Проект вежливые слова 4 класс: Проект о вежливости 4 класс
Проект о вежливости 4 класс
Проект «Вежливость»
Цели: — учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста
-знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов
-воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу
-формировать духовно и нравственно развитую личность
Оборудование: цветок ромашка (лепестки), презентация, реквизиты для инсценировки.
Ход мероприятия
I. Беседа о вежливости.
-Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» — человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.
-Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова? (ответы детей)
-Верно. Недаром говорят, что доброе слово человеку, как дождь в засуху.
II. Групповая работа по направлениям:
— Пословицы и поговорки о вежливости
-Игры о вежливости
-Поэты о вежливости
-Рассказы о вежливости
Группа «Пословицы и поговорки о вежливости»
Ребята, изучая литературу, находят пословицы и поговорки о вежливости. После этого прикрепляют первый лепесток ромашки.
Вежливости открываются все двери.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
В передний угол посоха не ставят.
В просьбе поклон не в потерю.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Группа «Игры о вежливости»(второй лепесток ромашки)
Игра-разминка «Вежливые часики»
Все ребята изображают часы. Две руки — это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата. Ведущий (дважды):
Тики-так, тики-так —
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.
Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.
Ведущий:
Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?
Дети: Доброе утро!
Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.
Ведущий: Вот и день настал, ребята;
Что сказать при встрече надо?
Дети: Добрый день!
Игра продолжается по такому же принципу.
Ведущий: Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.
Дети хлопают в ладоши шесть раз.
Ведущий: Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?
Дети: Добрый вечер.
Ведущий: Молодцы!
Игра «Магазин»
Дети по очереди покупают товар. Учатся просить его правильно и благодарить за покупку.
Игра «Говорящие очки»
Игра предоставляет ученикам прекрасную возможность услышать в свой адрес пару приятных комментариев и комплиментов.
Группа «Поэты о вежливости»
Предварительно в библиотеке дети изучают произведения о вежливости.
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Вовка добрая душа» и т.д. Несколько учеников зачитывают стихотворения о вежливости. Третий лепесток ромашки готов.
Стихи о вежливости
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво —
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Группа «Рассказы о вежливости»
Дети инсценируют рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»
III. Итог
-Существует «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ»: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам.
-Мы всегда должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам людей. Давайте дарить добро и вежливость людям!
Исследовательский проект на тему «Вежливые слова»
Западное управление министерства образования и науки Самарской области Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»
СЕКЦИЯ
«Общество»
Название работы
«Влияние вежливых слов на взаимоотношения между людьми»
Выполнил: Листрова Анастасия,
ученица 4 класса
ГБОУ ООШ № 28 г.Сызрани
Руководитель работы:
Ставропольцева Антонина Владимировна,
учитель начальных классов
г. Сызрань, 2015г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….3
2. Теоретические основы исследования
2.1. «Вежливые слова в современном мире»………………………………………..4
2.2. Исследование вежливых слов…………..……………………………..4
2.3. Вежливость по всему миру.…………………………………………………………..6
2.4. Выражение вежливости без слов ………………………………………7
3. Практическая часть исследования………………………………………8
4.Заключение………………………………………………………………….8
5. Список источников………………………………………………………9
Введение.
Тема моего исследования «Влияние вежливых слов на взаимоотношения между людьми».
Актуальность моей работы неоспорима, так как речь является неотъемлемой частью нашей жизни. В последнее время часто можно услышать не только вежливое обращение, но и нецензурные высказывания. На мой взгляд, плохие слова являются признаком плохого настроения, отсюда и ухудшение здоровья и работоспособности. Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливое приветствие и улыбнуться, чем увидеть хмурое лицо и услышать недовольное бурчание.
Основная цель моей работы — узнать происхождение вежливых слов и их использование в современном мире. А также ознакомить с выводами моей работы одноклассников и заинтересованных лиц.
Задачи исследования:
— Подобрать, изучить и систематизировать материал по теме исследования
— Исследовать этимологию вежливых слов
— Провести эксперимент по теме работы
— Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
За основную гипотезу я взяла утверждение, что частое употребление в речи вежливых слов способствует уменьшению агрессии и улучшению взаимоотношений между людьми.
Для решения поставленных задач я использовала:
— периодическую литературу,
— справочники и словари,
— сайты сети Интернет.
2. Теоретические основы исследования
2.1.«Вежливые слова в современном мире».Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)
Для начала нужно определить, что же означает слово «вежливость».
В толковом словаре Ожегова: Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Само же слово «вежливый», согласно этимологическому словарю русского языка, образовано от древнерусского – вежливъ.
Слово является исконным и широко используется в древнерусском языке с XIII в.
Оно образовано от той же основы, что и существительное «ведьма». В результате различных фонетических процессов данная основа трансформировалась в основу «вежа» (с исчезнувшим звуком «ять» на месте «е») со значением «знаток».
С течением времени лексическое значение слова изменилось, и уже с XVIII в. оно используется как синоним к словам «обходительный», «воспитанный».
Исходя из основ слова, можно сказать, что вежливость рождается в результате воспитания, обучения, однако не стоит думать, что для того, чтобы стать вежливым человеком, нужно просто получить образование. Образованный человек, к сожалению, далеко не всегда бывает вежливым. Воспитание и образование немаловажны, но вежливость – это, прежде всего проявление человеческого отношения ко всем людям, проявление искренней доброжелательности по отношению ко всем окружающим, независимо от местонахождения: дома, на работе, в общественных местах.
Так какие слова можно считать вежливыми?
Думаю, следует выделить слова приветствия и прощания, благодарности, просьбы и извинения.
2.2 Исследование вежливых слов.Слова приветствия – это слова, которые мы произносим, когда встречаемся с человеком – «Здравствуйте!», «Доброе утро (день, вечер)», «Привет» и т.д.
Рассмотрим основные значения слов приветствия, их происхождение и смысловой посыл.
Итак, слово «Здравствуйте!». Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать. Речевое приветствие «Здравствуйте» является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из описательных оборотов, типа «повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю» и т. д. «Здравствуйте же многие лета» – находили в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка.
С конца 17 века по иностранному образцу в господской среде стали появляться у нас «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», но и им предшествовали чисто русские выражения, типа «доброго здоровья» – снова с пожеланием здоровья. Как показывает анализ литературы, все начиналось и кончалось пожеланием здоровья – и здравицы в застолье, и прощание при разлуке: «Будь здоров».
Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье.
Слово «Привет». По сути, приставка при- означает приближение к чему-либо. В то же время, корень -ве- или -вет- – это часть слова “ведать”, то есть знать кого-то.
Соединив эти две части, можно предположить, что “привет” – это обращение к кому-то, кого ты знаешь при приближении к нему (или к ней). Поэтому словом «Привет», согласно этикету можно приветствовать только близких и тех, кого хорошо знаете.
Слова прощания – слова, которые мы произносим в конце встречи. В основном данная группа слов выражает надежду на встречу, чаще всего это «До свидания», «До встречи», «Пока, увидимся» или пожелания типа «Спокойной ночи». Также есть слово «Прощай», в современном мире его используют редко. Слово «Прощай», во-первых, является формой повелительного наклонения глагола «прощать», но используется в речи как форма приветствия при расставании людей надолго или, возможно, навсегда. Слово «прощай» значит «счастливо оставаться, до скорого, всего хорошего».
Связь приветствия с глаголом «прощать», я думаю, очевидна. Человек, уходя, просит прощения, чтобы не оставить о себе плохих воспоминаний.
Слова благодарности.
Слова благодарности – это способ выразить свою признательность человеку, который что-то хорошее вам сделал или принес хорошую новость. Чаще всего можно услышать слово «Спасибо». Слова «спасибо» раньше не было в русском языке. Были слова «Спаси Боже». Эти слова человек говорил в знак благодарности, наравне со словами «Храни Господь», «Благодарю» и проч. Все эти слова означали пожелания истинного добра, заботы о тебе Бога. Теперь же спасибо — это выражение признательности.
Ещё мнение (с лингвистической точки зрения):
Вне всяких сомнений, СПАСИБО следует интерпретировать именно как «СПАСИ БОЖЕ» (или более развёрнуто — СПАСЕНИЕ БОЖИЕ).
И нет никакого криминала в «отпадении ЖЕ», оно совершенно естественно и находится в рамках правил словообразования в русском языке.
Также не сложно выяснить и разложить на составляющие слово «Благодарю» — «Дарю тебе благо», то есть делясь с тобой своим богатством, благодатью.
Слова благодарности следует говорить от души, искренне и благодать и добро вернется к вам.
Слова просьбы.
Для начала выясним, что же такое просьба. Согласно словарям «Просьба» — это обращение к кому-нибудь призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания. Обратиться с просьбой. Невыполнимая просьба. Часто просьбы, «замаскированы» под вопросительные предложения (Вы не могли бы оставить мне эту книгу еще на неделю?).
Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Наша речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.
Для обращения, просьбы или согласия вежливые люди часто пользуются словом «Пожалуйста». Оно состоит из двух слов: пожалуй и ста. Любопытно, что у наших древних предков слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». А вот слово «ста» когда-то было формой обращения, обычно в качестве приставки к имени. Например: «Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины».
Слова извинения.
Извинение — это те слова, с помощью которых говорящий стремится исправить или даже предотвратить ситуацию, в которой ему может быть нанесён ущерб неким несовпадением с ожиданием партнера. Звучать и выражаться оно может по-разному: это могут быть просто слова, подтверждающие осознание вины.
В политическом словаре слова прощения (извинения) трактуются как «отказ от чувства обиды и желания реванша, беспристрастное суждение и объективное отношение к тем, кто нанес ущерб или обидел кого-то, снятие с них вины. Некоторые исследователи и практические работники в сферах управления конфликтами считают прощение решающей фазой разрешения спора и его самостоятельным процессом или даже самим разрешением».
В современном мире извинения порой приносятся под давление и не несут искренности и раскаяния в содеянном. Это очень печально, ведь попросив прощения, искренне избавляешься от чувства вины.
2.3 Вежливость по всему миру.
В современном мире есть несколько праздников посвященных вежливым людям и словам. Например: 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения.
Всемирный день приветствий отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата – американца в то время, когда многие страны не дружили друг с другом. Им не нравились такие отношения между странами, ведь это могло привести к войне. Два брата – Майкл и Брайен Маккомак – встретились в штате Небракса (США). Пережив радость встречи, они решили поделиться ею с другими и разослали письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всем мире, а лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь. Ведь, когда мы здороваемся, то желаем друг другу чего-то хорошего. Эта идея была поддержана и руководителями государств и простыми людьми. Их идея была предельно проста и напоминала детскую игру.
Еще один праздник отмечается 11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо». История этого праздника туманна. Предполагается, что отмечать международный день «Спасибо» придумала некая компания, занимающаяся изготовлением поздравительных открыток.
2.4 Выражение вежливости без слов.
Вежливость проявляется не только в словах, но и в поведении и ритуалах приветствия, прощания, благодарности. Вот некоторые из самых распространённых:
— Поклон был древнейшей формой приветствия. Одни люди кланялись в пояс, другие падали на колени и даже ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу. Например, у русских людей – поклон – неизменная часть этикета. Склоняя голову в поклоне, человек как бы пытался сделать себя ниже и тем самым подчеркнуть своё уважение к другому человеку. Обычай этот был заимствован у греков. Но в отличие от других народов русские опускали вниз правую руку и низко кланялись. Когда же хотели поблагодарить великого князя за что-нибудь, то опускали голову почти до земли. Входя в чужой дом, русские люди, как правило, молились иконам и кланялись в пояс 3 раза (богу, хозяевам, всем добрым людям).
— Обычай «снимать шляпу» пришел к нам из глубины веков. Еще древние люди, снимая шлем – череп, выражали тем самым знак примирения. Рабы снимали шляпу перед хозяевами, чтобы показать свою бритую голову и продемонстрировать знак рабства. А еще считалось, что чем выше занимали люди положение в обществе, тем выше они должны были носить головной убор. Полагают также, что обычай снимать головной убор пошел от рыцарских турниров. Если поединок затягивался или клонился к ничейному результату, один из рыцарей поднимал забрало в знак миролюбия. Так он давал понять, что готов вести мирные переговоры.
Итак, мужчины снимали головные уборы, делая себя как бы «ниже» того человека, кому он был адресован этот жест, в знак покорности и примирения, готовности к переговорам, открытости и доверия, и наконец, почтения и уважения (в том числе и к умершим). Также мужчины снимали головные уборы, приходя в церковь.
— Рукопожатие. Смысл протягивания правой руки для рукопожатия очень символичен. Он пришел к нам скорее из рыцарских времен, и означал отсутствие в руке оружия. Кстати, обычай снимать перчатки тоже древний. Не так-то легко было в железной рыцарской перчатке пожать протянутую тебе руку. Обычай этот сохранился и до сих пор и выражает дружеское расположение. Раньше руку можно было пожать только знакомым, ибо прикосновением (как полагали) могла быть передана болезнь или наведена порча. А уж если здоровались с незнакомыми, то непременно в рукавицах или перчатках. Но вскоре этикет изменился: пожимать руку предписывалось (особенно мужчинам) непременно голой рукой – как выражение полного доверия.
3 Практическая часть.
Вместе с классным руководителем Ставропольцевой Антониной Владимировной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо учащиеся знают вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.
Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов. (100%)
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 2 человека, что составляет 20 % всех учащихся, а с одноклассниками — 3 человека, что составляет 30%. Наблюдение мы проводили в течение трех дней.
Эксперимент «Просьба»
С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено. Позже спросив, у тех к кому обращались с просьбами, почему они так отреагировали – нами был получен очень интересный ответ. В первом случае (грубо), потому что «Я не обязан», причем это было сказано не очень вежливо, а во втором случае с улыбкой прозвучало «Почему бы не помочь хорошему человеку». Таким образом, мы выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние, конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.
Заключение.
Свою исследовательскую работу я хотела бы закончить несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки.
— Не хочу, чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.
— Что себе не хочешь, не делай другим.
— Ошибся — не бойся исправиться.
— Не отвечайте на грубость грубостью.
— Уважая других – уважаешь себя.
— Хочешь иметь друзей – будь вежлив.
— Отнесись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.
— Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
— Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
И в заключении хотелось бы сказать, что прежде чем, что то сказать – подумай.
Список литературы
Детская энциклопедия ( журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В Поляков.
Л. Поддубская «Этикет от А до Я», Москва:Народное образование 2003 г.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»,М.:Азбуковник,1999г.
Этимологический словарь русского языка. Русский Язык. от А до Я. Издательство «Юнвес». Москва, 2003 г.
Сайт интернета: slideboom.com›Presentations›651926/Вежливые-слова
Сайт интернета:litmir.me›bd/?b=133040 Конфуций «Суждения и беседы»
Исследовательский проект «История вежливых слов»
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Навашино » Исследовательский проект по теме «История вежливых слов» Выполнила обучающаяся 3 класса Серегина Наталья 2020 годСлайд 2
Актуальность В последнее время многие считают, что быть вежливым, воспитанным человеком немодно, что это мешает добиться поставленных целей, занять достойное положение в обществе. Мы с такой точкой зрения позволим себе не согласиться и провести исследование.
Слайд 3
Проблема С детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: «А что такое вежливость ? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Слайд 4
Объект, предмет, гипотеза исследования Объект исследования : слова здравствуйте, извините, пожалуйста, спасибо, молодец. Предмет исследования: значение вежливых слов и история их происхождения. Гипотеза: ежедневное использование вежливых слов в разговорной речи создадут дружескую атмосферу в классе и улучшат взаимоотношения.
Слайд 5
Анкетирование . В ходе своего исследования я провела анкетирование среди обучающихся начальных классов, чтобы выяснить: -Знают ли ребята вежливые слова? -Историю происхождения вежливых слов? -Как часто используют в речи? Результаты диагностики представлены на диаграмме.
Слайд 6
Результаты диагностики
Слайд 7
Результаты диагностики.
Слайд 8
Результаты диагностики говорят о том, что необходимо познакомить обучающихся с историей происхождения вежливых слов. И показать как важно использования вежливые слова в разговорной речи.
Слайд 9
«Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость». (Мигель Сервантес испанский писатель) «Вежливый» образовалось от древнерусского слова «вежа». «Вежа» — знаток ( «ведать» — знать) Лексическое значение слова Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Слайд 10
ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА СЛОВА приветствия СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ СЛОВА ПРОСЬБЫ СЛОВА ПОХВАЛЫ СЛОВА ИЗВИНЕНИЯ
Слайд 11
История и значения вежливых слов. «СПАСИБО» Родилось в 16-м веке от словосочетания «СПАСИ БОГ». Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Впервые было зафиксировано в 1586 г в словаре-разговорнике, изданном в Париже. 11 января — всемирный день слова «СПАСИБО»
Слайд 12
«Здравствуйте» «здравия желаю» повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» быть здоровым, благополучно существовать. Отмечено в рукописи 1057 года, это самое древнее, дошедшее до нас, пожелание наших предков . История и значения вежливых слов.
Слайд 13
«Пожалуйста» пожалуй, т. е. «подай» В древнерусском языке слово «пожалуй» означало «сделай милость», «окажи любезность» «Ста» — устаревшая форма вежливого обращения, обычно в качестве приставки к слову. История и значения вежливых слов.
Слайд 14
«Извините» «выходить из вины» Это простое русское слово значит – простите мою вину. Наиболее употребительные слова: «извините», «простите» . Это совершенно два разных слова, но почти синонимы в современном русском языке. Однако, изначально это очень разные по смыслу слова. «Извини» – значит, выведи меня из вины, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. «Прости» — «я виноват, я признаю свою вину, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться».
Слайд 15
«Молодец» «достойный похвалы» Выражение похвалы тому, кто делает что-нибудь хорошо и умело. В народной словесности: удалец, храбрец, молодец- одно слово Исходное значение — «сильный человек». История и значения вежливых слов.
Слайд 16
«До свидания» Сегодня здравствуйте — привычная форма приветствия при встрече. Однако в прошлом она могла применяться и при прощании. Письма 17 века так и кончались: « А по сему здравствую, государь», то есть на прощание, желаю здоровья. С начала 19 века появляется до свидания. Письма стали заканчиваться так: «Прощайте, до свидания!», то есть простите — до встречи! Так и теперь часто говорят : « Всего вам доброго — до свидания! История и значения вежливых слов.
Слайд 17
Если ребята будут использовать вежливые слова в речи, то в классе всегда будет дружеская атмосфера и хорошие взаимоотношения. Заключение. Вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние и играют волшебную роль.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Вежливые слова»
(для среднего дошкольного возраста)
Выполнила:
Макарова Людмила Ивановна
— 2018г –
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников — групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – воспитательный.
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники реализации проекта:
Педагог: Макарова Людмила Ивановна.
Воспитанники: дети средней группы.
Родители:
Срок работы по проекту: краткосрочный (2 недели).
Проблема: нравственное развитие.
Актуальность: Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. К сожалению, многие из современных дошкольников не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не приносят извинений в случае необходимости. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, поэтому задачей воспитателя является обучение детей нормам общения с другими детьми, взрослыми.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Задачи:
- Учить детей правилам речевого этикета;
- Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, коммуникативные навыки, мышление;
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Продукты проекта:
- для детей: Рисование «Веселых человечков», изготовление макета «Волшебный цветок».
- для воспитателя: выставка рисунков «Веселый человечек», выставка книг «Добрая книга», фотографии развлечения, изготовление макета «Волшебный цветок».
- для родителей: семейные рисунки «Веселый человечек».
Ожидаемые результаты по проекту:
-Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
— Дети умеют анализировать свои поступки и поступки литературных героев;
— Дети умеют регулировать свое поведение согласно социальным нормам;
— Умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | чтение стихов и рассказов о вежливости, отгадывание загадок; |
| Проведение бесед и индивидуальных консультаций для родителей. |
Деятельностный | Познание: рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование и аппликация, пение песен, сюжетно-ролевые игры, разучивание танца. | Беседы, утренняя гимнастика; познание: беседы о вежливости; чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование, лепка и аппликация, пение песен, сюжетно-ролевые игры, проведение консультаций для родителей, оформление выставки. | Знакомство с консультациями. Рисование «Веселых человечков». |
Завершающий | Рассматривание выставок, макета; развлечение. | Составление презентации проекта, защита проекта. | Рассматривание выставки, макета. |
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Сроки | Ответственный |
Понедельник 19.11.2018 г. | |||||
НОД | «Вежливые слова». | Знания детей об этических правилах поведения, употребление в речи вежливых слов. | Иллюстрации по теме. | 19.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Выставка книг | «Добрая книга». | Воспитание чувства доброты, любви уважения к окружающему миру, окружающим людям. | Книги | 19.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Беседы | «Доброе утро», «Давайте познакомимся». | Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета. | Обучающие карточки | 19.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Творческое выступление | Инсценировка «Кто спасибо потерял?» | Воспитание желания создавать радостное настроение окружающим. | Описание игры | 19.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Ситуативные игры | «Подарок», «Доброе утро». | Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета. | Картотека | 19.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Вторник 20.11.2018 г. | |||||
Утренняя гимнастика | «Ты да я, да мы с тобой». | Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. | Комплекс упражнений | 20.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Коммуникативные этюды | «Не сердись -улыбнись», «Поссорились-помирились»,«Встреча друзей». | Знание культуры поведения, общения с людьми. | Фото | 20.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Дидактические игры | «Продолжи предложение», «Кто знает больше вежливых слов». | Воспитание чувства доброты, любви, уважения. | Картотека | 20.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Сюжетно-ролевые игры | «Магазин», «У зайчонка день рождения», «Новая кукла». | Умение использовать средства общения, принятые в обществе. Проявление вежливости и доброжелательности. | Картотека | 20.11.2018 г. | Макарова Л.И. |
Среда 21.11.2018 г. | |||||
Пальчиковая гимнастика | «Дружные пальчики» | Развитие мелкой моторики рук. | Картотека | 21.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Подвижная игра | «Лавата», «Если нравиться тебе». | Воспитание умения налаживать дружеские взаимоотношения. | Картотека | 21.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Чтение художественной литературы | В. Осеева «Волшебное слово». | Книга для чтения, иллюстрации | 21.11.2018г. | Макарова Л.И. | |
Дидактическая игра | «Вежливые часики». | Воспитание чувства доброты, любви, уважения. | Картотека | 21.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Просмотр мультфильма | «Уроки тетушки Совы». | Знание культуры поведения, общения с людьми. | Мультимедиа | 21.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Четверг 22.11.2018г. | |||||
Выставка | «Веселый человечек». |
| Рисунки | 22.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Дидактическая игра | «Вежливый трамвайчик». | Воспитание чувства доброты, любви, уважения. | Картотека | 22.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Чтение художественной литературы | С. Михалков «Ежели вы вежливы». | Книга для чтения, иллюстрации | 22.11.2018г. | Макарова Л.И. | |
Пятница 23.11.2018г. | |||||
Изготовление макета | «Волшебный цветок». | Творческий продукт изобразительной деятельности. | Макет | 23.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Развлечение | «Если добрый ты». | Воспитание эмоциональной отзывчивости. | Фото | 23.11.2018г. | Макарова Л.И. |
Заключение
Дети стараются пользоваться формами словесной вежливости. Также умеют анализировать свои поступки и поступки литературных героев. Дети пытаются регулировать свое поведение согласно социальным нормам. Стараются налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Приложение 1
1. Беседа: «Доброе утро».
Цель: закреплять навыки культурного поведения.
Образовательные задачи: продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.
Развивающие задачи: продолжать знакомить детей со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к окружающим.
Ход:
В-ль: Ребята, отгадайте загадку
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
В-ль: Правильно. Слово «Здравствуй» обозначает «Здравия желаю», то есть при встрече мы желаем человеку здоровья.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. Наталья Мажирина
В-ль: А как еще можно поздороваться? Ответы детей.
Послушайте стихи о приветствии.
ДОБРОЕ УТРО
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера. Н. Красильников.
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
В-ль: Взрослым мы говорим «Здравствуйте», «Доброе утро», а друзьям можно сказать «Привет».
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему …. «Привет».
В-ль: Изучая правила вежливости мы должны знать, что не только нужно здороваться при встрече, но и обязательно прощаться при расставании.
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
В-ль: слово «До свидания» или «До скорого свидания», говорит о том, что мы еще обязательно увидимся.
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
В-ль: Эти слова не простые, они волшебные. Эти слова помогают нам создать хорошее настроение.
2. Беседа — игра: «Давайте познакомимся».
Цель: изучение правил речевого поведения во время знакомства.
Образовательные задачи: продолжать учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.
Развивающие задачи: продолжать развивать у детей элементарные представления об этикете.
Воспитательные задачи: учить детей правилам знакомства.
Ход: Ребята к нам сегодня пришел гость.
Петрушка: Здравствуйте ребята.
Дети: …
Петрушка: Давайте познакомимся.
Я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка! А вас как зовут?
Игра: «Знакомство» (Перекидывая мяч: «Меня зовут Петрушка, а тебя? Приятно познакомиться!»
Петрушка: Теперь мы знакомы.
В-ль: Молодец Петрушка! Ты умеешь правильно знакомиться. Нужно сначала назвать свое имя и предложить познакомиться. И закончить знакомство словами: «Приятно познакомиться»
Послушайте стихотворение о том, как звери знакомились в лесу.
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши представиться!»
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно познакомиться!» Олеся Емельянова
— Как вы думаете, кабан правильно знакомился с лисой?
— Почему вы так считаете?
Петрушка: ребята, теперь вы тоже умеете знакомиться. Что нужно сделать сначала? А потом? Правильно. Вы воспитанные дети. Мне у вас очень понравилось, но пора прощаться. До свидания!
Приложение 2.
Занятие: «Правила вежливости».
Вид занятия: познавательное.
Тип занятия: интегрированное.
Цель: закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора.
Образовательные задачи: Учить детей употреблять в речи вежливые слова.
Развивающие: продолжать развивать у детей элементарные представления об этикете.
Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Материал к занятию: Пластилиновый шарик на палочке, разноцветные лепестки, прикрепленные к зубочисткам, веселые и грустные человечки, 2 коробки синего и желтого цвета.
Методические приемы:
Словесные: чтение стихов, вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: показ мимической гимнастики.
Практические: изготовление волшебного цветка, мимическая гимнастика, дидактическая игра.
Словарная работа: Добро пожаловать, добрый день, приятного аппетита, спокойной ночи, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.
Предварительная работа:
— Беседы с детьми о вежливых словах и правилах поведения.
— Чтение стихов о вежливых словах, отгадывание загадок, заучивание пословиц.
— Чтение художественной литературы: С.Прокофьева из цикла «Машины сказки»: «Сказка о грубом слове «Уходи», «Сказка о невоспитанном мышонке», «Заюшкина избушка» русская народная сказка.
Ход занятия: Давайте мы сейчас с вами поиграем, чтобы у всех было хорошее настроение. Игра «Не сердись – улыбнись» (дети по очереди поворачивают голову к соседу и говорят «Оля, не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети улыбнутся)
В-ль: Ребята, мы с вами знаем много волшебных слов. Посмотрите, на столе лежит много разноцветных лепесточков. Каждый лепесточек – это волшебное слово. Давайте соберем с вами волшебный цветок. ( Ребенок берет лепесток, называет слово, втыкает в шарик. Воспитатель читает стихотворение об этом слове.)
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
«Приятного аппетита!» —
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей!».
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!». Наталья Мажирина
— Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился, с волшебными словами. Словом «Здравствуйте», мы желаем здоровья. Пожелаем «Доброго утра» и весь день будет добрый. «До свидания», значит, скоро снова увидимся. Скажем «Спокойной ночи» и будут сниться красивые, добрые сны. Мы поселим цветочек в нашей группе. Давайте выберем для него место.
— Д/ игра «Грустно – весело». Ребята, у меня есть 2 коробочки. Эта коробочка, какого цвета (синего), а эта – (желтого). В коробочках живут человечки. Посмотрите внимательно, а какое настроение у человечка из желтой коробочки? (веселое), а у человечка из синей коробочки – (грустное). Давайте покажем друг другу какое у нас бывает настроение.
Мимическая гимнастика (показ воспитателя – дети повторяют)
Мы умеем улыбаться, мы умеем хмуриться.
Мы умеем удивляться, мы умеем жмуриться.
Давайте всех грустных человечков соберем в синюю коробку, а веселых – в желтую. (Человечки разложены на полу. Под музыку дети собирают их в коробки.)
— Может быть, мы грустных человечков унесем из группы, чтобы у нас всегда было хорошее настроение? А веселых человечков я подарю вам.
Рефлексия. — Из каких слов мы сегодня с вами вырастили цветочек? Каких человечков мы собирали в коробочки? А какое у вас настроение?
Приложение 3
Художественное слово
«Пословицы».
Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрые слова дороже богатства.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
«Загадки».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути!)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …» (вам помочь!)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем!)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…» (Угощайтесь!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!) Автор. Олеся Емельянова.
СТИХИ
ПРИМЕРНЫЕ ЗВЕРЯТКИ
Солнцем залиты опушки.
Пролетела здесь молва,
Что все птички и зверушки
Знают важные слова.
Села галка на сирень,
Закричала: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Светят солнышка лучи.
Прилетели к нам грачи!
Папа дрозд учил сынишку:
-Ты со всеми, сын, дружи!
Попроси у белки шишку
И «ПОЖАЛУЙСТА» скажи.
Быстро кушают зайчата
Из морковочки салат.
Улыбаются ребята
И «СПАСИБО» говорят.
Ну, а слон не ест, не пьет —
У него болит живот.
Все друзья спешат к нему:
— БУДЬ ЗДОРОВ! — кричат ему.
Ольга Корнеева
Слово «ПОЖАЛУЙСТА»
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
ДОБРОЕ УТРО
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников
СПАСИБО
Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
«Спасибо!» ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
Приветствия
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!».
(А. Усачёв)
Чудесное слово
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!(В. Юсупов)
Презентация — Проект «Вежливые слова»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
ПРОЕКТ
Вежливые
(добрые)
слова
Слайд 2
«Ничто для нас столь обыкновенно,
ничто столь просто кажется,
как речь наша,
но в самом существе ничто столь удивительно есть,
столь чудесно, как наша речь…
О вы, любители чудес,
внемлете произнесённому вами слову,
И удивление ваше будет нечрезмерно…»
А. Радищев
Слайд 3
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ВЕЖЛИВЫЙ»
Очень простая и красивая этимология у слов «вежливость» и «вежливый». Старинное «ВЕЖА» ещё в 16 веке значило «Человек, знающий, как себя надо вести» Оно происходит от древнерусского «ведати», то есть «знать».
Вежливый человек – это тот, кто обладает знанием, «ведением» или «вестью», и ведёт себя в соответствии с ним. Если мы осознаём, что происходит в тот миг, когда мы проявляем вежливость, то вряд ли забудем употребить «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА».
Слайд 4
Добрые слова в пословицах и поговорках
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
Ласковое слово – что весенний день.
Доброе словечко – в жемчуге.
Добрые слова дороже богатства.
На добрый привет – добрый и ответ.
Ласковое слово – что вешний день.
Слайд 5
Добрые слова в стихах и сказках
«Здравствуй, белочка –резвушка!
Может, ты или подружка
По ветвям густым скакала
И «СПАСИБО» потеряла?»
«Добрый день,
колючий ёж!
Как здоровье?
Как живёшь?
Важных слов я не теряла,
Я их мамочке сказала»
Слайд 6
«Дяденька Заяц! Дайте, пожалуйста яблок!
— Кушайте, на здоровье бельчатки – ребятки!»
«Спасибо тебе, Михаил Иванович, за то, что на всех одно яблоко разделил, и нас помирил»
Слайд 7
Работы учеников 4 «Б» класса
Слайд 8
Слайд 9
Листовки «Чистое слово»
Слайд 10
Слайд 11
Проект был разработан для того, чтобы привить четвероклассникам любовь к родному языку, потому и нельзя не согласиться с К.Г. Паустовским, который утверждал:
« Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.»
Проект «Вежливые слова, для чего они нужны»
Уважаемые учителя, дорогие ребята!
Вашему вниманию представляется проект на тему «Волшебные слова, для чего они нужны?».
Актуальность данного проекта связана с тем, что мы с помощью слов и речи можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим. Однако не стоит забывать, что, словом можно обидеть и огорчить человека. Эта тема является актуальной, так как хорошее настроение человека — это залог успеха, хорошей учебы, работы, дружеского отношения в коллективе. А иногда для того, чтобы поднять человеку настроение требуется совсем не много: сказать несколько теплых слов, подбодрить его, просто обнять.
Цель работы: использование вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Данная цель обуславливает следующие конкретные задачи:
Узнать, как появились некоторые наиболее употребительные вежливые слова;
Познакомиться с некоторыми фактами использования вежливых слов и их влияния на взаимоотношение людей;
Проследить употребление вежливых слов среди учащихся моего класса.
4. Познакомить и заинтересовать учащихся школы данным проектом.
В ходе работы выяснилось, что вежливые слова можно разделить на несколько групп:
Слова – приветствия (здравствуй, добрый день)
Слова – благодарности (спасибо, благодарю)
Слова – просьбы (пожалуйста, будьте любезны)
Слова – извинения (извините, простите)
В результате анкетирования стало ясно, что не все ребята используют слова- приветствия, слова-благодарности, слова просьбы, слова-извинения. Так при входе в школу здоровается лишь некоторая часть школьников.
После проведенного мною наблюдения за одноклассниками, я поняла, что не все ученики оказались вежливыми. А пока я собираюсь раздать моим одноклассникам небольшие памятки с правилами вежливости.
Проделав эту работу, я поняла, что Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Вежливость дает радость от общения с людьми. И самое главное преимущество вежливого обращения: оно вызывает ответную вежливость, ведь недаром говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Произнося волшебное слово, мы должны вкладывать в него свои чувства и душевное тепло, тогда оно действительно станет магическим.
Не стоит забывать, что любое слово, сказанное с душой, может оказать сильное магическое влияние на человека. Так что, почаще говорите друг другу добрые и теплые слова, тогда судьба станет к вам благосклоннее.
Проект «В мире Вежливых слов»
Тип проекта: информационно- познавательный
Вид проекта: фронтальный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Актуальность темы:
«Ничего не стоит так дёшево
и не ценится так дорого,
как вежливость».
Сервантес
Уровень развития общества во многом определяется уровнем культуры членов этого общества. Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость.
В настоящее время остро встал вопрос о необходимости повышения культуры общества, которую необходимо формировать у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражая взрослым. Необходимым условием для всестороннего развития ребёнка является также и наличие детского общества, в котором ребёнок получает возможность приобретать опыт, соответствующий его стремлениям и интересам.
В дошкольном возрасте у детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных способностей, их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств, способствующих установлению доброжелательных взаимоотношений
Приходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со сверстниками, с взрослыми, но и научился взрослых перебивать. Дети не владеют навыками вежливого, культурного общения, поэтому испытывают трудности.
Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими
Современное общество заинтересованно в воспитании любознательной, активной, высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в дошкольном детстве.
С целью формирования у детей элементарных правил этикета был разработан данный проект. В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания. Ведь вежливость способствует развитию коммуникативных способностей ребёнка.
А воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы тем самым формируем культуру поведения детей, а, следовательно, закладываем основу для формирования общей культуры человека.
Цель проекта: формирование у детей представление о вежливых словах.
Задачи:
Познакомить с понятиями «вежливость», «доброта».
Учить детей общаться со сверстниками, проявляя вежливость, отзывчивость, доброту.
Систематизировать и расширять знания о проявлениях вежливости в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.
Закреплять представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит.
Воспитывать желание познавать культуру вежливого поведения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми.
Участие родителей в реализации проекта: помощь в оформлении «Дерева волшебных слов», фотовыставки «Наши добрые дела», выставки рисунков «Добрые дела».
План реализации проекта:
Сроки Вид и тема деятельности
Понедельник Беседа «Что такое вежливость?»
Чтение худ. литературы С. Маршак «Урок вежливости»
Консультация для родителей: «Как воспитать вежливого ребенка!»
Вторник Образовательная деятельность «Добрые слова нужны всегда!»
Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Презентация «Вежливые слова»
Среда Ситуативная беседа «Кто и зачем придумал вежливые слова?»
Чтение худ. литературы — В. Осеева «Волшебное слово»
Статья в уголок для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью!»
Четверг Дидактические игры «Вежливые часики»,
«Вежливый трамвайчик»
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы»
Выставка рисунков «Добрые дела»
Пятница Чтение худ. литературы — С. Михалков «Ежели вы вежливы»
Презентация «Уроки вежливости»
Буклет для родителей «Воспитываем вежливого ребенка»
Понедельник Подвижная игра «Овощной магазин»
Беседа ««Добро и зло» (в сказках)
Чтение худ. литературы — Б. Заходер «Очень вежливый индюк»
Вторник Чтение худ. литературы — И. Токмакова «Маша знала слов немало»
Презентация «Будьте вежливы всегда!»
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Среда Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»
Вежливые загадки
Папка – раскладушка для родителей «Детская вежливость»
Четверг Дидактические игры «Волшебный клубочек
Чтение худ. литературы – «Стихи о Вежливости»
Презентация «Вежливая Страна»
Пятница Буклет для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка»
Итоговая образовательная деятельность
«Баба Яга на уроке Вежливости!»
Предполагаемый результат:
В группе пополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями о доброте, о правилах этикета.
Дети:
Дети знают элементарные правила этикета.
Умеют вести себя в соответствии с нравственными нормами;
осмысливают и дают объективную оценку человеческих поступков и отношений.
В общении используются вежливые слова – обращения.
Обогащение и активизация словаря «вежливых слов
Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе, проявление доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
Родители:
Повысился педагогический уровень родителей.
Продукт проектной деятельности:
«Дерево волшебных слов», Словарик Вежливых слов.
Презентация «Вежливая Страна».
Список литературы:
1. Васильева — Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.
2. Насонкина С. А. Уроки Этикета
3. Правила поведения воспитанных детей.
4. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
Списки и Ресурсы Правописания Четвертого Класса
Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
- Социальные исследования
- факультативных
- Наука об окружающей среде
- Социология
- Психология
- Личные финансы
- Больше факультативных
- Premium Electives
Списков и Ресурсов Правописания Первого Сорта
Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
- Социальные исследования
- факультативных
- Наука об окружающей среде
- Социология
- Психология
- Личные финансы
- Больше факультативных