cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пояса земли 4 класс сообщение – 4 класс. Окружающий мир. Пояса Земли. — Пояса Земли.

4 класс. Окружающий мир. Пояса Земли. — Пояса Земли.

Комментарии преподавателя

Солн­це – ис­точ­ник тепла и света для всего жи­во­го на нашей пла­не­те, хотя Земля по­лу­ча­ет лишь одну двух­мил­ли­ард­ную часть воз­мож­но­го тепла. Из-за того что Земля имеет форму шара, сол­неч­ные лучи неоди­на­ко­во па­да­ют на ее по­верх­ность: в об­ла­стиэк­ва­то­ра сол­неч­ный свет па­да­ет почти от­вес­но, при­но­ся мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство тепла, к се­ве­ру и к югу от эк­ва­то­ра – под углом, давая мень­шее ко­ли­че­ство тепла, у по­лю­сов – с наи­боль­шим на­кло­ном, от­да­вая ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство тепла(рис. 1).

Рис. 1. Па­де­ние сол­неч­ных лучей на Землю (Ис­точ­ник)

Можно сде­лать вывод, что раз­ные участ­ки Земли по­лу­ча­ют раз­ное ко­ли­че­ство сол­неч­но­го тепла и света, это за­ви­сит от угла па­де­ния сол­неч­ных лучей (рис. 2).

Рис. 2. Ин­тен­сив­ность на­гре­ва по­верх­но­сти Земли в за­ви­си­мо­сти от па­де­ния сол­неч­ных лучей (Ис­точ­ник)

По­верх­ность зем­но­го шара услов­но делят на три теп­ло­вых пояса: тро­пи­че­ский, уме­рен­ный, по­ляр­ный (рис. 3).

Рис. 3. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

Тро­пи­че­ский пояс рас­по­ло­жен по обе сто­ро­ны от эк­ва­то­ра: на се­ве­ре от эк­ва­то­ра – Се­вер­ный тро­пик (еще на­зы­ва­ет­ся тро­пик Рака), на юге – Южный тро­пик (вто­рое на­зва­ние – тро­пик Ко­зе­ро­га). Уме­рен­ный пояс рас­по­ла­га­ет­ся от тро­пи­ков до по­ляр­ных кру­гов: се­вер­ный и южный уме­рен­ные поясаСе­вер­ный и южный по­ляр­ные по­лю­са на­хо­дят­ся за по­ляр­ны­ми кру­га­ми(рис. 4).

Рис. 4. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

Тро­пи­че­ский пояс – самый жар­кий, по­то­му что Солн­це под­ни­ма­ет­ся вы­со­ко над го­ри­зон­том, по­сы­лая на Землю пря­мые лучи в те­че­ние всего года, по­это­му зима сход­на с летом. В тро­пи­ках вы­де­ля­ют сухой и дожд­ли­вый пе­ри­о­ды. На эк­ва­то­ре влаж­но и тепло, это спо­соб­ству­ет ак­тив­но­му раз­ви­тию уди­ви­тель­но­го мира флоры и фауны. Самые за­суш­ли­вые места на Земле на­хо­дят­ся на се­вер­ной и южной гра­ни­це тро­пи­ков. В пу­сты­нях этого пояса тем­пе­ра­ту­ра может до­сти­гать от­мет­ки +50⁰.

Рис. 5. Шим­пан­зе (Ис­точ­ник)

Рис. 6. Ко­либ­ри (Ис­точ­ник)

Рис. 7. Тигр (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Тукан (Ис­точ­ник)

Рис. 9. Бу­ген­вил­лии (Ис­точ­ник)

www.kursoteka.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Пояса Земли. — окружающий мир 4 класс

 

Тема: Пояса Земли.

Цели: — сформировать представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения;

— развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: карточки индивидуальных заданий, теллурий, атласы, контурные карты, карточки для работы парами, глобус.

  1. Организационный момент. Слайд 1, 2.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 3.
  1. Индивидуальная работа.

Карточка 1. (1 – Северная Америка, 2 – Южная Америка, 3 – Африка, 4 – Евразия, 5 – Австралия)

Карточка 2. (экватор, параллель, полушария)

Карточка 3. (1.восток 2.север 3.полушарие 4.карта 5.глобус 6.меридиан – экватор)

  1. Фронтальный опрос.

Что изучает география, и почему ее так назвали?

Расскажите о разнообразии современных географических карт.

Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.

Какую карту называли «Большой чертеж»?

  1. Работа над новой темой. Слайд 4.

Сегодня нам предстоит ответить на очень интересный вопрос «Почему Солнце неодинаково любит Землю?» Мы уже знаем, что Солнце источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету.

Какая часть земного шара получает больше света – середина или полюса? Какая часть нагревается сильнее? Солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности. В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями.

  1. Работа с картой. Слайд 5.

Найдите на карте южный и северный тропики, экватор. По обе стороны от экватора до северного и южного тропиков расположен тропический пояс. (красный цвет)

Найдите линии полярных кругов. Их тоже две – на юге и на севере. От тропического пояса до полярных кругов расположены умеренные пояса.

Посмотрите, что осталось за полярными кругами. Это полярные пояса.

Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса.

физминутка

  1. Закрепление. Слайд 6.
  1. Работа по карте полушарий.

На каком материке мы живем? (Евразия) А в каком тепловом поясе находится Евразия? (умеренном и полярном) что вы можете сказать о временах года в умеренном поясе? (4 времени года. Зима холодная, лето теплое, весна и осень прохладные)

Какие материки находятся в тропическом поясе? (Африка, Южная Америка, северная часть Австралии)

Слайд 7. Что вы можете сказать о тропическом поясе? (жарко круглый год, много растений и животных) В тропическом поясе удивительно разнообразный растительный и животный мир. А тропические леса называют «легкими» нашей планеты.

А сейчас отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге? (Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки)

Слайд 8. Что характерно для полярного пояса? (это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывает полярный день, полярная ночь, северное сияние)

Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.

  1. Работа парами. Слайд 9.

На партах лежат карточки. Подчеркните правильные ответы.

  1. Работа в тетрадях. Слайд 10.

С. 10 № 1. (Северный полюс, Южный полюс, экватор)

С. 10 № 2. Соедините стрелками названия пояса с его расположением на рисунке Земли.

С. 11 № 4. (тропический, полярный, умеренный)

  1. Итог урока. Слайд 11.

Какие три тепловых пояса есть на планете Земля?

Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?

  1. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 30 – 34)

Выполнить задание № 1 с. 34 (учебник)

Выполнить задания № 3 с. 10, № 5 с. 11 (тетрадь)

nsportal.ru

Климатические пояса Земли

Климатические пояса Земли – это однородные по климату области планеты, которые располагаются вдоль широты планеты и существенно отличаются друг от друга:

  • по степени нагрева Солнцем,
  • смене воздушных масс по сезонам,
  • особенностью циркуляции атмосферы.

(Нажмите изображения для увеличения схемы климатических поясов Земли)


Виды климатических поясов Земли:

Арктический и антарктический климатический пояс — это пояс климата, занимающий полярные области планеты. Он отличается постоянством, так как на него действует всегда арктическая (в Северном полушарии) и антарктическая (в Южном полушарии) воздушная масса. В течение всего года тут почти не выпадает осадков, а температура воздуха не поднимается выше 0°C. При приближении к полюсам становится очень холодно (в Антарктиде была зафиксирована температура -89°C)… подробнее


Субарктический и Субантарктический климатический пояс – это климат, характерный для приполярных районов Земли: тундра, лесотундра и северная тайга. Летом тут господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктический или антарктический воздух. Поэтому, здесь короткое и холодное лето, с возможными заморозками и осадками, а зима длительная (до 9 месяцев) и суровая с частыми ветрами… подробнее


Умеренный климатический пояс — это климатический пояс, который располагается между субтропическим и субарктическим поясом. Ему присущи сильные и частые изменения в атмосферном давлении воздуха, температуре и направлениях ветра. В умеренном климате различается четыре сезона: зима, весна, лето и осень. Зимой тут, как правило, температура воздуха ниже 0 °C, а летом выше +15 °C. Зимой почти везде присутствует постоянный покров из снега… подробнее


Субтропический климатический пояс — это климатический пояс, который располагается между умеренным и тропическим поясами. Отличается тропическим летом и нетропической зимой. Летом тут жарко и мало осадков, а зимой прохладно (не ниже 0°С) и дождливо… подробнее


Тропический климатический пояс – это климатический пояс, который располагается между субтропическим и субэкваториальным поясом. Зимой температура воздуха здесь не ниже 14 °C, а летом 30-35 °С, осадков очень мало 50-150 мм/год (исключение побережья материков). Все осадки в основном выпадают зимой, там, где их мало находятся пустыни и полупустыни, в областях со сравнительно большими осадками — листопадные леса и саванны… подробнее


Субэкваториальный климатический пояс – это климатический пояс, который располагается между тропическим и экваториальным. Температура воздуха тут колеблется от 15-32 °С, а температура воды в океанах примерно 25 °С. Количество выпадающих осадков от 250 до 2000 мм в год, в основном все приходятся на лето… подробнее


Экваториальный климатический пояс – это климатический пояс, расположенный с двух сторон экватора между субэкваториальными поясами. Тут постоянно высокая температура воздуха (24-28 градусов), слабые ветры, обильные осадки в течение всего года(1500-3000 мм, местами до 10 000 мм) и нет сезонов… подробнее

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

4 класс. Окружающий мир. Пояса Земли. — Пояса Земли.

Комментарии преподавателя

Солн­це – ис­точ­ник тепла и света для всего жи­во­го на нашей пла­не­те, хотя Земля по­лу­ча­ет лишь одну двух­мил­ли­ард­ную часть воз­мож­но­го тепла. Из-за того что Земля имеет форму шара, сол­неч­ные лучи неоди­на­ко­во па­да­ют на ее по­верх­ность: в об­ла­стиэк­ва­то­ра сол­неч­ный свет па­да­ет почти от­вес­но, при­но­ся мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство тепла, к се­ве­ру и к югу от эк­ва­то­ра – под углом, давая мень­шее ко­ли­че­ство тепла, у 

по­лю­сов – с наи­боль­шим на­кло­ном, от­да­вая ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство тепла(рис. 1).

Рис. 1. Па­де­ние сол­неч­ных лучей на Землю (Ис­точ­ник)

Можно сде­лать вывод, что раз­ные участ­ки Земли по­лу­ча­ют раз­ное ко­ли­че­ство сол­неч­но­го тепла и света, это за­ви­сит от угла па­де­ния сол­неч­ных лучей (рис. 2).

Рис. 2. Ин­тен­сив­ность на­гре­ва по­верх­но­сти Земли в за­ви­си­мо­сти от па­де­ния сол­неч­ных лучей (Ис­точ­ник)

По­верх­ность зем­но­го шара услов­но делят на три теп­ло­вых пояса: тро­пи­че­ский, уме­рен­ный, по­ляр­ный (рис. 3).

Рис. 3. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

Тро­пи­че­ский пояс рас­по­ло­жен по обе сто­ро­ны от эк­ва­то­ра: на се­ве­ре от эк­ва­то­ра – Се­вер­ный тро­пик (еще на­зы­ва­ет­ся тро­пик Рака), на юге – 

Южный тро­пик (вто­рое на­зва­ние – тро­пик Ко­зе­ро­га). Уме­рен­ный пояс рас­по­ла­га­ет­ся от тро­пи­ков до по­ляр­ных кру­гов: се­вер­ный и южный уме­рен­ные поясаСе­вер­ный и южный по­ляр­ные по­лю­са на­хо­дят­ся за по­ляр­ны­ми кру­га­ми(рис. 4).

Рис. 4. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

Тро­пи­че­ский пояс – самый жар­кий, по­то­му что Солн­це под­ни­ма­ет­ся вы­со­ко над го­ри­зон­том, по­сы­лая на Землю пря­мые лучи в те­че­ние всего года, по­это­му зима сход­на с летом. В тро­пи­ках вы­де­ля­ют сухой и дожд­ли­вый пе­ри­о­ды. На эк­ва­то­ре влаж­но и тепло, это спо­соб­ству­ет ак­тив­но­му раз­ви­тию уди­ви­тель­но­го мира флоры и фауны. Самые за­суш­ли­вые места на Земле на­хо­дят­ся на се­вер­ной и южной гра­ни­це тро­пи­ков. В пу­сты­нях этого пояса тем­пе­ра­ту­ра может до­сти­гать от­мет­ки +50⁰.

Рис. 5. Шим­пан­зе (Ис­точ­ник)

Рис. 6. Ко­либ­ри (Ис­точ­ник)

Рис. 7. Тигр (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Тукан (Ис­точ­ник)

Рис. 9. Бу­ген­вил­лии (Ис­точ­ник)

Рис. 10. Паль­мо­вая роща на бе­ре­гу (Ис­точ­ник)

Рис. 11. Тро­пи­че­ский лес (Ис­точ­ник)

Рис. 12. Пу­сты­ня (Ис­точ­ник)

До­ли­на Смер­ти – самое жар­кое место Се­вер­ной Аме­ри­ки (рис. 13).

Рис. 13. До­ли­на смер­ти (Ис­точ­ник)

Ата­ка­ма – самое за­суш­ли­вое место на Земле, на­хо­дит­ся в Южной Аме­ри­ке, дожди здесь идут один раз в несколь­ко де­сят­ков лет (рис. 14).

Рис. 14. Пу­сты­ня Ата­ка­ма (Ис­точ­ник)

Са­ха­ра – круп­ней­шая пу­сты­ня на Земле, на­хо­дит­ся на се­ве­ре Аф­ри­ки (рис. 15).

Рис. 15. Пу­сты­ня Са­ха­ра (Ис­точ­ник)

Ка­ла­ха­ри – еще одна боль­шая пу­сты­ня, на­хо­дя­ща­я­ся на юге Аф­ри­ки (рис. 16).

Рис. 16. Пу­сты­ня Ка­ла­ха­ри (Ис­точ­ник)

Вул­кан Дал­лол – самое жар­кое место на Земле, на­хо­дит­ся в Аф­ри­ке (рис. 17).

Рис. 17. Вул­кан Дал­лол (Ис­точ­ник)

От тро­пи­ков до по­ляр­ных кру­гов про­сти­ра­ет­ся уме­рен­ный пояс. Боль­шая часть Рос­сии лежит в уме­рен­ном поясе. В за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни года сол­неч­ные лучи по-раз­но­му па­да­ют на по­верх­ность Земли: зимой – под углом, летом – почти прямо (рис. 18).

Рис. 18. Па­де­ние сол­неч­ных лучей в дни зим­не­го и лет­не­го солн­це­сто­я­ния (Ис­точ­ник)

Это объ­яс­ня­ет при­чи­ну смены вре­мен года. В уме­рен­ном поясе хо­лод­ная зима, теп­лое лето, про­хлад­ные весна и осень (рис. 19).

Рис. 19. Вре­ме­на года (Ис­точ­ник)

Для уме­рен­но­го пояса ха­рак­тер­ны хвой­ные, ши­ро­ко­лист­вен­ные и сме­шан­ные леса (рис. 20–22).

Рис. 20. Хвой­ный лес (Ис­точ­ник)

Рис. 21. Лист­вен­ный лес (Ис­точ­ник)

Рис. 22. Сме­шан­ный лес

В лесах оби­та­ет боль­шое ко­ли­че­ство птиц и тра­во­яд­ных жи­вот­ных, ко­то­рые хо­ро­шо при­спо­со­би­лись к смене вре­мен года. Также там оби­та­ет мно­же­ство хищ­ни­ков (рис. 23–31).

Рис. 23. Сойка (Ис­точ­ник)

Рис. 24. Глу­харь (Ис­точ­ник)

Рис. 25. За­яц-ру­сак (Ис­точ­ник)

Рис. 26. За­яц-бе­ляк (Ис­точ

www.kursoteka.ru

Пояса Земли (4 класс) — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Конспект урока по окружающему миру «ПОЯСА ЗЕМЛИ» ( 4 класс)

У р о к 6

ПОЯСА ЗЕМЛИ

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

2. Закреплять умение работать с глобусом и картой.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

О б о р у д о в а н и е: глобус; карта полушарий; таблица «Тепловые пояса Земли»; рисунки и фотографии, характеризующие тепловые пояса; схема нагревания Земли.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Здравствуйте, юные географы! Сегодня нам предстоит узнать, почему Солнце неодинаково «любит» Землю. Но сначала проверим наши знания, которые необходимы всем географам.

II. Проверка домашнего задания.

1) Ученики сдают на проверку домашние сочинения «Какой я представляю Землю, глядя на глобус (географическую карту)?».

2) Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

– Что изучает география?

– Какие виды географических карт вы знаете?

– Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.

– Как выглядела первая географическая карта?

3) По выбору учителя некоторые учащиеся получают индивидуальные карточки.

Вариант I

1. Заполни пробелы в предложениях:

Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).

Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное … (полушария).

2. Выбери верное высказывание:

1) Модель Земли – это …

а) глобус; б) схема; в) карта.

2) Наука о Земле – это …

а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.

Вариант II

1. Заполни пробелы в предложениях:

Природу земной поверхности изучает наука – … (география).

Географы используют … (глобус) и … (географическую карту), которые по праву считаются одними из самых замечательных изобретений человечества.

2. Выбери верное высказывание:

1) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков – это …

а) карта; б) глобус; в) масштаб.

2) Сколько океанов на земном шаре?

а) 4; б) 6; в) 7; г) 3.

Учитель предлагает классу решить кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово.

Учитель. Необходимо узнать материки ко контурам, записать их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово.

Иллюстрация к кроссворду

Учитель. Что обозначает слово «экватор»?

Ученики. Это самая большая параллель.

Учитель. Покажите экватор на глобусе и карте.

III. Работа над новой темой «Пояса Земли».

Учитель. Вы знаете, что Солнце – источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли.

Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Какая часть земного шара получает больше света – середина или полюсы? Где будет теплее?

Ученики. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше.

Учитель. Так какая часть земного шара нагревается сильнее?

Ученики. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.

Учитель. Верно. Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.

В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.

Найдите эти линии на карте и глобусе.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Путешествуем по свету,

Изучаем мы планету.

Пестрый глобус покрути,

Покажи материки.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

IV. Работа по учебнику (с. 31–33).

Учитель. Давайте поближе познакомимся с поясами освещенности нашей планеты: узнаем их названия, расположение, климат.

Прочитаем статью в учебнике на с. 31–33.

Учащиеся читают текст, затем в тетрадях выполняют рисунок расположения тепловых поясов с помощью цветных карандашей:

Учитель. Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.

V. Работа по карте полушарий.

Учитель. На каком материке мы живем? Покажите на карте.

Ученики. Мы живем на материке Евразия.

Учитель. В каком тепловом поясе находится Евразия?

Ученики. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть – за Северным полярным кругом в полярном поясе.

Учитель. Что из своих наблюдений вы можете сказать о климате в умеренном поясе?

Ученики. Зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Ученики. В умеренном поясе четыре времени года.

Учитель. Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.

Ученики. Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии «Африканская саванна», «Сахара», «Тропические леса».

Учитель. Что вы можете сказать о тропическом поясе?

Ученики. В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.

Учитель. Верно. В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.

А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?

Ученики. Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии «Ледяная пустыня», «Полярная ночь», «Полярный день», «Северное сияние».

Учитель. Что характерно для полярного круга?

Ученики. Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.

Учитель. Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

Учитель. Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?

Ученики. Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.

Учитель. Какие тепловые пояса есть на Земле?

Ученики. Полярные пояса, умеренные пояса, тропический пояс.

Домашнее задание.

С. 30–34.

Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задание 1 (с. 34).

infourok.ru

Природные зоны России 4 класс

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон.

Арктические пустыни

Они расположены на островах, лежащих в Северном Ледовитом океане, и на севере полуострова Таймыр. Климат этой зоны очень суров: зима здесь долгая и очень морозная; часто бывают сильные ветры, пурга; лето короткое и холодное. Благодаря таким условиям снег не везде успевает растаять, на многих островах располагаются ледники. Растительность скудная, она покрывает незначительную часть свободной ото льда поверхности. Среди растений господствуют мхи и лишайники, а цветковые растения представлены крайне малым числом видов. Почвы в арктических пустынях почти не развиты. Скуден и животный мир. К нему относятся белые медведи, тюлени, моржи; на скалистых берегах гнездятся птицы, особенно ценными являются гаги. Их пух собирают и используют для одежды полярников.

Зона тундры

Она занимает побережья морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до Берингова пролива. На долю этой зоны приходится 1/8 площади всей страны, к Западной и Средней Сибири южная граница тундры доходит почти до Северного полярного круга. Климат в тундре теплее, чем в зоне арктических пустынь: хотя лето и короткое, но средняя температура июля поднимается до +10°С; зима же здесь долгая и суровая. Осадков выпадает мало, но при недостатке тепла испарение невелико. Для тундры характерно повсеместное распространение многолетней мерзлоты, которая мешает влаге просачиваться вглубь. Это способствует образованию многочисленных неглубоких озер. Очень часто они расположены здесь вдоль рек. Почвы в тундре — тундро-глеевые, они имеют маломощный слой гумуса. Растительный мир тундры характеризуется неоднородностью: в направлении с севера на юг мохово-лишайниковая тундра сменяется кустарниковой, состоящей из карликовых берез и полярных ив. Многие карликовые деревья, растущие здесь, «стелятся» по поверхности земли. Это можно объяснить наличием здесь сильных ветров. Среди растений тундры много многолетников, в том числе вечнозеленые растения (брусника, клюква, голубика). Среди животных в тундре преобладают лемминги, олени, обитают песцы. В озерах зоны много рыбы.

Зона лесотундры

Это переходная зона от тундры к тайге. Она неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля и января здесь выше, осадков выпадает до 400 мм, и так как их выпадает больше, чем может испариться, лесотундра является наиболее заболоченной природной зоной. Поскольку лесотундра — переходящая зона, для нее характерно сочетание растений, животных и почв тундровой и таежной зон.

Зона тайги

Эта зона занимает самую большую площадь России. Тайга протянулась широкой непрерывной полосой от западной границы России до гор Дальнего Востока. Наибольшая ширина тайги достигается в Восточной Сибири. Для этой зоны характерно умеренно теплое лето (+13-19°С) и морозная зима (до -40°С), особенно суровая в Сибири. Эта зона характеризуется достаточным и избыточным увлажнением, к югу постепенно оно уменьшается. В тайге преобладают хвойные породы: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Встречаются и лиственные породы: береза, осина. Березовые и осиновые леса в тайге встречаются на месте вырубок и пожаров. Господство вечнозеленых хвойных деревьев является результатом долгой и суровой зимы. Для сибирской тайги характерна лиственница, в европейской же части зоны чаще всего встречается ель. Почвы в тайге подзолистые, образовавшиеся в результате разложения опавшей хвои в условиях повышенного увлажнения. Там, где преобладают лиственные породы, формируются дерново-подзолистые почвы. Богат животный мир тайги, населены все ярусы леса. Там обитают бурые медведи, лоси, белки, бурундуки, рыси, соболя, куницы, многочисленные птицы.

Зона смешанных и широколиственных лесов

Эта зона не образует сплошной полосы в России: на Восточно-Европейской равнине она расположена южнее зоны тайги, в центральных областях России она практически отсутствует и появляется вновь в южных районах Дальнего Востока. Это можно объяснить тем, что для развития широколиственных пород деревьев необходим более теплый и влажный климат, чем для хвойных. При движении с севера на юг в пределах этой зоны изменяются растительный мир и почвы: если на севере зоны распространены хвойно-широколиственные леса (наряду с таежными видами широко распространены дуб, клен, липа) на дерново-подзолистых почвах, то на юге господствуют широколиственные леса (дуб, граб, бук, клен) на серых и бурых лесных почвах. В лесах Дальнего Востока к широколиственным породам типичным для европейской части зоны, добавляются бархатное дерево, пробковый дуб, множество лиан. Встречаются здесь и сибирские виды деревьев.

Животный мир зоны очень богат. Обитает здесь много животных-древолазов, особенно в лесах с сохранившимися толстыми деревьями, обитают косуля, куница, бобр, разнообразные хищники. На Дальнем Востоке живут харза, горал, амурский тигр, амурский полоз, дальневосточная черепаха.

Растительность зоны смешанных и широколиственных лесов сильно изменилась в результате деятельности человека: большие площади лесов вырубались под сельскохозяйственные угодья. Сейчас леса занимают только 30 % от площади всей зоны.

Зона лесостепей

Это переходная зона от леса к степи, поэтому в ней чередуются районы лесной и степной растительности.

Зона степей

Она занимает юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири. Участки степей есть в Забайкалье и в котловинах гор Южной Сибири. Лето здесь жаркое, а зима холодная и малоснежная, суровость ее нарастает к востоку. Так как территория этой зоны находится южнее путей прохождения циклонов, осадков здесь выпадает немного (до 450 мм). Дожди выпадают в виде коротких ливней, часты засухи и суховеи. Естественой растительности степей практически больше нет нигде, кроме заповедников, земли этой зоны целиком распаханы. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Степи — зона формирования типичных черноземов с мощностью гумусового горизонта до 1 м. Животный мир степей сильно изменился под воздействием человека. Еще в XIX веке исчезли дикие лошади — тарпаны, а также косули, туры, зубры. Олени оттеснены в леса, сайгаки — в целинные степи и полупустыни. Меньше пострадали грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Зоны полупустынь и пустынь

Расположены они в Прикаспии и на границе с Казахстаном. Климат здесь резко континентальный, лето жаркое, зима неустойчивая.

Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Здесь на каштановых и бурых пустынно-степных почвах распространена полынно-злаковая растительность, на песчаных — степная, на суглинистых и глинистых — пустынная. Среди животных характерны грызуны и пресмыкающиеся.

В пустынных районах России лето еще более жаркое, снежный покров зимой маломощен и неустойчив. В пустынях на серо-бурых почвах растут полыни и солянки. В этой зоне из-за сильного испарения в верхних горизонтах почв накапливаются соли, поэтому для пустынных и полупустынных районов характерны солончаки и солонцы.

Смена природных зон в горах определяется высотной поясностью. От подножия гор к вершинам возрастает количество осадков, снижаются температуры, поэтому изменяются почвы, растительный и животный мир. Набор высот поясов зависит от того, на какой широте расположены горы, а также от их высоты и удаленности от океанов.

geographyofrussia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *