cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Былина жанр устного народного творчества презентация 4 класс – Презентация к уроку 4 класс » Народный фольклор в творчестве композиторов. М. И. Глинка»

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Презентация «Устное народное творчество»

Слайд 1

Устное народное творчество Учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Лермонтова Васильева Елена Васильевна

Слайд 2

Содержание Фольклорные жанры русского народа Фольклористика Фёдор Иванович Буслаев Устное народное творчество Жанры устного народного творчества Былины Пословицы и поговорки Загадки Русские народные песни Сказки Иллюстрации И. Я. Билибина к русским народным сказкам Заключение

Слайд 3

Фольклорные жанры русского народа

Слайд 4

наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Слайд 5

Фёдор Иванович Буслаев русский языковед, фольклорист, историк русской и европейской словесности, исследователь средневекового искусства .

Слайд 6

Устное народное творчество русского народа Устное – из уст в уста Народное – авторство народа Творчество – создание нового

Слайд 7

Устное народное творчество русского народа Былины Загадки Пословицы Сказки Поговорки Песни Приговорки Считалки Небылицы Скороговорки

Слайд 8

Былины- эпические песни о русских богатырях

Слайд 9

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм. Поговорка – незаконченное образное выражение. Пословицы и поговорки

Слайд 10

Загадка — выражение или изображение, нуждающееся в разгадке

Слайд 11

Русские народные песни Колыбельные Патриотические Исторические Былинные Обрядовые Плясовые Хороводные Шуточные Частушки Лирические

Слайд 12

Сказки Волшебные Бытовые О животных

Слайд 13

Иллюстрации к русским сказкам Ивана Яковлевича Билибина

Слайд 14

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Слайд 15

Не очень понравилось Очень понравилось Скучно Удивительно

nsportal.ru

Презентация по литературному чтению Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» (4 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

ТЕМА:Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»1 Илья МуромецАлёша ПоповичРазгадайте имена и скажите, что их объединяет?Добрыня НикитичБодныяр КиничтиШалёа ПочивопИяль Румоцем2

В. Васнецов. Богатыри1881-1898, холст, масло,295,3×446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва3
О картине В. М. Васнецова «Богатыри»Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его — Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова.В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.4 В мире русскихбылин

«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль
«Русский народ создал огромнуюизустную литературу: мудрые пословицыи хитрые загадки, веселые песни,торжественные былины – говорившиесянараспев, под звон струн – о славных подвигахбогатырей, защитников земли…» Л.Н. Толстой БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «ста

univerfiles.com

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Литературные жанры: Былина.

Слайд 1

Былины Литературное чтение 4 класс МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин, Ростовская область Елена Марченко

Слайд 2

Былина -рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.

Слайд 3

Былина- эпическая песня о русских богатырях. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей.

Слайд 4

МИР БЫЛИНЫ. Пространство и время условные, необычные. Герои одни и те же, борются с фантастическими существами. Место действия — Киев – столица русской земли. Время действия — правление князя Владимира (10 -12 в.в.)

Слайд 5

ВИДЫ БЫЛИН 1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ). 2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

Слайд 6

КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН. Запев (для привлечения внимания). Завязка действия ( поручение). Развитие действия. Кульминация (подвиг богатыря). Развязка действия (расправа с врагом). Исход.

Слайд 7

Отличия сказки от былины СКАЗКА ОБЩЕЕ БЫЛИНА НЕ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; ВЫМЫСЕЛ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; КОМПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЕДИНООБРАЗНАЯ; КОМПОЗИЦИЯ; ГЕРОИ — ЛЮДИ, ЦАРЕВИЧИ, ГЕРОИ – БОГАТЫРИ ЖИВОТНЫЕ

Слайд 8

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый. АЛЁША ПОПОВИЧ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Слайд 9

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Считается, что родина Ильи муромца — село Карачарово под Муромом.

Слайд 10

В пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи святого, имя его — Илья Муромец. Известно, что в преклонном возрасте пришел он в монастырь и стал монахом, что он был велик ростом и что рука его пробита копьем. По преданию,, дошедшим до нас от наших пред- ков, святой Илья Муромец — это тот самый богатырь, о котором сложено столько былин.

Слайд 11

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира . Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток , отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Слайд 12

АЛЁША ПОПОВИЧ Алёша Попович — сын ростовского попа Ле (в) онтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Слайд 13

Святого́р Микула Селянинович Вольга Святославич

Слайд 14

www.byliny.ru http://ru.wikipedia.org/

nsportal.ru

Устное народное творчество — Начальные классы

МОУ «СОШ п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области»

«Устное народное творчество»

4 класс

Составила учитель начальных классов МОУ «СОШ п.Белоярский»

Евстифеева Л.В.

2015г.

Цель занятия: повторить с учащимися жанры устного народного творчества

Задачи:

  • Обобщить знания по теме «Жанры устного народного творчества»

  • Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

  • Развивать выразительную речь, память, сообразительность, фантазию, чувство юмора.

  • Углубить представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях

  • Способствовать формированию интереса к жанрам устного народного творчества

  • Воспитывать умение воспринимать прекрасное, умение слушать

  • Воспитывать чувства  доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

  • Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки с заданием, иллюстрации.

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята!

-Удобно ли вам? Всем ли слышно? Если все готовы –начинаем наше занятие. Посмотрите на доску, что здесь написано? А что означают эти слова?

— Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им. Народ хотел понять, всё, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них. Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках и считалках.

В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа, Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество. 

— Кто скажет цель нашего занятия?

-Чтобы интереснее нам было вспоминать жанры устного народного творчества, мы отправимся с вами в путешествие по некоторым станциям.

-Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

-На чем ездил Емеля Дурачок? Слайд 2

-Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?

Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо провести это заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Пословицы») слайд 3

Станция 1. «П О С Л О В И Ц Ы и ПОГОВОРКИ»

-Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всём, на протяжении всей истории. Они являются самым любопытным жанром фольклора. Их изучали многие ученые разных уголков Земного шара, но они до сих пор остаются до конца не разгаданными. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Их не вспоминают без повода и причины, они приходят к нам на память при разговоре, к случаю. Пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в данной ситуации, они шагают с нами на протяжении всей жизни, помогая людям общаться, выражать своё мнение и свои чувства.

— В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.

Делу время,—————————- потехе – час.

Терпенье и труд ——————— всё перетрут.

Семь раз отмерь———————- один раз отрежь.

-А теперь посмотрите на слайды и попробуйте составить пословицы из предложенных, попарно соединенных, слов.

1.  Дело – смело. Слайд 4

(«Кончил дело, гуляй смело».)

2.  Пером — топором. Слайд 5

(«Что написано пером, того не вырубишь топором»)

3.  Друга — береги. Слайд 6

(«Нет друга ищи, а нашел береги».)                                 

4.  Гоп — перепрыгнешь.    Слайд 7                                       
(«Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».)

— Следующее задание такое: Подобрать к началу пословицы её окончание. ( на карточках выполняют парами)

Дело мастера                                                                    то и пожнешь

Яблоко от яблони                                                           не воин

Один в поле                                                                      не далеко падает

Ученье — свет                                                                    не утаишь

Что посеешь                                                                     боится

Шило в мешке                                                                 а не ученье тьма

-Вот и побывали на станции «Пословицы и поговорки», молодцы справились с заданиями команды, чтобы добраться до второй станции, нам тоже надо провести заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Скороговорки»)Слайд 8

Станция 2 «С К О Р О Г О В О Р К И»

— Много существует скороговорок. Их мы хорошо знаем. Вот давайте и посоревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Выходите по одному, оторвав лепесток от нашей ромашки, нужно быстро 2 раза проговорить скороговорку. Кто лучше произнесет скороговорку?

1.Слушала старушка

Как куковала кукушка на опушке.

2.Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь не спишь»

Мышонок шепчет мыши:

«шуршать я буду тише».

3.Шел Егор через двор ,

нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

4.На горе Арарат

Растет крупный виноград.

5.Хитрую сороку

Поймать морока

А сорок сорок-

Сорок морок.

6.

На дворе трава

На траве дрова

Не руби дрова

на траве двора

-Молодцы!

Станция 3. «СЧИТАЛКИ»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Считалки») Слайд 9

— Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего в игре. Это самый распространённый жанр детского фольклора. Рассказывание и слушание считалки доставляет детям огромное удовольствие. Не каждый может быть хорошим ,,считалочником”: он должен обладать хорошей памятью, непременно быть честным. В основе большинства считалок лежит счет, некоторые из них состоят из бессмысленных слов.

И по сей день, дети пользуются считалками. Посмотрите на слайд и прочитаем: слайд 10

Раз, два, три, четыре, пять.

                             Мы опять идём играть.

                             Встанем в дружный хоровод

                             Город игр всех нас ждёт.

                             Итак, дружок, в дорогу.

— А вы ребята знаете считалки? Расскажите… 

— Ребята, а когда мы используем считалки?     ( Перед началом игры.)

Станция 4. «З А Г А Д К И»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Загадки») Слайд 11

— Загадки – это ещё один вид народного творчества. Загадка – это задача, головоломка. Предмет, который загадывается, скрыт, спрятан за другим предметом, с которым он сопоставляется. Например: ,, Два братца пошли в воду купаться.” – Говорится в народной загадке о вёдрах. Вёдра похожи, как братья друг на друга. Зачерпнёт девушка ими в речке воды, вёдра и искупаются.

Есть загадки, в которых указываются признаки предмета. Знаешь, эти признаки – отгадаешь загадку. Например: ,, Зимой беленький, а летом серенький.” Кто это? Ну конечно заяц, который меняет цвет своей шубы в зависимости от времени года.  Интересны загадки, построенные на сравнении. Например: ,, Сижу на дереве, круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мёд.” Что это? Это вишня. В загадке она сравнивается с шаром по форме, с мёдом по вкусу, с кровью по цвету. Некоторые загадки сложены в рифму и легко запоминаются. Люди сочиняли загадки обо всём, что их окружало: о человеке, о растениях, о явлениях природы, о вещах.

— Ребята, какие загадки вы знаете? (Загадывают друг другу загадки.)

Ребята, а эти более трудные загадки, они на смекалку и сообразительность.

1. Кто может говорить на всех языках?                                   ( Эхо.)

2. Кто может ткать без станка и без рук?                                 ( Паук.)

3. Что родится без костей?                                                         ( Язык.)

4. Кто всегда идёт и с места не сходит?                                   ( Часы.)

5. Кто хозяин мельницы?                                                           ( Мельник.)

6. От чего гусь плавает?                                                             ( От берега.)

7. Сидит в ложке, свесив ножки. (Лапша.)

8. Четыре ушка, два брюшка. (Подушка.)

9. Из какой посуды нельзя поесть?                                            ( Из пустой.)

Станция 5. «ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Песни и частушки») Слайд 12

— Народная песня – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Она выражает мысли, чувства, надежды людей. Создавались песни народом. Они сопровождали все случаи жизни: весёлое застолье и горестное событие, рождение ребёнка и игры детей. Девушки в песнях жаловались на свою судьбу; матери, укачивая детей, пели колыбельные песни. Создавались песни об исторических событиях: о войне, о царях и предводителях.

Песни бывают разные: хороводные, колыбельные, лирические, исторические, шуточные.

 Сопровождались песни старинными музыкальными инструментами. Такими как: ложки, трещотки, свистульки, губная гармошка, балалайка, бубен.

  — Ребята, к шуточным песням относятся всеми любимые ЧАСТУШКИ.

Наши ребята приготовили вам некоторые частушки, послушайте их:

                            Как у Бабы, у Яги

                            Нет совсем одной ноги,

                            Но зато есть замечательный

                            Аппарат летательный.

 

                            На сметане я мешён,

                            На окошке я стужён.

                            Круглый бок, румяный бок –

                            Покатился колобок.

 

                             Хитрая плутовка,

                             Рыжая головка,

                             Хвост пушистый – как краса.

                             А зовут меня Лиса.

 

                            Возле леса на опушке

                            Трое нас живёт в избушке.

                             Там три стула и три кружки,

                             Три кровати, три подушки.

 

                            Длинноухий озорник

                            В огород ходить привык.

                            Я по грядкам прыгать стал –

                            Всю капусту потоптал.

 

                             Я зубастый серый волк,

                             Я клыками щёлк да щёлк.

                             Зимой голодный я совсем.

                             Но не бойтесь, вас не съем.

 

Ребята, о чём эти частушки?               ( О сказочных героях.)

— Правильно, и мы взяли эти частушки не случайно, потому что следующая

 станция 6 «Сказки»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию «Сказки»)Слайд 15

— Ребята, давным-давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумывал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, а те в свою очередь ещё кому-то. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут разговаривать, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

— Послушайте Незнайку: однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

– «Царевна-Индюшка»;

– «По собачьему веленью»;

– «Иван царевич и зеленый волк»;

– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

– «Петушок — золотой пастушок»;

– «Мальчик-с-кулачок»;

– «У страха уши велики»;

– «Лапша из топора»;

– «Как мужик котят делил».

-Я вижу любите вы сказки. Еще вам задание:

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею 
    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода 
    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

— Ребята, посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации к сказкам.

Назовите сказку и перечислите героев по очереди.

1.«Гуси лебеди» Слайд 17

2.«Морозко» Слайд 18

3.«Колобок» Слайд 19

4.«Сивка Бурка» Слайд 20

5.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Слайд 21

6. «Конёк — горбунок» Слайд 22

7. « Сказка о золотой рыбке» Слайд 23

8. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Слайд 24

9. «12 месяцев» Слайд 25

10. «Бобовое зёрнышко» Слайд 26

11. «Волк и семеро козлят» Слайд 27

12. «Курочка Ряба» Слайд 28

Подведение итогов:

-И так наше путешествие подошло к концу.

-Что нового интересного узнали из нашего путешествия?

-Чему учит устное народное творчество?

-Какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

— Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы ещё раз вспомнили некоторые жанры устного народного творчества. Какие вы запомнили? (учащиеся перечисляют.)

Устное народное творчество многогранно, талантливо и увлекательно. Интересуйтесь, ребята, творчеством народа.

А более подробно вы можете познакомиться с устным народным творчеством, прочитав разнообразную литературу. Это отдельные книги со считалками, загадками, пословицами и поговорками, или сборники книг.

multiurok.ru

Презентация. «Былины как жанр устного народного творчества», 7 класс

Выполнил:

Мышкин Игорь

ученик 7 класса

под руководством:

Саниной Екатерины Павловны, учителя русского языка и литературы МАОУ «Баженовской СОШ №96»

Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время. В. Аникин Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький

Былина – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI — XVI веков.

Былины, по обычаю передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы.

Сходства и различия былин и сказок

Сказка

Былина

Сходство

Устная форма, существуют с древних времен, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты.

Различия

Зародилась раньше

Основная черта – вымысел

В прозаической

Сказки рассказывали

Виды: волшебные, о животных, бытовая.

Запечатление исторической реальности в обобщенных образах, песенно-стихотворная форма, пели в сопровождении гуслей, виды: героические и социально-бытовые, рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.

БЫЛИНА

Повествует о значительных событиях

Рассказывает о поступках народных героев-богатырей

Отражает исторические события Древней Руси

Киевские

Новгородские

Действие происходит в Киеве или около него.

Тема-защита Руси от кочевников.

Идея-Киев-центр русских земель.

Г ерои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, враги: татаро-монголы (Соловей-Разбойник, Тугарин Змей…)

Показана жизнь второго центра Руси – Новгорода.

Нет вражеских нашествий, они рисуют жизнь мирную, хотя и отнюдь не простую.

Тема: быт, торговля, ремесла.

Герои: Садко(морск.царь), Василий Буслаев

Эпические герои – это былинные герои, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Богатырь – собирательный образ, создаваемый на реальной основе.

  • — Виктор Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1898. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
  • В. Васнецов.
  • «Иван-Царевич

на сером волке»

  •   «Да, были люди

в наше время,

Не то, что нынешнее

племя: Богатыри  

— не вы!»

М.Ю.Лермонтов,

«Бородино».

  • Н.В.Гоголь. Тарас Бульба.

Святогор

Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет.

Вольга Святославич

Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц. В детстве стремился стать мудрым. С 12-ти лет возглавляет воинскую дружину.

Микула Селянинович

Этот богатырь не воин, а пахарь. Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч.

Добрыня Никитич

Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства.

Илья Муромец

Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу.

Алёша Попович

Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец.

Садко

Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный C адко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

kopilkaurokov.ru

Былины 4 класс презентация

Презентация на тему: Былины

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

БЫЛИНЫ

№ слайда 2 Описание слайда:

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

№ слайда 3 Описание слайда:

Богатыри – главные герои былин

№ слайда 4 Описание слайда:

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.

№ слайда 5 Описание слайда:

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших Старшие богатыри: Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. Младшие богатыри: Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

№ слайда 6 Описание слайда:

«Старшие» являлись олицетворением стихийных сил.«Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают

№ слайда 7 Описание слайда:

Был тот Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

№ слайда 8 Описание слайда:

Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»

№ слайда 9 Описание слайда:

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных

№ слайда 10 Описание слайда:

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. Некоторые исследователи придают Вольге мифическое значение: по их мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное.

№ слайда 11 Описание слайда:

Добрыня Никитич Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

№ слайда 12 Описание слайда: № слайда 13 Описание слайда:

Алеша Попович

№ слайда 14 Описание слайда:

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский — от тягот- податей неимоверных

№ слайда 15 Описание слайда:

Илья Муромец Илья Муромец — самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев .

№ слайда 16 Описание слайда:

«Илья Муромец» Реконструкция по методу Герасимова

№ слайда 17 Описание слайда:

В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами.  «Я иду служить за веру христианскую  И за землю российскую,  Да и за стольние Киев-град,  За вдов, за сирот, за бедных людей».

№ слайда 18 Описание слайда:

Микула Селянинович В былинах Микулу Селяниновича, труд его, русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу

№ слайда 19 Описание слайда:

«Удивился Вольга, поклонился пахарю: — Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища… Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: — Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

№ слайда 20 Описание слайда:

Среди героев Древней Руси, наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.

№ слайда 21 Описание слайда:

КАЛИКИ (калеки перехожие) старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В Древней Руси слово “калика” или “калека” обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах.

№ слайда 22 Описание слайда:

Былины говорят о любви к Родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Подвиги богатырей всегда служат освобождению, защите родной земли, своего края. Богатырь восстанавливает справедливость, поражая зло, которое, казалось, победило. Герои Руси, как реальные, так и вымышленные, как известные, так и безымянные, много сделали для защиты своей Родины, и поэтому мы навсегда запомним их имена. Рассказали мы про дела старые, Что про старые, про бывалые, Чтобы море синее успокоилось, Чтобы добрые люди послушались, Чтобы молодцы призадумались, Что века не меркнет слава русская!

ppt4web.ru

Презентация по литературному чтению для начальных классов «Былина

— Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей.

Былина – жанр устного народного творчества.

— Былины – это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Наверняка некоторые из них вам уже знакомы: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем.

Ещё до появления у славян письменности память о прошлых временах хранили гусляры — сказители. На радостных и скорбных пирах они сказывали былины о славных богатырях и князьях, о военных походах и нашествиях кочевников, о великих победах и поражениях Руси.

Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а пелись. В селах древней Руси, превратившейся со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Таким образом, слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа.

Только представьте себе: в начале 20 века – в эпоху, когда в крупных городах уже существовали поезда и кинематоргаф, в далеком северном селе, на краю света, старый крестьянин так же, как и его отцы и деды напевал былины, прославлявшие богатыря Добрыню – дядю князя Владимира и славного воина древней Руси!!! Добрыню и этого крестьянина разделяли многие века и огромное расстояние и тем не менее слава богатыря преодолела эти преграды.

— У одного былинного богатыря — Алеши Поповича — был самый достоверный исторический предок, Александр Храбр, сын ростовского священника. Алеша в былинах молод, красив, любит и прихвастнуть. Добрыня Никитич — человек степенный и очень мудрый. Исторический Добрыня был дядей князя Владимира Святого

Самый любимый герой — Илья Муромец. Он — крестьянский сын, и начинает свои подвиги уже зрелым человеком. В былинах об Илье видно, что слагались они намного позже времени действия, ведь часто он называет себя «старый казак». Илья сражается с врагами до глубокой старости. 

Умеет играть на гуслях, умный (Добрыня великолепно играет в шахматы). Он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием. 

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *