cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок по окружающему миру 4 класс солнечная система пнш – Презентация на тему Солнечная Система для 4 класса

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Конспект урока «Солнечная система», 4 класс, ПНШ

 Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Валерьевна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

Приветствовать учителя

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: видеофрагмент

4 мин

— Посмотрите на  слайд. Что это? (Это Вселенная).

—  Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. (видеоролик)

— Что вы встретили на своем пути?  (планеты, Солнце).

— Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете, как мне кажется, много интересного

—  Отгадайте загадку:

   Девять братьев и сестер

   Вокруг мамы бродят,    

   Отражая ее свет,

   Хороводы водят.

— Правильно, это планеты и Солнце.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать ответы одноклассников.

Отгадывать загадку.

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III.Постановка учебной задачи

2 мин

— Кто догадался, какая тема нашего урока? (Солнечная система)

— Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.)

Определять тему урока

Ставить цели на урок.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

IV.Открытие нового знания

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Словесный: беседа

Практический: упражнение, работа в группе.

Словесный: беседа

7 мин

— Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему?  (8 планет). Назовите их.

— Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

— Почему космонавты называют Землю голубой планетой? (На Земле много воды.)

— Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на слайд «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля? (Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна. )

-Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

-Как вы думаете, почему Землю называют «планета-сад?» (Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.)

Работа с учебником, работа в группе

-Чтобы продолжить путешествие, нам нужно объединиться в команды по 4 человека. Но прежде, чем начать задание, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете?

— Каждой команде выдан конверт с космическим заданием. В конверте вопросы, на которые вы должны ответить. Ответ вы можете найти на страницах учебника.

— На выполнение задания вам 3 минуты.

— Итак, 1 представитель от команды к доске. Зачитывай вопрос и ответ. (проверка на слайде)

— Давайте проверим ваши знания о космосе и солнечной системе. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

  • Земля – это одна из планет Солнечной системы. (+)
  • Солнце – ближайшая к нам звезда. (+)
  • Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (-)
  • Земля движется вокруг Солнца. (+)
  • Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (-)
  • Луна – планета Солнечной системы. (-)

 

— Вы отлично справились с заданием.

        

Отвечать на вопросы.

Перечислять планеты Солнечной системы.

Рассматривают изображение Земли

Отвечать на вопросы.

Объединиться в команды по 4 человека.

Повторить правила работы в группе.

Выслушать инструктаж перед выполнением работы.

Отчет каждой команды у доски.

Выслушать высказывания. Сделать вывод и дать верный ответ.

П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.

высказывания

П. Смысловое чтение учебника

Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе

Динамическая пауза

2 мин

— Давайте теперь все встанем и немного разомнемся. (аудиозапись)

Выполнять упражнения

Л. установка на  ЗОЖ

Практический: упражнение, работа в группе

10 мин

Работа в группе

— А у нас случилась беда. Все наши планеты сошли со своих орбит и разлетелись в разные стороны и вам нужно их найти и поместить на свое место в Солнечной системе. И вам снова нужно объединиться в группы. (8 групп по 3-4  человека)

— Вам необходимо собрать материал о планете и кратко рассказать о ней.  Вы можете пользоваться учебниками, материалом, который лежит у вас на столах.

— На слайде представлен план рассказа о планете.

Для ответа я могу выбрать любого из команды. Для выполнения задания у вас 5 минут

 (Работа в группах по «своей» планете.

От группы выступает один ученик.)

— Итак, к доске выходит представитель команды и рассказывает о планете. На доске вам нужно поставить планеты в правильном порядке.

Слушать задание.

Объединиться в группы.

Выполняют задание.

Отчет каждой команды.

П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.

К. Построение речевого высказывания

Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе

V.Самостоятельная работа

Практический: кроссворд

7 мин

Кроссворд

-А теперь давайте проверим ваши знания. Для этого мы разгадаем кроссворд.

— Подпишите свои листочки в верхнем правом углу. (вопросы на слайде)

— Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками.

— И проверьте ответы, если ответ верный ставите +. Поставьте оценку за работу.

— Поднимите руку, кто получил 5? А кто получил 4? Молодцы.

Выполнять задание.

Взаимопроверка.

К. Осуществлять взаимопроверку

VI. Подведение итогов урока

Практический: упражнение

Словесный: рассуждение

7 мин

Работа с учебником

— Итак, ребята, что же такое Солнечная система? (Солнечная система — это Солнце  и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система  — порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.)

Подведение итогов

— Вы согласны с таким утверждением? Почему?

— Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

— Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

Отвечать на вопросы.

Выслушивать утверждение Кости.

Высказывать свое мнение.

Делать выводы.

VI I. Рефлексия

Практический

5 мин

— На ваших партах лежат листочки. Если вам понравился урок, вам все было понятно и у вас все получилось. Нарисуйте веселый смайлик. Если вам не понравился урок и у вас что-то не получилось, нарисуйте грустный смайлик.

— Запишите домашнее задание: РТ стр. 11 №1.

— Я очень рада, что у большинства веселый смайлик!

— Спасибо за урок! До свидания.

Рисовать смайлик, в зависимости  впечатлений от урока.

П: обобщать; классифицировать

Р:Оценивать деятельность

Л. Самоорганизация

nsportal.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Солнечная система» 4 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Зима» 1 класс

Презентация составлена к обобщающему уроку по теме «Зима» по учебнику «Окружающий мир» Федотовой, Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа»)…

Конспект урока окружающего мира по теме: «Солнечная система» 4 класс

Тема урока: «Что входит в Солнечную систему»….

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс —  Заповедник «Черные Земли»…

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Солнечная система»

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Солнечная система» для 2 класса по УМК «Планета Знаний» содержит справочный теоретический материал о «падающих звездах»: о метеорах, метеоритах, астероида…

Презентация к уроку окружающий мир по системе Занкова 4 класс «Лосиный остров»

Лосиный Остров» расположен на северо — востоке Москвы и ближнего Подмосковья, начинается от парка «Сокольники» и продолжается за МКАД до Мытищ, Королева, Щелкова и Балашихи, образуя своего рода зелены…

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Экономика» 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Экономика» 2 класс по программе «Школа России»…

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Финляндия» 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме «финляндия» 3 класс…

nsportal.ru

Окружающий мир. 4 класс. ПНШ. Тест по теме: «Солнечная система».

Проверочный тест по окружающему миру

по теме «Солнечная система»

Описание работы: проверочный тест по окружающему миру по теме «Солнечная система» для 4 класса по программе «Перспективная начальная школа». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе «ПНШ», в качестве проверочной работы или обобщающего урока, викторины.

Тест

1. Небесное тело, обращающее вокруг солнца:

а) спутник; в) планета;

б) метеорит; г) звезда.

2. Самая яркая планета Солнечной системы:

а) Земля; в) Венера;

б) Марс; г) Луна.

3. «Хвостатые» небесные тела:

а) астероиды; в) планеты;

б) кометы; г) звезды.

4. Центральное место в Солнечной системе занимает :

а) Земля; в) Юпитер;

б) Луна; г) Солнце.

5. Самосветящее небесное тело:

а) звезда; в) метеорит;

б) планета; Г) Луна.

6. Самая маленькая планета Солнечной системы:

а) Меркурий; в) Плутон;

б) Марс; г) Уран.

7. Космический объект, вращающийся вокруг планеты:

а) звезда; в) астероид;

б) спутник; г) комета.

8. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы; в) астрономы;

б) историки; г) химики.

9. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Юпитер; в) Уран;

б) Сатурн; г) Нептун.

10. Самая близкая звезда к планете Земля:

а) Полярная; в) Сириус;

б) Луна; г) Солнце.

11. Группа звезд, занимающая определенный участок неба:

а) орбита; в) астероиды;

б) созвездие; г) кометы.

12. Путь, по которому движется небесное тело вокруг Солнца:

а) земля; в) орбита;

б) дорога; г) комета.

13. Планета, на которой существует жизнь:

а) Земля; в) Венера;

б) Марс; г) Плутон.

infourok.ru

«Что входит в солнечную систему»

Урок окружающего мира в 4 классе на тему:

«Что входит в солнечную систему»

Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Задачи:

Личностные: способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,

Предметные:  называть и показывать планеты Солнечной системы; знать понятие Солнечная система.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: проблемно – поисковый.

Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «Ориентирование в пространстве и во времени» и является десятым уроком данного раздела. Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Как изображают землю», «Что изучает наука астрономия».

Формы организации учебной деятельности:

Оборудование: учебная презентация, проектор, карточки для работы в группах, карточки для работы в парах, рабочие тетради, учебники, листы самооценки.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Настроенье каково!
-Во!
-Все такого мнения!
-Все без исключения!
-Может, вы уже устали?
-Мы с собой таких не брали!
-Может, ляжем, отдохнём?
-Лучше мы урок начнём!

II. Актуализация опорных знаний.

— Раз у вас прекрасное настроение, вы полны сил и желания начать урок, мы, не теряя времени, приступим к работе и начнём его с повторения изученного.

— Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:

  1. Ученый-математик, живший 25 веков назад. Утверждал, что Земля имеет форму шара. (Пифагор.)

  2. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце.)

  3. Ученый-философ Древней Греции, который утверждал, что Земля-центр мира, а Солнце вращается вокруг нее. (Аристотель.)

  4. Геометрическое тело.

    (Шар.)

  5. Оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил. (Телескоп.)

  6. Пространство, защищенное от попадания солнечных лучей. (Тень.)

  7. Ученый, изучающий небесные тела. (Астроном.)

  8. Временное затемнение небесного тела (когда оно закрыто другим или попало в тень другого тела). (Затмение.)

  9. Оптическое стекло с выпуклыми или вогнутыми поверхностями. (Линза.)

  10. Планета. (Земля.)

Ключевое слово: Астрономия.

–А что изучает наука астрономия? (Наука о небесных телах.)

III. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

— Отгадайте загадку:

 Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром — нет ничего.  

Звезды на небе.

— Подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Что входит в Солнечную систему

».

— Какие задачи поставим перед собой на уроке?

IV. Планирование предстоящей деятельности.

— Давайте спланируем наш урок.( на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока)

– Ребята, отгадав загадку, вы узнаете первый пункт нашего плана.

Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет
Хороводы водят. (Планеты и Солнце.)

План урока.

1.Планеты Солнечной системы.    

2. Что такое Солнечная система.

3.Закрепление.

4. Итог урока. Оценка работы на уроке.

— Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план? (можно провести исследование)

V. Изучение нового материала.

Планеты солнечной системы.

1. Слово учителя.

– Вы уже знаете, что Земля на которой мы живем, – это огромное шарообразное тело диаметром около 12750 км. Солнце также шарообразное тело, только очень горячее, раскаленное.

2.Работа в группах по дополнительным текстам.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звезды, это огромное раскаленное космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. С Земли Солнце кажется небольшим, потому что от нас очень далеко. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко. Ученые-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330000 раз больше массы Земли!

Долгое время люди думали, что вокруг Земли движется маленькое Солнце, которое освещает и обогревает только одну Землю. Более 2000 лет назад польский ученый-астроном Николай Коперник утверждал, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля и еще 5 планет двигаются вокруг Солнца по круговым орбитам. А итальянский ученый Галилео Галилей

поддержал учение Коперника и доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца.

1. Солнце – это планета или звезда?

 2.Как выглядит Солнце, когда мы смотрим с Земли?

3.Каковы размеры Солнца?

4.Что утверждал ученый Николай Коперник?

5.Что утверждал ученый Галилео Галилей?

— Поблагодарите друг друга за работу.

3. Самостоятельная работа с текстом по учебнику (стр62) .

-Ребята, найдите в тексте на стр. 62 названия планет.

— Перечислите их. ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн ,Уран, Нептун, Плутон).

— Ребята, на сегодняшний день ученые Плутон не относят к планетам. С 2006 года он считается карликовой планетой.

– А теперь, давайте немного отдохнем.

VI. Физкультминутка.

В небе плавает луна.

( плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

1,2,3,4,5

( хлопки в ладошки)

Можем мы луну достать.

( руки вверх)

6,7,8,9,10-

( хлопки над головой)

И пониже перевесить.

( руки вниз)

10,9,8,7-

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

( дети тихо садятся)

VII. Продолжение работы по теме урока.

— Ребята, кто из вас знает, что такое Луна? (естественный спутник Земли)

1. Сообщения заранее подготовленных учеников.

– А теперь, давайте поближе познакомимся с планетами.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Учитель демонстрирует слайды с изображениями планет. Ученики с помощью учителя моделируют на доске Солнечную систему.

1-й ученик – рассказ о Меркурии;

Меркурий— первая планета от Солнца. Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий — самая маленькая из « внутренних планет». Он вращается вокруг солнца быстрее, чем другие планеты. Поверхность каменистая и пустынная.

— Что самое главное можете сказать о планете?

— Что запомнили о планете?


2-й ученик – рассказ о Венере;

Венера-вторая планета от Солнца. По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера — самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на Западе и заходит на востоке.

— Что самое главное можете сказать о планете?

— Что запомнили о планете?

3-й ученик – рассказ о Марсе;

Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневую пустыню с кратерами и расселинами, напоминающими безводные каналы. Есть на Марсе и горы причем, некоторые из них выше, чем наш Эверест. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое , окисляясь дает красный цвет.

— Что самое главное можете сказать о планете?

— Что запомнили о планете?

Учитель: Меркурий, Венера, Земля, Марс – это планеты земной группы, их еще называют каменными. Познакомимся с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми.

4-й ученик – рассказ о Юпитере;

Гигант Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из- за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар.

— Что самое главное можете сказать о планете?

— Что запомнили о планете?

5-й ученик – рассказ о Сатурне;

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (это лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить.

— Что самое главное можете сказать о планете?

— Что запомнили о планете?

6-й ученик – рассказ об Уране;

Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет. От Солнца удален на дальнее расстоянье, поэтому там очень холодно.

— Что самое главное можете сказать о планете?

— Что запомнили о планете?

7-й ученик – рассказ о Нептуне;

Нептун очень похож на Уран, только размерами поменьше. Там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

— Что самое главное можете сказать о планете?

— Что запомнили о планете?

— О какой планете еще не рассказали? Какую пропустили? ( планета Земля)

— Что вы можете о ней рассказать? (третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Температура на Земле ни слишком высокая, ни слишком низкая).

— Чем она отличается от других планет? (Это единственная планета на которой есть жизнь. На Земле есть и вода и воздух.)

– Как вы думаете, почему на других планетах не живут существа? (Там холодно или жарко, нет кислорода.)

– Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

2. Что такое солнечная система. Рассказ учителя.

– Кроме 9 огромных планет вокруг Солнца движется огромное множество небесных тел, не излучающих собственного света. Это планеты-крошки.

Иногда в небе появляются кометы. Это небесное тело назвали так потому, что оно имеет длинный красивый хвост. Хвост кометы – это поток газов и пылинок. Обломки комет, астероидов, упавшие на Землю, называют метеоритами.

Искорки, пролетающие по ночному небу яркими стрелками, – это песчинки и камешки величиной с булавочную головку. Они прилетают из космоса с огромной скоростью. От удара и трения о воздух они раскаляются и светят. Астрономы называют это явление метеорами.

Солнце и все небесные тела, обращающиеся вокруг него, – планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеорные тела – образуют Солнечную систему.

VIII. Закрепление.

1.Самостоятельная работа по тетради (стр.24, зад.36).

2.Работа в парах со стихотворением

– Чтобы запомнить названия планет, прочитайте стихотворение.

– Подчеркните названия планет Солнечной системы.
Учитель заранее готовит листы со стихотворением.

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон –
Последней планетой является он.

— Поблагодарите своего партнера за сотрудничество.

IХ.Итог урока.

— Сколько планет в Солнечной системе?
-Какие еще тела обращаются вокруг Солнца?
-Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света?
-Что такое солнце?

— Что такое солнечная система?
Х. Рефлексия.

На уроке я работал (а) активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я устал / не устал

Материал урока мне был интересен/скучен


ХI.Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к теме «Солнечная система».

По желанию выучить стих.

Стр. 62- 64 чит.

infourok.ru

Конспект урока Солнечная система, 4 класс, ПНШ


Дата: 13.10.17
Школа: №95Методист: Кемм О.А.
Класс: 4-5Учитель: Маркина С. В.
Кабинет: 305Студентка: Сарапулова М. В.
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Солнечная система»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе;
— формирование умения определять отличительные особенности планет;
— углубить знания детей о составе Солнечной системы.
Планируемые результаты:
Предметные:
— формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
— научаться составлять модель Солнечной системы;
— закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.
Личностные:
— развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.
— формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник (ПНШ: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова; 4 класс, 1 часть, 2013), презентация к уроку, раздаточный материал.
Этап урока
Хронометраж Содержание урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся I.Этап самоопределения к деятельности 1 мин -Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Валерьевна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. Приветствовать учителя Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа
Наглядный: видеофрагмент 4 мин — Посмотрите на слайд. Что это? (Это Вселенная).
— Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. (видеоролик)
— Что вы встретили на своем пути? (планеты, Солнце).
— Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете, как мне кажется, много интересного
— Отгадайте загадку:
Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят.
— Правильно, это планеты и Солнце. Отвечать на вопросы учителя.
Анализировать ответы одноклассников.
Отгадывать загадку.
К. Строить речевое высказывания
П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал
III.Постановка учебной задачи 2 мин — Кто догадался, какая тема нашего урока? (Солнечная система)
— Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.) Определять тему урока
Ставить цели на урок. Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
IV.Открытие нового зна

univerfiles.com

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Планеты солнечной системы»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

с использованием ИКТ.

Предмет. Окружающий мир

Класс. 4

Тема. Планеты солнечной системы.

Цели и задачи:

1.Обучающая: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них.

2.Развивающая:развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать развивать логическое, аналитическое мышление, развивать у школьников критический подход к получаемой информации

3. Воспитательная: воспитание творческой активной личности

.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран

  2. Презентация Power Point к уроку «Планеты солнечной системы»

  3. Таблица «ЗХУ» на каждого ученика

  4. Кластер

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть, секреты планет Солнечной системы. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой вопрос: Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»?

Дети: Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.

Учитель: А как Земля движется в космосе?

Дети: Она движется вокруг Солнца по заданному маршруту

Учитель: Умницы! Я рада приветствовать вас на борту космического корабля «Земля

  1. Повторение пройденного материала

Проверка домашнего задания по теме «Мир глазами астронома» (индивидуальный опрос)

Учитель: Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия: «Планеты Солнечной системы» (записать на доске и в тетрадях)

Предлагаю штурману и его помощникам проложить маршрут, разгадав этот кроссворд

Вопросы к кроссворду:

  1. Сторона света и название космического корабля. (Восток)

  2. Куда уходит солнце вечером? (Запад)

  3. Ближайшая к нам звезда (Солнце)

  4. Вселенная – это… с точки зрения астронома.(Мир)

  5. Высокообразованный человек имеющий научную степень (Учёный)

  6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром — нет ничего.(Звёзды)

Ключевое слово: ВПЕРЁД

Учитель: Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

Ш. Работа над изучением нового материала

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о планетах Солнечной системы и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2. Сообщение новых знаний

Учитель: — Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Слайд №1

Учитель: Какая она, наша планета?

Дети: Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Учитель: Космонавты с любовью называют Землю «Голубая Планета». А почему она такая голубая?

Дети: Потому что на Земле много воды.

Учитель: На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну. — Обратите внимание: Земля имеет единственный естественный спутник. Как он называется? (Луна)

Слайд №2 Слайд №3

Лунная

поверхность

Учитель: Давайте поближе познакомимся с другими планетами, о них нам расскажут ваши товарищи

1 ученик — Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

Слайд №4

2 ученик — Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Слайд №5

Слайд №6 Расплавленная поверхность Венеры

3 ученик — Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос , что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов.

Слайд №7

Слайд №8

Даже Марс может улыбаться.

Не правда ли — изображенный на сегодняшней картинке марсианский кратер Галла очень похож на улыбающееся лицо?

Кратер образовался в результате удара большого метеора о поверхность этой планеты.

Конечно же, видимость улыбающегося лица — это всего лишь случайный результат естественных процессов.

Учитель: Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами земной группы.

4 ученик — Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы

Слайд №9

5 ученик- Сатурн – вторая по величине планета Солнечной Системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Слайд №10

6 ученик — Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов

Слайд №11

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым цветом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

Плутон так далек от солнца, что на его поверхности царит невероятный холод – до минус 230 градусов. Это самая маленькая планета солнечной системы. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых.

Слайд №12

Учитель: Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя- самой маленькой :Юпитер , Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия.

Дети: Все планеты вращаются вокруг солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.

Учитель: Молодцы! Мы с вами многое сегодня узнали и хорошо потрудились. Отдохнуть нам поможет стихотворение, с которым мы познакомились на предыдущем уроке.

Физкультминутка

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит свой хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними — Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран, и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон!

IV. Работа по закреплению материала урока. Стадия «осмысление»

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из нового материала на уроке.

2. Приём ТРКМ «Кластер»

(По ходу обсуждения составляется «Кластер»)





Планеты Солнечной системы

космоса



Слайд №13

Учитель: Назовите планеты, которые входят в состав Солнечной системы?

V. Итог урока.

Учитель. На столе у каждого из вас человечки, грустные, веселые. Выберите того, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.

Домашнее задание

Прочитать текст стр. 9-14, ответить на вопросы «Проверь себя» стр.14

multiurok.ru

Конспект урока и презентация по окружающему миру в 4 классе «Солнце и звёзды»

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме: «Солнце и звёзды. Влияние Солнца на Землю».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: сформировать знания о звёздах и их разнообразии.

Познавательные:

Наглядно-образное мышление, воображение, познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий.

Коммуникативные:

Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства.

Регулятивные:

Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию

Задачи:

1) показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

2) продолжить развитие воображения, логического мышления;

3) продолжить развитие умения работать с научным текстом;

4) воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

К окончанию урока мои ученики:

— будут иметь представление о звёздах и их разнообразии;

— будут знать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

— будут уметь работать с научным текстом;

— смогут провести наблюдения;

— приобретут интерес к науке астрономии;

— смогут проявить воображение, логическое мышление, поразмышлять над проблемными вопросами.

Педагогическая цель: показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле с помощью наблюдений для активизации познавательного процесса.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

— по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

— по уровню познавательной активности: репродуктивный, исследовательский;

— по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок, книги, ручка и тетрадка?

Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят?

Всё ль на месте, Все ль внимательно глядят?

Всё ль в порядке: Все ль готовы слушать?

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

— Назовите три отличия Земли от Солнца. (не звезда, холодная, не светится, меньше)

— Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)

— Какое космическое тело называют звездой?

— Какая звезда самая яркая? (днём – Солнце, ночью – Сириус)

— Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)

— По какой звезде можно ориентироваться на местности днём, ночью? (Солнце, Полярная)

— Что называют созвездием?

— Какие созвездия вам известны?

— Какие созвездия вы наблюдали?

3. Работа по теме.

1)-Отгадайте загадки (слайд)

1) Синяя шубенка покрыла весь мир.

(Темное небо.)

2) Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

(Луна.)

3) Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогатый.

(Небо, звезды, месяц.)

4) Один костер

Весь мир согревает.

(Солнце.)

— О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема урока: «Солнце и звёзды».

2) Проблемные ситуации.

— О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)

— Что подсказывает нам, что температуры звёзд разные? (разный цвет звёзд)

— У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ?

— Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (оно ближе к нам)

— Что будет, если звёзды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит)

4. Физкультминутка.

5. Работа по теме (продолжение).

1. Почему светят звезды.

– Звезды, которые мы видим ночью на небе, – это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далеком расстоянии от Земли. Запущенная с Земли современная ракета может долететь до ближайшей звезды только через много тысяч лет. Другие звезды находятся от нас еще дальше. Звезды не одинаковы по величине: одни в тысячи раз больше Солнца, другие гораздо меньше. И температура звезд тоже различна. Солнце – самая близкая к нам звезда, она обладает средней величиной и средней температурой.

– О чем можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая.)

– Что подсказывает нам, что температура звезд разная? (Разный цвет звезд.)

– У каких звезд температура веществ выше: у белых или красноватых? (У белых.)

– Какие наблюдения могут подсказать ответ? (Цвет горящей лучины – белый, а гаснущей – красный.)

– Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звезд? (Оно ближе к Земле.)

– Что будет, если звезды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит.)

Рубрика «А знаете ли вы?»

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о звездах.

 Ближайшая к Солнцу звезда называется Проксима Центавра. Свет от нее доходит до Земли в течение 4,5 световых лет.

 Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз и достигают в диаметре до 1 миллиарда километров.

 Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

 Когда у звезды кончается ядерное горючее, она начинает сжиматься, постепенно превращаясь в сверхтяжелый шар, в основном состоящий из частиц атома, называемых нейтронами. Такая звезда получает название нейтронной.

 Когда в недрах звезды кончаются запасы водорода, она начинает умирать. Ее газовая оболочка расширяется, приводя к появлению звезды, именуемой красным гигантом. Потом она остывает, превращаясь в белого карлика. В конце концов звезда погибает, а на ее месте возникает «черная дыра».

 Белые звезды (например Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100 000 градусов Цельсия).

Желтые звезды (например Капелла) холоднее белых. Они приблизительно такие, как наше Солнце (температура – 6000 градусов Цельсия).

Звезды красноватого цвета (например Альдебаран) – холоднее Солнца (температура – 3000 градусов Цельсия).

Учащиеся читают статью «Почему светят звезды» на с. 64 учебника.

– Есть ли днем звезды на небе?

– Почему огромные звезды кажутся нам светящимися точками?

– Как звезды помогают людям ориентироваться?

2. Как влияет Солнце на Землю.

– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Солнце – раскаленное шарообразное небесное тело. Расстояние от Земли до Солнца около 150 000 000 км. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца движется Земля.

Представим себе Солнце, наполненное шарами размером с нашу Землю. Как вы думаете, сколько таких шаров поместится в Солнце? Больше миллиона!

Температура Солнца на поверхности приблизительно +6000С, а в глубине во много раз больше. При такой высокой температуре все вещества находятся в особом газообразном состоянии.

Раскаленное вещество излучает свет, то есть светит. Свет распространяется со скоростью 300 000 км в секунду. Свет от Солнца до Земли идет 8 мин 19 с.

Во все стороны от Солнца распространяются свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.

Солнечные лучи нагревают земную поверхность неодинаково. Чем выше Солнце над головой, тем сильнее оно греет. Например, ребята загорают на пляже. Как вы думаете, какому мальчику жарче: тому, который лежит под полуденным солнцем, или тем ребятам, которые загорают утром и вечером?

– Вы провели опыты с растениями. Эти опыты показали, что растениям нужны солнечные свет и тепло. Большинство животных также не могут жить без света и тепла.

Слайды презентации «Как влияет Солнце на Землю»

– Какова температура Солнца?

– Что случилось бы на Земле, если бы Солнце стало холодным?

– Какие изобретения людей используют тепло и свет Солнца?

– Как влияет Солнце на живые организмы?

– Что происходит на Земле, когда меняется активность Солнца?

3. Созвездия.(слайды)

– Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?

От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет! Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет. Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было!

Звезд так много, что в них трудно разобраться! Вот почему, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.

На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла.

6.Закрепление знаний.

1. Учащиеся самостоятельно выполняют в рабочей тетради задание стр 25 №1. Проверка.

– Объедините в группы космические объекты (стр 28 № 4 коллективно). (Данные небесные тела можно разделить на три группы: звезды, планеты, созвездия.)

– Назовите основные различия этих групп.

2. Работа по карточкам(в паре, презентация слайд)

Вставьте в текст пропущенные слова.

Солнце – это … (раскаленный) самосветящийся газовый шар. Такие небесные тела называют … (звездами). Небесные тела, не изучающие собственного света, называют … (планетами). Вокруг Солнца обращается … (9) планет. Вокруг большинства планет обращаются … (спутники). Путь планеты называют … (орбитой). Небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, образуют … (Солнечную) систему. Центральное место в Солнечной системе занимает … (Солнце). Земля – … (планета Солнечной системы). Луна – естественный … (спутник) Земли. Спутник, запущенный человеком, называется … (искусственным). Наука об освоении космического пространства называется … (космонавтикой).

3. Беседа по вопросам.

– Чем планета отличается от звезды?

– Назовите планеты Солнечной системы.

– Какое место в порядке следования от Солнца занимает наша планета?

– Что является моделью Земли?

– Почему у глобуса есть ось, вокруг которой его можно вращать?

– Как называется самая северная точка Земли?

– На какие полушария делит Землю экватор?

– Сколько всего материков на Земле?

– Сколько материков в Западном полушарии? В восточном? В южном? В северном?

– Как называется год, в котором на один день больше? (Високосный.)

– Что общего у песчинки с мячом и у Земли с Солнцем? (Земля во столько же раз меньше Солнца.)

– Какие три вещи ты взял бы с собой, отправляясь в путешествие?

7. Подведение итогов урока.

— Какая задача для нас была сегодня на уроке главной? (показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле)

— Выполнили ли мы эту задачу?

— Что вам понравилось?

8.Рефлексия

9. Домашнее задание.

Стр 62 – 65 пересказ, ТПО стр 25 №2, 3

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *