cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Программа по внеурочной деятельности по русскому языку 4 класс фгос – Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык. 4 класс» | скачать бесплатно

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс «Скорая помощь по русскому языку и математике»

Календарно -тематическое планирование

Характеристика основных видов образовательной деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Дата проведения

План

Факт

1

1

Повторение. Фонетика и словообразование

Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их

01.09

2

1

Счёт сотнями. Многозначное число. Классы и разряды многозначного числа.

Называть следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке. Объяснять значение каждой цифры в записи трехзначного числа с использованием названий разрядов: единицы, десятки, сотни.

08.09

3

1

Повторение. Правописание слов с изученными орфограммами.

Систематизировать знания, полученные при изучении в 1–3 классах раздела «Правописание».

15.09

4

1

Сравнение многозначных чисел. Решение примеров

Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения. Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды.

22.09

5

1

Признаки имени существительного

Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Знакомиться с происхождением имён. Анализировать значения приведённых слов, опираясь на приём развёрнутого толкования. Высказывать предположение о различиях слов по значению. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения

29.09

6

1

Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда

Вычислять сумму многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения. алгоритмы сложения. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.

06.10

7

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя .возможность/невозможность его выполнения при постановке слов в нужную форму и написании безударных окончаний

13.10

8

1

Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. Письменные алгоритмы вычитания

Вычислять разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы вычитания. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.

20.10

9

1

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Обобщать и систематизировать знания о правописании окончаний имён прилагательных. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. Формулировать правило на основе нескольких высказываний. Группировать слова по заданному основанию. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Понимать информацию, представленную в виде схемы

27.10

10

1

Задачи на движение. Вычисление скорости по формуле v = S: t

Вычислять скорость, путь, время по формулам.

03.11

11

1

Буквы О-Ё после шипящих и Ц. Правописание слов с мягким знаком на конце слов после шипящих

Обобщать и систематизировать знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих. Группировать слова по заданному основанию. Отрабатывать орфограммы

17.11

12

1

Задачи на движение. Вычисление расстояния по формуле S = v · t

Называть единицы скорости. Вычислять скорость, путь, время по формулам.

24.11

13

1

Разбор по членам предложения.

Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию.

01.12

14

1

Переместительное свойство сложения и умножения

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях

08.12

15

1

Синтаксический разбор предложения

Систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания и интонации

15.12

16

1

Сочетательные свойства сложения и умножения

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях

22.12

17

1

Знаки препинания при однородных членах предложения

Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений.

30.12

18

1

Вычисления с использованием распределительных свойств умножения

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях, приводить примеры арифметических действий, обладающих общими свойствами

20.01

19

1

Правописание приставок в глаголах

Различать предлоги и приставки. Распределять слова по столбикам в соответствии с поставленной задачей. Систематизировать знания об употреблении разделительного твёрдого знака. Контролировать собственные действия при отработке написания предлогов и приставок

27.01

20

1

Задачи на движение в противоположных направлениях (из одного или из двух пунктов)

Выбирать формулу для решения задачи на движение. Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие и их решение. одного вида движения от другого. Моделировать каждый вид движения с помощью фишек. Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях

02.02

21

1

Лицо и число глаголов

Систематизировать знания о личных местоимениях. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. Находить в тексте слова по заданному основанию.

09.02

22

1

Умножение многозначного числа на двузначное.

Вычислять произведение чисел, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.

16.02

23

1

Спряжение глаголов

Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям

02.03

24

1

Умножение многозначного числа на трехзначное

Вычислять произведение чисел, используя письменные алгоритмы умножения на трехзначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.

09.03

25

1

Правописание безударных окончаний глаголов

Систематизировать знания о личных окончаниях глаголов и о способах определения спряжения. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Находить слова по заданному основанию.

16.03

26

1

Задачи на разные виды движения двух тел

Моделировать каждый вид движения с помощью фишек. Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях

23.03

27

1

Правописание суффиксов глаголов

Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ива-/- ыва-, -ова-/-ева-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом

06.04

28

1

Деление суммы на число. Решение задач

1 Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях

13.04

29

1

Правописание глаголов

Группировать слова по заданным основаниям. Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов, и алгоритмах применения изученных правил.

20.04

30

1

Деление на двузначное число

Вычислять частное чисел, используя письменные алгоритмы деления на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

27.04

31

1

Наречие

Наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывать предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументировать свой ответ

04.05

32

1

Вычисления с многозначными числами

Воспроизводить устные приёмы деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять частное чисел, используя письменные алгоритмы деления на трёхзначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

11.05

33

1

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения

Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок

18.05

34

1

Сложение и вычитание многозначных чисел

1 Выполнять умножение и деление многозначного числа на трёхзначное число, используя письменные приёмы вычис- лений. Вычислять значения выражений с буквой со скобками и без них при заданном наборе значений этой буквы

25.05

infourok.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занимательный русский язык ( 4 КЛАСС, 34 ЧАСА)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 32

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

РАССМОТРЕНО

на заседании МО ______

______________________

Протокол №____ от

«___» ___________2017г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР ГБОУ РШИ №32

_____ ____/Киреева Н.Г.

«___» ________ 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РШИ №32

___________/Тарасова Е. В../

Приказ №______ от

«___» ____________ 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занимательный русский язык

( 4 КЛАСС, 34 ЧАСА)

Программа разработана на основе авторской программы Л. В. Мищенковой

Программу разработала учитель начальных классов Гончарова О. М..( 10 разряд)

2017-2018 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897) и на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД), примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. (Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения), программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий внеурочной деятельностью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство» знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Занимательный русский язык» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические загадки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

2.Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни общества;

  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

  • понимать необходимость быть носителем правильной речи;

  • проявлять интерес к изучению родного языка.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,

  • проговаривать последовательность действий,

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,

  • работать по предложенному учителем плану,

  • отличать верно выполненное задание от неверного,

  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,

  • делать предварительный отбор источников информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),

  • слушать и понимать речь других,

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе являются формирование следующих умений:

  • распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;

  • отличать признаки основных языковых единиц;

  • различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;

  • иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;

  • знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;

  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;

  • творчески мыслить прирешении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Объектом изучения являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитие у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Тема 1. И снова о русском языке!(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2. Крылатые слова и афоризмы. (1ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка .

Тема 3. Об именах и фамилиях.(2 ч.)

История возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Разнообразие имён и их форм.

Тема 4. Праздник творчества и игры. (8ч..) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 5. Учимся распознавать речевые ошибки. (1ч.)

Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.

Тема 6. Фразеологизмы (4ч.) Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Тема 7. Я не поэт, я только учусь (3ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 8. Словесные забавы(14 ч.) Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 34 ЧАСА)

1

Копилка занимательных заданий

Решение занимательных задач

1

Игротека

Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)

1

Об именах

История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм.

1

О русских фамилиях

История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий.

1

В поисках сбежавших головоломок

Решение занимательных заданий

1

Игротека

Повторение: история возникновения русских имен и фамилий

1

Мы играем в логогрифы

Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.

1

Учимся распознавать речевые ошибки

Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение

1

Коллекция заморочек

Решение занимательных заданий

1

Игротека

Повторение: логогрифы, речевые ошибки

1

Ох уж эти фразеологизмы!…

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами

1

Работаем над рифмами

Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме

1

Словесные забавы

Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме»

1

Игротека

Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами

1

Продолжаем работу над фразеологизмами

История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов

1

Русские пословицы и поговорки

Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы

1

Ассорти для любителей русского языка

Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий

1

Игротека

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы

1

И снова о фразеологизмах

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

1

Однородные члены предложения

Выделение однородных членов предложения

1

Ошибочка вышла!…

Решение занимательных заданий

1

Игротека

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень»

1

Про омонимы и их разновидности

Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по 1лексическому значению.

1

Еще немного фразеологизмов

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

1

В стране Перевертундии

Решение занимательных заданий

1

Игротека

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

1

Что такое «паронимы»

Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов

1

Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами

1

31 июня

Решение занимательных заданий

1

Игротека

Повторение: паронимы, словарные слова

1

Повторяем…

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы

1

Повторяем…

Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки.

1

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы).

Главное назначение начальной школы – воспитательное.

Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.

Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.

Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке.

Занятия кружка ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене.

Практические занятия кружка во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся.

Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).

Все занятия кружка строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов — не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.

Задачи программы:

обогащение словаря;

развитие устной и письменной речи;

совершенствование работы над содержательной стороной слова;

активизация познавательных интересов;

раскрытие творческих способностей;

развитие образного и логического мышления;

воспитание доброжелательности, толерантности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» реализуется через занятия кружка.

Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, викторины, различные игры и др.

Место проведения занятий: учебный кабинет.

Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими моментами (ДМ), когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 135 часов.

1 класс – 33 часа (теория – 5 часов, практика – 28 часов)

2 класс – 34 часа (теория – 7 часов, практика – 27 часов).

3 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).

4 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

учебно-познавательный интерес к предмету;

чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

развитие морально-этического сознания;

формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение учитывать установленные правила в планировании;

умение решать проблемы творческого характера;

умение адекватно воспринимать оценку;

умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение добывать новые знания;

умение перерабатывать информацию;

умение строить суждения в простой форме;

умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

интерес к познанию природы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умение договариваться;

умение работать в паре, группе, коллективе;

умение адекватно использовать речевые средства;

умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(1 класс)

п/п

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

  
 

Самые дорогие и добрые слова

10

2

8

  

1

Вводное занятие. Значение русского языка

1

1

   

2-4

Волшебные слова

3

1

2

  

5-7

Важные слова

3

 

3

  

8-9

Дорогие слова

2

 

2

  

10

Праздник «День Вежливости»

1

 

1

  
 

Чудесные превращения слов

10

2

8

  

11-12

Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»…

2

1

1

  

13-14

Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»…

2

 

2

  

15-16

Игра в слова

2

 

2

  

17-19

Игры «Флот помог», «Телефон»…

3

1

2

  

20

Праздник «Путаница»

1

 

1

  
 

Звуки в слове

10

1

9

  

21-22

Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»

2

1

1

  

23-24

Скороговорка в ребусе

2

 

2

  

25-26

Лесная школа

2

 

2

  

27-28

Считалки

2

 

2

  

29-30

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

2

 

2

  
 

Тематические группы слов

3

 

3

  

31

Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?»

1

 

1

  

32

Игры «Растения», «Животные», «Времена года» и др.

1

 

1

  

33

КВН

1

 

1

  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(2 класс)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

  
 

Слово или не слово

4

2

2

  

1-2

Вводное занятие. Игра «Слово или не слово»

2

1

1

  

3-4

Игры «Составь слово», «Угадайка»

2

1

1

  
 

Многозначные слова

10

2

8

  

5-6

Разные значения слов

4

1

3

  

7-12

Игры «Про хвосты и головы», «Два значения»

5

1

4

  

13

Викторина «Угадай значение слова»

1

 

1

  
 

Слова-близнецы

10

2

8

  

14-18

Омонимы. Игра «Кто вы?»

5

1

4

  

19-22

Игры «Узелки на память», «Про Фому и про Ерёму»

4

1

3

  

23

Викторина «Слова-близнецы»

1

 

1

  
 

Слова-друзья

10

1

9

  

24-26

Синонимы. Игра «Незнайка»

3

1

2

  

27-29

Слова-друзья в пословицах

2

 

2

  

30-31

Четырьмя буквами

2

 

2

  

32-33

Так ли в сказке?

2

 

2

  

34

КВН «Слова-друзья»

1

 

1

  

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(3 класс)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

  
 

Слова-противники

10

1

9

  

1-4

Антонимы. Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный»

4

1

3

  

5-9

Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно»

5

 

5

  

10

Игра «Умники и умницы»

1

 

1

  
 

Почему их так называют?

10

2

8

  

11-15

Происхождение слов.

5

1

4

  

16-19

Что за птица? Что за зверь? Что за рыба?

4

1

3

  

20

Праздник слов

1

 

1

  
 

Устаревшие слова

10

3

7

  

21-25

Забытые слова

5

3

2

  

26-29

О чём расскажут нам фамилии?

4

 

4

  

30

Конкурс «Непонятные слова»

1

 

1

  
 

Новые слова

4

1

3

  

31-32

Неологизмы. Игра «Новое слово»

2

1

1

  

33

Игры «Какое слово моложе?», «Три слова»

1

 

1

  

34

Праздник слов

1

 

1

  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(4 класс)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

  
 

Слова-пришельцы

10

1

9

  

1-4

Иноязычные слова в русском языке.

4

1

3

  

5-9

Игры «Где пришелец?», «Откуда он?» и др

5

 

5

  

10

Праздник «Пришли и прижились»

1

 

1

  
 

Крылатые слова и выражения

10

1

9

  

11-14

Фразеологические обороты. Игра «Попались на удочку»

4

1

3

  

15-19

Игры «Ноги в руки!», «Одним словом» и др.

5

 

5

  

20

Праздник крылатых выражений.

1

 

1

  
 

Грамотейка

10

6

4

  

21-22

Из истории письменности

2

2

   

23-24

Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге»

2

2

   

25-26

Игра «Пиши и произноси правильно»

2

1

1

  

27-29

Викторина «Грамотейка». Игра «Умнички»

2

1

1

  

30

Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство»

2

    
 

О словах

4

 

4

  

31-32

Что мы узнали о словах? Викторина «Что кроется в слове?»

  

2

  

33

Праздник слов

  

1

  

34

Итоговое занятие

  

1

  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

1 класс (33 часа)

Самые дорогие и добрые слова (10 часов)

    Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка.

    Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные.

    Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…

    Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной край Кузбасс, родной город Ленинск-Кузнецкий…

    Праздник «День Вежливости».

    Чудесные превращения слов (10 часов)

      Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др.

      Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница».

      Праздник «Путаница».

      Звуки в слове (10 часов)

        Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.

        Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.

        Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

        Тематические группы слов (3 часа)

          Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др.

          Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др.

          Звучащее слово: П.Башмаков «В понедельник», Л.Дружинина «Собирайтесь»,О.Тарнопольская «Стоят в поле сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком пушистым», В.Фетисов «Эх, звоночки», И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев «Сказка про краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е.Трутнева «Загадки»,В.Коркин «Что растёт на нашей грядке?» и др. КВН «Кто в какой группе?

           

          2 класс (34 часа)

          Слово или не слово? (4 часа)

            Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы.

            Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.

            Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев «Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам», Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и др.

            Многозначные слова (10 часов)

              Однозначные и многозначные слова.

              Несколько значений одного слова. Основное и вторичное значения слова.

              Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.

              Звучащее слово: И.Токмакова «В чудной стране», А.Шибаев «Не жалейте пятачка», «Баранка», «Лук», Е.Петрищева «Бросил», Б.Рябинин «Острые вещи», С.Маршак «Загадка», Ф.Бобылёв «Отчего ты плачешь, друг?», А.Власов «Самовар», Г.Бойко «Два значения», В.Орлов «Что делают часы?», К.Кублинскас «Лиса и петух», Э.Киселёва «Молоко убежало», А.Стройло «Морж», Ю.Коринец «Лапки», «Твой след», Е.Авдиенко «Осень», В.Коркин «Золотые руки», И.Снегова «Бьют часы» и др.

              Викторина «Угадай значение слова»

              Слова-близнецы (10 часов)

                Омонимы (Ключ Часть речи ода и та же). Омоформы (Мой – гл. и мест). Омофоны (Гриб и грипп). Различие омонимов, омоформов и многозначных слов.

                Игры «Ключ», «Мир», «Худой», «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др.

                Звучащее слово: А.Шибаев «Храбрая мушка», «Быки», «Лисички», Б.Гольдберг «Коса», В.Лифшиц «Ключ», Я.Козловский «Вы откуда, молодцы?», Н.Сладков «Овсянка», А.Кузичёв «Звёзды», Г.Шмань «Лисичка» и др.

                Викторина «Слова – близнецы».

                Слова – друзья (10 часов)

                  Синонимы.

                  Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами», «Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.

                  Звучащее слово: Д.Лукич «Ключ», А.Барто «Родник», В.Берестов «Бураны», И.Токмакова «Зябнет осинка», М.Дудин «Деревья», Е.Аксельрод «Солнце», А.Усанова «Улетела злая вьюга», В.Орлов «Ночь», «За морем теплее, а дома светлее» (сказка), А.Митяев «Долг» и др.

                  КВН «Слова – друзья».

                  3 класс (34 часа)

                  Слова – проти

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» (4 кл., ФГОС).

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №8»

                  Рассмотрено

                  на педагогическом совете

                  протокол № ____

                  от ________________г.

                  «Согласовано»

                  заместитель директора

                  по УВР

                  _____________

                  от __________________г.

                  «Утверждаю»

                  Директор МБОУ

                  «Гимназия № 8»

                  _________ ___________

                  приказ № _______

                  от ______________г.

                  Рабочая программа

                  по курсу внеурочной деятельности

                  направление общеинтеллектуальное

                  «Русский язык с увлечением»

                  4 класс

                  Составитель:

                  Н.В. Стрельцова,

                  учитель начальных классов

                  первой квалификационной категории,

                  Срок реализации программы:

                  01.09.2018 — 31.05.2019

                  г. Рубцовск, 2018

                  Оглавление:

                  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3

                  2. Планируемая результативность курса………………………………………………4

                  3. Содержание программы курса (занятий) внеурочной деятельности…………… 5

                  4. Тематический план…………………………………………………………………………7

                  5. Лист внесения изменений……………………………………………………..………10

                  Пояснительная записка

                  Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с:

                  • ФЗ – 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

                  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

                  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

                  • Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.2017 № 09–1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ в том числе в части проектной деятельности».

                  • Уставом МБОУ «Гимназия №8».

                  • ООП НОО МБОУ «Гимназия №8».

                  • Положением о внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Гимназия №8.

                  • Планом внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №8» на 2018 – 2019 учебный год.

                  • Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №8» (приказ № 252 от 17.05.2017 г.).

                  Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности ориентирована на использование авторской учебной программы «Русский язык с увлечением» Е.В. Агаповой.

                  Программа данного курса общеинтеллектуального направления представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Объем: 1 час в неделю, 1 ч.• 34 нед. = 34 часа.

                  Программа актуальна, поскольку позволяет у младших школьников формировать позитивное отношение к учению, активирует познавательную активность, предоставляет каждому ребёнку возможность выбирать индивидуальный темп обучения.

                  Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

                  Задачи:

                  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

                  • расширять лингвистический кругозор школьников;

                  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

                  • формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

                  Методы, формы и средства работы: частично – поисковый, наглядности, деятельностно–творческий, наблюдения; совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах; плоскостные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные, и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.), электронное интерактивное приложение.

                  Планируемая результативность курса

                  Приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

                  Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

                  Беседа

                  Второй уровень результатов

                  Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и к социальной реальности в целом.

                  Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать).

                  Дебаты, тематический диспут.

                  Третий уровень результатов

                  Приобретение опыта самостоятельного социального действия.

                  Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде.

                  Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.

                  Метапредметные результаты

                  Личностные универсальные учебные действия:

                  • интерес к изучению языка;

                  • любовь и уважение к Отчеству, его языку, культуре;

                  • положительное отношение к школе;

                  • чувство необходимости учения;

                  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

                  • интерес к письму и созданию собственных текстов;

                  • осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

                  • умение чувствовать красоту и выразительность речи;

                  • стремление к совершенствованию собственной речи.

                  Регулятивные универсальные учебные действия:

                  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

                  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

                  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

                  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

                  Коммуникативные универсальные учебные действия:

                  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

                  • владеть монологической и диалогической формами речи;

                  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

                  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

                  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

                  • овладеть умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения, приводить доказательства).

                  Предметные результаты

                  К концу освоения программы обучающийся должен знать/ понимать:

                  • простые и сложные предложения; повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения; предложения с однородными членами, предложения с прямой речью;

                  • части речи: имя существительное (род, число, склонение существительных по падежам), имя прилагательное (род, число прилагательного, правописание падежных окончаний), глагол (число глагола, спряжение), местоимение (число, лицо, падеж), предлоги;

                  • корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;

                  • парные согласные на конце и в середине слова, правила их правописания;

                  уметь:

                  • находить простые и сложные предложения, предложения с прямой речью;

                  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; род, время, спряжение и число глаголов; лицо, число, падеж местоимений), изменять имена существительные, имена прилагательные и местоимения по падежам;

                  • писать раздельно предлоги со словами;

                  • подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

                  • находить в словах орфограммы на изученные правила;

                  • различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

                  • различать слова с разделительными ь и ъ знаками;

                  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

                  • приводить примеры слов с нужными орфограммами.

                  Ожидаемые результаты от обучающихся:

                  • Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

                  • Умение работать с информацией в разных областях языковых знаний.

                  • Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

                  Порядок зачета результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности определен «Положением об организации внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №8»».

                  Содержание программы курса (занятий) внеурочной деятельности

                  Учебно-методический план в 4 классе

                  п/п

                  Темы

                  Количество

                  часов

                  1.

                  Предложение. Виды предложений.

                  8

                  2.

                  Части речи. Имя существительное.

                  6

                  3.

                  Части речи. Имя прилагательное.

                  6

                  4.

                  Части речи. Глагол.

                  5

                  5.

                  Части речи. Местоимение.

                  2

                  6.

                  Фонетика.

                  3

                  7.

                  Орфография.

                  2

                  8.

                  Повторение и систематизация.

                  2

                  Итого

                  34 ч

                  Синтаксис

                  Простые и сложные предложения. Их отличительные признаки. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Установление связи между частями сложного предложения. Устранение на практическом уровне пунктуационных ошибок. Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Восстановление деформированных текстов.

                  Предложения с однородными членами с союзами и, а, но, без союзов и знаки препинания в них. Классификация предложений. Различение главных (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа) и второстепенных (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах) однородных членов предложения. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания.

                  Прямая речь. Соблюдение норм пунктуации в предложениях с прямой речью.

                  Морфология

                  Части речи.

                  Углубление понятий о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении).

                  Имя существительное.

                  Значение и употребление в речи. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, умница, сирота). Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Изменение имен существительных по числам и падежам. Правописание падежных окончаний имен существительных в формах единственного и множественного числа.

                  Имя прилагательное.

                  Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имен прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе.

                  Глагол.

                  Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределенной формы, на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих, сохранение мягкого знака перед – ся. Гласные перед суффиксом — л — в глаголах прошедшего времени. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

                  Местоимение.

                  Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений. Написание предлогов с местоимениями. Использование буквы н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

                  Фонетика и орфоэпия

                  Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие.

                  Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

                  Фонетический анализ (разбор) слова.

                  Графика

                  Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.

                  Совершенствование навыков клавиатурного письма.

                  Орфография

                  Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

                  Применение изученных правил правописания, а также новых правил на правописание:

                  • проверяемых безударных гласных в корне слова;

                  • парных звонких и глухих согласных в корне слова;

                  • непроизносимых согласных в корне слова;

                  • непроверяемых гласных и согласных в корне слова, в т. ч. удвоенных букв согласных;

                  • разделительных ъ и ь.

                  • ь после шипящих на конце имен существительных;

                  • не с глаголами;

                  • раздельного написания предлогов с другими словами.

                  Грамотно и каллиграфически правильно писать тексты.

                  Состав слова (морфемика)

                  Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов приставочным, суффиксальным и приставочно – суффиксальным способами.

                  Формы занятий и виды внеурочной деятельности: тест (задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»)), игра-практикум и творческая работа («Подбери слово», «Цепочка», «Сквозная буква», «Слова-магниты» и т.п.), викторина, игра-конкурс, игра-путешествие («Знатоки русского языка», «Самый грамотный», «Дорога к языку» и др.), самостоятельная работа.

                  Тематический план

                  занятия /№ занятия в теме

                  Дата (месяц) проведения занятия

                  Тема занятия

                  Информационные ресурсы

                  Предложение. Виды предложений. (8 ЧАСОВ)

                  1/1

                  1 неделя

                  сентября

                  Повторение. Простое и сложное предложения.

                  электронное интерактивное приложение

                  2/2

                  2 неделя

                  сентября

                  Предложение. Знаки препинания.

                  электронное интерактивное приложение

                  3/3

                  3 неделя

                  сентября

                  Разделительные знаки препинания в сложном предложении. Правила пунктуации.

                  электронное интерактивное приложение

                  4/4

                  4 неделя

                  сентября

                  Разделительные знаки препинания в сложном предложении. Правила пунктуации. Закрепление.

                  электронное интерактивное приложение

                  5/5

                  5 неделя

                  сентября

                  Предложения с однородными членами.

                  электронное интерактивное приложение

                  6/6

                  1 неделя

                  октября

                  Предложения с однородными членами. Закрепление.

                  электронное интерактивное приложение

                  7/7

                  2 неделя

                  октября

                  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

                  электронное интерактивное приложение

                  8/8

                  3 неделя

                  октября

                  Предложения с прямой речью.

                  электронное интерактивное приложение

                  Части речи. Имя существительное. (6 ЧАСОВ)

                  9/1

                  4 неделя

                  октября

                  Имя существительное как часть речи.

                  электронное интерактивное приложение

                  10/2

                  2 неделя

                  ноября

                  Признаки имени существительного: род, число.

                  электронное интерактивное приложение

                  11/3

                  3 неделя

                  ноября

                  Имя существительное. Падежи.

                  электронное интерактивное приложение

                  12/4

                  4 неделя ноября

                  Имя существительное. Падежи. Закрепление.

                  электронное интерактивное приложение

                  http://LearningApps.org/display?v=pvc0onhi316 — Падежи

                  13/5

                  1 неделя декабря

                  Склонение имен существительных.

                  электронное интерактивное приложение

                  14/6

                  2 неделя декабря

                  Склонение имен существительных. Закрепление.

                  электронное интерактивное приложение

                  Части речи. Имя прилагательное. (6 ЧАСОВ)

                  15/1

                  3 неделя декабря

                  Имя прилагательное как часть речи.

                  электронное интерактивное приложение

                  16/2

                  4 неделя декабря

                  Признаки имени прилагательного.

                  электронное интерактивное приложение

                  17/3

                  2 неделя января

                  Склонение имен прилагательных.

                  электронное интерактивное приложение

                  18/4

                  3 неделя января

                  Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

                  электронное интерактивное приложение

                  19/5

                  4 неделя января

                  Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

                  Закрепление.

                  электронное интерактивное приложение

                  20/6

                  1 неделя февраля

                  Морфологические признаки имени прилагательного.

                  электронное интерактивное приложение

                  Части речи. Глагол. (5 ЧАСОВ)

                  21/1

                  2 неделя февраля

                  Глагол как часть речи.

                  электронное интерактивное приложение

                  22/2

                  3 неделя

                  февраля

                  Глагол как часть речи. Закрепление.

                  электронное интерактивное приложение

                  23/3

                  1 неделя марта

                  Правописание глаголов.

                  электронное интерактивное приложение

                  24/4

                  2 неделя марта

                  Спряжение.

                  электронное интерактивное приложение

                  25/5

                  3 неделя марта

                  Изменение глаголов по лицам и числам.

                  электронное интерактивное приложение

                  Части речи. Местоимение. (2 ЧАСА)

                  26/1

                  4 неделя марта

                  Местоимение как часть речи.

                  электронное интерактивное приложение

                  27/2

                  1 неделя апреля

                  Местоимение как часть речи. Закрепление.

                  электронное интерактивное приложение

                  Фонетика. (3 ЧАСА)

                  28/1

                  2 неделя апреля

                  Фабрика звуков и букв. Ударение.

                  электронное интерактивное приложение

                  29/2

                  3 неделя апреля

                  Фонетическая зарядка.

                  электронное интерактивное приложение

                  30/3

                  4 неделя апреля

                  Урок – игра. Звуки и буквы.

                  электронное интерактивное приложение

                  https://uchi.ru —

                  Образовательный портал на базе интерактивной онлайн-платформы для детей.

                  Орфография. (2 ЧАСА)

                  31/1

                  1 неделя мая

                  Орфограммы.

                  электронное интерактивное приложение

                  32/2

                  2 неделя мая

                  Применяем правила орфографии.

                  электронное интерактивное приложение

                  Повторение и систематизация. (2 ЧАСА)

                  33/1

                  3 неделя мая

                  Обобщение изученного материала.

                  электронное интерактивное приложение

                  http://LearningApps.org/display?v=peun50e6516 — Учимся определять части речи

                  34/2

                  4 неделя мая

                  Обобщение изученного материала.

                  электронное интерактивное приложение https://source2016.ru — Образовательный 

                  портал Источник.

                  ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

                  рабочей программе

                  Тема занятия

                  с учетом корректировки

                  Сроки корректировки

                  Примечание

                  infourok.ru

                  Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 1-4 классов

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы).

                  Главное назначение начальной школы – воспитательное.

                  Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

                  Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.

                  Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.

                  Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке.

                  Занятия кружка ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене.

                  Практические занятия кружка во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся.

                  Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).

                  Все занятия кружка строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

                  На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

                  Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

                  Формирование познавательных интересов — не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

                  Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

                  Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

                  В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

                  Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

                  На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

                  Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.

                  Задачи программы:

                  • обогащение словаря;

                  • развитие устной и письменной речи;

                  • совершенствование работы над содержательной стороной слова;

                  • активизация познавательных интересов;

                  • раскрытие творческих способностей;

                  • развитие образного и логического мышления;

                  • воспитание доброжелательности, толерантности.

                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

                  Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» реализуется через занятия кружка.

                  Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, викторины, различные игры и др.

                  Место проведения занятий: учебный кабинет.

                  Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими моментами (ДМ), когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.

                  ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                  Программа рассчитана на 135 часов.

                  1 класс – 33 часа (теория – 5 часов, практика – 28 часов)

                  2 класс – 34 часа (теория – 7 часов, практика – 27 часов).

                  3 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).

                  4 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).

                  ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

                  КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО КУРСА

                  Личностные универсальные учебные действия:

                  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

                  • учебно-познавательный интерес к предмету;

                  • чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

                  • умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

                  • формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

                  • развитие морально-этического сознания;

                  • формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

                  Регулятивные универсальные учебные действия:

                  • умение учитывать установленные правила в планировании;

                  • умение решать проблемы творческого характера;

                  • умение адекватно воспринимать оценку;

                  • умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

                  • умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

                  • ситуации.

                  Познавательные универсальные учебные действия:

                  • умение добывать новые знания;

                  • умение перерабатывать информацию;

                  • умение строить суждения в простой форме;

                  • умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

                  • интерес к познанию природы.

                  Коммуникативные универсальные учебные действия:

                  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

                  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

                  • умение договариваться;

                  • умение работать в паре, группе, коллективе;

                  • умение адекватно использовать речевые средства;

                  • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

                  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                  (1 класс)

                  п/п

                  Наименование разделов, тем

                  Количество часов

                  Дата

                  Всего

                  Теория

                  Практика

                  Самые дорогие и добрые слова

                  10

                  2

                  8

                  1

                  Вводное занятие. Значение русского языка

                  1

                  1

                  2-4

                  Волшебные слова

                  3

                  1

                  2

                  5-7

                  Важные слова

                  3

                  3

                  8-9

                  Дорогие слова

                  2

                  2

                  10

                  Праздник «День Вежливости»

                  1

                  1

                  Чудесные превращения слов

                  10

                  2

                  8

                  11-12

                  Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»…

                  2

                  1

                  1

                  13-14

                  Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»…

                  2

                  2

                  15-16

                  Игра в слова

                  2

                  2

                  17-19

                  Игры «Флот помог», «Телефон»…

                  3

                  1

                  2

                  20

                  Праздник «Путаница»

                  1

                  1

                  Звуки в слове

                  10

                  1

                  9

                  21-22

                  Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»

                  2

                  1

                  1

                  23-24

                  Скороговорка в ребусе

                  2

                  2

                  25-26

                  Лесная школа

                  2

                  2

                  27-28

                  Считалки

                  2

                  2

                  29-30

                  Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

                  2

                  2

                  Тематические группы слов

                  3

                  3

                  31

                  Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?»

                  1

                  1

                  32

                  Игры «Растения», «Животные», «Времена года» и др.

                  1

                  1

                  33

                  КВН

                  1

                  1

                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

                  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                  (2 класс)

                  п/п

                  Наименование разделов, тем

                  Количество часов

                  Дата

                  Всего

                  Теория

                  Практика

                  Слово или не слово

                  4

                  2

                  2

                  1-2

                  Вводное занятие. Игра «Слово или не слово»

                  2

                  1

                  1

                  3-4

                  Игры «Составь слово», «Угадайка»

                  2

                  1

                  1

                  Многозначные слова

                  10

                  2

                  8

                  5-6

                  Разные значения слов

                  4

                  1

                  3

                  7-12

                  Игры «Про хвосты и головы», «Два значения»

                  5

                  1

                  4

                  13

                  Викторина «Угадай значение слова»

                  1

                  1

                  Слова-близнецы

                  10

                  2

                  8

                  14-18

                  Омонимы. Игра «Кто вы?»

                  5

                  1

                  4

                  19-22

                  Игры «Узелки на память», «Про Фому и про Ерёму»

                  4

                  1

                  3

                  23

                  Викторина «Слова-близнецы»

                  1

                  1

                  Слова-друзья

                  10

                  1

                  9

                  24-26

                  Синонимы. Игра «Незнайка»

                  3

                  1

                  2

                  27-29

                  Слова-друзья в пословицах

                  2

                  2

                  30-31

                  Четырьмя буквами

                  2

                  2

                  32-33

                  Так ли в сказке?

                  2

                  2

                  34

                  КВН «Слова-друзья»

                  1

                  1

                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

                  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                  (3 класс)

                  п/п

                  Наименование разделов, тем

                  Количество часов

                  Дата

                  Всего

                  Теория

                  Практика

                  Слова-противники

                  10

                  1

                  9

                  1-4

                  Антонимы. Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный»

                  4

                  1

                  3

                  5-9

                  Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно»

                  5

                  5

                  10

                  Игра «Умники и умницы»

                  1

                  1

                  Почему их так называют?

                  10

                  2

                  8

                  11-15

                  Происхождение слов.

                  5

                  1

                  4

                  16-19

                  Что за птица? Что за зверь? Что за рыба?

                  4

                  1

                  3

                  20

                  Праздник слов

                  1

                  1

                  Устаревшие слова

                  10

                  3

                  7

                  21-25

                  Забытые слова

                  5

                  3

                  2

                  26-29

                  О чём расскажут нам фамилии?

                  4

                  4

                  30

                  Конкурс «Непонятные слова»

                  1

                  1

                  multiurok.ru

                  Добавить комментарий

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *