cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Окружающий мир водоемы 4 класс: Урок окружающего мира 4-й класс «Водоемы нашего края » | План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:

Урок окружающего мира 4-й класс «Водоемы нашего края » | План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»

Кейс-урок

«Водоёмы нашего края»

(Урок окружающего мира 4 класс)

УМК «Планета знаний»

Составила и провела:                                                                                                                                  учитель начальных классов                                                                                               Колобова Инна Петровна

Ромоданово 2017

Программа: УМК « Планета знаний».

Авторы: Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.

Тема: «Водоёмы нашего края ».

Цель: создать условия для знакомства учащихся с водоёмами Республики Мордовия.

Планируемые результаты:

предметные: знать естественные водоёмы Мордовии.

Метапредметные:

познавательные УУД: уметь находить  информацию в различных источниках, анализировать и обобщать информацию.

коммуникативные : уметь слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме , умение работать в группе;

регулятивные : работать по предложенному плану в соответствии с поставленной задачей, сверять и  контролировать свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки  с помощью учителя и одноклассников.

личностные: выражать свои эмоции, осознавать ценность дружбы , единства и взаимовыручки; проявлять к собеседнику внимание и терпение.

     Оснащение:

  1.  Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Демонстрационный экран.
  4. Физическая карта Мордовии.
  5. Кейсы с заданиями для групп.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет нам  всё узнать- наша любознательность.

2.Актуализация знаний.

-Отгадайте загадки.

Чуть дрожит на ветерке 
Лента на просторе, 
Узкий кончик в роднике, 
А широкий в море. (Река)

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается ..

Как это зеркало называется? (Озеро)

-Какова же тема нашего урока?

    Реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной.
   Реки играют огромную роль в жизни всех людей, населяющих планету. Издавна люди использовали воду рек в своих целях. Реки использовали для орошения земель, для перевозки грузов, именно по этой причине вдоль берегов многих рек поселялись племена, зарождались города ,по берегам полноводных рек возникали первые районы земледелия .

   Озёра, как и реки, играют большую роль в природе и жизни человека. Прежде всего, они являются резервуарами пресной воды, источником рыбы и по ним проходят транспортные пути. Берега озёр издавна заселялись людьми.  Реки и озера являются местообитанием живых организмов. Они

 участвуют в круговороте воды .

   Мы живём с вами в Мордовии . Природа нашей республики прекрасна. На её территории находятся красивейшие реки и озёра . В Республике Мордовии 1525 рек, их общая длина более 9 тысяч км. Реки типично равнинные, относятся к бассейну великой русской реки Волги. В Мордовии насчитывается около 500 озер. 

   Сегодня на карте  республики отмечено 5 природных водоёмов, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. Чтобы наш урок прошёл интересно и плодотворно —  вы разбиты на 5 групп.  Каждая группа учёных подготовит  свое сообщение, связанное с  нашей темой .

1 группа- Задача этой группы подготовить сообщение о реке Сура.

2 группа –Задача этой группы подготовить сообщение о реке Мокша.

3 группа- Задача этой группы рассказать о реке Инсар.

4   группа-  Задача этой группы рассказать об озере Инорка.

5 группа — Задача этой группы рассказать об озере Инерка.

      На столах у вас лежат несколько источников информации и  карточки- «помогайки». Изучив источники, вы должны будете составить выступление. Результаты вашей работы  будут оцениваться по 3 критериям:1)слаженность работы группы;  2)полнота информации; 3)презентация выступления.

Кейсы.

Кейс №1.Исследователи реки Сура.

Карточка-«помогайка»;

1.Река Сура и её местонахождение.

2.Предание мордвы о название реки.

3..Животные реки.

Источник 1.Физическая карта Мордовии.

http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2. 

  Река Сура правый приток Волги. Длина реки 841 км. Берёт начало у с. Сурские Вершины Барышского района Ульяновской области, протекает в Нижегородской, Пензенской областях, Мордовии и Чувашии.

http://hapok.ru/ponds/index?region_filter=54

Источник 3. 

    Река  Сура протекает по восточной и юго-восточной окраине Мордовии, и является природной границей Мордовии с Ульяновской областью. По территории Мордовии она протекает на протяжении 120 км. Ширина  русла реки Суры от 80 до  100 метров. Глубина его колеблется от 0,3м.на  перекатах , до 3-5 метров на плёсах. Сура – равнинная река. Наиболее крупные мордовские притоки Сура принимает слева , это Алатырь, Инсар, Пьяна, Меня, Большая Кша, Штырма, Чеберчинка. На Суре в РМ расположены с. Большие Березники, с.Николаевка Большеберезниковского района.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1

Источник 4. 

        О происхождении названия существует мордовское предание: «В старинное время многие народы переселялись с места на место. Когда мордва пришла сюда, то на Волге уже жил какой-то народ. Мордва пришла к Волге, но те, которые там жили, не пустили её идти вниз по реке. Мордва вернулась назад, но сверху, с Волги; ходила туда-сюда, искала, где жить. Пришла на такое место, где в Волгу с юга течёт другая река. Старики вместе и стали советоваться: что делать, куда дальше идти? Один самый старый человек сказал: «Вот эта река, как палец, показывает, куда идти. Нам надо пойти по этой реке и там жить». Его послушались и пошли вверх по этой реке, там других народов тогда не было, никто не жил. А место было для охоты хорошее, лесов много. Так они и остались жить здесь. А реку стали называть Сур — она, как палец, им показала, где жить. Сур по-мордовски — «палец »».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

Источник 5.

   В Суре водятся: сом, лещ, судак, жерех, щука, чехонь, карась, плотва, густера, белоглазка, окунь, ёрш, уклейка, налим, пескари. Из млекопитающих водятся: бобр обыкновенный, ондатра, норка. Рептилии: уж обыкновенный. Моллюски: беззубки, перловицы, прудовики. Встречаются раки. Иногда на водопой из окрестных лесов выходят кабаны.
  В долине Суры на территории Чувашской республики  Алатырского района расположена основная часть заповедника «Приссурский».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

Кейс №2.Исследователи реки Мокша.

Карточка-«помогайка»;

1.Река Мокша и её местонахождение.

3.Предание мордвы о название реки.

4.Животные реки.

Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2.  

    Наибольшей рекой Мордовии является река Мокша.  Её длина — 656 км, на протяжении 320 км она течёт по территории нашей республики. Река Мокша, правый приток Оки, образуется южнее посёлка Мокшан в Пензенской области и впадает в Оку ниже города Касимов. Наибольшая глубина реки-11 метров. Ширина реки от 5метров в верховье ,до 150 метров в низовье. В Мокшу впадает большое количество притоков. Крупными правыми притоками Мокши являются Сивинь, Исса.Варма.Слева – река Вад.

https://otvet.mail.ru/question/45654783

 Источник 3. 

  Исток Мокши находится на безлесном месте близ деревушки Елизаветино, немного выше городка Мокшан. Прямо из бугра бьет родник и образуется ручей. Здесь устроена смотровая беседка, а рядом установлена скульптура древней языческой богини по имени Мокошь. Ей поклонялись лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад, считали Мокошь покровительницей плодородия.
https://otvet.mail.ru/question/45654783

Источник 4. 

   На берегах реки раскинулись города Темников и Краснослободск. На  реке расположен Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь.  Там находится могила русскoго адмирала- флотоводца Ф. Ф. Ушакoва.

http://www.inpath.ru/nature/river/371

Источник 5. 

 По берегам реки Мокша раскинулись леса, вплотную к реке подходят заросли ивы. Можно увидеть дубовые рощи и сосновые боры. Из рыб в Мокше водятся:  щука, окунь, лещ, судак, плотва . В междуречье Мокши и её правого притока Сатиса находится Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича.

Кейс №3.Исследователи реки Инсар.

Карточка-«помогайка»;

1. Река Инсар и её местонахождение.

2.Предание мордвы о название реки.

3.Животные реки.

Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2.

Какая гладкая река!

Чиста от ряби, словно льдина,

В ней бал справляют облака,

Для взора чудная картина.

http://ab36ru.narod.ru/reka.htm

Источник 3.

    Инсар — река, правый приток Алатыря. Длина 168 км). Берёт начало у д. Александровки Инсарского района , течёт в центральной части Мордовии. Основные притоки: Карнай, Тавла, Пензятка, Аморда, Большая Атьма, Ладка.

     Ширина русла в нижнем течении — до 20 м, глубина — до 2 м. На Инсаре расположены г. Рузаевка , столица Мордовии город Саранск , пос. Ромоданово и другие населённые пункты. Ниже  села Баево Ичалковского района  Инсар впадает в реку Алатырь напротив посёлка Смольный . Ширина реки у устья около 40 метров.

http://www.mordovia.info/wiki/%D0%E5%EA%E8

Источник 4.

   Ниже  города Рузаевки вдоль реки Инсар до устья и далее проложена железнодорожная ветка Рузаевка — Саранск — Красный Узел — Алатырь — Канаш. Дорога переходит с одного берега реки на другой: левый между Рузаевкой и Саранском, правый от Саранска до Ромоданово, затем снова левый от Ромоданово до устья Инсара.

https://ru.wikipedia.org/wiki

Источник 5. 

     Слово «Сар» в финском, карельском и мордовских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения не желтых пустынных песков, а болотистых, заболоченных мест.  
Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Дальше, за линией железной дороги, начиналась другая река Сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар ( «инее»- большое )

Источник 6.Загадки.

1.Полосатая злодейка                                    
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша.(Щука)

2.Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)

3. Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …(Утка)

4.Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …(Рак)

Кейс №4 .Исследователи озера Инорка.

Карточка-«помогайка»;

1.Что такое карстовое  озеро.

2.Озеро Инорка и его местонахождение.

3.Животные  озера.

Источник 1.

Физическая карта Мордовии

http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2. . Особый тип озера — карстовое. Карстовые озера — это озера, образованные в воронках, котловинах, пещерах и других формах карстового рельефа. Это озера, образовавшиеся в результате провала земли и затопления места провала водой.

http://svyato.info/2009/03/31/vodnye-resursy-mordovii.html

Источник 3.

     Второе по величине озеро на территории Мордовии – Инорка . Озеро Инорка расположено  в пойме  реки  Мокша , ниже города Темникова. Длина его 3300 метров , ширина в отдельных местах 100 метров, глубина 11 метров. Небольшими протоками озеро Инорка соединяется с озёрами Таманка и Казино.

   Озеро Инорка самое крупное озеро Мордовского государственного заповедника им. П.Г.Смидовича.

Источник 4.

   В озере водятся :  окунь, уклейка, лещ, красноперка, линь, плотва, голавль, щука, рак, выдра ,ондатра, бобры.

Кейс №5 .Исследователи озера Инерка.

Карточка-«помогайка»;

1.Озеро Инерка и его местонахождение.

2.Растения озера.

Источник 1.  Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник2.

   

     Жемчужиной Мордовии по праву называется озеро Инерка, находящееся в семидесяти километрах от столицы Мордовии Саранска, в 4 км от села Пермеси Большеберезниковского района. Площадь одного из самых глубоких, карстовых озер в Мордовском крае составляет около 44 гектар, при длине в 3350 метров и максимальной ширине — двести метров. Великое озеро имеет продолговатую форму, вытянувшись вдоль реки Суры.

    «Инерка» в переводе с мордовского языка – «Великое озеро» Оно бережно охраняемо и любимо местными жителями.

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=14874

Источник 3.

     В озере Инерка вода чистая, прозрачная, голубовато-зеленого цвета.  Вода просматривается на 2 метра вглубь.. По берегам озера произрастает много растений — кубышек, кувшинок, рдестов, осок, калужниц. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, очищают воду от загрязнения . служат пищей и убежищем для многих животных. Озеро  богато рыбой. 

      Инерка является памятником природы республиканского значения и прекрасной достопримечательностью Мордовского края.

Источник 4.

Озеро светлое, озеро чистое,

Гладь, тишина и покой!

Солнце горячее, солнце лучистое

Над голубою волной!

http://rupoem.ru/kr/ozero-svetloe-ozero.aspx

Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

Физминутка.

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас – зелёный луг.

Слева находится лес .

В таком лесу полно чудес.

В небе голубом плывут облака.

Слева озеро, справа река.

  Презентация выступлений.

   -Каждой группе было дано задание: подготовить рассказ о водоёме, которое находится на территории  нашей Республики Мордовия. Послушаем одного представителя от каждой группы.

Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы. Заполняем таблицу.

Название группы

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

   

— На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чём вели разговор?

 -Какие реки протекают по территории Мордовии?

 -Какие озёра находятся в Мордовии?

— Понравилось ли вам  работать в группе? Оцените  работу  своих товарищей.

Рефлексия.

   Перед вами на парте лежат три  капли воды. Прошу выбрать одну из них и прикрепить на доску, чтобы получилась водная гладь. Голубую, если урок понравился и вы во всем разобрались; тёмно-синюю, если урок понравился, но кое-что было непонятно; тёмно-коричневую, если урок не понравился или вы ничего не поняли.

    Какая красивая получилась у нас голубая водная гладь! Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!

Домашнее задание .

Учащиеся 1 варианта- исследователи, 2 варианта -создатели.

    Исследователям сделать сообщения о неизученных реках  и озёрах Мордовии и Ромодановского района;  создателям — нарисовать рисунки или сочинить сказки о водоёмах.

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Водоемы нашего края»

Цель:

  • Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.

Задачи:

  • Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
  • Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
  • Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.

Методы: Репродуктивные, объяснительно-ллюстративные, частично-поисковые, эвристические.

Оснащение урока: Физическая карта России, макет «Строение реки».

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Стадия Вызова.

Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?

(Родной край – часть большой страны)

Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае, а тему урока определим чуть позднее. Сейчас повторение изученного материала.

Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края:

Графический диктант. Если вы согласны с моим утверждением в тетради ставите «+», если не согласны – ставите «-»

  • столица России – Москва.

  • терриконы – это горы, созданные природой.

  • основные формы земной поверхности нашего края – это холмы и горы.

  • возвышенность, высота которой более 1000 метров, — холм.

  • большая часть нашего края находится в лесной зоне.

  • наш край находится в тропическом тепловом поясе.

  • территория края расположена в западном полушарии.

  • надо сохранять поверхность земли от образования оврагов и терриконов.

  • чем ярче и насыщеннее коричневый цвет, тем выше формы поверхности земли.

Работаем в парах. Обменялись тетрадями, проверяем себя, соседа по парте и ребят у доски.

(Правильный ответ: + — — — + — + — +)

Оцените соседа: без ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4» , 3-4 ошибки –оценка – «3», у кого больше четырех ошибок – следует доработать темы прошлых уроков

Определите тему нашего урока.

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я — река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Правильно, слово «вода». Рассмотрим карту. Каким цветом обозначена на карте вода?

Теперь давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? (Синего) Почему? (Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)

Как назвать скопления воды в природе одним словом?

Верно, водоемы.

Значит тема нашего урока «Водоемы нашего края»

(ответ детей)

Стадия осмысления

Составление Кластера.

Составляют дети после прочтения параграфа.

Давайте разделим водоемы по их происхождению.

  • Где в природе встречается вода? (Океаны, моря, озера, реки, ручьи, лужи)
  • Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
  • Каким словом можно назвать все эти водоемы? (Естественные)
  • Подберите антоним к этому слову. (Искусственные)
  • А существуют ли искусственные водоемы, и какие они имеют названия? (Пруды, каналы, водохранилища)
  • Для чего человек создает искусственные водоемы? (Заполняют водой разрытые карьеры, дополнительные запасы пресной воды для бытовых нужд, устанавливают короткие водные пути, соединяя близ находящиеся реки)

ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся поплывем.
Ах какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

О какой роли водоема была наша физминутка? Что мы делали? ( Отдыхали, значит водоем место отдыха)

Вспомните схему или строение любой реки. Посмотрите на макет.

  • Как называется место, где река берет свое начало? (Исток)
  • Как называется место впадения реки в другую большую реку, море или озеро? (Устье)
  • Углубление, по которому течет река?
    (Русло)
  • Что еще имеет река? (Притоки левый и правый, течение, левый берег и правый)
  • Как определить у реки правый берег и левый? (Надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег и приток, а слева будет левый берег и приток)

Прием:

Плюс Минус Интересно. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. По ходу чтения текста сделать пометки:

– Ваше мнение по поводу статьи на с.155-156?

«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

«Интересно» (?) — предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Самостоятельная работа

  • А сейчас самостоятельно по группам подготовите ответы на следующие вопросы:

1 группа. Используя карту выпишите на доску названия рек и озер нашего края. Сделаете описание одной из рек нашего края по плану предложенному в учебнике на стр. 154

2 группа. Используя текст учебника, составьте схему «Значение водоемов в природе и жизни людей. ( приложение №1)

3 группа. Прочитать статью в учебнике на стр. 154 – 158 . Ответить на вопрос «Отчего загрязняются водоемы?» и составить памятку на альбомном листе « Правила поведения у водоемов» (приложение №2)

  • Проверяем выполнение заданий каждой группы. (В ходе ответов ребята и учитель могут дополнять, исправлять)

Рефлексия.

  • Подводим итог нашего урока.
  • Как называлась тема урока?
  • Какие важные вопросы мы рассматривали на уроке?

Составим «Синквеин» по теме урока. (Самостоятельная работа)

ВОДОЁМЫ

Естественные, искусственные.

Используют, охраняют, путешествуют.

Водоёмы должны быть чистыми!

Водохранилище.

  • На следующем уроке мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Пересказ по теме урока, стр. в учебнике 154 – 158.

Выполнить задания №2,№3 с.157

Спасибо за урок, вы все хорошо потрудились.

резервуар

| Национальное географическое общество

Водохранилище — это искусственное озеро, в котором хранится вода. Большинство водохранилищ образуются путем строительства плотин на реках. Резервуар также может быть сформирован из природного озера, выход которого был перекрыт дамбой для контроля уровня воды. Плотина контролирует количество воды, вытекающей из водохранилища.

Технические водохранилища полностью созданы руками человека и не зависят от перекрытия реки или озера. Эти резервуары, иногда называемые цистернами, содержат чистую воду. Цистерны можно вырыть в подземных пещерах или поднять высоко над землей в водонапорной башне.

Люди создавали резервуары тысячи лет. Самая старая известная плотина в мире — это плотина Джава на территории современной Иордании. Он был построен примерно в 3000 году до н. э. для хранения воды для орошения или полива сельскохозяйственных культур.

Люди строят водохранилища, потому что количество воды в реке со временем меняется. В очень дождливое время или при таянии горных снегов вода в реке поднимается и иногда выходит из берегов. Ограничивая количество воды, которая может течь вниз по течению, водохранилища помогают контролировать наводнения.

Во время засухи или длительных засушливых периодов уровень воды в реке может быть очень низким. В этих условиях из водохранилища высвобождается больше воды, поэтому фермеры могут поливать свои посевы, а дома и предприятия могут нормально функционировать.

Резервуары служат для других целей. Они используются для катания на лодках, рыбалки и других видов отдыха. Некоторые плотины, создающие водохранилища, используются для выработки электричества.

Крупнейшим по площади водохранилищем в мире является озеро Вольта, которое образовалось в результате перекрытия реки Вольта в африканской стране Гана. Озеро Вольта занимает площадь около 8 500 квадратных километров (3 280 квадратных миль), что больше площади американского штата Делавэр. Озеро Вольта занимает четвертое место в мире по объему, общему количеству воды в озере. Самый большой по объему резервуар в мире также находится в Африке. Озеро Кариба находится на границе Замбии и Зимбабве. Это озеро, образовавшееся в результате перекрытия реки Замбези, хранит 185 кубических километров (44 кубических мили) воды.

Вода в резервуарах очень спокойная. Из-за этого кусочки песка, камня, грязи и других материалов, называемых отложениями, опускаются на дно, оставляя воду совершенно прозрачной. Но со временем этот осадок накапливается, сильно уменьшая общее количество воды в водохранилище.

Краткий факт

В разреженном воздухе
Испарение — распространенная проблема с резервуарами. Во влажных районах испаряющаяся вода часто снова выпадает в виде дождя. Но в жарких и засушливых районах испарение может привести к огромной потере воды. Уровень водохранилищ в пустынных районах может упасть на 1,5 метра (5 футов) за один год из-за испарения. Ученые и инженеры ищут способы контроля испарения. Такие эксперименты по уменьшению испарения включают попытки использовать пальмовые листья в Саудовской Аравии или изобретение различных других типов плавающих теневых покрытий.

Dams 101 для детей | Ассоциация безопасности государственных плотин

Привет, дети!

Меня зовут Баки Бивер, и я хочу рассказать вам о своей любимой теме DAMS! Хотя плотины, которые я строю, предназначены для моей защиты и малы, я много знаю о человеческих плотинах!

Плотины помогают контролировать воду, наш самый важный ресурс. Вода важна, потому что растениям, животным и людям нужно ее пить, чтобы выжить. Мы также используем его, чтобы готовить, убирать и купаться. Мы также используем воду, чтобы повеселиться. Что за удовольствие было бы в бассейне без воды?

Важно, чтобы у нас было нужное количество воды. Избыток воды вызовет наводнение. Слишком малое количество вызовет засуху. Нам нужен способ получить нужное количество.

Строительство плотины может помочь контролировать поток воды и количество доступной воды!


У вас есть вопросы о плотинах?

  • Что такое плотины?
  • Когда люди начали строить плотины?
  • Где строят плотины?
  • Зачем люди строят плотины?
  • Как я могу быть в безопасности возле плотин?
  • Веселые занятия

Плотины — это конструкции, удерживающие воду или другие жидкие материалы!

На реках строят плотины, чтобы можно было контролировать уровень воды в реке. Когда строится плотина, создается резервуар с водой, также называемый искусственным озером. Плотины помогают нам хранить воду, когда она нам нужна, и предотвращают засухи и наводнения. Когда в резервуаре слишком много воды, ее можно безопасно выпустить через ворота.

Они могут быть построены из различных материалов, включая землю, камень, отходы горнодобывающей промышленности или фрезерования, бетон, кирпичную кладку, сталь, древесину, различные материалы (такие как пластик или резина) и любую комбинацию этих материалов. Используемый материал зависит от того, как будет использоваться плотина.

Некоторые плотины используются для водоснабжения, другие для производства энергии в городе или даже для отдыха. Некоторые используются для предотвращения затопления. Инженер должен знать, для чего используется плотина, и выбрать наилучший проект.

Вот некоторые части типичной плотины:

ГРЕБЕНЬ — верхняя часть плотины
ОПОР — часть долины, примыкающая к плотине
БЕРМ — почти горизонтальная ступенька в наклонном профиле насыпной плотины
ВЫПУСК — отверстие для сброса воды
ВОДОСБОР — сооружение, позволяющее выпускать воду из водоема
АВАРИЙНЫЙ ВОДОСПУСК — Дополнительный водосброс

 

Гребень

Устои

Берма

Выход

Водосброс

Аварийный водосброс


Люди начали строить плотины очень давно. Древние египтяне построили простые плотины из земли и камней для хранения воды из реки Нил более 4000 лет назад! Плотины также строились в древние времена в Месопотамии (ныне Ирак), Италии и Индии. Эти ранние плотины были построены в основном из камня, земли и гравия и использовались для полива сельскохозяйственных культур.

Многие строители плотин учились у людей до них и продолжали практиковать. С появлением современной техники размер и возможности плотин улучшились.

Строительство плотин совершенствуется и сегодня. Ниже приведены некоторые старые фотографии плотин в Соединенных Штатах. Благодаря помощи очень умных инженеров плотины, которые мы строим сегодня, больше, прочнее и безопаснее, чем эти плотины!


Знаете ли вы, что в США более 90 000 плотин один? На этой карте показано, где расположены плотины.


 

Люди используют плотины по многим причинам! Миллионы людей зависят от плотин, которые помогают обеспечить нужное количество воды в нужном месте в нужное время.

Большинство плотин выполняют несколько функций! Мы ловим рыбу, плаваем и катаемся на лодках примерно в 1 из каждых трех озер, образованных плотинами. Многие плотины обеспечивают водой выращивание сельскохозяйственных культур и питье сельскохозяйственных животных. Они также хранят воду для тушения пожаров и помогают бороться с наводнениями.

Плотины также дают нам гидроэлектроэнергию! Плотины США обеспечивают почти 10% потребностей страны в электроэнергии. Гидроэнергетика является возобновляемым источником электроэнергии, безопасным для окружающей среды. Он не способствует глобальному потеплению, загрязнению воздуха, кислотным дождям или разрушению озонового слоя.


 

Хотя вода вокруг плотин может выглядеть мирной и веселой, она очень опасна!!

Никогда не играй возле плотины! Даже если вы не находитесь в воде, вы можете поскользнуться и упасть. Это касается не только больших плотин. Даже маленькие могут быть очень опасны!

Рядом с плотиной всегда должен быть кто-то из родителей!


Давайте построим плотину!

Не верьте мне на слово! Наденьте рабочую одежду и постройте плотину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *