cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Экологическая проблема мусора 4 класс – Исследовательская работа по экологическому воспитанию 4 класс

Содержание

Экологические проблемы бытовых и промышленных отходов города


Промышленный и бытовой мусор, отходы – это глобальная экологическая проблема современности, которая несет угрозу для здоровья людей, а также загрязняет окружающую среду. Гниющие частицы отходов являются источником размножения микробов, вызывающих инфекции и болезни. Ранее наличие отходов жизнедеятельности человека не было острой проблемой, поскольку мусор и различные вещества перерабатывались естественным путем в природных условиях. Но ныне человечество изобрело такие материалы, которые имеют огромный срок разложения и естественным путем перерабатываются несколько сотен лет. Но дело не только в этом. Количество отходов за последние десятки лет стало невероятно огромным. Среднестатистический житель мегаполиса в год производит от 500 до 1000 килограмм мусора и отходов.

Отходы бывают жидкие и твердые. В зависимости от их происхождения, они имеют разный уровень опасности для экологии.

Виды отходов

  • бытовые – отходы жизнедеятельности человека;
  • строительные – остатки строительных материалов, мусор;
  • промышленные – остатки сырья и вредные вещества;
  • сельскохозяйственные – удобрения, корма, испорченные продукты;
  • радиоактивные – вредные материалы и вещества.

Решение проблемы отходов

Чтобы уменьшить количество мусора, можно перерабатывать отходы и вырабатывать вторсырье, пригодное для последующего использования в промышленности. Существует целая индустрия мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, которые перерабатывают и утилизируют мусор и отходы городского населения.

Люди из разных стран изобретают всевозможные варианты использования переработанного сырья. К примеру, из 10 килограмм отходов пластмасс можно получить 5 литров топлива. Очень эффективно собирать использованную бумажную продукцию и сдавать макулатуру. Это позволит уменьшить количество вырубленных деревьев. Удачное использование бумажного вторсырья – это изготовление теплоизоляционного материала, который применяется как утеплитель в жилище.
Значительно улучшит состояние окружающей среды надлежащий сбор и перевозка отходов. Промышленные отходы должны утилизироваться и удаляться в специальные места самими предприятиями. Бытовые отходы собираются в камеры и ящики, а затем вывозятся мусоровозами за черту населенных пунктов в специально отведенные для отходов места. Только эффективная стратегия решения проблем отходов, которую контролирует государство, поможет сохранить окружающую среду.

Экологические проблемы отходов: социальный ролик

Сроки разложения мусора и отходов

Если вы думаете, что мимолетно выброшенная бумажка, полиэтиленовый пакетик или пластиковый стаканчик не причинит никакого вреда нашей планете, вы глубоко заблуждаетесь. Чтобы не утомлять вас аргументами, просто приведем цифры – время разложения конкретных материалов:

  • газетная бумага и картон – 3 месяца;
  • бумага для документов – 3 года;
  • деревянные доски, обувь и банки жестяные – 10 лет;
  • детали из железа – 20 лет;
  • жвачки – 30 лет;
  • аккумуляторы для автомобилей– 100 лет;
  • пакетики из полиэтилена – 100-200 лет;
  • батарейки – 110 лет;
  • шины от авто – 140 лет;
  • бутылки из пластика – 200 лет;
  • одноразовые подгузники для детей – 300-500 лет;
  • банки из алюминия – 500 лет;
  • стеклянные изделия – более 1000 лет.

Вторичное использование материалов

Вышеуказанные цифры заставляют задуматься о многом. Например, о том, что применяя инновационные технологии, можно использовать вторсырье и на производстве, и в быту. Далеко не все предприятия отправляют отходы на переработку по причине того, что необходима техника для их транспортировки, а это дополнительные расходы. Однако эту проблему открытой нельзя оставлять. Эксперты считают, что за неправильную утилизацию или своевольный выброс мусора и отходов, предприятия нужно облагать высокими налогами и большими штрафами.

Как и в городе, так и на производстве нужно сортировать мусор:

  • бумага;
  • стекло;
  • пластик;
  • металл.

Это ускорит и облегчит процедуру утилизации и переработки отходов. Так из металлов можно делать детали и запчасти. Из алюминия производятся некоторые изделия, и в этом случае используется меньшее количество энергетических ресурсов, чем при добыче алюминия из руды. Текстильные элементы применяются для улучшения плотности бумаги. Использованные покрышки можно переработать и делать из них некоторые резиновые изделия. Переработанное стекло подойдет для производства новых товаров. Из пищевых отходов готовится компост для удобрения растений. С одежды снимают замки, молнии, крючки, пуговицы, замки, которые можно в дальнейшем повторно использовать.

Проблема мусора и отходов достигла глобальных масштабов. Однако специалисты находят пути их решения. Чтобы существенно улучшить ситуацию, каждый человек может собирать, сортировать мусор, и сдавать его в специальные пункты сбора. Еще не все потеряно, поэтому действовать нужно сегодня. К тому же вы можете найти новое применение старым вещам, и это будет лучшим решением данной проблемы.

ecoportal.info

Экологическая проблема мусора и утилизации отходов в мире

Экологическая проблема мусора на сегодняшний день является глобальной задачей для экологов всего мира. С началом технического прогресса появились новые материалы, требующие особых условий утилизации и переработки. Объемы потребления ежегодно увеличиваются, что вызывает рост количества отходов. Правильная утилизация мусора поможет избежать загрязнения планеты.

Вред, который наносит мусор окружающей среде

Какой вред наносит мусор окружающей среде

Производственные отходы, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные, содержат токсичные и химические вещества. Они негативно влияют на окружающую среду – например, зараженный отравляющими веществами участок полностью убивает все живое на своей поверхности, почва становится непригодной для дальнейшего использования, ухудшается воздух и появляются другие проблемы.

Токсичные компоненты составляют четверть от всего мусора, из них 30% утилизируются. Остальные отходы остаются на земле либо попадают в воду. Продукты разложения мусора убивают живые микроорганизмы, отравляют почву и могут вызвать серьезные заболевания у населения.

Опасность несет и пластик. Эти материалы длительное время разлагаются, период распада достигает до 300 и более лет. Если не заниматься утилизацией пластика, он может быстро покрыть собой большую часть земной поверхности. Чтобы этого избежать, ученые разработали технологии, которые позволяют перерабатывать пластмассовый утиль в дизельное топливо, не вредя экологии.

Различные бытовые отходы менее опасны, чем химические, но их объемы огромны. Если не утилизировать их, свалки и полигоны будут заполнены, а в результате их скопления будет происходить загрязнение окружающей среды.

Способы борьбы с мусором

Ежегодно каждый житель мегаполиса производит до нескольких сотен килограмм мусора. Это наносит огромный урон окружающей среде. Такие крупные объемы отходов могут использоваться в качестве вторсырья и помогают добывать важные продукты – топливо, строительные ресурсы. Это позволит не только уменьшить проблему мусора, но и сохранить финансовые и экологические ресурсы.

Вторичная переработка отходов

Примеры мусоропереработки:

  • Метан – он выделяется в процессе разложения и может использоваться для газификации предприятий и населенных пунктов.
  • Пластик, бумага – позволяют получить качественные материалы для нового использования.
  • Из пищевых отходов производится питание для скота и удобрение для растений.
  • Металлолом – после переработки используется в любых отраслях промышленности.
  • Резина – обычно измельчается в крошку и затем используется в промышленности. Переработанные автомобильные шины используются для производства автошин и резиновой обуви.
  • Электроника – из электронных товаров извлекают химические элементы, в том числе и драгоценные металлы, которые можно переработать и использовать в новых приборах.

Что касается полимеров, то возможность их повторного использования довольно сложна из-за высокой степени загрязнения, но в некоторых случаях это становится выгодным. К примеру, из полимеров можно производить бетонные изделия, древесно-полимерные плиты, строительные материалы, когда не особо важна степень очистки материала.

Развитие технологий для создания вторсырья еще только развивается и требует больших финансовых вложений, но уже в ближайшие годы это окупится и позволит нормализовать экологическую ситуацию в мире, сократить выброс ядовитых веществ и сократить риск возникновения болезней.

Сортировка мусора

Экологические проблемы отходов должны решаться уже на начальном этапе – на сортировке. Многие европейские страны активно используют контейнеры, разделенные на несколько типов: стекло, пластик, макулатура, алюминий, пищевые отходы и прочие. В России на данный момент к практике разделения мусора еще не пришли, во дворах стоят мусорные контейнеры, в которые граждане скидывают все накопленные дома отходы. Такой подход негативно сказывается на последующей утилизации и переработке.

Как правильно сортировать мусор

Решение проблемы с мусором в других странах

Как бороться с мусором — должна решить каждая страна, оставлять эту проблему в стороне нельзя. Большинство европейских стран на законодательном уровне занимается борьбой с отходами. Для этого существуют муниципальные программы по борьбе с вредными отходами. Основными пунктами программ являются:

Борьба с отходами в других странах

  • Мусороперерабатывающие и мусоросжигающие заводы.
    Они строятся как в мегаполисах, так и в небольших поселениях. Они вносят весомый вклад в проблему переработки мусора.
  • Финансовое поощрение добровольных сборов – особенно распространено в Европе, где люди получают прибавку к зарплате.
  • Штрафы – государство накладывает штрафные санкции на тех, кто выбрасывает мусор в неположенных местах.

А также создают специальные пункты приема – в Германии в стоимость напитка включается стоимость его тары, поэтому использованные банки и бутылки можно сдать в любой магазин и получить назад этот залог (около 10–20 центов). В России распространен сбор макулатуры, особенно в различных учебных заведениях. За сданные бумагу, тетради и газеты школьники получают шанс отправиться на экскурсию.

Организовываются и группы по уборке города – власти прибегают к стимуляции горожан очищать от сора свой населенный пункт. Нередко подростки, собирающие отходы и сдающие их в спецпункты, получают финансовое вознаграждение. В Нидерландах за сбор получают купон, дающий льготы на оплату коммунальных услуг. Это позволяет уменьшить засоренность городов.

Видео по теме: Мусор — документальный фильм

vtorexpo.ru

Мусор – экологическая проблема наших дней. Проблема утилизации отходов на примере г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Введение

Актуальность темы исследования.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

(Презентация, слайд 2)

Снег растаял и улицы нашего города «кричат» об этой проблеме. Наше настоящее – это огромные мусорные свалки вокруг городов, плохая экологическая обстановка, загрязнённые территории. Общегородские свалки, мусорные полигоны переполнены смешанным мусором, до 80 % которого могло бы стать качественным вторсырьём при условии его раздельного сбора.

Отходы, которые в огромных количествах накапливаются в наших домах, урнах относятся к категории твёрдых бытовых отходов. В их образовании мы принимаем самое непосредственное участие. Они влияют на качество среды, являются источником экологической опасности: распространяют запах и являются средой для разложения болезнетворных бактерий, грызунов — переносчиков инфекционных заболеваний. Поэтому являются серьёзной опасностью для здоровья населения. 

Проблема отходов существует с давних пор. Ещё древние люди, обитавшие в пещерах, устраивали свалки мусора за пределами своих жилищ. Такие отходы легко разрушались в результате естественных природных процессов. Развитие цивилизации породило лавинообразный рост количества отходов. Чем лучше мы живём, тем больше потребляем различных товаров, а значит, производим больше мусора. Число мусороперерабатывающих заводов в России на сегодняшний день мало. Количество твёрдых бытовых отходов с каждым годом увеличивается.

Цель работы: проследить путь бытовых отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, понять причины загрязнения окружающей среды. (Презентация, слайд 3)

Задачи работы:

1) Изучить литературу по  проблеме бытовых отходов в России, в частности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;                                             
2) Выявить пункты приема и переработки вторичного сырья в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга;
3) Исследовать и описать мусор, накопленный в мусорной корзине одной семьёй за одну неделю;              
4) Исследование аспектов формирования у подростков осознанного отношения к утилизации бытового мусора. Анкетирование учащихся, изучение мероприятий, проводимых по экологическому направлению в ГБОУ Гимназии № 196 Красногвардейского района.                                 
5) Рассмотреть варианты уменьшения бытовых отходов. 

Объектом исследования: экология.

Предмет исследования: бытовые отходы, проблемы утилизации мусора, возможность вторичного использования и переработки.

Гипотеза исследования: проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. Вопрос раздельного сбора отходов и их переработки актуален.

Методы работы, используемые в исследовании: сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация и обобщение полученного материала, логическое изложение материала, анкетирование.

Приложение.

Глава 1. Современное состояние проблемы

В древних цивилизациях (египетской, греческой и римской империях) утилизация мусора была организована очень тщательно. В Древней Греции существовал закон о том, что мусор необходимо обязательно вывозить за пределы городской черты, расстояние должно быть не меньше 1 км. Как результат, после издания данного указа, улучшилось санитарное состояние городов, снизилась заболеваемость различными инфекционными болезнями.

С приходом Средневековья мусор перестал вывозиться за пределы города. Этим вопросом никто не интересовался и не занимался. Во Франции, жители Парижа и других крупных городов выбрасывали свои бытовые отходы из окна прямо на улицу. Очень редко для сбора и размещения мусора в некоторых европейских городах организовывались выгребные ямы или канавы, зачастую же, прямо на площадях, перед домами валялись пищевые отходы и даже отходы из туалета.

В старину в России вопросы с уборкой мусора не пускали на самотёк. В зависимости от местности, этот мусор называли по разному. Но не только мусор, но и людей, занимавшейся уборкой — самой грязной работой. Всяческий хлам назывался СВОЛОЧЬЮ(ударение на вторую букву о). Поэтому раньше в России мусору уделяли внимание, собирали его, в отличие от Средневековой Европы. (Презентация, слайд 4)

Центр экологической политики и права при Йельском университете   (Yale Center for Environmental Law and Policy) опубликовал результаты глобального исследования стран мира по уровню экологической эффективности в 2016 году (The Environmental Performance Index 2016).
Исследование экологической эффективности измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях, которые отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности её экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень её нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии. В 2016 году исследование и сопровождающий его рейтинг охватывает 180 стран.
В этом году мировым лидером по уровню экологической эффективности стала Финляндия. В первую десятку лидеров также вошли: Исландия, Швеция, Дания, Словения, Испания, Португалия, Эстония, Мальта и Франция. Россия занимает в рейтинге 32 место из 180. Самыми неблагоприятными странами с точки зрения экологической эффективности признаны Мадагаскар, Эритрея и Сомали.

1.1. Влияние бытовых отходов на окружающую среду

Бытовые отходы (далее сокращение ТБО) возникают в любом случае и в любой ситуации.

Различают пять степеней воздействия ТБО:

  • 5-я степень опасности. Утилизируемые ТБО. Влияние на экологию очень низкое. Мусор подвержен переработке без существенного воздействия на окружающую природную среду. Примеры — осколки керамической плитки и посуды, обломки кирпича, пищевые остатки, древесная стружка.
  • 4-я степень опасности. Среднеопасные ТБО. В эту группу входят все отходы с периодом естественного распада до 3 лет. Несмотря на то что их присутствие нарушает экологическое равновесие в природе, степень опасности таких ТБО определена как низкая. Примеры — древесина, макулатура, автомобильные покрышки, пластик.
  • 3-я степень опасности. Опасные отходы. Воздействие на природу – сильное, влекущее нарушение экологической системы. Срок восстановления природы после воздействия таких ТБО составляет около 10 лет, причем срок отсчитывается после ликвидации источника воздействия. Примеры — виды цементного раствора, краски, ацетон, металлические предметы.
  • 2-я степень опасности. Высокая опасность. После воздействия на экологию полное восстановление баланса возможно не менее чем через 30 лет. Примеры — аккумуляторы с электролитами и машинные масла.
  • 1-я степень опасности. Крайне высокая опасность. Воздействие таких ТБО влечет за собой полное уничтожение природы без возможности ее восстановления. Примеры — термометры, батарейки, люминесцентные лампы. (Презентация, слайд 5)

1.2.  Способы переработки отходов

В настоящее время действуют такие виды утилизации, как:

  • Естественное разложение в природной среде.
  • Захоронение на полигонах.
  • Выделение полезных компонентов и вторичная переработка (рециклинг). (Презентация, слайд 6)

Естественное разложение в природной среде.

При таком способе сроки разложения могут варьироваться от нескольких дней до нескольких десятилетий. Вот некоторые примеры:

1. Пищевые отходы — срок разложения 30 дней

2. Газетная бумага — срок разложения 1-4 месяца

3. Листья, семена, веточки — срок разложения 3-4 месяца

4. Офисная бумага — срок разложения 2 года

5. Железные банки — срок разложения 10 лет

6. Старая обувь – срок разложения 10 лет

7. Обломки кирпича и бетона — срок разложения 100 лет

8. Фольга — срок разложения более 100 лет

9. Электрические батарейки — срок разложения 110 лет

10. Резиновые покрышки — срок разложения 120-140 лет

11. Пластиковые бутылки — срок разложения 180-200 лет

12. Алюминиевые банки — срок разложения 500 лет (почти самый опасный мусор) (Презентация, слайд 7)

Захоронение на полигонах.

Захоронение наиболее распространенный способ. Он подходит, только для мусора, который не подвержен самовозгоранию. В наши дни обычные свалки уступают место полигонам, оснащенных системой инженерных сооружений, которые препятствуют заражению наземных и подземных вод, атмосферного воздуха. В развитых странах на полигонах устанавливают улавливатели газа, образующегося в процессе разложения. Его используют для получения электроэнергии, отопления помещений и нагрева воды.  (Презентация, слайд 8)

Рециклинг.

Термин «рециклинг» («recycling» — из английского языка) —  это приведение отработанного сырья, реагентов в рабочее состояние. Это повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора. (Презентация, слайд 9)

В России, в целом и в Санкт-Петербурге в частности, рециклинг является пока новым понятием, хотя ситуация начала меняться – государство обратило внимание на экономическую прибыль, которую может дать возвращение в оборот ценных компонентов отходов.

Классы рециклинга:

  • Механический рециклинг
  • Инсинерация
  • Рециклинг пиролизом
  • Химический рециклинг

Механический.

Этот класс объединяет операции нарезки и измельчения отходов, с последующим использованием их в качестве наполнителей для новых материалов. Существуют технологии, которые позволяют получать качественное и дешевое сырье.
Однако он не лишен недостатков. Основной из них – возможность самовозгорания материалов при измельчении.

Инсинерация.

Самый простой класс рециклинга – сжигание отходов с целью получения энергии. Его основное преимущество – уменьшение объемов отходов, предназначенных для вывоза на свалки и полигоны.
Главный недостаток инсинерации – выделение в атмосферу токсичных газов и канцерогенов. В нашем регионе инсинерация проводится на мусоросжигательных заводах.

Пиролиз.

Процесс нагрева отходов происходит в инертной атмосфере (бескислородное сжигание). Сырье не горит, а постепенно распадается на простые элементы с выделением большого количества энергии. Продукты пиролиза по калорийности превосходят такие традиционные виды топлива, как газолин и нефтяной мазут.

Химический.

Его суть заключается в том, что однородные виды отходов обрабатывают химическими реагентами, в результате чего получается сырье, которое идет на производство обмоток для кабелей, лакокрасочных материалов, дорожных покрытий.

Глава 2. Проблема утилизации отходов на примере г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Мусор, накапливающийся с каждым годом, является серьезной проблемой  Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Мощности новейших технологий хватает лишь для переработки 5 % областного и 15 %  городского мусора.(Презентация, слайд 10)  Жизнь в Ленинградской области ежегодно проходит с образованием 4,3 млн.м3 мусора, 95 %  которых сжигается и захоранивается.Многие полигоны находятся в антисанитарийном состоянии, что составляет дискомфорт жителям на прилежащих территориях.  Примером является самая большая свалка в Ленинградской области в Ломоносовском районе — полигон «Южный».

Благодаря полигонам «Новый Свет» и «Красный Бор» Ленинградская область в рейтинге экологов по всей России заняла 83 место с конца из 85 возможных.

Общественная организация «Зеленый Путь» опубликовала очередной экологический рейтинг. В нём Ленинградская область заняла 83 место из 85 регионов. Хуже 47 региона оказались только Свердловская и Челябинская области, а самым чистым регионом стала Тамбовская область, обогнавшая республику Алтай.

Отметим, что 2017 год провозглашен властями Ленобласти Годом экологии.

В Санкт- Петербурге с экологией всё неплохо: город попал в десятку экологически-чистых регионов и занял 9  место. 
«Это место для Ленинградской области по экологической обстановке вполне закономерно, учитывая, что в регионе полностью провалена политика обращения с отходами. Это подтверждается бесчисленным количеством несанкционированных свалок и угрожающим природе размахом пиратских полигонов, таких как выявленная ОНФ свалка на Волхонском шоссе, Янинская рекультивация и многое другое, превратившие пригородные районы Ленинградской области в зоны экологического бедствия», — рассказал 47news эколог Сергей Грибалёв.
По мнению эксперта, многие лицензированные полигоны уже на грани переполнения, а желание их увеличить приводит народным возмущениям и, как в случае с гатчинским полигоном «Новый Свет», высота которого вскоре достигнет 72 метров.

2.1. Свалки как способ утилизации

Плюсы:

Гниение мусора происходит под воздействием бактерий. При этом образуется Свалочный газ — биогаз, образующийся в результате анаэробного разложения органических муниципальных отходов.
Свалочный газ собирают, предотвращая загрязнение атмосферы, и используют в качестве топлива для производства электроэнергии, тепла или пара.

Минусы:

Находясь на открытых площадках, под воздействием атмосферного воздуха, солнца и осадков, вредные вещества размываются и проникают в землю, в почву и подземные бассейны вод, грунтовые воды.
Отходы на свалках медленно, но постоянно сгорают — тлеют. Как известно, тление представляет собой фазу сжигания, характеризуемую наибольшим образованием стойких органических загрязнителей.
Пищевые отходы ущерб природе практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
На карте области и города представлены свалки и полигоны (Приложение 1)
Самое «грязное» место на карте — район поселка Сертолово.
(Презентация, слайд 11-12-13)

2.2. Сжигание мусора

Этот метод утилизации считается эффективным при условии, что завод оснащен высокотехнологичным оборудованием. Из отходов вначале удаляют металлы, аккумуляторы, а также пластик.
(Презентация, слайд 14)

Преимущества мусоросжигания:

  • меньше неприятных запахов;
  • уменьшается количество вредных бактерий, выбросов;
  • полученная масса не привлекает грызунов и птиц;
  • есть возможность при сжигании получать энергию (тепловую и электрическую).

Недостатки:

  • дорогостоящее строительство и эксплуатация мусоросжигательных заводов;
  • строительство занимает не менее 5 лет;
  • при сжигании отходов в атмосферу попадают вредные вещества;
  • зола от мусоросжигания токсична и не может храниться на обычных свалках.

Для этого нужны специальные хранилища. По причине нехватки городских бюджетов, несогласованности с мусороперерабатывающими компаниями и по другим причинам в России и в Санкт-Петербурге в частности, пока не налажено производство мусоросжигающих заводов.
В городе действуют четыре завода, в результате деятельности которых выделяются диоксины. На этих заводах сжигается иловый осадок от сточных вод, первый из них расположен на Белом острове, второй в Ольгино, третий неподалеку от Стрельны на территории Юго-Западных очистных сооружений. Также с 2014 году, в Красном Бору, произошел запуск завода по сжиганию токсичных отходов.

Горение является сложным физико-химическим процессом, при котором образуются новые химические соединения. Несмотря на то, что на применяются технологии по разрушению диоксинов, при охлаждении газообразных выбросов происходит их восстановление. Источниками диоксинов могут быть как продукты и поливинилхлоридная упаковка, так и прочие предметы, которые содержатся в мусоре. Также мусоросжигательные заводы характеризуются выбросами металлов. Их содержание отмечено в негорючем мусоре, который возможно отсортировать перед сжиганием, и в горючем мусоре (такие как ртуть или медь), которые невозможно отделить от остальных отходов.

2.3. Размещение мусора и вторичная переработка
В настоящее время в Санкт-Петербурге и области огромное количество (большинство) отходов и, в том числе, бытовых отходов, утилизация которых происходит методом размещения.
Размещение отходов – экологический термин, который подразумевает захоронение и хранение отходов для дальнейшей утилизации.

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Завод МПБО-2» — завод по переработке в Янино.

Завод по переработке отходов находится в Янино, но его мощности по сравнению с общим объемом вывозимого «ТБО» – очень малы. В перспективе планируется строительство перерабатывающих заводов под ТБО, на которых будет осуществляться утилизация быто

urok.1sept.ru

Проблема мусора. Экологическая проблема мусора

Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются вопросы на тему экологии. Это и повсеместное загрязнение воздуха промышленными отходами и газами, и загрязнение водоемов, а также проблема мусора и утилизации отходов.

Отходов жизнедеятельности человека стало слишком много

Жизнедеятельность человека тесно связана с возникновением продуктов распада, пищевых и производственных отходов. Некоторые из них должны подвергаться правильному способу обработки, иначе они могут нанести серьезный вред окружающей среде. Кроме того, время распада многих материалов зашкаливает за 100 лет. Активное загрязнение планеты и нерешенная проблема мусора привели к глобальным изменениям – уничтожению среды для существования живых организмов.

Вывоз мусора, особенно из больших городов, становится все большей проблемой современности. Ни одна из развитых и развивающихся стран не может похвастаться налаженной системой утилизации отходов. На сегодняшний день только 60% отходов получают вторую жизнь путем переработки, куда же деть оставшиеся 40%? Сжигание или захоронение не особо целесообразно, что осложняет и без того накаленную обстановку.

Куда девать отходы?

Проблема утилизации мусора касается абсолютно всех типов отходов: от бытовых до химических. Более того, многие из них имеют опасные продукты распада, что существенно усложняет способы переработки. Мусор, разлагаясь, выделяет спирты и альдегиды, которые затем просачиваются в почву, жилые дома и попадают в воздух. И без того загрязненная окружающая среда терпит еще одно вторжение токсичных веществ. И это ведь происходит не раз в год, а каждый день и во многих местах.

Экологическая проблема мусора приобретает пугающие масштабы, ведь с каждым днем количество непереработанных отходов только возрастает, и никто не может дать четких указаний для борьбы с этой проблемой. В Италии, к примеру, уже несколько городов просто завалены неутилизированными отходами. Проблема мусора дает о себе знать наиболее остро в таких городах, как Неаполь и Палермо. Чтобы хоть как-то освободить для себя жилое природное пространство, жители сжигают мусор прямо на центральных площадях города. Страшно сказать, что творится на окраинах этих городов. Зловонные пары клубятся в воздухе и загрязняют и без того ужасный воздух.

Опасные и безопасные отходы нельзя смешивать

Проблема загрязнения мусором начинается еще с производителя товара. На производстве необходимо составить паспорт отхода, в котором должны быть четко прописаны указания по утилизации. Опасные отходы ни в коем случае не должны перемешиваться с безопасными. Смешение такого рода грозит непредсказуемыми и угрожающими здоровью последствиями. Например, полюбившиеся многим энергосберегающие лампочки необходимо утилизировать по типу опасных отходов, т. е. в специализированном для этого месте. Такой вид лампочек содержит ртуть, даже небольшой ее выброс в атмосферу грозит серьезными проблемами для безопасности проживания людей и организмов.

Далее проблема мусора продвигается к жителю и государству. Согласитесь, не каждый пользователь батарейки или той же лампочки будет беспокоиться о том, куда он выбросит эти отходы. Мусор вперемешку попадает в контейнеры, а затем в специальные машины. Это в лучшем случае. Если вдруг нарушается работа организаций, вывозящих мусор, образовывается весьма заметная проблема: город задыхается в своих отходах. Вспомните картину, происходящую в новогодние праздники. Свалки переполнены, и если бы не свежий морозный воздух, легко было бы задохнуться от запаха гниющих продуктов.

С чего начинать решение проблемы

Проблема загрязнения мусором зачастую не имеет решения из-за плохо налаженной системы вывоза, отсутствия надлежащего места или заводов для утилизации, а также компаний, совершающих такую грязную работу. Наиболее действенный, но в то же время трудоемкий процесс — перераспределение мусора на вторичную переработку или для использования в качестве удобрений. Особенно актуален метод для стран, имеющих развитую промышленность. Некоторый мусор, согласно такой политике, сжигается в печах для выработки энергии. Кроме того, переработка отходного материала в подобные новые продукты в итоге снижает затраты государства на производство и заодно решает проблему загрязнения мусором. Например, производство бумаги из макулатуры требует намного меньше затрат энергии и воды. Благодаря такому решению становится возможным решить не только проблему загрязнения мусором, но и избавить атмосферу от лишних парниковых газов.

Загрязнение водных просторов планеты

Экологическая проблема мусора затрагивает не только сушу, но даже Мировой океан. Пластиковые отходы заполняют водное пространство все больше. Площадь такой мусорной свалки превышает площадь США. Самое большое скопление мусора замечено у Калифорнийского побережья. Это самая большая в мире куча с бытовыми отходами массой около 100 миллионов тонн. Мусор плавает на глубине до 10 м в самых разнообразных формах: от зубочисток и бутылок до обломков кораблей. Весь мусор, приносимый течением, образует своеобразную водную свалку. Впервые экологическая проблема в водном пространстве была обнаружена в 1997 году. Место нахождения – Северная Тихоокеанская спираль. Связано такое скопление с циркуляцией вод, приносящих разнообразный мусор. Согласно информации ученых, такой полигон отходов является причиной смерти около 100 тысяч птиц в год. Помимо этого, пластмасса, вступая в реакции, выделяет вредные вещества, которые затем попадают и к человеку с пойманной рыбой. Существование плавучей свалки лишний раз напоминает о том, что проблема мусора давно вышла за рамки государств и приобрела мировой глобальный характер.

«Мусорная» проблема России

К сожалению, в настоящее время проблема утилизации особенно затрагивает Россию и бывшие советские республики. Подход к сбору мусора намного отличается от европейских методов. За рубежом принято расформировывать мусор в соответствии с типом отходов. Вас неминуемо оштрафуют, если в контейнер для стекла вы выбросите металл или пластик. Так намного проще производить повторную переработку мусора. В России же утилизация заканчивается на вывозе разного рода отходов на свалку. Огромные сотни гектаров загрязненной земли становятся непригодны для жизни и источают вредоносные запахи.

Мы очень далеки от решения проблемы

Непонятно, почему не принимаются меры для более рациональной утилизации отходов. Ведь когда-то, а точнее очень скоро, не хватит на Земле места для всех куч непереработанного мусора. Вместо этого возникает все больше изделий из химических материалов, которые не распадаются сами, а при разложении через сотни лет губят окружающую среду. Почему бы не прекратить производство полимеров в виде банального полиэтилена? Раньше же обходились обычной бумагой, которая прекрасно разлагалась в природных условиях и не причиняла вреда природе.

«А ты выбросил мусор в урну?»

Рассматривая проблему утилизации, стоит сказать, что от рядового человека зависит немногое. Для чистоты города или целой страны необходимы налаженный вывоз, сортировка и переработка мусорных отходов. Прежде всего, должно быть производство, предусматривающее практически полную переработку непригодного сырья. Тем не менее, не стоит мусорить и на без того загрязненных улицах. Выбрасывайте отходы в положенных местах, чтобы внести свою маленькую и возможную долю в чистоту окружающей среды.

Рисунок-символ «Проблема мусора»

Впервые переработкой мусора занялись в Великобритании 200 лет назад. В течение последних шестидесяти лет мировая общественность стала понимать всю серьезность подобного кризиса для планеты в целом. Для привлечения внимания населения к этой злободневной теме в общедоступных местах, на упаковках, на товарах широкого потребления имеется символ «проблема мусора». Он представляет 3 цикличные стрелки, замкнутые в треугольник по часовой стрелке. Чаще всего зеленого, иногда черного цвета.

Символ «проблема мусора» введен в обиход экологами в 70-х годах 20-го века для обозначения тары и упаковочного материала, которые имеют длительный срок разложения в природе, а также как отображение необходимости производственной переработки мусора. Придумал этот знак в 1970 году студент Гэри Андерсон.

Рисунок-символ «проблема мусора» на товаре может также означать, что он изготовлен из вторично переработанного мусора. Тогда три стрелки, замкнутые в треугольник, помещаются внутрь окружности. Часто такой знак можно увидеть на изделиях из бумаги или картона. Некоторые интерпретации символа были специально созданы для различных промышленных групп и обязательны к нанесению на товары.

fb.ru

Исследовательская работа по теме «Проблема мусора

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

г. Шахты Ростовской области

346527 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Индустриальная, 1г, тел. / факс (8636) 24-22-19, е-mail: [email protected]

Исследовательская работа

Тема: «ПРОБЛЕМА МУСОРА – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО КРАЯ».

Автор работы:

Аржановская Алина Артемовна,

Ученица 11 класса «Б»,

МБОУ СОШ № 20 г. Шахты Ростовской области,

телефон 89614016963

Руководитель:

Измайлова Валентина Владимировна

Учитель географии МБОУ СОШ № 20

г. Шахты Ростовской области

г. Шахты 2017 г.

Оглавление:

  1. Введение. Актуализация проблемы……………………………………….с.3-5

  2. Виды мусора…………………………………………………………………с.5-7

    1. Промышленный мусор

    2. Бытовые отходы

  3. Влияние мусора на здоровье человека……………………………………..с.7-8

  4. Утилизация бытовых отходов……………….…………………………….с.8-11

  5. Школьники в борьбе за чистоту планеты ………………………………с.12-13

  6. Заключение……………………………………………………………….…..с.13

  7. Литература……………………………………………………………………с.14

  8. Приложение…………………………………………………………………..с.15

1.Введение.

Актуализация проблемы.

Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда. Еще в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека. Несмотря на то, что в те времена не было никаких систем переработки мусора, проблема мусорного загрязнения не стояла так остро, так как отходы того времени преимущественно были пищевыми и сравнительно быстро разлагались в земле. Природа до определенного времени справлялась с переработкой отходов сама, но технический прогресс человечества сыграл важную роль в этом моменте. Появились новые материалы, разложение или переработка, которых естественным путем может длиться не одну сотню лет, и такие антропогенные нагрузки природе уже не под силу. Да, и немало важный фактор — это современный объем, производимого мусора. Он просто огромен! На каждого городского жителя, примерно, приходится от 500 до 800 кг отходов за год. И этот показатель, к сожалению, все время растет. Планету буквально заполонили мусором.

Проблема мусора и несанкционированных свалок становится все актуальней в наш XXI век — век современной цивилизации, развития науки и техники. Она является глобальной и принимает все более широкое распространение. Человечество осознало свою ошибку и придумывает современные способы борьбы с этим неприятным явлением. И, прежде всего, нужно начать с нас самих. Если человек не научится правильно утилизировать отходы жизнедеятельности, если он не поймет всю важность чистоты окружающей среды, природы и всего мира в целом, все труды ученых будут напрасны.

Ежедневно мы потребляем множество продуктов, что приводит к накапливанию таких отходов, как консервные банки, пакеты, бутылки, бумага и т.д. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Например, для полного разрушения бумаги необходимо от одного года до двух лет, консервной банки – около двадцати.

Цели исследования. Анализ проблемы мусорного загрязнения Ростовской области. Поиск новых эффективных способов утилизации мусора. Привлечь детей и взрослых к личному участию в решении проблемы твёрдых бытовых отходов.

Актуализация проблемы: Загрязнение окружающей среды — одна из важнейших проблем в наше время. С каждым годом растёт объём отходов, в том числе и токсичных. Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку. Они куплены, потреблены и выброшены. Увеличение потребления еды, воды и товаров длительного пользования приводит к увеличению выпуска пластиковых упаковок.

Для того чтобы подчеркнуть актуальность проблемы мы провели опрос для учеников нашей школы:

В опросе приняло участие 48 человек. Опрос содержал перечень следующих вопросов, на которые нужно было ответить «ДА» или «НЕТ».

1 вопрос: Как вы считаете, территория нашего края сильно загрязнена?

2 вопрос: Сильное ли влияния, оказывают ТБО на окружающую среду?

3 вопрос: Можно ли использовать мусор как сырьё для производства продукции?

4 вопрос: Нуждается ли близлежащий водоём в очистке его прибрежной зоны?

5. Предложите свои меры борьбы с мусорным загрязнением своего поселка.

Из результатов опроса можно сделать вывод, что большинство школьников обеспокоены загрязнением окружающей среды твердыми бытовыми отходами. И ребята предлагают свои меры по утилизации мусора, уборки своего двора, своей улицы.

2. Виды мусора.

По имеющимся у ученых сведениям, на каждого из жителей Земли приходится примерно по 1 тонне мусора в год. И если бы весь накопившийся за один год мусор не уничтожался, а сваливался в одну кучу, то тогда из него образовалась бы гора высотой, примерно, как Эльбрус (5642 м). И этот показатель, к сожалению, все время растет. Планету буквально заполонили мусором.

Твердые бытовые отходы разнообразны: картон и бумага, текстиль, резина и металлы, стекло и пластмассы. Гниющий мусор является благоприятной средой для множества микроорганизмов, которые могут вызывать инфекции и заболевания.

Вcе oтхoды можно пoдpазделить на пять клаccoв oпаcнocти пo вoздейcтвию на окpужающую cpеду.

Отработки, первого класса опасности, представляют угрозу всему живому на земле. Даже в малых количествах они могут привести к смерти, инвалидности, рождению больного потомства. Такие вещества, как ртуть, полоний, плутоний, свинец могут вызвать серьезную экологическую катастрофу.

Второй и третий класс опасности объединяет мусор, который может вызвать нарушение экологического равновесия, причем на его восстановление понадобятся десятилетия. В их число входят хром, цинк, соединения фосфора и хлора, мышьяк.

Малоопасные вещества четвертого класса опасности также воздействует на организм человека и живых существ. Экосистема после их воздействия восстанавливается в течение 3 лет.

Пятый класс – безопасный для экологии мусор, но даже он в больших количествах способен нанести урон окружающему пространству.

Весь мусор делится на промышленный и бытовой:

1. Промышленный мусор образуется в ходе производственных процессов. Это касается совершенно любой сферы промышленности, начиная с легкой пищевой и заканчивая тяжелым машиностроением. Отходы фабрик и заводов, стоки местных предприятий, выхлопы и выбросы в атмосферу — одна из главных головных болей не только региональных и федеральных властей, но и экологов, которые давно уже бьют тревогу.

2. Бытовые отходы образуются в процессе каждодневной жизни человека.

Пищевой мусор, упаковки и бумага, пластик, старые вещи. Разные виды мусора имеют разные требования к сбору, хранению и утилизации и степень их вреда для окружающей среды различна. Такой тип мусора утилизируется классическим способом, на полигонах. Но некоторый процент попадает на места не предназначенные для хранения мусора, также небольшая его часть продолжает оставаться на городской территории или предприятия.

Состав бытового мусора, почти везде одинаков и в большей части состоит из пищевых отходов, далее идет макулатура и старые вещи. Так же большой процент составляет уличный мусор и ремонтные отходы. Качественный состав ТБО практически не зависит от географического расположения города. Основная масса ТБО состоит из макулатуры, стеклянного боя, не пригодных к дальнейшему употреблению вещей домашнего обихода, пищевых отходов, квартирного и уличного смета, строительного мусора, оставшегося от текущего ремонта квартир, сломанной бытовой техники и т.п. Центральное место среди вывозимого ТБО в крупнейших городах России занимают бумага и пищевые отходы (61,5-73,7% от общей массы).

Сегодня злободневной проблемой становится гниющий мусор, который является благоприятной средой для развития множества микроорганизмов, которые могут вызывать инфекции и заболевания человека.

3. Влияние мусора на здоровье человека.

Существуют огромные горы мусора, в которых гниют отходы, источая зловонный запах. Час от часу бульдозеры и трактора закапывают такие свалки, но новые горы отходов не заставляют себя долго ждать. Бытовой мусор городов, как и промышленные отходы, помимо того, что несут эстетическую нагрузку, они оказывают влияние на человека и окружающую среду. А как без этого, ведь отходы являются в первую очередь, результатом жизнедеятельности человека. Человек их создал, а, значит, просто обязан в дальнейшем распорядиться их судьбой, причем не в ущерб себе и своему здоровью. Этот вопрос является очень актуальным сегодня, поскольку люди все еще сжигают мусор у себя во дворах, часто осеннюю листву не закапывают в ямы для образования компоста, а просто сжигают. На дачных участках, выливают на улицу воду с химическими добавками, в саду и на огороде порой неконтролируемо используют химикаты.

Дело в том, что при сгорании органического мусора образуются углекислый газ, водяной пар и в небольшом количестве окислы азота. Но это происходит при условии относительно большой температуры и достатке кислорода, а при малой влажности мусора температура сильно понижается. Такое явление наглядно демонстрируется при сжигании травы и листьев, оставшихся с прошлого года, когда горит только верхняя часть, а нижняя часть тлеет и дымит, а в случае недостатка кислорода выбрасывает в атмосферу большое количество вредных для человека веществ.

Главное составляющее дыма — это угарный газ — монооксид углерода СО, который является опасным для человека и химически активным соединением. Он блокирует обеспечение кислорода к тканям, легко вступая во взаимосвязь с гемоглобином крови, и по этой причине происходит отравление организма. При сжигании бытовых отходов концентрация СО приравнивается к улице с очень интенсивным движением транспорта.

Такие синтетические отходы, как поролон, пленки, пенопласт, при горении выделяют в воздух цианиды, вызывающие в бытовых пожарах большое количество смертельных случаев. В обычном костре из-за нехватки кислорода цианиды не разрушаются, выпадая в окружающую среду, а полиуретановые пены образуют плотный удушающий дым, желтого цвета, содержащий изоцианаты, вместе с сильным аллергеном и раздражителем, который называется диизоцианат толуола. Такое положение вещей негативно характеризует утилизацию отходов путем сжигания, перед тем, что гораздо безопаснее использовать компакторы и контейнеры и осуществлять вывоз мусора на спецтехнике.

Отходы медицинских, лечебных, научно-исследовательских организаций, в том числе хирургии, стоматологии и лечебных ветеринарных учреждений —

рассматриваются с позиции фактора риска появления заболеваний среди людей и животных в силу вероятного загрязнения почти всех главных элементов внешней среды: воды, воздуха, земельного покрова, и продуктов питания, внутрибольничной среды. По мнению специалистов такие потенциально инфицированные отходы являют собой эпидемиологическую опасность, которая объясняется содержанием острых предметов, возможно загрязненных или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний. Не исключено содержание опасных химически и токсичных веществ, или просроченных, бракованных лекарственных средств. Вывоз мусора, который перечислен выше, осуществляется на специализированной технике, и ежегодно медицинских отходов формируется около 1 млн. тонн.

4. Утилизация бытовых отходов.

В настоящее время на территории Ростовской области сложилась непростая ситуация с накоплением, хранением, переработкой, утилизацией и захоронением твердых бытовых отходов (ТБО). Многообразие видов ТБО, непостоянство их состава и свойств, широкий диапазон объема образования, практически полное отсутствие первичной обработки перед захоронением привели к тому, что площадь, занимаемая объектами размещения ТБО в Ростовской области, в настоящее время превышает 1,5 тысячи гектаров, и с каждым годом увеличивается. Причины увеличения количества мусора:

— рост производства товаров одноразового использования;

— увеличение количества различных упаковок;

— повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Одной из наиболее острых проблем в области является проблема размещения и утилизации твердых отходов.. Большая часть образующихся в городах и населенных пунктах области отходов размещается не на полигонах для их захоронения, а на свалках, значительная часть которых является несанкционированными. Их число уже превышает количество санкционированных. В области действуют только две линии для переработки мусора, установленные в Ростове-на-Дону и Таганроге.

В настоящее время действуют такие виды утилизации, как:

— Захоронение на полигонах;

— Естественное разложение в природной среде;

— Термическая переработка;

— Выделение полезных компонентов и вторичная переработка.

К январю 2019 года Ростов должен перейти на систему раздельного сбора отходов. Для организации мусоросортировочных комплексов не требуются новые земельные участки, их разместят на территории действующих сейчас полигонов и мусороперегрузочных комплексов. С помощью такого процесса, в большинстве случаев, сбор отходов, даёт множество вторичного материала, подлежащего переработке. Также это уменьшает негативное влияние на окружающую среду, потому как процесс гниения и горения мусора на свалках, разлагает множество химических веществ и загрязняет ими почву, если не выполнять селективный сбор отходов. Переработка отходов — важный этап процесса, но это лишь его часть. Не менее важен и первый этап — отдельный сбор отходов, которые затем отправятся на переработку. Для того, чтобы особые отходы (батарейки, макулатура, лампочки) не попадали на свалки, их нужно относить в специальные места.

Раздельный сбор мусора позволяет сократить количество отходов, которые вывозят на полигон, это снижает ресурсные затраты всей страны. Более того, не переработанный мусор выделяет диоксины и прочие вредные соединения, в том числе опасный для здоровья человека бисфенол. Такие процессы ухудшают общий фон экологии. Сбор отходов должен быть раздельным начиная с самого первого уровня, попадания в мусорные контейнеры. Такие баки имеют разные цвета, по которым можно определять, для какого они вида:

-серый (несортированные отходы, не подлежащие сортировке),

-желтый (мусор, подлежащий утилизации),

-оранжевый (пластик),

-синий (бумага),

-черный (пищевой мусор за исключением табака и напитков),

-зеленый (стекло).

Ранее в Ростове предпринимались попытки разделения отходов после доставки на сортировочный завод, где их распределяли по категориям. Но такой способ переработки не выгоден инвесторам: по мере смешивания мусора в контейнерах и грузовиках сильно снижается качество продукции. Сейчас в городе установлено более 550 контейнеров для раздельного сбора отходов разных категорий (пластика, макулатуры, стекла, ртутьсодержащих отходов и металлических банок). В нашем городе и поселке ХБК, где я живу такие контейнеры для раздельного сбора отходов уже установлены

Контейнеры в основном устанавливают активисты-экологи и небольшое количество предпринимателей. Остается проблемой и малая заинтересованность жителей в раздельном сборе мусора. Безусловно, невозможно заставить людей изменить привычный образ жизни за короткий срок, для этого нужны время и усилия. Но в последнее время по экологической образованности проводится массовая работа, создаются площадки, на которых эксперты поясняют важность внедрения такой практики в городе. В школах ведётся разъяснительная работа с учащимися на уроках и экологических кружках. Отхoды – это ресурсы и матеpиалы, кoтopые мoжнo утилизиpoвать в пpoцеccе pециpкуляции. Бoльшoй oпыт в этoй oблаcти накoплен у наших ближайших cocедей — в Финляндии. Рециpкуляция матеpиалoв пoдpазумевает иcпoльзoвание этих матеpиалoв при новом пpoизвoдcтве тoваpoв. Пpи этoм также сберегается энергия, кoтopая была бы необходима для производства еще не бывших в употреблении матеpиалoв. Органические oтхoды c большим содержанием энергии могут быть использованы для получения энергии. Во многих странах из таких отходов добывают газ, который используют для отопления или перерабатывают в электроэнергию. Если oтхoды не размещаются на свалках, а используются для замены ископаемого топлива, то выброс парниковых газов в дальнейшем coкpащаетcя.

Сегодня проблемой стал пластиковый мусор! Почему? Во первых, пластик, в отличие от всех природных материалов, может разлагаться миллионы лет, выделяя при этом в атмосферу различные вредные вещества.

Во вторых, при сжигании (а именно так поступают с пластмассовыми отходами на большинстве свалок, чтобы освободить место для новых отходов) образуются:

а) тяжёлые металлы, которые разрушают озоновый слой планеты;

б) ядовитый дым, образующийся в результате сгорания пластмассы, попадает в лёгкие человека и животных, проживающих в непосредственной близости от свалки, и наносит непоправимый вред здоровью;

в) продукты разложения пластика поднимаются в атмосферу и впоследствии выпадают обратно на Землю в виде кислотных дождей.

Любой мусор (не обязательно пластмассовый, однако более 60% мусора, производимого человечеством, содержит пластик) занимает очень много места, которое можно было бы использовать в сельскохозяйственных целях.

Рекультивировать землю, на которой хотя бы в течение нескольких лет была свалка отходов жизнедеятельности человека, практически невозможно — в почве за этот срок накапливается огромное количество веществ, препятствующих росту растений.

5. Школьники в борьбе за чистоту планеты.

А еще я хотела бы рассказать об акции «Крышки добра», которая захватила множество городов и других населенных пунктов в области. Её суть заключается в сборе крышек от пластиковых бутылок. В нашем городе некоторые школы, детские сады, в том числе МБОУ СОШ № 20 г. Шахты, в которой я обучаюсь, участвует в этой акции. В нашей школе установлены контейнеры в каждом классе для сбора крышек и ребята их собирают. Первую партию крышек (12 кг), мы отправили в сентябре совместно с гимназией №2 нашего города. Все средства, полученные от переработки этих крышек, идут на реализацию проектов благотворительного фонда «Доброе Дело», на помощь маленьким детишкам, поэтому эта акция и называется «Крышки добра».

Такая акция проходит не только в Ростовской области, но и в некоторых других регионах нашей страны. Опыт и вдохновляющий пример подала Испания, где за пять дней смогли собрать около 200 тонн крышек. В Ростовской области сделав первый вывоз, удалось собрать около 170 кг. Я надеюсь, что люди буду более инициативные и в скором времени мы сможем за маленькие сроки собрать большое количество крышек, ведь таким образом мы делаем природу чище, и помогаем тем людям, которые нуждаются в нашей помощи.

В нашей школе работает кружок «Эко», принципами деятельности, которого является, обучение различным методам изучения состояния окружающей среды, определение качества воды из различных источников, почвы и воздуха, также главных источников загрязнений и основных загрязнителей. Ребята работают в настоящее время на проектом «Из мусорной кучки – классные штучки!» — изготавливают поделки из отходов, из пластика, устраивают в школе выставки. Такие мероприятия воспитывают в детях бережливость и любовь к прекрасному.

В микрорайоне, в котором расположена наша школа, имеется водоем – это небольшое водохранилище реки Грушевка. Её воды, и прибрежные части довольно сильно загрязнены, часто отдыхающие оставляют здесь мусор после своего пребывания. Наша школа устраивает ЭКО – рейды по уборке её берегов, мы очищаем от мусора прилегающую территорию.

В этом году осенью было посажено много деревьев и кустарников в школьном дворе – береза, туя, можжевельник, кипарис.

6. Заключение. Выводы.

Проблема загрязнения планеты Земля мусором сегодня очень актуальна и останется таковой ещё очень долго, до тех пор, пока человечество не изобретёт революционно новых методов утилизации стеклянного, пластмассового и прочих видов мусора, которые позволят навсегда покончить с мусорным загрязнением нашей планеты. Пока же эти методы не изобретены, нам не стоит забывать о важности переработки мусора и следовать всем нехитрым инструкциям, которые позволят хотя бы чуть-чуть, но уменьшить его количество на Земле. Главная проблема отходов в России — низкая экологическая культура населения. К сожалению, государство практически не воспитывает население в сфере обращения с отходами. У нас слабо развита сфера переработки отходов (малое количество заводов, но большое количество свалок), редко можно встретить контейнеры для сортировки. Я живу в посёлке ХБК, и совсем недавно на улицах были установлены мусорные баки для пластиковых отходов, что уже радует. Надеюсь, что также появятся мусорные баки для стекла, для металлических банок, макулатуры, пищевых отходов. Я считаю, что для решения проблемы мусорного загрязнения необходимо, чтобы каждый человек относился к этой проблеме серьезно, от каждого из нас зависит чистота Земли. Необходимость сохранения здоровой экологической среды заставит государственные структуры перенимать опыт развитых стран. Они столкнутся с необходимостью эффективно решать проблемы утилизации и переработки отходов разных категорий, а также переходить на экологически чистые технологии производства.

Моя работа может быть использована на экологических уроках, во внеклассных мероприятиях, всем кому не безразлично будущее нашей Земли.

7. Литература.

1. Алимкулов С. О., Алматова У. И., Эгамбердиев И. Б. Отходы — глобальная экологическая проблема. Современные методы утилизации отходов.

2. http://www.kdrus.com/rnd?lightbox=dataItem-iyc38rf8

3. Научно-методический электронный журнал «Концепт». Ерошева И. Ю., Костецкий Р.

4. https://xreferat.com/112/3032-1-istochniki-zagryazneniya-vodoemov-basseiyna-verhnego-dona.html

5. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек /Ю.В.Новиков. – М.: Изд. ФАИР-Пресс, 2003. – 560с

8.Приложение.

  1. Акция « Крышки добра».



  1. Уборка школьного двора.



  1. Экологические рейды по уборке берегов реки Грушевки.

Лебеди прижились на реке «Грушевка»..

5.Мусорные контейнеры на улицах нашего поселка ХБК:


6. Красивые поделки. «Классные штучки из мусорной кучки»







Экскурсия в парк города…

infourok.ru

Урок окружающего мира по теме «Экологические проблемы». 4-й класс

Задачи.

Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды:

Оборудование: Учебник “Окружающий мир”– А.А.Плешаков, Е. А. Крючкова, рисунки на тему: “Будь природе другом!”, мультимедийная установка, компьютер, физическая карта мира, магнитофон, аудизапись Э.Грига “Утро”, карточки “Экологические ситуации”, презентация “Экологическая проблема города Луги”, реклама “ Сохраним наш город в чистоте!”

Приложение 1
(Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи)

Содержание урока Примечание
Мотивационный блок  
1. Позитивный настрой на урок (2 мин.)

Звучит аудизапись Э.Грига “Утро” Учитель медленно читает: “Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. (А. Сент-Экзюпери)

2. Вводное слово учителя (1 мин.)

В далёком прошлом у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь зависела от капризов окружающей среды. Люди преклонялись перед силой природы, чувствовали свою зависимость от неё. Человек решил покорить природу. Но со временем люди поняли, что, погубив природу, они погибнут сами. Так кем же должен быть человек – сыном природы или её покорителем?

3. Беседа с учащимися с целью выявления негативного воздействия человека на природу (2 мин.)

– Как называется наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой?

слайд о природе
+ Экология.

– Экология изучает и то, как человек влияет на природу.

– А как человек может влиять на природу?

Термин: “Экология”
+Человек украшает планету, преобразовывает её, исследует, делает многое, чтобы ему жилось комфортно: сажает деревья, растения, ухаживает за животными, организует заповедники, заказники…

– А какое ещё влияние оказывает человек на природу?

Слайд о позитивной природе
+Загрязняет воды, воздух, почвы, уничтожает леса, животных, выбрасывает много бытовых и промышленных отходов. Слайд о негативном отношении к природе
Проблемный блок

4. Объявление темы, цели урока (2 мин.)

Проблемный вопрос.

Вот именно поэтому и возникают перед человеком проблемы (сложный вопрос, задача, требующие разрешения), которые называются ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ и, которые срочно необходимо решать, чтобы жизнь на планете Земля радовала всех, и люди были здоровы.

Ожидаемые результаты:

– в ходе урока вы должны сформулировать понятие “экономическая проблема”;

– рассмотреть различные экономические проблемы;

– высказать свою позицию по отношению к существующим экономическим проблемам;

– получить опыт работы в малой группе;

– как вы лично можете помочь в решении экологической проблемы

Термин:

“Экологическая проблема”

Информативный блок

5.Актуализация знаний (2 мин.)

– Возьмёмся скорее за работу, чтобы не терять времени. Если будем работать дружно, то обязательно добьёмся успеха. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

– Закройте глаза и представьте:

 
Живописный берег реки. Весело журчит вода. Светит яркое солнце. Звонко поют птицы. Распустились красивые цветы, но (откройте глаза)…

Можно увидеть другую картину: сломанные деревья, кругом мусор, берега водоёмов загрязнены, нет птиц…

Слайд о радостной природе
– Может ли планета от этого заболеть?

+Да. Если воздух сильно загрязнён, то он оказывает сильное отрицательное воздействие на человека, животных, птиц.

– А по вине кого это происходит?

+ По вине человека.

– Почему?

+ Человек не соблюдает правила: неправильно организует свалки мусора, вырубает леса, засоряет плодородные почвы.

– Помните, что слово человек родственное слову человечность. А это значит, что настоящий человек всегда должен вести себя по-человечески. А как это?

+ Любить и беречь Землю со всеми её обитателями.

– Ситуация складывается таким образом, что современный человек обязан быть экологически грамотным.

6. Физкультминутка (1 мин.)

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо – влево повернись
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок,
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!

Слайд о загрязнении
7. Решение экологических ситуаций (3 мин.)

Самостоятельная работа в парах по карточкам.

– Обсудите в парах экологическую ситуацию, поразмышляйте.

 
1-я ситуация.  
Пришли на луг, нарвите большой букет цветов. Порадуйте маму. цветы
2-я ситуация.  
Уничтожайте грибы, даже, если они несъедобные. грибы
3-я ситуация.  
Правильно ли в лесу, или парке, или сквере разжигать костёр? пожар
4-я ситуация.  
В лесу много муравейников. Ты подошёл к ним и тебе захотелось… муравейники
8. Обсуждение экологических ситуаций (3 мин.)

1-я ситуация.

+ Цветы нельзя рвать и собирать их в большие букеты. Они завянут и пропадут. На лугу же они радуют нас.

2-я ситуация.

+ Не уничтожайте грибы, даже, если они несъедобные. Ими питаются лесные животные.

3-я ситуация.

+ Разжигать костёр нельзя нигде. Это ведёт к пожару.

4-я ситуация.

+ Не разоряй муравейники! Муравейники – санитары леса.

– Какой вывод надо сделать?

+ Только оберегая природу, человек сохранит жизнь на Земле.

9. Обсуждение экологических проблем (2 мин.)

– Как вы думаете, какие экологические проблемы существуют на Земле?

+ Загрязнение воздуха.

+ Загрязнение водных источников.

+ Загрязнение почв.

+ Вырубка лесов.

+ Опустынивание.

+ Кислотные дожди.

+ Проблема мусора.

10. Минутка отдыха.

Скажите друг другу комплименты, чтобы легче работалось.

Аналитический блок.

11. Работа в группах (четвёрках)

Самостоятельная работа по учебнику страница 48–51 по тексту “Экологические проблемы”

 
Рекомендации работы (1 мин.):

1. Прочти текст.

2. Заполни таблицу. Рассмотри экологическую проблему.

3. Аргументируй своё мнение.

4. Выскажи свою позицию (10 мин.).

План:

1. Прочти текст.

2. Заполни таблицу.

3. Аргументируй своё мнение.

4. Выскажи свою позицию.

– На какой результат мы должны выйти?

Ожидаемые результаты:

– в ходе работы вы чётко определите понятие “экологическая проблема”;

– аргументируйте своё мнение и выскажите свою позицию;

– научитесь видеть причины возникновения экологических проблем и научитесь задумываться над путями их решений;

Проблема Вид проблемы Причины возникновения Пути решения
1. Загрязнение океана Глобальная Кораблекрушения, бытовой мусор, продукты горных пород, нефтепродукты,атомные испытания, строительство портов, вулканический пепел Предотвращение кораблекрушений, не сбрасывать мусор в моря и океаны, прекращения атомных испытаний, правильное строительство.
2. Спасение тропических лесов Глобальная Уничтожение ради вырубки лесов, прокладки железных дорог, построек, сельхозугодий. Не вырубать деревья, не уничтожать животных, отыскивать другие места для прокладки дорог, построек, посадка новых лесов
3. Избавление от мусора. Глобальная Неправильное обращение с бытовым мусором, культурное воспитание и поведение человека, рост производства товаров массового потребления, увеличение количества упаковки, одноразовое использование. Повышение уровня жизни. Утилизация твёрдых бытовых отходов, захоронение отходов, строительство заводов по сжиганию мусора, переработка на компост, получение биотоплива, организация свалок вдали от населённых пунктов, водоёмов, достаточная площадь свалок, просвещение населения.

12. Обсуждение экологических проблем (7 мин.)

Подробно рассматриваем 2 экологические проблемы:

1. Загрязнение океана.

2. Избавление от мусора.

Ученик из первой четвёрки рассказывает о проблеме загрязнения океана. Остальные, вступая в обсуждение, добавляют и высказывают своё собственное мнение, особенно, останавливаясь на путях решения этой проблемы.

+ Не сбрасывать в океан бытовой мусор;

+ предотвращать крушения;

+ прекращение атомных испытаний;

+ правильное освоение берегов океана;

+ этическое поведение человека;

Ученик из второй четвёрки рассказывает о проблеме избавления от мусора. Остальные дети вступают в обсуждение, добавляют, высказывают своё мнение по данной проблеме.

 
+ Не разбрасывать бытовой мусор в неположенных местах;

+ рассортировывать мусор;

+ утилизировать твёрдые бытовые отходы;

+ захоронение бытовых отходов на полигонах;

+ строительство заводов по сжиганию бытового мусора;

+ культурное воспитание человека;

+ этическое поведение человека;

Рефлексивный блок.

Этика – учение о морали и нормах.
13. Подведение итогов полученных знаний (3 мин.)

– Вернёмся к ожидаемым результатам.

Вы можете дать определение экологической проблемы?

+ Да. Экологическая проблема – задача взаимоотношения человека и природы, требующая немедленного решения.

Из презентации

Воронина Данилы

– Экологическая проблема – это следствие неразумного воздействия человека на природу.

– Вы можете назвать глобальные экологические проблемы.

+ Да. Загрязнение вод, воздуха, почв, океана.

+ Избавление от мусора.

+ Кислотные дожди.

Реклама Пажильцевой Софьи
– Вы должны понимать причины возникновения проблем и задумываться о путях решения. Ведь начинать надо с каждого с самого себя, поэтому рядом со словом экология необходимо поставить слово этика. Лечить планету надо сообща. А какие созданы международные соглашения вы узнаете дома, прочитав текст в книге.

– А в нашем городе есть экологические проблемы?

+ Да.

Термин: “Манифест”
Просмотр презентации “Экологическая проблема города Луги”  
+Загрязнение воздуха предприятиями.

+Уборка мусора на территории города.

+Малое озеленение города.

+Несвоевременная уборка придомовых территорий.

Красные и зелёные магнитики
Социальная реклама “Сохраним город в чистоте” (2 мин.)

– Какие проблемы затронула Софья?

+ Проблему озеленения города и правильной заботы населения о своём любимом городе.

– Чтение из экономического манифеста – обращения ко всем людям планеты: “Мы улучшаем природу, забывая, что сами нуждаемся в улучшении. Не природа требует дальнейшего преобразования, а человек. Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он – лишь миг в её жизни. Она вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для человека – всё. А поэтому: “НЕ НАВРЕДИ!”

14. Творческое дифференцированное задание на дом (1 мин.):

1). В СМИ найди экологические проблемы.

2). Сделай рекламу, плакат, видеоролик по этой теме.

– Выставление отметок. (10 человек получили “5”)

– Вы замечательно поработали. Получили отличные оценки. Прикрепите на доску зелёные магнитики, если вам понятен материал урока и красные, если – какие – то вопросы непонятны.

– 25 учеников прикрепили зелёные магнитики, 2 – красные.

– Почему прикрепили красные магнитики?

+ Человек ещё не всё сделал для улучшения жизни на Земле. Многое предстоит сделать.

– Спасибо за урок.

 

urok.1sept.ru

Исследовательская работа на тему «Загрязнение окружающей среды. Проблема мусора»

Повышение интеллектуально – творческого потенциала

младшего школьника

через развитие и совершенствование

исследовательских способностей.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Учащийся современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по этой теме. Я пришла к выводу, что в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной творческой самостоятельной деятельности учащихся. А исследовательская работа — один из важнейших путей в решении данной проблемы, так как она стимулирует развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника.

Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а еще — привлечь родителей. Я даю возможность родителям сблизиться со своими детьми через совместную исследовательскую деятельность.

Исследовательская работа.

Тема: «Загрязнение окружающей среды. Проблема мусора»

Введение.

История человечества неразрывно связано с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком, выросли в глобальную экологическую проблему. Недаром Д.А. Медведев в своём выступлении сказал: « Решением экологических проблем становится одним из приоритетов развития России…» Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать нужно экологическое воспитание с младшего возраста, т.к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Пройдя с детьми по своему аулу, мы увидели очень много мусора на обочинах дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок , различная бытовая техника свалена на берегу нашей реки. Самое печальное то, что большинство людей не понимают и не хотят понимать, что это ведёт к серьёзным проблемам и вернётся в наши дома виде загрязнённой воды и ядовитого воздуха. Выбрасывая мусор, брезгливо хотим избавиться от него. И не один не задумался, что с ним будет дальше и к каким последствиям приведёт этот плод научно – технического прогресса.

Поэтому мы: дети, родители, я, решили разобраться и узнать всё о наступлении мусорной цивилизации.

Цель работы: определить на сколько серьёзна угроза окружающей среде и

населения от бытовых отходов.

Задачи: а) выявить, каких бытовых отходов больше всего дома;

б) узнать, какие отходы разлагаются быстрее;

в) научиться сортировать мусор;

г) узнать известные способы утилизации ТБО;

д) привлечь внимание к этой проблеме как можно больше сверстников и взрослых.

Методы: наблюдение, сравнение, исследование.

План работы.

1 этап. Узнать о бытовом мусоре.

2 этап. Провести эксперимент.

3 этап. Анализ полученных результатов и изученной информации.

Основная часть.

1 этап. « Что я узнал о бытовом мусоре?»

— Пищевые отходы: практически не наносят ущерб природе; но приносят вред человеку, образуя места размножения вредных микробов;

Время разложения 1 – 2 недели; вторично использовать нельзя.

— Макулатура: типографская краска, которая выделяется в виде яда, наносит ущерб природе и приносит вред человеку;

Время разложения 2 – 3 года; лучший способ утилизации – сжигание, возможно вторичное использование – получение новой бумаги.

— Металлолом: приносит ущерб природе в виде ран и порезов животных, травмы у человека;

Время разложения до 1000 лет, возможно вторичное использование – переплавка.

— Стеклотара: битое стекло наносит вред и животному, и человеку в виде ран и порезов;

Разлагается несколько лет, возможно вторичное использование – переплавка.

— Пластмасса: препятствует газообмену в природе, выделяет ядовитые вещества;

Время разложения – более 100 лет, возможно вторичное использование – переплавка.

— Батарейки: вещества батарейки ядовиты;

Время разложения – 10 лет, вторичное использование невозможно, единственный способ утилизации – вывоз на свалку.

— Дерево: ущерб природе практически не наносит;

Время разложения несколько десятков лет, возможно вторичное использование – получить бумагу.

2 этап Эксперимент.

Цель: изучить источники и определить количество бытового мусора, попавшего в мусорное ведро в наших домах;

Понаблюдать за разложением пластика и картона в течение 1 – 3 месяцев;

Провести экологический опрос среди учащихся школы.

Объектом изучения стал бытовой мусор.

Предстояла интересная и серьёзная работа в течении 7 дней. Начался эксперимент.

Родители были предупреждены. Подготовили 4 пакета, каждый был подписан: пластик, бумага, металл, стекло. Подготовили таблицу для своих наблюдений:

Итого: за неделю – 2532 г.

По второму эксперименту: были закопаны в землю кусок пластиковой бутылки и тара из – под сока или молока. Прошёл месяц – никаких изменений. Прошли три месяца – тара из – под сока стала немного мягкой.

Экологический опрос.

Были опрошены учащиеся 3 – 8 классов.

1 вопрос. Вы когда – нибудь бросали мусор на улице?

2 вопрос. Что нужно сделать, чтобы в нашем ауле было чисто? ( см. приложение)

3 этап. Анализ полученных результатов и изученной информации.

В среднем каждый из нас выбрасывает за неделю 2 кг 530 г, в месяц – 10 кг 120 г, за год – 122 кг. А семья из четырёх человек – 488 кг. Цифры страшные!

Из анализа видно, что большее количество мусора – это бумага и стекло, потом – пластик, затем – металл. Сюда не входят пищевые отходы и вещи (одежда и обувь). Представьте, сколько общего количества отходов вывозится на свалки. Наши фотографии подтверждают эту страшную картину.

Результаты экологического опроса тоже не утешительны. В скором будущем мы окажемся заложниками самих себя, окружив себя горами мусора. Возникает вопрос: что же делать, как исправить ситуацию?

Была составлена памятка « Что я смогу сделать?»

Выводы: Изучив теоретический материал по теме « Проблема мусора», проведя некоторые исследования, мы пришли к выводам:

проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо с себя.

Была составлена памятка для школьников.

  1. Не бросай, куда попало мусор.

  2. Не оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.

  3. Систематически проводи уборку территории около школы, дома.

  4. Собирай и сдавай макулатуру.

  5. Сдавай стеклотару и металлолом.

  6. Аккуратно обращайся с учебниками.

  7. Бережно относись к вещам.

  8. Дай вещи «вторую жизнь».

Если каждый из нас будет выполнять эти правила, мы думаем, что окружающий нас мир станет чуточку чище.

Давайте все вместе проведём акцию « Чистые тропинки» после таяния снега.

Проведём в школе конкурс плакатов – призывов « Красота нашего аула в наших руках».

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!

В результате проектной деятельности дети расширяют свои знания, приобретают навыки исследовательской деятельности, у них повышается интерес к познанию окружающего мира. Все это способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала.

Приложение.

Результаты экологического опроса.

Количество опрошенных: 46 человек.

3 класс — 12 человек

4 класс — 10 человек

5 класс – 6 человек

6 класс – 11 человек

7 класс – 8 человек

8 класс – 10 человек.

1 вопрос.

Вы когда — нибудь бросали мусор на улице?

Да – 41 человек.

Нет – 5 человек.

2 вопрос.

Что нужно сделать, чтобы в нашем ауле было чисто?

Убирать мусор – 12 человек.

Поставить контейнеры – 5 человек.

Не мусорить – 19 человек.

Устраивать субботники – 6 человек.

Позорить тех, кто мусорит – 2 человека.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *