cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Как устроено ухо человека 4 класс презентация – Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Ухо -орган слуха

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Ухо -орган слуха

Слайд 1

Ухо – орган слуха Бекрень Т.Н. Учитель начальных классов МБОУ Лицей 11

Слайд 2

Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган , который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие . Это парный орган, который размещается в височных костях черепа, ограничиваясь снаружи ушными раковинами.

Слайд 3

Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее, внутреннее ухо. Каждая часть выполняет свои функции.

Слайд 4

Наружное ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода. Ушная раковина — сложной формы упругий хрящ. Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.

Слайд 5

Среднее ухо Основной частью среднего уха является барабанная полость . Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их. Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки.

Слайд 6

Внутреннее ухо я вляется наиболее сложным из трех отделов органа слуха и равновесия. Из-за своей замысловатой формы оно называется лабиринтом. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов . Улитка является органом слуха, а преддверия и полукружные каналы – это органы чувства равновесия и положения тела в пространстве.

Слайд 7

Звуковая волна улавливается ушной раковиной и попадает в СЛУХОВОЙ ПРОХОД. Затем ударяется в БАРАБАННУЮ ПЕРЕПОНКУ. Барабанная перепонка соединена с молоточком. Когда звуковая волна ударяется в барабанную перепонку, она начинает дрожать, молоточек падает и ударяется по наковаленке и стремечку . От удара звук усиливается еще больше, и волна летит дальше. Она попадает в настоящий ЛАБИРИНТ. Эта часть уха называется УЛИТКА. Здесь происходит самое главное: особые невидимые волоски улавливают звук и передают его в МОЗГ. А уж мозг разбирает, что же нам такое сказали.

Слайд 8

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УШАМ — ЗАЛОГ ОСТРОГО СЛУХА !!!

Слайд 9

Литература http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B5+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85 http://medinfa.ru/article/18/3514/ http://www.zdorovyavsem.ru/index.php/zozh2/141-beregite-slukh http://natural-medicine.ru/2435-narushenie-sluxa.html

nsportal.ru

» Органы слуха » (4 класс)


Описание слайда:

Строение органа слуха

слайда 3

Описание слайда:

Описание слайда:

Строение органа слуха

слайда 5

Описание слайда:

ОПЫТ №1 Метод измерения остроты слуха называют — аудиометрией Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность. Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов.

Описание слайда:

арфа Чувствительные волоски ( увел. в 250000 раз)

Описание слайда:

Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость

Описание слайда:

Людвиг ван Бетховен (1770 — 1827) немецкий композитор, дирижёр и пианист.

Описание слайда:

ОРГАН СЛУХА


Описание слайда:

Описание слайда:

Рекомендации по гигиене слуха Исключить громкие звуки Не пользоваться острыми предметами для чистки ушей от серы Воспалительные процессы, отиты – необходимо долечивать

Описание слайда:

ОПЫТ №2 Вывод: помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость

Описание слайда:

Инструктивная карточка «Экспериментальное задание». 1. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируется расстояние, на котором тиканье часов он услышал. 2. Аналогичный опыт провести с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.) 3. Прослушать громкую музыку в течение 1 минуты, а затем опыт повторить. (Слушают музыку все ученики вместе.) 4. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Сделать вывод.

Описание слайда:

Выберите правильные ответы 1. Какое количество отделов образует орган слуха: 1) 5 2) 2 3) 3 4) 4 2. Наружное ухо образуют: 1) барабанная перепонка и слуховой проход 2) слуховые косточки 3) лабиринт и улитка 4) ушная раковина и слуховой проход 3. Среднее ухо соединяется с носоглоткой: 1) евстахиевой трубой 2) перепонкой круглого окна 3) наружным слуховым проходом 4) слуховыми косточками

Описание слайда:

4. В состав внутреннего уха входит: 4. В состав внутреннего уха входит: 1) овальное окно 2) полукружные каналы 3) улитка 4) полукружные каналы 5. Рецепторы слухового анализатора расположены: 1) во внутреннем ухе 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке 4) в ушной раковине

infourok.ru

Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия

Вы знаете, сколько у человека ушей? Два? А вот и нет. Ответ на этот и многие другие вопросы мы найдем на этом уроке. Узнаем, что ухо – это не только орган слуха, но еще и орган равновесия человека, увидим, как звуки окружающего мира воспринимаются человеком, поговорим о строении и функциях уха, правилах охраны слуха.

Окружающий мир полон звуков, которые мы воспринимаем благодаря органам слуха – ушам (рис. 1). Кроме того, уши помогают человеческому телу находиться в равновесии.

Рис. 1. Ухо человека (Источник)

Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, – это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

Рис. 2. Строение уха (Источник)

Наружное ухо – это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

Рис. 3. Строение наружного уха (Источник)

Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо, которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

А там через самые маленькие косточки в теле человека – молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) – передает звук во внутреннее ухоулитку (рис. 7).

 

Рис. 7. Строение уха (Источник)

Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг (Источник)

Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки – полукружные каналы, которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

Рис. 9. Строение уха (Источник)

Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходи

interneturok.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Берегите уши!

Слайд 1

БЕРЕГИТЕ ВАШИ УШИ ! Бекрень Т.Н. Учитель начальных классов МБОУ Лицей 11

Слайд 2

ГИГИЕНА УШЕЙ. Наши уши способны к самостоятельному очищению. В коже слухового прохода есть серные железы, выделяющие специальный секрет, который не дает развиться пришедшей извне инфекции. Во время разговора и жевания стенки слухового прохода колеблются, и в результате этого кожные ворсинки выталкивают секрет наружу. Чтобы не повредить эти ворсинки, надо очищать кожу от загрязнений ватными палочками аккуратно и бережно и только вокруг ушного прохода, а ни в коем случае не внутри . БЕРЕГИТЕ ВАШИ УШИ !

Слайд 3

Никогда не делайте так!

Слайд 4

У Вас заложено ухо или непривычное звучание собственного голоса. Не запускайте насморк! СРОЧНО ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ, ЕСЛИ: Если в ухо случайно попал какой-то предмет

Слайд 5

Чрезмерно громкие звуки наносят вред находящимся во внутреннем ухе микроскопическим сенсорным рецепторам (их там от 15 до 20 тысяч). Этот процесс этот необратим. Поврежденные рецепторы больше не смогут передавать звуковую информацию в мозг. Сильный шум очень опасен для слуха, особенно детского и подросткового.

Слайд 6

Примерные уровни звукового давления обычных звуков окружающей среды: 10 дБ — шёпот; 20 дБ — норма шума в жилых помещениях; 40 дБ — тихий разговор; 50 дБ — разговор средней громкости; 70 дБ — шум пишущей машинки; 80 дБ — шум работающего двигателя грузового автомобиля; 100 дБ — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5—7 м; 110 дБ — шум работающего трактора на расстоянии 1 м; 120-140 дБ — порог болевого ощущения ; 150 дБ — взлёт самолёта; Давление свыше 140 дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки или баротравму.

Слайд 7

Нельзя пользоваться чужими наушниками. Через эти приборы могут передаваться некоторые заболевания. Наушники могут быть полезны в качестве защиты от шума.

Слайд 8

Прокалывать уши должен специалист. Как утверждает древнекитайская медицина, на мочке уха расположено много биологически активных точек, которые «отвечают» за разные органы и участки тела.

Слайд 9

Нарушить слух могут и некоторые лекарства. Не занимайтесь самолечением! Еще один враг острого слуха – никотин . Ученые установили, что курение может стать причиной частичной потери слуха к старости. Курящие люди в 1,7 раза чаще становятся тугоухими . Ушные инфекции более распространены у малышей, которые живут в домах, где курят.

Слайд 10

Литература http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B5+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85 http://medinfa.ru/article/18/3514/ http://www.zdorovyavsem.ru/index.php/zozh2/141-beregite-slukh http://natural-medicine.ru/2435-narushenie-sluxa.html

nsportal.ru

Презентация на тему Ухо не только орган слуха (4 класс)

Презентацию на тему Ухо не только орган слуха (4 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Окружающий мир. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайдов.

Слайд 1

Ухо – орган слуха

Бекрень Т.Н. Учитель начальных классов МБОУ Лицей 11

Слайд 2

Ухо — сложный вестибулярно-слуховой орган, который выполняет две функции: воспринимает звуковые импульсы отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие.

Это парный орган, который размещается в височных костях черепа, ограничиваясь снаружи ушными раковинами.

Слайд 3

Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее, внутреннее ухо.

Каждая часть выполняет свои функции.

Слайд 4

Наружное ухо состоит из

ушной раковины, наружного слухового прохода. Ушная раковина — сложной формы упругий хрящ.

Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.

Слайд 5

Среднее ухо

Основной частью среднего уха является барабанная полость. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их.

Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки.

Слайд 6

Внутреннее ухо

является наиболее сложным из трех отделов органа слуха и равновесия. Из-за своей замысловатой формы оно называется лабиринтом. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов. Улитка является органом слуха, а преддверия и полукружные каналы – это органы чувства равновесия и положения тела в пространстве.

Слайд 7

Звуковая волна улавливается ушной раковиной и попадает в СЛУХОВОЙ ПРОХОД. Затем ударяется в БАРАБАННУЮ ПЕРЕПОНКУ. Барабанная перепонка соединена с молоточком. Когда звуковая волна ударяется в барабанную перепонку, она начинает дрожать, молоточек падает и ударяется по наковаленке и стремечку. От удара звук усиливается еще больше, и волна летит дальше. Она попадает в настоящий ЛАБИРИНТ. Эта часть уха называется УЛИТКА. Здесь происходит самое главное: особые невидимые волоски улавливают звук и передают его в МОЗГ. А уж мозг разбирает, что же нам такое сказали.

Слайд 8

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УШАМ — ЗАЛОГ ОСТРОГО СЛУХА !!!

Слайд 9

Литература http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B5+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85 http://medinfa.ru/article/18/3514/ http://www.zdorovyavsem.ru/index.php/zozh2/141-beregite-slukh http://natural-medicine.ru/2435-narushenie-sluxa.html

prezentacii.org

Конспект и презентация урока по окружающему миру «Орган слух. Ухо», 4 класс

Окружающий мир урок № 54 04. 04. 16

Тема урока: Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Цель:

– формирование у учащихся познавательных УУД на основе усвоения новых понятий о строении и роли органов слуха; о связи органов слуха с нервной системой; о гигиене слуха и его профилактике.

Оборудование: презентация, листы бумаги, стакан с водой

Научатся:

— Знать правила ухода за органом слуха.

— Иметь представление о строении уха.

— Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Что вы ожидаете от этого урока?

— научиться…

— узнать…

— дружной интересной работы…

— хороших результатов…

Личностные УУД

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Актуализация знаний

— Сколько органов чувств у человека? Какие органы чувств человека вы знаете? О чём они нам сообщают?

– Почему мозг не путает сигналы от разных органов чувств?

(Каждый сигнал идёт в определённую область мозга, большие полушария мозга помогают нам запоминать, сравнивать, обобщать,связывать в единое целое, устанавливать причины.)

2. Помощник роняет «толстую» книгу, чем привлекает внимание всех. Затем он нагибается, не вставая со стула, и поднимает ее. Учитель комментирует создавшуюся ситуацию: стук упавшей книги привлек наше внимание. Мы услышали шум. Но уши помогают человеку не только слышать, но и удерживать

равновесие.

3. Определите тему сегодняшнего урока.

— О чём вы хотите узнать?

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

1) название органа чувств;

2) как он устроен;

3) что воспринимает.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (совместное открытие нового знания).

1. Учащиеся читают текст (с. 57)

-Из каких частей состоит ухо?

2. Далее учитель совместно с детьми составляет сообщение о строении органа слуха человека (с. 58–59), а ученики рассматривают соответствующий рисунок в учебнике и слайды презентации.

3. Ученики проводят опыт, описанный на с. 59.

Работают с текстом с.59.

– Как мы ответим на вопрос урока?

4. Отвечаем на вопрос «Почему ухо – орган равновесия?»

Помощник демонстрирует опыт, предложенный на с. 60 учебника. Ученику целесообразно опыт, предложенный на с. 60 учебника.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

1. Поручить командам сделать сообщения о том, какие причины чаще всего оказывают вредное влияние на слух и как нужно предотвращать эти нежелательные воздействия (Работа в учебнике с. 61.)

Делятся на 5 групп. Каждая группа по окончании работы представляет результаты своего исследования.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

2. Игра «Что было бы, если бы…?».

Учащиеся по цепочке задают вопросы, при ответах на которые из схематического изображения уха удаляется одна часть.

V. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

2. Почему мир чувств так многогранен?

VΙ. Домашнее задание.

С. 57-61 , РТ задания по выбору, Хр. с. 144

VΙΙ. Рефлексия учебной деятельности.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

infourok.ru

План-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему: Ухо не только орган слуха

Конспект урока окружающего мира в 4  классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Ухо не только орган слуха

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: 1) расширить представления  учащихся об органе слуха;

2) формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.

2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

3.Научить детей, как беречь слух.

4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

— умение анализировать результаты учебной деятельности;

— способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

— выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

— искать и выделять необходимую информацию;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

— строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

— умение работать в парах, группах;

— совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

— формулировать и объяснять задание;

— грамотно задавать вопросы;

— слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: плакат, стол-помощник, карточки с правилами.

 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

— Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем?  (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

Игра «Я знаю, что…»

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. Подумайте, что из этих слов лишнее:  глаза, голова, нос, язык.

-Что обозначают  остальные слова?  (Органы чувств).

Предлагаю продолжить о них разговор.

3.- Определим  тему сегодняшнего урока. Содержание. Откройте страницу.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

Тема урока: Ухо не только орган слуха.

— Что вы уже знаете про ухо?   — Какое слово заставляет задуматься? (Не только)    — Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

1.- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель

Цель: узнать строение  орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

— Для чего нам нужно это знать?

— Какие задачи мы можем ещё поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?

Задачи.

1.Познакомиться со строением уха.

2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.

3.Запомнить, как беречь слух.

4.Проверить и оценить свою  работу на уроке.

IV. Открытие нового знания.

1.- Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач.  У нас получился план работы по теме урока, который  поможет добиться поставленной цели.

План.

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган равновесия.

2. Составление памятки по охране слуха.

3. Оценка своей работы.

-Если нужно будет, если мы устанем, я поставлю этот знак.   Ф 

В течение всего урока вы будете заполнять карту достижений по всем пунктам этого плана. Посмотрите её.    Отмечайте уровень знаком «+»

Карта достижений

 

Показатели

Оценка усвоения

 

 

высокий уровень

средний

уровень

низкий

уровень

Отметка

1.

Ухо – это орган слуха

 

 

 

 

2.

Ухо – это орган равновесия

 

 

 

 

3.

Охрана слуха.

 

 

 

 

4.

Оценка своей работы.

 

 

 

 

2. Объяснение учителя.

— 1 задача. Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58..

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей.      Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.

Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в  СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. (Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. В момент движения поезда все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню* передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.

Улитка заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова.  В результате вы слышите то, о чём я рассказываю.  Проверим.

V. Первичное закрепление.

1. Выполним задание  в тетради: стр. 28  №  59.    Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

2. Учебник стр. 59 (три последних абзаца).

3. Расскажите соседу по парте по иллюстрации, что ты запомнил о строении уха, а сосед пусть расскажет вам.

Оцените умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.

— Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

1) Я оцениваю знания …об органе слуха

-на высоком уровне

-чуть ниже высокого уровня

-на среднем уровне – Кто ещё оценил на высоком уровне?

4. Тема. Цель. – Что мы уже знаем?  — Что предстоит узнать?

Вернемся снова к  рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки — полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо называют ещё органом равновесия. 

Ф. Встаньте и наклонитесь.

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради: стр. 30 №  62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац.     Отметьте в карте достижений. – Кто оценил на высоком уровне?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение. 3 пункт.

1. —  Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

—Здравствуй, тетя Катерина!

—У меня яиц корзина.

—Как поживают домашние?

—Яйца свежие, вчерашние!

—Ничего себе вышла беседа!

—Авось распродам до обеда.

— Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

— Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

2. Я предлагаю поработать в группах.  Опираясь на свой собственный  опыт, составим памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».

3. Проверим.

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин.  Давайте попробуем.

Думаю, мы убедились, что уши надо беречь.

Оценил свои умения в карте достижений.  Как оценили себя?

2.Продолжим работу в группах.  — Как вы думаете, почему я предлагаю вам поработать в группах?

Вам дано высказывание. Вы должны определить и доказать оно истинное или ложное. Можете пользоваться своим собственным опытом, или вам может помочь  стол – помощник.

Высказывание:

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.     

И

2.После карусели у многих кружится голова.

И

3.Ушная сера очень вредна.

Л

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

Л

5.Человек не может шевелить ушами.

Л

Задайте вопросы группе, которая отвечала.

Оцените работу группы.

— Какие у вас возникли вопросы?

Отметьте в карте достижений.

VIII.Домашнее задание:

1. Учебник  с. 57-59.

2. Учебник с. 60- 61.

3.Оформить памятку «Как нужно беречь слух» в тетради.

4. Материалы для подготовки к олимпиаде по теме «Организм человека» с. 67

5.Подобрать интересные сведения об органе слуха.  Интернет. Сайт см. учебник.

Это интересно!

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду.

Вопрос: «Почему у человека два уха?»

ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог нашей работы.

— Какую цель урока мы с вами ставили?    Перед нами стояли важные задачи.

— Как вы считаете,  мы выполняли их?    — Что было трудно?  Интересно?

Оцените результаты вашей работы:

— Я всё понял и могу объяснить другому.

— Я всё понял.

— Понял, но нужно ещё повторить.

— У меня ещё есть вопросы.

Отметьте на карте достижений  последний пункт и выведите знаковую отметку.

— Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно? Вы получили знания, дружно работали, а…

«Знания  и дружная работа – главные помощники на пути к успеху»

Приложение

1.Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышенном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.

Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, разве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — помеха не только здоровью, но и любому делу.

2.«Тише, идёт операция!» — загорается надпись в больничном коридоре. Тише! — иначе у хирурга может дрогнуть рука, а на карту поставлена жизнь человека. «Тише, идёт эксперимент!» — возникает надпись над дверью лаборатории. Тише! — иначе оператор нажмёт не на ту кнопку, и эксперимент будет сорван.

Если не найти управы на свирепые звуковые волны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.

Ушная сера

В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус,  убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Какие кости в организме человека самые маленькие?

Это кости расположенные в среднем ухе, — молоточек, стремечко и наковальня. С их помощью, а также с помощью других органов колебания воздуха (звука) превращаются в сигналы и передаются в мозг.

После карусели у многих кружится голова.

Чтобы понять это, проведём опыт. Нальём в стакан воды. Аккуратно, но достаточно быстро будем перемещать стакан по кругу, затем поставим стакан на стол. Стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение.

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда мы катаемся на карусели или кружимся на одном месте. Мы перестали кружиться, жидкость в полукружных каналах всё ещё движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя мы уже стоим на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы.  Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

Где находятся мышцы, которые позволяют шевелить ушами?

Такие мышцы находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами для того, чтобы определить, откуда идет звук. А как поступает в этих случаях человек?

Два уха.

Вам нужны два уха, чтобы понимать, откуда пришёл звук. Звук, возникший справа от вас, достигает правого уха первым. В правом ухе он звучит чуть-чуть громче. Головной мозг это отмечает и говорит вам, откуда пришел звук.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *