Презентация русская изба изо 4 класс – Презентация к уроку по технологии (4 класс) на тему: конспект урока по технологии на тему русская изба 4 класс | скачать бесплатно
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Презентация для учеников 4 класса «Декор русской избы»
Слайд 1
Презентация для учеников 4 классов Декор русской избы Учитель МБОУ Одинцовской нош №2 Капитоновой Е.А. 2014г.Слайд 2
Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу
Слайд 3
Декор русской избы Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов
Слайд 4
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля
Слайд 5
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная конек – небесная колесница сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем Русская изба состояла из трех частей:
Слайд 6
Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе
Слайд 7
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека. Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини
Слайд 8
Конь — охлупень С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье
Слайд 9
Фронтон дома Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома
Слайд 10
Доски — полотенца Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы
Слайд 11
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб
Слайд 12
Причелина Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее
Слайд 13
Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)
Слайд 14
Наличники окон На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных
Слайд 15
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон
Слайд 16
Верхняя часть наличников
Слайд 17
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных
Слайд 18
Варианты композиционного решения крестьянского интерьера
Слайд 19
В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Внутренний мир русской избы
Слайд 20
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста
Слайд 21
В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол
Слайд 22
В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!
Слайд 23
Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга
Слайд 24
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки
Слайд 25
Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки
Слайд 26
Почтив в каждой избе, имелся ткацкий станок
Слайд 27
Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь
Слайд 28
Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе
Слайд 31
Зачем люди украшают свои жилища? О чем может рассказать декор крестьянской избы? Назовите элементы избы Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь? Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи? Вопросы для повторения:
Слайд 32
Список использованных источников: Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г. М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Изба http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html https://www.google.ru http://rodonews.ru/news http://cyrillitsa.ru/posts/679-russkaya-izba-interer-i-dizayn.html
nsportal.ru
Презентация «Русская изба»
Издавна, считалось, что плотник – 1-ый на селе работник . Плотник укладывал брёвна так плотно, что
и щёлочки не увидишь.
Крестьянский дом назывался «родной, родимый» , как
называли близкого, родного человека.
Исстари в нашем крае дома строили из дерева .
При строительстве деревянного дома отдавалось предпочтение деревьям хвойных пород.Недаром бытовала поговорка: «Изба елова, да сердце здорово!»
Избу ставят – Бога славят.
Во всякой избушке свои погремушки.
Изба детьми весела.
Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
Изба крепка запором, а двор – забором.
Своя избушка – та же подружка.
Место для строительства выбиралось «счастливое»: сухое, светлое, благополучное.
Выбор деревьев для сруба
Сосна Ель Лиственница
Что такое венец?
.
Изба – модель мира
потолок – небо, пол – земля,
подпол – подземный мир, окна — свет
.
Приметы и суеверия
1.Под каждый угол венца клали клочок шерсти
(чтоб дом был тёплый), монетки (для богатства и
благополучия), ладан (для святости).
2. В стене или в крыше нового дома проделывали
отверстие , чтобы из него выходили все беды и
напасти.
3. Когда строительство было завершено, в дом
пускали кошку или курицу с петухом , которые
определяли, можно ли здесь жить.
.
Крыша
.
Окна в доме
.
Виды крестьянских построек
Дом «брус »
Дом «кошель»
Дом «глаголь»
Русская печь . 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват.
Стол – Божья ладонь
Мебель в избе
Музей народного быта
videouroki.net
Конспект урока и презентация к уроку изобразительного искусства на тему: «Русская изба» 4 класс
Выполнила: Рудий Виктория Юрьевна
Учитель начальных классов МОУ Шилкинская СОШ №1
Предмет: ИЗО Класс: 4
Тема: Русская изба
Тип урока: Изучение новых знаний
Цель: ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;.
Задачи:
Воспитательная: — воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
знать экстерьер русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное развивать фантазию, воображение и творческое мышление
Оборудование для учителя: ЭОР презентация
Литературный ряд: стихотворение В.Федотова
Музыкальный ряд: Русская народная музыка – Яблочко (музыка)
Оборудование для учащихся: альбом или листы а4, карандаши простые и восковые, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка с водой, палитра
Технологическая карта урока:
Добрый день, дети! Я очень рада новой встрече с вами! Садитесь. Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит, урок сегодня пройдёт успешно.Сегодняшний урок, изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Виктория Юрьевна.
Приветствуют учителя. После сигнала садятся.
Личностные: формирование положительного настроя на урок
Сообщение темы урока Цель: Создать условия концентрации учащихся к теме
Слайд №1. Прослушайте внимательно стихотворение В.Федотова и определить тему урока.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
— Так о чем же пойдет речь на нашем уроке?
— Да, правильно о избе, да не об обычной, а о древнерусской.
— о доме, избе.Коммуникативные
Регулятивные: самостоятельное определение темы урока
Изучение нового материала Цель: познакомить с особенностями русской избы
— Дом – по своей значимости находился в одном ряду с такими понятиями, как жизнь, добро, родная земля. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремился построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, какой же дом строили для себя наш предки. У славян издавна были распространены землянки, а с X — XI веков — наземные постройки избы.
— Вспомните из какого материала строили дома на Руси? Из какого материала строятся дома в наше время?
— Слайд №2. К выбору строительного материала славяне подходили очень серьёзно. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, на кровлю ель. Никогда для строительства дома не использовалась осина, которая считалась деревом нечистым. Также не использовался свежесрубленный лес, т.к. бревна должны были сначала, как следует просохнуть. И только спустя какое-то время славяне принимались «рубить дом». Именно «рубить», а не «строить». Грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу.
— Подобно тому, как у славян было принято обрамлять одежду яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок.
Слайд №3. — Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы.
— Слайд №4. С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье. Слайд №5. Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Слайд №6. Рассмотрите символы солнца и земли. Слайд №7. Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее. Слайд №8. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Рассмотрите русские деревянное зодчество в музеях-заповедниках Кижи и Талашкино.
— Рассмотрите картину Исаака Левитана «Избы освящённые солнцем». Что вы видите на переднем плане? А на дальнем? Какую цветовую гамму выбрал художник? С какой стороны солнце освещает дома? Какое настроение хотел передать художник? Какое название картины придумаешь ты?
— из дерева
— На переднем плане полняну, на заднем избы. Цветовая гамма-
Солнце освещает дома с правой стороны. Художник хотел передать настроение спокойствия и покоя. Можно назвать «Деревня», «Родная сторона», «Родина»
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Анализировать
произведения изобразительного искусства
Физкультминутка Цель: отдых учащихся
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть
Повторяют движения за учителем
Практическая работа Цель: Применить полученные знания на практике
Педагогический рисунок на доске.
Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз русской избы, для этого необходимо приготовить лист формата А-4, линейку, карандаш, воду и краски акварель.
Рисуют русскую избу
Рефлексия Цель: Анализ, проверка эмоционального состояния учащихся.
Оцените свою деятельность на уроке закончив предложения
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
Оценивают свою деятельность на уроке
Регулятивные:
infourok.ru
Урок в 4-м классе «Русская изба»
Разделы: Начальная школа
Цель: развитие исследовательских способностей, воспитывать любовь к Родине.
Задачи: развивать внимание, мышление учащихся, творческие способности; развивать речь учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы; воспитывать нравственные качества.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, музыкальное произведение, фломастеры, цветная бумага, ножницы.
План урока:
1. Организационный момент.
Звучит песня о Родине (готовность к работе). (Слайды 1, 2)
2. Вступительная беседа.
- В какой стране мы живём? (Слайд №3)
- Когда я говорю “малая Родина”, что вы себе представляете?
- Мы говорим “родной дом”. А что это значит “родной дом”?
3. Исследовательская работа “Счастливая семья”.
— Маша решила выяснить, всегда ли семья, имеющая богатый дом, счастлива, и в чём же заключается семейное счастье?
Выступление.
— Мне захотелось выяснить, всегда ли счастье в семье зависит от богатого дома. Для этого я исследовала сказку А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”. И вот что я выяснила:
“Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу”.
(Слайды № 4, 5)
Мне кажется, что если они прожили тридцать лет и три года, то они жили счастливо. Потом старухе захотелось большую избу. Старик выполнил её просьбу, пришёл домой и видит:
“Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком…”
Но старуха этим была не очень довольна, ей захотелось дом ещё богаче, а старик был расстроен. Потом у неё был высокий терем. “На крыльце стоит старуха в дорогой собольей душегрейке”, но счастье это ей не принесло, а старик очень обиделся на старуху. Потом старуха стала жить в царских палатах.
“Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей…”
Старик теперь её боится, и семья у них распалась. Значит, богатство им счастье не принесло.
Потом я прочла сказку “Счастливая семья”. Там у боярина, который обладал несметными богатствами, была дочь. Она не была счастлива, так как её хотели выдать замуж не по любви, а бедный человек, который женился по любви, был очень счастлив.
“Избёнка у меня старая, и зипун старый. Да разве счастье только в хоромах живёт да в одежде? У иного всего вдоволь… , а ему всё мало. Жадность одолела, и не видит он счастья.
Другой тоже на богатство позарился, на уродливой, нелюбимой женился.… Ни любви у них, ни согласия.
А я и вправду счастливый человек! Посуди сам. Женились мы по любви, и живём мы с женой в любви и в полном согласии. Промеж нас никогда не то, что раздору, худого слова не сказано. Никогда никому мы не завидовали и не завидуем, потому что ведь лучше того, как мы живём, никому не живётся. Чем можем, всегда рады людям помочь. А ежели и нам чего понадобится, соседи с радостью бегут помочь. И про избу, что ты молвил, тоже дело поправимое. Поуправимся осенью в поле, скличу помочь, и соседи с дорогой душой помогут. Глядишь, в день либо в два управимся…. И живи не тужи! Было бы здоровье да в семье любовь и согласие”.
И я сделала вывод, что не всегда счастье зависит от богатства.
4. Исследовательская работа “ Что обозначает слово изба?”.
— Алину заинтересовало, а что обозначает слово изба?
Выступление.
Мне было интересно узнать, а что обозначает слово “изба”? Я взяла словарь Даля и вот что выяснила. Слово “изба” произошло от “истопить”. Истопкой называли отапливаемую часть дома, отсюда и слово “истьба” (изба). Для обитателей избы печь играла наиважнейшую роль. В ней готовили еду, там её и оставляли, когда хотели сохранить пищу тёплой на долгое время. В печке сжигали сор – по поверьям, его нельзя было выносить из избы. С печкой связано много примет и поверий. Кто сидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. О счастливчиках говорили, что они родились в печи. Если пропадали домашние животные или кто-то из домашних не возвращался вовремя домой, их имена выкликивали в печную трубу. Новорожденных мыли со словами: “ Расти с брус вышины да с печь толщины”. Чем массивнее была печь, тем больше тепла она накапливала, поэтому порой занимала почти четверть избы. От её расположения зависела внутренняя планировка избы. Поэтому и возникла поговорка : “Плясать от печки”.
5. Строительство дома.
— Семья разрослась, в избе стало тесно,
собрались на семейный совет. (Слайд №
6)
— Как вы думаете, что они решили?
— А кому будут строить дом? Ответить на этот
вопрос вам помогут русские народные сказки. Кто
получал в наследство дом?
6. Исследование “Как выбирали место для строительства дома”. (Слайд №7)
— Мне было интересно узнать, а как наши предки выбирали место для строительства дома. И вот что я выяснила. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом
7. Рубка деревьев. (Слайд №8)
Зимой отправлялись рубить лес. Русский человек любил трудиться. Много песен создано о труде. Кутузова Настя тоже сочинила маленькую песенку. Мы с вами сейчас под неё пойдем в лес. Идём не стучим громко ногами, чтобы не потревожить лесных жителей.
“И деревня, и наш дом
Создали радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построится изба”.
Мы немного устали, сели в сани и поехали дальше, а чтобы не скучать, давайте вспомним пословицы о труде, только не повторяйте одну и ту же пословицу.
— Мы приехали в лес. А какие деревья надо рубить? Рассказ ученицы.
— Мне захотелось выяснить, почему рубили деревья зимой. Оказывается, наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё мною было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали “буйное” дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и
задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт.
8. Строительство дома.
а) Начало строительства.
— С чего начинали строить? Выступление ученика.
Я выяснил, как наши предки, начинали строить дом. Хозяин идёт на север и берёт первый валун (камень), который он встретил и так идёт ещё на три стороны света, камни кладёт по бокам дома. На северном камне в жертву приносится петух, так как он считался солнечной и жертвенной птицей, а ещё считалось, что она безмозглая и, значит, ей не больно.
б) Физкультминутка. (Слайд №9)
Солнышко светлое, солнышко ясное,
Солнышко в небе с лучами прекрасными!
Дай счастье мне и всем людям на земле!
в) Выступление ученика.
При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.
г) Дрожжина Максима заинтересовал вопрос, как строили дом.
Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.
Дом был четырёхугольный. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. Крыша была покатая, на ней была солома, обработанная жидкой глиной, она была очень плотная.
9. А теперь давайте украсим нашу деревню.
Практическая работа (с использованием макета-панно деревни), во время которой дети выполняют вырезание элементов наличника, ворот или крыльца с использованием нанесения орнамента фломастером. Индивидуальные виды работ – церквушка (монтаж окон), заборчики.
10. Посмотрите, какая красивая деревня у нас получилась. Что нового вы узнали сегодня о русской избе?
24.02.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».
Данная презентация поможет более доступно и наглядно:
-познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
-раскрыть гармоничную связь человека
с окружающим миром природы, жилья с природой;
-воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».»
ГБОУ СОШ №8 им. С. П. Алексеева г.о.Отрадный «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».
Презентация к уроку ИЗО
по программе Б.Н. Неменского
4 класс
Драган Е.Г.
Цель: .
- Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
- Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
- Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.
Задачи:
- Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности
- Создание композиции «Деревня»;
- Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
- Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
Ход работы:
- Изучение материала о русской деревенской избе.
- Знакомство с архитектурными элементами деревянной избы и декоративным убранством русских изб.
- Исследование архитектуры деревянных построек современной деревни.
Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре. В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.
Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» — теплое место ).
Из какого материала строили и строят избы?
Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.
Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни).
«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».
Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».
Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит .
Общий вывод.
- В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Их многообразие связано с самобытностью традиций русского народа. Многие современные строители и сейчас обращаются к богатому наследию древнерусской архитектуры.
Список литературы
Фотографии : авторские Павлова Н.С., п. Березайка
Бологовского района, Тверской области
Фотографии :http://www.kstrm-hotel.ru/russ…
http://www.auto-rostov.ru/inde…
http://chaplygin-s.narod.ru/ka…
http://artcyclopedia.ru/selo-m…
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку ИЗО «Русская изба»
Русская изба
Изба – в ней мудрость вековая…
Полна загадок и проста!
Она и до сих пор живая,
Народа летопись святая,
Вселенной нашей чистота!
Издавна дерево украшало Русь теремами и храмами, мельницами и колодцами. Из дерева строились избы – добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества.
Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов
Основные типы крестьянских построек
«Брус» — хозяйственная часть расположена за жилым помещением
четырехстенок
пятистенок
шестистенок
«Кошель» — хозяйственная расположена сбоку и сзади от жилого помещения
изба-двойня
«брус север»
« глаголь »
Дом Пухова из д. Большой Халуй Каргопольского района архангельской обл.
Начало XIX в. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»
«брус-юг»
«кошель»
Плотницкие инструменты
2-
а — рубанок,
б — драч,
в — тесло,
г — ножовка,
д — черта,
е — скобель,
ж — долото,
з — бурав,
и — двуручная
пила,
к — ерунок,
л — ватерпас,
м — весок (отвес),
н — отволока,
о — опалка,
п — циркуль,
р — метр;
1 — топор и его части;
3 — шило, черта, пила, стамеска и ножи.
Конструкция избы
план
И теперь, когда вот новым светом,
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Сруб украшенный резьбой
С. Есенин
Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой рубленой стены, не стремились к излишней орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией. Фасад деревенского дома. Суздаль.
Фрагменты резьбы
Резьбой украшали карнизы фронтона дома, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльца, ворота, калитки, благодаря которым дом приобретал «теплоту» и нарядность.
Резные наличники.
Окна – глаза дома… Из окон струится мягкий свет…Там в доме жизнь, И заглянуть так хочется,
Но говорю себе: «Не нужно, нет, а может в доме бродит одиночество…?»
Фронтон дома
фронтон дома, двухскатные доски украшались резьбой и назывались «причелины» (чело). Завершались причелины «полотенцами» — солнечными знаками, резным кругом. Приемы архитектурной резьбы были весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоскорельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Разнообразны и элементы украшений. Одним из излюбленных мотивов декоративного орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя или птицы.
Крыльцо
Пропильная резьба балконов и карнизов
«Погодинская изба» — дом, построенный в 1856 году для профессора Московского университета, историка М.П.Погодина. Изначально задумывался как произведение «русского стиля», строился по канонам народного деревянного зодчества. В этом доме нередко бывали М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, А.А.Фет. В 40-х годах XIX века здесь жил Н.В.Гоголь.
Деревенька моя…
Просто красиво…
д ом кузнеца К ириллова
Этот теремок существует в реальности. Его построил Сергей Иванович Кириллов в деревне Кунара Свердловской области — в середине прошлого века. Интересна история дома: он достался хозяевам от предков и требовал серьезного ремонта. Ремонт затянулся — кузнец-самоучка работал над ним всю жизнь, превращая место своего жительства в произведение искусства. Родственники мастера рассказывают, что все началось со ставен и наличников, потом ворота, потом дальше и больше… Декоративные элементы, украшающие дом, вырезаны из дерева и металла, выкованы из железа и покрыты яркими цветными красками. Здесь переплетается символика русских былин и советского времени, примитивное искусство и отголоски классического древнерусского зодчества.
Вид сказочного домика в зимнее время — чудо посреди русской деревни!
Зарисовка дома
Зарисовка украшений крыши
Зарисовка конька крыши
Зарисовка резных наличников и окон
Хозяйственные постройки
колодец
банька
мельница
multiurok.ru
Презентация по ИЗО Образ русской избы 4 класс
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Образ русской избы» Изба – русский срубной жилой дом. Из какого материала строили и строят избы? Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором. Удивительна красота деревянного зодчества. Искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и другие), культовые сооружения (церкви и часовни). Строительство избы клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьемсруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет верхняя часть – жизнь души, поэтому самая наряднаяконек – небесная колесницаРусская изба состояла из трех частей: Причелина — в деревянных кровлях — (украшенная резьбой) фронтонная доска, закрывающая наружные торцы подкровельных слег. Полотенце — короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная сквозной резьбой. «Фасад – лицо избы, окна – её глаза». Ставни В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Какие еще постройки можно встретить в деревне? Физкультминутка Творческое заданиеРисунок избы по плану:1.Обдумайте, какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.2.Выполните разметку листа, расположите на нем придуманный образ.3.Украсте избу.4.Доработайте рисунок красками.
Приложенные файлы
univerfiles.com