Методические рекомендации 4 класс поглазова окружающий мир – 4 XXI 373.167.1:502+502(075.2) 20.1. .
Плешаков А.А. | Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации. ФГОС | Линия УМК «Плешаков А. А. (1–4) (Школа России)». Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основнойобразовательной программы… — Просвещение, Школа России. 4 класс Подробнее… | 2019 | 180 | бумажная книга |
Плешаков Андрей Анатольевич, Крючкова Елена Алексеевна, Соловьева Анна Евгеньевна | Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации к учебнику А. А. Плешакова. ФГОС | Линия УМК Плешаков А. А. (1-4) (Школа России). Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы… — Просвещение, (формат: 84×108/16, 96 стр.) Школа России (ФГОС) Подробнее… | 2019 | 349 | бумажная книга |
Плешаков А.А. | Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации | Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В… — Просвещение, (формат: 84×108/16, 96 стр.) — Подробнее… | 2019 | 243 | бумажная книга |
Плешаков Андрей Анатольевич, Соловьева Анна Евгеньевна | Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации к учебнику А. А. Плешакова. ФГОС | Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В… — Просвещение, (формат: 84×108/16, 96 стр.) Школа России (ФГОС) Подробнее… | 2019 | 471 | бумажная книга |
Плешаков Андрей Анатольевич, Белянкова Наталья Михайловна, Соловьева Анна Евгеньевна | Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации к учебнику А. А. Плешакова. ФГОС | Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В… — Просвещение, (формат: 84×108/16, 96 стр.) Школа России (ФГОС) Подробнее… | 2019 | 349 | бумажная книга |
А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева | Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации | Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённых ФГОС. В пособии… — Просвещение, (формат: 60×90/16, 96 стр.) Школа России Подробнее… | 2014 | 151 | бумажная книга |
Плешаков А.А. | Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации | Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В… — Просвещение, (формат: 84×108/16, 96 стр.) — Подробнее… | 2019 | 180 | бумажная книга |
Федотова О.Н. | Окружающий мир. 3 класс. Методическое пособие. ФГОС | Методическое пособие предназначено для учителей, работающих по комплекту учебников Перспективная начальная школа В пособие входят: Программа по окружающему миру. 3-й класс, Примерное планирование… — Академкнига / Учебник, Перспективная начальная школа. 3 класс Подробнее… | 2015 | 211 | бумажная книга |
Федотова О.Н. | Окружающий мир. 3 класс. Методическое пособие. ФГОС | Методическое пособие предназначено для учителей, работающих по комплекту учебников`Перспективная начальная школа`В пособие входят:`Программа по окружающему миру. 3-й класс`,`Примерное планирование… — Академкнига / Учебник, (формат: 84×108/16, 96 стр.) Перспективная начальная школа. 3 класс Подробнее… | 2013 | 353 | бумажная книга |
Муркова М.В. | Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 класс. Методические рекомендации. ФГОС | Методические рекомендации разработаны специалистами ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), содержат примерную программу, примерное поурочное планирование и рекомендации по углубленному изучению вопросов безопасности… — Русское слово, Внеурочная деятельность Подробнее… | 2016 | 82 | бумажная книга |
Демидова Марина Юрьевна | Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС | Пособие составлено с учётом результатов Всероссийских проверочных работ, проведённых в апреле 2017 года, и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего… — Просвещение, (формат: 60×90/16, 96 стр.) Готовимся к Всероссийской проверочной работе Подробнее… | 2019 | 165 | бумажная книга |
Тимофеева Анна Егоровна | Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь проверочных работ. Что я знаю. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС | Тетрадь предназначена для организации тематического контроля на уроках окружающего мира в 4 классе и содержит два равнозначных варианта проверочных работ по каждой теме. Каждая тема включает 8… — Дом Федорова, (формат: 84×108/16, 96 стр.) Подробнее… | 2016 | 265 | бумажная книга |
Мошнина Р.Ш. | Окружающий мир. 4 класс. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. ФГОС | Данное пособие предназначено для совместной работы ученика и учителя. Оно содержит типовые задачи для четвероклассников по формированию универсальных учебных действий на предмете «Окружающий мир», а… — Просвещение, Работаем по новым стандартам Подробнее… | 2014 | 87 | бумажная книга |
Мошнина Рауза Шамилевна, Красноперова Вита Федоровна | Окружающий мир. 4 класс. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. ФГОС | Данное пособие предназначено для совместной работы ученика и учителя. Оно содержит типовые задачи для четвероклассников по формированию универсальных учебных действий на предмете Окружающий мир, а… — Просвещение, (формат: 84×108/16, 96 стр.) Работаем по новым стандартам Подробнее… | 2014 | 113 | бумажная книга |
books.academic.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЕРИИ УРОКОВ К УМК «ГАРМОНИЯ» ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс. ПО ПРОГРАММЕ О.Т. Поглазовой. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.
Бариненкова Ирина Александровна
ГБОУ Школа №887 г.Москва
учитель начальных классов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЕРИИ УРОКОВ К УМК «ГАРМОНИЯ» ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс.
ПО ПРОГРАММЕ О.Т. Поглазовой.
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.
(с использованием наглядных пособий –магнитных плакатов природных сообществ, наборы магнитных карточек — из серии «СПЕКТРА»)
После изучения темы «Земля – планета», учащиеся переходят к освоению более сложного и объемного материала по темам «Природные зоны и их сообщества», которые рассчитаны на 8 программных часов.
В настоящее время при изучении природных сообществ особое внимание уделяется взаимосвязи и взаимозависимости населяющих их организмов, прогнозированию негативных последствий деятельности человека с природой, которые не будут разрушать равновесия, поэтому углубленная и систематическая работа с учебными пособиями очень важна.
Главной целью методических разработок является показ вариантов проведения уроков окружающего мира по данным темам с возможным использованием наглядности и средств ТСО.
В начальной школе учащиеся приобретают базовые познания о живой природе, знакомятся с разнообразием растений и животных в зонах обитания, их многочисленностью, цепями питания, природным равновесием, а так же учатся решать экологические проблемы природных сообществ и их охрану.
Создавая условия для успешного познания учащихся с разным типом восприятия окружающего мира, подключение зрительных образов изучаемых предметов и т.п., использование пособий из комплекта «СПЕКТРА» серии «Природные сообщества» как нельзя кстати.
ЛЕС – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.
ЦЕЛЬ: закрепить знания о лесной зоне; ознакомить с особенностями лесного сообщества с ярусным расположением живых существ; их приспособленностью к совместному обитанию; формировать умения устанавливать связи между живыми организмами, рассмотреть вопросы экологии и охраны лесного сообщества, формировать умения работать с рабочей тетрадью и схемами.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта природных зон, таблица «СООБЩЕСТВО», видеофильмы «Лесной ковер», «Этажи леса», комплект магнитных карточек животных лесного сообщества и магнитный плакат из серии «СПЕКТРА», рабочие тетради учащихся, чистые листы для рисования, дополнительный материал к уроку.
План урока.
I. ПОВТОРЕНИЕ.
Ответы на вопросы по теме «Зона лесов»: территория зоны, климат, растения и животные, виды леса, деятельность человека и экологические проблемы зоны. (возможны тестовые задания)
II. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1.Рассмотрение природного сообщества – как совокупность живых организмов, связанных с неживой природой.
www.prodlenka.org
№ п/п | Дата по план | Дата факт | Тема урока. | УУД | Примечание |
Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч. | |||||
1 | Путешествия – источник знаний | Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности. | |||
2 | Природные явления и счёт времени | ||||
3 | Устройства для счёта времени | ||||
4 | Историческое время. Лента времени | ||||
5 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта | ||||
6 | Компас. Ориентирование по компасу | ||||
7 | Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа | ||||
Способы изображения объектов окружающего мира –9ч. | |||||
8 | Способы изображения предметов | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Личностные: — широкая мотивационная основа учебной деятельности; — способность к самооценке | |||
9 | Масштаб и его использование | ||||
10 | План местности. Топографические знаки | ||||
11 | Географические и исторические карты | ||||
12 | Практическая работа | ||||
13 | Глобус – модель Земли | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию партнера. Личностные: — широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |||
14 | Космическое пространство и его изображение | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию партнера. Личностные: — широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |||
15 | Земля – планета Солнечной системы | ||||
16 | Способы изучения космических тел | ||||
Природные богатства России — 8 ч. | |||||
17 | Россия на глобусе и географической карте. | Личностные: — проявлять интерес к окружающему миру при изучении географических объектов; — проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; — умение прогнозировать и контролировать свою деятельность. Познавательные: — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем. Коммуникативные: — правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками; — оформлять свои мысли в устной и письменной речи | |||
18 | Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России | ||||
19 | Горные породы и минералы, их образование. | ||||
20 | Полезные ископаемые, их разведка и добыча | ||||
21 | Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве | ||||
22 | Горючие полезные ископаемые, их использование | ||||
23 | Альтернативные источники энергии | ||||
24 | Повторение по теме «Природные богатства России» | ||||
Природные зоны и природные сообщества — 11 ч. | |||||
25 | Природные зоны России. | Личностные: — проявлять интерес к окружающему миру при изучении географических объектов; — проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности ; — учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — умение прогнозировать и контролировать свою деятельность. Познавательные: — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем. Коммуникативные: — правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. | |||
26 | Суровая Арктика | ||||
27 | Ранимая тундра | ||||
28 | Зона лесов. Экскурсия в лес. | ||||
29 | Степные просторы | ||||
30 | Жаркие пустыни | ||||
31 | Пустыни. Степи. | ||||
32 | Природа гор. | ||||
33 | Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах | ||||
34 | Болота, их значение для природы и человека | ||||
35 | Жизнь луга | ||||
Важнейшие события в истории Отечества — 21ч. | |||||
36 | Восточные славяне, их соседи | Личностные: — проявлять интерес к окружающему миру; — проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности; — учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — умение прогнозировать и контролировать свою деятельность, — умение корректировать и оценивать способ решения. Познавательные: — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем Коммуникативные: — правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. | |||
37 | Образование Древнерусского государства. | ||||
38 | Крещение Руси | ||||
39 | Как распалась Древняя Русь | ||||
40 | Борьба Руси с иноземными захватчиками | ||||
41 | Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва | ||||
42 | Московское государство. | ||||
43 | Правление Ивана III и Ивана Грозного | ||||
44 | Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых | ||||
45 | Пётр Великий. Российская империя | ||||
46 | Развитие Российской империи. Правление Екатерины II. | ||||
47 | Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России. | ||||
48 | Россия до 1917 года. | ||||
49 | Исторические события в России в начале XX века. | ||||
50 | Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 гг. | ||||
51 | Великая Отечественная война | ||||
52 | Экскурсия на Аллею Славы в городской парк. | ||||
53 | Советский Союз в послевоенные годы. | ||||
54 55 | Экскурсия городской музей Начало перестройки. Современная Россия | ||||
56 | Яркие события из истории родного края | ||||
Материки, океаны, страны и народы Земли — 12 ч | |||||
57 | Океаны Земли. Жизнь в море. | Личностные: — проявлять интерес к окружающему миру; — проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — умение прогнозировать и контролировать свою деятельность. Познавательные: — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы. Коммуникативные: — правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. | |||
58 | Как люди открывали Землю. Евразия | ||||
59 | Африка | ||||
60 | Америка | ||||
61 | Австралия | ||||
62 | Антарктида | ||||
63 64 65 66 67 68 | Страны мира Народы мира Повторение по теме « Материки, океаны, страны и народы Земли» Страны СНГ — ближайшие соседи России Земля — планета жизни Итоговая работа |
podmel.ru
Учебник Окружающий мир 4 класс Поглазова часть 1
Учебник Окружающий мир 4 класс Поглазова часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
о. Т. ПОГЛАЗОВА Н. И.ВОРОЖЕЙКИНА В. Д. ШИЛИН ОКРУЖАЮЩИМ МИР Часть вторая АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК ОЬРДЗОвАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ■ Издательство «Ассоциация XXI век» выпускает электронные приложения Н к учебникам по всем предметным линиям образовательной системы «Гармония» f ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. БУКВАРЬ АВТОРЫ: М. С. Соловейчу^к, Н. М. Бвтемькова. Н. С. Кузьменко. О. Е. Курлыгима РУССКИЙ язык АВТОРЫ: М. С. Соловейчик. Н. С. Кузьменко ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АВТОР: О. В. Кубасова ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК АВТОРЫ: В. Г. Владимирова. Е. Я. Григорьева МАТЕМАТИКА АВТОР: Н. Б. Истомина ИНФОРМАТИКА и ИКТ АВТОРЫ: Н. К. Нателаури. С. С. Марании ОКРУЖАЮЩИЙ МИР АВТОРЫ: О. Т. Поглазова. Н. И. Ворожвйкина. В.Д. Шилин ТЕХНОЛОГИЯ ABTOf?: И. М. Конышева ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО АВТОРЫ: Т. А. Копиева. В. П. Копцев, Е. В. Копцев МУЗЫКА АВЮНЫ: м С. Красильникова, О. И. Яшмолкина, О. И. Нохаова ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АВТОРЫ: Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР и СВЕТСКОЙ этики АВТОРЫ: Н. И. Ворожвйкина, Д. В Заяц Электронные приложения дополняют учебники и содержат магориплы, расширяющие возможности образовательного процесса. С помощью приложения учитель сможет систематически проводить и^щивидуальмую работу с учениками, организовать повторение некоторых том Приложения существенно облегчают учителю подготовку к уроку и обоспочиппк)! ого более динамичное проведение. При работе с пособием дома у^1аи(ийся смо ■ жет сомостоятолыю повторить теоретический материал и выполнить умражмоиии о спмопроиоркой. Содержание приложений разработано с y^iOTOM f|>«i6omiimH первой ступени общего образования, возрастных и психологических особонностой младшего школьника. Ml п опнк 1М)ннын припожония можно бесплатно скачать с сайта и:щ|1Т0Л1*смт httin//**t»k^oarmonlya.ru/oloctronic »upport/e г9шигшо.$}Ь(У ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА О. Т. ПОГЛАЗОВА Н. И. ВОРОЖЕЙКИНА В.Д. ШИЛИН ОКРУ?КАЮЩИИ МИР Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций В двух частях ЧАСТЬ ВТОРАЯ Учебник соответавует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки РФ г г и( 1 UK. 9-е издание, переработанное и дополненное Смоленск УДК 373.167.1:502+502(075.2) ББК 20.1Я.71 П43 Условные знаки Вспоминаем изученное ранее, узнаём новое о» Практические работы ^ Изучаем родной край Дополнительный материал о Из глубины веков ❖ Работаем в группе Работаем в паре ^ Более трудное задание Ф Задания для самоконтроля * Работаем со словарём Поглаэова О. Т. 1МЗ Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных У’Фвжлвний. В 2 ч. Ч. 2 / О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В Д Шилин. — 9-е изд., перераб. и доп. — Смоленск: Ассоциация XXI вок. 2014. — 176 с.; ил. — ISBN 978-5-418-00827-5 (ч. 2) Ум|Юиик разработан в соответствии с требованиями нового федерального С111идп|)н1 мо«1алы1ого образования и рассчитан на использование в обще-об|)филя. Соло()жпнио учебника углубляет знания о Земле как планете, знакомит с (т:1но()б|М13иом природных условий на территории России, даёт начальные п|)одс1ппт)нин о важнейших событиях истории Отечества. Прюдолжается развитие уиипо(м:ш11>иых учебных действий. Особое внимание уделяется формированию у и1колы1икон интереса к истории своего Отечества, воспитанию чувства любви к (;п(юи Сфпио, её природе и культуре. Зши^нин (мссчиганы на дифференцированный и разноурювневый подход к успоемию п(м)гр{1мм4Юго содержания курса. В дополмемио к учебнику издаётся рабочая тетрадь для индивидуального итбного ма1е()ипш1, а »пкжо тестовые задания, помогающие ученику освоить ннпыки м|Н1Ворки г,пои !-/1 ■’^АЗА Ка \ .— • I Белая Be)i^Vx (СаркеД 4″№Wlb ГЛH^’^ ‘V ‘■ «г.-З /^ая АРЬи 4: pH(;i_ StOf- !»t \ 1А\ \ (‘КОНСТАНТИНОПОЛЬ ..ИМПЕРИЯ ——— . Племенные объединения вос-*’ точных славян в IX-X вв. Набеги печенегов на Русь Территория Древнерусского государства в начале X в. (при князе Олеге) Важнейший торговый путь «из варяг в греки» Направлений военных походов дружин древнерусских князей Соседние племена и племенные объединения Найдите на карте, где жили племена вое- V I ill I V i s — Л I * ^i Что известно о жизни восточных славян Тебе уже известно, что восточные славяне нанимались земледелием, разведением скота и домашней птицы, а также ремеслом. Главными ремёслами были кузнечное и гончарное дело. Большую роль в жизни славян играли бортничество, охота и рыболовство. Охота да-нала не только продовольствие, но и меха. Бспомни, что до появления монет меха использовали как деньги. Свои посёлки славяне чаще всего ставили по берегам озёр и рек. Для защиты от дикого зверя и от врагов возводили вокруг селения частокол из брёвен, заострённых вверху, пли насыпали земляные валы, укрепляя их деревянным каркасом. Рядом с жилищем находились хлев и загон для скота. в центре славянского селения стояли идо, изображавшие божества, которых они iiont-ли. Главным у славян был Сварог — бог п( Особо почитался грозный и могучий Перун бог молнии и грома. Были и другие боги: Солнца, бог ветра и бурь, бог света, бог п дородия, бог скотоводства. Кроме богов, i считали славяне, окружающий мир насо. злыми и добрыми духами. Добрые духи берегини оберегали человека от несчастий. Н— Предками каких народов являлись воет ные славяне? Чем они занимались? Где славяне ставили свои посёлки? Kai роль в их жизни играла река? ^1“ Какие племенные союзы восточных ела образовались на Восточно-Европейской р нине? Найдите на карте (с. 7), через какие с вянские города проходил торговый путь варяг в греки». Как именовали восточные славяне го| Константинополь? • Найдите, по какой ещё реке можно бь попасть с берегов Балтийского моря в Дне I t.ik’T’il; й^АЯН Государство Русь * ^ ] ► Что такое летопись? Кто её составлял? ► Какую информацию о прошлом может дать историческая карта? ► На каких землях в давние времена начало образовываться наше государство? Как оно называлось? Когда и как образовалось государство Русь Шлавным историческим источником, повествующим о рождении Древнерусского государства, является л
uchebnik-skachatj-besplatno.com