Древнегреческие мифы презентация 4 класс нарцисс и эхо – Презентация по литературному чтению «Нарцисс и Эхо»(4 класс)
Презентация «Основные особенности древнегреческой мифологии».
Описание слайда:Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул: — Эй, кто здесь? — Здесь! — раздался громкий ответ Эхо. — Иди сюда! — крикнул Нарцисс. — Сюда! — ответила Эхо. С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул: — Сюда, скорей ко мне! И радостно откликнулась Эхо. — Ко мне! Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Она страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо. А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: — Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению: — 0, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья! Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к самой воде: — О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты -я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет конец мукам любви. Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги и пропало прекрасное изображение. Со страхом воскликнул Нарцисс: — О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня. Ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя! Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять не отрываясь смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячею солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце. — О, горе! -восклицает Нарцисс. — О, горе! -отвечает Эхо. Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение: — Прощай! И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо: — Прощай! Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок -цветок смерти; Нарцисс зовут его.
infourok.ru
Методическая разработка (4 класс) на тему: Легенда о Нарциссе
Легенда о Нарциссе
(экосценка для праздника «Планета цветов»)
(На фоне музыки «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик С. Прокофьева)
Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивный красавец, влюблённый Нарцисс,
Расцвёл над ручьём и глядит на себя,
Пока не умрёт, бесконечно любя…
Этот цветок воспевают поэты всех стран и веков. Сам Магомет сказал про него: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб – пища для тела, а нарцисс – пища для души».
Персидский царь Кир прозвал его «созданием красоты – бессмертною усладой»:
Золотинкой в серебре
Песнь нарцисса в хрустале.
Свежая – пресвежая, нежная – пренежная.
Над цветком наклонишься,
Нежностью наполнишься.
У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью. Древние римляне жёлтыми нарциссами встречали победителей битв.
У китайцев нарцисс обязателен в каждом доме в новогодний праздник, особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу, где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или в залитых водой небольших камешках.
В Европу нарцисс попал в 16 веке из Константинополя в качестве подарка английскому лорду и выращивался только в его саду.
В Пруссии нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он рос лучше, ибо, согласно поверью, от его вида зависело счастье в новой семье.
Точно из лёгкого камня иссечены,
В воду глядят лепестки белоснежные.
Собственным образом пристально встречены,
Вглубь заглянули цветы безмятежные.
Мягкое млеет на них трепетание,
Двойственно-бледные, растут очертания.
Вглубь заглянули немые цветы, —
Поняли, поняли свет Красоты!
Сердце, багряной чертой окаймлённое,
Тайно хранит золотые признания.
Только в себя невозвратно-влюблённое,
Стынет, бледнеет, в мечтах без названия.
С чистою грёзой цветок обручается,
Грёзу любя, он со Смертью венчается.
Миг, — и от счастья гаснут цветы, —
Как они поняли свет Красоты!
К. Бальмонт.
На языке цветов «нарцисс» обозначает обманчивые надежды, желания, эгоизм. Почему же прекрасный и нежный цветок является символом эгоизма?
О, мифы Древней Греции, поведайте легенду
О юноше прекрасном по имени Нарцисс…
(Выходят три нимфы – рассказчицы, Афродита и Эхо.)
Нимфа 1. На олимпе, на горе богов красавица Афродита жила. Понравился ей сын речного бога Кефисса и нимфы Ларионы, прекрасный, но гордый Нарцисс. Никого он не любил, кроме себя одного, лишь себя считал достойным любви.
Нимфа 2. Давным–давно, когда никто не помнит,
Но в юношу прекрасного по имени Нарцисс
Речного бога Кефисса, любимого сынка.
Лесная нимфа Эхо тоже была влюблена.
Юноши печального так красота её пленила,
А стройный стан его был гибок словно кипарис,
И нимфа по ночам к нему бессонным приходила,
Страдая, пела, восхищаясь густотой ресниц.
Нимфа 3. Афродита доверяла нимфе Эхо и считала своей самой верной подругой. И вдруг богиня узнала, что коварная нимфа обманывает её.
Афродита: Убирайся прочь, лживая негодница! Теперь твой язык будет не в силах произнести ни одного слова. Ты станешь немой, как рыба!
Эхо: О, сжалься, богиня моя! Умоляю…
Нимфа 1. И больше не смогла произнести ни звука.
Афродита: Ну ладно, так и быть, я тебя пожалею. Если ты услышишь слова, которые прокричат люди, то я позволю тебе повторять последний слог этих слов. Запомни, только последний слог людских слов.
Нимфа 2. Эхо печальная покинув Олимп,
Скиталась средь гор и лесов,
В надежде Нарцисса найти.
Нимфа 3. И вот заблудился он в густом лесу во время охоты. А нимфа, встретив красавца, могла лишь молча им любоваться. С восторгом смотрела Эхо на стройного юношу, скрытая в чаще лесной.
Нимфа 1. Нарцисс, услышав шорох в чаще леса, глянув кругом, прокричал:
Нарцисс: Эй, кто здесь?
Эхо: Здесь!
Нарцисс: Иди сюда!
Эхо: Сюда!
Нимфа 2. С изумлением смотрит юноша по сторонам, но никого не видит он. Удивлённый этим, он снова прокричал:
Нарцисс: Сюда, ко мне скорей, ко мне!
Нимфа 2. И радостно откликнулась Эхо, бросившись юноше навстречу:
Эхо: Ко мне! Ко мне!
Нимфа 3. Протягивая руки, спешит нимфа из леса, но гордый Нарцисс, не замечая красоты нимфы, оттолкнул её, сказав:
Нарцисс: Скучны мне песни грусти и печали!
Я только собою любуюсь, красуюсь!
Нимфа 1. Глядя с олимпа строгая и властная Немесида,
Богиня Справедливости, возмездия судья,
Решила строго наказать и покарать Нарцисса:
Пусть суждено ему, влюбившись испытать
Любви неразделённой боль и страсть!
Нимфа 2. Вот лето пролетело, и осень, и ещё одна зима,
Опять весна – кругом такое навождение.
Погожим днём к ручью спешит Нарцисс
И наклонившись, видит он своё лишь отражение.
Вдруг замер! До беспамятства он очарован,
В прекрасный светлый Лик в воде влюблён.
Не спал, ни ел, ни пил, к ручью прикован,
Смотрелся в воду, красотой небесною пленён.
Нимфа 3. Полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к отражению в воде.
Нарцисс: О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и всё же не можем быть мы с тобою вместе. Выйди, выйди же из ручья!
Нимфа 1. Наклоняется нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать прекрасный облик, но целует только студёную прозрачную воду ручья. Задумался Нарцисс, глядя на ручей. Вдруг страшная мысль пришла ему в голову, и тихо шепчет он своему отражению:
Нарцисс: О, горе мне! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты – это ясам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я во цвете лет и сойду в мрачное царство теней.
Нимфа 2. Смотрит юноша на соё отражение. Тает он, как роса на цветах под лучами солнца. А из кустов лесных следит за ним печальная Эхо. Она по-прежнему любит его, и страдания Нарцисса болью сжимают её сердце.
Нарцисс: О, горе!
Эхо: О, горе!
Нимфа 3. И наконец, измученный страстью, слабеющим голосам воскликнул юноша, глядя на своё отражение:
Нарцисс: Прощай, любовь моя! Прощай!
Эхо: Прощай!
Любовь свела его с ума, и умер бедный юноша
В страданиях и в любовании собой.
На месте этом, где юноши душа ушла,
Расцвёл цветок с поникшей светлой головою.
Нарцисс прекрасен если он один,
Умён и горд, но только для себя.
И сам себе и бог и господин,
И восхваляя и ревнуя не любя.
Нарцисс – красив, надменен, строен на века,
Цветёт весной, но жизнь его так коротка…
(Нимфы танцуют медленный танец, вокруг умершего Нарцисса.)
nsportal.ru
План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Урок литературного чтения «Мифы Древней Греции»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова
г. Семикаракорска»
Конспект открытого урока литературного чтения
по теме: «Мифы Древней Греции»,
проведенного в 4 классе
по программе «Гармония»
учителем начальных классов
Шигиной О.А.
Цели: развивать мышление, речь, память, внимание учащихся;
обобщить знания учащихся по разделу: «Золотая колесница»;
расширять кругозор детей;
совершенствовать навык чтения;
воспитывать дисциплинированность.
Оборудование: презентация «Мифы Древней Греции»;
учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасовой 4 класс;
рефераты учащихся о мифических героях;
карточки с заданиями,
компьютер, мультимедийный проектор,
интерактивная доска
Структура урока:
- Организация внимания учащихся.
- Целевая установка.
- Работа по теме урока:
- Решение проблемной ситуации, используя полученные знания.
- Работа по группам.
- Физминутка для глаз.
- Работа по учебнику. Выборочное чтение.
- Динамическая физминутка.
- Повторение пройденного:
- Викторина.
- Постановка проблемной ситуации, нахождение её решения.
- Индивидуальная работа – рассказ о мифическом герое по подготовленному реферату.
- Выводы и обобщение по теме.
- Домашнее задание.
- Создание ситуации успеха.
Ход урока.
- Организационный момент. (слайд 1)
Учитель: Я знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня мы отправимся в страну, которая известна людям с древних времён. Но прежде чем попасть туда, нам необходимо взяться за руки и произнести такие слова:
Крибле, крабле, бум
Мы с тобой отправляемся в путь. (2 раза)
- Целевая установка. (переход по щелчку на слайд 2)
Учитель: Мы попали в Древнюю Грецию. Чем известна эта страна людям?
(переход по щелчку на слайд 3) Перед нами Афинский Акрополь и если мы прислушаемся, то можем услышать звуки старинной кифары, под которые слепые певцы-рапсоды ведут свои удивительные повествования. О ком эти люди могут нам поведать?
Ученик: О мифических героях.
Учитель: Где их можно встретить? (переход по щелчку на слайд 4)
Ученик: В мифах.
- Работа по теме урока.
- Решение проблемной ситуации, используя полученные знания.
Учитель: На этом уроке мы обобщим все свои знания об этом интересном жанре. Что же такое миф? (переход по щелчку на слайд 5)
Ученик: Миф — (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе.
Учитель: Что ещё вы знаете о мифах?
Ученик: Зародились мифы в глубокой древности. Не умея правильно разгадывать и объяснять законы мира, смысл и причины непонятных явлений природы, человек выдумывал богов и приписывал их воле всё, что совершалось в природе и обществе. (переход по щелчку на слайд 6)
Ученик: Древние люди вкладывали в мифы всё, что они думали о добре и зле, о геройстве и трусости, о справедливости и вероломстве.
- Работа по группам.
Учитель: Вы разделены на 3 группы. У каждой группы на карточке написано название мифа. Прекрасная богиня мудрости Афина подготовила нам вопросы, постарайтесь на них ответить. (переход по щелчку на слайд 7)
1 группа – миф «Персей»,
2 группа – миф «Орфей и Эвридика»,
3 группа – миф «Дедал и Икар».
- Кто является главным героем вашего мифа?
- Дайте его характеристику.
- Какие чувства вы испытывали после прочтения этого мифа?
Молодцы, хорошо справились с заданием.
- Физминутка для глаз.
Мы немного устали и поэтому Богиня Гера подготовила для нас физминутку для глаз. Внимательно глазами следите за её движением на экране. (переход по щелчку на слайд 8)
3.4. Работа по учебнику. Выборочное чтение.
Учитель: А сейчас мы приступим к операции «Поиск». В учебнике вы должны будете найти ответы на мои вопросы.
Миф «Персей». (переход по щелчку на слайд 9)
- Кто помог Персею победить медузу Горгону и как это произошло?
(стр.6 «Афина дала…», стр. 7 – последний абзац)
- Как произошла встреча Персея и Андромеды?
( стр.10 «Он пролетел…»)
- Какое предсказание сбылось и как?
( стр.14 «Во время…»)
Как же, судя по этому мифу, древние греки относились к предсказаниям и предначертаниям судьбы?
Миф «Орфей и Эвридика» (переход по щелчку на слайд 10)
- За что полюбили Эвридика Орфея и почему их счастье было недолговечным?
(стр.16 «За песни…»)
- Как Орфей попал в подземное царство?
(стр. 17 «Долго искал…»)
- Почему Орфей вернулся на землю один?
( стр. 21 «Быстро…»)
Какое качество характера помешало Орфею быть счастливым со своей возлюбленной?
Миф «Дедал и Икар» (переход по щелчку на слайд 11)
- Чему научил Дедал греков?
(стр. 23 «В те далекие времена…»)
- О чём мечтал Дедал?
(стр. 24 «Однажды…»)
- Найдите эпизод, рассказывающий о гибели Икара.
(стр. 26 «А Икару…»)
Была ли смерть Икара напрасной, бесполезной?
3.5.Динамическая физминутка.
Учитель: Мы много потрудились, а теперь время разомнуться. Выполним физминутку.
Покажите движениями:
Как древние греки натягивали лук и метали стрелы.
Как летал Персей над Эфиопией.
Как рубил голову медузе Горгоне.
Как бежал Прометей с горы Олимп и нёс огонь людям.
Как сидел у моря Дедал и мечтал.
- Повторение пройденного.
- Викторина.
Учитель: Но не только этих героев мы с вами знаем. Давайте вспомним о каких мифических героях шла речь на предыдущих уроках. Ответьте на вопросы Афины и на экране будут появляться изображения героев из мифов. Если ответ неправильный, то изображение не появится. (переход по щелчку на слайд 12)
- Богиня мудрости, подарившая Персею свой щит? (Афина)
- Покровитель торговли, юношества, гимнастики, придумавший числа и азбуку и обучивший этому людей? (Гермес)
- Великан, который держит небосвод. (Атлант) (переход по щелчку на слайд 13)
- Царь подземного царства и его жена. ( Аид и Персефона)
- Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. (Орфей) (переход по щелчку на слайд 14)
- Бог, правящий Землёй и Небом. (Зевс)
- Герой, победивший медузу Горгону и чудовищную рыбу. (Персей)
- Богиня красоты, жена Персея. (Афродита, Венера)
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
- Постановка проблемной ситуации, нахождение её решения.
Учитель: На карточках написаны имена мифических героев, но, к сожалению, одноглазые граи перепутали все имена. Вам необходимо правильно написать все имена героев и рассказать об одном из них.
Карточка 1.
Полисейдон ________
Подект ____________
Генера ____________
Веракл ____________
Дасей _____________
Перная ____________
Карточка 2.
Атмес _____________
Герлант ____________
Эврифей ___________
Ордика ____________
Декар _____________
Идал ______________
Карточка 3.
Афрофона __________
Перседита _________
Агона _____________
Горфина ___________
Ханос _____________
Гипрон ____________
Дети правильно составляют имена героев.
- Индивидуальная работа – рассказ о мифическом герое по подготовленному реферату.
- Выводы и обобщение по теме. (переход по щелчку на слайд 15)
Учитель: С героями каких художественных произведений мы сегодня с вами встретились в Древней Греции?
Что объединяет все мифы?
Ученик: Мифы слагали не отдельные люди, а целые поколения людей, целые народы. Их дополняли, исправляли, повторяли век за веком, и они наполнялись глубокой мудростью.
Учитель: Почему же и через 2000 лет мы вспоминаем древнегреческих героев?
Ученик: Мы с глубоким интересом узнаём, что, страдая и радуясь, эти древние люди мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов и покорять суровую природу.
Учитель: Можно ли сказать, что и русские сказки можно назвать мифами?
Ученик: Некоторые русские сказки, например, про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, можно назвать мифами, потому что в них отразились попытки наших предков объяснить явления реального мира.
Учитель: Спасибо за хорошие и полные ответы. Вот и подошло к концу наше путешествие. Чтобы попасть обратно домой нам надо произнести следующие слова:
Крибле, крабле, бой
Мы с тобой отправляемся домой. (2 раза)
Какой раздел учебника мы с вами изучили? Где сейчас мы можем с вами увидеть имена древнегреческих героев?
Ученик: Названия фирм, магазинов, спортивного зала.
- Домашнее задание.
Учебник стр.26, вопросы.
- Создание ситуации успеха.
Вам понравилось путешествие? Довольны ли вы тем, как работали сегодня на уроке? Похвалите себя! Какие вы молодцы! Спасибо вам за урок.
nsportal.ru
1мин | Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок. | Создание благоприят-ного психологи-ческого климата. Организация работы в группах. | Приветствие учащихся. Я желаю вам, ребята, сегодня на уроке творческих открытий, дружной работы и , конечно, только хороших и отличных оценок. | Учащиеся формируют группы по принципу «Лепестки цветка» Пожелание удачи друг другу | Формирование групп (стратегия «Мозаика») (4 группы) | Фронтальная беседа | 2-6 мин | Мотивационный этап. Стадия вызова | Развитие внутренней мотивации к изучению темы. Определение темы и целей урока. Пробуждение интереса к получению новой информации. | — Скажите, ребята, а вы любите получать подарки? Какие подарки вы хотели бы получить? Что главное в подарке: его стоимость или что-то другое? А цветы можно считать подарком? Часто ли вы дарите цветы своим близким и дорогим людям? Соберите в группах, лепестки и попробуйте угадать названия цветов. -Сегодня на урок к Вам я пришла с подарком. Кто знает, что это за цветок? Почему он так называется? (на доску прикрепляется рисунок, на котором изображена ваза с одним цветком- нарциссом). Под муз. видеоролик учитель читает стих-ие: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. ?Какова тема и цель урока? | Ученики определяют название цветка по лепесткам,в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока. Ученики предлагают свои варианты ответов. Смотрят музыкальный видеоролик о нарциссе. | Фронтальное обучение Работа в группах | Использование новых технологий (ИКТ). Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение (кумулятивная беседа). Фронтальная беседа | 7-17 Мин (10минна работу в группах) 18-35 мин. | Операционный этап. Анализ и осмысление миф. сюжета. Работа с текстом. Защита групп Физминутка «Зеркало» | Развитие коммуникативных навыков и умение сотрудничать в группах. Создание условий для развития логического и критического мышления (учить анализировать) Развитие навыков диалогичес кой и монологической речи, творческих способностей уч-хся. Формирование умения составлять вопросы высокого порядка | Проблемный вопрос: Какие уроки преподал мне миф о Нарциссе? Учитель выполняет роль консультанта и организатора. ? В нашей современной жизни встречаются люди-нарциссы? Как вы думаете, как можно узнать человека, похожего на Нарцисса? Какая деталь в его поведении будет для вас подсказкой? Выход на разминку. | Ученики напоминают друг другу о правилах работы в группах, распределяют «роли», знакомятся с заданиями. 1 группа (розы): «Артисты» Инсценировка стих-я «Нарцисс и Эхо» и составление синквейна. 2 группа (маки): «Художники»: составление постера (главная мысль мифа о Нарциссе) и оцен. Хар-ка главного персонажа, Знакомство с картинами художников о Нарциссе. 3группа (васильки): «Исследователи»: работа с текстом, со словарями. 4группа (ромашки): «Журналисты»: составление 6 вопросов высокого и низкого порядка. Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через сотрудничество в группах. Учащиеся распределяют роли для работы в группе, организуют работу по составлению постера (свободная форма) Группы защищают свои постеры. От каждой группы выступает спикер. После выступления каждой группы уч-ся делают письм. Кратк. Вывод | Работа в группах Индивидуальная и парная работа. (интервью) | Формативное оценивание Критериальное оценивание («Оценочный подарок») – цветовым стикерам. «5»-полно, понятно, интересно (красн. Стикер) «4» — полно, не совсем понятно (жёлт. Стикер) «3» -зад выполн. Не полностью, изложено недостаточно понятно и интересно. -самооценка -взаимооценка Стратегия «Две звезды и одно желание | Критическое мышление (стратегия «синквейн») Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обучения Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Акт. Методы обучения Саморегуляция. ИКТ | 36-43 мин | Рефлексия через осмысление идеи мифа, через оценку своего впечатления от произведения. | Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации Задача: обобщить и оценить значимость материала; Отследить эффективность урока через рефлексию учащихся. На примере анализа мифа воспитывать у учащихся открытое заботливое отношение к людям, важность внутренней красоты человека. | Что для вас приятнее: получать или дарить подарки? Подарите мне свои «подарки» в форме цветов, а на лепестках цветочков напишите: что важное вы поняли сегодня на уроке, над чем заставил задуматься вас миф о Нарциссе? ?Добились ли мы с вами целей урока? | Учащиеся формулируют основную мысль миф-го сюжета и выходят на нравственные уроки. | Инд. Работа | Учитель комментирует оценки за урок: | Оценивание для обучения Критическое мышление Обучение талантливых и одарённых. | 44-45 мин | Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Д/З на выбор:
Учитель делает выводы. Благодарит уч-хся за работу. | Дети берут листы с Д/З. | Индивидуальное обучение | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция |
kopilkaurokov.ru
Урок литературы «Миф о Нарциссе» 5-6 класс
Тема: Миф о Нарциссе. Прославление любви и красоты, осуждение самодовольства и самовлюбленности.
Технология — критическое мышление. Стратегия «Шесть шляп мышления»
Литература: учебник «Русская словесность»; книга Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; презентация «Нарцисс», «»Миф о Нарциссе»
Эпиграф – изречение, краткая цитата, стоящая перед произведением или его частью, характеризующая их основную идею
Н. Заболоцкий
Учащиеся зачитывают вслух слова, которые записали (любовь, человек, природа и др.)
При чтении возможны слова, лексическое значение вам непонятно, поэтому
Изучение нового материала
Работать мы будем опять используя метод шести шляп мышления, т.е. надевая шляпу того или иного цвета, мы и выбираем иной способ мышления.
Комплектование в пары, группы «стикер-Конфетка»
Розыгрыш шляп мышления
Вступительное слово учителя:
Вы будете работать в малых группах (3 человека) и в парах. Для каждой группы приготовлено задание. Под * задание повышенно сложности .
Я уверена, что вы все отлично с ним справитесь! Время, за которое вы должны выполнить задание, 15 мин. Работа может проводиться в тетрадях.
Обратите внимание на листы оценивания. Ребята, в листах оценивания в графе «Самооценка», «Взаимооценка» оцените себя и ребят в своей группе в конце урока, а вот в графе «Общее оценивание» оцените работу других групп сразу по ходу урока, после выступления. Это очень важно! нужно слушать внимательно, чтобы оценка была объективной!
Напоминаю о самом методе и его сути
Презентация «Шесть шляп мышления»
Творческая мастерская
Белая шляпа — точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, факты, перечислите события, связанные героями мифа.
Заполните карточку подходящими по смыслу словами
Жил-был …. Однажды оракул предрек ему … от. Мальчик никого не …, кроме …
Как-то раз его увидала …, но, признавшись ему в любви, получила …
Осталась любовь у нимфы, но … её тело, и остался лишь …
А Нарцисс оставался … и отвергал … всех.
И вот обиженная нимфа воскликнула ……., и Афродита, разгневанная за то, что Нарцисс … её дары — …, наказала его. Увидев в лесу нетронутый ручей, наклонившись попить воды, он … …
Изумлен Нарцисс своей красотой, хочет дотронуться, но лишь … воды. Отчаявшись, он желает …
И остается у ручья, тает от любви к …
Прощается с ним Эхо, наяды, нимфы дерев подарили ему …Но приготовив погребальный костер, нигде не нашли…, а нашли …
*** Есть ли фразеологизм, связанный с этим мифом? Найдите из дополнительных источников (фразеологический словарь), что такое нарциссизм?
фразеологизм – нарциссизм – самолюбование
Вывод: легкость при пересказе, доступность изложения и мифа Н. Куна и стихотворения Блока – литературная ценность мифа. Пробуждает интерес к Древней Греции, развивает кругозор, обогащает словарный запас.
«Жёлтая шляпа» — Сбор положительной информации о событиях, героях, чувствах героев. Если вы выполните задания, то сможете высказать позитивные суждения о героях, событиях, чувствах героев и мифе в целом. Не забывайте, что вы в желтой шляпе: главное для вас — найти позитивное во всем, вы — ОПТИМИСТЫ!!! Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера. Найдите положительное в героях, ответив на вопросы:
Что можете сказать о внешности юноши, судя по отношению к нему нимф?
Даже после смерти Нарцисс познал счастье
Что вам понравилось в нимфе Эхо и её любви?
Воплощение Нарцисса после смерти – это …
Что хорошего несет в себе этот миф?
Вывод: даже после смерти память о Нарциссе осталось в виде цветка. От каждого человека должно оставаться что-то в памяти: дела, поступки и пусть даже цветок как напоминание и урок…
«Чёрная шляпа» — сбор критической информации, отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.
Ответьте на вопросы, начиная свои суждения со слов: «МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО …
Юноша заслужил наказание, это видно с самого начала
Эхо и другие нимфы действительно виноваты в смерти юноши
Но Гера была виновата с самого начала в этой истории
Нарцисс не виноват, что не полюбил Эхо. Насильно …?
Афродита справедливо наказала Нарцисса
Нарцисс – теперь это цветок (жизни/смерти)
***Что плохого несет в себе Нарцисс, его самовлюбленность?
Вывод: идея мифа – это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь – это дар богов, она всегда достойна уважения, вне зависимости от того, ответная она или безответная. А пренебрежение любовью всегда будет наказано
«Красная шляпа» — вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
Какие чувства вы испытываете по отношению к Нарциссу в начале и в конце мифа
Мы благодарны древним грекам за этот чудесный миф, потому что мы теперь …
***Выберите чувства, эмоции, которые вы встретили по содержанию мифа или испытывали во время чтения и осмысления мифа: великодушие, эгоизм, справедливость, гордость, самоуважение, терпимость, самолюбование и др.
Вывод: Как вы думаете, представления о любви в Древней Греции и в нашем современном мире чем-то отличаются? Нет, любовь одинакова во все времена, но … любовь – это вся жизнь
«Зелёная шляпа» – Если вы выполните задания, то сможете высказать новые идеи, предложения, проявить свои творческие способности. Не забывайте, что вы в зеленой шляпе: главное для вас – найти НОВЫЕ идеи в решении проблемы, высказать творческие суждения. Вы – ТВОРЦЫ!!!
Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок, белый цветок?
Придумайте свой финал мифа.
Что было бы с мифом, сюжетом, если бы Древняя Греция была пустыней или, наоборот, произошло наводнение?
***Составьте предложение из слов: которая, становится, красота, эгоизм, разрушительной, порождает, бесполезной, и.
Ответ: красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.
Вывод: Белый цвет, белый цветок – символ траура в греческой мифологии. Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегая чувствами других, закончит свою жизнь трагически.
«Синяя шляпа» — вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
Какая судьба, по вашему мнению, ждала Эхо, если бы Нарцисс ответил ей взаимностью, а потом увидел себя в отражении ручья.
Встречались ли такие люди Нарциссы вашей жизни, в жизни ваших знакомых, в литературных произведениях?
***Докажите, что красота – это не главное качество в человеке;
какой ответ вам показался наиболее удачным,
какие вопросы были трудными
ФИЗМИНУТКА
Обращение к эпиграфу.
Ответы уч-ся —
Вывод: из мифа о Нарциссе мы поняли, что красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью (Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил) она великая спасительная сила. Красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной. Любовь, верность, доброта, честность почитались во все времена. А самолюбование, душевная черствость, гордость, безразличие осуждалось, порицалось не только в мифах, но и зачастую наказывается самой жизнью.
Проблемный вопрос – замечательный вывод мы подвели, осудили самовлюбленность Нарцисса, доказали, что самолюбование – это плохо, узнали, из каких качества состоит красота внутреннего мира. НО есть такое яркое высказывание Ф. Достоевского «Красота спасет мир». И как же быть?
Получается, что все о том, что мы говорили весь урок, не совсем верно? Значит и красота внешняя важна?
Я вам помогу. Я предлагаю составные внешней красоты – то, что можно увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус, а вы либо соглашаетесь, либо мы потом вместе откажемся от своей точки зрения. Итак, входит ли в понятие КРАСОТА
Красота тела – спорт, опрятность, аккуратность, внешняя ухоженность ….
Красота на бытовом уровне – интерьер, стильная одежда, сервировка стола …
Красота в природе – закаты и восходы, снегопад, облака, водопад,
Красота речи – культура речи
Красота отношений – порядочность, тактичность.
Такой же вывод?
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А. Чехов
Рефлексия – предлагаю вам продолжить фразу:
Далее выйти к доске и поставить свою точку в «Мишени успеха»
Интересно, но не все понятно
Трудно, непонятно
Понятно, интересно, узнал (а) много нового
Я молодец!!! (интересно, понятно)
Оценивание Ребята, а сейчас в листах оценивания в графе «Самооценка» оцените себя, в графе «Взаимооценка» одноклассника своей группы, в графе «Общее оценивание» оцените работу других групп, сдайте листы мне. Вы сегодня все хорошо поработали. Оценки выставлю после проверки Листов оценивания!
Домашнее задание
В подарок – презентация
Я сомневаюсь, что вы имели представление о Нарциссе как о человеке, герое мифа. Скорее всего, вы чаще сталкивались с другим его значением – цветок? Так?
Действительно, нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы.
Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.
Цветок нарцисс, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии нарциссом увлекаются, как в Голландии тюльпанами.
Презентация «Нарцисс»
Благодарность за урок
Лист оценивания (фамилия, имя) _____________________ (цвет твоей шляпы________)
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
infourok.ru
Презентация к уроку по теме: Презентация «Цветы в легендах и преданиях»
Слайд 1
Презентация«Цветы в легендах и преданиях»
Педагог дополнительного образования Киризли Лариса Эдуардовна
Слайд 2
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» Ганс Христиан Андерсен
Цветы сопровождают человека на всем его жизненном пути. С самого рождения и до последнего часа. Торжественные праздники, радостные события мы встречаем с цветами. Цветы украшают улицы и жилища людей. Благоухающие, ярко окрашенные, причудливой формы цветы всегда привлекали внимание творческих людей. Художники писали с них свои картины, композиторы во все времена посвящали им свои произведения (песни, вальсы и т.д.), архитекторы использовали в своих творениях изящество и красоту цветов. С древних времен люди сочиняли легенды, сказания, предания и сказки. Люди глубоко верили, что, человек после своей смерти превращается в траву, цветы или животных. По легенде богиня Флора управляла людьми с помощью добра и мудрости. Но люди больше заботились о еде, о доме, об одежде и мало уделяли внимания красоте и пользе растений. Тогда Флора отправила своих помощников – эльфов и прекрасных фей к людям, и те засеяли всю землю цветами. А богиня стала носить на голове венок из живых цветов, и в венке этом нашлось место любому цветку.
Слайд 3
Царицей цветов признана роза.За тонкий запах легких лепестковЗовут меня царицею цветов.Шипами всех колоть готова,Ведь нет на свете розы без шипов.
Слайд 4
Легенда о розе:
По легенде древних греков роза посвящалась богине красоты и любви Афродите. А поскольку Афродита родилась из белоснежной морской пены, то и все розы были белыми. Но случилось так, что возлюбленный Афродиты Адонис был ранен и она, узнав о беде, бросилась бежать к нему. Шипы розы ранили ее ноги, но Афродита не обращала на это внимания. Несколько капель крови попали на розы и они из белых превратились в ярко-красные. В Риме тоже все поклонялись розе. Девушки привораживали любимых запахом роз, женщины купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость. Гладиаторы натирались розовым маслом, чтобы стать непобедимыми.
Слайд 5
А вот национальным достоянием Китая является пион. Его там считают императором цветов. Во время цветения пионов в городах Китая царит праздничное оживление Взгляните на раскрывшийся пион С пунцовыми литыми лепестками, И он напомнит вам волшебный сон, Волшебный сон из сказки с чудесами.
П и о н
Слайд 6
Легенда о Пионе
Богиня Флора, собираясь в путешествие, решила на время своего отсутствия выбрать заместителя. На совет все цветы пришли вовремя, и только роза опоздала. Но, когда она появилась в зале, все были поражены ее великолепием и решили, что она будет заместительницей богини. Только пион возражал. Он пыжился, надувался, хотел перещеголять розу хотя бы величиной. Флора рассердилась и сказала: — Гордый глупый цветок! Оставайся за самодовольство и пустоту всегда таким толстым и неуклюжим. Пусть ни одна бабочка не коснется тебя поцелуем, ни одна пчела не возьмет из твоего венчика меду, ни одна девушка не прижмет тебя к своей груди. Видели ли вы, ребята, бабочек на цветке пиона?
Слайд 7
Любимец гаремов и цветок биржевой игры – тюльпан
Еще в 13 веке персидский поэт воспел тюльпан и с этого времени этот цветок стал символом счастья. Когда тюльпаны были завезены в Голландию, то увлечение ими стало столь велико, что превратилось в манию. Богачи платили за луковицу нового сорта огромные деньги. Какой-то чудак отдал за редкую луковицу целую пивную, а другой – 24 четверти пшеницы, сорок восемь четвертей ржи, четырех быков, шесть свиней, двенадцать овец, две бочки масла, четыре пуда сыра, связку платьев и серебряный кубок. В увлечении тюльпанами было много необычного, но эти странности еще больше увеличивали интерес к голландским тюльпанам.
Слайд 8
Легенда о тюльпане
Легенда повествует нам, что в золотом бутоне желтого тюльпана скрывалось великое счастье. Но никто не добирался до него, так как не было силы, которая могла бы открыть бутон. Однажды на лугу, где рос великолепный тюльпан, шли женщина с мальчиком. Мальчуган стал бегать по лугу и приблизился к тюльпану. Случилось чудо: бутон сам раскрылся и счастье разлилось по Земле.
Слайд 9
Нарцисс
Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса всегда немного склонен набок, и, когда он растет у водоемов, то кажется, что нарцисс любуется своим отражением. Золотинкой в серебре,Песнь нарцисса в хрустале,Свежая-пресвежая, Нежная-пренежная,Над цветком наклонишься –Нежностью наполнишься.
Слайд 10
Легенда о Нарциссе
Легенда о нарциссе печальна. Жил на свете юноша по имени Нарцисс. Его полюбила нимфа Эхо. Но юный Нарцисс отверг ее любовь, и от безответной любви прекрасное тело нимфы иссохло, так, что никто не мог ее видеть, а только слышал. Тогда нимфа попросила богиню любви Афродиту наказать юношу. В жаркий полдень молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и увидел свое отражение. Никогда не встречал нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он подходил к ручью, чтобы обнять того, кого он видел в воде, но все было напрасно. От любви к самому себе он стал чахнуть и превратился в чуть склоненный нежный цветок нарцисс.
Слайд 11
Ландыши
Проснулся лес, весной разбуженный.Деревья в мареве парят.Веселых ландышей жемчужиныПод каждым кустиком горят.В рассветный час, сырой и сумрачный,Когда роса во тьме блестит,Горят фарфоровые люстрочки,Да так, что глаз не отвести. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистоты, любви и грусти
Слайд 12
Анютины глазки
Раскрыли лепестки анютины глазки, а в венчиках – белый цвет – цвет надежды, желтый – удивление, фиолетовый – цвет печалиАпрель золотистыми лучами обласкан,С лужайки плывет аромат.Анютины глазкиИз были и сказкиНа мир удивленно глядят По легенде жила в деревне добрая, доверчивая девочка Анюта. Она верила каждому слову. Но на беду свою повстречала она коварного обольстителя. Всем сердцем Анюта потянулась к юноше, а тот испугался и заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая вернуться. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого. И тихо угасала от тоски. Вскоре она погибла от печали, а на могиле выросли цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль.
Слайд 13
Астры
Астры – последняя улыбка осени – вызывают различные ассоциации.Одни, увидев их, — радуются, другие – грустят, третьи – думают о вечности красоты, а четвертые – разводят руками: зима на дворе, аони расцветают.Когда пыл осени вихрастойХлеба окрасит в желтый цвет,Звезда лугов – земная астра –Небесный звездам шлет привет. Легенда: Если вы когда-нибудь долго смотрели на звезду, то заметили, что она излучает то голубой, то белый, то розовый свет и мигает, словно зовет кого-то, посылает сигналы. А иногда звезды срываются с неба и падают вниз. Древние люди стали искать на земле звездного собеседника и увидели растения, которые назвали «астра», что значит «звезда».
nsportal.ru
Боги и герои: Нарцисс и Эхо
- Подробности
- Категория: Мифы Древней Греции
Боги и герои мифов древней Греции: Нарцисс и Эхо
Нарцисс, сын бога реки Кефиса и нимфы Лириопы, был юноша чудесной красоты, но сердце у него было гордое и жестокое, он никого не любил.
Увидала стройного юношу-охотника нимфа Эхо, полюбила его и пошла тайно следом за ним, пробираясь по горам, лесам и долинам.
Но нимфа Эхо была наказана Герой — она не могла говорить первая и не могла молчать, когда говорили другие. Ей хотелось теперь сказать юноше ласковое слово, но, обреченная на молчание, она стала ждать, пока он что-нибудь скажет, чтоб отозваться на его слова.
Идя по густому горному лесу. Нарцисс сбился с пути и отстал от товарищей. Оглянувшись и увидев, что вокруг никого нет, он крикнул:
— Есть ли кто здесь?
— Здесь! — ответила Эхо.
Остановился юноша Нарцисс, осмотрелся кругом и крикнул:
— Ко мне!
— Ко мне! — ответил чей-то таинственный голос.
Оглянулся Нарцисс снова, видит — никого нет.
— Зачем гонишься ты за мной? — сказал он, и голос ему ответил: — Гонишься за мной!
— Иди ко мне, будем друзьями, — крикнул Нарцисс, и голос нежно ответил:
— Будем друзьями!
И вот из чащи лесной показалась нимфа Эхо и стала манить рукой его к себе.
Но Нарцисс стал от нее убегать, и, убегая, он крикнул;
Никогда я не подружусь с тобой!
И ответила Эхо:
— Подружусь с тобой!
Вдруг она исчезла в дремучем лесу и в смущении скрыла лицо в зеленых ветках деревьев. С той поры таится она в пустынных глухих пещерах, оврагах, грустя о прекрасном Нарциссе. И от грусти покрылось ее лицо морщинами, она похудела, остался от нее один только голос. Но голос остался у нее такой же, как был, — молодой и звонкий, а тело ее обратилось мало-помалу в скалу.
Голос Эхо слышен в лесах, на горах и в рощах, и хотя видеть ее невозможно, но она слышна всем.
Другие нимфы тоже полюбили жестокого, бессердечного юношу Нарцисса, а он не любил никого.
— Пусть и его никто не любит!
Однажды в знойный летний полдень охотился Нарцисс на горе Геликон и, усталый, подошел к прозрачному тихому ручью, что протекал под сенью густых деревьев.
Он лег у ручья на траву и, томимый жаждой, наклонился, чтобы напиться воды. И вдруг он увидел в светлой зеркальной воде прекрасного юношу — это было его отражение. И, точно прикованный какой-то чудесной силой, он глядел и не мог насмотреться на прекрасное лицо юноши, не зная, что он полюбил себя самого. Глаза его не могли налюбоваться своим отражением в воде, а губы его целовали холодные струи; он протягивал руки и обнимал светлые воды ручья. Он не ел, не пил и не спал, обращаясь к своему отражению:
— Выйди из воды, прекрасный юноша, я знаю — ты любишь меня, ты целуешь и обнимаешь меня, когда я тебя обнимаю. Я улыбаюсь, ты в ответ улыбаешься мне.
Я плачу, ты отвечаешь на плач мой слезами. Но горе мне — видно, люблю я свой собственный образ, люблю себя самого.
Склонился Нарцисс над водой; сидит неподвижно и смотрит в светлый ручей, и с каждым днем силы его слабеют. Плачет он и говорит:
— Горе мне, горе!
И нимфа Эхо, любя по-прежнему юношу, повторяет: «Горе! Горе!»
Вздыхает Нарцисс, и вздыхает за ним Эхо.
И вот склонил Нарцисс на траву свою усталую голову и умер.
И, узнав о смерти Нарцисса, заплакали горько дриады лесные и заплакала Эхо.
Собрались они хоронить Нарцисса и стали искать его тело, но найти его нигде не могли.
Там, где юноша склонил на траву голову, вырос красивый, холодный, стройный цветок с белыми лепестками, и люди назвали его нарциссом.
— КОНЕЦ —
Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.
www.planetaskazok.ru