cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Орксэ 4 класс светская этика презентации к урокам добро и зло – Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль «Светская этика» по теме «Добро и Зло» | скачать бесплатно

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ «Добро и зло» (4 класс, модуль «Светская этика»)

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль: «Основы светской этики».

Тема урока: «Добро и зло»

4 класс

Тема урока: «Добро и зло»

(урок первый).

Цель: Способствовать формированию понятий о добре и зле.

Задачи:

  1. раскрыть смысл понятий « добра» и «зла» как основополагающих в этике;

  2. формировать умение правильно оценивать себя и других, давать оценку поступкам с точки зрения добра и зла;

  3. воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Художественно – педагогическая идея урока: « Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…» (слова из песни « Дорогою добра» — слова Ю. Энтина, музыка Марка Минкова; из к/ф «Маленький Мук»)

Методы: метод выразительного исполнения(стихи),проблемно — поисковый; репродуктивный.

Оборудование: Мультимедийная установка, интерактивная доска, зеркала, раздаточный материал (дерево Добра, дерево Зла, листья для каждого дерева), плакат «Дерево Добрых дел», карточки для д/з.

Литература: Учебник «Основы светской этики – 4 класс» М.Т.Студеникин; Толковый словарь С.И.Ожегова; интернет-ресурсы.

Основные термины и понятия: добро, доброта, зло.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Добрый день, дорогие ребята!

Итак…, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

А урок наш мы начнём с песенки из кинофильма «Маленький Мук». Называется она «Дорогою добра» (слайд 2)

(звучит песня «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук» )

  1. Самоопределение деятельности.

-Ребята, о чем эта песня?

-Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

-А кто назовет антоним к слову добро?

— Определите тему урока. Совершенно верно. Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 3)

— Какие учебные задачи поставим перед собой?

Что мы должны сегодня узнать? Для чего?

-Добро и зло — это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. (слайд 4)

Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 5)

  1. Подготовка к изучению нового

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

Послушайте такую притчу.

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” — и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы — и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала — тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла — эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.

Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений бездыханных собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок…и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

-Подумайте, ребята, и скажите, в ком в этой притче вы увидели образ зла, а в ком образ добра?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?


Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…» (Слайд 6)

  1. Изучение нового.

-Ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.

Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

-Так что же такое есть добро? (рассуждения детей).

-Давайте откроем учебник на стр. 9(учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики – 4 кл.», издательство «Русское слово») и найдём определение слова «добро».

-Назовите родственные слова к слову «добро». (ответы детей).

— Кто скажет, что такое «доброта»? Найдите в учебнике определение слова «доброта».

-А что же такое зло?(рассуждения детей). Найдите определение в учебнике (стр.41).

  1. Самостоятельная работа.

Из каких ещё источников мы можем узнать определения понятий «добро» и «зло»?

Сейчас вы будете работать в группах.

  • В словаре С.А. Ожегова первая группа ищет, что такое «добро», вторая группа – что такое « зло» (слайд 7)

  • Нарисуйте условное изображение лица человека. Подумайте, что в лице человека говорит о его доброте, зле?( первая группа изображает злого человека, вторая группа – доброго)

  1. Первичное закрепление.

Выросли однажды 2 дерева: одно дерево Добра, а другое дерево Зла (слайд 8)

(У каждой группы такие деревья)

Подумайте, какие слова относятся к вашему понятию о добре и зле. Запишите их на листочки и поместите листочки на деревья.

(У детей зелёные листья для дерева «Добро» и чёрные или коричневые для дерева «Зло»).

( Интерактивная игра «Чаши весов» (слайд 9

примечание: ссылка для игры находится внизу слайда на цветах).

— Ребята, добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

  1. Физминутка

Песня «Что такое доброта» (В. Осошник) в исполнении группы «Барбарики» (слайд 10).

  1. Закрепление.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. (слайд 11-14) Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Ребята, как вы думаете, что ответил старый индеец? (предположения учеников)

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по содержанию:

— Какую жизненную истину открыл внуку старый индеец?

-Как вы думаете, в притче идёт речь о реальных волках?

— Какова мораль притчи?

-Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

(читает учащийся)

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.


 

Работа со сказками (по группам)

Все вы любите сказки. Вы конечно знаете, что в них встречаются и добрые герои, и злые. Я буду читать стихотворения о сказочных героях. Вы должны отгадать, что это за сказочный герой, добрый он или злой, объяснить своё мнение.

(слайд 15-22)

  1. Создание проблемной ситуации

-Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

-Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Чем больше добра вы сделаете другим, тем больше получите сами.

(слайд 23)

Ресурсный круг

-А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

  1. Рефлексия.

-Ребята, а теперь встречайте гостя.

(Учитель вывешивает большой плакат (слайд 24) « Дерево Добрых дел». Гостем может быть любой человек, знающий данных детей. Цель его прихода – озвучить несколько добрых дел, выполненных учениками данного класса).

— Давайте с сегодняшнего дня начнём заполнять это дерево теми добрыми делами, которые будет совершать ваш класс в дальнейшем. А в конце учебного года посмотрим, выросло ваше дерево или завяло.

Вы ещё дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй. Что вы можете сделать, чтобы наша планета была прекрасной?

Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашают и приходят в гости!

  1. Домашнее задание (карточки):

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

  1. Итог Песня «Если добрый ты…» (сл. А.Хайта, муз.Б.Савельева )

(слайд 25)

— Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Я тоже хочу поделиться с вами добротой. Вы очень хорошо работали на уроке, очень старались, и на ваше Дерево Добрых дел я вешаю листочек «старание и усердие». А еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО (слайд 26).

infourok.ru

Презентация + конспект урока ОРКСЭ «Добро и зло» 4 класс

Проект урока

Леонова Любовь Григорьевна

Родинский район

Образовательное учреждение МБОУРСОШ № 1

Учитель начальных классов

Класс 4 — Б

Тема урока «Добро и зло»

Характеристика класса: Уровень знания в классе — средний.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник «Основы светской этики» изд-во «Просвящение», словарь Ожегова, презентация, весы, белые и чёрные фишки.

1. Организационный момент, включающий:

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность и постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Берутся за руки

-Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите, пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение, почувствуйте его тепло.

-Что символизирует наш круг? (солнце) Слайд2

-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Садитесь.

Создание проблемной ситуации.

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете…(мама) Слайд 3

-Закройте глаза. Представьте маму такой, какой она была , когда вы были совсем маленьким ребенком. Вы прижались к ней, она вас обняла.

Что вы почувствовали? Откройте глаза. У вас на столе незаконченная фраза, продлите одним словом.

Прижавшись к маме, я почувствовала…

(Предполагаемые ответы: тепло, ласку, любовь, покой, защиту).

— Каким одним словом(понятием) можно объединить эти слова? (ДОБРО)

— Посмотрите на следующий слайд. Что это? (война)

Слайд 4

— Что вы чувствуете, когда произносите это слово?

(Предполагаемые ответы: страх, ужас, смерть, темноту)

— Назовите одним словом. (ЗЛО)

— Назовите тему урока. Слайд 5

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

(Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)

Эмоциональный настрой

Познавательные УУД:

— логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

— самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

— целеполагание

Личностные УУД:

— интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Размышляют

Работа в группах

Дети приводят примеры.

Высказывают предположения

— Ребята, а зачем нам это знать?

-Можно ли за 40 минут научиться быть добрым, творить добро?

— Сколько времени понадобиться для этого?

— Правильно, всю жизнь. Я вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро, и оно к вам вернется. Слайд 6

— А как вы думаете, что такое добро?

— А что такое зло?

— Можно ли сразу разобраться в этих вопросах?

— Вы хотите в этом разобраться?

— Послушайте притчу «Помни добро и забывай зло» Слайд 7

Как-то 2 друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Они продолжили путь и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул. Друг его спас. Когда он пришел в себя, написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину и который спас ему жизнь спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.»

-Подумайте, о чем эта притча?

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

-А вы хотите в этом разобраться? (выслушиваю ответы)

— На этот вопрос однозначно ответить сложно. Разрешить этот вопрос помогут нам весы. На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные фишки. А на другую – добро. Это будут белые фишки.

Но прежде, чем поработать с весами, выясним, что такое добро и зло

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь, учебник стр.12-13 )

— Вы распределены на группы. У каждой группы на партах вопросы.

1 группа:

-что такое добро?

-какие добрые поступки, дела вы совершили в своей жизни?

— примеры из литературы.

2 группа:

-что такое зло?

-каким себе представляете злого человека?

-примеры из литературы.

От каждой группы выступает ученик. Начинает группа, которая готовила сообщения о зле.

— Какие поступки и качества вы можете назвать злом?

(Называем и кладем фишки на весы)

— Что узнали о добре? (выступление 2 группы)

— Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте называть добрые поступки, и по капельке положим их на чашу весов.

— Что же у нас получилось?

Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

— Вот видите, как можно победить зло.

— В ваших это силах? От чего это зависит?

— Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло.

Слайд 8

— А зло можно причинить только действиями? (Нет. Словами, мыслями).

— А по отношению к кому мы еще проявляем добро или зло? ( К животным) Как? Слайд 9

Коммуникативные УУД:

— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

— умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

— решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные УУД:

— умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

— решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

— усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

— контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

4. Закрепление учебного материала

Цель: выяснение достигнутых результатов. Создание условий для рефлексии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают, отвечают на вопрос

Ответы учащихся.

— Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

— Что вы узнали? Что поняли? Слайд 10

— Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит много тысячелетий добро и зло существуют на земле. Но если мы с вами будем бороться со злом, то его станет меньше.

Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

-Вы готовы к этому?

-Я предлагаю сделать одно доброе дело всем вместе. У меня на столе фигуры(дом, человечки, солнце, дерево, собака) Выйдите к доске. Наклейте фигуры на доску.

-Что у нас получилось? (Картина добра, мира, покоя, семьи)

-Вот в таком мире мы должны с вами жить. Слайд 11

А теперь выскажите своё мнение об уроке

  1. Сегодня я узнал(а). Слайд 12

  2. Я понял(а)…

  3. Я почувствовал(а)…

  4. Я научился(ась)…

  5. Было интересно…

  6. Урок дал мне…

  7. Мне захотелось…

Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»

Слайд 13

-Спасибо за урок.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

5. Задание на дом

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Предлагает дифференцированное задание Слайд 14

— Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.

— Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

infourok.ru

Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Добро и зло 2 урок

Слайд 1

Добро и зло

Слайд 2

Как понимаете эти строки? Добро и зло — извечный выбор, Важнейший выбор человека, Судьбы его первопричина И смысл его земного века. 02.07.2016 2

Слайд 3

Где добро? Где зло? 02.07.2016 3

Слайд 4

Где добро? Где зло? 02.07.2016 4

Слайд 5

Прочитайте стихотворение Агнии Барто Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: Карандаш мне дал однажды (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок – Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка, Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил в счёт. И меня к нему, ребята, Что-то больше не влечёт. 02.07.2016 5 Можно ли такого друга назвать добрым?

Слайд 6

ВИТЯ ПОТЕРЯЛ ЗАВТРАК. НА БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЕ ВСЕ РЕБЯТА ЗАВТРАКАЛИ, А ВИТЯ СТОЯЛ В СТОРОНКЕ. — ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ЕШЬ? — СПРОСИЛ ЕГО КОЛЯ. — ЗАВТРАК ПОТЕРЯЛ… — ПЛОХО, — СКАЗАЛ КОЛЯ, ОТКУСЫВАЯ БОЛЬШОЙ КУСОК БЕЛОГО ХЛЕБА. — ДО ОБЕДА ДАЛЕКО ЕЩЕ! — А ТЫ ГДЕ ЕГО ПОТЕРЯЛ? — СПРОСИЛ МИША. — НЕ ЗНАЮ… — ТИХО СКАЗАЛ ВИТЯ И ОТВЕРНУЛСЯ. — ТЫ, НАВЕРНОЕ, В КАРМАНЕ НЕС, А НАДО В СУМКУ КЛАСТЬ, — СКАЗАЛ МИША. А ВОЛОДЯ НИЧЕГО НЕ СПРОСИЛ. ОН ПОДОШЕЛ К ВИТЕ, РАЗЛОМИЛ ПОПОЛАМ КУСОК ХЛЕБА С МАСЛОМ И ПРОТЯНУЛ ТОВАРИЩУ: — БЕРИ, ЕШЬ! «Три товарища» В.А. Осеева

Слайд 7

— Что показалось вам в рассказе самым главным? — Были ли у Володи корыстные мысли получить за это похвалу или награду? — Может быть он поступил так по отношению к Вите из-за желания получить похвалу? — Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас кто-то видит и может за это похвалить?

Слайд 8

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский.

Слайд 9

А что вы можете сказать о себе? 02.07.2016 9 Что хотелось бы изменить в себе?

Слайд 10

Притча Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 02.07.2016 10 Как понять слова дедушки?

Слайд 11

В.М.Найдёнов Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда. И если когда-то кому-то поможет Улыбка твоя и твоя доброта Ты счастлив, что день не Напрасно был прожит Что годы живешь ты не зря. 02.07.2016 11

Слайд 12

Правила доброты. 1) Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.

Слайд 13

Итог урока Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Все в твоих руках. 02.07.2016 13 Подумайте, что хотел сказать автор? Какой вывод для себя сделаем?

Слайд 14

Сказка о добре и зле. Жили-были на свете Добро и Зло. Добро трудилось день и ночь, старалось сделать как много больше хороших дел людям. Зло же было ленивым, любило поспать, но все равно успевало приносить народу много бед, несчастий и горя. Как-то раз они встретились. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай тоже добрые дела людям!» Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую. Вот возьму и отменю войну на Востоке». Добро воскликнуло: «Вот и хорошо! Сколько людей останутся целы и невредимы, сколько детей смогут радоваться и веселиться! Давай с тобой дружить!» Но Зло печально улыбнулось, покачало головой: «Нет, нам с тобой дружить нельзя, ведь мы с тобой полные противоположности». На этом они расстались. Вот так и люди: те, кто совершает добрые дела, помогают другим людям — они всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, пакостит, строит козни — тот постоянно всем недоволен, часто болеет и брюзжит. Старайтесь всем делать добро!

Слайд 15

02.07.2016 15

Слайд 16

Путешествие в сказку Вспомните прочитанные вами сказки. Приведите примеры добрых и злых поступков сказочных героев. 02.07.2016 16

nsportal.ru

Открытый урок по ОРКСЭ на тему «Добро и зло» (4 класс)

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Разработка урока

Тема урока: Добро и зло

Номер урока в теме: 1

Тип урока: урок предъявления новых знаний, интеллектуальных раздумий и проблемных поисков

Форма проведения урока: урок, основанный на нетрадиционной организации учебного материала: урок откровения.

Форма организации: групповая.

Цель: дать представление о нравственных понятиях «добро» и «зло», показать их противоположность

Задачи:

1) Создать условия для формирования этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

  1. способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: «Почему плохо быть равнодушным?», выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: учебное пособие для обучающихся, презентация по теме, ПК и проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям, природе, книги о добре и зле, чашечные весы, фасоль двух цветов, листы бумаги, карточки с “добрыми” и “злыми” словами; лист ватмана, цветная бумага.

Ход урока

1. Орг.момент

Круг радости

Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:

— Какое домашнее задание было предложено вам?

( Выяснить, почему плохо быть равнодушным?)

— Каково ваше мнение, мнение опрошенных? Совпали ли эти мнения?

(Привести примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.)

3. Работа над рассказом В. Сухомлинского «Обыкновенный человек».

1) Чтение учителем рассказа.

2) Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа:

— Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек»? Почему?

— Почему третьего проезжающего он назвал «обыкновенным человеком»?

— Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Наш урок посвящен теме «Добро и зло».

(Запись темы в тетради.)

5. Выдвижение гипотезы:

— Тема эта не нова. Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)

— Что такое добро и что входит в это понятие?

— Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

— Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

— Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

Проблемная притча:

Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему:

— Что такое притча?( Притча – это иносказательный рассказ- нравоучение )

Притча о добре и зле.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— А какого волка «кормишь» ты?

(Дети выполняют самоанализ: «Какой волк побеждает в них?»)

6. Практикум.

— Что вы можете сказать о словах добро и зло? (Антонимы)

— Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.

— Прочитайте на с.13 определения добра и зла.

— Сначала мы ответим на вопрос: «Что такое зло?»

(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется темная фасоль)

— А что мы положим на другую чашу весов? (Высказывания детей)

— Что такое добро?

— Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.

(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется белая фасоль)

7. Обсуждение ситуаций.

— На мой взгляд, и добро, и доброта – синонимы. Доброта или добро – это стремление человека дарить радость людям. Я предлагаю обсудить две ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?

1) Работа в парах: чтение ситуаций и поиск ответов на поставленный вопрос

2) Обсуждение поступков:

— По каким же мотивам совершались добрые дела этими детьми?

— Как вы полагаете, смогут ли второй мальчик и Маша бескорыстно делать добро людям?

— Как бы вы поступили на месте этих детей?

8. Физминутка «Дорога добра».

9. Работа по учебному пособию (с. 13).

1) Работа с иллюстрациями.

Рассмотрите рисунки: Почему дети делают уроки?

2) Выборочное чтение.

Прочитайте древнекитайское изречение

««Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки» и скажите, как вы поняли эти слова.

10. Так что же вкладывается в понятие добро?

а) Обобщение:

Ребята, прочитайте слова М.Пришвина, записанные на слайде

«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека».

— Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина? (Высказывания детей).

(Запись высказывания М.Пришвина в тетрадь)

— Злой человек может стать добрым? (Высказывания детей)

Опишите, как выглядит недобрый человек.

— Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как она выглядит? (Высказывания детей)

—  Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква  Д —  обозначало «добро». Видите,  какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книги мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро».

Это словари русского языка.  (Демонстрирация словарей)

 Давайте познакомимся с определениями доброты  из этих книг.

Дети читают:

В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».

 С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

б) Игра «Кто больше знает?»

1)Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр. Давайте проведём конкурс по рядам. Назовите слова с корнем – добр. Победит тот ряд, который последним назовёт слово.

2) Выберите пословицы, подходящие к теме нашего урока:
* Добрый думает о других, а злой о себе.
* Злой делает зло не себе, а другим.
* Плохо тому, кто добра не делает никому.
* Тому тяжело, кто помнит зло.
* Добро помни, а зло забывай.
* Доброе слово лечит, а злое калечит.
* Не одежда красит человека, а добрые дела.

в) Игра «Солнце добра»

Вы превратились в маленького беззащитного муравьишку и ползёте по камню. Какая поверхность у камня: гладкая или шершавая, тёплая или холодная? Почему муравьишка чувствует себя беззащитным? Поделитесь своими впечатлениями. (Высказывания детей)

— Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.

— Ребята, как мы назовём эту картину? (Высказывания детей)

— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Высказывания детей)

11. Подготовка к выполнению домашнего задания:

— О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

— Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

12. Домашнее задание:

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).

2. Ответить на вопросы (с. 13)

3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.

4. Нарисовать символы добра и зла (по желанию)

13. Итог урока:

— Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

— Какую же дорогу в жизни мы выберем?

— Оцените урок. Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

Приложение

  1. Практикум

Ситуация 1 Добрый ли человек?

Маша получила «2» и, чтобы мама меньше её ругала, вымыла посуду.

Ситуация 2 Добрый ли человек?

Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

Ситуация 3 Добрый ли человек?

Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.

Ситуация 4. Добрый ли человек?

Ученик, возвращаясь из школы увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В другой раз он увидел на перекрёстке старика, который не решеался перейти дорогу. Мальчик взял его за руку и перевёл на другую сторону. Старик собрался отблагодарить его, но мальчика рядом не оказалось.

  1. В.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

— В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

— Что это за человек? – спросил внук деда.

— Это не человек, — ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

— Что это за человек? – спросил внук.

— И это еще не человек, ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.

— А это что за человек? – спросил внук.

— Обыкновенный человек, — ответил дед.

infourok.ru

Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Презентация урока ОРКСЭ «Добро и зло»

Слайд 1

Добро и зло Урок №5 по основам светской этики Автор: Кутлунина Вера Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1007 ЗАО г. Москвы

Слайд 2

З а г а д к и

Слайд 3

Тема урока: Добро и зло

Слайд 4

Прикоснись ко мне добротой- И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной , Озарится душа красотой.

Слайд 5

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим » , « добро » — всё положительное, хорошее, полезное. ИЗ СЛОВАРЯ

Слайд 7

Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго имени. Злой не верит, что есть добрые люди. Свет не без добрых людей. Сделав добро – не хвались. Худо тому, кто добра не делает никому. Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и в доме то ж ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Слайд 9

Не от тяги к суесловью И сложились не вчера Это братское, с любовью. Пожелания здоровья, Пожелания добра. И живётся, вроде, лучше, И на сердце веселей, Коль другим благополучья Пожелаешь на земле.

Слайд 10

Игра «Торопись обрадовать»

Слайд 11

Учитесь делать добрые дела « Друг просит у тебя списать задание » Дам списать, чтоб выручить товарища. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать. Ситуация 1

Слайд 12

Учитесь делать добрые дела Ситуация 2 « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его » Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга. Поддержу друга.

Слайд 13

« Приятель в компании беззастенчиво врёт » Скажу всем, что это неправда. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь. Учитесь делать добрые дела Ситуация 3

Слайд 14

«А куда не пойдёте, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего… Вы же поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово».

Слайд 15

Древнегреческая легенда

Слайд 16

ЛАРЕЦ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Слайд 17

Сколько есть на свете добрых И отзывчивых людей! И поэтому добро не победит Даже самый злой злодей. Если будем улыбаться, Станем мы добрее! Ну, а доброта на свете Нам всего нужнее!

Слайд 18

Акция

Слайд 19

Молодцы ! Спасибо з а урок! 3. Я бы хотел … 1. Я научился … 4. Я буду всегда … 2. Мне понравилось…

nsportal.ru

Презентация к уроку ОРКСЭ по теме «Добро и зло» 4 класс»

ДОБРО

ЗЛО

все полезное, хорошее, все, что помогает

человеку и природе, идет им на пользу.

Спасибо

Отзывчивость

Любовь

Помощь

Мама

Забота

Родные

Польза

Словарь русского языка С.И. Ожегова

Добро

1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. 2) Имущество, вещи.

Добро  — понятие нравственности , противоположное понятию зла , означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

«ВикипедиЯ»

Ангел  — символ добра и милосердия

отзывчивость, душевное расположение

к людям, стремление делать им добро.

Словарь русского языка С.И. Ожегова

Зло

1) Нечто дурное, вредное.

2) Беда, несчастье, неприятность.

3) Досада, злость

  • 1) Нечто дурное, вредное. 2) Беда, несчастье, неприятность. 3) Досада, злость

Зло  — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

«ВикипедиЯ»

Картина Уильяма Блейка.

все плохое, дурное, вредное, обида,

всё, что относится к беде и несчастью.

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта, Улыбка твоя, Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!

Соотнеси определения с их пожеланиями

Пожелания Определения

Добро пожаловать Формула вежливой просьбы

Будьте добры Пожелание благополучия при

отправлении в путь или в

каком-нибудь начинании

До добра не доведет Приветствие гостю

В добрый час Кто-либо (что-либо) не

приводит к хорошему результату

Найди дело, противоположное совершенному злу

УКРАЛ

ПОДАРИ

СОЛГАЛ

ПОПРОСИ ПРОЩЕНИЕ

ПОЖАДНИЧАЛ

ВЕРНИ

СКАЗАЛ ЗЛОЕ СЛОВО

НАБЕРИСЬ СИЛ СКАЗАТЬ ПРАВДУ

Объясни смысл пословиц

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Кто слишком долго думает о том, чтобы

делать добро, тому нет времени быть добрым.

Доброта – язык, на котором немые могут

Говорить и некоторые глухие могут слышать.

Закончите предложение.

Я могу простить другого человека, если ….”,

Мне было одиноко, когда ….”,

Я раздражаюсь, если …”,

Я страдаю, когда ….”.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

  • Тема 4. (стр.39-49)
  • Ответить на вопросы

multiurok.ru

Урок по ОРКСЭ «Добро и зло»

ДОБРО И ЗЛО

Эпиграф нашего урока

Прочтите стихотворение и ответьте на вопрос «В чём его смысл?»

Не делите людей на плохих и хороших,  Если вздумали доброе дело творить.  Для добра не ищите денечков погожих,  Только так можно счастье дарить.  И не ждите взамен поклоненья и блага, 

Тот, кто с меркой подходит и всё ждет награды,  Не подарит вам счастья, ему не дано.  Только тот осчастливит и радость подарит,  Тот, чьё сердце открыто всему и всегда.  Не предаст, не изменит, не солжёт, не ударит,  От беды и несчастья укроет всегда… 

Ведь с открытой душой раздаем мы добро. 

Что же такое добро и зло? Продолжите предложение: «Добро-это…….»

Добро – нравственное понятие, проявляющееся в безвозмездной помощи ближнему. Также добро это и то, что хорошо и полезно конкретному человеку в данный момент времени.

Продолжите предложение: «Зло-это…….»

Зло  — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Собери пословицы

1.От добрых гостей

1.ждут добрых вестей

2.Учись доброму

2.лучше богатства.

3.Добро поощряй,

3. на добрые дела

4.Жизнь дана

4.сам в нее попадешь.

5.Доброе братство

5.а зло порицай.

6.К добру гребись,

6.а от худа отпихивайся.

7.Не рой другому яму —

7.худое на ум не пойдет.

Проверяем!

  • От добрых гостей ждут добрых вестей
  • Добро поощряй, а зло порицай.
  • Жизнь дана на добрые дела
  • Учись доброму-худое на ум не пойдёт
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Не рой другому яму-сам в нее попадешь.
  • Худо тому, кто добра не делает никому
  • К добру гребись, а от зла отпихивайся
  • Ответы:1-1; 2-7; 3-5; 4-3;5-2; 6-6; 7-4.

Прочтите притчу и ответьте на вопрос: «В чём ее смысл?»

Как-то, два друга много дней шли в пустыне.  Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:  — Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.  Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».  Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:  — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?  Друг ответил:  — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Смысл притчи: помни добро и забывай зло

Выпишите в левую колонку добрые дела, а в правую злые поступки

13 ноября-Всемирный День доброты. Отмечайте его каждый день, совершая делать добрые дела

Вечный спор добра и зла

Хоть за душою ни гроша

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Для всех людей важна душа

Кто наяву а не во сне

Я виллы, яхты не дарю

Сильней и крепче на земле?

Зато я душу сохраню

«Сильнее Я» сказало Зло

Друзей, родных, детей и дом

«Кто служит мне, тем повезло

И много счастья в доме том

Не знаю что ещё сказать..

Я щедро отблагодарю

Остаться с кем, самим решать

Земные блага подарю

Добро и Зло с далёких пор

Машины, деньги, мощь и власть

Не оставляют этот спор.

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить

Каждый сам решает каким ему быть, добрые качества нужно в себе воспитывать, учиться у других и учить самому. Надеюсь наш урок поможет вам отличить доброе от злого и всегда правильно поступать в той или иной ситуации. Спешите делать добро !

В заключение нашего закончите, пожалуйста, предложения:

1. Я узнал, что….

2. Мне понравилось, что…..

3. Мне не понравилось, что…

Я хотел чтобы….

Домашнее задание Прочитать параграф 4, ответить на вопросы, приготовить листочки с добрыми делами, которые вы сделаете в течении следующей недели для «Дерева добрых дел»

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *