cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Способы выражения подлежащего и сказуемого 4 класс – Конспект урока русского языка в 4 классе «Способы выражения подлежащего и сказуемого» (УМК «Перспектива)

Разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему «Способы выражения подлежащего и сказуемого. Нахождение главных членов предложения»

Урок русского языка в 4 «Б» классе 20.10.2016 года

Учитель: Артюшина Р.С.

Тема: «Способы выражения подлежащего и сказуемого. Нахождение главных членов предложения»

Цель:

  • закрепить знания о главных членах предложения.

  • учить находить в тексте основу предложения, повторить название членов предложения .

  • формировать навыки межличностного общения при решении единой задачи при работе группами.

  • развивать речь, учить составлять предложения, выделять главную мысль в предложении.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение целей урока.

3. Повторение фонетического состава слова

Отважный, насыпь, рассказ. Какое слово подходит к схеме?

Горизонт, гладкий, разговор,

сапог. Назовите слово, в котором нет звука Г.

Частый, чашка, честный, чаща, лес. Назовите слово, в котором согласные только мягкие.

Спешить, велосипед, предложение, редкий. Найдите слово в котором буква Е имеет два звука.

Приходить, раньше, ёлка, объявить. В каком слове звуков больше, чем букв.

4. Актуализация знаний.

— Давайте составим предложения, если получится

1. Растут, красивые, на, поляне.

2. Ёжик, грибы, в, лесу.

3. Птицы, гнезда, вьют.

— Почему у нас получилось составить только одно предложение?

— Почему с 1 группой слов не получилось составить предложение?

— Чего не хватает в предложении?

— Какого члена предложения в нем не хватает?

— Какое подлежащее можно вставить в предложение?

-Теперь получилось предложение? Почему?

— Почему со 2 группой слов не получилось составить предложение?

— О чем или о ком это предложение?

— Что говорится о ежике?

— Какого члена предложения в нем не хватает?

— Какое сказуемое мы можем вставить в это предложение?

— Теперь получилось предложение? Почему?

Физ. минутка.

Портфель, пенал, книга, медведь, лисица, ручка, дежурный, парта, шкаф, ученик, доска, учитель, дневник.

5. Закрепление материала.

1.) Прочтите слово на доске. МЕДВЕДЬ

— Составьте предложение из двух слов.

— О ком или о чем это предложение?

— Что говорится о медведе?

— Давайте найдем главные члены предложения?

— Какое слово является сказуемым?

— А теперь от сказуемого «ест» поставьте вопрос «Кто? Что?»

— Какое слово является подлежащим?

— Можем ли мы что-то добавить? Сделать предложение интереснее?

— Давайте попробуем добавить еще одно слово. Что ест медведь?

— Посчитайте, сколько получилось слов?

— Добавим еще слово. Повторите предложение и добавьте к нему еще одно слово. Какой мед ест медведь? Сколько слов в этом предложении?

— Откуда он ест мед? Повторите предложение и добавьте 1 или 2 слова.

— Сколько слов получилось?

— Какое большое предложение у нас получилось!

— А теперь давайте сократим его. Для этого будем убирать по одному слову.

— А почему нельзя убрать слово медведь?

— Почему нельзя убрать слово ест?

— Что случится, если мы уберем эти слова?

По такому же алгоритму составьте предложение: ВЕТЕР, ЛИСТЬЯ, ОСЕНЬ.

Самые красивые предложения записываются в тетради и на доске.

2.) Работа по карточкам

Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения.

6. Итог урока.

— Понравился ли вам урок?

— Какое задание было трудным?

— Что получилось лучше всего?

7. Домашнее задание.

Гр_за надвигалась. Огромная лиловая туч_ медленно поднималась из-за леса. Д_ревья тревожно ш_лестели. Сильный ветер загудел в т_ш_не. Крупные капли д_ждя резко застуч_ли по листьям. Сверкнула яркая молния. Грянул гром.

Гр_за надвигалась. Огромная лиловая туч_ медленно поднималась из-за леса. Д_ревья тревожно ш_лестели. Сильный ветер загудел в т_ш_не. Крупные капли д_ждя резко застуч_ли по листьям. Сверкнула яркая молния. Грянул гром.

Гр_за надвигалась. Огромная лиловая туч_ медленно поднималась из-за леса. Д_ревья тревожно ш_лестели. Сильный ветер загудел в т_ш_не. Крупные капли д_ждя резко застуч_ли по листьям. Сверкнула яркая молния. Грянул гром.

Гр_за надвигалась. Огромная лиловая туч_ медленно поднималась из-за леса. Д_ревья тревожно ш_лестели. Сильный ветер загудел в т_ш_не. Крупные капли д_ждя резко застуч_ли по листьям. Сверкнула яркая молния. Грянул гром.

Гр_за надвигалась. Огромная лиловая туч_ медленно поднималась из-за леса. Д_ревья тревожно ш_лестели. Сильный ветер загудел в т_ш_не. Крупные капли д_ждя резко застуч_ли по листьям. Сверкнула яркая молния. Грянул гром.

Гр_за надвигалась. Огромная лиловая туч_ медленно поднималась из-за леса. Д_ревья тревожно ш_лестели. Сильный ветер загудел в т_ш_не. Крупные капли д_ждя резко застуч_ли по листьям. Сверкнула яркая молния. Грянул гром.

multiurok.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: « Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения». 4 класс УМК «Перспектива»

2. Актуализация индивидуального затруднения

в пробном учебном действии.

— Начнем урок с минутки чистописания, отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать?

Буква ходит в шкуре броской
В черно—белую полоску,
Встретив волка и лису,
След свой путает в лесу.

Пишем строчку Зз, Ззз, Зззз.

— А теперь перейдем к словарно-орфографической работе.

На доске слова:

Воробей, береза, ворона, путешествие, заря, беседа.

Отгадайте, с каким новым словарным словом мы познакомимся на уроке?

Ваши ассоциации с этим словом. Какой бывает заря?

Запишите это слово три раза и выделите букву а. Запомните написание этого слова.

 Придумайте предложение со словом «заря».

Выделите основу слова

 « заря».

 Как вы понимаете слово

«основа»?

Подчеркните основу предложения. Кто подчеркнул?

Предложение тоже имеет основу. Как вы думаете, какие члены предложения составляют его основу?

Почему?

З

Ребята работают в тетради.

-Заря( объяснения ребят)

Утренней, вечерней, красной, алой и т. д.

 

На востоке заря загоралась…

Часть слова без окончания. Самое важное, без чего не может существовать слово.

Предположения ребят записываются на доске.(объяснения ребят выслушиваются )

3. Выявление места и причины затруднения.

Почему такая неуверенность в ваших словах.

Какова цель нашего урока?

Какова тема нашего урока?

Новая тема сегодняшнего урока.

Узнать, что составляет основу предложения и находить ее.

Грамматическая основа предложения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Как можно проверить ваши предположения. План выхода из затруднения.

Ответы ребят.(фиксируют на доске)

5. Реализация построенного проекта.

Открыли учебники и прочитали самостоятельно.

Кто нашел ответ на вопрос? Так какие члены

предложения составляют основу предложения? Почему?

Молодцы. Как правильно звучит наша тема?

Запишите нашу тему в рабочих тетрадях.

Дальнейшие наши действия?

Откроем учебник и проверим по учебнику нашу правоту.

(Чтение высказывания Самоварова на с. 58.Повторение известных детям определений подлежащего и сказуемого)

Основу предложения составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

Вернемся к нашему предложению и определим ее  грамматическую основу?

Заря загоралась.- О ком или о чем говорится в предложении? (О заре) Что? Заря. Подчеркнем это слово одной чертой. Это  подлежащее.

— Что говорится о заре? (Она загоралась). Заря что делала? Загоралась. Подчеркнем это слово двумя чертами. Это- сказуемое.

6. Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

Итак, что составляет основу предложения?

Спасибо.

Следующий этап нашей работы?

Работа с карточкой.

  1. Кот облизывает усы.
  2. Витя строит дом.
  3. Бабушка вяжет носки.
  4. Рита смотрит телевизор.
  5. Дедушка читает газету.
  6. Громко кричит ворона.
  7. Поёт знаменитый артист.
  8. Лает дворовый пёс.
  9. Собака грызёт косточку.
  10.  Мастер настроил пианино.
  11.  Пушистый котёнок уснул.
  12.  Ребята поют песни.
  13.  Сверкнул яркий луч.
  14.  Хомячка покормит Лена.
  15.  Зелёный лес шумит.
  16.  Серёжу хвалит тренер.
  17.  Звонкий голос затих.
  18.  Кассир выбивает чек.
  19.  Животных лечит ветеринар.
  20.  Пролетел новый самолёт.
  21.  Большая собака громко лает.
  22.  Большая туча закрыла солнце.
  23.  Аллею покрыли кленовые листья.

Грамматическая основа предложения включает главные члены: подлежащее и сказуемое или одно из них.

Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

Ребята работают с карточками. По очереди называют грамматическую основу предложения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Спасибо.

 Прочитайте «Узелки на па-

мять» на с. 59 и найдите, какие особенности подлежащего и сказуемого мы ещё не отметили?

Выполните упр. 79. Найдите грамматическую основу предложения и определите какими частями речи они выражены?

Проверили друг друга. А теперь еще раз проверьте по образцу. Есть ли вопросы по заданию?

Если выполнили без ошибок, поставили около работы +,если с ошибками-? Спасибо.

Какими частями речи могут

быть выражены?

Ребята выполняют это задание самостоятельно.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Сейчас немного поиграем. Игра называется «Подбери словечко».

Я называю глагол-

сказуемое, а вы подбираете подходящие по смыслу

подлежащие:

поёт

улыбается  

грустит

хмурится

 

летит

Всем спасибо.

— Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Птица, соловей, артист, ветер

Мама, сестра, учитель, солныш-

ко, природа

Бабушка, подруга, небо, берёзка

 Отец, сосед, небо

Самолёт, орёл, автомобиль-

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

1 существительное (тема).

2 прилагательных(определение темы)

3 глагола (характерные  действия или состояния предмета).

Фраза из 4 слов(что автор думает?)

1 существительное

(новое звучание темы).

Подлежащее,

Главное, необходимое,

Говорит, называет, указывает.

Без него обойтись трудно.

Предмет.

Сказуемое,

Главное, необходимое,

Сообщает, открывает, сказывает.

Без него как-то скучно.

Действие.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Всем спасибо. Подведем итог нашего урока. Из чего состоит основа предложения?

Что такое подлежащее? Сказуемое? Какими частями речи может

быть выражено подлежащее?Сказуемое?

С какими трудностями столкнулись на уроке? Как вы думаете? Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.

Закрепите полученные знания дома. Записываем домашнее задание. Упр. 59 из РТ.

Ответы ребят.

Ответы ребят.

Рисуют себя на лесенке успеха.

nsportal.ru

Конспект урока «Способы выражения подлежащего»

Конспект урока русского языка для 6 класса

Тема урока: «Способы выражения подлежащего»

Цели и задачи урока:

1. Образовательный аспект:

— обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;

— выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;

— определять способы выражения подлежащего;

— правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;

— формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного предложения.

2. Развивающий аспект:

— развивать познавательный интерес;

— развивать внимание учащихся;

— развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

— развивать умение формулировать проблему;

— развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

3. Воспитательный аспект:

— воспитание интереса и уважения к родному языку;

— воспитание ценностного отношения к слову;

— развивать культуру речи;

— создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» (, дидактический раздаточный материал).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Элементы технологий, используемые на уроке: проблемное обучение.

Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.

Методы обучения: эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа учащихся.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Этап мотивации.

Только идущий одолеет путь.

(Китайская пословица)

Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эту китайскую пословицу?

Я также желаю вам успешно одолеть путь длиною в урок.

Запишите дату в тетради.

Слушают. Отвечают.

Оформление тетрадей: запись даты.

Актуализация знаний.

Заполните пропуски в предложениях

Подлежащее – это ________________ , который обозначает _______________.

Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.

(задание№1 в рабочей карте урока)

Мы знаем, что подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Чаще всего выражается существительным или местоимением.

— Запишите предложение, выделите его грамматическую основу и укажите, чем выражено подлежащее. Сделайте вывод.

Завтра (нар.) обязательно наступит.

В роли подлежащего выступает наречие, а не существительное или личное местоимение, как мы привыкли.

Сообщение темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации.

— Какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями?

Итак, ребята, кто-то из вас уже определил тему урока?

Запишите тему урока в тетрадь.

— Исходя из сказанного, сформулируйте цель урока и проблемный вопрос.

Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Научиться находить подлежащее.

Подлежащее и способы его выражения.

Создание условий для решения проблемной ситуации.

Проведём наблюдения (см. задание №3 в рабочей карте урока)

Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания.

1.Воды светлые катила в яркой зелени река. 2. Кто-то позвонил. 3. В гостиной взрослые смотрели телевизор.4. Присутствующие говорили о разном. 5. Восемь делится на четыре. 6. Наше завтра еще не наступило. 7. Вот разлетелось ау вдалеке. 8. У этого старика было золотое сердце

. 9. Дед с бабушкой шли впереди. 10. В камни стрелять – стрелы терять. 11. Брестская крепость встречала своих героев.

Задание: в данных предложениях найдите подлежащее, определите, чем оно выражено. Свои выводы запишите в схему.


Способы способы

выражения

подлежащего





Проверим свои выводы по учебнику. Откройте § 17 (стр. 46-47) и прочитайте правило. Заполните таблицу. Задание №2.

Возьмите на заметку!

Необходимо уметь разграничивать подлежащее, которое выражено инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом.

Сравните: Учиться интересно. – Интересно учиться (сказуемое).

Физминутка.

Река (сущ.), кто-то (мест),взрослые(прил),присутствующие (прич),восемь (числит),завтра (нареч),ау (межд),золотое сердце (фраз),дед с бабушкой (словосоч),стрелять (н.ф),

Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением, инфинитивом, причастием, наречием, междометием, т.е. любой частью речи, выступающей в роли существительного, а также словосочетанием.

Читают, запоминают.

Первичное закрепление знаний.

Работа с текстом (см. приложение 1).

Лес стал прозрачным, не стоит уже такой густой стеной,
заметно поредел. Это его роскошный наряд упал на землю.
Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний
бархат и шёлк в жалкие лохмотья. Подсушат ветер и солнце
опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом,
будто маленькие гномики снуют по земле, разыскивая
сокровища. Это и есть тот единственный звук, который
нарушает лесную тишину. Тихий тогда лес и смирный. Но
страшен он в непогоду. Жалобно и жутко стонут деревья,
раскачивая голыми вершинами, низко пригибаясь к земле,
будто пытаются спасти обнаженные ветки от холода. Осенью ты долго можешь бродить по пустынному лесу и не встретить ни зверя, ни птицы.

— Прочитайте текст и озаглавьте его.

Доказать, что это текст :

Тема текста :
Основная мысль текста :

Стиль текста (доказать мнение) :

Тип текста (доказать мнение) :

— Выпишите грамматические основы и укажите, чем выражены подлежащие.

-Какой вывод вы можете сделать?

Выполнение упражнения 94.

— Выпишите грамматические основы, подчеркните подлежащее.

Сравните предложения.

Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого: какую особенность при согласовании подлежащего и сказуемого вы заметили?.

Сущ.,

Сущ.

Сущ.

Сущ.

Сущ.

Сущ., с.сл.(опред.мест)

Сущ.

Мест.

Сущ.

Мест.

Осенний лес.

Предложения связаны по смыслу и
грамматически.

«Голый» осенний лес

Осенью лес угасает, теряя яркие
летние краски, и пустеет.

Художественный, т.к.
много картин осеннего леса, много средств
выразительности

Описание, т.к. в этом тексте
изображается, описывается лес осенью; текст отвечает на
вопрос, какой лес осенью?

Подлежащее чаще выражается существительным и местоимением.

Работают учащиеся с низкой мотивацией обучения.

Работают учащиеся с высокой мотивацией

1. Мать с дочерью уехали – мать уехала.

2. Георгий с сыном были – Георгий был.

3. Коля с товарищем шли – Коля шёл.

(если сказуемое в единственном числе, то в составе подлежащего одно слово, если во множественном числе, то подлежащее выражено синтаксически неразложимым словосочетанием.)

Контроль

Выполнение разноуровневых заданий по карточкам с ключами

Выполнение задания №4 в рабочей карте урока.

Итог урока

— Что такое подлежащее?

— Какая часть речи может занять место подлежащего?

Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи и междометием.

Рефлексия

— Что на уроке было самым трудным, неинтересным?

Интересным?

— Какие чувства испытываете: удовлетворения,

уныния, радости?

— Продолжите фразу: «Я научился…»

Домашнее задание

выучить правило.

Выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, создать презентацию (индивидуально)

Отметки

Рабочая карта урока

учащегося (учащейся) 6 «А» класса __________________________

Тема урока: Подлежащее и способы выражения

  1. Повторение. Заполните пропуски в предложениях.

Подлежащее – это __________________________ , который обозначает _____________________

___________________________________________________________________________________.

Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.

Рабочая карта урока

учащегося (учащейся) 6 «А» класса __________________________

Тема урока: Подлежащее и способы выражения

  1. Повторение. Заполните пропуски в предложениях.

Подлежащее – это __________________________ , который обозначает _____________________

___________________________________________________________________________________.

Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.

Рабочая карта урока

учащегося (учащейся) 6 «А» класса __________________________

Тема урока: Подлежащее и способы выражения

  1. Повторение. Заполните пропуски в предложениях.

Подлежащее – это __________________________ , который обозначает _____________________

___________________________________________________________________________________.

Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.

3.Упражнение для индивидуальной работы. ФИО ученика_________________

  1. Воды светлые катила в яркой зелени река. 2. Это уникальная коллекция минералов. Кто-то позвонил. 3. Во время детского чая большие сидели на балконе. 4. Присутствующие говорили о разном. 5. Восемь делится на четыре. 6. Наше завтра еще не наступило. 7. Вот раздалось ау вдалеке. 8. У этого старика было золотое сердце. 9. Дед с бабушкой шли впереди. 10. В камни стрелять – стрелы терять. 11. Брестская крепость встречала своих героев.

4.Разноуровневые задания .

1 уровень (3)

Перечитать правило на с. 72-73. С помощью опорной таблицы определить, чем выражено подлежащее.

1.Дедушка научил меня рыбачить.

2.Никто не хотел уходить с дискотеки.

3.Музыка неслась по окрестности.

4.Люди стояли на перроне.

5.Мальчики играли в хоккей.

6.Он уже получил первый разряд.

2 уровень (4)

Подчеркнуть подлежащее. С помощью опорной таблицы определить, чем оно выражено.

1. Гости приехали утром.

2. Он был в музее.

3. Старшие помогали младшим.

4. Мы смогли покататься на лодке.

5. Эта песня нравится всем.

Ключ

1.Гости приехали утром.(сущ.)

2.Он был в музее.(мест).

3.Старшие помогали младшим.(прилаг.)

4. Желающие могли покататься на лодке.(прич.)

5. Два да два – четыре.(числит.)

6. Курить— здоровью вредить.(н.ф.гл)

7. Завтра не наступит никогда.(нареч.)

8. « Га-га-га» слышалось на лугу.(междом.)

9. Мы с сестрой радовались возвращению домой

(недел.словосоч.)

3 уровень ( 5)

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения.

Дом , ожидающие, смелый.
Ключ

Сравните с образцом, исправьте ошибки.

Дом стоял на высоком месте. Мне нравится наш новый дом (дополн.).

Ожидающие толпились на платформе. Пассажиры, ожидающие(определение в причастном обороте) поезд, вышли на перрон.

Смелый к победе стремится. Он совершил смелый (попределение) поступок.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Способы выражения подлежащего и сказуемого. Нахождение главных членов предложения»


Русский язык в 4 классе
Тема: «Способы выражения подлежащего и сказуемого. Нахождение главных членов предложения»
Цель:
закрепить знания о главных членах предложения.
Задачи:
Образовательные: учить находить в тексте основу предложения, повторить название членов предложения.
Воспитательные: формировать  навыки межличностного общения при решении единой задачи при работе группами.
Коррекционные:  развивать речь, учить составлять предложения, выделять главную мысль в предложении.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение целей урока.
3. Повторение фонетического состава слова
Пришкольный, насыпь, сказка. Какое слово подходит к схеме?
Гора, голубой, загадка, сапог. Назовите слово, в котором нет звука Г.
Частый, чашка, честный, чаща, нос. Назовите слово, в котором согласные только мягкие.
Спешить, велосипед, предложение, редкий. Найдите слово в котором буква Е имеет два звука.
Заходить, тоньше, ёжик, объяснить. В каком слове звуков больше, чем букв.
4. Актуализация знаний.
— Давайте составим предложения, если получится
1. Цветут, желтые, на, поляне.2. Медведь, зимой, в, берлоге.
3. Скворцы, гнезда, вьют.
— Почему у нас получилось составить только одно предложение?
— Почему с 1 группой слов не получилось составить предложение?
— Чего не хватает в предложении?
— Какого члена предложения в нем не хватает?
— Какое подлежащее можно вставить в предложение?
-Теперь получилось предложение? Почему?
— Почему со 2 группой слов не получилось составить предложение?
— О чем или о ком это предложение?
— Что говорится о медведе?
— Какого члена предложения в нем не хватает?
— Какое сказуемое мы можем вставить в это предложение?
— Теперь получилось предложение? Почему?
Физ. минутка.
5. Закрепление материала.
1.) Прочтите слово на доске. БЕЛКА
— Составьте предложение из двух слов.
— О ком или о чем это предложение?
— Что говорится о белке?
— Давайте найдем главные члены предложения?
— Какое слово является сказуемым?
— А теперь от сказуемого «грызет» поставьте вопрос «Кто? Что?»
— Какое слово является подлежащим?
— Можем ли мы что-то добавить? Сделать предложение интереснее?
— Давайте попробуем добавить еще одно слово. Что грызет белка?
— Посчитайте, сколько получилось слов?
— Добавим еще слово. Повторите предложение и добавьте к нему еще одно слово. Какие орехи грызет белка? Сколько слов в этом предложении?
— Откуда она грызет орехи? Повторите предложение и добавьте 1 или 2 слова.
— Сколько слов получилось?
— Какое большое предложение у нас получилось!
— А теперь давайте сократим его. Для этого будем убирать по одному слову.
— А почему нельзя убрать слово белка?
— Почему нельзя убрать слово грызет?
— Что случится, если мы уберем эти слова?
По такому же алгоритму составьте предложение: МОРОЗ, ДЕРЕВЬЯ, ЗИМА.
Самые красивые пре

weburok.com

Тема : способы выражения подлежащего и сказуемого.

Тема : способы выражения подлежащего и сказуемого.

Цели:

Образовательная :

— закреплять умение находить в предложении главные и второстепенные члены; учить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов; закреплять правописание частицы не с глаголами

Развивающая :

Познавательные УУД:

— изменение текстов в соответствии с указанными критериями; включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартных задач.

Регулятивные УУД :

-способность к планированию, контролю, самооценке и взаимооценке.

Коммуникативные :

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Воспитательная:

Личностные УУД:

-воспитывать любовь к языку и культуре своего народа.

Ход урока.

I Этап мотивации

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» 1- 2 мин

— Здравствуйте. Садитесь.

— Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями)

— Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; внимательно, аккуратно; помогать друг другу)
— Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –( самостоятельная деятельность по известной норме).4-5 мин

— Сели правильно. Проверка посадки. Открыли тетради. Записали … Сегодня __________. Классная работа.

2) Минутка чистописания.

3)Орфографическая минутка.

Прочитайте слова.

Сер-це-

Д-ревья-

Работа в парах. Повторить правила работы в паре. Карточка.

  1. Игра «Найди пару». Проставь в словах ударение, найди безударную опасную гласную, подбери проверочное слово. Соедини стрелочками слова (проверяемое и проверочное).

волна

осенний

далёкий

хлопать

бойцы

волны

хлопушка

даль

осень

бой

Для слабых карточка.

Вставьте пропущенную букву: е, иили я.

Д__нёк – ден, св__сток- свист, сн__жок – снег, ч__сло — числа, п__нёк –пень, л__нейка – линия.

-Вставьте букву, запишите проверочное слово.

-Какое правило мы повторили? (Правописание безударных гласных в корне слова)

5)Какая орфограмма в словах с пропущенными буквами?(безударная гласная)

Правило? В какой части слова находится орфограмма?(корень)

4)Словарь.(Под дикт, самопроверка, один у доски)

Богатый, агроном, багаж, тревога, великолепный, тревожиться, двадцать, желание, тревожный.

(Один ученик записывает слова на закрытой части доски. Взаимопроверка по орфорграфическому словарю на с. 126. Самооценка). Один ученик проверяет слова у доски.

Физкультминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано —
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

III Этап выявления места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

На какие две группы можно разделить все члены предложения?

На главные и второстепенные.

Какие члены предложения называются главными? Что они образуют?

Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения.

Что такое подлежащее?

Это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, чаще всего оно выражено именем существительным в И.п.

А что такое сказуемое?

Это главный член предложения, который поясняет, что делает подлежащее, чаще всего выражено глаголом.

Чаще всего, значит, не всегда. Значит, встречаются предложения, в которых подлежащее выражено не именем существительным, а сказуемое — не глаголом.

Тогда возникает проблемный вопрос: какими частями речи ещё могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

2) Назовите тему урока (Способы выражения подлежащего и сказуемого.) слайд

Чему будем учиться на уроке ? Сформулируйте цели .(что будем делать?)

Учиться находить в предложении основу, ставить вопрос от главного слова к зависимому, определять связь слов в предложении, определять, какими частями речи выражены главные члены предложения.

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

IV Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению — (построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).

Запишем предложения под диктовку. Один у доски.

Корабль вошёл в порт. Он был заполнен пассажирами.

Назовите в каждом предложении подлежащее и сказуемое?

-Какими частями речи они выражены?

-понятно ли, о чем говорится во втором предложении?

-Какими словами можно заменить местоимение он, чтобы было понятно, что речь идет о корабле?

-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

-сколько слов входит в сказуемое во втором предложении?

-На какие вопросы отвечают имена существительные в первом предложении?

-Как определить, какое слово является подлежащим?

Учебник с 64 упр 97 У доски.

Физкультминутка
«В школу мы с тобой пришли.»

«Всех друзей своих нашли»
«Будем в школе мы читать»

«Будем в школе мы писать»
«И конечно, и конечно,
будем много-много знать!»

V Этап первичного закрепления с проговариванием

Работа по учебнику.

Упр. 99 с. 65.-Прочитайте предложения.

-Что произойдет если ребята последуют этим советам?

-Как надо исправить предложения, чтобы они помогали сберечь природу, бережно относиться к своей жизни и здоровью?

-Прочитайте какие предложения получатся.

Самостоятельная работа. Учащиеся записывают предложения. Взаимопроверка.

VIIIЭтап включения в систему знаний и повторения

Запись под диктовку.

Чужая шуба не греет. Под лежачий камень вода не течет.

-Подчеркните главнные чолены предложения.

-Обозначьте орфограмму «Не с глаголами»

IX Подведение итогов урока

  • Вспомните цели урока

  • Справились ли вы с ними?

  • Какие особенности обращений вы узнали на уроке?

  • _Какие стили речи вспомнили?

  • -Чем отличаются эти стили общения??

X Рефлексия

Рефлексия

— А теперь проанализируйте свою работу на уроке.

На уроке у меня все получилось.

Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)

Я активно участвовал в открытии нового знания.

XI Д.з.

Игра «Найди пару». Проставь в словах ударение, найди безударную опасную гласную, подбери проверочное слово. Соедини стрелочками слова (проверяемое и проверочное).

волна

осенний

далёкий

хлопать

бойцы

волны

хлопушка

даль

осень

бой

Игра «Найди пару». Проставь в словах ударение, найди безударную опасную гласную, подбери проверочное слово. Соедини стрелочками слова (проверяемое и проверочное).

волна

осенний

далёкий

хлопать

бойцы

волны

хлопушка

даль

осень

бой

Игра «Найди пару». Проставь в словах ударение, найди безударную опасную гласную, подбери проверочное слово. Соедини стрелочками слова (проверяемое и проверочное).

волна

осенний

далёкий

хлопать

бойцы

волны

хлопушка

даль

осень

бой

Игра «Найди пару». Проставь в словах ударение, найди безударную опасную гласную, подбери проверочное слово. Соедини стрелочками слова (проверяемое и проверочное).

волна

осенний

далёкий

хлопать

бойцы

волны

хлопушка

даль

осень

бой

Вставьте пропущенную букву: е, иили я.

Д__нёк – ден, св__сток- свист, сн__жок – снег, ч__сло — числа, п__нёк –пень, л__нейка – линия.

Вставьте пропущенную букву: е, иили я.

Д__нёк – ден, св__сток- свист, сн__жок – снег, ч__сло — числа, п__нёк –пень, л__нейка – линия.

Вставьте пропущенную букву: е, иили я.

Д__нёк – ден, св__сток- свист, сн__жок – снег, ч__сло — числа, п__нёк –пень, л__нейка – линия.

Вставьте пропущенную букву: е, иили я.

Д__нёк – ден, св__сток- свист, сн__жок – снег, ч__сло — числа, п__нёк –пень, л__нейка – линия.

Вставьте пропущенную букву: е, иили я.

Д__нёк – ден, св__сток- свист, сн__жок – снег, ч__сло — числа, п__нёк –пень, л__нейка – линия.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостил, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2100»

Конспект урока по русскому языку

В 4 классе
«Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении»

подготовила

учитель начальной школы

Калякина Светлана Николаевна

г. Москва
2014

Задачи:

  1. Ввести алгоритм нахождения главных членов предложения, отрабатывать навык определения сказуемого и подлежащего в предложении, закреплять умение определять знаки препинания в предложении (тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

  2. Развивать внимание к содержанию языкового материала, наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы.

  3. Формировать умение общаться, воспитывать уважение к старшим, в том числе к матери.

Учитель. — Запишем число, классная работа. Трое учеников будут работать на карточках.

1.Словарная работа.

Сердце, радостный, распускает, берёзка.

2.Повторение пройденного и актуализация знаний

Проверка д\з.

Учитель. Назовите подлежащее и сказуемое в первом предложении, (рассказ интересный и поучительный.) Вы согласны? Во втором предложении, (беседа — развлечение) В третьем предложении, (изучалось правило) Три ученика по очереди называют подлежащее и сказуемое.

Учитель. Что такое подлежащее? (Это член предложения от которого зависят

грамматические формы сказуемого)

Что такое сказуемое? (Это член предложения, выражающий грамматическое значение

предложения).

3. Постановка учебной задачи и поиск её решения.

Учитель. -Ребята, мне нужна ваша помощь — разобраться, кто прав? Два мальчика искали подлежащее и сказуемое в предложении:

Этот мяч подарили мне к дню рождения родители.

Петя рассуждал так. В предложении говорится о мяче. Значит, мяч — это подлежащее. А что сообщается о мяче? Что его подарили. Подарили — это сказуемое.

Алёша ему возразил.

-А почему ты начинал с подлежащего? Лучше сначала найти сказуемое, а уж потом искать

подлежащее. Сказуемое выражает ГЗ предложения. Вот и нужно изменить это значение и

посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое. Например, это предложение

нужно изменить так:

Этот мяч подарят мне ко дню рождения родители.

Изменился глагол подарили, значит, это и есть сказуемое.

Петя упрямился.

-Но ведь я тоже сказал, что это сказуемое. Какая же разница, как его искать?

-Есть разница. Ты сначала искал подлежащее и решил , что подлежащее — мяч.

А лучше сначала искать сказуемое. И только потом можно найти подлежащее — слово, от

которого зависит сказуемое. И тогда окажется, что мяч — это совсем не подлежащее.

— Как это так?! — возмутился Петя. — Ведь в предложении говорится о мяче\

Учитель. -Как вы считаете, кто прав — Петя или Алёша? Какое слово в этом предложении является подлежащим? (подлежащее -родители)

4. Моделирование.

Учитель. — Так какой член предложения надо искать первым: подлежащее или сказуемое? А

вторым? Как нам записать , что первым ищем сказуемое? {1. =)

Что записать дальше? ( 2. .) Итак, мы вывели сейчас алгоритм нахождения сказуемого и

подлежащего в предложении. Наш вывод в этой памятке.

Учитель на доску вывешивает алгоритм:

1. =

2.

Учитель. -Так можно работать только с этим предложением или с любыми?

5. Рефлексия.

  • Найдите подлежащее и сказуемое в таком предложении: Этот мяч подарок ко дню рождения.

  • Какой знак пропущен в этом предложении?

Запишите его, подчеркните в нём подлежащее и сказуемое, работая в парах.

Проверка. Двое учеников выходят к доске и подчёркивают. Все сверяют со своей работой.

Учитель. — Ребята, вы получаете подарки от своих родителей. Ведь они любят вас. А как вы можете отблагодарить своих маму, папу за любовь и заботу?

Физминутка.

На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:»Такого свиста, мы не слышали пока»
плечи поднять

Учитель. — Откройте учебники. Найдите упр. 252. Прочитаем задание.

Прочитаем текст.

Запишем первое предложение. Обсудите в парах и подчеркните подлежащее и сказуемое.

— А что будете искать первым? Как ?

(Надо изменить ГЗ предложения и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое).

Работа в парах. Кто выполнил первым — на доске на записанных заранее предложениях

подчёркивают подлежащее и сказуемое. Все сверяют свои работы с доской.

Также работаем со вторым предложением.

Учитель. — Остальные предложения списываем и работаем также.

6. Индивидуальная рефлексия.

Работа на карточках по вариантам.

1 в.

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Радуют сердце краски весенней земли. Ландыш редкий подарок весны.

2в.

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Весна радостное время года. Берёзки в лесу распускают свои клейкие листочки.

Проверка самостоятельной работы.

7. Итог урока.

Учитель. — Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
— Чему учились?

-Мы находили в предложениях главные члены, а как вы думаете, есть ли другие члены предложения?

— Чему же ещё нам предстоит учиться на следующих уроках?

Список использованной литературы

1. Е. В. Восторгова, Т.В.Некрасова, Л .В. Чеботкова. Русский язык 4 класс-М.:

« Вита-Пресс»,2006.
2.  Е. В. Восторгова ,  Л. В.Чеботкова Методическое пособие к учебнику русского языка 4 класс — М: «Вита-Пресс» 2006 г.


Использованные Интернет-ресурсы

1. http://www.ourkids.ru/Logopedia/fizmin.shtml
2. http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_o_vesne.html

doc4web.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Способы выражения подлежащего и сказуемого. Нахождение главных членов предложения»

Русский язык в 4 классе

Тема: «Способы выражения подлежащего и сказуемого. Нахождение главных членов предложения»

Цель:

Задачи:

  • Образовательные: учить находить в тексте основу предложения, повторить название членов предложения.

  • Воспитательные: формировать  навыки межличностного общения при решении единой задачи при работе группами.

  • Коррекционные:  развивать речь, учить составлять предложения, выделять главную мысль в предложении.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение целей урока.

3. Повторение фонетического состава слова

Пришкольный, насыпь, сказка. Какое слово подходит к схеме?

Гора, голубой, загадка, сапог. Назовите слово, в котором нет звука Г.

Частый, чашка, честный, чаща, нос. Назовите слово, в котором согласные только мягкие.

Спешить, велосипед, предложение, редкий. Найдите слово в котором буква Е имеет два звука.

Заходить, тоньше, ёжик, объяснить. В каком слове звуков больше, чем букв.

4. Актуализация знаний.

— Давайте составим предложения, если получится

1. Цветут, желтые, на, поляне.

2. Медведь, зимой, в, берлоге.

3. Скворцы, гнезда, вьют.

— Почему у нас получилось составить только одно предложение?

— Почему с 1 группой слов не получилось составить предложение?

— Чего не хватает в предложении?

— Какого члена предложения в нем не хватает?

— Какое подлежащее можно вставить в предложение?

-Теперь получилось предложение? Почему?

— Почему со 2 группой слов не получилось составить предложение?

— О чем или о ком это предложение?

— Что говорится о медведе?

— Какого члена предложения в нем не хватает?

— Какое сказуемое мы можем вставить в это предложение?

— Теперь получилось предложение? Почему?

Физ. минутка.

5. Закрепление материала.

1.) Прочтите слово на доске. БЕЛКА

— Составьте предложение из двух слов.

— О ком или о чем это предложение?

— Что говорится о белке?

— Давайте найдем главные члены предложения?

— Какое слово является сказуемым?

— А теперь от сказуемого «грызет» поставьте вопрос «Кто? Что?»

— Какое слово является подлежащим?

— Можем ли мы что-то добавить? Сделать предложение интереснее?

— Давайте попробуем добавить еще одно слово. Что грызет белка?

— Посчитайте, сколько получилось слов?

— Добавим еще слово. Повторите предложение и добавьте к нему еще одно слово. Какие орехи грызет белка? Сколько слов в этом предложении?

Откуда она грызет орехи? Повторите предложение и добавьте 1 или 2 слова.

— Сколько слов получилось?

— Какое большое предложение у нас получилось!

— А теперь давайте сократим его. Для этого будем убирать по одному слову.

— А почему нельзя убрать слово белка?

— Почему нельзя убрать слово грызет?

— Что случится, если мы уберем эти слова?

По такому же алгоритму составьте предложение: МОРОЗ, ДЕРЕВЬЯ, ЗИМА.

Самые красивые предложения записываются в тетради и на доске.

2.) Работа по карточкам

Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения.

Листья д…ревье… в с…ду п…крылись снегом. Он ниче…о на свете (не) б…ит…ся. Со…нце раст…пило л…дяную гору

6. Итог урока.

— Понравился ли вам урок?

— Какое задание было трудным?

— Что получилось лучше всего?

7. Домашнее задание.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *