приключилася мне кручинушка, — пел Чурила, — от зазнобушки красной девы, от Тарусушки молодой… По тебе ли жаль моя, дева, я сердечушком все страдаю, от тебя ль не сплю темной ночью…

Читать далее →

 

В широком смысле ведическая и языческая культура русского народа — суть русская народная культура, в своих основах единая с культурой всех славянских народов. Это русские исторические традиции, быт, язык, устное народное творчество (легенды, былины, песни, сказки, сказы и так далее), древние памятники письменности со всеми заключенными в них знаниями, славянское любомудрие (философия), древнее и современное народное искусство, совокупность всех древних и современных вероучений.

Читать далее →

В начале Велес был рожден Небесной Коровой Земун от бога Рода, который протек от Белой горы Солнечной Сурьей, Ра-рекой.

Велес явился в мир раньше Вышня, и явился Нисхождением Всевышнего. Вышень затем пришел к людям, и воплотился как Сын Сварога и Матери Сва. Как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился Нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), и воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня и проклыдывал Ему дорогу, готовил мир и людей к приходу Вышня.

Читать далее →

 

Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя.

Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из-за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.

Читать далее →

 

Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу.

Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали:

Читать далее →

 

Потом Велес просил у Сварога сковать ему плуг, а также железного коня ему под стать. Сварог выполнил его просьбу. И стал Велес обучать людей землепашеству, как сеять и жать, как варить пшеничное пиво.

Потом Велес учил людей вере и мудрости (ведению). Учил как правильно делать жертвоприношения, учил звездной мудрости, грамоте, дал первый календарь. Он разделил людей на сословия, дал первые законы.

Читать далее →

 

Потом Сурья повелел своим сыновьям Велесу с братом Хорсом искать себе супруг. Хорс и Велес пустили в поле стрелы — куда стрела упадет, там и искать невесту.

Так Хорс отыскал Зарю-Зареницу, а стрела Велеса улетела далеко за горы и попала в болото, упала прямо перед Царевной Лягушкой. Принес Велес домой Лягушку.

Читать далее →

У Дажьбога от трех жен было много детей и внуков. Все славянские роды произошли от прародителя Дажьбога, потому славян именуют Дажьбожьими внуками.

Дажьбог и Майя Златогорка родили Коляду. Коляда и Радуница родили Радогоста. А от Радогоста произошли многие западнославянские роды: ратари, ободриты, руяне и иные. От потомков Радогоста — Радима и Вятки вели свой род радимичи и вятичи.

Читать далее →

 

Когда-то люди заселяли землю вместе с иными народами, которые также были внуками добрых и злых божеств.

От Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы. Гмуры и альвы -родственники, первые гмур и альв были братьями. Только гмуры пошли в отца — великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы — в мать прекрасную Алину.

Читать далее →

www.thetales.ru

Славянские мифы — Славянская культура


К сожалению, славянская мифология зародилась в те времена, когда письменности еще не было, и никогда не была записана. Но кое-что удается восстановить по древним свидетельствам, устному народному творчеству, обрядам и народным верованиям.

Миф о сотворении Родом мира

Сперва не существовало ничего, кроме хаоса, все было едино. Тогда древнейших бог Род сошел на землю в золотом яйце и принялся за дело. Сначала решил он разделить свет и тьму, и из золотого яйца выкатилось солнце, осветив все вокруг.
Следом появилась и луна, заняв свое место в небе ночном. 
После сотворил прародитель необъятный водный мир, откуда позже поднялась суша  – огромные земли, на которых тянулись к небу высокие деревья, бегали разные звери, и птицы пели свои дивные песни. И создал он радугу, чтобы разделить сушу и море, Правду и Кривду.
Тогда поднялся ввысь Род на золотом яйце и огляделся, понравились ему плоды труда своего. Выдохнул бог на землю – и зашелестел в деревьях ветер, а из дыхания его появилась на свет богиня любви Лада, обернувшаяся птицей Сва. 

Разделил Род мир на три царства: небесное, земное и преисподнюю. Первое он создал для богов, которым должно следить за порядком на земле, второе стало обителью людей, а последнее – пристанищем для мертвых. И сквозь них произрастает исполинский дуб – Мировое древо, которое выросло из брошенного творцом семени. Корни его таятся в мире усопших, ствол проходит сквозь царство земное, а крона поддерживает небо.
Заселил Род царство небесное сотворенными им богами. Вместе с Ладой создали они могучего бога Сварога. Вдохнув в него жизнь, даровал ему бог-творец четыре головы, дабы тот смотрел во все концы света и приглядывал за порядком.
Стал Сварог верным помощником прародителю: проложил он путь Солнца по небосводу и путь луны по небу ночному. С тех пор и встает солнце на рассвете, а ночью на освещенное звездами небо выплывает луна.

Как Чернобог хотел Вселенную захватить

Зародился в незапамятные времена злой бог Чернобог – повелитель мрака. И стала Кривда ум его в думы мрачные погружать да на дела недобрые наводить. Поддался он соблазнам и замыслил весь мир себе подчинить, обратился Змеем Чёрным и выполз из логова своего.
Сварог же, который за миром приглядывал, почуял неладное. Сделал себе в кузнице молот огромный и с размаху опустил его на Алатырь, чтобы помощников себе сотворить. Полетели искры во все стороны, из которых боги тотчас появились. Первым родился небесный бог Даждьбог. Затем явились Хорс, Симаргл и Стрибог.
Подполз Змей к Алатырю и хвостом о камень высек искры серебряные, которые превратились в нечисть земную и подземную. Увидел то Даждьбог и послал Симаргла, вестника между небом и землей, Сварогу обо всем рассказать. Улетел тот к отцу и поведал, что грядет битва великая между злом и добром. Выслушал сына Сварог и принялся в небесной кузнице оружие ковать для войска своего.

И настало время битвы – встретились силы света с силой нечистой. Долго длилась та битва нелегкая. Темные силы пробились в небесный чертог и почти что проникли в сварогову кузницу. Тогда выковал плуг Сварог и в Чернобога его запустил, едва тот в дверях появился. Позвал он на помощь детей, и все вместе запрягли они Змея в плуг да всю нечисть пленили.
Взмолился тогда темный бог, попросил пощадить своих отпрысков. Был Сварог справедлив и отходчив, обещал пощадить народ навий, только если никто из богов всей Вселенной править не будет. И велел он прокопать Межу великую меж мирами двумя. И Межа та пройдет сквозь весь мир людей, по одну сторону будет царство сварогово, по другую же будут земли темные. Согласился Чернобог, ведь все равно не было выбора – так пришли боги к согласию.
Стали боги плугом царства свои разделять, справа стал мир богов светлых, слева же – Нави. Посреди мира людей прошла та борозда, потому-то и хорошего и плохого на земле одинаково. Мировое Древо объединило три мира. Справа в ветвях его сидит Алконост – птица райская. Слева – темная птица Сирин.
Стали Сварог с богиней плодородия Ладой зверями да птицами мир заселять. Посадили деревья они и цветы.
А после всех трудов они на поляне лесной играть принялись. Начали через плечо метать камешки. Мать Сыра Земля росой их смочила, отчего те людьми обернулись. Те, что от Лады упали, стали девицами, а свароговы – молодцами. Не хватило тогда того Ладе, стала веточки одна о другую тереть. Появились искры божественные, из которых явились девы и парни прекрасные. Доволен был Род, потому что вновь расцветал тот мир, что он когда-то создал. Наказали людям боги по заветам жить, на Алатырь-камне высеченным. А Мокошь принялась прясть нити судьбы, всякому свой срок определяя.

Миф о волшебном ландыше

Решил Перун в жены взять богиню дождя Додолу. Многих богов на свадьбу позвали, не забыли и Велеса. Надеялся громовержец примириться с давним противником. В небесном царстве свадьбу сыграли, и начался пир в райском саду.
Радовались боги празднику, хмель пили за здравие. Один только Велес сидел мрачней тучи – приглянулась невеста ему, весь пир с нее глаз не сводил. Разъедала сердце ему зависть к Перуну, что такую красавицу в жены себе взял.
Спустился тогда Велес на землю из Ирия и долго бродил по дремучим лесам. Однажды Додола на землю отправилась по лесам да лугам погулять. Приметил Велес ее, и вспыхнули чувства, и едва он рассудок от них не потерял. Обратился он ландышем у самых ног ее. Сорвала Додола цветок и понюхала. И родила потом она сына Ярилу.
Узнал о том муж ее и праведным гневом тотчас разошелся. Хотел уничтожить он подлого Велеса, который так отблагодарил за добро. И в битве тогда те два бога сошлись. Три дня и три ночи длилась та битва, пока громовержец с трудом не победил Велеса. Притащил Перун его на Алатырь-камень, чтобы боги судили того. И боги тогда на веки вечные изгнали из Ирия Велеса в царство подземное.

Как Велес украл небесных коров

Было это, когда Велес уже жил в подземном царстве. Яга уговаривала его похитить небесных коров у богов. Долго противился бог, но потом вспомнил, что когда в Ирие обитал, то лучше всех за коровами ухаживал. И никто сейчас лучше его за ними не присмотрит. Подняла тогда Яга вихрь от земли и до самого неба, который коров всех в подземное царство унес. Там Велес укрыл их в большой пещере и стал присматривать за ними.
Когда узнали о том звери лесные, решили, что им теперь можно все. Больше всех разошлись волки – всякий страх потеряли и скотину начали домашнюю загонять. А люди стали друг у друга животных красть. Но и это не все беды, что на земле начались. Засохли все пастбища и все посевы, все потому что вместе с коровами небесными и тучи исчезли.
Люди богов стали молить, чтобы Велес коров вернул, чтобы кончилась засуха, и все стало как раньше. Перун и Дажьбог молитвы услышали и решили помочь. Спустились на землю, к вратам царства подземного. А там их уже поджидает воинство Велеса. А сам он в корнях Мирового Древа укрылся, чтобы незаметно напасть на богов.
Но Перун его первым заметил и метнул свою молнию в корень. Сильно молния в Древо ударила, зашаталось оно, задрожала земля. Остановил громовержца Дажьбог, испугавшись, что упадет Древо, а с ним и весь мир.
На честный бой вызвал Перун Велеса, и не смог отказать бог из-за гордости. Обратился он Змеем огнедышащим, и сошлись они в битве. И на битву ту из царства подземного смотреть вышли все его обитатели, отворив двери каменные.
Проскочил Дажьбог в царство подземное, стал небесное стадо искать. Долго бились два бога, и с трудом одолел Перун Змея. Принял тот тогда свой облик истинный и пустился бежать. Громовержец преследовал Велеса и пускал стрелы-молнии вслед. И услышал Перун голос Дажьбога, что просил метнуть молнию в гору, чтобы вызволить стадо небесное. Расколол Перун гору выстрелом, и вернулись коровы небесные в Ирий.

Как Велес запер подземные воды

Много лет люди почитали молитвами да жертвоприношениями разных богов, но про Велеса, повелителя мира подземного, позабыли. В запустение пришел идол его, а священный костер, куда некогда дары приносили, почти что погас.
Оскорбило тогда Велеса, что забыли о нем люди, и замками закрыл он воды все источники. На земле тогда началась засуха, скот стал болеть, потому что засохли все пастбища. А люди стали богов молить о помощи. Один род даже оставил дома родные и направился в лес к перунову идолу просить дождем землю сухую смочить.
Ворон услышал людские мольбы и взмыл ввысь, в самый Ирий, обитель богов небесную. Отыскал он Перуна и поведал о беде, которая с людьми приключилась. Выслушал ворона бог и разозлился на Велеса. И решил проучить его за то, что воды подземные запер замками крепкими. Взял он лук свой и стрелы-молнии, оседлал коня белоснежного и отправился Змея искать.
Велес тогда землю осматривал, на которую наслал засуху, и доволен был тем, что людей наказал. Но увидел он в небе Перуна летящего, испугался и хотел под землей было спрятаться. Но громовержец ему помешал, из лука молнией выстрелив. В дупло старого дуба тогда решил Змей заползти. Но успел добрый бог поджечь дерево, пустив стрелу свою с неба высокого. Под валун решил тогда Велес спрятаться, но разлетелся тот на маленькие камушки, когда Перун в него из лука попал.
Понял Змей, что не скрыться ему от гнева перунова, стал тогда о пощаде молить. Обещал показать все замки, на которые он источники подземные запер. Смилостивился тогда громовержец и согласился. Повелитель мира подземного указал все места укромные, в которых запер он воду. Вот только ключи потерял, пока от молний перуновых прятался. Перун разбил все замки своей палицей, и вернулась вода в родники да реки, и наполнились снова колодцы, озера.
Так и кончилась засуха, проросли зеленой травой пастбища. А люди больше не забывали почитать Велеса наравне с другими богами.
 

slavyanskaya-kultura.ru

Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ .

Слайд 2

Мифы — произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Слайд 3

Мифы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта дошли до нас уже в записи. В этих античных государствах письменность имеет очень древнюю историю .

Слайд 4

На Русь письменность пришла из Византии лишь в 10 веке вместе с новой верой – христианством. Старая, языческая вера искоренялась, а с ней уходили и устные предания – мифы, которые записаны не были.

Слайд 5

Следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях, обрядах. Народная память донесла до наших дней имена древних богов. Живы и некоторые древние обряды.

Слайд 6

Праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица – отмечается до сих пор; этот языческий праздник поклонения Солнцу уживается с христианством.

Слайд 7

Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» — созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня, таким как: Древняя Индия, Иран и Древняя Греция.

Слайд 9

Сварог — бог небесного огня. Даждьбог – бог солнца.

Слайд 10

Бог ветров Стрибог. Велес – бог скотоводства.

Слайд 11

Макоша (Мокошь, Макеша) – богиня изобилия.

Слайд 12

Один из первобогов. Повелитель огненной стихии. Сварог «Небесный». Бог начала всего, творец всего сущего. Отец ряда богов: Перуна, Даждьбога и Семаргла . Сварог.

Слайд 13

Даждьбог. Сын Сварога. Бог света, природы, «Белого света», податель благ, тепла и плодородия. Его символами были золото и серебро. Расцвет культа пришелся на 11 – 12 века. Мирно сосуществовал с христианством.

Слайд 15

Царь – солнце.

Слайд 16

Заря -заряница.

Слайд 17

Вий.

Слайд 18

Леший.

Слайд 19

Русалки.

Слайд 20

Водяной.

Слайд 21

Лихо.

Слайд 22

Кикимора.

Слайд 23

Что вы запомнили? Когда на Русь пришла письменность? Как мы , современные люди, узнали имена богов, обряды, произведения народного творчества?

Слайд 24

Нарисовать иллюстрации к славянским мифам ( по желанию). Прочитать славянские легенды (стр. 89 – 91).

Слайд 25

1.Как звали славянского бога «Белого света»? а) Даждьбог б) Сварог в) Велес 2.Соотнеси бога и чем он повелевал: А) Сварог 1. Покровитель Б) Велес скотоводства. В) Стрибог 2. Покровительница изобилия. Г) Макоша 3. Бог ветра. Д) Даждьбог 4. Бог огненной стихии. 5. Бог солнца.

Слайд 26

3.Как называется праздник проводов зимы и встречи вены? а) Масленица б) Праздник Троицы в) Иван Купала 4.Соотнесите имя духа и место его обитания. а) Леший 1. Жилище человека б) Русалки 2. Лес в)Домовой 3. Водоем г) Кикимора д) Водяной

Слайд 27

1. а. 2. а-4; б-1; в-3; г-2; д-5. 3. а. 4. а-2; б-3; в-1; г-1; д-3.

nsportal.ru

Славянские мифы — Литература — 5 класс


СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
(внеклассное чтение, лит-ра 5 класс)

Цели:

  1. познакомить с понятием «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов.

  2. Развивать память, правильную речь, мышление, воображение

  3. Воспитывать интерес к литературе, истории.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (5 пословиц о книге)

II. Вступительное слово учителя.

Литература – это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество – это тоже религия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф – это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

III. Беседа по вопросам.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?

IV. Беседа о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (праславянских – объяснить понятие) – Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун – бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями*. Велес – бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги – Сварог и Дажбог. Сварог – бог неба, Дажбог – бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, – Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся – Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля – недоля, весна – зима, счастье – несчастье, чет – нечет, правый – неправый, небо – земля, солнце – луна, белый – черный, старый – молодой, близкий – дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. – условная дата начала русской культуры**.)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.

V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги.

В те времена был Богумир – муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра: и увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

И сказали они:

– Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя – Древа, а другая – Скрева, а третья – Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший – Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три – Утренник, Полуденник и Вечерник.

VI. Работа над произведением по вопросам:

1. Понравилась ли вам легенда?

2. О чем она?

3. Сколько детей произошло от детей Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

(В XIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.

7. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

8. Подумайте, что такое «сказка»?

9. Чем отличается миф от сказки?

Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию по сюжету славянского мифа

multiurok.ru

Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце

Наши предки, древние славяне,  подобно античным грекам, представляли  мир как результат действия Богов и  поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. Они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. Мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. Мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. Так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений.

Древней религией славян, их мировосприятием было язычество.

Язычество – вера  в существование не одного, а множества богов.

Древние славяне, как  и другие древние народы,  выражали свои познания на языке мифов.

Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская,  каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги, к которым можно было обратиться за помощью, и осознание этого, вероятно, облегчало трудную жизнь наших предков.

Познакомимся с пантеоном славянских богов, а также сопоставим его с пантеоном греческих богов.

Пантеон – совокупность  божеств какой-либо религии.

Верховный бог античных греков – Зевс, у древних славян это Перун, который являлся также богом войны (у греков бог войны – Арес). Бог земледелия у славян – Ярило, у греков богиней плодородия и земледелия является Деметра. Бог огня у славян – Сварог, у греков – Гефест. У славян были и боги, сопровождающие их в обыденной жизни: леший, домовой, банник. У греков тоже были мелкие божества, которые жили в лесах и в доме.

Познакомимся со славянскими богами подробнее.

Древние славяне поклонялись богу Сварогу. Он считался владыкой Вселенной. Во мраке он разжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он дал жизнь Солнцу, поэтому Сварог представлялся отцом Солнца – Даждьбога. Родив Даждьбога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править его дети.

Рис. 1 . Бог древних славян Сварог

Иногда Солнце представляли в виде царицы, одетой в пурпурные одежды зари и сияющей в венце лучей. В Иванов день Солнце выезжает навстречу своему супругу Месяцу, пляшет и рассыпает по небу лучи. А с началом зимы Солнце и Месяц расходятся в разные стороны и не встречаются друг с другом до самой весны. Весной же они встречаются и долго рассказывают друг другу о том, где были и что видели.

Другой сын Сварогра – Перун – бог грома и молнии. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи. Гром выражает его гнев. По всему небу развевается его одежда и борода. Ветры и бури – его дыхание.

 

Рис. 2. Бог древних славян Перун (Источник)  

Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче. Весной Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский конь переносит его во мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов.

Бог весеннего солнца был Ярило. В его имени есть и яркость, и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне, на голове его венок из весенних цветов, в руке горсть ржаных колосьев. И куда он ступит своими босыми ногами, там тот час вырастает густая рожь. Ярило – покровитель любви, плодородия.

 

Рис. 3. Бог древних славян Ярило (Источник)                                

Но были и враждебные человеку боги. Одним из таких богов была Морана.

Самое страшное, враждебное человеку божество Морана, богиня ночи, зимы и смерти. От этого имени вошли в наш язык мрак, мор, смеркаться. Славяне представляли, что Морана живет на севере в недрах, покрытых вечными снегами скал. Она всесильна, но светлые боги заключают ее в оковы с приходом весны.

 

Рис. 4. Богиня древних славян Морана (Источник)  

Происхождение мира, смену времен года, появление огня объясняет народный миф о Солнце.

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный весёлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронзил неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землею, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.

Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого, и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами…

Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр её вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.

Мы видим, что растения, животные, человек – это дети Матери-Земли  и бога весеннего Солнца-Отца Ярилы. Миф объясняет появление всего живого любовью.

А как же объясняется появление у человека ума?

И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись небесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою… И услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились…

Ум у человека появился от удара по голове «золотой вожжой-яркой молнией», и с тех времен к нам пришли такие выражения, как «блестящий ум», «проблески мысли».

Как объясняется появление огня? Каково его значение в мифе?

Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что всё замерзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернется, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.

Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших – заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов их матери – опуская их в ложе её, то есть, зарывая в землю.

Согласно славянской мифологии, огонь на землю послал Ярило для того, чтобы всё живое не замёрзло зимой. Огонь противопоставляется мраку и стуже. Есть народные языческие праздники, посвящённые чествованию огня. Это Масленица, когда пекут блины – символ Солнца и зарождения жизни, сжигают куклу, Масленицу, которая олицетворяет Морану, богиню смерти. Есть ещё один праздник Ивана Купалы. Это народный летний праздник, когда собравшиеся прыгают через костёр.

Миф о солнце поэтичен, лиричен. Образность языка достигается использованием метафор: «и пламень взора … пронзил … слои мрака», олицетворений: Мать-Сыра-Земля «от сна проснулась» и «стала тосковать», постоянных эпитетов: «темными лесами», «синими морями», «голубыми реками», «серебристыми озерами», «бог светлоокий», «вещее слово». Неповторимый ритмический и мелодический узор мифа создает инверсия: «Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась».

Метафора (греч. metaphora — перенос) – слово или выражение, употреблённое в переносном  смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение – приём речи, состоящий в том, что неодушевлённому предмету приписываются качества или действия, присущие человеку.

Постоянный эпитет – это красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.

Инверсия – изменение  порядка слов, принятого в русском языке, то есть постановка слов в предложении на синтаксически необычное для них место.

Итак, мифология древних славян складывалась из их верований и представлений об окружающем мире: человеке, природе, космосе.

Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу, то есть верили в то, что все кругом живёт, чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за своё существование. Особо почитали славяне бога солнца Ярила, который покровительствовал расцвету природы, любви, плодородию.

Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех «земных тварей» и растений.

 

Список рекомендованной литературы

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1972.

2. Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2007.

3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995.

4. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

5. Энциклопедия «Мифы народов мира».  – М., 1980—1981, 1987—1988.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Энциклопедия мифологии (Источник).

2. Мифологическая энциклопедия (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Пересказать Народный миф о солнце близко к тексту, сохраняя особенности повествования.

2. Составить словарик славянских мифологических персонажей:

Велес – 

Вий – 

Волх – 

Гамаюн – 

Даждьбог – 

Кащей Бессмертный – 

Кривда  – 

Лада – 

Перун – 

Сварог – 

Яр

interneturok.ru

Славянские мифы и легенды. Бог солнца в славянских мифах :: SYL.ru

Славянская мифология – это представление древних славянских народов о мире, выраженное в религиозных верованиях, обрядах и культах. Она теснейшим образом связана с язычеством и не может рассматриваться отдельно от него.

Славянские мифы (краткое содержание и основные персонажи) – в центре внимания этой статьи. Рассмотрим время их возникновения, схожесть с древними легендами и сказаниями других народов, источники изучения и пантеон божеств.

Формирование славянской мифологии и ее связь с религиозными верования других народов

Мифы народов мира (славянские мифы, древнегреческие и древнеиндийские) имеют много общего. Это позволяет предположить, что у них существует единое начало. Связывает их общее происхождение из праиндоевропейской религии.

Формировалась славянская мифология как отдельных пласт индоевропейской религии на протяжении длительного периода – с II тысячелетия до н. э.

Основные черты славянского язычества, нашедшие отражение в мифологии – это культ предков, вера в сверхъестественные силы и низших духов, одухотворение природы.

Древние славянские мифы поразительно похожи на сказания балтийских народов, индийскую, греческую и скандинавскую мифологию. Во всех мифах этих древних племен существовал бог грома: славянский Перун, хеттский Пирва и балтийский Перкунас.

У всех перечисленных народов находится основной миф – это противостояние верховного божества с его главным противником, Змеем. Сходство прослеживается и в вере в загробный мир, который отделен от мира живых какой-либо преградой: пропастью или рекой.

Славянские мифы и легенды, как и сказания других индоевропейских народов, повествуют и о героях, сражающихся со змеем.

Источники сведений по легендам и мифам славянских народов

В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому сейчас нам крайне мало известно о процессе формирования мифологии славянских племен.

Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI – XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения. На особом месте стоит «Слово о полку Игореве», в котором есть много информации о славянской мифологии. К сожалению, все эти источники – лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком.

Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках: былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах.

Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки. К ним относятся идолы богов, культовые и обрядовые места, надписи, знаки и украшения.

Классификация славянской мифологии

Следует различать богов:

1) Восточных славян.

2) Западных славянских племен.

Существуют и общеславянские боги.

Представление о мире и Вселенной древних славян

Из-за отсутствия письменных источников о верованиях и представлениях о мире славянских племен практически ничего не известно. Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников. Самый наглядный из них – это Збручский идол, найденный в Тернопольской области Украины в середине XIX века. Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов.

Информацию о том, как древние славянские племена представляли окружающий их мир, можно найти в древнерусской литературе, в частности, в «Слове о полку Игореве». Здесь в некоторых отрывках ясно прослеживается связь с Мировым деревом, мифы о котором существуют у многих индоевропейских народов.

На основе перечисленных источников получается такая картина: древние славяне считали, что в центре Мирового океана находится остров (возможно, Буян). Здесь, в самом центре мира, или лежит священный камень Алатырь, обладающий целебными свойствами, или растет Мировое Древо (почти всегда в мифах и сказаниях это дуб). На его ветвях сидит птица Гагана, а под ним находится змея Гарафена.

Мифы народов мира: славянские мифы (сотворение Земли, появление человека)

Сотворение мира у древних славян было связано с таким богом, как Род. Он создатель всего сущего в мире. Он отделил явный мир, в котором живут люди (Явь) от мира невидимого (Навь). Рода считают верховным божеством славян, покровителем плодородия, творцом жизни.

Славянские мифы (сотворение Земли и появление человека) так рассказывают о создании всего сущего: бог-творец Род вместе с сыновьями Белбогом и Чернобогом задумали сотворить этот мир. Сначала Род из океана хаоса создал три ипостаси мира: Явь, Навь и Правь. Затем из лица верховного божества появилось Солнце, из груди – месяц, а глаза стали звездами. После сотворения мира Род остался в Прави – месте обитания богов, где руководит своими детьми и распределяет между ними обязанности.

Пантеон божеств

Славянские боги (мифы и сказания о которых сохранились в очень малом количестве) достаточно обширен. К сожалению, из-за крайне скудной информации сложно восстановить функции многих славянских божеств. О мифологии древних славян не было известно до момента выхода их к границам Византийской империи. Благодаря записям историка Прокопия Кесарийского удалось узнать некоторые подробности религиозных верований славянских народов. В Лаврентьевской летописи упоминаются боги из Владимирского пантеона. Взойдя на трон, князь Владимир приказал поставить неподалеку от своей резиденции идолов шести важнейших богов.

Перун

Бог-громовержец, считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины. У других народов известен как Зевс, Тор, Перкунас. Впервые упоминается в «Повести временных лет». Уже тогда Перун возглавлял пантеон славянских богов. Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора.

Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб.

После принятия на Руси христианства некоторые функции Перуна перешли к Григорию Победоносцу и Илье-пророку.

Солнечные божества

Бог солнца в славянских мифах стоял на втором месте по значимости после Перуна. Хорс – так его называли. Этимология имени до сих пор неясна. По наиболее распространенной теории, происходит оно из иранских языков. Но эта версия весьма уязвима, поскольку сложно объяснить, каким образом это слово стало именем одного из главных славянских божеств. «Повесть временных лет» упоминает Хорса как одного из богов Владимирского пантеона. Есть сведения о нем и в других древнерусских текстах.

Хорс, бог солнца в славянских мифах, упоминается часто вместе с другими божествами, имеющими отношение к небесному светилу. Это Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света, и Ярило.

Дажьбог был еще и божеством плодородия. Этимология имени сложности не вызывает – «дающий благосостояние бог», таков его примерный перевод. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.

Ярило – с этим персонажем славянской мифологии связано много неясностей. До сих пор точно не установлено, следует ли считать его божеством, или это персонификация одного из праздников древних славян. Одни исследователи считают Ярило божеством весеннего света, тепла и плодородия, другие – ритуальным персонажем. Его представляли молодым человеком на белом коне и в белоснежной мантии. На волосах – венок из весенних цветов. В руках божество весеннего света держит колосья злаков. Там, где он появляется, обязательно будет хороший урожай. Ярило также зарождал любовь в сердце того, на кого посмотрит.

В одном исследователи сходятся – этого персонажа славянской мифологии нельзя называть богом солнца. Пьеса Островского «Снегурочка» в корне неверно трактует образ Ярило как солнечного божества. В этом случае русская классическая литература играет роль вредной пропаганды.

Мокошь (Макошь)

В славянской мифологии очень мало женских божеств. Из главных можно назвать только таких, как Мать – Сыра Земля и Мокошь. Последняя упоминается в числе других идолов, установленных по приказу князя Владимира в Киеве, что говорит о значимости этого женского божества.

Мокошь была богиней ткачества и прядения. Ее также почитали как покровительницу ремесел. Имя ее связывают с двумя словами «мокнуть» и «прядение». Днем недели Мокоши была пятница. В этот день строго запрещалось заниматься ткачеством и прядением. В качестве жертвы Мокоши преподносили пряжу, бросая ее в колодец. Богиню представляли в образе длиннорукой женщины, прядущей по ночам в домах.

Некоторые исследователи предполагают, что Мокошь была женой Перуна, поэтому ей отводилось почетное место среди главных славянских богов. Имя этого женского божества упоминается во многих древних текстах.

После принятия на Руси христианства часть черт и функций Мокоши перешли к святой Параскеве-Пятнице.

Стрибог

Упоминается во Владимирском пантеоне как один из главных богов, но функция его не совсем ясна. Возможно, был богом ветров. В древних текстах его имя часто упоминают вместе с Дажьбогом. Неизвестно, были ли праздники, посвященные Стрибогу, поскольку информации об этом божестве крайне мало.

Волос (Велес)

Исследователи склонны полагать, что это все же два разных персонажа мифов. Волос – покровитель домашних животных и бог достатка. Кроме того, он бог мудрости, покровитель поэтов и сказителей. Недаром Бояна из «Слова о полку Игореве» называют в поэме Велесовым внуком. В дар ему оставляли на поле несколько несжатых стеблей злаков. После принятия славянскими народами христианства функции Волоса взяли на себя два святых: Николай Чудотворец и Власий.

Что касается Велеса, то это один из демонов, злой дух, с которым боролся Перун.

Славянские мифические существа – обитатели лесов

С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.

Леший – хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные – леший его не трогает, и может даже прийти на помощь – вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает: заставляет плутать и может защекотать до смерти.

Перед людьми леший предстает в разных обличьях: человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным – лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.

Водяной – дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади.

Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку – будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.

Берегиня – этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево – это береза, которая очень почиталась в народе.

Боровик – еще один лесной дух в славянской мифологии. Внешне выглядит как огромный медведь. Отличить его от настоящего зверя можно по отсутствию хвоста. В подчинении у него находятся боровички – хозяева грибов, похожие на маленьких старичков.

Кикимора болотная – еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.

Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото.

Славянские мифы для детей – кратко о самом интересном

Знакомство с образцами древнерусской литературы, устными сказаниями и мифами имеет огромное значение для всестороннего развития детей. Знать о своем прошлом необходимо и взрослым, и самым маленьким. Славянские мифы (5 класс) познакомят школьников с пантеоном главных богов и самыми известными сказаниями. В хрестоматию по литературе входит интересный пересказ А.Н.Толстого о Кикиморе, есть сведения об основных персонажах мифологии древних славян, дается представление о таком понятии, как «капище».

По желанию, родители могут и в более раннем возрасте познакомить ребенка с пантеоном славянских богов и другими мифологическими существами. Целесообразно выбирать положительных персонажей, и не рассказывать маленьким детям о таких пугающих существах, как навьи, злыдни, волколаки.

Для ознакомления с персонажами славянской мифологии можно посоветовать книгу Александра Асова «Мифы славян для детей и их родителей». Она будет интересна и младшему поколению, и старшему. Светлана Лаврова – еще один хороший автор, написавший книгу «Славянские сказания».

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *