Пастозная живопись композиционный центр движение урок в 4 классе – Урок по изобразительному искусству в 4 классе.
Урок по изобразительному искусству в 4 классе.
Урок по ИЗО в 4 классе по теме » Зарисовка пейзажа по представлению». Урок объяснительно — иллюстративный.
Цели урока:
— помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
— научить логически мыслить, осознавать видимое;
— развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
— развивать пространственное мышление, образное представление и воображение;
— воспитывать любовь к природе.
Задачи урока. Повторить ранее изученный материал, виды и жанры изобразительного искусства, правила перспективы и композиции; выполнить зарисовку пейзажа углем, используя правила художественного мастерства.
Оборудование к уроку.
Для учителя. Конспект, наглядное пособие.
Для учащихся. Тонированная бумага, уголь, мел.
План урока.
1. Организационная часть (3 мин.).
2. Объяснение нового материала (20 мин.).
3. Самостоятельная работа (15 мин.).
4. Итог урока (2 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Слово учителя. Тема нашего урока “Зарисовка пейзажа по представлению”. Пейзаж — один из самых замечательных жанров в искусстве, поэтому эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Часто в жизни мы многое не замечаем: красок, форм окружающей нас природы.
Поэты, музыканты помогают нам своими произведениями почувствовать все то прекрасное, что окружает нас. Читая строки того или иного произведения, мы создаем образы из прочитанных строк.
Вопрос учащимся.
Что мы видим из | Желтый, красный лес. |
Кто же, как ни художник, дает нам возможность визуально почувствовать все прелести природы, помогает увидеть то, на что раньше мы, может быть, и не обращали внимание.
Рассматривая полотна Шишкина, Васильева, обязательно возникают положительные эмоции, чувства, радость прекрасного. Не перестаешь удивляться мастерству художника, умению передать самое главное. Обращаясь к жанру пейзажа, художники работают в различных видах изобразительного искусства.
Вопрос учащимся.
Какие виды изобразительного искусства | Живопись, |
Не только цвет может являться выразительным средством для передачи состояния природы. Например, пасмурное небо, где художник использует серые, охристые оттенки, или жаркое, летнее голубое небо. Линия и пятно в графике также могут нам дать представление о состоянии природы. Будь то солнечный день или пасмурный вечер. Сегодня мы поработаем именно в этом виде изобразительного искусства и попытаемся передать как композиционные задачи, так и состояние природы. А рисовальным материалом на нашем уроке будет художественный уголь.
Уголь используется художниками с глубокой древности. И обладает большими выразительными возможностями. Им можно выполнять пейзажи, портреты, натюрморты. Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие. Можно заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет. Им можно рисовать на картоне, холсте, бумаге. Он хорошо сочетается с другими материалами: сангиной, пастелью, цветным карандашом, мелом. Сегодня на уроке мы будем использовать мел. Он поможет нам при выполнении светотеневых задач. Тряпочкой стряхнем излишки угля, а выполненную работу закрепим лаком.
Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.
Композиция — это латинское слово. Давайте вспомним, что же оно означает?
Составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Идеей в нашем случае является пейзаж, а его части — это деревья, небо, земля, горы, реки и т.д.
Композиция может быть замкнутой и открытой.
а) замкнутая композиция б) открытая композиция
Учитывая правила перспективы, рассмотрим предложенные схемы (см. приложение № 1).
На доске составим композицию и тем самым закрепим термины, о которых говорили на уроке (учащиеся выполняют задание).
(Выполняя педагогический рисунок на доске, рассказываю о композиционном построении).
Составляя композицию, надо определить лучшее расположение предметов на листе. Набросок должен вписываться в формат листа, помочь нам в этом может точка, которая ставится в центре и называется центром композиции. Далее определяем линию горизонта, которая дает нам два больших отношения: небо и землю. Следующий этап — размещение предметов в композиции. Не забываем про то, что какой-то предмет должен стать главным. Этот предмет в первую очередь обращает на себя внимание. Например, дерево. Когда композиция продумана и намечены её размеры, определяем общие очертания дерева, конфигурацию с учетом пропорций и особенностей, намечаем более мелкие детали и прорисовываем фактуру. Крону изображаем обобщенно. Очень важно определить пропорции (высоту, ширину) в соотношении предметов. Так как мы выполняем зарисовки, а это быстрый рисунок, то тональные отношения делаем беглыми (показываются несколькими штрихами).
Варианты передачи фактуры несколькими штрихами (см. приложение № 2).
III. Самостоятельная работа.
Задачи самостоятельной работы:
1) выполнить композиционные построения:
а) центр композиции;
б) большие отношения: небо и земля;
в) распределение предметов;
г) мелкие детали.
2) показать тональные отношения только на первом этапе прорисовки.
При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат стихотворения о природе.
* * *
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Федоровская
* * *
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
И.А. Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
И.А. Бунин
IV. Итог урока.
Анализ выполненных работ, выставление оценок.
infourok.ru
Пастозная живопись, композиционный центр, движение. Рисуем на тему «Космос»
План–конспект урока
Тема урока: «Пастозная живопись, композиционный центр, движение. Рисуем на тему «Космос»
Цель: Познакомить с техникой граттаж, создать композицию в изученной технике.
Задачи урока:
А) Воспитательные: воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Б) Обучающие: научить овладению техникой штриха, изучить технологию выполнения композиции в технике граттаж
В) Развивающие: развивать пространственное воображение, навыки. Развитие творческих способностей и навыков в работе композиции.
Тип урока: Урок – комбинированный.
Форма урока: лекция, практикум.
План урока:
1) Организационный момент (5мин).
2) Объяснение нового материала (25мин).
3) Самостоятельная работа учащихся.
4) Подведение итогов урока
5) Завершение урока, уборка класса (5мин).
Материалы и оборудование:
Для учащихся: бумага, копирка, карандаш, акварель, восковые мелки или свеча, черная гуашь или тушь, широкая кисть, мыло, деревянная зубочистка, старый стержень, канцелярский нож (острый предмет), газета.
Для учителя: наглядное пособие, работы учащихся предыдущих лет.
Ход урока:
Перед началом урока подготовьте свои рабочие места, достаньте необходимые материалы: лист бумаги, простые карандаши, ластик, канцелярский нож, кусок наждачной бумаги.
Дежурных попрошу сообщить кто сегодня отсутствует.
Сегодня у нас вводный урок в новую тему «Космос». Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом.
Данная тема позволит проявить ваше творческое воображение. Это большое поле для полета вашей фантазии. Вам необходимо раскрыть в своих работах космос таким, каким вы его себе представляете, ваше отношение.
В выполнение фор-эскизов заключен поиск композиции, основных тональных отношений, что поможет предотвратить ошибки при работе на формате листа.
Важную роль играет центр композиции. Давайте вспомним какими средствами организуется доминанта. Она может быть выявлена за счет расположения в формате; за счет размера, цвета, контрастности форм, тонна, а так же за счет группировки на одном из участков композиции.
В теме «космос» большое значение имеет роль пространства и движение, которые выражаются с помощью линий и разности масштабов предметов, а также при помощи цвета и тона.
Последовательность выполнения фор-эскизов:
Линейный эскиз на нахождение лучшей композиции.
Тоновой разбор карандашом.
Проработанный детально, в тоне эскиз.
Создание картона.
Перенос эскиза на картон можно выполнить разными способами. Самый распространенный метод сетки.
На первом этапе необходимо нанести сетку на эскиз, поделив его на равные квадраты. Потом нанести подобную сетку на лист форматом будущей работы в том же пропорциональном отношении в каком состоят эскиз формат работы. И начинаем перерисовывать предметы с эскиза, опираясь на отношения их к сетке.
При этом необходимо как можно более точно передать пропорции и верность линий.
Последовательность выполнения картона:
Нанести сетку на эскиз;
определить пропорциональные отношения между эскизом и форматом будущей работы;
нанести подобную сетку на картон;
перенос рисунка на лист картона.
Подробное знакомство с техникой граттаж. Подготовка бумаги — основы рисунка.
Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Есть два способа:
На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.
Бумагу с красочной заливкой равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.
Совет: для правильного выбора соотношения тона нижней части граттажа и верхнего слоя, который ложиться на восковую поверхность, лучше выбирать контрастные цвета, для того чтобы рисунок хорошо читался. Фон под слоем парафина или воска может быть как однотонным, так и разноцветным. Верхний слой воскографии не обязательно черный, но лучше темных тонов
Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий
Последовательность подготовки листа к работе:
Подкладочный слой.
Закладка листа парафином.
Закрашивание поверхности тушью .
Перенос рисунка на формат, процарапывание.
Перед нами стоит задача перенести рисунок нашей композиции с картона на формат. Для этого мы воспользуемся копировальной бумагой, если у кого-то таковой не оказалось можно положить картон на заготовленный лист и обвести рисунок композиции по контуру.
Когда рисунок переведен можно начать выскребать контур и форму предметов. Острым предметом — скребком, ножом, старым стержнем — процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи. Стол обязательно должен быть застелен бумагой или клеенкой, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. При выполнении этой работы необходимо опираться на разработанный эскиз в тоне. Причем начинать необходимо с центра композиции.
Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности:
— стол перед началом работы следует застелить газетой;
— рабочий инструмент лежит в пенале;
— нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.
Последовательность прорисовывания композиции:
Перенос рисунка на формат.
Процарапывание контура.
Тоновая проработка.
Завершение задания.
Заканчивая композицию, уделяем большое внимание мелким деталям .
После необходимо расслабить взгляд, постараться цельно увидеть всю композицию. Если часть деталей из дальнего плана вырывается вперед необходимо заглушить контраст и обобщить, если это необходимо. Это можно осуществить с помощью легкой штриховкой.
Последовательность прорисовывания композиции:
1)выделяем главное за счет светотеневых контрастов
2)прорабатываем детали
3)обобщаем форму.
Подведение итога урока:
— С какой новой техникой вы познакомились?
— Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?
— Какие выразительные средства применяются в этой технике?
— Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?
Заключительный этап
— Выставка
— Оценивание работ.
— Уборка рабочих мест
— Спасибо за урок!
Критерии оценки:
— Грамотная компоновка изображения на листе;
— Тоновое равновесие работы;
— Аккуратность, качество исполнения
Уборка класса.
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку «Пастозная живопись, Натюрморт цветы в вазе»
Цель: Дать понятие о композиционном центре, пастозной живописи и движении. Нарисовать натюрморт цветы в вазе.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Пастозная живопись, Натюрморт цветы в вазе»»
Открытый урок по ИЗОбразительному искусству
- Тема: Пастозная живопись, композиционный центр, движение; Натюрморт «цветы в вазе»
- Выполнила учитель ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района» Сокова Елена Юрьевна.
Ход урока:
1) Орг. часть в начале урока .
А) проверить наличие всех учащихся, отметить отсутствующих;
Б) ознакомить учащихся с темой, целью и задачами;
В) проверить домашнее задания: готовность к уроку.
Натюрморт — это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею.
- «Натюрморт» — слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”.
3) Объяснение нового материала: Пастозная живопись — это всегда настроение, накал эмоций, яркость красок, энергичность мазка. В живописи пастозная техника, используется художниками для передачи на холсте самых ярких переживаний и эмоций. Пластичный и энергичный мазок позволяет художнику более ёмко раскрыть своё индивидуальное видение мира, передать свежесть и уникальность создаваемого образа. Именно техника пастозной живописи, позволяет автору в своих произведениях выразить темперамент и особую творческую энергетику.
Истоки пастозной живописи относят к XVII веку. Несмотря на обширное использование в живописи того времени лессировок, элементы пастозности можно втретить в произведениях Рембрандта Харменса ван Рейна. Критики писали о том, что портрет мастера можно поднять за ноc.
Техника пастозного письма используется в живописи для написания произведений в стиле импрессионизм и экспрессионизм, в жанрах натюрморт, пейзаж, жанровая картина. Многие современные авторы используют в своих произведениях эту технику, для придания работе болшей экцентричности. Пастозная ( в переводе с ит. pastoso -тестообразный) техника — это техника напис ания картин выполненная плотным , непросвечивающим , неразбавленным густым мазком краски, нанесённой на холст с помощью кисти или мастихина
- Создавая композицию необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины . Конечно, в сюжете не всё одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещённостью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами . Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот приём хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развёртывания сюжета, как на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова»
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.
- Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
- Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
- Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
- Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени . Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.
- Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения
4) Физ. Минутка. (танцующий ежик – разминаем кисти рук)
- 6) Итог урока:
- Ребята, скажите, с какой техникой сегодня мы познакомились?
- Что такое композиционный цент?
- Каким образом можно передать движение в композиции?
- Домашнее задание : нарисовать рисунок в технике пастозной живописи.
Спасибо за внимание
kopilkaurokov.ru
КТП ПО ИЗО 4 КЛАСС КАЗАХСТАН
4 класс изо
№ Тема урока Кол-во часов Дата
Восприятие произведений искусства — 2 ч а б в г1 Социальное, культурное языковое, духовное многообразие современного мира. 1 2 Внутренний мир детей посредством изобразительного искусства 1 Живопись — 10 ч 1 Цвет — основа языка живописи. 1 2 Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи 1 3 Средства художественной выразительности. Образы природы и человека в живописи. 1 4 Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. 1 5 Пастозная живопись, композиционный центр, движение. 1 6 Рисование на тему «Поезд дружбы» — акварель 1 7 Рисование на тему «Прогулка» — гуашь 1 8 Рисование на тему «Мой двор» 1 9 Рисование на тему «Астана – город мира и счастья» 1 10 Знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев 70-80-годов 20 века
1 Графика – 6ч 1 Приёмы работы с различными графическими материалами
1 2 Основная и вспомогательная роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы.
1 3 Изображение животных, птиц, деревьев. 1 4 Рисование на тему «И снова осень к нам пришла» 1 5 Рисование на тему «Любимая сказка» 1 6 Знакомство с произведениями художников-графиков В.Антощенко-Оленева, Е.Сидоркина, С.Романова, М.Кисамединова1 Скульптура – 6ч 1 Объём- основа языка скульптуры 1 2 Лепка двух фигурной композиции по мотивам народных сказок. 1 3 Лепка трёх фигурной композиции по мотивам народных сказок. 1 4 Приёмы работы с пластилином 1 5 Элементарные приёмы работы с глиной 1 6 Знакомство с произведениями художников- скульпторов М.Журавлёва, Е.Мергенова, Х. Наурызбаева, М.Айнекова, Т. Досмагамбетова. 1 Художественное конструирование, дизайн и архитектура- 6ч 1 Своеобразие художественного конструирования. 1 2 Эксперимент с формой и материалами 1 3 Знакомство с элементами цветоведения 1 4 Композиция 1 5 Общие закономерности формообразования 1 6 Моделирование изделий предметной среды на основе единства, функции и формы 1 Декоративно-прикладное искусство – 4ч 1 Традиционное народное прикладное искусство Казахстана (Тус кииз, капчагайская керамика и др.) 1 2 Мебель, музыкальные инструменты, одежда, обувь и др. 1 3 Икебана, коллаж 1 4 Ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран 1
Приложенные файлы
weburok.com
Открытый урок по композиции на тему «Построение различных видов движений»
План — конспект урока
Блок 2 . Движение.
Тема 2.1. Построение различных видов движений.
4 класс/ Композиция
Цель : выполнить упражнения на различные виды движений.( Сюжетно-спортивная композиция. Зимние виды спорта. )
Вид занятий: Рисование по представлению и воображению
Задачи:
а)Образовательные: развитие композиционных способностей у детей, формирование навыка работы «от пятна».
б)Развивающие: развитие композиционного мышления, художественного вкуса, развитие творческого воображения, развитие интереса к предмету.
в)Воспитательные: воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку, воспитание умения планировать свою работу.
Задача урока: Научить передавать движение в композиции. Формировать умение вести композиционный поиск, используя средства композиции (свет, тень, пятно, силуэт). Учить делать фор-эскиз.
Тип урока комбинированный
Количество часов: 10
Оборудование урока:
Для учителя: Репродукции картин. Наглядные пособия поэтапного выполнения эскиза в карандаше. Фильм о движении в композиции.
Для ученика: Бумага для эскизов, карандаш, резинка, кнопки.
План урока:
1. Организационная часть________________________ 7 мин.
2. Объяснение задачи урока_______________________ 15 мин.
3. Практическая работа__________________________ 141 мин.
4. Просмотр работ уч-ся__________________________ 10 мин.
5. Уборка класса_________________________________ 7 мин.
Ход урока:
1. Организационная часть.
Проверка готовности уч-ся к уроку. Бумага прекноплена к планшету, карандаш заточен.
2. Объяснение задачи урока.
Задача нашего урока научиться передавать движение в композиции
Особое место в популяризации спорта, в раскрытии его существа занимает изобразительное искусство. Оно способно наиболее ярко и убедительно выразить красоту и совершенство физически развитого человеческого тела, показать его динамизм, раскрыть глубокие психологические стороны спортивной борьбы. В истории человечества именно изобразительное искусство оставило нам память о спортивных играх и ристалищах. Фрески Древнего Египта, скульптура и росписи античной Греции и Древнего Рима, произведения эпохи Возрождения и мастеров XIX века – яркие примеры решения темы спорта.
Особенно ярко тема спорта проявилась в творчестве художника А.А.Дейнеки. В его произведениях тема спорта получила многообразное воплощение. Картины звучат силой и молодостью наших побед. Дейнека является признанным основоположником спортивной темы в советском искусстве.
Тема спорта увлекает и современных художников. Физическая культура и спорт относятся к таким темам, которые позволяют ярко и убедительно раскрыть новые черты человека, гармоническое развитие личности, сочетающее в себе физическое совершенство с высокими моральными и духовными качествами.
Многообразие спортивных тем, различие в подходе к решению их определяют и сложный ряд стилевых приемов, которые используют в своей творческой практике современные художники.
«Спорт – кульминация движения. Красота спорта – это красота движения, идущего к совершенству», — говорил художник Ю.И.Пименов.
Вот сегодня мы и погорим о движении в композиции. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном
полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Рассмотрим некоторые из этих средств.
Правила передачи движения
Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.
Эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.
Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.
Для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы. Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.
Ощущение движения можно достигнуть, если показать в картине, движение справа налево или наоборот.
Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения.
3. Практическая работа.
Рассмотрев, примеры передачи движения в композиции, сегодня попробуем сделать эскизы.
Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
В композиции важно все — масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения, и многое другое.
Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.
С чего же начинается работа над композицией? С выбора сюжета. Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть, сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.
Рассмотрим, как эту проблему решил художник А. Дейнека в картине «Бег». Вариантов расположения фигур было множество.
Такое решение логично. Для передачи движения художник оставляет пространство перед бегущими спортсменами. Но для художника это кажется совсем простым решением.
Художник решил усилить эффект движения. Поставил женскую фигуру у края картины справа. Голова женской фигуры повернута по ходу движения спортсменов. Но из-за скученности фигур справа, движение не усиливается.
Женская фигура стоит слева. И тормозит движение.
Впереди бегущих спортсменов не оставлено место, как это требуют правила композиции.
Художник ставит женскую фигуру справа. Голова женской фигуры повернута по ходу движения спортсменов. И композиция картины воспринимается совсем по-другому. Художник находит оригинальное решение композиции. С различных положений сделаем эскизы (варианты композиции). Работать будем силуэтом. Работайте обобщенно, цельно, не прорисовывайте детали фигур. Ищите интересные расположения хоккеистов. Так как у нас тема спорта, то здесь «ключом композиции должна быть передача движения и ритма. Вот примеры эскизов:
4. Просмотр работ уч-ся.
Педагог должен внимательно наблюдать за развитием работы у каждого ученика и помогать ему предельно тактично, опасаясь непомерной нагрузкой убить интерес к выполнению работы. Оценивать работы учащихся надо последующим категориям:
а) полнота запоминания и воспроизведения;
б) качество восприятия и образования образа в смысле эмоциональности, достоверности, типичности, целостности, декоративности и т.д.
в) композиционное построение;
г) передача движения;
д) перспективная организация пространства;
е) техническая сторона выполнения;
ж) общая выразительность.
5.Уборка класса.
Назначение дежурного. Привести в порядок класс (протереть стулья, составить хорошо мольберты и планшеты, подмести класс).
kopilkaurokov.ru
Конспект урока: Композиция — ИЗО
Алматинская область
Жамбылский район
С. Каргалы
средняя школа имени Асета Бейсеуова
с дошкольным мини центром
Разработка урока по изобразительному искусству 4 класс
на тему: «Композиция. Выделение композиционного центра».
Учителя изобразительного искусства Шамиловой Лейли Казакбаевны
Тема урока: Композиция. Выделение композиционного центра.
Цель урока: знакомство с основными законами построения композиции и перспективы,
выделение композиционного центра
Задачи урока:
Формирование у учащихся навыков рисования по представлению и по памяти, знаний об основных законах композиции, умение выделять наиболее интересное, подчёркивать композиционный центр.
Развитие навыков художественной деятельности, умение передавать в тематических
рисунках смысловую связь элементов композиции и соблюдение последовательности выполнения рисунка. Развивать умение выделять в окружающей среде яркие запоминающиеся моменты. Развивать воображение и наблюдательность.
Воспитание эстетических чувств, интереса и любви к изобразительному искусству.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная и коллективная работа учащихся.
Оборудование: учебник «Изобразительное искусство», репродукции художников:
С.Р.Мамбеева «В горах», М. Палаткин «Внутренний вид юрты», геометрические фигуры
из цветного картона, чистые листы, схемы композиций.
Ход урока:
Организационный момент (Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих)
Всесторонняя проверка предыдущего материала. Анализ выполнения домашнего
задания, оценивание работ.
Усвоение новых знаний. Объявление темы и цели урока.
«Композиция-это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Л.Б. Альберти.
Что такое «композиция»? Слово «композиция» означает «составление» или «сочетание». Художники создавая произведения графики, живописи, скульптуры, находят конкретные
отношения предметов и пространства, размещают фигуры и определяют их место, чередуют
линии и пятна, устанавливают их пропорции и размеры. Весь этот процесс и называется композицией.
Основными выразительными средствами композиции являются ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс. Чтобы составить композицию нужно знать и применять определённые правила. Вспомним, что это за правила: а) связь изображения с форматом, б) связь изображения с размером, в) равновесие в композиции.
Всякое изображение ограничено краями плоскости или объёма и имеет свой размер и формат. Определение формата и размера является одним из первых элементов композиции. Сегодня мы рассмотрим и узнаем, что такое композиционный центр. В композиции выделяется композиционный центр, который несёт основную смысловую нагрузку. В композиционном центре художник располагает главного героя, главную сцену, к которой он хочет привлечь внимание зрителей. Все второстепенное должно быть подчинено тому главному, что входит в композиционный центр. Компонуя группы, предметы и отдельные части изображения авторы произведения исходят из художественной идеи и общего замысла картины, рисунка или скульптуры. Так, например, чтобы передать глубокие движения души, сложные переживания людей, художники чаще всего стремятся выдвинуть фигуры на первый план, ограничить пространство, отказаться от изображения многих деталей и окружения, чтобы ничто не отвлекало от восприятия облика персонажей. Например, увеличивает размер главного героя по сравнению с остальными, протрет Ф.Шаляпина работа художника Б.М.Кустодиева. Выделяет его цветом, делая его контрастным по сравнению с другими элементами композиции, картина художника П.А Федотова «Сватовство майора». Использует месторасположение, выделяющее главное, картина С.А.Мамбеева «В горах». Выделяет главное при помощи фактуры или формы, располагает второстепенные элементы композиции таким образом, что они привлекают внимание зрителя к композиционному центру картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».
Проверка понимания нового материала.
Подведём итоги к сказанному. Какими выразительными средствами можно выделить композиционный центр?–цветом,-формой,-размером,-расположением. В учебнике нам показаны схемы выделения композиционного центра, рассмотрим и проанализируем их.
Закрепление темы. Практическая работа.
Класс делится на группы, выбирается главный художник группы. По предложенной репродукции составить схему композиции в технике аппликация из готовых геометрических фигур.
Подведение итогов. Выставление работ. Анализ и оценивание.
multiurok.ru
Конспект 4 класс Урок ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ. НАБРОСКИ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ:
Приложение 4 4 класс Урок ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ.
Наброски с натуры, по памяти и представлению:
Таблица «Пропорции человека. Каркас », репродукции картин .
Оборудование
Альбом, карандаши, краски, кисти, палитра, музыкальное сопровождение альбом «Классика»
Планируемые
образовательные результаты
Предметные умения: научатся выполнять наброски карандашом или красками; познакомятся с художественными приемами передачи состояния покоя и динамики.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из разных источников, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к новым знаниям
организационная структура урока
Этапыурока
Обучающие
и развивающие компоненты
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
I. Организа-ционный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению
изучаемого материала.
Сообщение темы урока
Проверяю готовность обучающихся
к уроку.
-Здравствуйте!
Я рада встрече с вами!
Сегодня у нас увлекательный урок. Что может быть интереснее образа человека?
Во все времена образ человека был главной темой искусства. Именно здесь полнее раскрывались этические и эстетические идеалы каждой эпохи. Художественные образы, созданные искусством, говорят не только о том, каким был человек в реальной жизни, но и каким он хотел стать.
Тема нашего урока — «Фигура человека в движении».
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности
II. Изучение нового материала
Сообщение теоретических сведений
Презентация по теме «Фигура человека в движении»,
Таблица «Пропорции человека»
Таблица «Пропорции человека.
Каркас »
Физкульт-минутка
Изображение человека, высеченное на камне или наскальные рисунки, появилось очень рано. Задолго до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о образе жизни, о климате, о природе.
(слайд 2)
Гимном человеческой красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов прославили совершенного человека, в котором физическая красота сочеталась с благородством и нравственной чистотой. Никто не мог достигнуть такого. совершенства в изображении фигуры человека, как греки.
(слайд 3-4)
Стремление к изображению человеческой фигуры продолжилось и в римской империи.
(слайд 5)
Эпоха Ренесанса. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего , что пишет художник, строение тела человека это самое сложное.
(слайд 6)
В большинстве произведений искусства изображён человек. Более того, он часто становится центром картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится писать человека с натуры и без натуры.
(слайд 7)
Нельзя пропустить и монументальные изображения фигуры человека. Это скульптуры.
Скульптор должен, как художник, точно знать пропорции тела человека.
(слайд 8-9)
Существуют основные правила построения фигуры человека. При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы.
У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка -7 раз. У младенца размер головы укладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника — 5 раз.
Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени -посередине ноги.
У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах -2 раза. Ширина таза мужчины — полторы головы, а женщины -около 1,25. Длина ног — четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры. Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опущенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота стопы равна высоте носа, а длина стопы -длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у мужчин равна половине ширины плеч, а у женщин — расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна длине среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.
Рисуя женскую и мужскую фигуры, обрати внимание на различие пропорций в их изображении.
(слайд 10)
Фигуру человека можно изобразить разными способами: например с помощью подвижной модели
(слайд 11)
Рассмотрим пропорции подростка.
Первое деление -вся голова, второе — середина груди, третье -талия, четвёртое — бедро, пятое -верхняя часть колена, шестое- середина голени.
Начинать рисунок нужно с определения пропорций. Для этого нужно отметить высоту и ширину изображения и чётко им следовать. Без этого предварительного замера фигура в процессе рисования может не уместиться на листе.
(слайд 12)
Проводим физкультминутку.
И. п. – стоя, ноги параллельно: поднимание рук вверх, сжимая и разжимая кисти.
Опускание рук через стороны вниз, сжимая и разжимая кисти (3 раза).
И. п. – стоя, руки на поясе.
Прыжки на месте ( 5 раз)
Слушают учителя, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы
Рассматривают произведения
Рассматривают произведения
живописи
Рассматривают и изучают пропорции человека
Рассматривают и изучают пропорции человека
Рассматривают и изучают пропорции человека
Выполняют комплекс упражнений
Познавательные: наблюдать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения нового знания, анализировать произведения живописи.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: проявлять интерес к новым знаниям
Личностные: положительно относиться к занятиям двигательной деятельностью
III. Творчес-кая практи-ческая деятель-ность
Организация рабочего места
Демонстрация этапов работы
Музыкальное сопровождение альбом «Классика»
Изучим построение фигуры человека лыжника.
План:
1.Наметим высоту человека.
Следуя правилу пропорций подростка разделю высоту на шесть равных частей.
(слайд 13)
2. Построим каркас.
Первое деление -вся голова, чуть ниже –плечи.
Четвёртое — бедро, пятое -верхняя часть колена, шестое- середина голени. Вспоминаем, как бежит лыжник. Аналогично лёгкими линиями намечаем положение ног.
(слайд 14)
3. Наметим лыжнику руки,
опираясь на таблицу пропорций.
(слайд 15)
4. Оденем наш каркас.
Получится куртка и брюки.
(слайд 16)
5.Убираем все вспомогательные линии. Выполняем прорисовку лица, одежды, атрибутов лыжника.
(слайд 17)
6.Начинаем работу в цвете.
раскладываем основные цвета.
(слайд 18)
7. Затем подбираем другие цвета и проходимся кистью по одежде, так же оставляя самые светлые места нетронутыми.
(слайд 19)
8. На заключительном этапе работы над нужно взять самую тонкую кисточку и при помощи нее прорабатывать мелкие детали и линии: отдельные пряди волос, лицо, складки на одежде .
Работу над фоном лучше всего вести параллельно со всем рисунком, но можно оставить это и на потом.
(слайд 20)
Сейчас предлагаю нарисовать человека в движении.
Вы можете использовать таблицу пропорций человека.
Напомню этапы работы:
-выбор формата, наиболее полно отвечающего замыслу будущей работы;
-лёгкая разметка фигур карандашом с использованием схем;
-наращивание объёма;
-прорисовка одежды.
Дети работают над своей композицией.
По ходу работы наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью.
Организуют свое рабочее
Под руководством педагога составляют план работы над рисунком
Выполняют творческую работу
Познавательные: организовывать творческое пространство, готовить рабочее место
к практической деятельности.
Личностные:
соблюдать гигиену труда
Регулятивные: планировать свою деятельность, проговаривать последовательность действий вслух.
Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать
Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: самостоятельно выполнять творческие задания
IV. Итог урока.
Рефлексия
Выставка
работ учащихся.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов
работы.
Выставка работ
Организую просмотр работ, их обсуждение.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Кому понравилась работать над построением человека в движении?
– Что вызвало у вас трудности?
– Что получилось лучше всего?
Человек – самый интересный объект изображения. В разные эпохи художники воспевали красоту человека как физическую, так и духовную. Процесс этот постоянный, продолжается он и сейчас.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли».
Эти строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда.
-Успехов вам в творчестве!
-Спасибо за урок!
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают
работы.
Отвечают на вопросы
Слушают
учителя
Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
infourok.ru