Упражнения на чередование гласных в корне – Упражнения на закрепление правописания чередующихся гласных в корне
Подборка материалов для закрепления темы «Чередование Гласной в корне»
Упражнения по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Упражнение 1.Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне. 1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.
Упражнение 2. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. а) е – и Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.
б) о – а К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.
Упражнение 3. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне. Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.
Упражнение 4. Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы. а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.
б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море. (В.Пелевин)
в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.
Упражнение 5.
Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.
А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.
(Е.Парнов)
«Чередующие гласные в корне слова»/10 класс
Упражнение 1.
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет.
б) о – а
К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает.
Упражнение 2.
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и
Выт_ртый, отм_рающий, приподн_маться, соб_рать, зам_р, подб_раться, отп_реть, словосоч_тание, пробл_ски, прин_мать, выч_тание, бл_стать, прот_рать, выж_гший, поч_тать (старших), выб_ру, преп_раться, бл_стящйй, под_русь, пост_лю, соч_тать, зан_мательный, отб_ру, выт_ртый, зам_рать, заж_галка, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать.
б) о – а
Распол_жение, заг_реться, пл_вчиха, изл_жение, Р_стислав, соприк_саться, р_стки, подг_релый, скл_ниться, пром_чить (ноги), пл_вники, выр_сший, пол_г, оз_рить, з_ревать, ур_вень, к_сательная, р_стовщик, выг_реть, тв_рец, зар_внять (землю), Р_стов, ск_чок, ср_внить, ср_внять (с землёй), выск_чка, пром_кашка, к_снулся, покл_нился, расск_каться, приг_реть, оз_рять, з_рница, пог_рельцы, ур_вень, попл_вок, укл_ниться, пл_вучесть, натв_рить, отр_сль, прекл_няться, непром_каемое, ср_внение, р_весники, ск_чу, пог_релец, г_релки, к_сательная, наг_реть, пл_вниковый, зар_сли, тв_рить, прир_щение, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.
infourok.ru
Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему: Корни с чередованием (тренировочные упражнения)
Чередования гласных в корне
Тексты для тренировочных упражнений.
- Выборочный диктант (выписать слова с чередованием в корнях, обозначить орфограмму).
Утро. Еще совсем темно. Я вижу сладкий сон. Как будто мы с мамой и папой идем по прекрасной долине и расположились на отдых. Красота вокруг такая, что я от восторга слагаю стихи. Вдруг легкое прикосновение нарушает чудесный сон. Мама будит меня со словами: «Вставай, ведь ты вчера не сложил вещи в портфель. Я и не предполагала, что ты такой забывчивый». Я встаю в ужасном расположении духа. Еще бы, ведь вчера не успел выучить параграф про имя прилагательное, а только сделал примеры на сложение.
- Хомяки – очень чистоплотные зверьки. Спальня и кладовая у них всегда располагаются в одном и том же месте, а туалет в другом. Едят они растительную пищу: зерна, овощи, фрукты. Иногда пьют и молоко. Гнездышко они делают так: сгребают опилки, сено, бумагу в одну кучку, в середине которой раскапывают ямку.
- Мы решили завести хомяка. Прежде всего надо было приготовить питомцу жилище. Мы постелили на дно клетки бумагу, насыпали опилок, а в кормушку зерен.
Оказавшись в новом месте, хомячок не прикоснулся к еде. Сперва он осмотрелся, обошел и обнюхал клетку. Потом остановился, замер и начал умываться, потирая лапками мордочку. Только после этого зверек приблизился к корму и стал набирать его за щеки. Он набил преогромные мешки. Вид у него был презабавный. Весь корм зверек высыпал в уголок. А потом стал располагаться на ночлег. Он мелко нарвал бумагу. Сгреб опилки и сделал холмик. Раскопав серединку, хомяк улегся туда и уснул.
Наш питомец оказался самочкой. Мы назвали ее Хомита.
- Задание: списать текст, обозначив орфограмму в корнях с чередованием гласных А-О и Е-И.
Что я делаю вечером
Вечером я соберу все тетради и учебники в портфель. Теперь можно расположиться у телевизора и наслаждаться блестящей игрой актеров. Внимание! Начинается фильм.
Загорелый юноша продирается сквозь заросли тропических растений. Он быстро и ловко, как обезьяна, забирается на дерево и замирает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выращенный волками.
Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сжимая в руке блистающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.
Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не вытеревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расстелила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.
Вариант того же текста для осложненного списывания.
Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.
Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.
Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.
Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.
nsportal.ru
Практическая работа на тему «Правописание чередующихся гласных в корне»
Упражнения для осложненного списывания.
Списать, вставив пропущенные буквы. Выделить корни с чередованием гласных, графически обозначить условия их выбора.
Выр..стить кукурузу, соб..раться на отдых, молодая пор..сль, нар..стающая скорость, выр..стить бл..стательную смену, возл..жить у памятника выр..щенные цветы, р..стовщик живет в Р..стове, р..стительный покров, слабый р..сточек, неправильное ср..щение, прод..раться сквозь зар..сли, сл..жение и выч..тание, изл..жить требования, согласовать прил..гательное, обл..жной дождь, безотл..гательное дело, закончить изл..жение, уютно распол..житься, предл..гать чай, изменить сл..гаемое, ул..жить куклу.
Списать, вставив пропущенные буквы. Выделить корни с чередованием гласных, графически обозначить условия их выбора.
Проб..раться сквозь чащу, разг..релся спор, заст..лить кровать, уп..раться ногами, выт..реть посуду, выб..рать книгу, раст..реть ушиб, уд..рет без оглядки, обж..гает пальцы, сг..реть со стыда, к..снуться вопроса, в бл..стящей хвое, степь расст..лается, звезды забл..стали, прот..реть окно, выд..рать сорняк, разж..гавший ссору, соприк..сновениерук, прич..тающийся долг, зам..рали от страха, прод..раться сквозь зар..сли, выж..гать рисунок, расст..лающийся снег, оп..реться на плечо, разб..рут завалы, провести к..сательную, опасный подж..гатель, бл..стать на солнце.
Списать, вставив пропущенные буквы. Выделить корни с чередованием гласных, графически обозначить условия их выбора.
Тв..рение, домашняя утв..рь, несг..раемый шкаф, скл..ниться над ручьем, откл..нение в сторону, раств..рить окно, накл..нять голову, сотв..рение мира, яркая з..рница, оз..рить небо, откл..няться на прощание, пог..релец, яркое тв..рчество, заг..релый отдыхающий, ярко разг..релся, уг..р, з..рька, оз..ренный, покл..няться божеству, раскл..нялся перед зрителями, совершить покл..н.
Списать, вставив пропущенные буквы. Выделить корни с чередованием гласных, графически обозначить условия их выбора.
Выпл..вка чугуна, хороший пл..вец, пл..вучие льды, рыбные пл..вники, пл..вучая глина, обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, пром..кашка, непром..каемые сапоги, м..кнуть сухарь в молоко, держать р..внение, подр..внять кусты, ур..вень, составить ур..внение, ср..внять количество, ср..внить результат, пор..вняться, р..весник родителей, зар..внять канаву, вым..кнуть под дождем, попл..вок, хорошая пл..вучесть, российская пл..вчиха.
multiurok.ru
Тренировочные задания по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»
МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.Л.Яценко» Красногвардейского района Белгородской области
Карточки по русскому языку в 6 классе по теме
«Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Учитель русского языка и литературы
Кубрак Н.А., 2015
Карточки по русскому языку
Тема урока «Правописание чередующихся гласных в корне слова» 6 класс
Карточка№1.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень и условия выбора.
Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, вым_кший под дождем, ур_внять в правах, соч_тание звуков, непром_каемый тент, р_весник века, вьющееся р_стение, зам_реть от восторга, разж_гать вражду.
Карточка№2.
Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, выр_щенный р_сток, прот_реть окна.
Карточка№3
Спишите текст, выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм
Ира очень ак(к)уратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Чтобы выполнить правильно задание, нужно знать условия написания чередующихся гласных в корне, так как данные корни нельзя пытаться проверить ударной позицией, а также необходимо помнить про слова- исключения.
Ответы:
Карточка №1.
Прилагаемые, прикосновение, блистающий, вымокший, уравнять, сочетание звуков, непромокаемый, ровесник, растение, замереть, разжигать.
Карточка №2.
Расположиться, собираться, застелить, прилагаемые, блистать, убирать, упираться, коснуться, изложение, обжигать, ростовщик, вытереть, растирать, выращенный росток, протереть.
Карточка №3.
Аккуратная, убирает, отдирает, стирает, запирает, застилает, зажигает, блестит, не считается, умирает, уберет, отдерет, запереть, застелить, протереть, блестело, не умер бы.
Оцените свои результаты.
Критерии оценки:
«5»- нет ошибок;
«4»- 1-2 ошибки;
«3»- 3-4 ошибки;
«2»- 5 и более ошибок
Используемая литература:
1.Дейкина, А.Д., Раздаточные материалы по русскому языку. 6кл. [Текст]: учебное пособие / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- 2-е изд.стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-137 [7]с.- (Раздаточные материалы).-ISBN-978-5-358-02056-6
2.Ромашина, Н.Ф., Русский язык. 5-9 классы [Текст]: тесты и проверочные работы для текущего и обобщающего контроля/ Н.Ф. Ромашина.- Волгоград: Учитель, 2008.- 113с.- ISBN-978-5-7057-1327-1
infourok.ru
Таблица и упражнения по теме Чередование гласных в корне слова
Таблица «Чередующиеся гласные в корне слова»Цель данной таблицы: напомнить учащимся правила чередования гласных О – А , Е – И, в корнях слов, систематизировать , отработать практические навыки.
и или е
им или ин
(
бир а – бер
дир а – дер
тир а – тер
жиг а – жег
мир а – мер
чит а – чет
стил а – стел
блист а — блест
Примеры:
выбирать – выберу
удирать — выдерет
натирать — утереть
зажигать — выжег
замирать- замер
вычитать — вычесть
расстилать – выстелить
блистать — блестеть
Им (ин) пишется в глаголах несовершенного вида.
Пример:
снимать – снять, разминать – размять
о – а
раст, ращ — а перед ст , щ
растение, выращивать – росли
Исключение: ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, отрасль
гбр – гор
загар – загорелый
клбн – клон
кланяться — поклониться
твбр – твор
тварь – творение
збр – зур
зарево — зорька
зар – всегда безударная
заря, зарница
скак – скоч
скакать – выскочить
плав – плов
плавание, плавник
Исключение: пловец, пловчиха, плывун
ровн (в значении «ровный, гладкий»)
Пример: подровнять грядку
Исключение: подравняться в шеренгах, поравняться с кем – либо, равнина, поровну
(
кас а — кос
касаться – коснуться
(
лаг а — лож
излагать – изложить
мак (в значении «опускать, погружать в жидкость»)
Пример: макать кисточку в стакан
мок (в значении «пропускать, впитывать влагу» )
Пример: промокательная бумага
равн (в значении «равный, одинаковый»)
Пример: равнение в строю
раст, ращ — а перед ст , щ
растение, выращивать – росли
Исключение: ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, отрасль
гбр – гор
загар – загорелый
клбн – клон
кланяться — поклониться
твбр – твор
тварь – творение
збр – зур
зарево — зорька
зар – всегда безударная
заря, зарница
скак – скоч
скакать – выскочить
плав – плов
плавание, плавник
Исключение: пловец, пловчиха, плывун
ровн (в значении «ровный, гладкий»)
Пример: подровнять грядку
Исключение: подравняться в шеренгах, поравняться с кем – либо, равнина, поровну
5 класс
Пол…жение незавидное, первое сл…гаемое, прав…льное предл…жение, разобрать прил…гательное, произвести сл…жение, отл…жить в сторону, распол…житься на поляне, ул…жить в кр…вать, прил..гать усилия, клас…ное изл…жение, хорошо выр…сти, выр…щенный цветок, б…рёзка подр…сла, хорошо выр…сла, пр…красное р…стение, взр…щённый овощ, зар…сли кустарника, р…стительный мир, длин…ые водор…сли, предл…гать решить, прол…жить дорогу, маленький р…сток, разр…статься в стороны, р…сти (в)верх, пшеница взр…сла, хорошо подр…сти, обр…стать зн…комыми, зар…сли камыша, хороший возр…ст, предл…гать помощ…, предл…жить с…действие, изл…гать содержание, высказать предпол…жение, предпол…гаемая встреча, выб…рут д…л…гатов, выб…рают уч…ников, зап…реть ворота, зап…рать на ключ, ум…реть от ран, ум…рать от болезни, выт…рать ноги, выт…реть доску, нач…нать выступление, прин…мать рез…люцию, выч…тать из зарплаты, расст…лить скатерть, соб…рательный обр…з, бл…стательная победа, бл…стящий успех, нач…нающий спорт…мен, изб…рательная к…мпания, соб…рёмся к…мпанией, заж…гательная речь, пол…гаться на случай, зам…рать от страха, новое словосоч…тание,
6 класс
Соб…рать цветы, бл…стать на к…рн…вале, к…саться рукой, выт…реть стол, заж…гательный танец, лёгкое пр…к…сновение, подб…ру материал, оп…реться о плеч…, изл…гать материал, зам…рать от восторга, пол…жить в рю…зак, бл…стеть на со…нце, прик…саться к стенду, к…снуться друга, к…сание плеча, прямая к…сательная, подл…жить дрова, разл…гать на множ…тели, произвести сл…жение, д…клад прил…гается, отр…сль производства, маленький р…сто
weburok.com
Тренировочные упражнения и тестовые задания по теме «Правописание гласных в корне слова»
Задания А13 ЕГЭ, В2 ГИА
Полужирное начертание== Упражнение 1. Правописание безударных проверяемых гласных в корне ==
Запевать куплет — запивать лекарство, отв_рить картошку — отв_рить окно, пол_скать белье — пол_скать котенка, местный ст_рожил — ст_рожил склад, посв_тить себе фонариком — посв_тить себя науке, прим_рять платье — прим_рять поссорившихся, промышленность разв_вается — флаги разв_ваются, ум_лять достоинства — ум_лять о помощи, ч_стота колебаний — ч_стота помещения. Возр_ждение, восхв_ление, гарм_нировать с чем-либо, загл_денье, высокое загр_ждение, задр_жать от страха, землетр_сение, изнем_гать от усталости, к_лючий, м_рщинистый, насл_ждаться, неисс_каемый источник, обл_котиться о перила, обн_жить пороки, обн_вленный, огл_вление, опл_тить проезд, оп_лчение, отт_пель, оч_ровательная девушка, погл_щение влаги, пож_лой человек, пок_яние, пор_девший, пренебр_жительный, прип_ять деталь, просв_щение, раз_бщенность, разъ_ренный, раск_лить печь, раст_лковать, р_скошный, сож_ление, сокр_щение, спл_ченный, сл_пить из глины, см_риться с обстоятельствами, увл_кательный рассказ, ув_дающие цветы, угн_тение, уд_вляться, уед_ненное место, укр_титель, елочные укр_шения, упр_щенный разбор, уск_рение.
Упражнение 2. Правописание чередующихся гласных в корне
Пробираться, соберут, разбирать, отберет, заберется, выбирать, продираться, дерется, замереть от страха, умирающий, отмирающие обычаи, упереться, запереть дверь, отпирать замок, упирающийся, отпереть, протирать, вытереть, растирать, постелить, расстилать, блистательный успех, блестеть, зажегательный, выжигать. Прикасаться, прикоснуться, прикосновение, неукоснительно, касательная. Излагать, расположение, прилагательное, приложение, слагаемые, сложение. Подрасти, отрастить, выращенный, возрастной, ростовщик, заросли, отрасль, поросль, костюм на вырост, подростковый. Несгораемый, загорелый, догорать, подгореть. Заря, озарение. Преклонение, склонять, поклониться, наклоняться. Благотворительность, творение мастера. Плавучий, поплавок, пловец, пловчиха. Обмакнуть в воду, промокательная бумага, промочить ноги, вымокли под дождем. Подровнять волосы, уравнение, равнина, равноправие, выравненный, сравнить, заровнять. Скакать на лошади, скачок, выскочка, подскочить. Необходимо различать сочетания с чередующимися гласными и безударные гласные в корне сл.
Упражнение 3. В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?
1)прикоснуться к стеклу,
2) косой взгляд,
3) касаться горячей плиты,
4) касаться этого вопроса,
5) острая коса,
6) коснуться ногами дна реки,
7) касательная линия,
8) неосторожные прикосновения,
9) русая коса,
10) лучи, касавшиеся деревьев,
11) косогор.
Упражнение 4. Спишите, распределяя слова по столбикам:
а) слова с безударной гласной в корне,
б) слова с чередующейся гласной в корне.
Б..гущий, б..льной, ж..леть, м..ролюбивый, нав..рить, поб..дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, нал…денелый, поб…лить, обн…влённый, загл…дение, кл…ёнка, позв…нить, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, ш…рстяной, ш…повник, зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, сп…шите видеть, сп…шите данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть на лужайке, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, обж…гание, оп…реться, проб…раться, подн…мать, соч…тание, отм…реть, к…саться, прик…сновение, предл…гать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.
wiki.ippk.ru