Природные зоны 4 класс – Природные зоны России (4 класс, окружающий мир)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности | ||
— Прозвенел звонок весёлый, Предлагает нам урок начать. Будем путешествовать по знаньям, Что-то новое мы будем открывать. Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками. | Л — интерес к урокам русского
языка, уважение к нему, понимание его богатства;
положительное отношение к учению,
учебно-познавательный интерес, готовность
преодолевать школьные затруднения; Р — организация своего учебного места; П — осознавать познавательную задачу. | |
— У нас сегодня урок “открытия” нового знания. А что это значит? | — Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не знали. | |
II. Актуализация опорных знаний | ||
— Изучать новую тему я предлагаю вам, работая в группах. А начнём мы с повторения. (Слайд № 2) | Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек. | П — понимать информацию,
представленную в разных формах: схематичной,
изобразительной, модельной; переводить её в
словесную; проводить анализ, синтез, аналогию,
сравнение, классификацию, обобщение. Р – ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что предстоит узнать. К — вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. |
Вспомните одни из первых наших уроков и скажите, какую форму имеет наша планета? | — Наша планета имеет шарообразную форму. | |
— В каких движениях участвует Земля? (Слайд № 3) | — Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. | |
— А что известно об оси вращения Земли? | — Ось вращения имеет наклон. | |
— Рассмотрите схему, которая перед вами
и попробуйте объяснить, какое влияние оказывает
вращение вокруг Солнца на Землю? Обсудите это в
группе. — Верно, происходит смена времён года. Причём, когда в южном полушарии наступает лето, в северном – зима; и наоборот. | Дети обсуждают ответ в группе. Группы дают свои ответы после обсуждения. | |
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы | ||
(Слайд № 4) А одинаковые ли условия жизни в разных местах Земли? Одинаковые ли условия в летний период, например в южном полушарии на территории от экватора до южного полюса? Подумайте вместе и обоснуйте свой ответ. | Дети ведут обсуждение в группе и высказывают свои предположения. | |
— Оставим ответ на этот вопрос и
вернёмся к нему позже. А теперь попробуйте
ответить, что такое, по-вашему, “природные зоны”? — Мнения разделились. Это и будет темой нашего урока: Природные зоны России. | ||
Чтобы познакомиться с новой темой, нам надо будет ответить на три вопроса: ЧТО…? ПОЧЕМУ…? КАК…? Попробуйте сформулировать эти вопросы. | Вопросы урока: — Что такое “природные зоны”? — Почему существуют природные зоны? — Как изучать природные зоны? | |
IV. Работа над новой темой 1. Пояса освещённости на Земле | ||
— Вы верно определили вопросы, но начать
работу я предлагаю, узнав: почему существуют
природные зоны? (Слайд № 5) Вернёмся к вопросу, одинаковы ли условия жизни в разных местах Земли. Вы пробовали его обосновать. Проверим ваши догадки, просмотрев следующий фильм.(http://www.youtube.com/watch?v=GUVcWdF3hSk) | П — умение ориентироваться в
учебнике, находить нужную информацию;
структурировать информацию, фиксировать её
различными способами; умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. К — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. Р — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
— Итак, почему на поверхности Земли
разные условия жизни? — Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов. (Слайд № 6) Посмотрите ещё один фрагмент. (http://www.youtube.com/watch?v=wospDIa5qi4) | — Поверхность земного шара получает разное количество солнечного света и тепла. | |
— Как называются эти пояса освещённости,
вы найдёте сами в группах. Выполните задание № 2 в
тетрадях на печатной основе на стр.43. Для этого
рассмотрите материал на странице 105 учебника. — Проверим вашу работу. | Дети работают в группах. Группы зачитывают названия поясов и определяют, в каком из них находится территория нашей страны. | |
(Слайд № 7) — А как на карте определить, где заканчивается один пояс и начинается другой? — На картах границы климатических поясов обозначены пунктирной линией. Давайте их найдём. | Ребята выходят к карте и находят северный и южный полярные круги, линии северного и южного тропика. | |
2. Что такое “природные зоны”? Природные зоны России | ||
— Ответим на вопрос: Что такое
“природные зоны”? Прочитаем материал учебника на стр.103. — Так что же такое “природные зоны”? | Дети читают. — Это территории Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром. | |
(Слайд № 8) — Рассмотрите карту природных зон России на и назовите их по порядку. | Дети называют природные зоны России. | |
V. Физ.минутка VI. Закрепление материала | ||
— Поработаем с картами. Каждая группа
получит своё задание. Справиться с ними вам
поможет карта природных зон России и физическая
карта России. Задания для групп. 1. Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры. 2. Русла каких рек проходят через зону тайги. 3. В каких природных зонах находится Волгоградская область? 4. В каких природных зонах может происходить заготовка древесины, посев зерновых культур и почему? |
Дети работают в группах. | К — вступать в учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность. Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности. |
— Выслушаем ваши ответы. | Группы отчитываются о выполнении задания. | |
VII. Включение в систему знаний. Составление плана изучения природной зоны | ||
— На следующих уроках мы будем подробно
изучать каждую природную зону. (Слайд № 9) | К — вступать в учебное
сотрудничество с одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность. П – выделять необходимую информацию, структурировать её; выбирать наиболее подходящий план выполнения задачи; осуществлять анализ и синтез. | |
А теперь ответим на последний вопрос:
как изучать природные зоны? Работаем в группах.
Вам предстоит составить план изучения каждой
природной зоны. Для этого ознакомьтесь со вторым
абзацем текста на стр.103 и расставьте по порядку
пункты плана изучения природной зоны. Пункты
плана на отдельных листках лежат перед вами на
парте, вам нужно их наклеить по порядку на
специально приготовленный лист. — Проверим, что у вас получилось. План изучения природной зоны. 1. Географическое положение природной зоны. 2. Климатические условия. 3. Растительный мир природной зоны. 4. Животный мир природной зоны. 5. Деятельность человека. 6. Экологические проблемы природной зоны. | Дети в группах составляют план изучения
природных зон. Каждая группа представляет свой план. | |
VIII. Итог урока, рефлексия | ||
(Слайд № 11) — Подведём итог урока. Почему существуют различные природные зоны? | — Наша планета имеет шарообразную форму. Поэтому в разных местах земного шара поверхность получает разное количество солнечной энергии, тепла и света. | Р – адекватно оценивать свои достижения; осуществлять рефлексию собственной деятельности |
— Что такое “природные зоны”? | — Это территории поверхности Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром. | |
— Как мы будем изучать каждую природную
зону? — Что для вас сегодня стало новостью, о чём вы вообще не догадывались? — Оцените свою работу на уроке, используя оценочные листы. (Слайд № 12) | — Природные зоны будем изучать по составленному плану. | |
IX. Домашнее задание | ||
Стр. 103-105 читать, ответить на вопросы на стр.105. |
Урок окружающего мира 4 класс «Природные зоны России»
Тема: Природные зоны России.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятии «природная зона», о природных зонах России.
Предполагаемые результаты:
Предметные: формирование чёткого представления о понятиях «природная зона», «пояса освещённости» или «климатические пояса», «полярный круг»;овладение умениями работы с физической картой России и картой природных зон России.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам окружающего мира, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков понятия, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
Оборудование: схема «Вращение Земли вокруг Солнца», физическая карта России, полушарий, карточки с заданиями доя работы в группах, разрезной материал для составления плана изучения природной зоны, оценочные листы, мультимедиа, презентация.
— Прозвенел звонок весёлый,Предлагает нам урок начать.
Будем путешествовать по знаньям,
Что-то новое мы будем открывать.
Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками.
— У нас сегодня урок «открытия» нового знания. А что это значит?
— Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не знали.
Л — интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;
Р — организация своего учебного места;
П- осознавать познавательную задачу.
II. Актуализация опорных знаний.
— Изучать новую тему я предлагаю вам, работая в группах. А начнём мы с повторения.
Вспомните одни из первых наших уроков и скажите, какую форму имеет наша планета?
— В каких движениях участвует Земля?
— А что известно об оси вращения Земли?
— Рассмотрите схему, которая перед вами и попробуйте объяснить, какое влияние оказывает вращение вокруг Солнца на Землю? Обсудите это в группе.
— Верно, происходит смена времён года. Причём, когда в южном полушарии наступает лето, в северном – зима; и наоборот.
Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек.
— Наша планета имеет шарообразную форму.
— Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца.
— Ось вращения имеет наклон.
Дети обсуждают ответ в группе. Группы дают свои ответы после обсуждения.
П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
Р – ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что предстоит узнать.
К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
А одинаковые ли условия жизни в разных местах Земли? Одинаковые ли условия в летний период, например в южном полушарии на территории от экватора до южного полюса? Подумайте вместе и обоснуйте свой ответ.
— Оставим ответ на этот вопрос и вернёмся к нему позже. А теперь попробуйте ответить, что такое, по-вашему, «природные зоны»?
— Мнения разделились. Это и будет темой нашего урока: Природные зоны России.
Чтобы познакомиться с новой темой, нам надо будет ответить на три вопроса: ЧТО…? ПОЧЕМУ…? КАК…? Попробуйте сформулировать эти вопросы.
Дети ведут обсуждение в группе и высказывают свои предположения.
Вопросы урока:
— Что такое «природные зоны»?
— Почему существуют природные зоны?
— Как изучать природные зоны?
IV. Работа над новой темой.
1. Пояса освещённости на Земле.
— Вы верно определили вопросы, но начать работу я предлагаю, узнав: почему существуют природные зоны?
Вернёмся к вопросу, одинаковы ли условия жизни в разных местах Земли. Вы пробовали его обосновать. Проверим ваши догадки, просмотрев следующий фильм.
— Итак, почему на поверхности Земли разные условия жизни?
— Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов. Посмотрите ещё один фрагмент.
http://www.youtube.com/watch?v=wospDIa5qi4
— Как называются эти пояса освещённости, вы найдёте сами в группах. Выполните задание № 2 в тетрадях на печатной основе на стр.43. Для этого рассмотрите материал на странице 105 учебника.
— Проверим вашу работу.
— А как на карте определить, где заканчивается один пояс и начинается другой?
— На картах границы климатических поясов обозначены пунктирной линией. Давайте их найдём.
— Поверхность земного шара получает разное количество солнечного света и тепла.
Дети работают в группах.
Группы зачитывают названия поясов и определяют, в каком из них находится территория нашей страны.
Ребята выходят к карте и находят северный и южный полярные круги, линии северного и южного тропика.
П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.
К — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Р — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2. Что такое «природные зоны»? Природные зоны России.
— Ответим на вопрос: Что такое «природные зоны»?
Прочитаем материал учебника на стр.103.
— Так что же такое «природные зоны»?
— Рассмотрите карту природных зон России на стр.104 и назовите их по порядку.
Дети читают.
— Это территории Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром.
Дети называют природные зоны России.
V. Физ.минутка
VI. Закрепление материала.
— Поработаем с картами. Каждая группа получит своё задание. Справиться с ними вам поможет карта природных зон России и физическая карта России.
Задания для групп.
1. Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры.
2. Русла каких рек проходят через зону тайги.
3. В каких природных зонах находится Волгоградская область?
4. В каких природных зонах может происходить заготовка древесины, посев зерновых культур и почему?
— Выслушаем ваши ответы.
Дети работают в группах.
Группы отчитываются о выполнении задания.
К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.
VII. Включение в систему знаний. Составление плана изучения природной зоны.
— На следующих уроках мы будем подробно изучать каждую природную зону. А теперь ответим на последний вопрос: как изучать природные зоны? Работаем в группах. Вам предстоит составить план изучения каждой природной зоны. Для этого ознакомьтесь со вторым абзацем текста на стр.103 и расставьте по порядку пункты плана изучения природной зоны. Пункты плана на отдельных листках лежат перед вами на парте, вам нужно их наклеить по порядку на специально приготовленный лист.
— Проверим, что у вас получилось.
План изучения природной зоны.
1. Географическое положение природной зоны.
2. Климатические условия.
3. Растительный мир природной зоны.
4. Животный мир природной зоны.
5. Деятельность человека.
6. Экологические проблемы природной зоны.
Дети в группах составляют план изучения природных зон.
Каждая группа представляет свой план.
К- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
П – выделять необходимую информацию, структурировать её; выбирать наиболее подходящий план выполнения задачи; осуществлять анализ и синтез.
VIII. Итог урока, рефлексия.
— Подведём итог урока.
Почему существуют различные природные зоны?
— Что такое «природные зоны»?
— Как мы будем изучать каждую природную зону?
— Что для вас сегодня стало новостью, о чём вы вообще не догадывались?
— Оцените свою работу на уроке, используя оценочные листы.
— Наша планета имеет шарообразную форму. Поэтому в разных местах земного шара поверхность получает разное количество солнечной энергии, тепла и света.
— Это территории поверхности Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром.
— Природные зоны будем изучать по составленному плану.
Р – адекватно оценивать свои достижения; осуществлять рефлексию собственной деятельности
IX. Домашнее задание.
Стр. 103-105 читать, ответить на вопросы на стр.105.
infourok.ru
Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России»
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: Природные зоны России.
Цель:
— формирование у обучающихся знаний о природных зонах, развитие навыков сравнения, анализа, обобщения, экологическое воспитание.
Задачи:
Создать условия для формирования у учащихся:
— коммуникативной компетентности через развитие умения аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы;
— информационной компетентности через обращение к различным источникам информации;
— социальной компетентности через организацию работы в группах;
Ход урока:
Организационный момент.
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Формулировка темы и целей урока.
— Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по бескрайним просторам нашей Родины. В пути мы узнаем много интересного о климате, растительном и животном мире нашей страны. А еще я приготовила вам сюрприз. Какой – вы узнаете в ходе нашего урока.
Поздоровайтесь с нашими гостями, они пришли к нам на урок и будут сегодня Вашими внимательными слушателями и наблюдателями.
Актуализация знаний
— Как называется наша планета?
— Как называется ближайшая к нам звезда?
— Почему на нашей земле меняются день и ночь?
— Вращается ли солнце вокруг земли или наоборот?
— А как называется страна, в которой мы живем?
— Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему?
предлагаю рассмотреть карту (природных зон).
– Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны?
— О чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России, с обитателями этих территорий.
Изучение нового материала
Демонстрирует движение Земли вокруг солнца
– Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла.
Просмотр видео эл. Приложения
– Солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.
— Где на карте северная часть? Где юг?
Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России. Поможет нам в это карта на странице 72-73 учебника.
Предлагает карточки с названиями природных зон: арктика, тундра, лес, степь, пустыня. (на слайде картинки и названия зон), дети предположительно соотносят их.
Арктика – это район, примыкающий к северному полюсу. Включает Северный ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков. Это царство снега и льда. При освоении арктики люди уничтожают обитающих там животных-белых медведей, тюленей, морских котиков. Поэтому некоторые виды животных стали редкими.
Тундра – Южнее зоны арктических пустынь вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодна равнина, на которой нет лесов. В тундре достаточно суровый климат. Лето короткое, нежаркое. Зима длинная, холодная с очень сильными ветрами. За короткое лето почва не успевает оттаять полностью, поэтому тундру называют зоной вечной мерзлоты. Там ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, работает много тяжелой техники, но это, к сожалению, наносит вред природе тундры. Основное занятие народов тундры – оленеводство.
Лесная зона – Южнее зоны тундры становится теплее, к тому же здесь выпадает довольно много осадков. Благодаря теплу и влаге здесь могут расти деревья. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, леса занимают больше половины территории России. Почва в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, а потому и растительный и животный мир гораздо разнообразнее. Людям кажется, что лесов у нас так много, что их можно вырубать… Так ли это? Также большой проблемой в лесах является незаконная охота (браконьерство) и неосторожное обращение с огнем, что приводит к лесным пожарам.
Степь – еще южнее зоны лесов становится еще теплее, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь расти труднее, леса чаще чередуются с безлесными участками, а затем вовсе исчезают. Начинается степь. Здесь теплое продолжительное засушливое лето. В степной зоне растут разнообразные травяные растения, обитают ящерицы, грызуны. В степях плодородная почва, поэтому люди распахивают ее – а это вредит обитателям степей.
Пустыня – южнее зоны пустынь становится еще теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди бывают очень редко. Растений все меньше, появляются участки голой земли. Постепенно степь сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню. В России полупустыни охватывают довольно большие территории, а вот настоящих пустынь мало. Люди осваивают пустыни, строят каналы, разводят хозяйство ( верблюдов). Но это наносит вред природе пустынь. Животные на выпасах вытаптывают и поедают растения, которые закрепляют пески, пески становятся подвижными, засыпают дороги, поля. Многие виды животных страдают от рук браконьеров.
— Посмотрите внимательно на карту и расположите природные зоны с севера на юг. (Карточки с названиями крепятся на карту на доске.)
ФИЗМИНУТКА
По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот)
Слева от нас находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)
На столах учащихся картинки с изображением животных.
— Рассмотрите картинки на столах и подумайте, в каких природных зонах могут обитать эти животные. (предположения детей) картинки крепятся на карту на доске.
Закрепление изученного материала.
— Давайте еще раз вспомним, что мы узнали о природных зонах. (загадки)
А) Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры, лето жаркое, с сухими ветрами – суховеями, которые иногда превращаются в пыльные бури. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц и орлов. (Степь.)
Б) До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустика. Лето короткое. Лишь вдали виднеется стадо оленей. А летом здесь много птиц, мошек и комаров. (Тундра.)
В) Хорошей погодой здесь считают дожди и пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев. Ветры наметают дюны и барханы песка. (Пустыня.)
Г) Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Зимой здесь полярная ночь, летом – полярный день. Иногда в небе возникают удивительной красоты северные сияния. (Арктика.)
Д) Эта зона занимает более половины территории России. Очень разнообразен растительный и животный мир. Встречаются деревья-великаны, много кустов и трав. Лето тёплое, зима умеренно холодная. (Лесная зона)
Практическая деятельность
Деловая игра «Юные экологи»
Сказка о «нефтяной» рыбке
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с… ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину.
В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом.
Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче,
в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
— О чем эта сказка?
— Люди какой профессии борятся с этой бедой?
В нашей стране существует несколько организаций, которые пытаются защитить природу. Одна из них — Всероссийское общество охраны природы (ВООП)
Цели:
Сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны.
Сохранение и укрепление здоровья населения.
Основные направления деятельности Общества:
Оказание содействия органам власти и управления в обеспечении устойчивого экологически безопасного развития страны.
Экологическое образование, просвещение и воспитание населения.
Научно-техническая и практическая природоохранная деятельность.
— Я обещала вам сюрприз. Предлагаю вам почувствовать себя взрослыми людьми. Сегодня мы с вами устраиваемся на работу в эту организацию. Вам предстоит очень серьезная работа. Необходимо разработать перечень мер по защите природных зон России. Экологи этой организации будут работать в двух кабинетах, каждый из которых составит свой план. А потом на общем собрании мы постараемся объединить их и разработать единый перечень мероприятий. (работа детей)
— Давайте заслушаем, что у вас получилось. (Один ребенок идет к доске работать со знаками). Команды по очереди зачитывают свои предложения.
На доску крепятся картинки со знаками – таким образом получается план охраны природы.
Итоги урока, рефлексия:
Продолжите фразу:
— Сегодня на уроке я познакомился………
— На уроке я узнал……..
— Самым интересным для меня было…….
— Мне бы хотелось подробнее узнать……
— На уроке я почувствовал себя настоящим……
Оценки.
Домашнее задание: Учебник стр. 71-75. Р.т. с. 36-37 № 1-2
Давайте, люди.
Дружить с друг другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету
Во всей Вселенной Похожей нету!
infourok.ru
Географическое положение | Климат | Рельеф и Почвы | Растения | Животные | Труд человека | Экология | Лесная зона находится южнее зоны тундры. Большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Средне-Сибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В этой природной зоне три части : самая большая часть – тайга, она окрашена Темно-зеленым цветом, есть еще смешан- ные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее. | Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. | Есть болота, луга, овраги. Подзолистые, серые и бурые лесные почвы. | Тайга — хвойный лес, занимает большую часть лесной зоны. Зима холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому растут хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лист-венница, кедр. К югу начинается смешанный лес. С хвойными де-ревьями растёт береза, осина, ольха. Зима мягче. У лиственных деревьев некрупные листья. К югу еще теплее, и появляются широколиственные леса: дуб, клен, ясень, вяз, липа. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья. Травянистые растения: копытень, чина, будра, коло-кольчик, пролеска, анемона лютичная, герань лесная, гусиный лук, ветреница, вероника, ве-нерин башмачок, ме-дуница, ландыш, хвощ, майник, кипрей, пер-воцвет, земляника, фиалка, хохлатка, печёночница, вороний глаз. Кустарники: сирень, малина, калина, шиповник, лещина. Грибы. | Белка, соболь, волк, медведь, бурундук, за-яц, зубр, лиса, белка-летяга, лось, рысь, олень, кабан, полёвка, косу-ля, дятел, ку-кушка, сойка, скворец, зяб-лик, гори-хвостка, пено- чка, мухоловка, дрозд, сова, сыч, воробей, синица, чиж, клёст, филин, насекомые, змеи, лягушки, жабы. | *Дом для рас-тений, животных, грибов. *Защитник воздуха, водоёмов и почв. *Место для от-дыха человека. *Источник ягод, грибов, лекарственных растений. *Источник древесины. * Место охоты. | Проблемы: *Пожары *Вырубка леса * Браконьерство * Загрязнение бытовым мусором В «Красной книге»: венерин башмачок, ландыш, купальница, первоцвет, зубр, амурский тигр, утка-ман-даринка, чёрный журавль, гигантский слепыш, норка, филин, выхухоль, зубр, бобр, пятнистый олень. Заповедники: Пинежский. Кивач, Дарвинский, Нижне-свирский, Баргузинский, Окский, Мордов-ский, Сихотэ-Алинский , Иль-менский минера-логический (недра, почвы, реки, озёра..) Национальные парки(35) — Лосиный остров. |
nsportal.ru
Таблица по окружающему миру на тему «Природные зоны» (4 класс)
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ
НазваниеРасположение
Условия неживой природы
Растительный мир
Животный мир
1. Арктические пустыни (ледяная зона)
Острова Арктики
Океан и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва совсем не образуется. Зимой – полярная ночь. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Температура до -60 С. Летом – полярный день. Температура лишь на несколько градусов выше 0.
Лишайники, мхи, камнеломки, полярные маки.
Рыбы: корюшка, сиг, треска, морской окунь.
Птицы: кайра, гагарка, тупик, чистик.
Звери: тюлень, морж, белый медведь, полярный кит.
2. Тундра
Южнее арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. Холодная безлесая равнина.
Суровая зима (мороз до – 50 градусов) длится 7 – 8 месяцев. Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют сильные холодные ветра. Почва влажная, бедна перегноем.
Олений лишайник (ягель), мхи, морошка, голубика, клюква, карликовая берёза, карликовая ива.
Насекомые: комары, мошки.
Птицы: белая куропатка, полярная сова, сокол-сапсан, кречет, мохноногий канюк.
Звери: заяц-беляк, северный олень, лемминг, волк, песец.
3. Леса бывают:
— хвойные (тайга),
-смешанные,
-широколиственные
Располагается южнее тундры. Самая большая природная зона России, занимает больше половины территории России.
Лето в тайге намного теплее, чем в тундре. Зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота, но летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Выпадает много осадков. Для роста и развития растений достаточно влаги и тепла. Почвы гораздо богаче перегноем, чем в тундре.
Тайга: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Широколиственные леса: дуб, клён, липа, ясень, вяз.
Насекомые: комары, слепни, мошки.
Птицы: клёст, дятел, кедровка, рябчик, глухарь, сова, ястреб-тетеревятник.
Звери: белка, бурундук, летяга, барсук, куница, рысь, соболь, лось, бурый медведь.
4. Степи
Занимают территории на юге Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Сплошная полоса простирается до Алтая.
Тепла больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям расти труднее. Лето очень тёплое, продолжительное, засушливое. Дуют горячие ветры-суховеи. Бывают пыльные бури. Почвы очень плодородные (чернозёмы).
Ковыль, типчак, полынь, тюльпаны, ирисы, гиацинты.
Насекомые: кобылка, кузнечик, степная дыбка, бабочка, пчёла, шмель.
Пресмыкающиеся: ящерица, степная гадюка, щитомордник.
Птицы: жаворонок, журавль-красавка, дрофа, степной орёл.
Звери: суслик, хомяк, хорёк, заяц-русак, волк, лиса, корсак, сайгак.
5. Полупустыни и пустыни
Пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев Волги. Полупустыни находятся между степью и пустыней.
Лето очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70 градусов. Температура воздуха в тени выше 40 градусов. Осадков очень мало. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя. Пустыни бывают песчаные и глинистые.
Верблюжья колючка, солянка, полынь, колосняк, джузгун.
Насекомые: жук-чернотелка, скарабей, саранча, кобылка.
Паукообразные: скорпион.
Пресмыкающиеся: ящерица круглоголовка, песчаный удавчик, варан.
Звери: верблюд, сайгак, тушканчик, ушастый ёж, лисичка корсак, лисица фенека.
6. Субтропики
Черноморское побережье Кавказа.
Умеренно жаркое лето, тёплая зима. Зимой идут дожди, если выпадает снег, то быстро тает. Горы не ипропускают сюда холодных северных ветров. Почвы плодородные.
Дуб, бук, каштан, кипарис, могнолия, пальмы, грецкий орех, инжир, абрикосовое дерево, персиковое дерево.
Насекомые: цикады, олеандровый бражник, богомол.
Птицы: чайки, бакланы.
Обитатели моря: медуза корнелот, краб, морские коньки, морские иглы, дельфины.
Звери: косуля.
infourok.ru
«Природные зоны России» (4 класс)
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект урока по учебнику УМК «Школа России», окружающий мир 4-й класс
(А.А. Плешаков, Е.А. Крючков)
Тема: «Природные зоны России»
Разработчик:
студентка 3 «КП» группы
Зайкова А.И.
Камышлов, 2015
Тема урока «Природные зоны России»
Класс 4
Тип урока Открытие новых знаний
Цель
Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.
Результаты урока
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
Формирование желания выполнять учебные действия.
Метапредметные:
Умение контролировать процесс и результаты деятельности;
Овладение вносить необходимые коррективы;
Умение адекватно оценивать свои достижения.
Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами;
Формирование умений обсуждать проблемные вопросы.
Формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
Сформированность уважительного отношения к России и природным зонам нашей страны;
Осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;
Освоение пользования планом изучения природной зоны;
Развития навыков умения пользоваться картой природных зон России.
Оборудование
Для учителя: поурочные разработки, учебник, рабочая тетрадь, ИКТ
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, ИКТ, карточки с заданиями
ВремяДеятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, формы
УУД
Организационно – мотивационный этап
Здравствуйте, дорогие ребята!
Все готовы к уроку? У всех на месте учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши?
Меня зовут Алена Ивановна – я приглашаю вас на урок окружающего мира.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
Н. Рубцов
Слушают учителя
Словесный метод. Фронтальная форма работы
Личностные:
имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;
понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные:
Коммуникативные:
Актуализация знаний
Раздает тесты.
Ребята, я предлагаю начать наш сегодняшний урок, с небольшой проверки ваших знаний о морях, озерах и реках России.
Подпишите, пожалуйста, свои тесты и передайте их с последней парты.
Выполняют тест.
Самое большое по площади озеро России:
а) Онежское
б) Байкал
в) Каспийское
Река, впадающая в Каспийское море:
а) Дон
б) Волга
в) Кама
Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном:
а) Енисей
б) Обь
в) Лена
Самая длинная река России:
а) Волга
б) Лена
в) Обь
Моря Атлантического океана на территории России:
а) Японское
б) Балтийское
в) Черное
Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога-матушка?
а) Аральское и Каспийское море
б) Ладожское и Онежское озера
в) Черное и Азовское моря
В Списке Всемирного наследия:
а) Белое море
б) озеро Байкал
в) река Енисей
Подписывают листочки с тестами и сдают.
Практический метод. Индивидуальная форма работы
Познавательные:
формирование умения ориентироваться в своей системе знаний;
формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).
Регулятивные:
Целеполагание
Однажды, в мире появилась страна, у которой очень богатая природа. Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Черного моря и от Балтийского моря до Тихого океана.
Как вы думаете, что это за страна?
Мы с вами все россияне. Давайте сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами!
Предлагает рассмотреть карту природных зон.
Что обозначают зоны на этой карте?
Почему эти территории объединили в зоны?
Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке?
Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
Что мы будем делать для достижения этой цели?
Слушают учителя. Анализируют информацию.
Рассматривают карту природных зон.
Предположения детей.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны.
Природные зоны России
Познакомиться с природными зонами России.
Работать с учебником, с картой, с рабочей тетрадью, слушать учителя, выполнять различные задания.
Словесный метод. Фронтальная форма работы
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Открытие новых знаний
Демонстрирует – движение Земли вокруг солнца.
Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла.
Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара падают прямо, а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.
Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром называются природные зоны.
На территории России расположено несколько природных зон. Чтобы с ними познакомиться, мы отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные.
Предлагаю совместными усилиями определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово.
Раздает конверты с буквами. Готовность проверяет по поднятой руке.
1 группа скажите, пожалуйста, какое слово вы составили?
Верно, есть такая природная зона, которая называется зоной арктических пустынь.
Показывает слайд с фото.
Найдите, пожалуйста, на карте природных зон России (учебник с. 72 – 73), зону арктических пустынь и в рабочей тетради (с. 36 – 37, задание 1) расскрасте эту зону соответствующим карандашом, ровно по контуру.
И так на каждое составленное группами слово.
Внимательно смотрят на схему движение Земли вокруг солнца. Слушают учителя. Анализируют полученные знания.
Работа в группах. Составляют слова из букв (арктика, тундра, тайга, лес, степь, пустыня).
Смотрят слайд
Словесный и наглядный методы. Фронтальная и групповая форма работы
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
формулировать своё мнение и позицию.
Познавательные:
Релаксация (Физкультминутка)
Ребята, а теперь давайте с вами немножко отдохнем и разомнемся! Вставайте все дружно и повторяйте за мной движения!
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И — направо! И еще
Через левое плечо!
Встают. Повторяют движения за учителем.
Садятся на места.
Коллективная форма работы
Личностные:
Закрепление материала
Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на с. 74 – 75, прочитайте текст «С севера на юг». И ответьте мне на вопрос, что же нового вы узнали в этой статье?
Верно. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса – высокогорными лугами, а еще выше расположен пояс льдов и снегов.
Демонстрирует на карте природных зон России
Читают текст в учебнике
Практический и словесный метод. Фронтальная и индивидуальная форма работы
Познавательные:
формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Итог урока
Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего занятия.
Что такое природные зоны?
Природные зоны – это крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром.
Основными природными зонами являются: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики.
Причиною смены природных зон, является неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли.
Это явление называется высотной поясностью. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой.
Словесный метод. Фронтальная форма работы
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
Рефлексия
Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем еще надо поработать?
Отвечают на вопросы учителя.
Словесный метод. Фронтальная форма работы
Регулятивные:
Коммуникативные:
формирование умения учебного сотрудничества с учителем;
формирование умения объяснять свой выбор.
Домашнее задание
Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выполнить задания 3 – 5 на с. 38 рабочей тетради. А так же к следующему уроку вам нужно подготовить рассказ о животных Арктики (морж, кит и т.д.).
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
Регулятивные:
infourok.ru
Конспект по окружающему миру «Природные зоны России» (4класс)
Тема: «Урок-путешествие по природным зонам России»
Углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины..
Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные
знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.Закрепить умение работать в группах.
Прививать любовь к родному краю, показать необходимость бережного отношения к природе.
Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
Развивать познавательный интерес и творческую активность.
Условные обозначения: У- слова учителя, Д – слова детей
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Постановка темы и целей урока.
У – Сегодня мы отправляемся в путешествие. А вот где мы будем путешествовать вы должны догадаться сами.
Ты растила меня, лелеяла,
Подарила мне солнечный свет.
Ты в меня, словно мать, поверила
И не нужно мне большего нет.
Очень многим тебе обязана:
Жизнью, счастьем, любовью большой.
Я с тобою навеки связана
Сердцем, разумом и душой.
Ты одна у меня , росистая,
В желтой пене цветущих полей,—
Ты святая земля российская,
Нет на свете тебя милей.
Д – путешествие будет по нашей стране.
У – Велика наша Родина – Россия. И мы совершим путешествие по просторам нашей Родины.
Какую площадь занимает Россия?
Д—(называют)
У – На всей территории будут одинаковые климатические условия?
Д – Нет, климатические условия будут разные.
У – Отчего это зависит?
Д — Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Северные участки нашей страны получают от солнца меньше тепла, южные – больше.
У – Вся территория делится на зоны. Назовите их по порядку.
Д — Арктика
Тундра
Лесная полоса
Степь
У— Наша задача повторить и закрепить знания по природным зонам нашей Родины –России и конкретно остановимся на природных зонах нашей Республики.
Путешествие будет необычным. Вам предстоит проделать большую работу. Рассказывая о погодных условиях, растительном и животном мире того или иного края, мы будем заполнять клеточки нашего кроссворда. Если все задания мы выполним правильно
то в конце урока вступим на новую ступеньку познания.
Сегодня на уроке вы будете географами, ботаниками, зоологами, социологами , экологами. Вы разделились на научные группы, которые изучают природные зоны. Карточки лежат у вас на столах. У каждой группы своё задание. На карточках вы должны установить соответствия.
географы – между природной зоной, её расположением и климатом соответствующим заданной природной зоне
ботаники – между природными зонами и растениями, относящимися к заданной природной зоне
зоологи – между природными зонами и животными
социологи – отметят занятия населения каждой природной зоны
экологи – расскажут, как меняется природа каждой зоны под влиянием человека, что нужно делать для её охраны
3. Работа по обобщению знаний. Проверка знаний.
(тундра)
У — Что это за зона ? Оособенно очаровательны летом ночные часы, когда природе положено погружаться в темноту. Здесь в это время светит бледное полуночное солнце. В эти часы хорошо бродить, слушать одиночные голоса птиц, следить за стаями гусей, летящими на озёра, и смотреть на ковры ярких арктических цветов, раскрывающих навстречу солнцу свои венчики. … — Что вы можете рассказать об этой природной зоне?
Работа научных групп
— Отгадайте загадку об одном из представителей тундры:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга.
После демонстрации изображения оленя дети выписывают название этого животного в 6-й столбик кроссворда.
У– Важны ли эти взаимосвязи в природной зоне?
Например: на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать их, истребили очень много. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 1,5 раза. Почему это произошло?
Д — Волки то были природными санитарами.
– Это всё составляет природное равновесие? В природе всё взаимосвязано: неживая природа и живая, растения и животные, травоядные и хищные животные. Одно зависит от другого.
У — Определите «лишний» предмет:
Карликовая берёза, ягель, морошка, осина, полярная ива.
Назвав «лишней» осину, дети записывают название этого дерева в 3-й столбик кроссворда.
(степь)
У — А теперь переместимся в другую природную зону.
Писатель Михаил Александрович Шолохов описывал её так:
Вызрел ковыль. Земля на многие версты оделась колышущимся серебром. Отцвели разномастные травы. На гребнях пологих холмов никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленном небе сияли несчетные звёзды.
А днями – зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба – нещадное солнце. Суслики свистят истошно, хрипло. Дремлют сурки. Земля горяча и мертва, и всё окружающее призрачно-недвижимо.
— О природе какой зоны вы услышали? (Степь).
— Какое время года описано? (Лето).
— Как называется сильный, сухой, горячий ветер, приносящий в степь продолжительную засуху? (Суховей).
Запишите название этого ветра во 2-ой столбик нашего кроссворда.
— Что значит «земля оделась колышущимся серебром»? О каком «серебре» идёт речь? (Ковыль- 5-й столбик кроссворда.)
Работа научных групп
У — А вот как описывает степь наш земляк писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (демонстрирую портрет писателя). Он показал нам степь в другое время года. (Чтение рассказа «Буран», цепочкой).В приложении 1
Включаю магнитофон с записью воя бури. Под этот вой прошу детей найти глаголы, которые автор использовал для описания снежной бури, а также проследить, как начинался буран, как набирал силу и «час от часу свирепел».
У — Как выглядела степь после бурана? Ну, что ж, пожелаем себе не оказаться во время бурана в степи и отправимся в следующую природную зону.
(Арктика)
(Дети угадывают название зоны).
У — Вот как описывает её Иван Сергеевич Соколов –Микитов:
Поразительной казалась призрачная белизна ледяных гор…На высоком светло – голубом небе висели далёкие, как лёгкий дым, облака. Солнце отражалось во льдах и в снегу. И снег, и горы, и розоватые льды казались спустившимися на землю облаками. В черневших во льдах полыньях плавали одиночные птицы. Часто встречались одинокие айсберги, похожие на неприступные белые замки. Над сказочным ледяным городом, окружённое мерцающим кругом, неподвижно высилось солнце.
У -О какой природной зоне вы услышали? Запишите её название в 4-й столбик нашего кроссворда.
Работа научных групп
ДД — О каком жителе Арктики следующая загадка?
Масса этих ластоногих животных достигает 1,5 тонн. Летом они нежатся в лучах незаходящего солнца на толстых льдинах. Животные легко взбираются на них с помощью своих могучих бивней – клыков. Клыки достигают длины 65 см. Ими животное вспарывает морское дно, доставая моллюсков, раков, червей. Сохранить тепло ему помогает подкожный жир, слой которого достигает 10 см, и кожа толщиной до 4 см. А вот видит он неважно. Этим пользуется его главный враг – белый медведь. (Морж).
(Демонстрация изображения моржа).
(лесная полоса)
У -А теперь отправляемся в любимый край Константина
Георгиевича Паустовского:
Это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец,… сумерки, когда изо мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
У -О какой природной зоне шла речь?
Работа научных групп
-Какие леса вы знаете? (Хвойные, лиственные, смешанные).
-Назовите хвойные деревья.
— Какая птица способствует разведению кедровых насаждений? (Кедровка). Каким образом?
-А в лиственном лесу какая из птиц выполняет аналогичную работу? (Сойка).
-Какое самое «сладкое» дерево лесов вы можете назвать?
В случае затруднения детям помогут подсказки:
а) Это дерево цветёт последним.
б) С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа – 1-й столбик кроссворда).
Проблемная ситуация
1)-Согласно легенде, англичане, испробовав башкирский мёд, тоже занялись пчеловодством. Купили у башкир пчелиные семьи, узнали о правилах обращения с пчёлами. Пчёлы в Англии прижились, однако мёд получился совсем другого качества. Почему башкирские пчёлы собрали в Англии другой мёд? Почему англичане не смогли получить башкирский мёд в Англии, даже имея башкирских пчёл?
2) -Вам передаёт привет представитель животного мира лесной полосы. Кто это? (Магнитофонная запись рёва медведя). Демонстрируя изображение белого и бурого медведей, задаю вопрос о том, могут ли два «брата» — мишки ходить друг к другу в гости. Почему?
3) -Другой представитель животного мира лесной полосы изображён на гербе нашей столицы города Уфы. Какое-то время и на гербе нашего города присутствовал этот зверь. Кто это? (Куница – заполняется 7-й столбик кроссворда).
Промежуточные зоны.
-А теперь, по-моему, надо объяснить такое противоречие. На гербах городов изображена куница, представитель животного мира лесной полосы. А наш земляк С.Т. Аксаков описывает природу степи. Так, где же мы всё-таки живём: в зоне лесов или в зоне степей?
В ходе обмена мнениями делается вывод, что лес не сразу переходит в степь, а существует так называемая промежуточная зона:
(лесостепь)
Обращаю внимание детей на то, что это сложные слова, состоящие из двух корней.
???
У- Природа нашего края очень красива. Но, к сожалению, и в нашей местности существуют экологические проблемы. В результате выброса отходов предприятий наносится вред природе. Некоторые растения и животные находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу. В целях охраны созданы заповедные места. На территории Башкортостана находятся заповедники: Башкирский, Южно-Уральский, Шульган-Таш и национальный парк Башкирия.
Предлагаю обсудить следующую ситуацию.
В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики.
Мальчик вошёл в вагон. Пассажиры посмотрели на него с осуждением.
У- Что бы вы сказали этому мальчику?
У- Расскажите, как должен вести себя человек в лесу?
Повторение правил поведения в лесу.
4. Итоги путешествия
У- давайте подведем итог путешествия. Что мы расскажем когда вернёмся? Где мы побывали? Что увидели?
Прошу выйти наших путешественников.
1.Мы в чудесной Арктике
На белейшей льдине.
Кормим рыбой мишек белых
Самых лучших в мире.
2.Мы из арктики выходим,
В тундру попадаем.
А над нами красочно
Полярное сияние полыхает.
3.После тундры — лес, тайга
Встрече с нами радуется
Тут вот кедр, а там сосна,
Ёлочка — красавица.
Под кусточком зайчик прыгает и скачет.
Ну, а с ветки белочка
Хвостиком нам машет.
4.Только лес кончается
Степи простираются
Всюду яркие цветы-
Рады им и я, и ты.
И в любое время года
Хороша у нас природа.
Хоть всю землю обойдёшь-
Лучше Родины любимой,
Краше места не найдёшь.
У -Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Мы совершили сегодня мысленное путешествие по природным зонам России и убедились, что природа каждой зоны по-своему уникальна и требует бережного отношения. Ведь жизнь человека тесно связана с природой.
Мне бы хотелось, чтобы всегда помнили слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину». Спасибо за работу всем участникам путешествия.
5. Домашнее задание вы узнаете, прочитав слово, полученное в кроссворде в горизонтальной строке (№8). 1.Подготовьте самостоятельно материал о животном и растительном мире пустынь, о занятиях населения пустынь, используйте учебник, а также справочную литературу.
По краеведению: найти информацию о заповедных местах Башкортостана (по выбору)
6. Рефлексия
– В какой природной зоне вы хотели бы жить и почему? Чем она вас привлекла?
– Как вы оцениваете результат своей работы на уроке?
– У кого остались вопросы покажите – «?»
– Если вам всё понятно, и вы многое узнали – покажите «!»
– Спасибо за урок.
Приложение1
Карточка 1
Географы Задание: Установите соответствие.
Положение зоны
Природные зоны
Климат
Это Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нём.
Ледяная зона
Лето холодное, короткое; зима длинная, очень холодная.
Она расположена к югу от тундры и тянется широкой полосой от балтийского моря до берегов Тихого океана.
Зона тундры
Лето тёплое; зима короче, чем в тундре и мягче.
Протянулась вдоль берегов северных морей.
Зона лесов
Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Солнце мало прогревает землю, много болот и озёр. Зима длинная и морозная.
Эта зона расположена южнее зоны лесов.
Зона степей
Лето более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Зима короче, чем в лесной зоне. Снежный покров очень маленький.
Карточка 2
Ботаники: Задание: Установите соответствие.
Природные зоны
Растения
Ледяная зона
Ель, сосна, кедр, дуб, липа, берёза, осина.
Зона тундры
Мхи, лишайники.
Зона лесов
Карликовая берёза, морошка, брусника, голубика.
Зона степей
Ковыль, тюльпан, полынь, ирисы.
Карточка 3
Зоологи Задание: Установите соответствие.
Природные зоны
Животные и птицы
Ледяная зона
Морж, тюлень, белый медведь, кайра, гагара.
Зона тундры
Песец, северный олень, белая сова, куропатка, гуси, утки.
Зона лесов
Суслик, хомяк, дрофа, степной жаворонок, орёл-беркут.
Зона степей
Белка, бурый медведь, куница, лось, дрозд, филин, дятел.
Карточка 4
Социологи: Задание: Установите соответствие.
Природные зоны
Занятия населения
Ледяная зона
Охота, рыболовство, работа на научных полярных станциях, наблюдение за погодой и жизнью океана.
Зона тундры
Охота лесозаготовки, земледелие. Животноводство, добыча полезных ископаемых. Изготовление товаров на фабриках и заводах.
Зона лесов
Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
Зона степей
Земледелие, животноводство
Карточка 5
Экологи: Задание: Установите соответствие.
Природные зоны
Экология природных зон
Ледяная зона
Люди зачастую занимаются рыболовством на заботясь об охране рыбных богатств. С судов, проходящих по Северному морскому пути, в воду попадают вредные вещества, мусор. Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена, под охрану взяты некоторые птичьи базары.
Зона тундры
Из-за неумеренной охоты осталось мало таких животных как: лось, кабан, соболь. Многие растения занесены в Красную книгу. Чтобы не погибла природа этой зоны, нужно бережно по- хозяйски использовать леса.
Зона лесов
Природа очень ранима. От вездеходов и тракторов нарушается поверхность почвы, погибают растения. Движение на транспорте во многих местах запрещено. Ограничена охота на животных.
Зона степей
Безмерное распахивание степей привело к тому, что многим растениям и животным грозит исчезновение. Чтобы сохранить удивительную природу этой зоны, нужно прекратить распахивать земли. Вести борьбу с браконьерством
БУРАН
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми… Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего…
infourok.ru