cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Исторический источник определение 4 класс окружающий мир – Мир глазами историка | okrmir1234

Мир глазами историка | okrmir1234

Мир глазами историка

1. Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Прошлое надо знать, чтобы не повторять его ошибок. Чтобы знать как жили люди тогда, что было раньше, а чего не было. Как развивался мир и моя страна.

2. С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История — это наука о прошлом (рассказ о прошлом, прошлое людей).
Исторический источник — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Археология — это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

3. Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».

  1. В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.
  2. В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.
  3. Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашел старинную монетку.
  4. В конце XVIII века в Москве появилось прекрасное здание — Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.
  5. В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке.
  6. В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду.
  7. Из программы новостей Олеся узнала о то, что в зоопарке появился на свет детёныш амурского тигра.

4. Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

Книги, монеты, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, картины, рисунки, летописи.

А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1—2 примерами из тех, которые они привели.

5. Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.

Где находится это место?
Как закончился этот поединок?
Кто эти люди?
Какие народы воевали в этой войне?
Когда состоялся этот поединок?

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

На картине художника Михаила Ивановича Авилова «Поединок на Куликовом поле», которая была написана в 1943 году, изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем.

Это был один из самых известных поединков в российской истории. Он состоялся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, расположенном на берегах реки Непрядвы (сейчас это место находится на территории Тульской области).

Именно с поединка Пересвета и Челубея и началась Куликовская битва — битва русского войска под предводительством князя Дмитрия Донского с татарским войском под водительством темника Золотой Орды Мамая. 

В те времена поединки между самыми сильными войнами вражеских войск устраивались для того, чтобы определить какая из армий будет атаковать первой. Решить это было невероятно важно, особенно в ситуациях, когда противоборствующие стороны были примерно равны. Дело в том, что атакующая первой армия всегда несла большие потери.

В поединке на Куликовом поле оба богатыря погибли, но победа осталась за русским воином Пересветом, поскольку он сумел доехать на коне до русских войск, а Челубей остался лежать на месте схватки. 

Благодаря подвигу Пересвета русские войска получили преимущество в битве и победили на Куликовом поле. Это сильно пошатнуло господство Золотой Орды и стало первой ступенью к освобождению Руси от золотоордынского ига.

okrmir1234.ru

Что такое исторический источник?

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта.

Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники. Виды

Существуют разные виды исторических источников. Они могут быть:

  • вещественными,
  • письменными,
  • изобразительными
  • устными.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Безусловно, такой источник не может быть однозначным доказательством, ведь такую картину могли нарисовать на стене не по реальным событиям, а просто изобразить свои фантазии. Именно поэтому только на изобразительных источниках основывать факты не возможно. Для этого ищут более прочные доказательства. Рассматривая тот же пример, историки начинают раск

elhow.ru

Введение в историю — Исторические источники

1. Что такое исторический источник.

 

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

 

Исторические источники —  все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

 

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

 

 

2. Виды исторических источников

 

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

 

 

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

 

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука

археология, поэтому вещественные источники иногда называют археологическими. Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.

 

 

 

 

 

Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

 

Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

 

 

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и  реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

 

 

 

Устные источники

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.

 

 

 

Этнографические источники

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.

 

 

 

Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров.

 

 

 

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.

 

Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

 

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок — часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.

 

И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

 

Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка».

 

3. Всем ли источникам можно верить.

 

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

 

Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

 

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

 

 

Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

 

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

 

Римский Папа Стефан II (слева).  При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.

 

Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.

 

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор — современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

 

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

   

wwedenie.ucoz.com

Мир глазами историка. Исторические источники

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир

resheba.me

Мир глазами историка. 4 класс Окружающий мир Рабочая тетрадь-какие ответы?

1 Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

2 С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История — это

Исторический источник — это

Археология — это

3 Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».

1) В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.

2) В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.

3) Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашёл старинную монетку.

4) В конце XVIII века в Москве появилось прекрасное здание — Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.

5) В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке.

6) В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду.

7) Из программы новостей Олеся узнала о том, что в зоопарке появился на свет детёныш амурского тигра.

4 Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1—2 примерами из тех, которые они привели.

5 Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет «Поединок на Куликовом поле». Чтобы узнать, что изображено на картине «Поединок на Куликовом поле», можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашьЗапиши эти вопросы.

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

Мир глазами историка4 класс Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 часть-какие ответы?

1 Напишем небольшой ответ, в котором кратко объясним, почему прошлое нас интересует:

2 Запишем определения для требуемых по заданию понятий:

3 Покажем те предложения, в которых есть информация об исторических источниках:

4 Перечислим существующие и известные нам названия исторических источников и приведём свои примеры конкретных исторических источников. Привести в пример три-четыре исторических источника будет вполне достаточно:

Мои примеры исторических источников:

5 Придумаем несколько вопросов, чтобы задать их учёному по картине «Поединок на Куликовом поле»:

6 Подготовленный рассказ по картине «Поединок на Куликовом поле» вы можете найти здесь.

Источник: сайт Большой вопрос

varvarainfo.ru

Мир глазами историка (Страницы 16,17,18)

Главная › 4 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков Крючкова 4 класс

1. Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Прошлое надо знать, чтобы не повторять его ошибок. Чтобы знать как жили люди тогда, что было раньше. чего не было. Как развивался народ.



2. С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История — это наука о прошлом (рассказ о прошлом, прошлое людей).

Исторический источник — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Археология — это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.


3. Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».



4. Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

Ответ: Книги, монеты, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, картины, рисунки, летописи.

  • А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1-2 примерами из тех, которые они привели.

5. Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.

Вопросы:
  1. Где находится это место?
  2. Как начался этот поединок?
  3. Кто эти люди?
  4. Какие народы воевали?
  5. Когда был этот поединок?

  • В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.


Мир глазами географа — стр. 14-16Когда и где — стр. 19-20

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? (4 класс)

У р о к 7.

МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

Цели:

1. Познакомить учащихся с наукой историей.

2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.

3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.

О б о р у д о в а н и е: фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?

– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?

– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?

– Какие страны расположены в умеренных поясах?

– Какие страны расположены в полярных поясах?

Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».

Учитель. Выберите верное высказывание.

1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:

а) одинаково;

б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

4. Тропический пояс проходит через:

а) экватор;

б) Южный тропик;

в) Южный полярный круг.

5. Большая часть России лежит:

а) в умеренном поясе;

б) тропическом поясе;

в) полярном поясе.

6. Полярные пояса ограничены:

а) экватором;

б) Северным и Южным тропиками;

в) Северным и Южным полярными кругами.

О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).

III. Изучение нового материала.

Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

Что же изучает история?

Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Учитель предлагает рассмотреть схему:

Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.

Ученик (рассказывает, что такое архивы). Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.

Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.

Ученик (рассказывает, что такое музеи). Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.

Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.

В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.

Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.

Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?

Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о прошлом времени

И станем мы мудрей!

Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

IV. Работа по учебнику.

Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.

Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.

V. Закрепление.

Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

Учащиеся дают ответы.

Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).

Что такое история?

Ученики. История – это наука о прошлом людей.

Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

Ученики. Археологию.

Учитель. Приведите примеры исторических источников.

Учащиеся читают вывод в учебнике на с. 41.

Домашнее задание.

С. 35–41.

Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *