cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План по былине илья муромец 4 класс: Сделайте план по былине Илья Муромец и Соловей Разбойник!

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» план былины

Полезное

Автор J.G. На чтение 2 мин Обновлено

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» план былины составить помогут примеры. Это поможет лучше пересказать произведения и запомнить очередность событий.

  1. Илья едет из Карачарово
  2. Битва под Черниговым
  3. Илью в воеводы
  4. Рассказ про Соловья-разбойника
  5. Решение Ильи
  6. Битва с Соловьем-разбойником
  7. Дочери и зятья Соловья
  8. Илья Муромец в Киеве
  9. Недоверие князя Владимира
  10. Свист Соловья
  11. Гибель Соловья-разбойника

План для читательского дневника
  1. Илья Муромец едет в Киев кротчайшей дорогой.
  2. Илью Муромцу преграждает путь Соловей-Разбойник и начинается битва.
  3. Богатырь вместе с разбойником едет в Киев, чтобы показать его князю.
  4. Князь не верит Илье Муромцу
  5. Илья приказывает Соловью-разбойнику свистнуть в пол силы
  6. Соловей-разбойник свистит со всей силой, за что его и казнит Илья Муромец.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» план былины
  1. Богатырь выезжает из Карачарова
  2. Илья сражается с силой темной под Черниговым
  3. Илью зовут стать воеводой
  4. Рассказ про прямую дорогу
  5. Конь Ильи спотыкается
  6. Илья пленит Соловья
  7. Дочери Соловья
  8. Зятья Соловья
  9. Просьба Соловья
  10. Илья входит в палаты в Киеве
  11. Князь Владимир не верит Илье
  12. Соловей свистит в Киеве
  13. Илья рубит голову Соловью.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» цитатный план

1) «..Из Мурома… выезжал удаленький дородный добрый молодец… в стольный Киев-град»;

2) «..Ай побил он эту силу всю великую…»;

3) «..У того креста у Леванидова сидит Соловей-разбойник во сыром дубу…»;

4) «..Засвистал-то Соловей да по соловьиному, закричал злодей-разбойник по звериному…»

5) «…Ай тут стары казак Илья Муромец… стрелочку каленую накладывал… стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею.

6) «..Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
7) «…А я ехал-то дорожкой прямоезжею…»;

8) «..Ай же мужичище-деревенщина-, Во глазах, мужик, да подлыгаешься…»;

9) «..Засвищи-ко, Соловей, ты по-соловьиному… Ай же Соловей-разбойник Одихмантьев сын! Засвищи-ко ты во полсвиста соловьего…»;

10) «…Ай тут старый казак да Илья Муромец… И он вез-то Соловья да во чисто поле, и он срубил ему да буйну голову….».

План краткий

1) Отъезд Ильи Муромца из Мурома в Киев

2) Победа в первом бою

3) Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике

4) Встреча с Соловьём-розбойником

5) Победа Ильи Муромца

6) Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром

7) Сомнения князя Владимира

8) Два приказа Соловью Разбойнику

9) Расправа с соловьём разбойником

План-конспект по литературному чтению в 4-м классе по теме «Былины». Работа над репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри»»

Триединые цели урока: формирование умения составлять художественное описание богатырей, развитие интереса к жанру устного народного творчества — былинам; способствовать развитию речи и творческого воображения, навыков выразительного чтения, навыков развития речи, чувства прекрасного и интереса к живописи, воспитание любви к русской земле, русскому народу, гордости за героев Руси.

Оборудование: аудиозапись былинных песен, выставка книг с былинами, репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», выставка работ учащихся, наглядные пособия.

Наглядные пособия: на формате бумаги А4 были набраны следующие термины и слова необходимые для работы на уроке: Географические названия: Сафат-река, море Верейское, горы Сорочинские, село Карачарово, Стольный Киев-град; Устойчивые определения: чисто поле, добрый конь, ала кровь, сыра земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская сила; Устаревшие слова: шелом, талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою; Глаголы: воспроговорить, порасхвастаться, прирасплакались, распотешился, поигрывати, повыехали.

Алгоритм проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Физминутка.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока (выставление отметок и объявление оценок).
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель рассказывает дополнительные сведения о жизни художника Виктора Михайловича Васнецова.

В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За забором стоит дом — русский терем. В этом доме жил много лет русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Дом построили по его плану и проекту (рисункам). В доме огромные печи, простые скамьи, широкие дубовые столы, крепкие стулья. Вот в каком сказочном доме жил Васнецов и здесь же работал.

Давайте попробуем войти в мир созданный художником. Перед вами на доске прикреплена репродукция картины «Богатыри» В.М. Васнецова. Всмотритесь в это произведение.

Беседа по содержанию картины.

У.: Кто и что изображено на репродукции?

Д.: На репродукции изображены любимые народом богатыри.

У.: Да, вы правы. Это русские богатыри, которых воспевали в былинах. Скажите, а кто помнит, что такое былина?

Д.: Былина — русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском.

У.: Переходя от поколения к поколению, былины служили способом передачи древних верований, представления о мире, сведений из истории.

Д.: Дети рассказывают, что знают о былинах, которые исполняются под аккомпанемент гусли.

У.: Включает аудиозапись.

У.: Выделяются два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождения героев. События большинства былин происходят в Киеве, поскольку богатыри находились на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Былины называются киевскими. К киевским былинам относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче и др.

Второй цикл - новгородские былины. Их герои Садко и Василий Буслаевич. Давайте вспомним основные части былин?

Д.: Зачин, развитие действия, концовка.

У.: Какой литературный приём встречается в былинах?

Д.: Часто встречаются повторы.

У.: Ребята, давайте прочитаем отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца».

Дети читают по цепочке.

У.: Найдите и зачитайте повторы, которые характерны написанию былин, зачин, развитие действия, концовку.

Ответы детей.

У.: Прочитав отрывок былины, мы вспомнили Илью Муромца, но здесь он выступает как литературный герой, давайте рассмотрим его в живописной репродукции В.М. Васнецова «Богатыри». Мы видим трёх былинных героев. В центре Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит сорокопудовая палица. Во всём облике силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр.

У.: Ребята, приведи примеры, зачитав из текста о том, какого Илью Муромца мы увидели с вами в былине с самого рождения.

Дети зачитывают отрывки из былины. Беседа учителя и детей по сравнению Ильи Муромца на репродукции и в былине.

У.: Продолжаем рассматривать репродукцию. Кто из былинных героев расположен по левую руку от Ильи Муромца?

Д.: Слева расположен Добрыня Никитич. Его белый конь тревожно заржал, и Добрыня, готовый к бою вынимает меч из ножен.

У.: Справа от Ильи Муромца самый младший богатырь Алеша Попович. Он не только храбрый, но и ловкий. В борьбе с врагом он может применить хитрость, и даже обман. Алеша вложил стрелу в лук и зорко скосил веселые глаза. Его образ в произведении самый жизнерадостный и лукавый

.

3. Физминутка.

Учитель включает аудиозапись былины.

У.: Закройте глаза, и представьте себя облаками, которые воздушными, легкими и прозрачными ленивый ветерок несет по небу. Вы кружитесь, принимая причудливые формы. Откройте глаза.

Во время проведения физкультминутки учитель прикрепляет на боковое левое крыло доски отрывки из былин с описанием богатырей на трех листах.

4. Закрепление.

Выезжал ли богатырь гулять в чисто поле,

Никого то он не нахаживал,

С кем силой богатырскою помериться.

А сам чует он в себе силу великую,

Чует — живчиком по жилкам разгуливается.

Грозно с силой ему как от бремени.

Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын. По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у него спокойный ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Богатырь грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силы он небольшой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Вот подрос он до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме.

У.: Прошу поочередно выйти к доске 3 человек, которые зачитывают отрывки из былин и отгадывают по описанию богатырей (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

На доску учитель прикрепляет наглядные пособия: на формате бумаги А4 Географические названия: Сафат-река, море Верейское, горы Сорочинские, село Карачарово, Стольный Киев-град; Устойчивые определения: чисто поле, добрый конь, ала кровь, сыра земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская сила; Устаревшие слова: шелом, талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою; Глаголы: воспроговорить, порасхвастаться, прирасплакались, распотешился, поигрывати, повыехали.

У.: На доске прикреплены таблицы Географические названия, Устаревшие слова, Устойчивые определения, Глаголы. Все эти слова нам с вами знакомы по былинам. Давайте вспомним, из каких былин эти слова и словосочетания.

Обсуждение.

Викторина:

У.: Назовите город, где жил Илья Муромец? (Муром).

У.: Странники или слепые нищие, собирающие милостыню? (Калики).

У.: Ни дают они людям, ни проходу, ни проезду, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. (Разбойники).

У.: Как звали жеребенка Ильи Муромца? (Бурушка).

У.: Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи? (30 лет).

5. Итог урока.

У.: Назовите героев былин, о которых мы сегодня говорили.

Д.: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

У.: Какова главная идея былины? Какие чаяния и думы народа отобразились в образе Ильи Муромца?

Д.: В былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу.

У.: Былины, также как и картины, изображающие героев-богатырей, заставляют нас помнить своих героев, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

Учитель оценивает работу детей на уроке (даёт оценку классу и индивидуально). Выставляет отметки в журнал и дневники учащихся.

6. Домашнее задание.

У.: Перечитайте одну из трёх поездок Ильи Муромца и проиллюстрируйте понравившийся эпизод былины.

У.: Спасибо за урок! До свидания!

Три путешествия Ильи Муромца. «Три путешествия Ильиных Три путешествия Ильиных три путешествия стихотворная версия читать полностью

Разделы: Начальная школа

Цели урока:
— Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
— Формировать умение отличать эпос от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
— Учить детей подбирать материал для характеристики героя, характеризовать литературного героя.


— Формирование нравственной ценности «здоровье».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для студентов на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П. Бородина «Богатырская застава», песня группы С. Намина «Ой, надо жить красиво».

Во время занятий.

1. Организационный момент.

На экране гусляр. Слышна арфа … (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядь и послушай. Мы собрались для доброй и спокойной беседы. Чтоб у нас был мир и согласие. А еще хочу пожелать вам поучаствовать в беседе и внимательно все выслушать. Все, что вы услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания. (Найди пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитай былину)
На экране появляется поговорка: «Славна земля русская богатырями». (Слайд 3)
— Что написано на доске?
— Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества вы знаете?
— Приведите пример головоломки.
— Слушай мою загадку:
Ладно скроен,
Сшит крепко,
За Русскую землю стоит.
( Богатырь )

Посмотрите на пословицу и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

Итак, о ком идет речь? (Слайд 4)

Высота неба высокая,
Глубина океана — море,
Русские реки быстрые — светлые.
И сильных, могучих,
Богатырей в славной России.

(прочитано учеником)

Вспомнить происхождение и значение слова «герой» (Слайд 5)

Значение слова «герой» лучше всего определяется словарем. Перед вами листы. Найдите в них словарную статью.
Дети читают статью:
Богатырь — 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (образное) Человек огромной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем сказать о нем? (неоднозначно)
— Попробуйте найти близкие по смыслу слова.
Силач , воин , защитник , рыцарь
— Считалось, что герои — могучие рыцари, наделенные Богом незаурядным умом, смекалкой.
— Что еще должно быть у героя, кроме силы и интеллекта? (Здоровье)
-Какое здоровье? Это только физическое? (Духовное) Что это значит, как вы это понимаете?
— А как вы думаете, есть ли в наше время герои?

Докажите, основываясь на том, о чем мы говорили на прошлом уроке.

В каких произведениях мы чаще всего встречаем героев?
— Что такое эпопея? (Слайд 6)

С каким жанром русского народного творчества он тесно связан?
А что еще общего у былины со сказкой? (построение: инициация, повторы, главные герои сражаются с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифмовка, постоянные эпитеты, гипербола, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
— Что такое гиперболы, эпитеты?
Мы с тобой встретились архаизмы . .. Что это такое?
Давайте проверим, хорошо ли вы помните значение этих слов.

Объясните значение слов и выражений:
Броня булатная (булат — старая узорчатая сталь — стальная и узорчатая),
булава (тяжелая дубинка с утолщенным концом),
вырастить (пересечение двух и более дорог, перекресток)
Сулу обещания, обещания (обещания)
сажень (2,134 метра — 3 аршина)
Голи, бездействующие (оборванцы, бедняки, нищие)
Амбар (сараи для хранения продуктов, урожая).
Лик (обращенный в католицизм)
головы (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, тканевый капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несметное богатство),
подкоп (заперто в подвале),
елейные речи (масло оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значении нежное и успокаивающее).
Разбили гнездо (разбили секретное убежище)
не будь простым (не поддайся на обман), латынь (западные завоеватели).

На какой еще литературный жанр похож эпос? (со стихотворением: ритм, рифма, гипербола, эпитеты)
Соотнесите цитаты из эпоса с названием литературного приема. (Слайд 8.9)
(Приложение)
Физкультура (по С. Намину «Ой, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)

Встали вместе — раз, два, три —
Мы теперь герои.
Мы приложим ладонь к глазам,
Раздвинем наши крепкие ноги.
Поворот направо
Оглянемся величественно.
И налево тоже
Взгляни из-под ладоней,
И направо, и через левое плечо.
Раздвинем ноги буквой Л,
Как в танце — руки на бедрах,
Наклонились влево, вправо
Чудесно получается!

3. Работа с текстом … (Слайд 11)
1.-А теперь обратимся к тексту эпоса. Найдите и прочитайте отрывки, в которых рассказывается о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из эпоса. Характеристика героя. (Памятка к работе)

Краткое содержание истории героя
1. Расскажите о понравившемся герое. (Очень понравилось… Очень запомнилось… Мне показалось интересным… Восхищаюсь… Очень не понравилось…)
2. Опишите внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомните, в каких поступках, мыслях, поступках лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечислите основные черты характера героя, который вам понравился (не понравился).
5. Как автор относится к своему герою.

Прочитайте отрывок и назовите черту характера, о которой он говорит.
— Почему в описании разбойников используются слова с суффиксами –енк, –онк, ичек, –ечек?
— Помните, какое значение эти суффиксы придают словам?
— Для чего это было сделано?
— Как описывается Илья в драке с разбойниками?
— Найти гиперболу — преувеличение.
— Для чего эта техника?
— Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?

3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье». Найдите в тексте отрывок, соответствующий этой картине. (Слайд 12)

Почему он вернулся к камню и переписал на нем надпись?

4. Конспект урока
Подытожим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас то же самое на бумажках на партах. Выбирайте те, которые связаны с героем. Объяснить ваш выбор. ( Слайд 13, 14)
(Приложение №2)
— Кто попробует охарактеризовать Илью Муромца, следуя памятке по работе над характеристикой богатыря. (1-2 человека) (Слайд 16)

Илья Муромец мне понравился. Этому герою 33 года. Высокий, красивый, могучий. У него длинные волосы и небольшая седая борода. Лицо широкое и открытое. Глаза внимательные, зоркие. Илья одет в бедную кольчугу. На голове у него остроконечный шлем с мантией. В руках он держит меч, подаренный Святогором. У него есть и дубина, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, зря не вредит. Он любит свою родную землю и весь русский народ. Он не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравится его герой силой духа, добротой, великодушием, открытостью.

Какова основная мысль эпоса?

Что такое эпопея?

Каких эпических героев вы знаете?

Какими качествами должен обладать эпический герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

Чему нас учит эпос? (люби свою Родину, береги ее, будь добрым)

5. Домашнее задание на выбор. (Слайд 17)
— Перечитайте и проиллюстрируйте понравившийся отрывок. Подготовьте выразительное чтение отрывка.
— Напишите сочинение по картине Васнецова.
— Составьте письменное описание эпического героя.

(Слайд 18)
Мы рассказали о старом,
Что о старом, о бывалом,
Чтоб море синее успокоить
Чтоб люди добрые слушались
Чтоб молодцы были задумчивы
Чтоб русская слава не меркла в веках!
И сильных, могучих богатырей в славной России!

Библиография.

1.Литературное чтение 4 класс планы уроков по учебнику О.В.Кубасовой. Первая половина года. Автор составлен Н.Н. Дорогинина. Волгоград, 2005
2. Как научить детей читать былины. Инструментарий. С.В. Вечканова. М., 2002.

Задачи: познакомить с прозаическим вариантом текста эпоса; обобщать и обогащать знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работа над содержанием эпоса; учить выразительному чтению, составляя рассказ об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предмет: использование разных видов чтения (учебного (смыслового), выборочного, поискового), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку действия героев; метапредмет:

— формулирование учебной задачи урока на основе анализа материала учебника в совместной деятельности, осмысление его, планирование деятельности с учителем по изучению темы урока, оценка своей работы на уроке,

— анализ текста, выделение в нем основной мысли,

— ответы на вопросы учебника по художественному произведению; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, людей, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Оборудование : выставка книг по теме урока, текст былины «Три похода Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнаухова.

Во время занятий

I. Организационный момент

II. Разминка речи

— Прочитайте сами.

Как в славном граде в Киеве,

Как ласковый князь владимирский,

Жили здесь и кособрые бояре,

Рассказывали Илье о Муромце,

Какими словами хвастается:

«После все, я переживу князя Владимира,

Я сам буду сидеть в Киеве на его месте,

Я сам буду в Киеве и князем князей!»

— Читать жужжанием (также: медленно, с ускорением, выразительно).

III. Обновление знаний

1. Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, что мы только что прочитали? (Это начало былины «Илья Муромец и Идолище».)

— Что вы узнали из этого текста? Как ты его понимаешь?

— Прочитать тему урока. Определите его цели.

— Что вы знаете об этом? (Ответы детей. )

На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен появился человек по имени Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 году войско во главе с внуком Чингисхана, ханом Батыем, подошло к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — дойти до Атлантического океана и завоевать Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов самостоятельно, но одна за другой гибли богатырские дружины. Героически обороняемые города сгорели. А завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.

— Что вы знаете о Золотой Орде?

(Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей.)

На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвоприношениями, главной целью золотоордынских правителей стало ограбление порабощенного населения. Это было достигнуто путем жестокого вымогательства. Многие города на завоеванных территориях, опустошенные монголами, пришли в упадок или совсем исчезли.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати, возглавляемые представителями правящей династии. Бекляре-бек (князь над князьями) ведал государственными делами, везиры ведали отдельными ветвями. В города и подчиненные районы направлялись даруги, основной обязанностью которых был сбор податей и податей. Нередко вместе с дару гамом назначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носило военизированный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Важнейшие должности занимали члены правящей династии, князья («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.

Ханы Золотой Орды остались довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевым племенами.

2. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из эпоса, соответствующие иллюстрациям.

IV. Физкультура

V. Работа по теме урока

Чтение и анализ прозаического варианта былины

— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но сначала объясните значение старых слов.

Сажень — старорусская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев расставленных рук).

Пядь — древнерусская мера длины, равная расстоянию между большим и указательным пальцами друг от друга.

Полпенни — самая мелкая медная монета достоинством в четверть пенни.

(Воспитатель читает текст былины «Три похода Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)

— Когда происходили события, описанные в былине?

— Каковы особенности того времени?

— О чем сюжет эпоса? Поможет ли его название ответить на этот вопрос? (Былина повествует о том, как Илья Муромец сражался с врагом. По названию можно понять, что у Ильи было три сражения.)

— Почему Илья Муромец захотел попробовать все три дороги?

— Чем закончились путешествия героя?

— Какие надписи он сделал?

(Повторное чтение текста эпоса в учебнике хорошо читающими учащимися.)

— Чтение выражений.

Молодец, чистое поле, славный Киев-град, богатырский конь, храбрая дружина.

— Как они называются? (Фиксированные эпитеты.)

— Прочитайте определение эпитета на с. 38 учебников. Приведите свои примеры.

— Найдите в тексте былины, как описаны герои и предметы. Пишите на стр. 14 творческих тетрадей — примеры стойких эпитетов, которые часто встречаются в эпитетах.

— Найдите сходства и различия между поэтической и прозаической версиями эпоса.

Ви. Отражение

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнала …

На этом уроке я бы похвалила себя за …

После урока я хотел. ..

Сегодня мне удалось…

Vii. Конспект урока

— Составим синквейн про Илью Муромца.

Например:

Храбрый, сильный.

Защищает, спасает, рассуждает.

Справедливый защитник нашей Родины.

Богатырь.

Народная мудрость

Ответы на стр. 10

Три похода Ильи Муромца


Былина
(по пересказу А. Нечаева)

Ехал старый казак Илья Муромец по чистому полю, по широкому простору и столкнулся с развилка трех дорог. На развилке лежит горючий камень, а на камне надпись: «Напрямую идти — быть убитым, направо идти — жениться, а налево идти — разбогатеть». Илья читал надписи и размышлял:
— Мне, старому, смерть не в бою писана. Отпусти меня туда, где должен быть убитый.
Сколько ни ехал, а воры-грабители выскочили на дорогу. Триста бананов татей. Кричат, размахивают шалыгами:
— Убьём старика и ограбь!
— Глупые люди, говорит Илья Муромец, — медведя не убивая, шкуру делите!
И послал на них своего верного коня. Сам он колол копьем и поражал мечом, и ни одного убийцы-разбойника не осталось в живых.

На развилке повернул назад и стер надпись: «Если пойдешь прямо, тебя убьют». Он стал у камня и повернул коня вправо:
— Мне, старому, жениться незачем, а пойду посмотрю, как люди женятся.
Я проехал час или два и забежал в белокаменные палаты.
Выбежала навстречу красная девица-душа. Она взяла Илью Муромца за руки, повела его в столовую. Накормила и напоила героя, уговорила:
— После хлеба-соли иди спать и держись. Кажется, я устал в дороге!
Завела меня в специальный покой, указала на перину.
А Илья, сообразителен был, ловок, заметил неладное.
Он бросил красавицу на перину, и кровать повернулась, опрокинулась, и хозяйка упала в глубокую темницу.
Илья Муромец выбежал из покоев на двор, нашел тот глубокий подземелье, выломал двери и выпустил сорок пленников, неудачливых женихов, а барыню, красную деву, в подземную тюрьму наглухо и крепко запер.

3

После этого я доехал до развилки и стер еще одну надпись. И написал на камне новую надпись: «Две дорожки расчистил старый казак Илья Муромец».
— На третью сторону не пойду. Зачем мне, старому, одинокому, богатому быть? Пусть кто-то молодой разбогатеет.
Старый казак Илья Муромец повернул коня и поехал в столицу Киев-град нести военную службу, сражаться с врагами, стоять за великую Россию и за русский народ!
На этом закончилась повесть о славном, могучем богатыре Илье Муромце.

1. Каким был Илья Муромец? Отметьте ответ +.

+ вид + умный + мудрый
+ сильный жадный злой

2. Перечитайте отрывок из былины «Три путешествия Ильи Муромца» в стихотворной форме. Заполнить пропущенные слова.

И превратился молодец в камешек

К Латыру,
И на камушке подписал:
«А какая чистая прямая дорога.»

Ехал старый казак Илья Муромец по чистому полю, по широкому простору и наткнулся на развилку трех дорог. На развилке горючий камень, а на камне надпись: «Напрямую пойдешь — меня убьют, направо пойдешь — женюсь, а налево пойдешь — разбогатеешь». Илья прочитал надпись и подумал:
— Мне, старому, не в бою смерть писана. Отпусти меня туда, где меня убьют.
Сколько ни ехал, а воры-грабители выскочили на дорогу. Триста татей [Тат – разбойник, разбойник.] – бананов. Кричат, размахивают шалыгами:
— Убьём старика и ограбь!
— Глупые люди, говорит Илья Муромец, — медведя не убивая, шкуру делите!
И послал на них своего верного коня. Сам он колол копьем и поражал мечом, и ни одного убийцы-разбойника не осталось в живых.
На развилке повернул назад и стер надпись: «Если пойдешь прямо, тебя убьют». Он стал у камня и повернул коня направо:
— Мне, старому, незачем замуж, а пойду посмотрю, как люди женятся.
Я проехал час или два и забежал в белокаменные палаты.
Выбежала навстречу красная девица-душа. Она взяла Илью Муромца за руки, повела его в столовую. Она накормила и напоила богатырей, увещевала:
— После хлеба-соли уснуть хранить [Уснуть хранить — спать, спать, отдыхать.]. Кажется, я устал в дороге! — Я отвел тебя в спецотдых, указал на перину.
А Илья, сообразителен был, ловок, заметил неладное. Он швырнул красавицу на перину, и кровать повернулась, опрокинулась, и хозяйка упала в глубокую темницу.
Илья Муромец выбежал из покоев на двор, нашел тот глубокий подземелье, выломал двери и выпустил на белый свет сорок пленников, несчастных женихов, и запер красную девицу-хозяйку в подземную тюрьму наглухо и крепко.
После этого я дошел до развилки и стер еще одну надпись. И написал на камне новую надпись: «Две дорожки расчистил старый казак Илья Муромец».
— На третью сторону не пойду. Зачем мне, старому, одинокому, богатому быть? Пусть кто-то молодой разбогатеет.
Старый казак Илья Муромец повернул коня и поехал в столицу Киев-град нести военную службу, сражаться с врагами, стоять за Великую Россию и за русский народ!
На этом кончилась повесть о славном, могучем богатыре Илье Муромце.

Пересказано: А.В. Нечаев

Илья путешествовал по чистому полю, защищая Россию от врагов с юных лет до старости.

Старый добрый конь был хорош, его Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки три саженца, грива до колен, а шерсть у него три пяди. Брод не искал, переправы не ждал, реку перескакивал на одной скорости. Он сотни раз спасал от смерти старого Илью Муромца.

Не туман с моря поднимается, Не снег белый в поле белеет, Илья Муромец едет по русской степи. Головка его побелела, борода кудрявая, взор ясный затуманился:

Ах ты старость, ты старость! Ты нашел Илью в чистом поле, прилетел черным вороном! Ах ты, юность, юная юность! Улетел
ты от меня ясный сокол!

Илья подъезжает к трем дорожкам, на перекрестке лежит камень, и на том камне написано: «Кто пойдет направо, тот будет убит, кто пойдет налево, тот разбогатеет, а кто пойдет прямо, тот женится .»

Илья Муромец недоумевал:

На что мне, старому, богатство? У меня нет ни жены, ни детей, не на кого надеть цветное платье, не на кого тратить казну. Должен ли я идти туда, где должен быть женатый мужчина? Зачем мне, старик, жениться? Нехорошо мне взять молодую женщину, а взять старуху, лечь на печку и кисель хлебнуть. Эта старость не для Ильи Муромца. Я пойду по дорожке, где будет убитый. Я умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал по дороге, где должен быть убитый.

Едва он отъехал три версты, как на него напали сорок разбойников. Его хотят стащить с лошади, хотят ограбить, убить до смерти. А Илья качает головой, говорит:

Эй ты, разбойник, тебе не за что меня убивать и нечего грабить.

У меня есть только шуба из куницы за пятьсот рублей, шапка из соболя за триста рублей, и уздечка за пятьсот рублей, и седло черкасское за две тысячи. Ну и еще одеяло из семи шелков, расшитое золотом и крупным жемчугом. Да, у Бурушки между ушами драгоценный камень. Осенними ночами горит, как солнце, за три версты светло. И, может быть, есть конь Бурушки — цены ему в целом свете нет.

Стоит ли за такую ​​маленькую сумму отрубать старую голову?!

Разозлился атаман разбойников:

Издевается! Ах ты, старый черт, седой волк! Ты много говоришь! Эй, ребята, отрубите ему голову!

Илья спрыгнул с Бурушки-Косматушки, схватил с седой головы шапку и стал шапкой махать: куда махнешь, будет улица, махнешь, будет переулок.

За один удар десять разбойников ложатся, за второй — и двадцать на свете пропали!

Вождь разбойников взмолился:

Не бей нас всех, старый богатырь! Вы берете у нас золото, серебро, цветное платье, табуны лошадей, только оставьте нас в живых!

Илья Муромец улыбнулся:

Если бы я отобрал у всех золотую казну, у меня были бы полные подвалы. Если бы я надела цветное платье, за мной были бы высокие горы. Если бы я взял хороших лошадей, большие табуны погнались бы за мной.

Разбойники говорят ему:

Одно красное солнце в этом мире — на Руси есть только один такой богатырь, Илья Муромец!

Вы идете к нам, герой, товарищи, вы будете нашим атаманом!

Ой, братья-разбойники, я не пойду к вашим товарищам, а вы пойдете по своим местам, в свои дома, к своим женам, к своим детям, вы будете стоять на своих дорогах, проливая невинную кровь.

Илья развернул коня и поскакал.

Вернулся к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Я пошел в правый ряд — меня не убили!»

Ну, я сейчас пойду, где венчаться!

Проехав три версты, Илья въехал на поляну. Стоит хором златоглавый, ворота серебряные нараспашку, и петухи у ворот поют.

Илья въехал в широкий двор, навстречу ему выбежали двенадцать девушек, среди них царственная красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, войди в мою высокую башню, пей сладкое вино, ешь хлеб-соль, жареных лебедей!

Царь взял его за руку, провел в башню и усадил за дубовый стол. Принесли Илье сладкий мед, заморское вино, жареных лебедей, большие булки… Я напоил его и накормил богатыря, стал его уговаривать:

Вы устали с дороги, устали, прилягте, отдохните на дощатой кровати, на перине.

Князь отвел Илью в опочивальню, а Илья пошел и подумал: «Недаром она ко мне ласкова: что казак простой царственнее, старый дедушка! Видно, что-то задумала она .»

Илья видит, что у стены стоит точеная золоченая кровать, расписанная цветами, он догадался, что кровать хитрая.

Илья схватил царскую дочь и швырнул ее на кровать у стены из доски. Кровать повернулась, и каменный погреб отворился, и принцесса упала в него.

Илья рассердился:

Эй вы, безымянные слуги, дайте мне ключи от подвала, а то я вам головы отрублю!

О, неведомый дедушка, мы никогда не видели ключей, мы укажем вам проход в подвал.

Илью завели в глубокие подземелья; Илья нашел дверь подвала; они были засыпаны песком, навалены густые дубы. Илья руками перекопал пески, ногами толкнул дубы, отворил двери погреба. И сорок царей-князей, сорок царей-князей и сорок русских богатырей.

Вот почему принцесса позвала златоглавую в свои покои!

Илья говорит царям и богатырям:

Ходите, цари, по землям вашим, а вы, богатыри, по местам своим, и помните Илью Муромца. Если бы не я, вы бы сложили головы в глубоком подвале.

Илья вытащил принца за косы в белый мир и отсек ей лукавую голову.

И тут Илья вернулся к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо пошел — не женился».

Что ж, теперь я пойду по пути, где могут быть богатые.

Только он отъехал три версты, как увидел большой камень в триста пудов. И на том камне написано: «Кто сможет катить камень, тот и будет богатым». Илья заставил себя, уперся ногами, ушел по колено в землю, сдался могучим плечом — откатил камень с места.

Под камнем открылся глубокий погреб — несметные богатства: и серебро, и золото, и жемчуг крупный, и ячоны!

Илья Бурушка загрузил дорогую казну и повез ее в Киев-град. Там он построил три каменные церкви, чтобы было, где укрыться от врагов, отсидеться от огня.

Остальное серебро и золото, жемчуг раздал вдовам, сиротам, не оставил себе и половинки.

Потом сел на Бурушку, подошел к белому камню, стер старую надпись, написал новую надпись: «Я пошел налево — я никогда не был богат».

Здесь слава и честь Ильи ушли навеки, а наша подлинная история подошла к концу.

На страже нового года: Илья Муромец — известный и неизвестный

Вот первый праздник, который наступает сразу после Нового года и остается незамеченным в ослепительных брызгах январского веселья. Наверное, потому, что он не сопровождается какими-то традиционными действиями, такими как колядование, гадание или купание в проруби. Однако о нем не забывают православные храмы и монастыри. Потому что 1 января Церковь празднует день памяти святого Ильи Муровлянина, воина, святого защитника Земли Русской, которого мы больше знаем под именем Ильи Муромца.

Народные воины воспринимаются большинством как совершенно сказочные герои. Однако ученые считают, что фактической основой басен является отражение реальных фактов нашего прошлого. Лучше всего эту мысль выразил академик Дмитрий Лыхачев: «…древнерусская литература не знала вымышленных героев и сюжетов. Всегда описывались реальные исторически важные лица и события. это не был сознательный вымысел, ибо писатель и его читатели верили в правдивость написанного.Естественно, что века и невзгоды, протекшие с момента зарождения народного эпоса, особенности его устного существования, широта распространения , наряду с региональными различиями в фольклорных традициях, не могли не накладывать свой отпечаток на содержание и форму былин, отсюда и их многочисленные анахронизмы: вместо печенегов, половцев и татар — только татары, вместо Владимира Великого («Красное Солнышко») Владимира Мономаха и других князей, упоминания о реалиях, не известных во времена раннего средневековья в Киевской Руси, довольно условные описания сражений и, конечно, se, наделив героев дополнительными человеческими способностями. Более того, в народном языке на момент создания первого эпоса не было такого понятия, как «воин». Ополченцев называли хоробрами (славянское слово). Слово «воин» впервые упоминается в Ипатьевской летописи — в заметке, посвященной трагическому взятию Киева ордами Батыя в 1240 году. Кроме того, «богатырями» называются не мужественные защитники города, а монгольские предводители, смешав на славянский манер монгольское «баатор» или древнетюркское «бахатур». Вот три главных героя народного эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — вполне реальные люди.

 Однако в реальной жизни они не могли встретиться, потому что жили в разные годы и даже века.

Добрыня, по свидетельству летописцев, приходился братом матери Владимира «Красно Солнышко», которая вначале была дьяком, но потом стала законной женой великого князя Святослава Малуши, то есть жила в Х веке. Об этом, кстати, свидетельствует его славянское имя, из тех, что давали детям еще до христианизации Киевской Руси. Отцовское имя «Никитыча», по мнению исследователей, было изменено на более привычную форму отчества «Нискиныч», от сохранившегося в некоторых летописях второго имени его отца — древлянского князя Мала — Ныскыня.

Алеша, точнее Александр, Попович жил на рубеже XII-XIII веков, был ростовским ополченцем и славным рыцарем — одним из главных героев Липецкой битвы (1216 г.), и погиб вместе со многими «храбрамами» «и русские князья в битве с татарами на Калке в 1223 году. В одном из былин есть такие слова о его происхождении: «…Олеша — сын ростовского папы, именем Левонтий, ныне зовется Поповичем».

А вот о центральной фигуре многих былин – Илье Муромце достоверных сведений не сохранилось. Хотя точно известно место его могилы, и оно проливает совершенно неожиданный свет на его жизнь.

… Сверкающие огоньки в темноте. Причудливые тени на шершавых стенах. Приглушенные голоса, шепот, треск свечей. В склепах и нишах есть специальные сундуки по форме гроба, содержащие святые мощи. Религиозные крестятся и кланяются могилам. Их называют Антониевыми или, как их часто называют, Ближними пещерами Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Среди наиболее почитаемых святых, нашедших здесь место вечного упокоения, — святой Илья Муровлянин. Тот самый Илья Муромец.

Первое письменное упоминание о хранении мощей Ильи Муромца в Лаврских пещерах датировано 1594 годом. Это запись о посещении Пещер, оставленная в дневнике посла германского императора Рудольфа Эрика Лизотти. Он не только упоминает необычного «великана или богатыря», но и замечает его киевское прозвище «Чобиток» и рассказывает местную легенду о происхождении этого имени. Похоже, что на Илью как-то напали враги. В этот момент он как раз надевал ботинок и, так как другого оружия под рукой не было, начал отбиваться вторым сапогом, с помощью которого победил всех нападавших.

Иван Лукьянов, который во время путешествия в Святую Землю также ездил в Киев, пишет о святом Илье Муромце: «Был я в пещере Антониевой и увидел храброго богатыря Илью Муромца, лежащего под золотым покровом; левая рука его пронзена копьем, весь в язвах, а на правой руке изображен крест. ..»

В известной книге «Тературхима» Афанасия Кальнофойского упоминается даже дата кончины святого Ильи, случившаяся за 450 лет до ее написания. , то есть умер примерно в 1188 г.

Безусловно, могила легендарного богатыря была хорошо известна среди киевлян. А учитывая тот факт, что Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра почти всегда была одним из самых почитаемых монастырей Киевской Руси, а рассказы о ее преподобных отцах были широко распространены в народе, то вполне логично, что Илья Муромец почитается как святой рыцарь не только в Киеве.

И в своем эпическом характере Илья обладал всеми лучшими нравственными качествами, которыми только мог обладать защитник Родины. Недаром сказители наделили Илью такими словами: «Как два русских дерутся – надо говорить, если русский с иноверцем дерутся – помощь нужна, а если два иноплеменника дерутся – надо уйти». (Борьба Добрыны с Дунаем»). Недаром среди десятков былинных сюжетов, в сотнях их вариантов нет ни одного, где богатыри принимали участие в междоусобных битвах.

Мысль о том, что родную землю они защищали только от внешнего врага, стала ключевой в большинстве работ, посвященных нашей древней литературе. Но присутствие христианских мотивов в нашей героической поэзии менее ощутимо. Хотя наши рыцари сражались не только за родину, но и за православную веру. А число их было, как отмечено в некоторых былинах, «двенадцать богатырей, Илья тринадцатый». Столько же, сколько апостолов!

Главный защитник веры, конечно же, Илья Муромец. При этом он не только защитник, но и носитель христианских ценностей. Илья никогда не уничтожал врага без крайней нужды. Победил, взял в плен, отправился к князю, но только какие-то чрезвычайные обстоятельства заставили его убить кого-то… И, найдя клад, отдал его на строительство церкви, в которой потом и был похоронен (с этим сюжетом мы встречаемся в некоторых вариантах былины «Три похода Ильи Муромца»). Это случайно? И случайно ли Илья был спасен от смерти благодаря «кресту», ведь в этот крест попало копье, как сказано в былине «Илья Муромец и сын»?

Конечно нет! Это лишь указывает на его особое отношение к христианству. И ввиду этого становится понятно и легко объяснить, почему Илья Муромец принадлежит к лику православных святых.

Кстати, в том, что этот святой был не только воином, но и монахом, для истории нет ничего особенного: достаточно упомянуть только легендарных иноков Троице-Сергиева монастыря – героев Куликовской битвы – Александр Пересвет и Родион Осляб.

До сих пор многие ученые сомневались в том, что святой Илья Муровлянин, мощи которого хранятся в Киево-Печерской Лавре, и былинный богатырь Илья Муромец – одно и то же лицо. Известный советский историк Рыбаков, основываясь на том, что большинство былин, главным героем которых является Илья Муромец, относятся к «Владимирскому» (или Киевскому) циклу, полагал, что его возможный прототип мог жить только во времена Владимира «Красное Солнышко», с которым тесно связано начало широкой христианизации Руси. Вопрос об Илье и христианском имени его родителей (по некоторым данным, родителей Ильи звали Иван Тимофеевич и Ефросиния Поликарпивна), родившихся до христианизации, академик просто проигнорировал.

Еще одним поводом для сомнений было неполное тождество прозвища былинного богатыря со вторым именем святого Ильи. Ведь в былинах есть не только форма «муромец», но и не совсем привычная – «муровец», как, например, в былине «Илья Муромец и разбойники», которая была записана на Дону, в Деревня Есаул в 1905 году. Есть и другие формы этого прозвища, сходные с Муромцем, которые можно встретить и в других сказках о славном богатыре. То есть широкое распространение получила не только «каноническая» форма имени, но и другие его разновидности, и трудно сказать, какая из них ближе к исходному звучанию. Однако главное дело не в форме «Муромец-Муровец-Муролвянин-Моровлин», которые происходят от места его рождения по средневековой традиции, а в букве «в» в середине его прозвища.

«В» — это не мелочь! Всего одна буква, но она убеждает нас в том, что наиболее распространенная версия о том, что Илья родился в городе Мур на территории нынешней России, сомнительна.

Скорее всего, Илья происходил не из Мурома, а из летописного города Моровийска Черниговской области (сейчас это село Моривск Козелецкого района Черниговской области). Город находился на пути из Чернигова в Киев. Кстати, в подтверждение этой версии длина пути от Моравии до Киева, составляющая около 100 км, от Мурома в десятки раз больше. Так что, если бы Илья действительно жил в Муроме в первые десятилетия своей жизни, вряд ли он пошел бы работать на службу к киевскому князю, рядом были другие города. Ведь в те времена между Муромо-Рязанским и Киевским княжествами находились Черниговское, Новгород-Северское и Переяславское княжества и их правители тоже нуждались в сильных воинах. Но поход в киевские княжеские хоробры был для Ильи из Муровийска вполне логичным.

Если бы не изучение представителей совсем другой области знаний, ученые и простые любители истории засомневались бы в том, является ли святой Илья Муровлянин и былинный Илья Муромец одним лицом. Они блестяще подтвердили тождество фольклорно-литературного персонажа и реального человека. Исследования проводились сравнительно недавно – в 1988-1990 гг. Затем святые мощи отцов Святой Лавры исследовали члены межведомственной комиссии Министерства здравоохранения Украины.

Так, изучение нетленных останков святого Ильи Муровлянина показало, что он был очень высок для того времени – 177 сантиметров (рост остальных святых отцов не превышал 170 сантиметров). Он имел чрезвычайно сильное телосложение и развитую мускулатуру, имел следы многочисленных ранений и ранений, переломы ребер и правой ключицы, умер от сквозного ранения в грудь плоским острым оружием (скорее всего, копьем). При этом, как писал Иван Лукьянов, копьем была пронзена и левая рука Ильи. Может быть, тем копьем, что смертельно ранило область сердца. И самое интересное: так же, как и былинный богатырь, святой Илья в молодые годы страдал тяжелой болезнью позвоночника, которая даже привела к определенной функциональной перестройке его тела…

Московский судмедэксперт Сергей Никитин восстановил внешность Ильи Муромца (точнее Муровца?) по методике профессора Михаила Герасимова. Глядя на него, трудно не упомянуть о центральном герое картины Виктора Васнецова «Богатыри». Сходство образа, увиденного художником в своем воображении, и его реального прототипа поразительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *