cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Культура и религия 4 класс урок 2 – План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок № 2 по ОПК » Культура и религия»

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок № 2 по ОПК » Культура и религия»

Урок 2. Культура и религия.

Ключевые понятия урока: культура и религия, традиция.

Цель: формирование у учащихся общих представлений о культуре и религии.

Задачи: 

  • Показать  связь культуры и религии
  • Прививать у учащихся уважительное отношение к людям, исповедующим  разные религии.
  • Продолжить формирование коммуникативных навыков

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

        Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», карточки с пословицами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  • Расскажите, о чем вы беседовали с родными и друзьями.
  • Что нового для себя вы узнали?
  • Расскажите о традициях принятых в вашей семье.
  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит начать свое знакомство с мировыми религиозными культурами.

Открываем тетрадь. Записываем тему урока – «Культура и религия». На прошлом уроке мы пришли к выводу, что всех нас, россиян, объединяет единая Родина. Это общая для нас земля. Общая история. Общие законы. И, что важнее всего, единая культура.

  1. Изучение нового материала
  1. Беседа с учащимися.

Как вы понимаете тему урока? Давайте объясним каждое из этих слов: «культура», «религия».

  1. Работа с понятиями: культура и религия.

В терминологии естественных наук слово «культура» сохранило своё первоначальное значение (культивировать, возделывать). В Священном Писании говорится: «И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю» (Быт. 3, 23). Человек стал возделывать землю, выращивать скот, строить дома. Потом стал строить большие города, в которых были бы библиотеки, соборы, концертные залы, монастыри. Он стал украшать свой дом, свою одежду, писать книги, рисовать картины, сочинять музыку… Чтобы создать всё это, он трудился не только физически, но и духовно. «Природа, возделанная духом человеческим, есть культура», — сказал русский философ Д.М. Велланский. В древней летописи о труде говорится так: «На земле добра без труда не достичь, так отчего же мы избегаем труда благословенного?»

Культура – сложное понятие. Существует более 300 его определений. Первоначально «культурным» называли человека, который обрабатывает, возделывает землю. В самом общем значении мы говорим о «культуре», когда подразумеваем ее отличие от природы («натуры»).

То есть культура – это все «человеческое» в окружающем нас мире, все то, что делают люди.

Например, растения, которые садовод специально выращивает на своем участке, – помидоры, огурцы, кабачки – это культурные растения. Мы за ними ухаживаем, удобряем, подвязываем. А вот сорняки в наших огородах и садах растут самостоятельно, без нашего участия, без человеческих усилий.

Культура

        

                                                 материальная     духовная

Материальная культура – это транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений.

Духовная – это все наши знания, наши представления о том, что красиво, а что нет, что такое добро и что такое зло. А еще к духовной культуре относятся наши религиозные верования.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Обычно человек не выбирает свою культуру: он в ней рождается и в ней растет.

То есть культура – это нормы и правила, существующие в обществе, это духовные ценности, которые создает человек.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

В нашей стране живут люди, по разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям.

Религия – мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов.

Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Какие основные религии вам известны на территории России?

(православие, ислам, буддизм, иудаизм)

  1. Комментированное чтение.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего.

  1. Ответы на вопросы.
  • Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
  • Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?
  • Как вам кажется, хорошо ли это?
  1. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, религия.

  1. Самостоятельная работа по карточкам.
  2. Обсуждение результатов работы по карточкам.
  3. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
  • Как вы объясните членам семьи и друзьям что такое культура? что такое религия?
  • О каких проявления культуры вы им расскажете?
  • В чем могут выражаться различия в культуре разных людей и как следует относиться к этим различиям?
  1. Домашнее задание.

Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.

  1. Закрепление основных понятий урока. 

Запись в тетрадь терминов и понятий.

Культура – совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении (Ожегов, 2007).

Культура – образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа (боги, духи) (Ожегов, 2007) .

nsportal.ru

«Культура и религия» (2-й урок)

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тема: Культура и религия (2- й урок по данной теме)

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: словесный, наглядный с применением презентации, проблемный, частично – поисковый, практический.

Формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Технологии: информационно-коммуникационная, уровневой дифференциации, парной и групповой деятельности.

Средства обучения и оборудование: толковый словарь, учебник, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийное оборудование, презентация, на отдельных листочках задание для работы в парах.

Основные термины и понятия: культура, религия, материальная и духовная культура.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся.

Задачи:познакомить с понятием «культура», её основными формами, рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей; — воспитание нравственных качеств, толерантности, культуры речи, доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия», эстетическое воспитание. Предметные результаты:— формирование первоначальных представлений о культуре и религии; — определение сущности материальной и духовной культуры; — формирование представлений о влиянии религии на культуру.

Обеспечить условия для формирования

личностных УУД: способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания, формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание уважения к истории и культуре всех народов. Обеспечить условия для формирования регулятивных УУД: — самостоятельно ставить цели урока, планировать работу, учитывая выделенные учителем ориентиры, корректировать свою деятельность, определять успешность своей деятельности. Обеспечить условия для формирования познавательных УУД: — самостоятельно извлекать нужную информацию по теме, умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы; Обеспечить условия для формирования коммуникативных УУД: — умение слушать и вступать в диалог, высказывать своё мнение, приходить к общему решению при работе в паре, группе.

Ход урока

1.Орг. момент. Мотивация на работу.

— Добрый день и солнцу, и птицам. Добрый день улыбчивым лицам! Сядете ровно, спинки выпрямите, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Начинаем урок с хорошим настроением.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Допишите нужный ответ. (Задание на карточках у каждого ученика)

— Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять». (Религия). — Некоторые религии древности сохранились до наших дней – это христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Их называют …. (традиционными верованиями). — Как называются религии, верующие которых принадлежат к одному народу? (Национальные).

Самопроверка (сверяют с ответами на Слайде №1, если все ответы совпали, то ставят букву М – молодец!).

Работа в тетради (Урок 3 задание для работы в классе №1)- разгадайте кроссворд.

Взаимопроверка Слайд №2 (ответы на слайде)

3.Сообщение темы и постановка целей урока.

а) На доске карточки со словами: культура, религия.

— О каком понятии не говорили на предыдущем уроке? (О культуре).

— Тема урока будет связана со словами на доске. Догадались? Слайд №3

Тема: Культура и религия.

б) Постановка целей (на доске начало фраз)

— Чему будете учиться, поставьте цель?

  1. Познакомлюсь… (с новой информацией)

  2. Узнаю… (что такое культура, как связаны культура и религия)

  3. Буду учиться … (самостоятельно находить нужную информацию, анализировать полученную информацию, обсуждать, обмениваться мнениями,

    высказывать своё мнение, подводить итоги).

4. Работа по теме урока (изучение нового).

А) Планирование: знакомство с новыми понятиями,

знакомство с информацией в учебнике,

работа с заданиями учебника, тетради, учителя.

Б) Знакомство с понятиями:

— На партах у вас лежит листочек. Работа в группах.

— Предлагаю обсудить в группах понятия следующих слов (ребятам 1группы – «культура», 2 группы – «культура поведения», 3группы – «культурное наследие» ).

Каждая группа высказывает своё мнение.

Поиск информации по словам «культура», культура поведения», «культурное наследие»

в толковом словаре (задание трём ученикам).

Вывод: культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием. — Почему так говорят: общество, которое не знает, своей культуры — не имеет будущего?

В) Откройте учебники на с. 8, познакомимся с информацией, что такое культура, что такое материальная и духовная культура? (Самостоятельное чтение материала учебника).

— Что вам было знакомо, а что нового узнали для себя из текста?

— Выпишите из учебника на с.8 примеры материальной и духовной культуры.

Физминутка

Д) Выявление, как культура и религия связаны между собой. Влияние религии на культуру.

* На слайде №4 таблица и слова (вежливость, картины, кино, церковь, Пасха, крест, сдержать слово, уступить, священник, аккуратность, рождество, спасибо), на партах у детей аналогичная таблица и слова.

— Распределите слова в таблицу. Работа в группах.

Поверка на слайде №5.

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество

* — Выскажите своё мнение о влиянии религии на культуру. (Высказывают своё мнение).

— Совпадает ли ваше мнение с авторами учебника мы узнаем из текста на с.8-9.

— К какому из видов культуры относится религия? (К духовной).

Религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей. Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

* Слайд №6,7,8 –рассматривание фотографий зданий, храмов.

Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.

Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах. В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных на религиозные темы и сюжеты.

— Как связаны между собой религия и культура? (Ответы детей).

5. Итог: Слайд № 9

— На уроке мы узнали, что культура – это…

— Культура бывает …. и … .

— Каково влияние религии на культуру?

Вывод: религия – форма духовной культуры, в которой находят своё выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

— Достигли вы целей, которые ставили в начале урока? (Обратиться к целям на доске)

— Предлагаю вам закончить предложения.

6. Рефлексия. Слайд №10

— Я работал (а)…

— Было интересно …

— Я понял (а)….

— Мне захотелось…

7. Оценивание (дети оценивают свою работу по шкале баллах от 1 до 7).

8. Слайд №11 Домашнее задание: на выбор (подготовьте рассказ о памятниках материальной культуры нашего села, района, края или в тетради Урок №3 задание для работы в классе №2, для работы дома №, №2).

9. Слайд №12 Спасибо за работу на уроке.

infourok.ru

Конспект урока по ОРКСЭ (ОПК) «Культура и религия» 4 класс

средняя общеобразовательная

школа №19 с. Ольгинка МО Туапсинский район

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе

Тема урока: «Культура и религия»

подготовила

учитель начальных классов

Кудас Алена Васильевна

с. Ольгинка

2014г

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе

Тема урока: «Культура и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации на бумажном и электронном носителях, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа с учебником, работа в командах.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных, буддийских и мусульманские храмы в презентации «Храмы», персональный компьютер и проектор, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, выставка книг.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная огромная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

-Почему нашу страну мы называем Отечеством?

— Как называется многообразный мир, который нас окружает?

(материальный мир)

— А какой мир существует еще, другой мир?

(духовный мир)

— Что такое духовный мир?

( высказывания детей)

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи, религиозных традициях?

3.Усвоение новых знаний.

Знакомство с темой урока.

— Сегодня мы часто произносим слово культура, а по какой причине?

(2014 год Президентом нашей страны объявлен годом культуры,1 сентября мы провели классный час, посвященный этому событию)

-Так что же такое «культура» и «религия», как вы думаете? Какие ассоциации у вас возникают при произношении слова Культура и Религия.

(высказывания детей)

-Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Культура и религия)

— Какие новые слова и понятия мы сегодня с вами начали разбирать?

(культура и религия)

— Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое культура? Что такое религия?)

— А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Актуализация знаний учащихся.

-А теперь обратимся к толковому словарю и электронному источнику, чтобы точнее дать определение этому понятию (учитель предлагает детям войти в сеть интернет с телефонов и планшетов, на сайт «Википедия», а другим детям найти определение в толковом словаре Ожигова. Дети находят информацию и зачитывают определение из источников вслух)

Сопровождение урока показом слайдов презентации «Культура и религии»

Работа по учебнику.

Обратимся к учебнику, он нам тоже поможет разобраться в этих вопросах.

Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Что новое вы узнали о культуре, дополните уже сказанное о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

-Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

— Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

– поведение людей в повседневной жизни;

– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов из учебника литературы?(Велес-бог скота, Ярило-бог солнца, Перун- бог грозовых туч, грома и молнии и.т.д.)

Постепенно возникло много религий. В мире существует три самых распространенных мировых религии: ислам, буддизм и христианство.

-Мы с вами представители какой религии?

(христианской)

— А Максадбек?

(исламской религии)

— Ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры. Конечно же коснемся и историй других религий для общего кругозора, т.к. теперь среди нас есть представитель мусульманской веры.

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?

Выяснение связи культуры и религии.

Работа в командах с анаграммами.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос. Как связаны между собой культура и религия?

На примере следующей работы мы свами постараемся это выяснить.

-Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и решить анаграмму. Ваша задача найти среди множества букв слова, этим займутся 4 команды, а пятая команда найдет соотношение найденных вами слов с их происхождением на карточках.

(анаграмма ,и работа пятой команды у доски, прикрепляют магнитиками на доске слова «спасибо», «пожалуйста», «прости», «здравствуйте»)

Вывод: Как в этом случае связаны понятия культура и религия? Вы можете себе представить культурного человека без знаний и употребления этих слов?

Просмотр презентации «Храмы»

Ребята, мы с вами выяснили, что культура это то, что создано руками человека. Что создал человек большое, красивое? Скажите, куда идет верующий человек, что бы уединиться, когда ему плохо, тяжело или наоборот он счастлив?

Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –храмы – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой в разные страны. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения, предлагаю вам насладиться красотой храмов разных религий.

( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

ВЫВОД:

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Физминутка.

6.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац, стр. 7

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями «культура» и «религия», поговорили о их взаимосвязи. Скажите, что для себя полезного, интересного вы вынесли из этого урока? Что вам понравилось больше всего? Обратите внимание на новые появившиеся книги на нашей выставке. Полистайте их, рассмотрите на переменах иллюстрации.

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание. Узнать у родителей, найти информацию в сельской библиотеке какое название носит наш сельский храм, и почему так был назван.

Использованная литература:

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Методические рекомендации — М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

Интернет источники.

infourok.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Конспект урока ОПК «Культура и религия»

Конспект занятия

курса «Основы  религиозных культур и светской этики»

Тема урока  «Культура  и религия»

                             Учитель: Волкова А.А.

                                          2010 – 2011 учебный  год

Тема урока  «Культура  и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

                       Тебе он светлый дал удел,

                       Хранить для мира достояние,

                        Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока: 

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

  3.Усвоение новых знаний.

А) Знакомство с темой урока.

— Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

— С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

— культура

— религия

                  — Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить  в                   конце урока?

( Что такое культура?  Что такое религия?)

—  А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Б) Актуализация знаний учащихся.

 Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.

культура

религия

         — Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

 — Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

 Эти большие понятия, культура и религия,  связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

В) Работа по учебнику.

— Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

— Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

— Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

— Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.

Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

—  Сегодня  религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

            – поведение людей в повседневной жизни;

          – участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

— Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

 Можем  теперь ответить на вопрос:  Что такое религия?

Запись в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

— Прочитайте внимательно задание.

— Кто справился с заданием на 100 %?

— Что вы отнесли к понятию культура?

— А к религии? –

— У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

4) Выяснение связи культуры и религии.

А) Работа с рассказом.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.

— Прочитаем его ещё раз.

 — Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

—  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся! — Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1.     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
  2.  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
  3. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И в нашей Ярославской области много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.

( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

— А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?

( Никольский. В честь Николая Чудотворца – покровителя путешествующих и ямщиков)

— А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

— Давайте посмотрим на некоторые из них.

— Только в храме находятся иконы?

— Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

— Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

6.Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

— Кто справился со всеми заданиями?

— Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

7.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия — …

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

nsportal.ru

Урок по теме «Культура и религия» по курсу ОРКСЭ(4 класс)

Тема «Культура и религия».

Урок№1.

Цель урока: раскрыть понятие «религия», рассмотреть этапы развития религиозных верований, показать роль ритуалов в жизни, познакомить с понятиями: первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии ,мировые религии: буддизм, христианство, ислам;

Задачи урока: воспитание нравственности, толерантности, уважительного отношения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».

Планируемые результаты:

Предметный результат: научатся правильно формировать понятие «религия», сформируют представление о мировых и национальных религиях.

Метапредметные результат: научатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, используя известные понятия и изученный материал; смогут сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

Личностный результат: сумеют воспитать чувство нравственности, толерантности, через игровые моменты, групповые формы работы развить мыслительную деятельность, умение выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; формировать культуру речи; воспитать уважение к истории и культуре всех народов.

Основные понятия: религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии.

Оборудование урока:  проектор, презентация, рабочие листы

Сценарий учебного занятия.

Организационный

момент

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я!

Сели ровно, всё достали,

Вспомним всё, что раньше знали.

Оставляем все заботы

И включаемся в работу!

Настраиваются на работу на уроке.

Личностные УУД

— мотивация учения

II

Актуализация знаний

Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Как вы понимаете слово «родина», «малая родина».

Какие культурные традиции вы знаете?

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают о традициях своей семьи, о вечных ценностях : милосердии, чести, нравственности.

Приводят примеры традиционных семейных праздников, среди которых есть и религиозные.

Коммуникативные УУД:

— формирование умения вступать в диалог

Регулятивные УУД.

— оценивание своей работы и

работы других

III

Мотивация

Просмотр сюжета из мультфильма о религии

Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

А как вы думаете каковы цели нашего урока?

Обучающиеся отвечают, что речь пойдет о религии.

Дети отвечают: познакомиться с понятиями религия, какие бывают религии .индуизм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам;

Регулятивные УУД.

— постановка учащимися цели

на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

IV.

Целепологание

А теперь посмотрите на доску и запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: Культура и религия.

Мы говорили на прошлом уроке,что наша страна многонациональная и все, кто проживает на ее территории, бережно хранят традиции всех народов и национальностей. Мы уважительно относимся к каждой традиции.

Скажите, пожалуйста ,а что такое духовный мир, внутренний мир? А как вы думаете ,что такое религия ? Даю вам три минуты, чтобы в парах вы обсудили этот вопрос

Перед вами лежат рабочие листы. Возьмите лист №1.Надо написать все слова, которые относятся к слову религия.

Религия:

Церковь, крест, священник, Рождество, Пасха, икона и др.

Как вы думаете, что такое религия?

Обучающиеся записывают тему в тетрадь.

Обучающиеся обсуждают в парах вопрос. Высказывают свою точку зрения .

Обучающиеся записывают в рабочих листах ,что относится к понятию религия.

Коммуникативные УУД.

— умение вступать в диалог; — доказывать свою точку зрения,

опираясь на имеющиеся знания;

— выслушивать и принимать чужую позицию.

Познавательные УУД.

-классифицировать объекты по определенному признаку

V.

VI.

Открытие новых знаний

Включение в систему знаний.

Рассказ учителя: Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Стр.7.

— Как вы поняли, что такое религия?

 

 Сегодня  религией называют такое явление в жизнилюдей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

– поведение людей в повседневной жизни;

–участие людей в религиозных действиях – ритуалах, обрядах (о них разговор на других уроках).

Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов. В древние времена основной частью обряда было принесение жертв богам. Позднее главным обрядом стала молитва.

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать курс основы мировых религиозных культур и познакомимся подробно с разными религиями.

Возвращаемся к понятию «религия».

Что такое религия?

Ребята, давайте обсудим вопрос –почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?

Рассказ учителя.

Религии существовали с древности. Верования самых древних людей называют первобытными верованиями. Постепенно, по мере того как развивался мир, возникло много различных религий. Свои религии возникли и в Египте, и в Сирии, и в Греции, и в Риме, и во многих других странах. Такие религии называют древними религиями.

Некоторые религии сохранились и до наших дней. Такие религии стали называть традиционными верованиями.

Многие народы создали свои национальные религии. Верующие этих религий принадлежат в основном к одному народу. Самыми многочисленными из таких религий стали индуизм – религия индусов, и иудаизм – религия евреев.

Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Приверженцы этих религий живут во всех уголках мира.

  1. Религии России.

В России с незапамятных времён существовали разные религии. Больше всего у насВРоссии с незапамятных времён существовали разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Но многие россияне исповедуют и другие религии – ислам и буддизм. Некоторые придерживаются иудаизма. Эти четыре религии являются традиционными религиями России.

Так же в нашей стране есть верующие, которые придерживаются других направлений в христианстве – католичества и протестантизма. У некоторых жителей России сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей не исповедуют никакой религии.

Христианство, ислам, иудаизм, буддизм, традиционные верования народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока – важная часть культуры нашей страны. Ведь значительное число россиян являются верующими людьми, ведут религиозный образ жизни: верят в Бога, выполняют религиозные обряды, как того требует их вера.

Прочитайте текст на стр.8-9.Пометьте себе, какие же религии бывают. 

Выпишите в тетради основные понятия.

Запись в тетрадь:

религия – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

После выполнения задания несколько человек отвечают на вопрос учителя.

Обучающиеся обсуждают вопрос, высказывают свою точку зрения, используют материалы учебника.

Обучающиеся внимательно слушают, задают вопросы.

Обучающиеся самостоятельно читают текст и готовятся к ответу на вопрос.

Делают записи в тетрадь.

религия – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

Регулятивные УУД.

— оценивание своей работы и

работы других; Работа с информацией: обработка, вычленение необходимой информации.

Коммуникативные УУД.

— умение вступать в диалог;

— доказывать свою точку зрения,

опираясь на имеющиеся знания;

— выслушивать и принимать

чужую позицию.

Регулятивные УУД.

— оценивание своей работы

Коммуникативные УУД.

— доказывать свою точку зрения,

опираясь на имеющиеся знания;

— выслушивать и принимать

чужую позицию.

Личностные УУД

учатся развить мыслительную деятельность,

Познавательные УУД.

-классифицировать объекты по определенному признаку

VI

Закрепление знаний

Презентация «Культура и религия». Слайды презентации используются для закрепления изученного материала

— Что такое религия?

— Какие бывают религии?

— Какие в России религии являются традиционными?

— В чем основное отличие мировых и национальных религий?

Дети, повторяя, выбирают, что относится к древним верованиям, национальным религиям, мировым религиям и т.д.

Регулятивные УУД.

— оценивание своей работы и

работы других; Работа с информацией: обработка, вычленение необходимой информации.

Личностные УУД.

выработалось уважение к истории и культуре всех народов.

VII

Домашнее задание

Озвучивание домашнего задания.

Урок2,стр7-9,обратить внимание на задание 6.

Принятие домашнего задания.

Личностные УУД

— мотивация учения,проявление интереса к предмету

IX.

Рефлексия

— О чем вам помог задуматься этот урок?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

-О чем бы вам хотелось узнать больше ?

infourok.ru

Сценарий урока в 4 классе ОРКСЭ на тему «Культура и религия»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 имени Шевченко

муниципального образования Тимашевский район

Методическая разработка по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: «Культура и религия»

Автор работы: Прокопенко Лариса Анатольевна, учитель ОПК

г. Тимашевск 2018г.

Слайд 3 Цели урока:

  • Личностные:

  • Формирование мотивации к познанию нового предмета;

  • Формирование собственного и общепризнанного взгляда на понятия: «культура», «религия»;

  • Расширить кругозор о разнообразии русской православной культуры;

  • Установить связь между православием и русской культурой;

  • Формирование уважительного отношения к историческим памятникам православной культуры.

  • Метапредметные:

  • Развитие коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • Развитие речи, логического и ассоциативного мышления;

  • Развитие смыслового чтения;

  • Осуществление самоконтроля и самооценки.

  • Предметные:

  • Определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;

  • Знакомство с историческими памятниками православной культуры: живописью, музыкой, литературой, архитектурой.

Задачи урока:

  • Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и памятникам православной культуры;

  • Дать представление о таких понятиях как «культура» и «религия».

Слайд 4 Виды деятельности:

Беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия:

Культура, религия, православие, церковь, храм, архитектура, библия, живопись.

Оборудование для урока:

  • Фотографии культурных памятников России.

  • Учебник А.Кураева «Основы православной культуры»

  • Карточки со словами: культура, религия, церковь, храм, спасибо.

  • Аудиозапись С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»

Ход урока:

1.Организационный момент. — Здравствуйте, ребята!

Слай 5

— Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

— Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее. Ведь человеческая доброта – самое удивительное явление в мире.

— Спасибо за ваши улыбки. Итак, начнём наш урок.

2. Повторение пройденного материала.

Слайд 6 — С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке?

  • Родина (Отечество, родная страна, место рождения)

  • Россия (Наша страна, Российская Федерация)

  • Символы государства (Герб. Флаг. Гимн.)

  • Духовный мир (Внутренний мир человека, душа)

  • Культурные традиции (Набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.)

— Все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях. У русского народа, как и у любых других народов, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословления. Землю древние русичи величали «мать – сыра земля», просили у неё помощи и защиты. Был обычай: на чужбину или в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли – защитницы.

— А какие традиции есть в вашей семье? ( Рассказ детей по желанию о традициях своей семьи, которые сближают и роднят старшее и молодое поколение.)

3. Знакомство с новым материалом.

— А сейчас, ребята, приготовьтесь к работе.

— Откройте учебник на странице 6.

— Как называется тема нашего урока? (Культура и религия)

— Слева вы найдёте раздел: вы узнаете. Прочитайте, что мы узнаем сегодня на уроке?

(Один ученик читает вслух)

Слайд 7 ( Учитель уточняет) Сегодня мы с вами коснемся двух понятий: «культура» и «религия». А так же постараемся выяснить и усвоить для себя их значение и найдем между ними определенную связь. Постарайтесь сконцентрироваться, сегодня вы узнаете много интересного о том, что уже точно видели, посещая музеи и выставки. А еще вы поймете, как православие повлияло на нашу с вами культуру.

Слайд 8 Работа с учебником в группах. Дети дают ответы на вопросы.

Культура — сложное понятие, которое включает в свой смысл все то, что человек привнес в мир природы. Это весь человеческий опыт, все его знания. Это может быть произведения искусства, или же великое научное открытие, музыка, архитектура. Человек привносит в мир природы что-то новое непосильным трудом. Труд — это основное, что отличает нас от животного. Но главной и общей чертой разных видов культуры является развитие самого человека. Поэтому основное — это причины, благодаря которым человек следовал, создавая что-то новое, поступая определенным образом, которые отличают его от животного.

Почему человек поступает именно так? Как он отличает правду от лжи и добро от зла? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

— Как вы поняли понятие «культура»? ( То, что создал человек своим трудом.)

— Чтобы лучше понять, что помогает человеку отличить добро от зла, давайте обратимся к учебнику. Прочитайте 3 и 4 абзацы.

— Как люди различают добро и зло? (Через культуру опыт человеческих удач и неудач передаётся от одних людей к другим.)

— Приведите примеры из жизни, из своего опыта.

(Дети приводят примеры из жизни. Например. На уроке труда все лепили из пластилина сказочных героев. Вера постаралась и у неё получилась очень хорошая работа. Учительница похвалила девочку и отправила её работу на конкурс. Вера получила диплом победителя. Дети стали брать с неё пример и относиться к своему делу с любовью и терпением.

— Культура издревле создавалась определенными поступками человека, каждый поступок имел отражение на окружающих, поэтому культура это не только наследие какого-то человека или его народа, но и практическое руководство, свод моральных правил, которым стоит придерживаться.

— Что бы произошло, если бы человеку было бы позволено поступать так, как заблагорассудится? К чему бы это привело? (Дети приводят примеры.)

— Культуре человек обучается еще с раннего детства. Он учится, взяв за пример, поступки и мысли своих родителей. Продолжает изучение культуры в школе. Но на этом изучение культуры не прекращается. Общаясь со своими друзьями, участвуя в спорах за правду, любя своих родных, человек укрепляет свою культуру, что впоследствии позволит вывести свою культуру на качественно новый уровень.

Человек не выбирает свою культуру. Но человеку можно ее расширять, примеряя на себя новые и новые человеческие знания.

— Как вы объясните тот факт, что человек не выбирает свою культуру? (Как человек не выбирает свою семью, так и культуру, потому что закладка понятия культуры начинается именно в семье).

— А как человек может «расти» в своей культуре? (обмен информацией с окружающими, получение новых знаний)

— Ребята, как вы думаете, культура разных народов отличается или одинакова? За помощью давайте обратимся к учебнику. Прочитайте последний абзац на странице 6.

Слайд 9 Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

— А сейчас, прочитайте, как описал русскую культуру арабский путешественник Павел Алеппский. ( Страница 7 первый абзац)

350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты русской культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря «Христос Воскресе!» Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян… Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами»

— Какие отличительные особенности русской культуры удивили путешественника? (Ответы детей.)

— Из слов арабского путешественника видно, как 350 лет назад русский народ относился к своей религии. В праздничные дни люди наряжались в самые красивые наряды и посещали церковь. Самоотверженно выстаивали многочасовые служения, при этом обращаясь к молитве. На примере этого высказывания, можно понять, какое место занимает религия в жизни православного.

— Давайте узнаем, как по-разному люди могут объяснять правила, общие для всех. (Страница 7 второй абзац)

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

— А теперь вы спросите, что такое «религия»? Найдите ответ в учебнике. (Страница 7 третий абзац)

Слайд 10 Религия это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Беседа с учащимися

— Мы часто слышим такое выражение «культурный человек»? О ком так говорят?

— Какие черты присущи культурному человеку?

— Какие слова благодарности вы знаете? (Благодарю, спасибо)

— Задумайтесь над значением этих слов.

Работа с текстом.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся! — Женщина очень удивилась. Тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам

— Что нового вы узнали о слове спасибо?

— Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»?

— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Ходила в храм молиться)

— Зачем люди строили храмы?

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

Рассказ учителя «Влияние религии на русскую культуру».

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования. Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников и является убедительным примером связи религии и культуры.

История православной культуры сохранила немало письменных религиозных памятников, среди которых Библия, созданная в 1 тысячелетии до нашей эры.

Слайд 11 Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине 11 века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Слайд 12 Монастыри служили основными центрами книгописания в древности. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов переписчиков книг за работой.

Слайд 13 Многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще.

Слайд 14 В 16-18 веках были созданы шедевры русского деревянного зодчества, как церкви в Кондопоге, Кижах, Варгузе.

Слайд 15 Памятниками религиозной культуры являются иконы – изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывается священное значение.

Религия оказала огромное влияние на развитие музыки. Религиозные сюжеты послужили основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической).

Слайд 16 В числе церковных песнопений – псалмодия, литургия, всенощная. Монументальными новаторскими произведениями церковной музыки стали «Литургия» и «Всенощная» П.И. Чайковского. Вершина развития церковной музыки конца 19 – начала 20 века «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

(Прослушивание: С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»)

4. Закрепление изученного материала

Слайд 18 Игра «Назови одним словом»

  • Мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)

  • То, что человек меняет в мире своим трудом. (Культура)

  • Это слово равносильно молитве «Спаси Бог». (Спасибо)

  • Дом Господа на человеческой земле. (Церковь, храм)

Слайд 19 Притча «Путь к Богу» от Шалвы Амонашвили – дети инсценируют по ролям.

Два ангела — один молодой, другой постарше — смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

— Зачем Бог сотворил человека? — спросил молодой ангел у своего наставника.

— Чтобы он мыслил, — ответил наставник.

— Зачем человеку мыслить?

— Чтобы он творил Культуру.

— Что есть Культура?

— Она есть Путь к Богу.

— Зачем человеку Путь к Богу?

— Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

— Покажи мне Культуру!

Старший ангел указал ему на один из больших городов Земли.

— Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны. Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством.

— Искусство, — повторил младший ангел, чтоб запомнить.

— Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину. Делает всё это Наука…

— Наука, Искусство… — повторил молодой ангел.

— В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование…

— Образование, Наука, Искусство…

— А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия…

— Религия, Образование, Наука, Искусство… Всё это Культура?

— Да, Культура — она и есть Путь к Богу, — ответил ангел-наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло что-то страшное. Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом повисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба. Молодой ангел ужаснулся.

— Зачем человек взорвал свою Культуру?

А ангел-наставник заплакал:

— Человек опять сошёл с Пути!

Слайд 20 Беседа по прочитанному

— Какие ещё понятия вы услышали, которые являются частью культуры? (Образование, наука, искусство)

— Что есть «культура» по словам ангела из этой притчи? (Культура – это путь к Богу.)

— Что значит человек «опять сошёл с Пути?» (Войны, конфликты и ссоры не приведут к добру. Нужно жить мирно, дружно и не ссориться.)

5. Итог урока

Слайд 21

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как связаны между собой «культура» и «религия»?

— Давайте закончим наш урок с пожелания друг другу Спасибо!

До новых встреч!

Слайд 22 Источники:

  • В.А. Кураев «Основы православной культуры», 2012г.

  • Методические рекомендации. М: Новое время 2017г.

  • Электронное приложение «Основы православной культуры»

  • Интернет – ресурс.

infourok.ru

Разработка урока+презентация на тему«Культура и религия»-ОРКСЭ

Разработала учитель истории и обществознания Кочиева Б.И.

МБОУ СОШ с.Дзуарикау

Урок 2

«Культура и религия»

Цель урока: Формирование духовных ценностей, толерантного отношения к обычаям и обрядам других народов на основе содержания данного урока.

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры.

Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.

Воспитательная: воспитание чувства уважения к людям различной национальной и религиозной принадлежности, умение выслушивать мнение одноклассников.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Средства наглядности: слайдовая презентация MicrosoftOffiсePowerPoint

Основные термины и понятия: религия,

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о своем родном Отечестве. Мы узнали, что главное богатство любого государства, это его люди со своей историей, со своей культурой. У каждого человека, народа, семьи есть своя история, свои традиции и духовные ценности. Кто из вас пообщался со своими родителями и узнал о своих родственниках прославивших ваш род, семью, а также знаменитых людях (по выбору) и сможет сейчас нас познакомить с ними? (Ребята зачитывают свои сообщения.)

  1. Изучение новой темы СДАЙД 1

План СЛАЙД 2

  1. Что такое религия.

  2. Какие бывают религии.

  3. Религии России.

1.Тема сегодняшнего урока «Культура и религия» (записывают тему в тетради) Частью духовной традиций является религия. Слово «религия» произошло латинского слова, которое означает «связывать», «соединять». Что такое религия СЛАЙД 3

Сегодня религией мы называем различные верования людей, например в единого Бога, или во многих богов, или в ангелов, духов и других подобных существ.

СЛАЙД 4 Человечество впервые столкнулось с культурой в эпоху первобытности — ритуальные танцы, наскальные рисунки, древнегреческий театр. Участие людей в религиозных действиях называют ритуалами. Первобытные люди исполняли ритуальные танцы и изображали в своих пещерах животных. Так они показывали свою связь с миром богов и духов.

2. Религия существовала с глубокой древности. Верование древних людей называли первобытными верованиями.

Постепенно в мире возникло много разных религий. Свои религии исповедовали жители Египта, Греции, Рима. Эти верования называют древними верованиями.

Многие народы создали собственными религии, т.е. религия, которая принадлежит одному народу называют национальными. Например . ИНДУИЗМ (религия индусов), ИУДАИЗМ (религия евреев).

Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах, принадлежат разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам, буддизм, иудаизм. ( СЛАЙД 5)

ФИЗМИНУТКА

3 .Религии России (СЛАЙДЫ 6-10) Рассказ учителя

  1. Рефлексия:

что такое религия, ритуал?;

какие религии есть в России?

  1. Итог урока: домашнее задание (СЛАЙД 11)

Источники:

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  • Б.Г.Койбаев, Л.М.Сабааева.; История религий мира: методическое пособие для преподавателей.-Владикавказ,2011г

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *