cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация по изо народные праздники 4 класс неменский – Презентация по ИЗО на тему «Народные праздники» (4 класс)

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе «Народные праздники» по программе Б.М. Неменского

Презентация по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Народные праздники» по программе Б.М.неменского.

У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках. Ярко проявляется душа народа, его характер. Хорово?д— древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Русский хоровод для славян издавна был не просто танцем, это образ жизни, своеобразный ритуал, сопровождавший наших предков во времена всех важных жизненных событий.

К хороводам готовились тщательным образом, подбирали красивые наряды. Для молодых парней и девушек хоровод был отличным поводом приглядеть себе подходящую пару. Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена, когда люди поклонялись Солнцу как главному божеству. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы.

Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней.

Русские хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души, а также выполняют свое непосредственное назначение – благодарить природу за щедрость и доброту.

«Ивана купала» — самый магический праздник древних славян, воспевающий величественную силу природных стихий – огня, воды, ветра и земли.  В этот праздник с раннего утра и до поздней ночи совершается множество магических обрядов и ритуалов, которые сопровождаются купальскими народными песнями, хороводами и традиционной едой и очищающими кострами.

Гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу,  сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы.

Костры зажигали вечером. Сигналом для возжигания костра служил заход солнца. Костры устраивали на возвышенностях по берегам рек, озёр, прудов или на перекрестках дорог. Иногда в селении разводили несколько костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков.

С древних времен и до сих пор летом, во время буйства цветов девушки плетут венки, разные, из любых цветов, какие попадутся. В древней Руси венок всегда был главным украшением девиц и женщин и являлся обязательным атрибутом во время проведения праздников. На венок возлагали большие надежды. Само слово «Венок» произошло от старославянского в?но «дар». Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения.

Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.В древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники — сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок — это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе «Народные праздники» по программе Б.М. Неменского»

kopilkaurokov.ru

Презентация по ИЗО на тему «Ярмарка» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Народные праздники

2 слайд Описание слайда: 3 слайд
Описание слайда:

масленица

4 слайд Описание слайда:

пасха

5 слайд Описание слайда:

рождество

6 слайд Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 1.Что украшают на Пасху?                                                                                                

7 слайд Описание слайда:

1.Что украшают на Пасху? 1 2 3 4 5 6 7 я й ц о                                                                                        

8 слайд Описание слайда:

2. Назовите элемент русского костюма.

9 слайд
Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 я й ц о с а р а ф а н                                                                                        

10 слайд Описание слайда:

3. Назовите русский народный праздник

11 слайд Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 я й ц о с а р а ф а н м а с л е н и ц а                                                                                        

12 слайд Описание слайда:

4. Назовите элемент окна

13 слайд Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 я й ц о с а р а ф а н м а с л е н и ц а н а л и ч н и к и                                                                                        

14 слайд
Описание слайда:

5. Назовите элемент костюма

15 слайд Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 я й ц о с а р а ф а н м а с л е н и ц а н а л и ч н и к и р у б а х а                                                                                        

16 слайд Описание слайда:

6. Назовите элемент костюма

17 слайд
Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 я й ц о с а р а ф а н м а с л е н и ц а н а о и ч н и к и р у б а х а к л к о ш н и к                                                                                        

18 слайд Описание слайда:

7. Что это?

19 слайд Описание слайда:

1 2 3 4 5 6 7 я й ц о с а р а ф а н м а с л е н и ц а н а о и ч н и к и р у б а х а к л к о ш н и к л а п т и                                                                                        

20 слайд Описание слайда:

ярмарка ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка».

21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Ярмарка. 1910, Куликов Иван Семенович.

23 слайд Описание слайда:

КУСТОДИЕВ Борис — Ярмарка. 1906

24 слайд Описание слайда:

Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! Гляньте налево — лавки с товаром! Гляньте направо — веселье даром!

25 слайд Описание слайда:

Знаменитая Сузунская ярмарка

26 слайд Описание слайда:

торговец

27 слайд Описание слайда:

коробейники

28 слайд Описание слайда:

Скоморохи

29 слайд Описание слайда:

петрушка главный герой народного кукольного театра, главный герой ярмарочных увеселений

30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда:

Физминутка: Вы на ярмарку пришли, Мы товары привезли Подходите, покупайте, Веселитесь от души!

33 слайд Описание слайда:

Б.Кустодиев Праздники в деревне

34 слайд Описание слайда:

Русский народный костюм

35 слайд Описание слайда:

Крестьянская ярмарка в Москве.

36 слайд Описание слайда:

Сельская ярмарка. 1920 — Кустодиев Борис.

37 слайд Описание слайда:

панно «Осенняя ярмарка»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-099318

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку ИЗО по программе Б.М. Неменского 4 класс «Народные праздники»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку ИЗО по программе Б.М. Неменского 4 класс «Народные праздники»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Народные праздники Учитель ИЗО МАОУ «СОШ №111» г. Пермь Тимченко Виктория Викторовна 4 класс

2 слайд Описание слайда:

Перун – бог грома и молнии, властелин плодородного дождя.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Водяные духи и русалки

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Масленица

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

Праздник урожая

11 слайд Описание слайда:

Творческая работа: Выполнить рисунок на тему «Народные праздники»

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-273986

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация для урока ИЗО в 4 классе. «Народные обычаи и праздники».

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока ИЗО в 4 классе. «Народные обычаи и праздники».»

Вставка рисунка

Презентацию выполнила учитель Изобразительного искусства МКОУ «Ракитовская средняя общеобразовательная школа». Лопина Елена Александровна

Вставка рисунка

Народные праздники .

Цели: пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников; провести эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; познакомь с терминами «скученность», «акцент».

Вид деятельности: работа в смешанной технике: рисование, бумажная аппликация. Создание коллективной работы .

Вставка рисунка

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста.

Традиции народного праздника Масленица

  • Первые три дня шла подготовка к основному гулянью – определялись с местом празднования, сооружались горки для массовых катаний, делали чучело Зимы, заготавливали дрова для костра, украшали дома к празднику, хозяйки начинали печь блины и первый блин отдавался нищему в память об усопших.

В среду уже были первые посиделки – тещи приглашали зятьев на блины, а для веселья приглашались и другие родственники.

Основной праздник начинался с четверга – работать уже не разрешалось. В этот день начинались народные гулянья. Чучело возят по всей округе, катания на горках, около горок устраивали бойкую торговлю различными сладостями, блинами, пирогами, горячем чаем. Народ веселили скоморохи. Очень было популярно катание на санях. Сани украшали шкурами, коврами, разноцветными лентами, бумажными цветами, бубенцами, колокольчиками. Устраивались кулачные бои.

В ночь с 6 на 7 января православные христиане отмечают Рождество Христово – светлый и радостный праздник. В старину после восхода первой звезды вся семья садилась за праздничный стол с разными вкусными яствами и напитками. В это время на улице начиналось веселье – рождественские колядки! Молодежь и дети собирались в большие компании, переодевались в самодельные костюмы сказочных персонажей и отправлялись по дворам колядовать. В текстах народных колядок легко проследить органичное сочетание христианских и религиозных мотивов. Так, одни колядки прославляют рождение Иисуса Христа, рассказывая о библейских событиях той знаменательной ночи, когда вифлеемским пастухам явился Ангел с чудесной вестью. В текстах других песен-колядок основной акцент делался на поздравлениях хозяина дома и других членов семьи с Рождеством, с последующими просьбами о подарках. Взамен колядующие в стихах и песнях «желали» благополучия, достатка и разных благ в новом году.

Практическая работа : создание панно“Осенняя ярмарка” групповая работа по 4 человека.

Используемые материалы :

1.Учебник «Каждый народ художник» под редакцией Л.А. Неменской

2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9&pos=11&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Flady.webnice.ru%2Fimg%2F2011%2F03%2Fimg20110322140839_9387.jpg

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.irina-alex.net%2Fwp-content%2Fgallery%2Fzhitkovichi%2Fgitkovici_03.jpg&p=7&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B&noreask=1&pos=219&rpt=simage&lr=197

http://muzofon.com/search/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

multiurok.ru

Урок изобразительного искусства. 4 класс «Народные праздники» — Технология и ИЗО — Начальные классы

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского.

Тема урока : Народные праздники.

Цели урока: 1) дать представление о языческих богах древних славян,

2) познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков,

3) раскрыть идею произведения А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.»

4) совершенствовать навыки изображения людей в движении,

5) воспитывать интерес к традициям русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа по теме урока.

( слайд 2) Жизнь людей в далёком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы – прощай, урожай. Пойдут дожди – сгниёт сено, настанет бескормица у скота, жди зимой голода. Заблудится грибник в лесу, застанут путника по пути метель или мороз – всё это проделки чьей- то злой воли. И наделяли люди природу великой силой, обожествляли её, пытались задобрить .Верили люди в силы природы. Так появился ведизм ( от слова веда – знание) или язычество.

(слайд 3) Древние славяне поклонялись природе. Некоторые силы природы они вознесли в ранг богов. Самым почитаем и главным был Род. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной. Именно Род начал создавать видимый мир. Согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Род разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир прошлого. Туда уходили предки. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Кроме того это Род связывался с понятиями брака, любви и деторождения.

Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сварог был у славян Богом Неба, отцом всего сущего.

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.

Он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых.

Велес — один из величайших богов древнего мира, хозяин дикой

природы. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость.

(слайд4) Перун — бог грозовых туч, грома и молнии, войны и оружия. Князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра.

Топору — оружию Перуна — издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна — «громовый знак», похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

(слайд 5) Дажьбог был у языческих славян богом Солнца, податель тепла и света. Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает — «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был … крест! Прищурьтесь, глядя на Солнце, — и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ и прижился столь быстро на Руси. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»

(слайд 6) Ярило (Ярила) — бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

(слайд 7) Мокошь — богиня всей Судьбы. Макошь (Мокошь) покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали.

Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была берёза. В начале лета её украшали лентами, вышитыми полотенцами, около берёзы водили хороводы.

В воде по мнению предков жили водяные и русалки. В лесу хозяйничал леший, а покой дома охраняли домовые и берегини.

( слайд 8) Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

(слайд 9) Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать беду на дом.

( слайд 10) Праздник проводов зимы и встречи весны назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело. Разъезжали на лошадях, сжигали чучело масленицы.

( слайд 11)В середине лета был праздник Купалы. В этот день девушки купались в реке и пускали на воду венки. А если в эту ночь увидишь цветущий папоротник, то счастье придёт в твой дом. Ещё одной традицией было разжигание костра и прыжки через огонь. Считалось, что так можно избавиться от злых духов.

(слайд12) Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

(слайды 13-15) Народные праздники великолепно написал на своих картинах Борис Михайлович Кустодиев.

(слайд 16) Рассмотрите репродукцию с картины Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне.Весна» Художник написал поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое – высокое небо. Крестьянка ведёт лошадей, ещё одну мы видим вдалеке.

Рассмотрите картину внимательно. Есть ли в ней что-нибудь такое, что невозможно представить в реальности?

Действительно, работает женщина, а не мужчина, она идёт легко, как-будто плывёт по полю. На крестьянке красивый нарядный сарафан. На земле сидит толстенький ребёнок, а сама она намного выше лошади.

На картине художник не рисовал реальную сцену из жизни, а создавал образ весны. Весна – время рождения новой жизни. На заднем плане торчит чёрный кусок мёртвого дерева, а рядом – новая жизнь – цветущее деревце. Крепкий толстый малыш – это новая жизнь. И сама крестьянка, как весна, румяная, улыбающаяся, лёгкая.

В те времена, когда создавалась картина , считалось, что весну можно представить только античной богиней Флорой, окружённой танцующими нимфами. Впервые в русском искусстве художник показал весну в образе русской женщины в алом кокошнике и нарядном сарафане. Впервые Венецианов заметил красоту и плавность движений русской женщины, красоту её округлого лица.

  1. Индивидуальная работа.

Сейчас вам необходимо подумать какой из праздников вы нарисуете. Как расположите героев праздника, в каких позах будут герои рисунка. На каком фоне будет ваш рисунок.

( Затем идёт обсуждение нескольких детских идей)

  1. Итог урока.

Анализ лучших работ. Какие средства художественной выразительности вы использовали в своей работе для передачи праздничного настроения.

Использованная литература.

  • Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ — художник» Л.А.Неменская Москва «Просвещение» 2007

  • Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина

  • http://ru.wikipedia.org/wiki

  • http://clubdruzey.ru/meet

  • http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html

  • http://shteltn.ucoz.ru/

pedsovet.su

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: урок изо 4 класс «Русские народные праздники»

                              Урок по изобразительному искусству в 4  классе

Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка»

Ход урока. Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка».

Цели и задачи урока:

1.     Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.

2.     Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника Б.М. Кустодиева.

3.     Осуществлять межпредметные связи ( технология, музыка, литература)

4.     Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.

5.     Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

          Материалы: белые листы бумаги, цветная бумага ,ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд:

Слайдовая презентация,

 Ярмарочная витрина, собранная детьми: рисунки-игрушки, платки,салфетки…

Музыкальный ряд:

Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.

          План урока:

1.       Организационный момент.

2.       Введение в тему.

3.       Беседа по теме.

4.       Физкультминутка.

5.       Продолжение беседы.

6.       Практическая работа.

7.       Анализ работ.

8.       Итог урока.

9.       Оценки за урок

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Назовите мне тему 1 четверти  (Русское искусство, культура русского народа)

Внимательно рассмотрите ваши работы, выполненные в течении  1 четверти и расскажите всё, что вы узнали  по этой теме.

А вот о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете,  разгадав небольшой кроссворд, который лежит на ваших столах.  Заранее хочу сказать, что сегодня вы будите работать в группах,  поэтому от каждого из вас будет зависеть и результат и итог работы ну и конечно дисциплина.

Итак, кто уже справился с работой, и назовёт сегодняшнюю тему урока

Слайд 1

Да, действительно  ведь русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Праздники есть у каждого народа.

Возникали  праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

А вот о каких русских народных праздниках сегодня пойдёт речь, вы узнаете, собрав иллюстрацию в виде пазлов на вашем столе.  ( на партах лежат разрезанные картинки праздников «Рождество», «Масленица», «Иван купала», «Праздник урожая»)

(Возле доски стоят таблички  с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Иван Купала, Праздник урожая), как только вы соберёте пазлы, возьмите у доски ту табличку, которая соответствует вашей собранной картине, и по словам и словосочетаниям предложенным вам составьте рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.

Рождество.

Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, рождественская звезда, песни- колядки.

Масленица.

Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои, игрища.

Иван Купала.

Лето, сбор цветов и трав, ночь, прыжки через костры, купание, венки в реке.

Праздник урожая

Сбор пшеницы, ячменя, проса, праздник, застолье мёд, яблоки, хлеб, каша, пшеничный сноп, ленты, хороводы.

Давайте выслушаем ваши рассказы, я буду начинать а вы продолжать

Слайд 2

(На слайде высвечивается та картина, о каком празднике идёт речь)

  1. Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
    Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
    Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
    И торжественно парит, новый день благовещая,
    Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о празднике  Рождестве.)

Слайд 3

  1. Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
    Ты не в среду пришла и не в пятницу.
    Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
    Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
    Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

Слайд 4

   3)   Горит костёр багряною зарёй,

Горят улыбки на счастливых лицах,

По небесам прекрасный танец свой

Ведёт опять Богиня-Заряница,

И пламенеют в небе облака,

И наполняет лес пичужек пенье,

И вдаль, играя волнами, река

Несёт венки купальские теченьем…

 

Слайд 5

4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню

Осенью отмечали праздник урожая.  У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

А что же такое ярмарка на Руси?

Слайд 6

Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

Слайд 7

 Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День её памяти отмечается 10 ноября (икона Параскевы Пятницы).

В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В день её памяти не работали.

В больших городах, а также и в сёлах в этот день и устраивались ярмарки.

Ярмарка  — это тоже праздник.

— как вы думаете, люди ждали этот праздник?

— для чего?

Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.

 А детвора  ждала с ярмарки  —  гостинец.

Представьте себе шумную ярмарку в русском селении:

Слайд 8 (ярмарка)

 Ярмарка,  ярмарка,

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая,

Глянешь налево – лавки с товаром,

Глянешь направо – веселье даром.

  Красочная, весёлая ярмарка.

-Какими мы видим людей?

Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и  на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики, торговцы расхваливали свой товар. На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя — Петрушки.

Слайд 8 (петрушка)

Петрушка — длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.

 На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости.

Давно вас ждут, друзья! 

Также публику веселтли и скоморохи. Звонко играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Представьте себя среди кадок с брусникой и красивых плетёных корзин с вкусными пряниками. Ярче солнца – наряд соломенных игрушек, ярче радуги – игрушки-свистульки, почти как у нас на ярмарочной витрине в классе.

Слайд 9

 —  Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.

Борис Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»; «Праздники»; «Купчихи»…

Он погружает зрителя в стихию народной жизни. В своих картинах художник не допускал грязь и слякоть, ужасающие мостовые… Он видел это в жизни, но творить предпочитал образ радости. А ведь художник писал эти картины, находясь а инвалидном кресле целых 11 лет! Вот видите как он ценил и любил жизнь и  его картины наполнены светом и яркостью. Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.

 И. Е. Репин называл  Кустодиева «богатырём русской живописи».

-Как вы думаете, почему?

Он использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения, праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно.

Физкультминутка

Мы похлопаем сейчас

Мы потопаем сейчас

А теперь все дружно, вместе,

отправляемся мы в пляс.

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Эх, раз, ещё раз,

мы поклонимся сейчас.

Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной  композиции?

  • Пейзаж (природа, поля, речка).
  • Постройки ( избы).

А чего же и кого не хватает?

  • Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)
  • Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

        Работать будем коллективно. Сделаем одну общую работу.

  Работаем в группах:

1 группа  одевает фигурки людей в русские праздничные костюмы (мужские образы) в технике аппликации

 2 группа о одевает  фигурки людей в русские праздничные костюмы(женские  образы) в технике аппликации

3 группа — создают лоток с посудой и игрушками, баранками, платками

4 группа — одевает  фигурки людей в костюмы скоморохов также в технике аппликации.

Как только оденете фигурки в костюмы. Что нужно ещё сделать с костюмами?  (Украсить орнаментами при помощи фломастеров)  и вклеить в наше коллективное панно.

А что такое орнамент?

Но прежде давайте вспомним элементы русского праздничного костюма.

Слайд 10,11

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Когда вы будите вклеивать свои работы, что вы должны вспомнить и соблюдать? (Перспективу) Назовите законы перспективы в композиции.

Практическая работа. (Звучит русская народная музыка : «Коробейники»; музыка русских народных частушек)

Анализ работы.

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

На доску сверху панно вывешивается надпись «Русская ярмарка»

Кластер к слову «Ярмарка»

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

 Итог.

-О чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).

Ярмарка- это не только торг, но и большой народный праздник.

В том, как проводится праздник — в обрядах в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа.

Детям раздаются четверостишия и они читают приглашая на ярмарку, которая у них получилась на панно.

  1. Ой, вы люди, люди добрые,

Да люди русские.

Други наши верные!

Слушайте все и не говорите,

Что не слышали!

  1. Приглашаем всех на ярмарку,

С баранками, медом,

С конфетами мятными,

Пирогами сытными.

  1. А за чаем дома не засиживайтесь.

Вставайте-ка, да водите

Хороводы русские

С песнями веселыми,

Шутками задорными,

Играми потешными.

  1. Внимание, внимание, внимание.

Открывается гуляние,

Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет! (звучит музыка)

Ребята, давайте встанем, поднимем руки ладошками друг к другу, и кому понравилась ваша ярмарка и наш урок, тот похлопает в ладоши.

Оценки за урок.

 1.        Ой, вы люди, люди добрые,

Да люди русские.

Други наши верные!

Слушайте все и не говорите,

Что не слышали!

2.        Приглашаем всех на ярмарку,

С баранками, медом,

С конфетами мятными,

Пирогами сытными.

3.        А за чаем дома не засиживайтесь.

Вставайте-ка, да водите

Хороводы русские

С песнями веселыми,

Шутками задорными,

Играми потешными.

4.        Внимание, внимание, внимание.

Открывается гуляние,

Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

1)        Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.

Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.

Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.

И торжественно парит, новый день благовещая,

Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о празднике  Рождестве.)

Слайд 3

2)        Ты, прощай, прощай, наша Масленица!

Ты не в среду пришла и не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!

Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

Слайд 4

   3)   Горит костёр багряною зарёй,

Горят улыбки на счастливых лицах,

По небесам прекрасный танец свой

Ведёт опять Богиня-Заряница,

И пламенеют в небе облака,

И наполняет лес пичужек пенье,

И вдаль, играя волнами, река

Несёт венки купальские теченьем…

 4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню

Осенью отмечали праздник урожая.  У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

А что же такое ярмарка на Руси?

nsportal.ru

Народные праздники — ИЗО — 4 класс

Народные праздники

4 класс

Перун – бог грома и молнии, властелин плодородного дождя.

Водяные духи и русалки

Масленица

Праздник урожая

Творческая работа: Выполнить рисунок на тему «Народные праздники»

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *