cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Изо русская изба презентация 4 класс – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Урок ИЗО 4 класс «Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы»

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Урок ИЗО 4 класс «Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы»

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Из бревен рубили избы мужики,

Один лишь помощник – топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

– Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Правильно, о народном жилище – избе

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Русская изба».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Русская изба».

– Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумы-

вали несколько вариантов и выбирали лучший: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Особенно кропотливо относились к постройке дома, ведь жить в нем предстояло многим будущим поколениям

семьи.

Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка».

Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще,

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое

были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные.

– Ребята, как вы думаете, из какого материала строили дом в старину?

– Верно, из дерева.

А наша лесами богата земля!

И лес в ней и строен, и ровен,

Когда-то и стены и башни Кремля –

И те собирали из бревен.

– Для строительства рубили деревья
хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Священными считались одинокие деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, – их не брали для постройки.

Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мертвым.

Строить начинали с жертвоприношения: домашнее животное или птицу закапывали в угол будущего дома. Сегодня традиция – закладывать монету в главный угол дома. В матицу, центральную балку потолка, вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку.

Считалось, что чем больше детей, тем богаче семья.

– После этого ставили крышу – чело.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы.

Просмотр мультимедийной

презентации

«Русская изба».

Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конем»,

«на коня». Верхняя часть крыши назы-

вается и сегодня конек – оберег дома

от злых сил. Часто там помещали голову коня или петуха.

Фронтон-щипец, островершек – треугольная стенка под крышей над верхним карнизом дома или над входом. Украшался также и подзор – резная доска под скатом крыши, и полотенце – резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелина – доска, прикрывающая концы слег крыши.

Наличник – декоративное обрамление оконного проема.

Считалось, что изба – это колесница,

запряженная лошадьми или птицами,

несущаяся навстречу солнцу, свету.

– Изба – маленькая вселенная:

•  Навь (нижний мир). Первый ярус – земля предков (подклет, или подклеть, подпол) – подземный мир.

•  Явь (средний мир). Второй ярус – живут люди (часть сруба ниже фронтона) – мир людей.

•  Правь (верхний мир). Третий ярус –
небесный свод (крыша, фронтон) – небо.

Фронтальная работа

Устные
ответы.

В современном мире русские деревянные старинные постройки принято называть русским деревянным зодчеством (архитектурой), а старших людей по строительству (архитекторов) – зодчими.

Итак, давайте повторим, какие элементы украшали избу?

– Правильно запомнили, молодцы!

А теперь давайте немного отдохнем.

Отвечают
на вопросы.

Устные
ответы

Физкультминутка

Выполняют упражнения

III. Творческая практическая деятельность

Изображение образа русской избы (изба – богатырь, изба – ель, избушка – бабушка).

Выявление осо-

бой красоты рус-

ского жилища художественными средствами.

Музыкальный фон: русская на-

родная музыка в исполнении оркестра имени

Н. П. Осипова

– Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте, какой образ избы будет
на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3. Украсьте избу знаками-оберегами.

4. Доработайте рисунок гуашью

Составляют план работы над рисунком.

Рисуют красками (гуашь)

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение рисунка

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать образ русской избы.

– Давайте выберем наиболее удачные
композиции, удачный колорит.

Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают рисунки, оценивают работу свою
и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные
ответы

nsportal.ru

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок ИЗО «Русская деревня».

4 класс , I четверть,  2-3 уроки

Тема года.  Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) 

Тема четверти.  Истоки родного искусства

Тема уроков.  Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир

Задачи урока

  1. Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.
  2. Развивать творческую и познавательную активность.
  3. Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.
  4. Познакомить с узорочьем русских построек (резьба и роспись по дереву).
  5. Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).
  6. Развивать умение работать в коллективе.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы (раздаточный материал).

Зрительный ряд:  Иллюстрации  к русским народным сказкам с изображением избы, терема; И. Левитан. Золотая осень. Слободка.;  В.Стожаров. Северная  деревня; Село Андрейково; Ап Васнецов. Заречная слободка. Берендеевка.  Фотографии русских деревень. Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света».

Литературный ряд: С.Есенин «Эта улица мне знакома», Н.Мрыхин «Деревня»

Музыкальный ряд: русские народные песни; Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света»; песня «Деревенька моя» (сл В. Гундарев, муз Н. Кудрин)

План урока 2

  1. Беседа о традициях русского зодчества.
  2. Знакомство с основными элементами русского жилища.
  3. Постановка художественной задачи с демонстрацией видеоклипа «Кижи — восьмое чудо света».
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа учителя 

Звучит песня «Деревенька моя».

Учитель: Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. «Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали.  Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.»*

*Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21 

Знакомство с основными элементами жилища

Учитель обращает внимание детей на слова, выписанные на доске (балясина,  венец, дымник, изба, конёк, крыльцо, лобовая доска, наличник, оберег,  полотенце,  причелины, сруб, фронтон) и предлагает найти  толкование этих слов, пользуясь текстом учебника «Каждый народ – художник» стр.22-24. Проверка выполненной работы, уточнение определений и их запись в словарь.( см. «Приложение»)

Учитель: В чём мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в  традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?

Для закрепления знания основных частей и традиционных украшений русской избы учитель предлагает разгадать кроссворд «Русская изба»*

    Ответы: конек, дымник, причелина, полотенце, наличник, окно, крыльцо, сруб, бревно, балясина

Постановка художественной задачи

Учитель: Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами.  И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Одно из этих деревянных чудес находится в музее-заповеднике деревянного зодчества Кижи.

Видеоклип «Кижи – восьмое чудо света»

Обмен впечатлениями об увиденном

Учитель: Нарисуйте образ русской избы. «Только вспомните сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.

*Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 — 14.

Бывает изба-богатырь – широкий, могучий дом, а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев, а можно… Вспомните или придумайте свой образ избы»*, а на следующем уроке сделаете его объёмную модель из бумаги.

Практическое выполнение задания

Дети рисуют свои образы русской избы

Подведение итогов

Предполагаемые вопросы учащимся:

  1. Какие элементы декора избы вы запомнили?
  2. Какие образы чаще всего встречаются в  традиционных украшениях?
  3.  Что помогало мастерам создавать узоры?
  4. Почему Кижи называют восьмым чудом света?
  5. О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?
  6. Хочет ли кто-нибудь из вас заниматься резьбой по дереву? В ДХШ нашего города есть кружок, где вы могли бы получить азы резьбы по дереву.

Проводится экспресс-выставка детских работ. Определяем получившиеся образы избушек.

План урока 3

  1. Постановка художественной задачи
  2. Индивидуальная работа по изготовлению и росписи макета избы.
  3. Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихся.
  4. Подведение итогов и выбор экскурсоводов для беседы в младших классах с демонстрацией своей работы.

* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.25

Ход урока

Организационный момент

Постановка художественной задачи

На 3-м уроке ребята работают над изготовлением модели своей избы. Пришедший на урок домовёнок Кузя делает им заказ.

Практическое выполнение задания

Ребята в роли мастеров- плотников сами «проживают» весь процесс строительства избы. Вариантов работы над избой с точки зрения технологии создания образа может быть много.

Вариант 1. Дети делают из бумаги отдельные трубочки-брёвнышки, а затем «строят» из них стены, делают крышу, окна и декорируют. Доступная  инструкция по данному варианту работы находится в рабочей тетради «Твоя мастерская».* Для работы детям предлагается объединиться в плотницкую артель по 4-6 человек, выбрать старшего, разделить обязанности.

  Вариант 2. При работе используются шаблоны**, а декоративное решение дети выбирают самостоятельно. Учитывая возрастные особенности учеников класса, работа может выполняться в малых группах (2-3 человека).

*Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.4-7

**Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель,2007, стр. 23

Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихся

В конце урока ребята строят из своих моделей деревеньку, придумывают ей название. Фоном может служить панно  из рисунков ребят, выполненных на первом уроке ( тема: «Пейзаж родной земли»).

   

Подведение итогов

Домовёнок Кузя принимает работу.

Предполагаемые вопросы учащимся:

  1. Посмотрите, какие из построек получились интереснее?
  2. Какие постройки украшены богаче?
  3. Какую часть избы украшали наиболее пышно?
  4. Как называется накладное резное украшение вокруг окна?
  5. Что вы чувствовали, когда выступали в роли мастера-плотника, возводящего избу?
  6. О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?

Готовые работы можно использовать для проведения беседы о русском народном декоративном зодчестве в младших классах.

Приложение

Словарь

Балясина –резной столбик или доска крыльца, галереи.

Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.

 Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.

 Изба- отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом.

 Конёк- бревно на стыке кровли из досок.

 Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.

 Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

 Наличник- украшенное обрамление окна.

 Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.

 Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.

 Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.

Сруб – построение из брёвен, образующее стены построек.

Фронтон-  треугольник, образуемый скатами крыши.

Литература

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2006.
  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004.
  4. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004.
  5. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград:Учитель,2007.
  7. Маёрова К.,  Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М.: Русский язык,1990.
  8. Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 — 14.  

Интернет-ресурсы

Сайт «Детские электронные книги и презентации» http://www.viki.raf.ru/item/417/

nsportal.ru

Урок в 4-м классе «Русская изба»

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие исследовательских способностей, воспитывать любовь к Родине.

Задачи: развивать внимание, мышление учащихся, творческие способности; развивать речь учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы; воспитывать нравственные качества.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, музыкальное произведение, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

План урока:

1. Организационный момент.

Звучит песня о Родине (готовность к работе). (Слайды 1, 2)

2. Вступительная беседа.

  1. В какой стране мы живём? (Слайд №3)
  2. Когда я говорю “малая Родина”, что вы себе представляете?
  3. Мы говорим “родной дом”. А что это значит “родной дом”?

3. Исследовательская работа “Счастливая семья”.

— Маша решила выяснить, всегда ли семья, имеющая богатый дом, счастлива, и в чём же заключается семейное счастье?

Выступление.

— Мне захотелось выяснить, всегда ли счастье в семье зависит от богатого дома. Для этого я исследовала сказку А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”. И вот что я выяснила:

“Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу”.

(Слайды № 4, 5)

Мне кажется, что если они прожили тридцать лет и три года, то они жили счастливо. Потом старухе захотелось большую избу. Старик выполнил её просьбу, пришёл домой и видит:

“Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком…”

Но старуха этим была не очень довольна, ей захотелось дом ещё богаче, а старик был расстроен. Потом у неё был высокий терем. “На крыльце стоит старуха в дорогой собольей душегрейке”, но счастье это ей не принесло, а старик очень обиделся на старуху. Потом старуха стала жить в царских палатах.

“Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей…”

Старик теперь её боится, и семья у них распалась. Значит, богатство им счастье не принесло.

Потом я прочла сказку “Счастливая семья”. Там у боярина, который обладал несметными богатствами, была дочь. Она не была счастлива, так как её хотели выдать замуж не по любви, а бедный человек, который женился по любви, был очень счастлив.

“Избёнка у меня старая, и зипун старый. Да разве счастье только в хоромах живёт да в одежде? У иного всего вдоволь… , а ему всё мало. Жадность одолела, и не видит он счастья.

Другой тоже на богатство позарился, на уродливой, нелюбимой женился.… Ни любви у них, ни согласия.

А я и вправду счастливый человек! Посуди сам. Женились мы по любви, и живём мы с женой в любви и в полном согласии. Промеж нас никогда не то, что раздору, худого слова не сказано. Никогда никому мы не завидовали и не завидуем, потому что ведь лучше того, как мы живём, никому не живётся. Чем можем, всегда рады людям помочь. А ежели и нам чего понадобится, соседи с радостью бегут помочь. И про избу, что ты молвил, тоже дело поправимое. Поуправимся осенью в поле, скличу помочь, и соседи с дорогой душой помогут. Глядишь, в день либо в два управимся…. И живи не тужи! Было бы здоровье да в семье любовь и согласие”.

И я сделала вывод, что не всегда счастье зависит от богатства.

4. Исследовательская работа “ Что обозначает слово изба?”.

— Алину заинтересовало, а что обозначает слово изба?

Выступление.

Мне было интересно узнать, а что обозначает слово “изба”? Я взяла словарь Даля и вот что выяснила. Слово “изба” произошло от “истопить”. Истопкой называли отапливаемую часть дома, отсюда и слово “истьба” (изба). Для обитателей избы печь играла наиважнейшую роль. В ней готовили еду, там её и оставляли, когда хотели сохранить пищу тёплой на долгое время. В печке сжигали сор – по поверьям, его нельзя было выносить из избы. С печкой связано много примет и поверий. Кто сидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. О счастливчиках говорили, что они родились в печи. Если пропадали домашние животные или кто-то из домашних не возвращался вовремя домой, их имена выкликивали в печную трубу. Новорожденных мыли со словами: “ Расти с брус вышины да с печь толщины”. Чем массивнее была печь, тем больше тепла она накапливала, поэтому порой занимала почти четверть избы. От её расположения зависела внутренняя планировка избы. Поэтому и возникла поговорка : “Плясать от печки”.

5. Строительство дома.

— Семья разрослась, в избе стало тесно, собрались на семейный совет. (Слайд № 6)
— Как вы думаете, что они решили?
— А кому будут строить дом? Ответить на этот вопрос вам помогут русские народные сказки. Кто получал в наследство дом?

6. Исследование “Как выбирали место для строительства дома”. (Слайд №7)

— Мне было интересно узнать, а как наши предки выбирали место для строительства дома. И вот что я выяснила. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом

7. Рубка деревьев. (Слайд №8)

Зимой отправлялись рубить лес. Русский человек любил трудиться. Много песен создано о труде. Кутузова Настя тоже сочинила маленькую песенку. Мы с вами сейчас под неё пойдем в лес. Идём не стучим громко ногами, чтобы не потревожить лесных жителей.

“И деревня, и наш дом
Создали радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построится изба”.

Мы немного устали, сели в сани и поехали дальше, а чтобы не скучать, давайте вспомним пословицы о труде, только не повторяйте одну и ту же пословицу.

— Мы приехали в лес. А какие деревья надо рубить? Рассказ ученицы.

— Мне захотелось выяснить, почему рубили деревья зимой. Оказывается, наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё мною было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали “буйное” дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и

задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт.

8. Строительство дома.

а) Начало строительства.

— С чего начинали строить? Выступление ученика.

Я выяснил, как наши предки, начинали строить дом. Хозяин идёт на север и берёт первый валун (камень), который он встретил и так идёт ещё на три стороны света, камни кладёт по бокам дома. На северном камне в жертву приносится петух, так как он считался солнечной и жертвенной птицей, а ещё считалось, что она безмозглая и, значит, ей не больно.

б) Физкультминутка. (Слайд №9)

Солнышко светлое, солнышко ясное,
Солнышко в небе с лучами прекрасными!
Дай счастье мне и всем людям на земле!

в) Выступление ученика.

При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.

г) Дрожжина Максима заинтересовал вопрос, как строили дом.

Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.

Дом был четырёхугольный. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. Крыша была покатая, на ней была солома, обработанная жидкой глиной, она была очень плотная.

9. А теперь давайте украсим нашу деревню.

Практическая работа (с использованием макета-панно деревни), во время которой дети выполняют вырезание элементов наличника, ворот или крыльца с использованием нанесения орнамента фломастером. Индивидуальные виды работ – церквушка (монтаж окон), заборчики.

10. Посмотрите, какая красивая деревня у нас получилась. Что нового вы узнали сегодня о русской избе?

24.02.2010

urok.1sept.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ «Деревня. Деревянный мир. Русская изба»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ

«Деревня. Деревянный мир. Русская изба»

Преподаватель Позднякова Т.В.

Конспект

Тема урока:

Деревня. Деревянный мир. Русская изба.

Тип урока:

Практическая работа.

Цель урока:

Развитие навыков изображения. Знакомство с родной культурой. Воспитание патриотизма. Знакомство с родной историей. Развить мелкую моторику.  

Задача урока:

Нарисовать русскую избу. Научится рисовать деревянные постройки

Оборудование для урока:

Методические пособия, таблицы с изображением деревянных построек. Изображение русской избы, фотографии, рисунки детей.

Оборудование для учащихся:

Альбомы, карандаши, фломастеры, краски, баночки для воды, тряпочка, ластик

Зрительный ряд:

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята, хорошо ли вы меня слышите? У всех ли есть слуховые аппараты? Сегодня мы начинаем  большую тему о том, как люди с как каждый народ украшает и строит жилища.

 В начале урока учитель пишет на доске новые слова, которые будут использованы на уроке. К незнакомым словам пишутся пояснения.

II. Вводная беседа 

Люди на земле живут в разных условиях – среди лесов, гор, пустынь, на островах, поэтому они строят, украшают свои жилища и одеваются по-разному. Они используют различные материалы для постройки своих жилищ. Мир очень разный. И начинаем мы наше путешествие по миру с родной страны, с России. Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной.

Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми хозяйственными и семейными. Основой жизни была  изба, где люди рождались, жили и умирали. Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “у-лица”.

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.

(Учитель показывает детям фотографии и рисунки деревянных построек. )

Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Двухскатная крыша — шапка здания. Окна — очи, глаза, свет.

Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски — причелины. Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой — деревянное кружево. Резная круглая розетка — символическое изображение Солнца.

(Учитель показывает фото резных украшений)

Самая украшенная часть избы – наличники. Окна дома – это его глаза, через них струится в комнату свет. Украшения — обереги (птицы, кони). Конь — верный помощник крестьянину. Птица- символ счастья, семейного очага и радости.

(Учитель показывает рисунки и фото)

III. Самостоятельная работа.

Учитель предлагает каждому ученику  нарисовать свою русскую  избу и говорит, что потом из этих изб мы создадим образ русской деревни.

Учитель раздает детям вырезанные из картона шаблоны русской избы. Детям надо обвести их по контуру и нарисовать детали.

Дети начинают рисовать, учитель ходит по классу, помогая и подсказывая. Слабослышащие дети нуждаются в неоднократном напоминании задания. Особенностью слабослышащих детей является то, что они стараются скопировать чужой рисунок. Это происходит из-за их неуверенности в своих силах. Задача учителя – ободрить и помочь каждому найти свой вариант выполнения задания.

В конце урока проводится выставка и анализ детских работ. Учитель просит детей назвать части избы.  

nsportal.ru

Презентация к уроку «Деревня — деревянный мир» (русская изба), 4 класс, изобразительное искусство, тема года «Каждый народ

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку «Деревня — деревянный мир» (русская изба), 4 класс, изобразительное искусство, тема года «Каждый народ — художник», глава «Истоки родного искусства»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-055522

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

4 класс ИЗО Русская деревянная изба.docx

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Русская деревянная изба. Конструкция и украшение
избы». УМК «Школа России»
Цели деятельности
педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их
особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного
зодчества Руси
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Методы и формы
обучения
Основные понятия и
термины
Образовательные
ресурсы
Наглядно­
демонстрационный
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о красоте деревянного
зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее
место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор»,
«композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают
свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать
средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Объяснительно­иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знак­оберег, образ, цвет, тон, композиция
Интернет­ресурсы: http://www.DemaDera.ru, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam
Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

znanio.ru

Презентация для урока ИЗО «Декор русской избы»

Декор русской избы

Учитель ИЗО Федорина И.В

Декор русской избы

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

Фасад – лицо избы

  • Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная

конек небесная колесница

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини

Конь — охлупень

С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье

Фронтон дома

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома

Доски — полотенца

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Причелина

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

Наличники окон

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон

Верхняя часть наличников

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных

Варианты композиционного решения крестьянского интерьера

Внутренний мир русской избы

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста

В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол

В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки

Почти в каждой избе, имелся ткацкий станок

Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе

Вопросы для повторения:

  • Зачем люди украшают свои жилища?
  • О чем может рассказать декор крестьянской избы?
  • Назовите элементы избы
  • Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь?
  • Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Список использованных источников:

  • Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
  •   М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Изба
  • http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html
  • https://www.google.ru
  • http://rodonews.ru/news
  • http://cyrillitsa.ru/posts/679-russkaya-izba-interer-i-dizayn.html

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *