Что такое светская этика 4 класс – План-конспект занятия по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок 2 по ОРКСЭ » что такое Светская Этика»
План-конспект занятия по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок 2 по ОРКСЭ » что такое Светская Этика»
Предмет: ОРКиСЭ 4 класс
Урок №2
Тема урока: Что такое светская этика.
Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.
Задачи урока:
- Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.
- Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.
Оборудование: компьютер, презентация, работы детей
Ход урока
- Оргмомент.(Проверка готовности к уроку) (слайд 1)
- Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина». Проверка домашнего задания. (слайд 2)
Вопросы к учащимся:
— О чём беседовали с родными и друзьями?
— Что нового узнали для себя?
— Что их особенно заинтересовало?
Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.
- Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.
- Изучение нового материала.
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.
Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?
— А как одним словом всё это можно назвать? /этика/
— Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1)
Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)
Аристотель (IV век до н.э.) — греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией. (Дается определение философии). Аристотель считал, что этика это часть философии.
Работа с иллюстрациями учебника /слайд/
На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».
Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?
Ответ на слайде (стадион, школа, театр – это светские сооружения; все остальные – церковные), светские профессии – учитель, строитель, врач. Т.е. светский (на виду, на свету, публичный, общественный …)? Различают этику религиозную и светскую
Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.
Работа с учебником стр.7 абзац 3-4
А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок — пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? – является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.
Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №
— Всё это можно назвать словом НРАВ, от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда – безнравственно?
- Физкультминутка-игра.
Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)
- Поздороваться при встрече …(вежливо)
- Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
- Перебивать старших…(невежливо)
- Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
- Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
- Закрепление изученного материала.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?
— Какое поведение вы не одобряете?
- Итог урока. Домашнее задание.
— С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
— Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
Рабочая тетрадь задание №3
- Рефлексия.
Договори предложение:
Мне на уроке было …
Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….
Я узнал, что …
Теперь я знаю, что «светская» — это значит …
nsportal.ru
План-конспект урока (4 класс) по теме: урок «Что такое светская этика»
Урок №2
по учебнику «Основы светской этики»
ТЕМА. «Что такое светская этика».
Цели:
Дети:
Формируют первоначальные представления о светской этике;
Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Учитель:
Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;
Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Оборудование:
Учебник: «Основы светской этики», авт. Т.Д.Шапошникова,
издательство «Просвещение», 2012 год;
мультимедийное оборудование;
диск с музыкой: «Одинокий пастух»,
«Мир похож на цветной луг»
презентация к уроку;
таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;
ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит музыка «Одинокий пастух»
Учитель:
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама, как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для вас!
(В. Боков)
Проверка домашнего задания.
Учитель:
— О чём беседовали с родными и друзьями?
Что нового узнали для себя?
Учащиеся рассказывают историю названий улиц города.
Работа над новым материалом.
Работа с цитатами.
Учитель:
— Как вы понимаете смысл этих цитат?
«Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан».
Омар Хайям.
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
Лев Николаевич Толстой.
Учитель:
— Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке.
Дети:
— О добре и зле.
Учитель:
-На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир…
— Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле?
Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника.
Дети;
-Этика.
Учитель:
— Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель?
Дети:
— Мы хотим узнать, что такое светская этика?
Что она предполагает?
Учитель:
— Давайте запишем тему урока:
Что такое светская этика.
— Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель , который ввёл термин «ЭТИКА» в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» — любовь и «софия» — мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.
Работа со словарём С. И. Ожегова.
— Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика».
Дети:
Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Учитель:
— Итак, этика – это учение о морали.
У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ»
Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в учебнике?
Дети читают статью учебника на стр. 6-7.
Учитель:
— С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.
Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю.
Дети:
Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 2 и 3 абзаца учебника на стр. 7.
Работа над притчей о добре и зле.
( Инсценирование.)
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
— Конечно, нет! – ответил юноша.
— А воровать?
-Нет!
-А убивать?
— Нет…
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай всё это. А познав, не делай!»
Учитель:
— О чём эта притча? ( О добре и зле).
— Чему она нас учит? ( Не совершать зла).
— Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни.
— Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло.
— Как же нам сделать мир добрее?
Дети:
— Совершать добрые дела.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 4 абзаца учебника на стр. 7.
Работа с притчей о добре и зле.
Учитель:
— Я хочу рассказать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом.
«Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь.
— В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой — же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика.
Учитель:
— Различают этику религиозную и светскую.
Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю.
— А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7?
Работа по учебнику.
Учитель:
С раннего детства перед ребятами встаёт проблема:
Что такое хорошо и что такое плохо?
Работа с презентацией.
Чтение стихотворения В. В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Закрепление.
Чем наука «Этика» помогает человеку?
— Давайте распределим черты людей на положительные (светлая часть доски) и отрицательные (тёмная часть доски):
Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность, искренность, отзывчивость;
Ложь, воровство, грубость, предательство, эгоизм, зависть, измена, разрушение.
Рефлексия.
Учитель:
— Понравился ли вам урок? Чем? Что запомнилось?
Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока?
Так что же такое светская этика?
Дети:
— Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
(Последний абзац параграфа).
Домашнее задание.
Составить вопросы и ответы на них к уроку №2 «Что такое светская этика».
Творческое задание: прочитать русскую народную сказку, сравнить добрые и злые поступки героев, проиллюстрировать.
Итог урока.
Учитель:
— А как вы представляете себе добрый мир?
Дети:
— Это солнце, это небо, это луг с цветами.
Коллективная работа.
Под песню «Мир похож на цветной луг» ребята на ватманском листе рисуют добрый мир.
nsportal.ru
Презентация к уроку (4 класс) на тему: презинтация по ОРКСЭ на тему Что такое светская этика .
Слайд 1
Урок 2. Что такое светская этикаСлайд 2
Проверка домашнего задания Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
Слайд 3
Этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.), который ввёл и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» — любовь и «софия» — мудрость. Получается, философия — любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.
Слайд 4
Аристотель (384 г. до н. э. — 332 г. до н. э.) — греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Известные выражения Аристотеля: В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (По материалам статьи «Аристотель» из Энциклопедического словаря А. Брокгауза и И.А. Ефрона.)
Слайд 5
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», ОТ которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» И «нравственность» являются синонимами.
Слайд 6
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
Слайд 7
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
Слайд 8
Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим ИЛИ плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
Слайд 9
Ответьте на вопросы Что такое этика? Что значит светская этика и что она предполагает? Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?
Слайд 10
Поздороваться при встрече … Толкнуть и не извиниться … Помочь подняться, поднять упавшую вещь … Перебивать старших… Уступить место пожилому человеку… Мешать на уроке своему соседу по парте … Продолжите………..
Слайд 11
Проверьте свои знания. 1.Основателем науки этика был: а) Аристотель, б) Аристофан, в) Рафаэль, г) Геродот. 2. Понятие «мораль» обозначает: а) правила поведения, б) верны все ответы, в) привычки человека, г) обычаи.
Слайд 12
Проверьте свои знания. 3. Этика изучает: а) мораль, б) нравственность, в) природу, г) законы. 4. Этика помогает человеку: а) самостоятельно совершать поступки, б) становиться лучше, в) строить отношения, г) верны все ответы.
Слайд 13
Вставьте пропущенное слово. 5. ___________________ — это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. 6. Мораль и ____________________ означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле.
Слайд 14
Проверьте свои знания. 7. Выберите из предложенного списка те вопросы, на которые отвечает светская этика. А) Как сделать жизнь людей лучше? Б) Как развивается человек? В) Как было создано общество? Г) Какие поступки хорошие?
Слайд 15
Проверьте свои знания. 8. Выберите из предложенного списка те правила поведения, которые определяются светской этикой. А) Правила поведения в общественном транспорте. Б) Правила поведения в армии. В) Правила поведения в школе. Г) Правила поведения в музее.
Слайд 16
КЛЮЧИ Основателем науки этика был: а) Аристотель, 2. Понятие «мораль» обозначает: б) верны все ответы. 3. Этика изучает: а) мораль, б) нравственность 4. Этика помогает человеку: г) верны все ответы. 5. Вставьте пропущенное слово. Этика — это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. 6. Вставьте пропущенное слово. Мораль и нравственность означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле. 7. Выберите из предложенного списка те вопросы, на которые отвечает светская этика. А) Как сделать жизнь людей лучше? Г) Какие поступки хорошие? 8. Выберите из предложенного списка те правила поведения, которые определяются светской этикой. А) Правила поведения в общественном транспорте. В) Правила поведения в школе. Г) Правила поведения в музее.
Слайд 17
Запишите в тетрадь определения Культура –уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Мораль (нравственность)– это привычки, обычаи, правила поведения, т.е. нравы.
Слайд 18
Задание на дом (по выбору учащихся): 1. Ответь на вопросы устно. Что такое этика? Что значит светская этика и что она предполагает? Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? 2. Расскажи членам своей семьи о том, что такое культура, мораль, нравственность, этика. Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика ?
Слайд 19
Все в твоих руках… Все в твоих руках…
Слайд 20
Спасибо за урок!
nsportal.ru
Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Что такое светская этика?
Слайд 1
Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. что такое светская этика?Слайд 2
О человеке и его делах — Скажи, человек Как твои дела? — Дела ничего у меня. Я спал неплохо, Да ночь мала, И я прихватил полдня.
Слайд 3
— Скажи, человек, А что же успел Сегодня ты совершить? — Да много успел: Хорошо поел И чаю успел попить.
Слайд 4
— Скажи, человек, А когда поспал, Вышел ли ты за порог? — Конечно, вышел, Да очень устал, Вернулся, не чуя ног.
Слайд 5
— Скажи, человек, А что за окном Увидеть тебе довелось? — Да что там увидишь, Когда темно И лютый стоит мороз.
Слайд 6
— Скажи, человек, Ну, а как потом, Было ли что-нибудь? — А что потом? Поиграл с котом И вновь прилег отдохнуть.
Слайд 7
— Скажи, человек, А кроме кота, Есть друзья у тебя? — Да что ты! С друзьями одна маета! … . Больше не спрашивал я.
Слайд 8
А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость. Посей поступок – пожнёшь привычку; Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок; Посей добродетель или порок — пожнёшь характер; Посей характер – пожнёшь судьбу.
Слайд 9
Этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.), который ввёл и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» — любовь и «софия» — мудрость. Получается,философия — любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика — часть философии.
Слайд 10
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Слайд 11
Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности и этики.
Слайд 12
Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.
Слайд 13
Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Слайд 14
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Слайд 15
Рафаэль. Афинская школа
Слайд 16
Фреска Рафаэля (1483—1520) «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в других странах. Некоторым из них он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель,держа в руке свою книгу «Этика».
Слайд 17
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
Слайд 18
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделав шего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
Слайд 19
Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Слайд 20
Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
Слайд 21
Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?
nsportal.ru
Что такое светская этика? (4 класс)
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Что такое светская этика?
Вы живёте в мире среди множества людей, и каждый день вам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для вас лично, но и для окружающих вас людей. Например, ваших родителей или одноклассников.
Но как же тяжело иногда сделать правильный выбор. Не верите? Давайте тогда рассмотрим две ситуации.
Вы подарили своим друзьям коллекцию папиных значков, которые он собирал с самого детства и подарил вам. Узнав про это, папа очень расстроился. Ну в чём же вы не правы, ведь вы подарили значки друзьям от чистого сердца и не попросили ничего взамен. Почему же вы не правы?
Ну или, предположим, вас угостили яблоками, а у вас есть друзья, которых вы сперва тоже хотели угостить, но вдруг подумали: «Мне ведь тогда достанется меньше, а угостили-то меня, потому и яблоки только мои. Разве я не прав?»
Интересные ситуации, не так ли? Конечно, каждый человек в той или иной ситуации зачастую поступает так, как сам считает нужным. Но при этом, чтобы не обидеть окружающих своим поведением или поступками, вы должны соблюдать определённые правила, которыми должны руководствоваться все люди.
Согласитесь, в каждом окружающем вас человеке есть положительные и отрицательные стороны. Большинство из них честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Такие люди готовы прийти на помощь в любую минуту, даже если их об этом специально никто не просил.
Но есть и такие, которые обманывают, грубят, обижают слабых и совершают другие плохие поступки.
Однажды внук спросил у своего умудрённого жизненным опытом дедушки:
– А откуда берутся плохие люди?
– Плохих людей не бывает, – ответил старик. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
– Но какой же волк побеждает в конце?
Старик слегка улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого человек кормит.
А как вы думаете, почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше?
На все эти и многие другие вопросы помогает ответить такая наука, как этика. Это наука, которая рассматривает все поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель.
Принято выделять религиозную и светскую этику.
Религиозная этика – это представления о поведении человека, которые опираются на Божественные заповеди, как они изложены в Священных Писаниях мировых религий. Например, «Не убивай», «Не кради», «Не наговаривай на ближнего» и многие другие запреты, которые есть в каждой мировой религии.
От нарушения этих правил человека прежде всего должна останавливать возможность Божественного наказания за совершённые им плохие поступки.
В отличие от религиозной, светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. Что только от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим, и что только он сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше.
Однажды один юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать? – Нет!
– А убивать?
– Нет…
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай всё это! А познав, не делай!
Конечно же, не надо воспринимать совет мудреца буквально, как призыв к действию. Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он просто хотел, чтобы юноша понял и осознал, что эти пороки присутствуют в жизни каждого человека.
Согласитесь, что добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга и, не чувствуя и не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро. Ведь даже в русских народных сказках, которые вы хорошо знаете, добро всегда побеждает зло.
В конце нашего урока давайте подведём некоторые итоги. Сегодня мы с вами узнали о том, что такое этика и в чём заключается отличие религиозной этики от светской.
videouroki.net
Методическая разработка (4 класс) по теме: Урок по основам светской этики «Что такое светская этика»
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Новомосковск
Тульской области
Урок №2
по учебнику «Основы светской этики»
ТЕМА. «Что такое светская этика».
Учитель: Гринёва Галина Ивановна
Цели:
Дети:
Формируют первоначальные представления о светской этике;
Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Учитель:
Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;
Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Оборудование:
Учебник: «Основы светской этики», авт. А. Я. Данилюк,
издательство «Просвещение», 2012 год;
мультимедийное оборудование;
диск с музыкой: «Одинокий пастух»,
«Мир похож на цветной луг»
презентация к уроку;
таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;
ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит музыка «Одинокий пастух»
Учитель:
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама, как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для вас!
(В. Боков)
Проверка домашнего задания.
Учитель:
— О чём беседовали с родными и друзьями?
Учащиеся рассказывают историю названий улиц города.
Работа над новым материалом.
Работа с цитатами.
Учитель:
— Как вы понимаете смысл этих цитат?
«Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан».
Омар Хайям.
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
Лев Николаевич Толстой.
Учитель:
— Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке.
Дети:
— О добре и зле.
Учитель:
-На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир…
— Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле?
Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника.
Дети;
-Этика.
Учитель:
— Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель?
Дети:
— Мы хотим узнать, что такое светская этика?
Что она предполагает?
Учитель:
— Давайте запишем тему урока:
Что такое светская этика.
— Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель , который ввёл термин «ЭТИКА» в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» — любовь и «софия» — мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.
Работа со словарём С. И. Ожегова.
— Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика».
Дети:
Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Учитель:
— Итак, этика – это учение о морали.
У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ»
Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в учебнике?
Дети читают статью учебника на стр. 6-7.
Учитель:
— С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.
Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю.
Дети:
Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 2 и 3 абзаца учебника на стр. 7.
Работа над притчей о добре и зле.
( Инсценирование.)
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
— Конечно, нет! – ответил юноша.
— А воровать?
-Нет!
-А убивать?
— Нет…
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай всё это. А познав, не делай!»
Учитель:
— О чём эта притча? ( О добре и зле).
— Чему она нас учит? ( Не совершать зла).
— Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни.
— Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло.
— Как же нам сделать мир добрее?
Дети:
— Совершать добрые дела.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 4 абзаца учебника на стр. 7.
Работа с притчей о добре и зле.
Учитель:
— Я хочу рассказать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом.
«Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь.
— В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой — же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика.
Учитель:
— Различают этику религиозную и светскую.
Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю.
— А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7?
Работа по учебнику.
Учитель:
С раннего детства перед ребятами встаёт проблема:
Что такое хорошо и что такое плохо?
Работа с презентацией.
Чтение стихотворения В. В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Закрепление.
Чем наука «Этика» помогает человеку?
— Давайте распределим черты людей на положительные (светлая часть доски) и отрицательные (тёмная часть доски):
Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность, искренность, отзывчивость;
Ложь, воровство, грубость, предательство, эгоизм, зависть, измена, разрушение.
Рефлексия.
Учитель:
— Понравился ли вам урок? Чем? Что запомнилось?
Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока?
Так что же такое светская этика?
Дети:
— Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
(Последний абзац параграфа).
Домашнее задание.
Составить вопросы и ответы на них к уроку №2 «Что такое светская этика».
Творческое задание: прочитать русскую народную сказку, сравнить добрые и злые поступки героев, проиллюстрировать.
Итог урока.
Учитель:
— А как вы представляете себе добрый мир?
Дети:
— Это солнце, это небо, это луг с цветами.
Коллективная работа.
Под песню «Мир похож на цветной луг» ребята на ватманском листе рисуют добрый мир.
nsportal.ru