cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Василиса прекрасная 4 класс планета знаний разделить на части и озаглавить – План сказки «Василиса прекрасная» как составить?

Урок литературного чтения 4 класс Василиса Прекрасная

Урок № 10.

Тема: «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

Цели: Читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять и формулировать идею произведения. Расширять словарный запас. Сравнивать произведения. Классифицировать сказки.

Планируемые результаты.

Предметные:

Знать особенности народной сказки.

Уметь выделять главную мысль произведения, составлять его план; соединять впечатления от

иллюстраций с содержанием прочитанного произведения.

Метапредметные:

Сопоставлять персонажей произведений.

Определять своё отношение к героям сказки, аргументировать его.

Личностные:

Формировать ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

формирование навыков самоорганизации

2

Проверка домашнего задания

Активизирует процесс обсуждения чтения прочитанного и выслушивает всех желающих, правильно и тактично комментирует высказывание каждого ребёнка.

а) Радиотеатр;

б) Учащиеся читают записи, характеризующие Василису.

в) Выбираются самые удачные изображения чудесной куколки. Дети обосновывают свой выбор рисунков.

.

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Мотивация учебной деятельности

Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке?

-Василиса Прекрасная.

-Да.

Должны дочитать сказку.

Регулятивные УУД:

— умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

3

Актуализация знаний

На какие группы по авторству делятся сказки?

На какие группы по содержанию делятся сказки?

Найдите и прочитайте отрывок, который доказывает, что сказка волшебная.

Сказки делятся по авторству на авторские и народные.

По содержанию на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Находят в тексте отрывок, доказывающий, что сказка волшебная.

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

4

Применение знаний в новой ситуации

Из скольки частей состоит сказка? Есть ли в сказке зачин? Есть ли в сказке троекратные повторы?

Читают текс сказки до конца по три предложения.

Познавательные УУД:

— развитие читательских навыков,

5

Обобщение и систематизация

-Выполним тест.Составьте диафильм по сказке.

Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения.

Дети подбирают слова сказки: 1. «В некотором царстве… дочь – Василиса Прекрасная». 2. «Слушай, Василисушка!.. чем помочь несчастью». 3. «Затем мать поцеловала дочку и померла». 4. «После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы». 5. «Василиса была первая на всё село красавица… совсем житья не было». 6. «На, куколка… что делать?» 7. «Василиса только отдыхает… и печь вытоплена»

Познавательные УУД:

умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

— умение кратко формулировать мысль

— умение обрабатывать информацию

развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Как вы считаете, кто лучше всех читал сказку? Оцените свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД:

развитие самооценки

7

Информация о домашнем задании

Дети находят и читают книги с русскими народными сказками. Кроме того, учащиеся готовятся к рассказу о прочитанных книгах, к викторине по сказкам, к постановке сценок

№ 9–11 на с. 36.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

— формирование навыков письма

8

Рефлексия.

Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

Личностные УУД:

развитие самооценки

  1. Сколько лет в супружестве был купец?_____________

  2. Как звали дочь купца?___________________________

  3. Сколько лет было девочке, когда скончалась ее мать?__________

  4. Какой наказ дала дочери, умирая?________________________________________

  5. Как поступил купец после смерти жены?__________________________________

  6. Кто помогал Василисе справляться с трудностями?__________________

  7. Кто жил в дремучем лесу?___________________________

  8. Почему однажды осенью Василису выгнали в лес?____________________________

  9. Что такое лучина?________________________________________________________

  10. Кто такой всадник на белом коне?____________________________

Кто такой всадник на красном коне?__________________________

Кто такой всадник на чёрном коне?___________________________

  1. Что принесла Василиса из лесу домой?________________________

12. «-Ваше царское величество, -отвечает ______________, — я принесла диковинный товар. Никому, кроме тебя, показать не хочу!»

Кто сказал эти слова? О каком товаре идет речь?____________________________________

13. Какое задание получила Василиса от царя?

14. Чем заканчивается сказка? ________________________________________________

___________________________________________________________________________

15. Что стало с отцом, старушкой и куклой?_________________________________

__________________________________________________________________________

16. Напишите название сказки ________________________

Какого народа эта сказка? _________________________

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: «Василиса прекрасная»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

—  формирование навыков самоорганизации

2

Проверка домашнего задания

Активизирует процесс обсуждения чтения прочитанного и выслушивает всех желающих, правильно и тактично комментирует высказывание каждого ребёнка.

а) Радиотеатр;

б) Учащиеся читают записи, характеризующие Василису.

в) Выбираются самые удачные изображения чудесной куколки. Дети обосновывают свой выбор рисунков.
.

Коммуникативные  УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Мотивация учебной деятельности

Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке?

-Василиса Прекрасная.

-Нет.

Должны дочитать сказку.

Регулятивные УУД:

— умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

3

Актуализация знаний

На какие группы по авторству делятся сказки?

На какие группы по содержанию делятся сказки?

Найдите  и прочитайте отрывок, который доказывает, что сказка волшебная.

Сказки делятся по авторству на авторские и народные.

По содержанию на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Находят в тексте отрывок, доказывающий, что сказка волшебная.

Коммуникативные  УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

4

Применение знаний в новой ситуации

Из скольки частей состоит сказка? Есть ли в сказке зачин? Есть ли в сказке троекратные повторы?

Читают текс сказки до конца по три предложения.

Познавательные  УУД:

— развитие читательских навыков,

5

Обобщение и систематизация

-Составьте диафильм по сказке.

Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения.

Дети подбирают слова сказки: 1. «В некотором царстве… дочь – Василиса Прекрасная». 2. «Слушай, Василисушка!.. чем помочь несчастью». 3. «Затем мать поцеловала дочку и померла». 4. «После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы». 5. «Василиса была первая на всё село красавица… совсем житья не было». 6. «На, куколка… что делать?» 7. «Василиса только отдыхает… и печь вытоплена»

Познавательные  УУД:

умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

— умение кратко формулировать мысль

—  умение обрабатывать  информацию

— развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Как вы считаете, кто лучше всех читал сказку? Оцените свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД:

— развитие самооценки

7

Информация о домашнем задании

Дети находят и читают книги с русскими народными сказками. Кроме того, учащиеся готовятся к рассказу о прочитанных книгах, к викторине по сказкам, к постановке сценок

№ 9–11 на с. 36.

Личностные УУД:

—  формирование навыков самоорганизации

— формирование навыков письма

8

Рефлексия.

Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

Личностные УУД:

— развитие самооценки

nsportal.ru

Проверочная работа по литературному чтению 4 класс Планета знаний

4 класс Вариант-1 __________________________________

Проверочная работа по разделу «Народные сказки»

Основная часть.

Прочитай отрывок из сказки «Василиса Прекрасная» (учебник, часть 1, стр 23 со слов: … Потужил старик, потужил да и женился на другой. До слов: …Станет Василиса еще краше прежнего.)

Выполни задания:

  1. Что такое сказка?

  1. Вид устного повествования с фантастическим вымыслом.

  2. Сказание, в котором люди в древности излагали свои знания о мире.

  3. Рассказ о реальных событиях.

  1. Прочитанный тобой отрывок из:

1) сказки 2) мифа 3) рассказа

  1. Сформулируй и запиши основную мысль данного отрывка

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Раздели отрывок на 3 части. Озаглавь каждую часть.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой была Василиса? Почему она с каждым днем все хорошела и хорошела?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подбери синонимы к словам:

привередливые-_________________________________

потужить -______________________________________

потчевать -______________________________________

Дополнительная часть.

  1. За что были наказаны мачеха и две ее дочери? Напиши об этом кратко.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опираясь на содержание отрывка, придумай и запиши 2 вопроса о куколке, которая помогала Василисе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найди в представленном отрывке постоянные сочетания слов, которые встречаются в других сказках.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чему учит данная сказка? Опираясь на предложенный отрывок, составь связный рассказ об этом (3-4 предложения)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 класс Вариант-2 __________________________________

Проверочная работа по разделу «Народные сказки»

Основная часть.

Прочитай отрывок из сказки «Находчивый солдат» (учебник, часть 1, стр 36 со слов: … Поднялся Петр и ушел. А солдат палаш заложил,……. До слов: … а потом в штурманскую школу отправляйся.

Выполни задания:

1. Что такое сказка?

1) Рассказ о реальных событиях.

2) Сказание, в котором люди в древности излагали свои знания о мире.

3) Вид устного повествования с фантастическим вымыслом.

2. Прочитанный тобой отрывок из:

1) мифа 2) сказки 3) рассказа

3. Сформулируй и запиши основную мысль данного отрывка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Раздели отрывок на 3 части. Озаглавь каждую часть.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким был солдат? Как царь Петр отнесся к нему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подбери синонимы к словам:

находчивый-_________________________________

пожаловать -______________________________________

пожаловаться-______________________________________

Дополнительная часть.

7. Какие качества Петра раскрываются в этом отрывке? Напиши об этом кратко.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Опираясь на содержание отрывка, придумай и запиши 2 вопроса о палаше, которым солдат ударил царя Петра.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В сказках используются устойчивые выражения. Найди такие выражения в данном отрывке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Чему учит данная сказка? Составь связный рассказ об этом (3-4 предложения)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Урок литературного чтения в 4-м классе по теме : Волшебная сказка « Василиса Прекрасная»

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме : Волшебная сказка       «  Василиса Прекрасная»

Цель урока: углубление знаний о видах русских народных сказок (бытовые, волшебные, о животных) на примере русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Задачи:

— создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
— дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;
— развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок;
— воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, послушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель :

Ну, ребята, чур, молчок,

Начинается урок.

Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества гоориться? (Сказка)

Итак, мы отправляемся в сказку.

II Конкурс «Сказочный переполох».

            Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.

  1. «Маша                               Хаврошечка»
  2. «Царевна                            лиса  «                        
  3. «Крошечка-                       Лягушка»
  4. «Зайкина                           Василиса»                      
  5. «Прекрасная                      бурка»
  6. «Крошечка                        Сивка»

Учитель:  На какие виды можно разделить эти к сказкам?

Дети: Сказки о животных и волшебные сказки.

Учитель: Какой вид сказки вы еще знаете?

Дети: Бытовые

Учитель: Что же такое бытовые сказки?

Дети: Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды

Учитель: Какие сказки можно назвать волшебными?

Дети: Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Учитель: Сказки о животных?

Дети: Сказки про животных – главные герои – животные.

Учитель: С какой сказкой мы познакомились с вами на предыдущем уроке?

Дети: Со сказкой «Василиса Прекрасная»

Проверка домашнего задания

 Учитель: Ребята, вам на дом было задано нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.

Посмотрите на выставку наших рисунков. Какой из этих рисунков вам понравился? (ответы детей)

Учитель: А кто автор этой работы? Представь, пожалуйста, свою работу

Дети: ответы детей (кто нарисован и почему понравился)

Учитель: Ребята,глядя на виши работы мы видим наличие фантастических существ,предметов,событий.

-Давайте подумаем,являеться ли сказка «Василиса Прекрасная» волшебной?

Дети: ответы детей.

Учитель: А как мы с вами сможем доказать,что сказка «Василиса Прекрасная » является  волшебной?

Дети: Мы должны найти признаки волшебных сказок

Учитель: Давайте вспомним эти признаки

Дети:

 -волшебные события;

-волшебные помощники

Фантастические существа

-герой преодолевает испытания

Учитель: Молодцы. Ребята есть еще один признак волшебной сказки,он называетя Двоемирие. Что это такое мы узнаем в процессе нашей работы.

Хорошо,ребята. Мы с вами перечислили признаки волшебной сказки. А теперь давайте попробуем найти эти признаки в нашей сказке «Василиса Прекрасная»

И помогут нам в этом волшебные конвертики, которые лежат у вас на парте.

Откройте их,пожалуйста. Что же лежало в них?

Дети: таблица

Учитель: Молодцы! Теперь вы сможете дать полный ответ на наш вопрос.

У каждого из вас есть таблица в левой части которой признаки волшебной сказки,а правая колонна пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в сказке.

Игра.

Расшифруйте и выберите начало сказки

Жилибылистариксостарухой

Водномцарстве

Естьнасветелюдихорошие

Жилибылидедибаба

Учитель: Скажите, какой из предложений является началом нашей сказки «Василиса Прекрасная»?

— А как в сказках называют начало сказки?

Дети: Зачин.

Учитель: Прочитайте зачин нашей  сказки.

-Что вы можете сказать о героине,прочитав первые строки?

Дети: у нее умирает мама,она перед смертью дарит ей куколку.

Учитель: С какой целью мама подарила Василисе куколку?(найдите в текстк и зачитайте)

Дети: чтобы она ей помогала в трудную минуту.(чтение)

Учитель: Если она помогает,значит кем она является?

Дети: помощником.

Учитель: -Ребята,а каких еще вы знаете сказочных героев,которые помогают главным героям в трудной ситуации?

Дети: Крошечка-Хаврошечка, Сивка бурка….

Учитель: К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж?

Дети: к волшебному

Учитель: В чем ее волшебная сила?

Дети: ответы зачитывают.

Учитель: давайте посмотрим в таблицу,есть ли у нс такой пункт

Дети: ставят +

Учитель: Почему Василиса ушла из дому? Кто ее зставил?

Дети: ответы,зачитываем по ролям.

Учитель: К кому она отправилась за огнем?

Дети: к бабе яге

Ребята,.Давайте отдохнем

Физкультминутка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят, (руки вверх)

Куда попадает Василиса? (в таинственный мир )

Учитель : Значит Василиса попала из реального мира в сказочный. Это пунк двоемирие.

Что нам известно об этом персонаже?

Звучит музыка. Неожиданно появляется Баба-яга.

Яга. Кто нарушил мой покой? Кто обо мне здесь толкует? Шумите!!

Учитель:Вот мы тут с ребятами задались вопросом,кто же такая баба яга? Откуда она пришла в нашу сказку? И самое главное,владеет ли она волшебной силой. Ты нам не подскажешь?

Яга. Не только не подскажу,но и не отпущу! Здесь при мне останетесь!

Учитель. Нет уж,Баба-Яга,ты нам не мешай,отпирай ворота,мы и сами справимся

Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Но только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто на мои вопросы ответит,того и отпущу! Слушайте!

  1. В каком доме я живу? (в избушке на курьих ножках)
  2. Кто ко мне в гости пришел? (Василиса)
  3. Какие испытания я ей устроила?
  4. Откройте мне секрет,кто помог Василисе сбежать? Если ответите на этот вопрос,то открою замок. (девка-чернявка)

Яга. Я так и думала! Эх, бестолковая! Так уж и быть открою вам замок! А сама побегу  наказывать эту девку!

Учитель: Давайте посмотрим в таблицу, какой из пунктов мы с вами отметим:?

Дети: ставят + волшебные существа.

Учитель: Ребята,живя у Бабы-Яги какие трудности испытания почувствовала Василиса? Давайте зачитаем.

Дети: читают

Учитель.Отметим в таблиц пункт .

-Какие волшебные препятствия встретились на пути к дому Василисы

-Почему сначала они хотели предотвратить побег.потом помогли Василисе?

Дети: Из-за доброго отношения,доброго сердца Василисы.

Учитель: Что же является добром,а что злом в сказке?

 «Добро-это любовь матери к Василисе:она позаботилась о том,чтобы дочка после ее смертине пропала»

«Добро-это то,что Василиса умеет вежливо,ласково говорить с животными и людьми»

«Добро-это ее скромность-трудолюбие. Она сшила замечательную ткань,сшила чудесную рубашку

«Зло-это жестокость, несправедливость мачехи и ее дочерей в отношении к Василисе»

«Одно зло несет всем жестокая баба-яга. Но добро, которое оставила мама Василисе ,победило бабу-ягу»

Чем же закончилась сказка? (свадьбой) Чтение отрывка…

Комментируя заключительные строки сказки,ученики приходят к выводу,что свадьба-это награда героя за все сложные моменты в его жизни.

Какие главные черты характера Василисы вы бы отметили?

Учитель: Итак, наше знакомство со сказкой “Василиса Прекрасная” подходит к концу. Интересно ли было на уроке? Что вы расскажите дома своим родителям и близким?

(Выслушав ответы учеников, возвращаемся к теме урока и формулируем выводы,

Рефлексия

-. Вот  на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

— Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на неё яблочки.
— У каждого из вас есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки — прикрепите красное яблоко.

— Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается — желтое.

— Если вам было сложно разобраться, есть трудности

nsportal.ru

Сказка «Василиса Прекрасная» 4 класс (окончание)

Урок 8
«ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ». Русская народная сказка
(окончание)

Цели: развивать воображение, речь учащихся, работать над выразительностью чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выборочное чтение.

– Зачитайте слова, которые говорила мать Василисе.

– Зачитайте слова, которые отражают отношение Василисы к куколке.

– Зачитайте слова, которые говорила Василиса куколке.

2. Пересказ прочитанной части сказки по картинному плану.

III. Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

– Вспомните наши предположения о продолжении сказки. А вот сейчас мы узнаем, как продолжил сказку «Василиса Прекрасная» русский народ.

2. Чтение сказки (с. 36–47) учителем и учащимися.

В процессе чтения обращается внимание учащихся на слова-сноски и трудные для понимания слова.

3. Работа над содержанием сказки.

– Совпали ли наши предположения с действительными событиями сказки?

– Какие задания получили девушки от мачехи?

– Для чего было необходимо идти в лес к Бабе-Яге?

– Почему именно Василисе пришлось отправиться в лес?

– Какое время находилась в пути Василиса?

– Как выглядело имение Бабы-Яги? Зачитайте.

– Как разговаривала с Бабой-Ягой Василиса?

– Какие задания давала Баба-Яга Василисе?

– Какие всадники служили Бабе-Яге?

– Почему Баба-Яга вытолкала Василису за ворота? Что Баба-Яга дала девушке в дорогу?

– Найдите в тексте и отметьте начало и конец последнего разговора Бабы-Яги и Василисы. Что зависело от этого разговора?

– Какие силы – светлые или темные – помогают Бабе-Яге? А Василисе?

4. Чтение по ролям диалога Василисы Прекрасной и Бабы-Яги (работа в парах).

– Прорепетируйте в парах, как бы вы прочитали этот диалог. Подумайте, каким голосом и с какой интонацией вы должны прочитать слова Василисы Прекрасной и как – слова Бабы-Яги.

5. Конкурс «Лучший чтец».

IV. Подведение итогов урока.

– Назовите общие черты двух сказок – «Василиса Прекрасная» и «Марья и ведьмы». (Обе сказки сочинил народ, в них есть элементы волшебства, в обеих сказках светлые силы побеждают темные.)

– Какие элементы волшебства вы нашли в сказке «Василиса Прекрасная»?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки и ответы на вопросы учебника 5, 6, с. 47.

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения «Василиса прекрасная» (4 класс)

Технологическая карта урока «Василиса Прекрасная».

УМК Гармония.

.

познавательные: завершить работу по сказке «Василиса Прекрасная», обобщить знания по русским народным волшебным сказкам;

развивающие: развитие речи, фонематического слуха, внимания, мышления; развитие читательского интереса уч-ся, творческого воображения, монологической речи учащихся; развитие УУД;

воспитательные: воспитывать нравственные качества, интерес к литературе.

Планируемый результат

Предметные умения

Умение выразительно читать;

Умение определять вид сказки;

Умение работать со сказкой

УУД

личностные:умение проявлять интерес, умение работать с книгой;

регулятивные: контролировать свои действия в процессе его выполнения; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения;

познавательные:искать ответы на вопросы;

коммуникативные: адекватно использовать речевые средства; слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей; обосновывать и доказывать собственное мнение.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Книгопечатная продукция:

Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1/ О.В.Кубасова.

Технология изучения

Формируемые умения:

Предметные, УУД

Оформление доски, экрана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный.

УУД:

Умение мобилизовать свои силы для работы

Приветствует детей.

-Посмотрите друг на друга и пожелайте друг другу удачи на уроке.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

II.

Актуализация изученного.

Предметные:

Умение работать со сказкой

УУД:

Умение работать с книгой

Проверка Д.З.

-К какому виду относится данная сказка?

-Найти в тексте слова, характеризующие Василису.

-Какие персонажи противопоставлены в этой сказке?

Беседа с учителем.

III.

Перечитывание и работа с текстом

Предметные:

Умение выразительно читать;

Умение определять вид сказки

УУД:

Адекватно использовать речевые средства;

Умение слушать и слышать учителя

-Найдите и зачитайте в тексте отрывок, который соответствует картинке на стр. 27.

-Найдите и отметьте начало и конец последнего разговора Бабы-Яги и Василисы.

-Перечитайте этот эпизод. Что зависит от этого разговора?

-Какие качества проявила Василиса, беседуя с Бабой-Ягой?

-Как вы думаете, почему Баба-Яга говорит: «Не нужно мне благословенных?» Какие силы- светлые или темные — помогают самой Бабе Яге?

-Смогла ли Баба Яга победить благословенные, светлые силы, помогающие Василисе?

-Как вы понимаете выражения: выносить сор из избы; работа так и горит у нее; не покладая рук?

-Прочитайте задание 7 на стр. 33.

– Что общего в сказках «Марья и ведьмы» и «Василиса Прекрасная»?

Беседа с учителем.

Выполняют задания.

IV.

Итог урока

УУД:

Отвечать на вопросы, оценивать свои достижения

Ребята, вам понравилась эта сказка?

-Что самое интересное было для вас сегодня на уроке?

-Домашнее задание: стр. 35, задание 6.

infourok.ru

Читать книгу Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование Э. Кац : онлайн чтение

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Тема: «НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

Урок 7

Народные сказки

В процессе чтения статьи о народных сказках учащиеся выделяют главные мысли, отмеченные дома. Затем размышляем над вопросами на с. 22. После этого переходим к словарной разминке, предшествующей русской народной сказке «Василиса Прекрасная».

Дети подбирают синонимы к предложенным словам. К словарю они обращаются лишь после самостоятельных попыток решить поставленную задачу. Во втором задании учащиеся продолжают ряд определений к слову лес. Характеристики могут относиться к породам деревьев, величине леса, настроению, которое он вызывает, времени года, в которое мы его видим, звукам, наполняющих лес, и т. д.

Затем приступаем к чтению сказки «Василиса Прекрасная».

Дома ученики читают фрагмент сказки на с. 23–29, делят его на части и озаглавливают их. Подбирают строки текста для подписи к иллюстрацям на с. 25 и 27.

Урок 8

«Василиса Прекрасная»

(русская народная сказка)

Начинаем читать сказку. Разговор дочерей мачехи с Василисой (с. 24), диалоги Василисы с куколкой, бабой-ягой читаем по ролям. Дети читают подписи, сделанные ими к иллюстрациям на с. 25 и 27.

Обсуждаем план части сказки, прочтенной дома.

Возможный вариант:

1. Подарок матери.

2. Появление мачехи с дочерьми в доме Василисы.

3. Отъезд отца. Издевательства дочек мачехи.

4. Василиса отправилась в путь.

5. Встреча с бабой-ягой.

6. Первое задание.

7. Второе задание.

8. Советы чернавки.

План записывается на доске и в тетрадях.

Дома дети дочитывают сказку, подписывают иллюстрации на с. 31, 32.

Составляют план этой части сказки.

Урок 9

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся пересказывают первую часть сказки по составленному на предыдущем уроке плану.

Дочитываем сказку до конца. Разговор бабы-яги с котом, псом, березой можно прочитать по ролям.

Дети зачитывают подписи к иллюстрациям на с. 31, 32.

Затем обсуждаем и записываем план прочитанной части сказки.

Размышляем над вопросом № 1 на с. 34. Школьники объясняют смысл слова «светло» в предложении: «Жили они хорошо, светло, да и на них горе пришло». «Светло» в данном контексте значит – радостно, спокойно, в добре.

Дома четвероклассники подготавливают ответы на вопросы № 2–6, на вопрос № 4 отвечают письменно. Вопросы 7а или 76 выполняют по желанию.

Урок 10

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся читают особенно понравившиеся фрагменты сказки и объясняют свой выбор. Затем показывают, что «пришло» в сказку «Василиса Прекрасная» из мифов.

После этого рассказывают, как используется прием троекратного повтора в этом произведении.

Дети зачитывают выписанные в тетради выражения и сочетания слов, которые используются и в других русских народных сказках (вопрос № 4, с. 34) – «руки белые», «темным-темно», «баба-яга – костяная нога», «утро вечера мудренее», «видимо-невидимо», «русским духом пахнет», «ночь черная, лес густой», «ветер злой», «доброе слово», «в некотором царстве», «жили-были», «поедом есть», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Далее размышляем над вопросом № 6: «Что считают добром, а что – злом создатели сказки «Василиса Прекрасная»?

Дети должны назвать соответствующие человеческие качества и поступки, в которых они проявляются.

«Добро, – говорят ребята, – это любовь матери к Василисе: она позаботилась о том, чтобы дочка и после ее смерти не пропала».

«Добро – это ее скромность, трудолюбие. Василиса выткала замечательную ткань, сшила чудесную рубашку».

«Добро – это то, что Василиса умеет вежливо, ласково говорить с людьми и животными».

«Зло – это жестокость, несправедливость мачехи и ее дочерей в отношении к Василисе».

«Одно зло несет всем жестокая баба-яга. Но добро, которое оставила мама Василисы, победило бабу-ягу».

Размышление над вопросом № 7а (с. 34) побуждает ученика, во-первых, провести работу в библиотеке; во-вторых, найдя иллюстрации разных художников к сказке, понять, что восприятие одного произведения разными читателями (а художники-иллюстраторы прежде всего читатели) может быть различным; в-третьих, проанализировать собственное отношение к найденным иллюстрациям и аргументированно объяснить его.

Задание 76 побуждает учеников к соединению литературных впечатлений с их визуальным воплощением. Учащиеся могут нарисовать несколько сцен из проектируемого мультфильма и сопроводить их записанными репликами героев.

Дома дети читают сказку «Находчивый солдат».

Желающие включаются в информационный поиск, подготавливают рассказ о Петре I. Учитель может рекомендовать детскую историческую энциклопедию или другой доступный детям источник.

Урок 11

«Находчивый солдат»

(русская народная сказка)

В следующей далее группе сказок разных народов – «Находчивый солдат», «Мужик и царь», «Портной и царь», «Кола-Рыба» – рассматривается проблема отношений правителя и простого человека. Чем определяется отношение народа к персонажам этой сказки – вот одна из центральных задач, которую решает учитель, работая над ними.

Начинаем со словарной разминки. Все три словосочетания: «простое решение», «простой человек», «простое платье», – относящиеся к разным сторонам человеческой жизни, объединяет общее понятие – обычный, понятный.

Урок можно начать с рассказов учеников, подготовивших информацию о Петре I. Дети говорят о том, что показалось им особенно интересным в великом русском императоре. Это сообщение можно прослушать позднее, перед размышлениями над вопросом № 3 (с. 37).

Читаем сказку. Диалог царя и солдата можно прочитать по ролям.

После прочтения сказки просим кратко рассказать о поступках солдата.

Рассказ ученицы четвертого класса:

«Солдат сидел в питейном заведении. К нему подсел какой-то человек. Он оказался его земляком. Солдат захотел его угостить, а так как у него не было денег, то он заложил свой палаш.

На другой день во время смотра он всунул в ножны деревянную лучину. Петр 1, который проводил смотр, велел солдату вынуть палаш и рубить его. Солдат громко попросил Бога превратить палаш в деревянный. Потом выхватил свою лучину и ударил царя».

Обращаемся к вопросу № 2. Дети объединяют слова в смысловые группы: 1) смекалистый, находчивый, изобретательный; 2) хитрый, изворотливый. Выясняем, в чем смысловая разница этих групп слов.

Ребята решают, какие из них можно использовать для характеристики солдата (вопрос № 2). Учащиеся могут найти и другие слова для характеристики этого персонажа.

Четвероклассники называли следующие слова: «мужественный», «общительный», «решительный». И обосновывают сделанные выводы. Переходим к вопросу № 3:

«Что ты узнал о Петре I из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах: «Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся».

Учащиеся говорят о хитрости Петра, его умении найти общий язык с простыми людьми, об умении наказывать и прощать, о справедливости, о том, что царь ценит людей находчивых. Люди, сочинившие сказку, относятся к Петру I с симпатией, уважением.

После этого переходим к сопоставлению солдат, о которых говорится в двух народных сказках: «Каша из топора» и «Находчивый солдат».

Герои этих сказок похожи на родных братьев. Ученики аргументируют выводы, сделанные в ходе сопоставления этих героев.

Народ всегда с симпатией и искренним сочувствием относился к защитникам отечества – солдатам, которым долгое время приходилось служить по 25 лет.

Дома школьники читают сказку «Мужик и царь», размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 37).

Урок 12

«Мужик и царь»

(русская народная сказка)

После словарной разминки читаем сказку, возможно прочтение по ролям.

Вопрос: каким был мужик до того, как пошел к царю рассказывать сказку? Дети описывают его материальное положение, образ жизни, внешний облик, зачитывают соответствующие фрагменты текста на с. 38, 39.

Вопрос: «Почему мужик пошел к царю рассказывать сказку?» Учащиеся говорят о том, что мужик не собирался жениться на дочери царя. «Ему просто хотелось наесться. Ведь он все время голодал.» Над вопросом № 2 ребята размышляют в паре.

Приводим пример высказывания учащихся, мнения которых не совпали при работе в паре.

«Мужик завершил свой рассказ историей о сундуке, конечно, для того, чтобы разбогатеть, хотелось ему какой-то доход получить от царя, чем-то поживиться, возможно, мужик был жадным». «Дело не в жадности. Просто он услышал разговор царя с придворными, узнал, что они хотят обмануть его, и решил их проучить. Конечно, он в этом случае выиграл».

Ребята находят слова и выражения, встречающиеся в других народных сказках («жил-был», «сказки сказывать», «глаза проглядела» и др.), объясняют смысл поговорки «Что написано пером, того не вырубишь топором», говорят о том, как она связана с содержанием этого произведения.

Затем приступаем к сравнению царей, о которых рассказано в сказках «Находчивый солдат» и «Мужик и царь» (вопрос № 5, с. 41).

Ответ может строиться по предложенному в учебнике плану. Говоря об отношении создателей сказок к этим героям, учащиеся отмечают следующее:

«Петр I – умный, деловой, он не равнодушен к людям; люди, сочинившие сказку про этого царя, уважают его, он им нравится»;

«Царь из сказки «Мужик и царь» – лентяй, бездельник, он не знает, чем развлечь себя. Этому царю на людей наплевать, он еще и жулик. Сочинившие эту сказку смеются над ним, не уважают».

Дома дети читают армянскую сказку «Портной и царь», готовятся к ответу на вопросы № 1, 2 (с. 46). Желающие обращаются к информационному поиску: подготавливают рассказ об Армении.

Урок 13

«Портной и царь»

(армянская народная сказка)

После словарной разминки прослушиваем сообщения детей об Армении, или сам учитель дает подробную справку.

Читаем сказку «Портной и царь». Диалог царя и портного ребята читают по ролям. На первый вопрос: «Зачем царь придумал испытание одеялом?» – дети отвечают: «Он хотел получить бесплатных рабов». Свой ответ учащиеся подтверждают фрагментом текста (с. 43).

Вопрос: «Почему портной решил участвовать в выполнении задания?» Работая в паре, учащиеся находят ответ в тексте сказки (с. 43).

Размышляя над третьим вопросом: «Как выразили сочинители сказки свое отношение к царю в отдельных словах, описании дворца, в речи царя?» – дети просматривают текст и подчеркивают карандашом нужные слова: «царь – жадный и жестокий» (с. 42), слух о злодеяниях царя (с. 43), украшение дворца, изображающее дракона (с. 44), слова, брошенные в адрес портного (с. 44–45).

После этого дети определяют свое отношение к царю и обосновывают его.

Размышляя над вопросом № 4 (с. 46), учащиеся объясняют смысл поговорки «Попав в капкан, лисица сама себе отгрызает лапу» и объясняют, как ее смысл раскрывается в сказке.

Предложенные варианты ответов:

«В живой природе лисица если попадает в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от охотника.

Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя»;

«В сказке эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем, которого будут уважать, как лисе нужно остаться на свободе».

Учащиеся находят в тексте сказки другие поговорки и объясняют их смысл («Хвалился ишак конем стать, да уши помешали»; «Умный человек смеется после всех»; «Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра»).

Завершается урок выполнением задания № 5 (с. 46), сравнить портного из армянской сказки с мужиком – героем русской сказки «Мужик и царь» по предложенному плану (с. 46).

Домашнее задание может иметь два варианта.

Первый вариант

Предлагаем прочитать индийскую сказку «Искусный ковровщик» («Читальный зал», с. 61–64), сравнить старого портного (сказка «Портной и царь») и ковровщика, выделить слова, в которых заключена основная мысль сказки «Искусный ковровщик».

Второй вариант

Учащиеся читают итальянскую сказку «Кола-Рыба» (с. 47–52), делят ее на смысловые части, озаглавливают их. Желающие проводят информационный поиск – ищут информацию об итальянском городе Мессина.

Урок 14

«Кола-Рыба»

(итальянская народная сказка)

Если дети выполняли первый вариант домашнего задания, то урок начинается с сопоставления старого портного («Портной и царь») с ковровщиком («Искусный ковровщик»).

Сходство этих героев в том, что оба они простые трудолюбивые люди, не стремящиеся к богатству. Следует прочитать слова, в которых выражена главная мысль индийской сказки: «И вправду народ говорит: «Только трудом добьется человек исполнения своих желаний».

Затем приступаем к чтению итальянской сказки «Кола-Рыба».

Второй вариант. Урок начинается со словарной разминки. Затем учащиеся, прочитавшие итальянскую сказку «Кола-Рыба» дома, говорят о впечатлении, произведенном ею, пересказывают особенно запомнившиеся фрагменты.

После этого читаем сказку. Дети делят ее на смысловые части, озаглавливают их.

Вариант плана, созданного детьми:

1. Детство Кола.

2. Слова матери.

3. Жизнь Кола в море.

4. Встреча с царем.

5. Выполнение приказа.

6. Судьба Мессины.

Обращаемся к началу сказки, размышляем над вопросом № 2 (с. 53), определяем отношение рассказчика к матери Кола.

Ответ школьники находят в словах текста, которые читают вслух: «Ничего дурного она не желала своему сыну, просто крикнула в сердцах, как многие матери, когда их рассердят дети».

Конечно, не хотела мать зла сыну. Но «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Учитель может произнести эту русскую пословицу. Поговорить с ребятами о внимательном отношении к произносимому слову.

Вопрос: «Как относится к матери рассказчик? Как относитесь к ней вы?»

Снова обращаемся к тексту: «Бедная мать… заболела с горя и умерла» – так говорит о ней рассказчик.

Дома дети перечитывают сказку, размышляют над вопросами № 3, 4 (с. 53), подготавливают рассказ о жителях Мессины (вопрос № 5).

Уроки 15–16

«Кола-Рыба»

Урок можно начать с чтения особенно запомнившихся фрагментов сказки. Учащиеся объясняют, почему выделили именно их. После этого переходим к вопросу № 3 (с. 53): «Каким был король, который захотел встретиться с Кола?» Понятия, которыми дети определяют качества короля, записываются на доске. Каждая характеристика обсуждается и обосновывается.

Ребята называют «самоуверенность», «высокомерие», «жестокость», «беспощадность», «упрямство», «глупость».

Предлагаем рассказать происшедшую в Мессине историю от лица короля. Надо обратить внимание на интонацию, лексику короля, в которых выражается его отношение к людям и оценка самого себя.

Варианты начала ответов: «Мне донесли, что какой-то мальчишка стал как рыба. Я приказал доставить его ко мне…»; «Я – король Мессины. Когда узнал, что в моих владениях появился человек-рыба, захотел его увидеть…»

Далее размышляем над вопросом: «Почему Кола выполнял требования короля?»

Логично дальнейшее размышление о личности Кола. Дети определяют качества человека-рыбы, раскрывшиеся в сказке. Они говорят о его детском легкомыслии, любви к матери и простым людям, готовности ради них жертвовать своей жизнью.

Прослушиваем рассказ о жителях Мессины по плану, предложенному в учебнике (с. 53, задание № 5). Выделяем слова, выражающие, по мнению детей, особенно важные мысли.

Например: «…радость старались встретить вместе, горем не делились ни с кем» (с. 48), «ведь каждому дороже всего край, где он появился на свет и прожил всю жизнь» (с. 52).

Дома учащиеся размышляют над разделом «Внеклассное чтение» (с. 53).

Урок 17

Внеклассное чтение

Обращаемся к результатам внеклассного чтения.

Дети представляют принесенные в класс сборники сказок, созданных разными народами. Объясняют, почему выбрали определенную книгу. Сообщают, кто ее оформил, показывают особенно понравившиеся иллюстрации. Ребята воспроизводят сюжеты двух выбранных ими сказок, созданных разными народами. Делают вывод о том, что считают добром, а что – злом представители разных народов.

Дома четвероклассники вспоминают изученные или самостоятельно прочитанные русские народные сказки, в которых говорится о людях, защищавших свой народ от злодеев – захватчиков, фантастических чудовищ. Подготавливают рассказ о героях этих произведений.

Тема: «БЫЛИНЫ»

Урок 18

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

Можно начать урок с того, что дети вспоминают сюжеты народных сказок о защитниках родины от врагов. Дают характеристику героям этих произведений. Об этом можно поговорить и в конце урока.

Читаем статью «Былины» (с. 65–66).

Вопросы: «Что в этой статье показалось вам особенно интересным?»; «Определите особенности былины словами статьи».

Школьники выделяют следующие фрагменты: в былинах «переплелись выдумка и настоящие исторические события»; «былины рассказывали о жизни и подвигах героев-богатырей».

После словарной разминки приступаем к чтению былины «Как Илья из Мурома богатырем стал», дочитываем до прощания с каликами перехожими (с. 66–68).

Дети отвечают на следующие вопросы словами текста: «Что чувствовал Илья, о чем думал, сидя 30 лет на печи? Почему странники несколько раз посылали Илью за водой? Зачем странники дали Илье силу богатырскую?» (вопрос № 1, с. 71)

Дома учащиеся дочитывают былину и размышляют над вопросами № 2, 3, 4 (с. 71)

Урок 19

Перечитываем первую часть былины по ролям (Илья, странники, рассказчик). Дети рассказывают о делах Ильи после того, как получил он силу великую. После этого дочитываем былину.

Затем ребята определяют главную мысль этого произведения, используя слова былины. Дети зачитывают следующие строки: «Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки»; «Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов»; «…на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела… благословения нет».

Завершается работа над былиной рассказом ребят о героях народных сказок, похожих на Илью. Если остается время, учитель начинает чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Дома ученики читают былину до приезда Ильи в Киев, готовятся к выразительному чтению произведения, размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 81).

Можно предложить желающим прочитать полный текст былины, помещенный в сборнике русских былин, которые школьники могут взять в библиотеке.

Урок 20

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Начинаем со словарной разминки.

Продолжают ряд слов:

Сила – могучая, злая, непобедимая, жестокая…

Дорога – прямоезжая, кривая, длинная, короткая, широкая, узкая, каменистая, заасфальтированная…

Объясняют значение слова «мягкий».

Подбирают к нему синонимы и антонимы. Кроме антонимов, предложенных в учебнике, – «жесткий», «твердый», следует добавить «суровый», «резкий».

Ребята читают фрагмент былины, который завершается словами: «Он повез его по славну по чисту полю».

Читают былину не спеша, в конце каждой строки делают короткую паузу. Обращаем внимание на особенности произношения отдельных слов в произведении, созданном народом.

После этого обращаемся к заданию № 1 (с. 81). Учащиеся объясняют смысл слов: «нагнано-то силушки черным-черно». Какую картину вы представляете, читая эти слова.

Полученные варианты ответов: «…так много врагов, что белого света не видно, все кажется черным», «в глазах потемнело от ужаса, черные одежды врагов покрыли всю землю до горизонта».

Затем зачитываем характеристику этой силы, данную в былине.

Разгромив эту силу, Илья отказывается от предложения благодарных горожан стать воеводою Чернигова. Учитель спрашивает: «Почему же Илья Муромец не принял этого предложения?»

Полученные варианты ответов:

«Илья Муромец разбил врагов не потому, что хотел власти в Чернигове»; «Илья хотел освобождать Русь от врагов, а не сидеть воеводой в одном городе» и т. д.

Переходим к вопросу № 2 (с. 81).

Учащиеся зачитывают рассказ жителей о «прямоезжей дорожке» и отвечают на вопрос, почему Илья поехал по этой дороге.

Полученные варианты ответов:

«Он хотел освободить от Соловья Разбойника людей»; «Илья решил доказать Соловью, что он не самый сильный» и др.

Если дети принесли полный текст былины, то могут прочитать фрагмент о семье Соловья Разбойника. Этот фрагмент может прочитать учитель.

Задаем вопросы: «Почему Соловей не разрешил своим родным сражаться с Ильей, а велел пригласить его в гости? Какие качества Ильи раскрылись в этом фрагменте?»

Полученные ответы:

«Соловей понял, что невозможно победить Илью Муромца. Он, наверное, хотел, чтобы его угостили, уговорили отпустить Соловья»; «Илья – человек неподкупный, у него есть цель».

Дома дети дочитывают былину, размышляют над вопросами № 3, 4, 5 (с. 82). Желающие учат фрагмент былины наизусть.

Урок 21

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Начать урок можно с вопроса: «Какие события произошли в жизни Ильи Муромца после того, как он выехал из родного села Карачарова. Какие качества Ильи раскрылись за время его поездки в Киев?»

Дочитываем былину до конца.

Просим учащихся рассказать о том, как вел себя Илья, когда прибыл на княжеский двор и вошел в палаты белокаменные. Затем ответить на вопрос: «Какие качества богатыря раскрылись в его поведении?»

Следует обратить внимание на то, что Илья ставит коня «посеред двора», а не оставляет его за воротами и не привязывает скромно в углу. Он входит в столовую, распахнув дверь настежь («на пяту» дверь «поразмахивал»), нет в его поведении робости.

Но далее он демонстрирует просвещенность (вел поклоны по-ученому), уважение к хозяину и его гостям. В его поведении, есть чувство собственного достоинства, но нет подобострастия.

Обращаемся к вопросу № 3 (с. 82).

В словах князя, обращенных к Илье после того, как богатырь сообщил ему о своем пути в Киев, звучит недоверие и брезгливое презрение: «Мужичище-деревенщина».

Можно спросить, какой смысл вкладывает князь в эти слова.

Например, подчеркивает невежество, низость происхождения, примитивность Ильи. Далее он упрекает его в похвальбе, и лживости.

Завершаем урок сравнением отношения Соловья к Илье и князю Владимиру. Размышляем над вопросом № 4: «Как изменяется поведение Владимира после того, как он увидел Соловья на своем дворе?» Владимир признает превосходство Ильи. Он подчиняется словам Муромца: сам идет за зеленым вином для Соловья Разбойника. Народ говорит о том, что исчезла княжеская спесь, а когда засвищет Соловей, Владимир станет «шубонькой укрываться».

Дома ученики перечитывают былину и выполняют задание № 8 (с. 82), составляют план былины и подготавливают пересказ одной из частей с использованием былинной речи.

Урок 22

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Можно начать урок с чтения фрагментов былины, выученных наизусть.

На доске записывается название частей, на которые дети разделили былину. Названия эти могут быть выражены своими словами, могут быть оформлены в виде цитат.

Вариант плана:

1. «…Из города из Мурома… выезжал добрый молодец».

2. «…Подъехал он ко славному ко городу к Чернигову».

3. «Побил он… силу всю великую».

4. «Мужички… черниговски зовут его в Чернигов воеводою».

5. «Прямоезжая дорожка заколодела».

6. «Он поехал-то дорожкой прямоезжею».

7. «Он стрелил в того-то Соловья Разбойника».

8. «Он приехал-mo во славный стольный Киев-град».

9. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать».

10. «Говорил Илья…: «…засвищи-ко ты во полсвиста сокольего».

11. «Илья Муромец срубил Соловью «да буйну голову».

Можно увеличить или уменьшить количество частей.

Дети выбирают один из разделов плана и пересказывают соответствующую часть былины, используя былинную лексику.

После этого обращаемся к вопросам и заданиям, содержащимся в разделе № 7 (№ 82). Можно разделить класс на группы, каждая из которых подготавливает ответ на один из вопросов.

Первая группа учеников находит определения (постоянные эпитеты), которые «прикрепляются» к указанным в разделе № 7а словам:

лук – разрывчатый;

тетива – шелковая;

дорога – прямоезжая;

конь – добрый;

Киев – стольный град.

Вторая группа находит в тексте повторяющиеся описания.

Третья группа находит в былине преувеличения, гиперболы: это и характеристика черной силы у города Чернигова, и сила свиста Соловья Разбойника. С терминами «постоянный эпитет», «гипербола» можно познакомить учащихся. Но дети не обязаны запоминать и использовать их.

Дома школьники читают стихотворение А. К. Толстого «Илья Муромец», статью о жизни поэта (с. 83) и размышляют над вопросами (с. 85).

Урок 23

А. К. Толстой «Илья Муромец»

Дети рассказывают об Алексее Константиновиче Толстом, выделяя особенно заинтересовавшие их детали.

Задание словарной разминки предлагает подобрать синонимы к нескольким словам. Учащиеся могут расширить круг слов, предложенный в учебнике. Так, к слову «обнести» предлагаются синонимы «окружить», «пропустить», «обойти всех». Можно предложить учащимся включить отдельные слова в предложения.

Читаем стихотворение «Илья Муромец». Можно прочитать произведение по ролям.

На вопрос, почему Илья Муромец покинул двор князя Владимира, дети отвечают своими словами, подкрепляя их цитатами.

Прежде всего, Илья оскорблен. Он говорит о том, что на пиру у Владимира его «обнесли чарой». Дети уточняют смысл слова «обнести» в данном контексте. Кроме того, Илья вообще плохо себя чувствует в «богатых сенях», среди «мраморных плит» и «царьградских курений».

Затем обращаемся к вопросу № 2. Учащиеся объясняют смысл слов: «И старик лицом суровым просветлел опять». Рассказывают о том, что происходило в этот момент в душе Ильи, говорят о причинах происшедших изменений. Илья опять оказался в родной для него стихии – на просторах русской природы: «Снова веет воли дикой на него простор».

После этого ученики сравнивают Илью Муромца в произведении, созданном народом, и стихотворении А. К. Толстого.

Поэт сохраняет в своем произведении чувства достоинства, независимости главного героя, его связь с родной землей, которые открылись детям в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Завершить урок можно чтением стихотворения Н. Асеева «Илья», помещенного в разделе «Читальный зал» (с. 88–89)

Дети объясняют смысл выражения: «Так проехал он по времени». Можно поразмышлять над шестой строфой стихотворения (с. 88):

 
Так проехал он по времени,
по стране во все концы;
у его стального стремени
встали новые бойцы.
 

Асеев утверждает, что лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

Дома дети готовятся к уроку внеклассного чтения, опираются на статью «Внеклассное чтение» на с. 82.

Урок 24

Внеклассное чтение былин о русских богатырях

Дети представляют книги, в которых помещены былины о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Демонстрируют иллюстрации, помещенные в них. Читают особенно понравившиеся фрагменты из прочтенных былин. Рассказывают о подвигах богатырей, об их противниках.

Затем сравнивают их с Ильей Муромцем. Объясняют, кто из богатырей и чем больше понравился.

Дома учащиеся читают былину «На заставе богатырской», размышляют над вопросами на с. 93.

Урок 25

Внеклассное чтение

Можно прочитать на уроке былину «На заставе богатырской». Можно опереться на впечатления, полученные в процессе домашнего чтения, и сразу приступить к размышлениям над вопросами на с. 93.

Школьникам следует напомнить, что события происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов. На вопрос: «Почему собрались богатыри на заставе?» – отвечают словами текста: «Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного». Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу».

Ребята рассказывают об индивидуальных качествах богатырей, стоящих на заставе, объясняют, почему Илья Муромец отправил на битву Добрыню. Отвечая на вопрос № 2: «Какие качества Ильи проявились во время боя?» – ребята должны отметить понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.

Завершается беседа высказываниями учащихся о том, как изменилось отношение врага к Илье Муромцу.

Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью. После этого обращаемся к репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Беседа ведется по вопросам на с. 87.

Богатыри изображены на фоне бескрайних просторов: холмы, покрытые лесами, степи, расстилающиеся за ними. Тяжелые облака плывут по небу, нет яркого солнечного света. Тревога и внутреннее напряжение чувствуются в природе. В состоянии напряжения и внутренней тревоги находятся богатыри.

Дети должны рассказать о позах, жестах, выражении лица богатырей. Важно то, как много они говорят об особенностях их характера, внутреннего состояния.

Добрыня, сидящий на белом коне, его конь с развевающейся гривой и хвостом, уже готов к действию, наполовину вынул меч из ножен, красный шлем прижал к груди.

Можно сообщить детям, что художник придал Добрыне сходство с собственной внешностью. Илья достаточно напряженно вглядывается в даль, он еще отдыхает, ногу вынул из стремени, не встревожены пока всадник и конь. Алеша Попович, самый хитрый из богатырей, кажется расслабленным, плечи его опущены, но руки крепко сжимают лук, глаза внимательно вглядываются в ту же сторону. И конь его словно бы разглядывает траву, но в то же время в нем чувствуется внутреннее напряжение.

Ребята могут прочитать фрагменты былин, посвященных разным богатырям.

Дома учащиеся подбирают книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.

iknigi.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *