cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Моря озера и реки россии урок 4 класс – Конспект урока по теме «Реки, моря и озера России»(4 класс)

Конспект урока по теме «Реки, моря и озера России»(4 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект урока

по окружающему миру в 4 классе

учитель начальных классов

Яценко Валентина Евгеньевна

Директор МБОУ

«Школа-гимназия №10» Трещёва Н.В.

2018-2019 учебный год

Тема: Моря, озера и реки России.

Пр.р.№ 5«Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

Цели:

сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование: физическая карта России, план выступления для каждой группы, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент сл.1

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос сл.2

• Покажите на карте и назовите горы на территории России.

• Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

• Покажите на карте местоположение Ильменского заповедника.

1. «Каменным поясом земли Русской» называли:

а) вулканы Камчатки

б) Кавказские горы

в) Уральские горы

2. Самые высокие горы России — это:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

3. Восточно-Европейская равнина — это:

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

в) плоскогорье

4. В Список Всемирного наследия включены:

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Ильменский заповедник расположен:

а) на Кавказе б) в Саянах в) на Урале

3. Работа в группах сл.3

— Почему часто говорят словами В. Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»? Обсудите в группе. (Высказывания учащихся.)

4. Сообщения учащихся

— О каких географических объектах вы подготовили дома сообщение? Поделитесь новыми знаниями. (Ученики, отвечая у доски, пользуются своими записями выполнения задания 5 на с. 33 рабочей тетради.)

III.

Самоопределение к деятельности

— О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.

Сл.5

Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное…

А с виду — зеленое, серое, синее,

Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)

Сл.6

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)

Сл.7

Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То… (река).

— Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)сл.8

— Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

— Чтобы на уроке многое успеть поработаем в группах. Наши группы назовем «Озера», «Моря», «Реки». (Ученики делятся на группы, самостоятельно выбирают роли: выступающий (по количеству докладов), ответственный за запись ответов по плану, контролирующий время выступления, руководитель группы.)

сл.9

План выступления сл.10

1. Название моря (озера, реки).

2. Местонахождение (показ на карте).

3. Интересные сведения.

(Самостоятельная работа по учебнику: группа «Моря» — с. 66, группа «Озера» — с. 67—68, группа «Реки» — с. 68.)

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

(Обратить внимание на правильный показ объектов.)

О морях. Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Северного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берингово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.

(Во время рассказа идет показ слайдов.)

— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

— Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)

— Сколько же морей омывает российские берега? ( 11 морей.)

Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.

Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.

На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.

(Сопровождается показом слайдов.)

О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины — Волга. На севере — Северная Двина и Печора, на юге — Дон, Урал, и центре — Кама, Ока.

(Сопровождается показом слайдов.)

VI.

Физкультминутка сл.11

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.) 

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.(Ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради сл.12

— Выполним задание 1 на с. 33. (Взаимопроверка.)

2. Работа в парах

— Выполним задание 2 на с. 34 рабочей тетради. (Ученики работают по карте. Проверка.)

Моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, — Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море; Тихого — Охотское море, Японское море, Берингово море; Атлантического — Балтийское море, Черное море, Азовское море.

Игра «Да нет» сл.13

— Прочитайте утверждения задания 3 на с. 34 рабочей тетради. Обведите ответ «да» или «нет». Если «нет», напишите правильный ответ.

(Проверка: а — да; б — нет, Байкал; в — да; г — да.)

Игра «Буквы спрятались» сл.14-19

— Выполним задание 4 на с. 35 рабочей тетради. (Проверка: Енисей, Лена, Волга, Обь, Амур.)

Игра « Четвертый лишний»сл.20

— Выполним задание 6 на с. 35 рабочей тетради.

(Проверка: а) Каспийское море. Это озеро. Остальное — названия морей; б) Байкал. Это озеро. Остальное — названия рек; в) Свирь. Это река. Остальное — названия озер.)

VIII. Подведение итогов урока сл.21

— Какие три океана омывают берега России?

— Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили.

— Какую роль играют водные просторы в жизни человека? (Высказывания детей.)

Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

IX. Рефлексия с.22

— Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать в группах, рассуждать, анализировать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными? (Ответы детей.)

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание с.23

1. Прочитать текст на с. 66—70 учебника, выполнить задания для домашней работы.

2. Выполнить задание 5 на с. 35 рабочей тетради.

3. Дополнительно: подготовить сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.

infourok.ru

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему » Моря, озёра и реки России»

Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе «Лидер».

Дата: 13.10.2015 г.

Класс: 4 «Лидер»

Предмет: Окружающий мир А.А. Плешакова.

Тема: Моря, озера и реки России

Цель: Способствовать формированию умения работать по карте.

Задачи: 1. Находить на физической карте географические объекты;

2. Рассказывать о географических объектах по карте;

3. Обозначать (отмечать) географические объекты на контурной карте.

Личностные результаты: готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; навыки адаптации к миру, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениям одноклассников, гибкость в суждениях в процессах диалогов со сверстниками и взрослыми; понимание и сопереживание чувствам других людей;

Метапредметные результаты: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течении всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения УЗ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; понимать различные позиции других людей, отличных от собственных, признавать свои ошибки, озвучивать их; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты: находить на карте мира РФ, на карте России — Москву, свой регион, его главный город; показывать на карте границы России, местоположение географических объектов.

Оборудование для учителя: Политическая карта мира, Физическая карта России, Карта полушарий, презентация слайдов, видеофрагмент наводнения.

Оборудование для ученика: учебник, РТ, тетрадь « Проверь себя», 3 цв. карандаша (к,ж,с.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети, лучшие на свете! Сегодня к нам на урок пришли гости-учителя. Давайте поприветствуем их.

Ровно встали, тихо сели, Головами повертели, сладко-сладко потянулись, и друг другу улыбнулись))) Начинаем наш урок!

  1. Актуализация опорных знаний.

Даны слова: Россия. Рельеф (форма земной поверхности). Что вы можете сказать?

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.

Россия – страна огромных равнин и величественных гор. Крупнейшие равнины России – Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.

— Назови и покажи на карте равнины России. (Работа в паре).(Соблюдать правила показа географических объектов: площади обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку)

— Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая – к плоским?

— Какие горы нашей страны знаешь? Покажи их на карте. (Работа в паре)

— Молодцы! Сделаем вывод!

Вывод: Россия богата земельными ресурсами (много равнин и гор).

3. Постановка проблемной ситуации.

Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил — что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.

Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)

— А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по карте видно, что много морей, озер, рек.

— Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.

— А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.

— Что мы не умеем, ребята?

Задача нашего урока какая:

1. Находить и показывать на карте географические объекты;

2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)

3. Отмечать географические объекты на контурной карте.

  1. Операционно-содержательный этап.

План:

  1. Какие моря омывают берега России?

  2. Какие озера самые крупные?

  3. Какие реки самые крупные?

Откройте в учебнике на с.58-59 физическую карту России.

Работа в паре.

Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево,Карское, Лаптевых, В-Сиб, Чукотское), Тихого океана. (Моря надо обводить указкой вокруг).

Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.

С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Черное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. ( Море-часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями)

Что вы можете рассказать по карте о морях России? (или Работа с учебником) (Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.)

(Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)

(Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.)

Правила работы с к\к.

1. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

2. Названия морей, озер и рек пишите четко, печатным шрифтом.

3. Объекты  рельефа наносятся черным цветом, водные объекты – синим.

4. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 моря России. (12 морей).

Тихий океан

Северный Ледовитый океан

Атлантический океан

Охотское море

Белое море

Балтийское море

Японское море

Баренцево море

Чёрное море

Берингово море

Карское море

Азовское море

Море Лаптевых

Чукотское море Восточно-Сибирское море

Вывод: Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Показ на карте 12 морей.

-Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

— Что вы можете рассказать о них по карте? (В России множество озер. Самое большое Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое озеро в мире Байкал. Его глубина- 1637 м.Крупнейшие озера в Европейской части России – Ладожское и Онежское. Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Онежское озеро – второе по величине в Европе.)

ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 озера России.

Сделаем вывод! Крупнейшие озера России — Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Показать на карте.

— Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Расскажите об этих объектах.

(В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. Самые крупные реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Москва стоит на реке Москва. Еще какие города стоят на реках?)

— Научитесь правильно показывать на карте реки: их всегда показывают от истока к устью.

ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 эти объекты.

Сделаем вывод!

Вывод: Крупнейшие озера России- Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Показ на карте.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Задача урока – …. Мы выполнили задачи урока? Да.

Работа в тетради « Проверь себя». Задание на с. 22, 23.

Проверка работ. Оценивание.

  1. Оценивание работ. Итог урока.

Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду! Спасибо за урок!

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе

Открытый урок по теме:

 «Моря, озера и реки России» в 4 классе

Дата: 06.10.2016 г.

Класс: 4

Предмет: «Окружающий мир»  А.А. Плешакова.

Тема: Моря, озера и реки России.

Цель: Способствовать формированию умения работать по карте.

Задачи: 

1. Находить на физической карте географические объекты;

2. Рассказывать  о географических объектах по карте;

3. Обозначать (отмечать)  географические объекты на контурной карте.

Личностные результаты: готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; навыки адаптации к миру, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениям одноклассников, гибкость в суждениях в процессах диалогов со сверстниками и взрослыми; понимание и сопереживание чувствам других людей;

Метапредметные результаты: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течение всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения УЗ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; понимать различные позиции других людей, отличных от собственных, признавать свои ошибки, озвучивать их; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты: находить на карте мира РФ, на карте России — Москву, свой регион, его главный город; показывать на карте границы России, местоположение географических объектов.

Оборудование для учителя: политическая карта мира, физическая карта России, карта полушарий, презентация.

Оборудование для ученика: учебник, РТ, 3 цв. карандаша (к,ж,с.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети, лучшие на свете! Сегодня к нам на урок пришли гости-учителя. Давайте поприветствуем их.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели, сладко-сладко потянулись, и друг другу улыбнулись))) Начинаем наш урок!

  1. Актуализация опорных знаний.

Даны слова: Россия. Рельеф (форма земной поверхности). Что вы можете сказать?

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.

Россия – страна огромных равнин и величественных гор. Крупнейшие равнины России – Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.

— Назови и покажи на карте равнины России. (Работа в паре). (Соблюдать правила показа географических объектов: площади обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку)

— Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая – к плоским?

— Какие горы нашей страны знаешь? Покажи их на карте. (Работа в паре)

— Молодцы! Сделаем вывод!

— Вывод: Россия богата земельными ресурсами (много равнин и гор).

3. Постановка проблемной ситуации.

Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил — что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.

Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)

— А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да,  по карте видно, что много морей, озер, рек).

— Какие моря, озера, реки России вы уже  знаете? Возможно, на каких-то из них  вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.

— А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.

— Что мы не умеем, ребята?

Задача нашего урока какая:

1. Находить и показывать на карте географические объекты;

2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)

3. Отмечать географические объекты на контурной карте.

  1. Операционно-содержательный этап.

План:

  1. Какие моря омывают берега России?
  2. Какие озера самые крупные?
  3. Какие реки самые крупные?

Откройте в учебнике на с.58-59 физическую карту России.

Работа в паре.

Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, В-Сибирское, Чукотское), Тихого океана. (Моря надо обводить указкой вокруг).

Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.

С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Черное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. ( Море-часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями)

Что вы можете рассказать по карте о морях России? (или Работа с учебником) (Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.)

(Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)

(Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.)

Правила работы с  к/к.

1. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

2. Названия морей, озер и  рек  пишите четко, печатным шрифтом.

3. Объекты  рельефа  наносятся черным цветом, водные объекты – синим.

4. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

ПР.  Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 моря России. (12 морей).

Тихий океан

Северный Ледовитый океан

Атлантический океан

Охотское море

Белое море

Балтийское море

Японское море

Баренцево море

Чёрное море

Берингово море

Карское море

Азовское море

Море Лаптевых

Чукотское море Восточно-Сибирское море

Вывод: Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Показ на карте 12 морей.

-Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

— Что вы можете рассказать о них по карте? (В России множество озер. Самое большое Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое озеро в мире Байкал. Его глубина- 1637 м. Крупнейшие озера в Европейской части России – Ладожское и  Онежское. Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Онежское озеро – второе по величине в Европе.)

ПР.  Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 озера России.

Сделаем вывод!  Крупнейшие озера России — Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Показать на карте.

 — Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Расскажите об этих объектах.

(В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. Самые крупные реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Москва стоит на реке Москва. Еще какие города стоят на реках?)

— Научитесь правильно показывать на карте реки: их всегда показывают от истока к устью.

ПР. Используя  карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 эти объекты.

Сделаем вывод!

Вывод: Крупнейшие озера России — Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Показ на карте.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Задача урока – …. Мы выполнили задачи урока? Да.

Работа в тетради «Проверь себя».  Задание на с. 22, 23.

Проверка работ. Оценивание.

  1. Оценивание работ. Итог урока.

Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой –  воду! 

  Спасибо за урок!

nsportal.ru

Окруж.мир. 4 класс.МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ

2. Предмет

3. Класс

4. Тема урока

5. Базовый учебник

Окружающий мир – 4 кл, А.а. Плешаков, Е. А. Крючкова

УМК «Школа Росси» издательство «Просвещение».

6. Цель урока:     

Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России

7. Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

8. Задачи:

— Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

— Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

— Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину.

— Развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи.

— Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.

— Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

— Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

9. Тип урока: урок изучения нового материала

10. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая .

11. Необходимое оборудование: Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий.

12. Структура и ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.

– Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам.
А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта

слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный опрос, индивидуальные карточки

– Покажите на карте известные вам равнины России.

– Покажите на карте горы нашей страны.

Предлагает задания по индивидуальным карточкам

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
задания на карточках

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен-

Устные ответы,

выполненные задания на карточках

III. Изучение нового материала

Работа с физической картой России.

– Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны.

– Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте.

– Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.

– Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.

– Что вы можете сказать о Черном море?

– О Балтийском море не скажешь, что оно очень теплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?

– Сколько же морей омывают российские берега?

– А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?

– В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем.
Но на самом деле это озеро.

Показывают
на карте.

Отвечают
на вопросы учителя.

Показывают
на карте моря, океаны, озера, реки.

Фронтальная, индивидуальная

ные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе,

Устные ответы

Работа
по учебнику (с. 73-74)

– Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны.

– Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой.

– Назовите самые крупные реки нашей страны.

Предлагает прочитать статью о реках России

Читают текст
в учебнике
(с. 74)

уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Практическая деятельность

Работа с физической картой России
по этапам.

– Найдите на карте:

1) реки Восточно-Европейской равнины.

2) реки Западно-Сибирской равнины.

3) реки Среднесибирского плоскогорья.

– Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины.

– Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте.

– Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море.

Отвечают
на вопросы.

показывают
на физической карте реки.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении

Устные ответы, выполненные задания

Игра «Географическое лото».

Работа
с учебником
(с. 72–77).

Работа в тетради.

Задания
из электронного приложения к учебнику

– Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.

– Река Лена имеет наибольшее количество притоков.

На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.

На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему?

Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «географическое лото» .

– Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку.
№ 2. Отметить на карте реки: Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает.

Читают,
выполняют
задания.

Выполняют
задания

Коллективная.

индивидуальная

практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели
и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; следуют
в поведении моральным нормам и этическим требованиям

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся

– Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

– Какие сведения показались наиболее интересными?

– Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные:

осуществляют оце-нивание собственной деятельности
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75

Слушают, задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

infourok.ru

Урок окружающего мира «Моря, озера и реки России». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи: 

  • Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • экран;
  • презентация;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • Физическая карта России;
  • Карта полушарий;
  • Географический атлас Башкортостана;
  • карточки индивидуальных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам  в этом наша незаменимая помощница – карта.

III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

На  карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: (Приложение 1)

  1. Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.
  2. Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.
  3. Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.
  • Среднесибирское плоскогорье (1)
  • Восточно-Европейская равнина (2)
  • Западно-Сибирская равнина (3)
  • Самые высокие горы России (Кавказские горы)
  • Каменный пояс земли (Уральские горы)
  • Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
  • Вулканы Камчатки (4)

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).

– Что называют водными просторами? (Слайд 2)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький  и какой океан самый глубокий.  Нужно  правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

  • Каспийское море.

5. Реки. (Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит  карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)

  • 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья. 

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг … акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

V. Закрепление материала. Работа с учебником.

  • Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
  • Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)

VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.
  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 
  • Вода какого озера самая чистая?
  • Какое озеро имеет соленую воду?

VII. Итог урока. (Слайд 33)

  • Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
  • Какие сведения показались наиболее интересными?
  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.

IX. Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника с. 72–77.
  • Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.
  • Сделать сообщение о реках и озерах  Башкортостана.
  • Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.

6.04.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по теме «Моря, реки, озера России» 4 класс

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи: 

  • Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.

  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • медиапроектор;

  • экран;

  • презентация;

  • учебник, рабочая тетрадь;

  • Физическая карта России;

  • Карта полушарий;

  • Географический атлас Башкортостана;

  • карточки индивидуальных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам  в этом наша незаменимая помощница – карта.

III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

На  карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: (Приложение 1)

  1. Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.

  2. Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.

  3. Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.

  • Среднесибирское плоскогорье (1)

  • Восточно-Европейская равнина (2)

  • Западно-Сибирская равнина (3)

  • Самые высокие горы России (Кавказские горы)

  • Каменный пояс земли (Уральские горы)

  • Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)

  • Вулканы Камчатки (4)

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).

– Что называют водными просторами? (Слайд 2)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький  и какой океан самый глубокий.  Нужно  правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана:Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана:Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)

  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.

  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

5. Реки. (Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит  карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)

  • 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.

  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.

  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья. 

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг … акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

V. Закрепление материала. Работа с учебником.

  • Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)

  • Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)

VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.

  • Назовите моря Тихого океана.

  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.

  • Назовите моря Атлантического океана.

  • Какие самые крупные озера страны запомнили?

  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.

  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.

  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 

  • Вода какого озера самая чистая?

  • Какое озеро имеет соленую воду?

VII. Итог урока. (Слайд 33)

  • Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

  • Какие сведения показались наиболее интересными?

  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.

IX. Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника с. 72–77.

  • Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.

  • Сделать сообщение о реках и озерах  Башкортостана.

  • Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.

infourok.ru

«Моря, реки и озёра России» УМК «Школа России» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему:

«Моря, реки и озёра России»

УМК «Школа России»

4 класс

Автор:

Фетисова Лидия Карловна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино

Воронежская область

2018 год

Цель: Формировать умение работать по карте.

Задачи:

1. Находить на физической карте географические объекты.

2. Рассказывать о географических объектах по карте.

3. Обозначать (отмечать) географические объекты на контурной карте.

Личностные результаты:

— готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

— адаптирование к окружающему миру, сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— умение работать в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениям одноклассников, гибкость в суждениях в процессах диалогов со сверстниками и взрослыми;

— понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

— понимать, принимать и формулировать учебную задачу;

— сохранять УЗ в течение всего урока;

— планировать свои высказывания и свои действия;

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации;

— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

— осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; — использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения УЗ;

— устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы;

— договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

— понимать различные позиции других людей, отличных от собственных, признавать свои ошибки, озвучивать их;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты:

— находить на карте мира РФ, на карте России — Москву, свой регион, его главный город;

— показывать на карте границы России, местоположение географических объектов.

Оборудование для учителя:

— политическая карта мира,

— физическая карта России,

— карта полушарий,

— презентация.

Оборудование для ученика:

— учебник,

— рабочая тетрадь,

— 3 цветных карандаша (красный, жёлтый, синий.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
— Какая тема была прошлого урока? (Равнины и горы России)

Россия – страна огромных равнин и величественных гор.

Работа с картой на доске и в учебнике на с.64-65: на физической карте России ученики показывают географические объекты (учитель прикрепляет карточки):

Среднесибирское плоскогорье (1),

Восточно-Европейская равнина (2),

Западно-Сибирская равнина (3),

Крупнейшие равнины России – Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.

— Назови и покажи на карте равнины России. (Работа в паре). (Соблюдать правила показа географических объектов: площади обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку)

— Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая – к плоским?

— Какие горы нашей страны знаешь? Покажи их на карте. (Работа в паре)

самые высокие горы России (Кавказские горы),

Каменный пояс земли (Уральские горы),

горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай),

вулканы Камчатки (4)

— Молодцы! Сделаем вывод!

Вывод: Россия богата земельными ресурсами (много равнин и гор).

3. Постановка проблемной ситуации.

Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил — что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.

Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)

— А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по карте видно, что много морей, озер, рек).

— Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.

— А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.

— Что мы не умеем, ребята?

Задача нашего урока какая:

1. Находить и показывать на карте географические объекты;

2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)

3. Отмечать географические объекты на контурной карте.

  1. Операционно-содержательный этап.

План:

  1. Какие моря омывают берега России?

  2. Какие озера самые крупные?

  3. Какие реки самые крупные?

Откройте в учебнике на с.58-59 физическую карту России.

Работа в паре.

Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Тихого океана. (Моря надо обводить указкой вокруг).

Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.

С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Черное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. ( Море-часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями)

Что вы можете рассказать по карте о морях России? (или Работа с учебником) (Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.)

(Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)

(Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.)

Правила работы с к/к.

1. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

2. Названия морей, озер и рек пишите четко, печатным шрифтом.

3. Объекты  рельефа наносятся черным цветом, водные объекты – синим.

4. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 моря России. (12 морей).

Тихий океан

Северный Ледовитый океан

Атлантический океан

Охотское море

Белое море

Балтийское море

Японское море

Баренцево море

Чёрное море

Берингово море

Карское море

Азовское море

Море Лаптевых

Чукотское море Восточно-Сибирское море

Вывод: Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Показ на карте 12 морей.

-Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

— Что вы можете рассказать о них по карте? (В России множество озер. Самое большое Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое озеро в мире Байкал. Его глубина- 1637 м. Крупнейшие озера в Европейской части России – Ладожское и Онежское. Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Онежское озеро – второе по величине в Европе.)

ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 озера России.

Сделаем вывод! Крупнейшие озера России — Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Показать на карте.

— Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Расскажите об этих объектах.

(В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. Самые крупные реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Москва стоит на реке Москва. Еще какие города стоят на реках?)

— Научитесь правильно показывать на карте реки: их всегда показывают от истока к устью.

ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 эти объекты.

Сделаем вывод!

Вывод: Крупнейшие озера России — Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Показ на карте.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Задача урока – …. Мы выполнили задачи урока? Да.

Работа в тетради «Проверь себя». Задание на с. 22, 23.

Проверка работ. Оценивание.

  1. Оценивание работ. Итог урока.

Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!

Спасибо за урок!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *