cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Технология 4 класс оригами – конспект по технологии «Волшебный мир оригами» (4 класс)

конспект по технологии «Волшебный мир оригами» (4 класс)

Муниципальное образовательное учреждение

«Мокрянская русская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Учитель технологии:

Чикаленко Алла Владимировна

Мастер – класс «Волшебный мир оригами».

План конспект занятия.

4 класс.

Цель урока: Развить способность к конструктивному и художественному творчеству, используя элементы техники «Оригами».

Задачи:

Обучающие:

Формирование навыков  и применение их на практике:

  • Сгибания,

  • Многократного складывания

  • Концентрации внимания

  • Следовать устным инструкциям и показу

Развивающие:

Совершенствовать:

Развитие художественного вкуса. Развивать конструкторские способности, пространственное воображение

Воспитательные:

Воспитывать  уважение к мировой культуре, через знакомство с культурами других стран и народов.  Воспитывать милосердие, быть неравнодушным к проблемам общества. Дать возможность поверить в себя.

Тип урока: урок формирования навыков и умений 

Вид урока: урок  — практикум

Форма организации деятельности:  индивидуальная  

Вид занятий:  оригами

Оборудование:

Мультимедийная  презентация  «Оригами», компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветная двусторонняя бумага, белая офисная бумага, клей, ножницы, линейка

Значение оригами для развития ребенка:

 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

 Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

 Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

 Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Элемент релаксации.

План урока

1. Организационный момент                                                                       / 1 мин

2. Вводная беседа.                                                                                           / 1  мин

3. Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации       / 3 мин

4. Актуализация знаний.

        Художественное оформление праздников

5. Практическая  часть                                                                                     / 25 мин

Показ – действие

6. Заключительная часть /  5 мин

6. Подведение итогов:        /  5 мин                                                                        

  «Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими

словами: чем больше мастерства в

детской ладошке, тем умнее ребенок». 

                                                                                           Сухомлинский В.А.

1. Организационный момент                                                                            

Здравствуйте уважаемые коллеги! 

Маг, что придумал бумагу цветную:

красную, жёлтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всём белом свете

знали лишь только японские дети.

Сказочных бабочек, розовых зайцев

выполнить можно при помощи пальцев.

2. Вводная беседа.

-Чем развлечь себя, долгим вечером или когда за окном идет дождь?

— Можно посмотреть телевизор или почитать книгу. А можно, взяв лист белой бумаги, попробовать сложить  кораблик, самолетик или лодку, или другую фигуру из бескрайнего мира оригами.

 Само название «оригами» происходит от японских слов «ори» — составление и «гами» — бумага.

     Оригами стоит того, чтоб о нем говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого.

 3. Беседа по теме

Знакомство с оригами следует начинать с   Древнего  Китая, в 105 году нашей эры   чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги.   Под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но однажды  странствующий буддийский монах Дан – Хо, пробирается в Японию и обучает японских  монахов изготавливать бумагу по китайской технологии.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях.   Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги    становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.   До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги — коробочки «санбо»,  в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений.  

 Поначалу бумажный лист по своей стоимости был доступен лишь дворянам.   Считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же   появилось искусство самураев.   Самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть её.

 Со временем оригами  становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам.   Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных.

4. Актуализация знаний

-Скажите мне, пожалуйста, а мы с вами используем бумагу для украшения своих праздников?

(Ответы)

-А что мы можем  сделать из бумаги для украшения  праздника?

(Ответы)
(Цветы, бантики, открытки, колпаки, короны, бабочки, снежинки, звездочки и т.д.)

Пожалуй самая известная фигурка  оригами это  «журавлик». В Японии существует легенда  если сделать 1000 журавликов, то исполниться любое желание.
Жила в Японии девочка по имени Садоко Сасаки.  Садоко стала жертвой атомной бомбардировки в Хиросиме     и была больна лучевой болезнью. Она слышала легенду, что если сделать 1000 бумажных журавликов — цуру, то сбудеться заветное желание. Садоко хотела жить! Ей не удалось сложить 1000 журавлей, она  умерла,    сделав  664. В Парке Мира в городе Хиросима   установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире. С того времени дети со всего мира посылают бумажных журавликов в музей Хиросимы.  Японский журавлик  стал символом  надежды, веры  и любви к жизни.

5. Практическая  часть

Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!».

 Сегодня мы все вместе сделаем фоторамки, и можем подарить тому, кому очень   нужна  наша любовь и  поддержка.

(Релаксация.) Звучат  китайские мелодии

 Будем работать одновременно.

Я показываю.  Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите в оригами важно качество.

У вас на столах есть заготовки….

Приступаем к работе, для этого нам понадобятся следующий материал: картон, клей ПВА, простой карандаш, цветная  двусторонняя бумага: 6 листов желтой и 5 листов розовой, ножницы.

-.  Для работы нам потребуется согнуть лист пополам, чтобы получились заготовки прямоугольной формы (16 прямоугольников)

—  Далее делаем из прямоугольников  треугольные модули. Для этого берем заготовку и сгибаем пополам по длине. Затем сгибаем бумагу, совместив короткие стороны, чтобы наметить середину на заготовке модуля.

— Разгибаем и переворачиваем заготовку  верхней  стороной к себе. Загибаем края заготовки  к середине.

— Переверните заготовку  нижней стороной к себе и загните края вверх. Загибать уголки нужно от себя, сгибая боковые края.

— Заправьте уголки внутрь. Сложите полученный модуль по линии  середины. Таким образом, у нас получилось  такой треугольник

-. Полученные модули соединяем друг с другом. На внешних сторонах модулей есть « кармашки». Вот в эти кармашки и вставляем следующий модуль.

— Заготовки из соединенных модулей очень гибкие и могут  принять округлую форму!

— Из полученных заготовок формируем 2 круга.

— Далее для работы нам потребуется картон, из которого мы будем вырезать круг. Круг прорисовываем  по внешнему контуру и затем  вырезаем его.

-Два круга приклеиваем друг на друга. Рамка почти готова!

— Чтобы фото-рамку можно было поставить  —  с обратной стороны делаем опору из картона.

— Вот такие фото-рамки получились! 

6.Заключительная часть.

Простой листок бумаги в опытных руках

Он может обернуться жар-птицей в облаках

Он может стать зверушкой

Причудливым цветком

Забавною игрушкой усатым мотыльком

Весёлое занятие для рук и для ума

И чудо восприятия волшебная страна

Фантазии подвластны бумажные листы

Для дома и в подарок и просто для игры

Но главное занятие, что красоту творя

Простой листок поможет создать тебе себя

7.  Рефлексия. Подведение итогов.        

 

Мы слаженно сегодня трудились.  У вас на столах лежат карточки  с недописанными предложениями. Выберите для себя — то предложение,   которое  вам  хочется  прочитать  и продолжить  вслух.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Всем спасибо!

infourok.ru

Конспект урока по технологии для 4 класса на тему: «Оригами. Заяц»

КОНСПЕКТ

урока труда

Тема: Оригами. Заяц. 4 класс

Составила: Севрюк Анжелика Николаевна

учитель начальных классов

Братск , 2018

Оригами. Заяц.

Цель темы:

Создать условия для формирования навыка складывать оригами «Заяц».

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Учащиеся

знают алгоритм сгибания поделки оригами заяц.

Умеют складывать поделку оригами заяц.

Личностные УУД:

— формировать учебно-познавательную мотивацию;

— формировать учебно-познавательный интерес;

Регулятивные УУД:

— Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

Познавательные УУД:

— усовершенствование навыка сгибания, многократного складывания;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

— Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания;

— Формирование умения слушать и слышать;

— полное и точное выражение своих мыслей.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом.

Ресурсы

Презентация.

Интернет-ресурсы:

1.http://blogs.masterclassy.ru/origami-zayats-svoimi-rukami-shema-master-klass-s-poshagovyim-foto.html

2. http://nepoceda.com/origami-zayats-magnitik

3. https://ru.wikipedia.org/wiki

Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создать условия для положительной мотивации учащихся.

УЗ: Разбор пословицы.

УЗУ: Создать благоприятные условия для положительной мотивации учащихся.

Узу: —Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с пословицы.

ПЗ:Для этого посмотрите на слайд.

СУЗ:

На слайде пословица: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»

-Ребята, давайте прочитаем эту пословицу. Кто прочитает?

— Как же вы понимаете эту пословицу? (Ответ: человеку просто так ничего не дается, ему нужно усердно работать, чтобы чего-то достичь и этим он будет гордиться)

ОРД: — Работаем устно. Ответы принимаю по поднятой руке

КВ: -Внимательно слушайте ответы товарищей и при необходимости корректируйте их ответы.

ИВ: — Правильно! Так давайте же начнем урок, чтобы добиться сегодняшней цели и в дальнейшем гордиться этим, что мы этого добились.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Работают с пословицей.

2

Актуализация знаний

Цель: Создать условия для повторения ранее изученного материала.

УЗ: Работа с понятиями.

УЗУ: Создать условия для повторения ранее изученного материала.

Узу: Перед определением темы нашего сегодняшнего урока, я вам предлагаю вспомнить некоторые понятия.

ПЗ: Для этого я вам предлагаю отгадать загадку.

СУЗ:

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная… (бумага)

-Ребята, а что еще можно сделать из бумаги? Куда ее можно применить? (Ответ: рисовать на бумаге, подделки делать)

-Посмотрите внимательно слайд и ответьте мне, в какой технике выполнена эта работа? (Ответ: в технике оригами).

А кто-нибудь знает, что такое оригами? (Ответ: Японское искусство складывания бумажных фигурок без ножниц и клея, а также изделие такого искусства. Само название «оригами» происходит от японских слов «ори» — составление и «гами» — бумага.)

ОРД: Сядьте прямо. Ответы буду принимать только по поднятой руке.

КВ: Внимательно слушайте ответы товарищей и при необходимости корректируйте их ответы.

ИВ: Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься? (Ответ: Техникой оригами.)

Отгадывают загадку. Отвечают на поставленные вопросы.

3

Постановка цели и темы урока

Цель: подвести учащихся к самостоятельному определению темы и целей урока, повторить словарные слова. Создать условия для принятия учащимися цели урока.

УЗ: Постановка темы и целей урока.

УЗУ: Создать условия для постановки темы и целей урока.

Узу: -Предлагаю определить тему и цели нашего урока.

ПЗ: Для этого внимательно слушайте вопросы.

СУЗ: — Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Какие цели мы можем поставить на урок?

ОРД: Работаем устно. Ответы принимаю по поднятой руке.

КВ:- Внимательно слушайте ответы товарищей и при необходимости корректируйте их ответы.

ИВ: Тема нашего урока: Техника оригами. Складывание фигуры «Заяц».

Цели нашего урока:

Подводят итог, т.е. какая будет тема урока.

Отвечают на поставленные вопросы. Ставят цели урока.

4

Физкультминутка

(когда пройдёт 20 минут от урока)

Возьму шар большой,

Подниму над головой,

Прогну спину и кину.

Выполняют физкультминутку.

5

Восприятие

УЗ № 1 «Работа с правилами».

УЗУ: Создать условия для повторения правил.

УЗу: Ребята, сейчас мы с вами повторим некоторые правила.

ПЗ: Для этого внимательно слушайте вопросы.

СУЗ: Как вы думаете, что нам сегодня понадобится на уроке для нашей работы? (Ответ: бумага, карандаши, ножницы, линейка).

— Посмотрите, сколько опасных предметов лежит вокруг! Если не соблюдать основы техники безопасности, то можно пораниться самому или поранить соседа! Вспомним правила безопасной работы с ножницами. Кто-нибудь может ответить какие это правила?

ТБ:

  • Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола.

  • Во время резания надо придерживать материал так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

  • Не держи ножницы концами вверх.

  • Не оставляй ножницы в открытом виде.

  • Не режь ножницами на ходу.

— А что нам еще нужно повторить, перед тем как приступить к работе?

Правила для работы:

  • Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

  • Выполняй работу внимательно, всегда думай, как сделать лучше.

ОРД: Сядьте прямо. Ответы буду принимать только по поднятой руке.

КВ: — Внимательно слушайте ответы товарищей и при необходимости корректируйте их ответы.

ИВ: -Давайте еще раз, какие правила мы должны знать, для работы на уроке труда?

УЗ №2 «Выполнение оригами «Заяц»

УЗУ: Создать условия для складывания фигуры «Заяц»

УЗУ: Ребята, сейчас наша задача научиться складывать фигуру «Заяц»

ПЗ: Для этого вам нужно все внимательно слушать и выполнять строго по алгоритму.

СУЗ: Для работы нам понадобятся лист бумаги размером 10х10.

Таких квадратов нам понадобится 2. Один квадрат понадобится для головы зайца, второй для туловища. Можете вырезать квадраты разного цвета.

-Приступаем к работе. Каждое действие я буду вам показывать и объяснять. На слайде тоже будет показан алгоритм работы. Внимательно следите за каждым действием.

-Сейчас мы с вами сделаем голову зайца.

1.Сложите базовую форму Треугольник. Перегните треугольник пополам. Верните в исходное положение.

2. Снизу поднимите полоску 1,5-2 см вверх.

3. Переверните деталь на другую сторону.

4. Боковые части поднимите к линии перегиба.

5.Верхние части опустите, как показано на схеме.

6.Прямой угол перегните. Переверните на другую сторону и поверните.

7. Нижний угол поднимите, нижний слой при этом поместите внутрь изделия. Верхний угол опустите. Верхний угол загните на переднюю часть.

8.Уголок-носик опустите. Согните боковые уголки внутрь фигурки.

-Как вы видите, у нас получилась первая часть- это голова. Сейчас нам нужно сделать туловище.

1. Возьмите заготовку «квадрат». Положите его перед собой одним из углов вверх.

Согнуть квадрат по диагонали, правый угол совместить с левым — и снова разверните.

2.Согните верхние стороны квадрата по диагонали — правый угол совместите с левым.

3.Загните нижний угол наверх.

4.Нижнюю часть получившегося треугольника загните наверх 3-4 см.

5. Сделаем зайке лапки:

— Переворачиваем заготовку.

— Загните маленькие выступающие треугольники на себя:

Туловище зайчика готово!

-Теперь у нас две части от зайца. Нам сейчас нужно соединить эти части. Снизу у головы зайца есть пустое пространство. Нам нужно туловище вставить в это пространство. Но чтобы хорошо держалась голова и постоянно не отсоединялась, нам нужно приклеить голову к туловищу. Для этого намажьте верхний угол туловища клеем и соедините с головой. Прогладьте, чтобы приклеилось хорошо.

ОРД: Сядьте прямо и слушайте внимательно. Смотрите за каждым выполненным действием.

КВ: По ходу выполнения учеников.

ИВ: У кого не получилось вообще сложить фигурку?

Работают со слайдом. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют работу.

6

Осмысление

УЗ№1: «Оформление фигуры «Заяц».»

УЗУ: Создать условия для оформления фигуры «Заяц».

Узу: А сейчас ваша задача оформить зайца.

ПЗ: Для этого вам понадобятся карандаши, бумага.

СУЗ: —Сейчас вы будете оформлять своего зайца. Вы можете нарисовать ему мордочку. Нарисовать одежду. Вырезать какие-то маленькие детали, например, цветочек и прикрепить на ушко зайцу. В этом задании работает только ваша фантазия. Приступайте.

ОРД: Сядьте прямо и выполняйте работу.

КВ: По ходу выполнения учеников

ИВ: Как считаете, вы справились с работой?

Самостоятельно выполняют работу по оформлению зайца.

7

Закрепление

УЗ: «Выставка работ»

УЗУ: Создать условия для выставки работ учащихся.

Узу: Сейчас наша задача, поселить зайчиков на поляну.

ПЗ: Для этого внимательно посмотрите на доску

СУЗ: Как вы видите, на доске поляна. Она совсем пуста. Давайте мы с вами поселим туда зайчиков, которые у нас получились.

На задней стороне зайчика аккуратно подпишите свою фамилию.

Я подойду к каждому наклею скотч на вашего зайчика и кому я уже наклею, может выйти и поселить своего зайчика на поляну.

ОРД: Каждый выходит к доске и клеит зайчика на понравившееся место.

КВ: По ходу выполнения учеников.

ИВ: -Посмотрите какая у нас получилась поляна. Теперь там заселена целая заячья семья.

«Заселяют» своих зайцев на поляну.

8

Итог

УЗ: Подведение итога урока

УЗУ: Создать условия для подведения итогов урока

Узу: Ребята, сейчас мы с вами будем подводить итог урока, но перед тем как подвести итог, я задам вам несколько вопросов.

ПЗ: — Внимательно слушаем вопросы и отвечаем на них.

СУЗ: — Вы слышали какую-нибудь легенду об оригами?

Сейчас я вам хочу прочитать легенду, ваша задача внимательно слушать и ответить на вопрос, про какую легенду идет речь в тексте.

Легенда: В Японии существует легенда, если сделать 1000 журавликов, то исполниться любое желание.

Жила в Японии девочка по имени Садоко Сасаки. Садоко стала жертвой атомной бомбардировки в Хиросиме и была больна лучевой болезнью. Она слышала легенду, что если сделать 1000 бумажных журавликов — цуру, то сбудется заветное желание. Садоко хотела жить! Ей не удалось сложить 1000 журавлей, она умерла, сделав 664. В Парке Мира в городе Хиросима установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Этонаша молитва, Мир во всем мире. С того времени дети со всего мира посылают бумажных журавликов в музей Хиросимы. Японский журавлик стал символом надежды, веры и любви к жизни.

ОРД: — Отвечаем на вопросы по поднятой руке.

КВ:— Внимательно слушайте ответы товарищей и при необходимости корректируйте их ответы.

ИВ: -О какой легенде идет речь в тексте? Что вам запомнилось о ней?

-Чем мы сегодня с вами занимались?

-Что такое оригами?

-Какие цели мы ставили на сегодняшний урок? Достигли ли мы их?

-Ребята, вы сегодня все молодцы, спасибо вам за урок!

Подводят итоги урока. Отвечают по поднятой руке.

infourok.ru

План-конспект урока по технологии (4 класс) на тему: Конспект урока на тему: «Работа с бумагой в технике оригами. Тюльпан» 4 класс

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

0

Подготовка к уроку

Перемена до урока

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

1

Организационный момент

1

-Здравствуйте ребята!

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Л: действия смыслообразования

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

2

–Ребята, так как вы уже знакомы с техникой оригами.  Попробуйте в парах составить рассказ об оригами
по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения. (…)
— Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа) Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай (где и была открыта бумага).

Но родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами является Япония. Оригами это конструирование из бумаги. 

 — Ребята, а можем ли мы назвать оригами- конструктором?

Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Искусство Оригами открыто всему миру.

         Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье.

— формулировка темы урока

-формулировка целей урока

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

3

Объяснение нового материала: анализ образца

3-5

Сегодня на уроке мы будем конструировать из бумаги. При помощи конструирования по типу оригами можно изготовить множество игрушек, украшений, различные композиции. Конечно же, создатели бумажных фигурок черпали свои модели из природы.

Вот и мы с вами обратимся к природе.

— Кто из вас видел тюльпаны?

Тюльпаны – красивые, изящные цветы. Они бывают самой различной формы и цвета.

· Розовые и оранжевые, 

· Белые и желтые 

· Ярко – красные и даже чeрные. 

· Тюльпаны – это нежность, солнце и любовь.  ·      

·        Весна и тюльпаны понятия неотделимы друг от друга. Не случайно тюльпаны называют символом пробуждающейся природы.  

-Итак ребята, кто  уже догадался, что мы будем делать на уроке? ( тюльпан в технике оригами)

А какую цель мы поставим ?( научиться выполнять тюльпан в технике оригами)

 Принято считать, что самый лучший подарок  женщине, девушке, девочке и бабушке это цветы. Но жизнь настоящего цветка,  к сожалению, очень коротка. Проявив старательность, усердие и фантазию, можно всего за несколько минут«вырастить» собственный оригинальный цветок из обыкновенного листа бумаги

И сейчас мы с вами это выполним.

-ответы на поставленные вопросы

-Чтение про себя

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

5-7

– Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами. 

·        Храни ножницы  в футляре.

·        Не оставляй ножницы  раскрытыми.

·        Подавай  ножницы  кольцами вперед.

·        При  работе  не держи  ножницы  концами вверх.

·        Закончив работу, убери ножницы.

-Итак, давайте с вами составим план работы:

1. Разметить и вырезать 2 квадрата. 20 / 20 см.

2. Сложить цветок и стебель по схеме.

3. Оформить изделие в клумбу.

– Давайте посмотрим, из скольких деталей сделан цветок? (Одной)

Чтение схемы

— Для того, чтобы получился цветок, мы должны научиться складывать двойной треугольник.

1. Базовая форма (двойной треугольник)

2. Складывание цветка.

3. Складывание стебля ( самостоятельно по схеме).

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ

1. Разметить и вырезать 2 квадрата

2. Сложить цветок и стебель по схеме

3. Оформить изделия в клумбу.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

Слушают

Краткое формулирование этапов практической работы

Л: участвовать в творческом, созидательном процессе

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность

4

Физминутка

1-2

-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.

Выполнение упражнений

5

Постановка творческой задачи

1-2

-Итак, ваша задача, сделать тюльпан.

-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, красивый цвет.

Вопросы по заданию

К: допускать возможность различных точек зрения

6

Самостоятельная  работа

25-30

— организация подготовки рабочего места к работе

-оказание индивидуальной помощи

-организация взаимопомощи

-конструктивная критика

-поощрение.

-подготовка рабочего места к работе

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

П:преобразованиеучебного материала, действия

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

7

Итог урока

1-2

-Вы потрудились на славу. Давайте мы сделаем выставку с вашими работами.

В первой клумбе у нас будут цветы, выполненные по 3 критериям, т.е на 5.

Во второй клумбе у нас будут цветы, на 4. Охарактеризуйте недостатки своих работ. Научились ли вы собирать фигурку тюльпана из простого листа бумаги? Для чего мы это делали?

— Кто доволен своей работой?

 — Какие умения необходимы, чтобы использовать технику оригами? (умение читать условные обозначения, а также терпение, фантазия, аккуратность).

Итак, чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, нужно: выучить условные знаки, принятые в оригами; овладеть основными приёмами складывания; знать базовые формы и уметь их складывать по памяти.

Молодцы ребята! Спасибо за урок.

-самоанализ

-взаимоанализ

-самооценка

-взаимооценка

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

К: допускать возможность различных точек зрения

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: Участие в подведении итогов урока

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

nsportal.ru

Конспект открытого урока «Оригами» в 4 классе

Открытый урок оригами в 4 «Б» классе

«Изготовление фигурки птицы в технике оригами.

Наши пернатые друзья – птицы»

Предмет: Оригами

Класс: 4 «Б»

Дата проведения урока: 18.12.2015г.

Тема урока :«Изготовление фигурки птицы в технике оригами. Наши пернатые друзья»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Изготовление фигурки птицы в технике оригами

Задачи

Обучающие:

• Обучать анализу конструкции и выполнению ее из бумаги Развивающие:

• Развивать творческое воображение, ловкость движений пальцев и координацию Воспитывающие:

• Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость, аккуратность

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

• Развитие мелкой моторики пальцев;

• Освоить способы работы с бумагой сгибание, складывание.

Метапредметные

• Формирование понятий «зимующие» и «перелетные» птицы;

• Закрепление название птиц, особенности их внешнего вида;

Личностные:

• Воспитывать интерес к живому миру, бережное отношение к птицам, любовь к природе;

• Способствовать формированию таких качеств, как забота, милосердие, взаимопомощь.

Ресурсы урока (аппаратное и программное обеспечение):

Для учителя:

• Презентация «Наши пернатые друзья-птицы»;

• Карточка с изображением воробей;

• 2 листа бумаги, сочетающиеся по цвету;

• Ножницы;

• Клей;

• Кормушка из ватмана.

Для учащегося:

• 2 конверта;

• Карточки с изображением птиц;

• 2 листа бумаги, сочетающиеся по цвету;

• Ножницы;

• Клей.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

• Презентация на тему –«Наши пернатые друзья -птицы»

• Компьютер, проектор;

• Карточки с изображение птиц;

• Кормушка, сделанная из ватмана.

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя (ПРЕДМЕТНЫХ — П, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ-М, ЛИЧНОСТНЫХ- Л) – таблица 4:

Содержание деятельности учащегося: (ПРЕДМЕТНЫХ — П, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ-М, ЛИЧНОСТНЫХ- Л) – таблица 4:

Мотивация познавательной деятельности (длительность этапа 1мин.)

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

Включиться в учебную деятельность. Получить эмоциональный настрой.

Л. Проявление интереса изучению темы.

Актуализация необходимых знаний (длительность этапа 10мин._)

Цель: актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнения, обобщение, вспомнить о птицах.

Ребята, скажите, пожалуйста, а какое у нас сейчас время года? (зима)

Да, наступила зима.

О теме урока вы попробуете догадаться сами. Прислушайтесь и подумайте, какая тема сегодняшнего урока.

Слышны звуки – пение птиц (учитель делает вид, что звуки слышны из коробки).

Что мы слышим? Что это за звуки?

Это пение птиц.

Так о ком мы будем сегодня на уроке говорить?

Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях, о птицах.

В моей коробке собраны разные птичьи секреты. И кто-то там спрятался?

Ой, ребята, это маленький воробушек.

Чтение стиха учеником.

Воробей самая знакомая с детства птица. Мы каждый день видим воробьев на улице.

Давайте рассмотрим, как выглядит воробей. Чем покрыто тело птицы? Какие части тела есть у птиц?

А давайте мы сейчас вспомним каких мы знаем птиц.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Вот сейчас мы и посмотрим.

Загадки:

1. Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут!

Снегирь.

2. Маленький мальчишка

В сереньких штанишках.

По полям шныряет,

Крошки собирает.

Воробей.

3. Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня …? Синичка.

4. Непоседа птица эта,

одного с березой цвета.

Стрекотунья, белобока.

А зовут ее… Сорока.

5. Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук-тук, тук-тук”?

Дятел.

6. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица почтальон –

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

7. Как-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы очень любит эта птица!

И она вам всем знакома.

Как зовут ее? Ворона.

8. Кто на елке, на суку

Счет ведет: “Ку-ку, ку-ку”?

Кукушка.

9. Мы весной их очень ждем,

Приготовили им дом,

А верней сказать– дворец,

Прилетай скорей… скворец.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Л. — знать основные моральные нормы поведения:

П. — формирование представление о птицах ;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной фоме.

Зима

Это пение птиц.

О птицах.

Чтение стиха учеником.

Воробьишка – воробей,

Чик-чирик! – между ветвей,

Словно серенький комок,

С дерева на ветку – скок!

Тут взлетит, туда вспорхнёт.

С мостовой зерно клюёт,

У скамеек ищет крошки,

Не боится даже кошки.

Тело воробья покрыто перьями

(голова, клюв, крылья, хвост).


Снегирь.

Воробей

Синичка

Сорока

Дятел

Голубь

Ворона

Кукушка

Скворец

Дифференциация зимующих, перелетных птицы.

(длительность этапа 6 мин )

Молодцы! Ребята, всех этих птиц можно разделить на две группы.

парная работа. (2 конверта) перелетные птицы и зимующие. Некоторые остаются с нами зимовать и называются зимующими.
Мы видим их всю зиму рядом с собой. Они приспособились к холодам.
А некоторые птицы улетают на юг, в теплые края, потому что им нечем питаться. Некоторые перелетные птицы питаются насекомыми, а насекомых зимой нет. Некоторые зависят от водоемов, живут в воде, питаются, а водоемы зимой замерзают, чем питаться таким птицам зимой? Таким птицам холодно и голодно, поэтому они улетают в теплые края. И называются они перелетными. А весной эти птицы возвращаются в родные края.
Давайте вместе подумаем, какие птицы зимуют у нас всю зиму? А какие улетают в теплые края. У вас на партах лежат конверты. 1 конверт называется перелетные птицы, а 2 – зимующие. Возьмите карточки с изображением птиц, и положите их в нужный конверт.
в конверты нужно положить нужных птиц.

Кого вы положили в конверт с перелетными птицами? А кого отнесли к зимующим?

Молодцы, ребята.

А сейчас нам девочки прочитают стихотворение, о том как мы можем помочь зимующим птицам.

П. умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Обобщить проделанную работу для понимания цели и темы работы.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблем.

Дети выполняют задание.

Зимующие:

Дятел, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь.

Перелетные:

Скворец, лебедь, утка, ласточка, кукушка.

Стихотворение читают 2 ученика.

Столовая для птиц

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

— Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки,

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя

Взлетят пернатые друзья,

И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое

Практическая работа (длительность этапа 20мин._)

Цель: познакомить учащихся со способом конструирование из бумаги птичку.

Сегодня на уроке мы с вами сделаем из бумаги птицу.

Но для начала давайте с вами вспомним правила работы с ножницами.

Но прежде чем начнем мы с вами изготавливать птичку, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Две синички прилетели,
На ладошки дружно сели.
Стали зернышки клевать,
Стали песни распевать.
Мы погладим нежно птичек
И отпустим невеличек.

Итак, давайте с вами начнем конструировать птичку из бумаги.

1. Готовим 2 листа цветной бумаги, сочетающейся по цвету.

2. Вырезаем из них 2 одинаковых квадрата

3. Складываем квадраты изнаночной стороной друг к другу, совмещая уголки.

4. Двухслойный квадрат складываем по диагонали.


5. Отгибаем вниз два слоя бумаги таким образом, чтобы уголок выходил вниз примерно на 1/3. 



6. Полученную заготовку складываем пополам по вертикали.


7. Поворачиваем заготовку по часовой стрелке таким образом, чтобы нижний острый уголок оказался в левой руке. Формируем из него клюв птицы. 


8. Отгибаем вверх одно один из уголков, которые смотрят вниз. Это будет крыло.

9. Точно такую же работу делаем с другим нижним уголком, тем самым формируя второе крылышко. 

10. Со стороны противоположной голове намечаем контуры туловища птицы и  вырезаем ненужную часть.


11. Начинаем формировать перышки хвоста, вырезая узкие длинные треугольники.


12. Таким же образом формируем перышки крыльев.


13. Дополняем фигурку птицы глазками. Их можно наклеить или нарисовать. 

Изделие готово.

Л. Умение контролировать процесс и результат своей деятельности.

П. Развитие мелкой моторики пальцев;

Освоить способы работы с бумагой сгибание, складывание.

Дети читаю правила работы с ножницами.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Дети повторяют движения за учителем.

.


Рефлексия деятельности.(8 мин)

Цель:

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения. Усвоения принципов саморегуляции и сотрудничества.

Молодцы, ребята.

Урок сегодня был удачный,

не прошел для вас он зря,

вы все очень постарались

давайте, хором мы ответим

Вам понравилось друзья?

Давайте поселим наших птичек на дерево, где много рябины. Ведь наши пернатые друзья так любят ее.

Итак на нашу рябину своих птичек поселят только те ребята , которые довольны своей работой на уроке, а те которые не совсем довольны — оставят своих птичек у себя и расскажут, что у них на уроке не получилось.

Л. Анализ собственной деятельности. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Да

Дети, селят птиц на дерево.

.

Домашнее задание:

давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

Всем спасибо за вниманье. За задор и звонкий смех, обеспечивший успех!

Вот настал момент прощенья, будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья!».

До счастливых новых встреч!

Дети записывают в дневник. : принести: клей ПВА, цветной картон, 1 катушку ниток зеленого цвета.

infourok.ru

Техника Оригами на уроках технологии (1-4 классы)

Заявка

на участие в публикации сборника «Современные подходы к организации обучения в образовательной области «Технология»

Ф.И.О. Овчарова Татьяна Владимировна

Место работы: Средняя школа №18 Вахитовского района г..Казани

Должность: учитель начальных классов, руководитель методического объединения учителей начальных классов

Адрес: Ул. Муштари, д.6

Рабочий телефон: 2369383

Домашний адрес: ул. Ак.Глушко, 47/21 -54

Домашний телефон: 2762073

e-mail: [email protected]

Разработка раздела «Работа с бумагой и картоном» предмета «технологии» в 1-4 кл.

Оригами на уроках технологии.

Все мы умеем складывать из бумаги кораблики, пилотки и несложные самолётики. Однако из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть простыми и очень сложными. Складывание из бумаги – настоящее искусство. Оно называется – ОРИГАМИ. Это японское слово. Хотя бумага была изобретена в Китае, но родиной оригами стала именно Япония. Слово ОРИГАМИ так и переводится – «сложенная бумага».

Новый для отечественной педагогики предмет предлагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят урока с целью развития у них целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, особенно с маленькими ребятами, следует не только учить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребёнка, стремиться сделать её красивой, грамотной, научить ребят свободному общению.

Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. Для занятий нужна только бумага и наши знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций! Оригами не требует больших материальных затрат. Для занятий оригами нет возрастных пределов. Не требует особых способностей. Помогает быстро оформить класс, комнату, зал. С помощью оригами дети научатся делать удивительные и оригинальные игрушки.

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги.

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Немаловажным оказалось сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «ками». Таким образом у японцев возникла связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги. Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794-1185гг.). В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Самбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах. Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами. Однако настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного мастера Акиры Йошизавы. Он родился в 1911 году и сыграл в истории оригами уникальную роль. Много лет пришлось ему бороться с трудностями жизни, почти нищетой, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Йошизава изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания каждого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Появление этих простых значков было равносильно изобретению новых знаков в европейской музыке. Навыки игры удавалось фиксировать и передавать другим людям. В течение нескольких лет японское министерство иностранных дел посылало его за рубеж в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов. В нашей стране господин Йошизава впервые побывал в 1978 году. Он посетил Москву, Ленинград и Находку. Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Мы, европейцы, привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру. Оригамисты — народ общительный и веселый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить своё время на какую-то ерунду – складывание бумажек! А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну Творчества.

В школу приходят дети, которые имеют несформированную усидчивость, не умеют элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, быстро устают, не умеют строить взаимоотношения с окружающими. Моя задача адаптировать детей к школьной жизни. Кроме традиционных методов, мне помогают занятия искусством оригами.

Какие навыки и способности развивает оригами?

  1. Способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

  2. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым скалывается фигура и представлять по ним изделие в объёме.

  3. Знакомит с основными геометрическими понятиями.

  4. Улучшает способность следовать устным инструкциям.

  5. Развивает уверенность в своих силах и способностях.

  6. Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.

  7. Учит концентрировать внимание.

  8. Развивает творческие способности. Многие становятся авторами собственных работ.

  9. Стимулирует создание игровых ситуаций.

  10. Расширяет коммуникабельные способности.

  11. Знакомит с культурой и традициями Японии.

  12. Это ещё и межпредметная связь: математика, геометрия, развитие речи, природоведение, технология.

Для занятий оригами необходимо:

  • Заранее приготовленные квадратики белой или цветной бумаги со стороной не менее 15-20 см.

  • Альбом для ведения записей и изделий.

  • Ручка, цветные карандаши или фломастеры.

  • Ножницы с тупыми концами.

  • Папка, куда можно складывать альбом, квадратики и сложенные на уроках изделия.

На первых уроках я знакомлю детей со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной форме. Маленькие дети быстро отвлекаются, их внимание неустойчиво, они не умеют подолгу сосредотачиваться. Учитывая эти особенности, я стараюсь строить занятия таким образом, чтобы ребенок получал радость, радость оттого что у него все получилось, заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Вначале я показывала ребятам поделки, которые сделала сама или старшие мои ученики, потом неожиданно на перемене на глазах у них складывала несложные, но интересные фигурки. Тогда и прозвучал вопрос: «А как это?» и просьбы детей научить их делать игрушки. Так мы начали постигать грамоту оригами. Сначала мы отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами. Детям нужна поддержка и поощрение, поэтому я иногда помогаю наметить нужные линии, сгибы. Вместе с умениями у детей появлялась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше.

Я составила тематическое планирование таким образом, что вся работа строилась по принципу «от простого к сложному». В нем учтены календарные российские и японские праздники, каникулярные перерывы. Занятия проводились в течение школьного учебного года, занимаясь с ребятами один час в неделю.

Важное место на занятиях занимали игровые приёмы, художественное слово, советы, вопросы. Сложенные фигурки мы раскрашиваем, украшаем, оживляем любыми средствами. Развиваю эстетическое чувство учащихся. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими изделиями. В конце занятия все работы мы вывешиваем на магнитную доску и любуемся своим результатом. Сложенные игрушки ребята забирают с собой. Дети с нетерпением ждут каждое занятие. Родители довольны увлечением детей. А как ребята старались и своими руками изготовили поделки для украшения школы к новому году.

Благодаря таким занятиям дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать.

В нашей школе есть хорошие традиции поздравлять друзей и учителей с праздником. И сколько бывает радости и восторгов, когда они получают или сами делают и дарят подарки или поздравления, сделанные своими руками, в том числе и в технике оригами.

Мы с ребятами неоднократно принимали участие в городских и международных выставках. Дважды пробовали свои силы в городской олимпиаде, и успешно.

С 2005 года являюсь руководителем школы передового опыта. На занятиях с учителями начальной школы знакомимся с историей возникновения искусства оригами, мастерами оригами, с новинками оригами. Планирование работы школы передового опыта привожу в приложении.

Разработка раздела «Работа с бумагой и картоном» предмета «технологии» в 1-4 кл.

Оригами на уроках технологии.

Пояснительная записка.

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: в нравственном, умственном, физическом, эстетическом плане.

Именно в начальных классах закладываются основы социально-активной личности, проявление интереса к трудовой деятельности, самостоятельности, уважение к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Учитель в праве с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала в перечень изделий и практических работ (из «Пояснительной записки» по трудовому обучению, автора Конышевой Н.М., «Программа начального образования»).

Предлагаю в разделе технического труда «Обработка бумаги и картона», использовать технологию оригами. В 1 классе – 9ч, во 2 классе – 8ч, в 3 классе – 6ч, в 4 классе — 4ч. Или же использовать только оригами на уроках технологии, так как это предлагают авторы учебника «Уроки оригами в школе и дома» С.Ю. Афонькин и Е.Ю.Афонькина. Тематическое планирование привожу в приложении.

Все мы умеем складывать из бумаги кораблики, пилотки и несложные самолётики. Однако из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть простыми и очень сложными. Складывание из бумаги – настоящее искусство. Оно называется – ОРИГАМИ. Это японское слово. Хотя бумага была изобретена в Китае, но родиной оригами стала именно Япония. Слово ОРИГАМИ так и переводится – «сложенная бумага».

Новый для отечественной педагогики предмет предлагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят урока с целью развития у них целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, особенно с маленькими ребятами, следует стремиться не только учить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребёнка, стремиться сделать её красивой, грамотной, научить ребят свободному общению.

Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. Для занятий нужна только бумага и наши знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций! Оригами не требует больших материальных затрат. Для занятий оригами нет возрастных пределов. Не требует особых способностей. Помогает быстро оформить класс, комнату, зал. С помощью оригами дети научатся делать удивительные и оригинальные игрушки.

Это искусство дает возможность учащимся получить знания и умения при работе с бумагой. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне сложности: по образцу, рисунку, чертежу. Такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем позволяют и побуждают детей вносить изменения в цвет, форму. Все это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание к качеству выполнения заданий: точность разметки, актуальность, эстетичность, оформление своего изделия.

С помощью Оригами вы можете украсить свою комнату, кабинет в школе, приготовить в подарок яркую объемную открытку, игрушку и многое другое.

Список литературы:

1.С.Ю.Афонькин и Е.Ю.Афонькина «Уроки оригами в школе и дома»- Москва,1998г.

  1. С.Ю.Афонькин и Е.Ю.Афонькина «Энциклопедия оригами для детей и взрослых» – Санкт-Петербург, Москва,2000г.

  2. Перевод с немецкого Н.Лебедевой «Детская энциклопедия животных» – Москва 2002г.

  3. С.Ю.Афонькин,Л.В.Лежнева,В.П.Пудова « Оригами и аппликация» – Санкт-Петербург,1998г.

  4. И.И.Кобитина «Работа с бумагой» – Москва,2000г.

  5. «Оригами. Игрушки из бумаги» – СПб, Дельта, 2000г.

  6. С.Ю.Афонькин и Е.Ю.Афонькина «Волшебные шары-кусудамы» – СПб, 2001г.

  7. Нильва Пиллан «Цветы» – Москва, 2002г.

  8. Донателла Чеккони «Моя первая книга- оригами» – Москва, 2002г.

  9. С. Соколова «Сказки и маски» – СПб, 1997г.

  10. Журналы «Оригами. Искусство складывания из бумаги».

Приложение

Тематическое планирование.

п/п

Количество часов

1 класс

1.

Вводный урок. Знакомство с оригами.

1ч.

2.

Условные знаки, принятые в оригами, и основные приемы складывания.

1ч.

3.

Базовая форма треугольник.

Веселые мордашки. Лис и киска Алиска.

Домики. Шляпная мастерская. Грибная пора. Приметы осени.

8ч.

4.

Базовая форма Воздушный змей.

Деревья. Птицы.

5ч.

5.

Подготовка к Новому году.

Ёлочка. Звезда.

2ч.

6.

Зимняя сказка. Морозные узоры. Снежинки. Зимние забавы.

3ч.

7.

День Святого Валентина. Сердце.

Открытка.

2ч.

8.

Праздник дедушек и пап.

Истребитель. Яхта.

2ч.

9.

Мамин праздник. Цветы.

2ч.

10.

Модульное оригами.

Корона. Звездочка.

2ч.

11.

Праздник мальчиков. Карп.

Рыбки. Лягушка.

4ч.

2 класс

1.

Вводный урок. Новинки в оригами.

1ч.

2.

Базовая форма БЛИНЧИК.

Модель «Две короны».

1ч.

3.

Базовая форма ДОМ.

Композиция «Моя улица»

3ч.

4.

Базовая форма ВОДЯНАЯ БОМБОЧКА.

Кубики, Бомбочки, Заяц, Рыбка.

5ч.

5.

Базовая форма РЫБА.

Лебедь, Ворона, Морские котики.

5ч.

6.

Подготовка к Новому году.

Ёлочка. Звезда.

2ч.

7.

Зимняя сказка, Дед Мороз, Снежинки, Зимние забавы.

3ч.

8.

День Святого Валентина. Письмо с сердечком.

2ч.

9.

Праздник дедушек и пап.

Рамка для фотографии.

2ч.

10.

Мамин праздник. Корзинка с цветами.

2ч.

11.

Модульное оригами.

Орнаменты.

2ч.

12.

Праздник мальчиков. Карп.

Рыбки. Лягушка.

2ч.

13.

Праздник девочек. Хина мацури.

Куклы.

2ч.

14.

Выставка творческих работ.

2ч.

п/п

Количество часов

3 класс

1.

Вводный урок. Организационные вопросы. Новинки в оригами.

1ч.

2.

Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК

Самурайский шлем и Тирольская шапочка.

Модульное оригами. Звездочка.

2ч.

3.

Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Петух и утка. Композиция «На ферме»

Воробей. Лебедь и цветочки.

4ч.

4.

Базовая форма ДВЕРЬ

Собираем кубики. Лодки и автомобили

3ч.

5.

Базовая форма БЛИНЧИК.

Подготовка к Новому году.

Орнаменты. Выставка творческих работ

5ч.

6.

Зимняя сказка, Дед Мороз, Снежинки, Зимние забавы

2ч.

7.

Базовая форма ДОМ

Пилотка и пианино

2ч.

8.

День Святого Валентина.

Открытка с сердечком.

2ч.

9.

Мамин праздник. Цветы к 8 марта

2ч.

10.

Праздник девочек. Кукла. Коробочка «Самбо», коробочка «Звезда»

2ч.

11.

Базовая форма КАТАМАРАН

Ветряные мельницы, кусудамы

5ч.

12.

Праздник мальчиков. Ниндзя

2ч.

13.

Выставка творческих работ

2ч.

п/п

Количество часов

4 класс

1.

Вводный урок. Организационные вопросы Новинки в оригами.

1ч.

2.

Базовая форма БЛИНЧИК.

Карнавальные маски

1ч.

3.

Базовая форма ДОМ.

Композиция «Моя улица»

3ч.

4.

Базовая форма ВОДЯНАЯ БОМБОЧКА.

Кубики, Бомбочки, Заяц, Рыбка.

5ч.

5.

Базовая форма РЫБА.

Лебедь, Ворона, Морские котики.

5ч.

6.

Подготовка к Новому году.

Ёлочка. Звезда.

2ч.

7.

Зимняя сказка, Дед Мороз, Снежинки, Зимние забавы.

3ч.

8.

День Святого Валентина. Письмо с сердечком.

2ч.

9.

Праздник дедушек и пап.

Рамка для фотографии.

2ч.

10.

Мамин праздник. Корзинка с цветами.

2ч.

11.

Модульное оригами.

Орнаменты.

2ч.

12.

Праздник мальчиков. Карп.

Рыбки. Лягушка.

2ч.

13.

Праздник девочек. Хина мацури.

Куклы.

2ч.

14.

Выставка творческих работ.

2ч.

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

ТЕМА: Инновационные технологии в обучении младших школьников. Оригами на уроках технологии.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Учитель первой квалификационной категории

средней общеобразовательной школы №18 Вахитовского района г. Казани.

Овчарова Татьяна Владимировна.

занятия

Содержание занятия

Дата

Примечание

1.

2005-2006 уч .г.

Знакомство с оригами, история возникновения оригами.

Практическое занятие «Веселые мордашки».

3 сентября 2005 года

Присутствовали учителя начальных классов школы № 18.

2.

Навыки и способности, развиваемые Оригами.

Практическое занятие «Условные знаки, принятые в оригами. Основные приемы складывания бумаги».

9 ноября 2005 года

Присутствовали учителя начальных классов, учитель технологии школы № 18.

3.

Методика преподавания

Практическое занятие «День Святого Валентина, Сердечко».

9 февраля 2006 года

Выступление руководителя центра «Оригами» г. Казани Яровлавцевой В.М. .

4.

Оригами в современном мире.

Выставка творческих работ учеников 2А класса.

21 апреля 2006 года

Присутствовали учителя начальных классов Вахитовского района в рамках «Месячника учителей начальных классов».

1.

2006-2007 уч .г.

Тематическое планирование.

Практическое занятие «Модульное Оригами. Модель Звездочка».

7 сентября 2006 года

Присутствовали учителя начальных классов школы № 18.

2.

Мастера Оригами.

Практическое занятие «Базовая форма треугольник. Модель Домики».

7 ноября 2006 года

Присутствовали учителя начальных классов школы № 18.

3.

Мастер класс «Кусудама».

Практическое занятие «Базовая форма модуль классической кусудамы. Модель Кусудама».

27 января 2007 года

Присутствовали учителя начальных классов, учитель технологии школы № 18.

4.

Круглый стол «Итоги года».

Выставка творческих работ членов кружка «Оригами».

28 апреля 2007 года

Приглашаются учителя начальных классов Вахитовского района

занятия

Содержание занятия

Дата

Примечание

1.

2007-2008 уч .г.

Практическое занятие «Мой дом. Моя улица».

17 сентября 2007 года

Присутствовали учителя начальных классов школы № 18.

2.

Методика преподавания

Практическое занятие «Елочные украшения».

5ноября 2007 года

Присутствовали учителя начальных классов, учителя технологии школы № 18, родители учащихся школы

3.

Навыки и способности, развиваемые Оригами.

Практическое занятие «Условные знаки, принятые в оригами. Основные приемы складывания бумаги».

20 февраля 2008 года

Присутствовали учителя начальных классов школы № 18.

4.

Оригами в современном мире.

Выставка творческих работ учеников 2А класса.

23 апреля 2008 года

Выставка творческих работ

1.

2008-2009 уч .г.

Тематическое планирование.

Практическое занятие «Модульное Оригами. Цветы».

16 сентября 2008 года

Присутствовали учителя начальных классов школы № 18,

2.

Мастера Оригами.

Практическое занятие «Базовая форма птица. Журавлик».

12 ноября 2008 года

Присутствовали учителя начальных классов школы № 18.

3.

Мастер класс «Кусудама».

Практическое занятие «Базовая форма модуль классической кусудамы. Модель Кусудама».

27 января 2009 года

Присутствовали учителя начальных классов, учителя технологии школы № 18.

4.

Круглый стол «Итоги года».

Выставка творческих работ членов кружка «Оригами».

12 мая 2009 года

Приглашаются учителя начальных классов Вахитовского района

Заявка

на участие в публикации сборника «Современные подходы к организации обучения в образовательной области «Технология»

Ф.И.О. Овчарова Татьяна Владимировна

Место работы: Средняя школа «18 Вахитовского района г.Казани

Должность: учитель начальных классов, руководитель методического объединения учителей начальных классов

Адрес: Ул. Муштари, д.6

Рабочий телефон: 2369383

Домашний адрес: ул. Ак.Глушко, 47/21 -54

Домашний телефон: 2762073

e-mail: [email protected]

infourok.ru

Оригами (коробочка) 4 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Коробочка для подарка»

Класс: 4 «А»

Цель:   формирование представления о коробочки для подарка, научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  2. активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  3. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

  2. учащиеся научатся изготавливать коробочку для подарка.

Материалы для учащихся: шаблоны для коробочки, простой карандаш, цветная бумага, клей, ножницы.

Материалы для учителя: технологическая карта урока, шаблон для изготовления коробочки для подарка, поделка «Коробочка для подарка», презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 эт.

Психологический настрой

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок технологии проведу у вас я.

— Присаживайтесь

— Сегодня прекрасный весенний день, посмотрите в окошко, у нас отличное настроение, а значит у нас все получится

— Посмотрите, все ли готово к уроку: цветная бумага, ножницы, простые карандаши, линейка, ластик. (шаблон квадрат)

— Здороваются с учителем

— Присаживаются

— Дети подготовились к уроку

Личностные:

развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося.

2 эт.

Изучение нового материала

— Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься?

— Правильно. Сегодня на уроке мы будем заниматься оригами

— Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги

— А сейчас я вам расскажу немного об оригами:

Искусство оригами достаточно многогранно, так как из обыкновенной бумаги можно изготовить невероятное количество изделий..

— На сегодняшнем уроке мы будем делать коробочку из белой и цветной бумаги.

— Ребята, обыкновенная коробочка из бумаги, сделанная своими руками, может стать яркой и элегантной упаковкой для подарка.

— А вот мы сегодня тоже будем делать такую коробочку методом сгибания.. для изготовления коробочки нам понадобятся следующие материалы: цветная бумага, белая бумага, ножницы

— Давайте перед работой вспомним правила работы с ножницами

— Перед тем, как мы начнем работу, давайте сделаем пальчиковую гимнастику

На двери весит замок

Кто его открыть не смог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули,

И открыли.

— Дети смотрят на слайд.

— Сегодня на уроке мы будем заниматься оригами

— Дети слушают

— Ребята слушают историю об оригами

— 1. Передавать ножницы кольцами вперед,

2. не машите ножницами,

3. не подносите к лицу.

— Ребята делают пальчиковую гимнастику

— Дети выполняют гимнастику

Личностные: 

— формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности.

Познавательные: 

— выделение и формулирование цели.

3 эт.

Практическая работа

— Приступим к работе

1. Изготовить форму 18*18 см из бумаги

2. Отрезать аккуратно ножницами.

3. Дважды согни квадрат по диагонали и разверни ее. Точка пересечения линий сгиба это центр заготовки. Загни все углы к центру квадрата, как показано на рисунке.

4. Загни верхний, нижний и боковые края квадрата. Хорошо прогладь линии сгиба. Разверни заготовку.

5. Надрежь заготовку по линии сгиба. Отогни верхний и нижний углы, как показано на рисунке.

6. Загни верхний и нижний углы заготовки за бортики.

— Коробочка готова.

(Физминутка)

— Дети приступают к выполнению, следуют последовательности учителя

— Изготавливают форму

Отрезают ножницами

Сгибают квадрат, далее следуют по последовательности, которую называет учитель

— Выполняют физминутку

Познавательные:

— формирование навыков работы с информацией

Личностные:

— направленность на процесс познания

4 эт.

Рефлексия

— Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте сделаем выставку ваших работ

— Ребята, понравилось ли вам делать коробочки?

— Из чего состоит коробочка?

— Ребята, а вам понравился сегодняшний урок

— Подносят свои работы на выставку.

— Да, понравилось

— Из бумаги, клея

— Да

Личностные:

— умение выражать свои мысли

infourok.ru

План-конспект урока по технологии (4 класс) на тему: «Цветочки — оригами» 4 класс

-Здравствуйте, ребята.

-Садитесь мальчики, а еще тише девочки.  

-Ребята, отгадайте загадки и вы поймёте, что мы будем делать сегодня на уроке.

1.Загадки о цветах.

Горел в траве росистой фонарик золотой.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)

Стоит в саду кудряшка — белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?(Ромашка)

 Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза.)

Как  одним словом  можно назвать все отгадки?  (Цветы) —Ребята, сегодня на уроке мы будем делать цветы.

А что же интересного вы знаете о цветах?

-В Древней Греции и Риме люди заметили, что некоторые цветы открываются и закрываются в определенное время суток, и стали высаживать их на клумбы для определения времени. Цветочные часы были созданы в городе Упсале в Швеции.

В 4–5 часов утра распускаются цветы  розы.

С 7 до 8 утра просыпаются кувшинки белые.

шиповник раскрывает свои цветы в 4-5 часов утра, а закрывает – в 19-20 часов,

мак раскрывается в 4-5 часов, а в 14-15 часов – закрывается,

цикорий с красивыми  голубыми  цветами тоже в 4-5 часов раскрывается и к 14 часам закрывается.

 Одуванчик  раскрывается в 5-6 часов и желтеет до 15 часов.

 Даже цветки картофеля могут подсказать время от 7 часов утра до 14 часов дня. Раньше цветки картофеля использовались как декоративные, есть клубни стали уже позже.

«Анютины глазки» с 8 до 16 часов глядят на тебя своими «глазами».

Ноготки, или календула, – с 9 до 18 часов.

Цветки белой лилии всплывают и раскрываются  в 7 утра  и закрываются в 17 – 18 часов.

Осот огородный  раскрывает свои корзинки в 5 часов  и закрывает  в  11 – 12  часов.

ПРИМЕТА —  если  он вовсе не открывает своих  корзинок, то на следующий день можно ожидать  дождь.

кислица  —    цветки  открываются в 9 – 10 часов  и закрываются  в  17 – 18 часов.    

-Мы с вами узнали немного о цветах.

— А что такое оригами?

Оригами – древнее искусство складывания различных фигур из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В VII веке оно было завезено в Японию, а с 1860 г. стало обязательным предметом школьного образования.

Существуют музеи оригами.

С 1988 г. открыты центры оригами в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде.

Этим видом искусства и воспользуемся сегодня на уроке.

-Какая тема урока? (Цветочки-оригами)

-Какую цель мы поставим на урок? ( научиться делать цветы в технике оригами).

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *