cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Былина садко 4 класс презентация – Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему «Былина «Садко»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Былина «Садко»

Тема: Былина «Садко».

Планируемые результаты:

Предметные: учить выделять отличительные особенности былины, учить видеть разницу между киевскими и новгородскими былинами; читать былины.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД: учить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,

пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; находить сходство со сказкам персонажами, сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.

Коммуникативне УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного, переносить прочитанное в рисунок к произведению,

Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.

Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе общения с другими.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний. Мотивация.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли. (слайд 2)

— О чем идет речь в стихотворении? Из каких произведений мы можем узнать о событиях старины?(былин, летописей) В каком веке появились первые былины? (в конце X века). Какое историческое событие произошло в это же время, когда правил на Руси князь Владимир Красное Солнышко? (Крещение Руси)

— Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы? (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения).

(слайд № 3)

— На предыдущих уроках, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задания теста.

(слайд № 4)

Проверка работы и самооценка.

Тест.

1.Что такое былина?

А) сказочная история

Б) фантазия

В) героическая песня, которую исполнял гусляр

2. Кто такой Илья Муромец?

А) крестьянин Б) богатырь В) царь

3.Кому Илья Муромец говорил таковы слова: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!»?

А)князю Владимиру Б)соловью-разбойнику

В)своему коню Г)дочерям соловья

4.От чего «все травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, тёмны лесушки к земле все преклонялися»?

А) от воя диких зверей Б) от ветра

В) от соловьиного свиста Г) от покрика богатырского

6.Из какого села был родом Илья Муромец?

А ) из Киева Б) из Карачарова В) из Калинова Г) из Чернигова

7. К кому повез Соловья Илья Муромец?

А) к жене и детям Б) к отцу-матери

В) к мужичкам Черниговским Г) к Киевскому князю

Вам было предложено найти и прочитать другие былины о богатырях.

— Кто хочет нам кратко рассказать о том, с какой былиной он познакомился?

  1. Целеполагание.

Скажите, а легко ли нам было читать былину? Почему? (Былину читать трудно, потому что их раньше пели, надо читать распевно, встречаются непривычные сочетания слов).

— Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с новой былиной; будем совершенствовать умение читать текст былины; учиться выделять отличительные особенности былины).

  1. Действия для достижения поставленной цели.

Внимательно прочитайте стихотворение на доске.

Сели в ряд богатыри на честном пиру,

Ай один стоит-то на приступочке.

Для кого взял во крепки руки гусельки?

Кому славу петь? Кого величать?

Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде. (слайд № 5)

— Это строки с секретом. Догадайтесь, о каком былинном герое пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (Садко)

(слайд № 6)

— Откройте учебник на стр. 66, рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен Садко. Поделитесь своими впечатлениями. (Садко не богатырь, он гусляр).

— Садко жил в богатом торговом городе Новгороде. Вспомните, какой город был столицей Руси во времена подвигов богатыря Ильи Муромца? (Киев)

— Как создавались былины? Давайте прочитаем объяснение Сергея Александровича в учебнике на стр. 65.

— В каких городах Древней Руси создавались былины?( В Киеве и Новгороде) О чем рассказывали былины?(Былины о подвигах богатырей были киевскими. Они воспевали мужественных воинов, рассказывали о событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко.

— Совсем другие былины новгородские, они сказочные. В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр. Эти былины рассказывают о приключениях купцов, гусляров).

— Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (нет)

— В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем объяснить их смысл.

(слайд № 7)

Чтение учителем первой части былины – показ напевного прочтения.

— Поделитесь вашими впечатлениями. Что вам удалось представить?

Физкультминутка

— Прочитайте вторую часть былины самостоятельно.

Чтение детьми второй части самостоятельно, а потом вслух «по цепочке»

— Назовите характерные черты волшебной сказки (Морской царь – герой волшебных сказок. Он предсказал Садко будущий пир и события на нем. Волшебный дар от Морского царя – рыбина с золотыми перьями. Магическое число «3»).

— Получилось у вас читать былину нараспев?

Чтение детьми вслух «по цепочке» по одному предложению третьей части былины.

  1. Подведение итогов урока.

— Какую сказку вам напомнила былина «Садко»? («Морской царь и Василиса Премудрая»)

В чем вы увидели сходство былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» и былины «Садко»? (указываются географические объекты – города).

— В чем отличие? (в первой был герой-богатырь, а во второй герой-гусляр)

— Кто определит, каким был нам в былине представлен чужой мир? (подводное царство) А свой мир? (город Новгород).

— Дома вы дочитаете отрывок из былины «Садко» в нашем учебнике. По желанию можете прочитать её целиком и тогда узнаете о чудесном пребывании Садко в подводном царстве, где он и женился. Узнаете, как ему удалось выбраться, и кто ему помог.

  1. Рефлексия.

— Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?

— Оцените свою работу сегодня на уроке. (смайлики)

7. Домашнее задание:

стр. 66-70 научиться выразительно читать .

infourok.ru

Урок музыки по теме «Н.А. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»». 5-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (412,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: расширение и углубление знаний.

Элементы содержания: опера-былина «Садко».

Требовния к уровню подготовки обучающихся:

ЗНАТЬ сюжет (либретто) оперы «Садко».
УМЕТЬ анализировать составляющие средств музыкальной выразительности.

Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.

Элементы дополнительного содержания: знакомство с былиной.

Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

Задачи:

  • Более подробно познакомить учащихся с творчеством композитора.
  • Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
  • Определить важный принцип драматургии композитора – противопоставление двух миров: реального и сказочного.
  • Определить средства музыкальной выразительности, помогающие созданию волшебства в музыке.
  • Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке. Научить грамотно применять исполнительские средства выразительности, в частности строить фразу, чувствовать и понимать значение кульминации.
  • Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал: Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц, «Приходи, сказка» из к/ф «Там, на неведомых дорожках», Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким, словарь “эмоций”.

Оборудование: Мультимедийный проектор, аккустическая система подключенная к компьютеру, презентация, тексты песен.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

СЛАЙД 1

Исполнение: «Песенка про сказку» музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.

Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством, приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.

2. Сообщение темы урока

СЛАЙД 2

Учитель: Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова

3. Повторение пройденного материала

СЛАЙД 3

Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.

СЛАЙД 4

Дети: Узнают оперы по стихам «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

СЛАЙД 5

Учитель: Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине – «Садко». Это – одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины.

СЛАЙД 6

Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?

Дети: Сообщение учащихся о былине

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «ста?рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.

СЛАЙД 7

(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.

СЛАЙД 8

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских

4. Изучение нового материала

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ.

Учитель: Назовите самые известнейшие в мире театры оперы и балета. Кто из вас там побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.

СЛАЙДЫ 9-11

Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

СЛАЙД 12

Учитель: Вспомните, как называется пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.

СЛАЙД 13

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

(Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

Дети: Что – то волнующее, наверное, вода или море.

СЛАЙД 14

Учитель: Правильно. Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?

Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

СЛАЙДЫ 14-17

Повторное слушание (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

СЛАЙД 18

Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

СЛАЙД 19

Учитель: Познакомимся с двумя главными героями оперы:

  • Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
  • Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

СЛАЙД 20

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Звучит видео-фрагмент из оперы «Садко» (нажать на картинку «гиперссылка») После прослушивания фрагмента учитель задает вопросы

Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко

5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

(Учащиеся разучивают первую песню Садко)

Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что «долетела до глубокого дна Ильмень-озера» и покорила всех своей искренностью.

СЛАЙД 21

1. Слушание сцены появления лебедей
2. Просмотр сцены появления лебедей
Нажимаем на картинку «гиперссылка»

СЛАЙД 22

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.

Учитель: В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

Учитель: И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

СЛАЙД 23

Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере музыки?

Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Учитель: Как называется высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон

Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

СЛАЙД 24

Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

СЛАЙД 25

Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

СЛАЙД 26

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка»

Учитель: Какую песню поёт наша героиня?

Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня

Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

СЛАЙД 27

Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».
«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

СЛАЙД 29

Учитель: Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

СЛАЙД 29

Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Исполнение песни учащимися

СЛАЙД 29

Исполнение песни»Приходи, сказка» (Приложение 1). Нажимаем на картинку дракон (минусовка) «гиперссылка».

8. Домашнее задание: посмотреть худ фильм САДКО и нарисовать Нептуна.

Список использованной литературы

  1. Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Уроки музыки 5-6 классы Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2007
  2. Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Музыка учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений 4-е издание Москва «Просвещение» 2007

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

urok.1sept.ru

Былина «Садко» как жанр фольклорного произведения

Описание:

Автор рассказывает в презентации про былины, а в частности про былину «Садко».

Данная презентация направлена на изучения вопроса «Что такое былина». Автор рассказывает что такое былина. в чем ее отличие от сказки. Также автор рассказывает про былину «Садко», про ее сюжет и главную идею. Презентация содержит множество иллюстрация и изображений по данной былине для лучшего усвоения и визуализации фолькльора.

Категория:

  • МХК

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 31 Марта 2014 г.
  • Слайды: 17 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 31 Марта 2014 г.
  • Размер презентации: 2186 Кб
  • Тип файла презентации: .rar
  • Скачана: 1190 раз
  • Последний раз скачана: 03 Апреля 2019 г., в 19:26
  • Просмотров: 5126 просмотров

Рекомендуем:

  • Для учеников 6 класса
  • Для учеников 7 класса
  • Для учеников 8 класса

Скачать:

Скачать презентацию

pwpt.ru

Презентация для 9 класса «Фольклор

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Фольклор. Былина «Садко»
Урок литературы 9 класс
Фищева Н.С., учитель русского языка и литературы, МОУ ОСШ №3, г.Нягань ХМАО-Югры

Слайд 2

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

Слайд 3

Синонимичные наименования
народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность.

Слайд 4

А.Блок писал:
«автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ».

Слайд 5

Особенности
Синкретизм (сплав музыки, поэзии, театра) Тесная связь с обрядами, бытом народа Традиционность, Анонимность (нет автора, но есть исполнитель, сказитель, рассказчик) Вариативность Импровизация

Слайд 6

Фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни. В.П. Аникин

Слайд 7

Литературный род (эпос, лирика, драма) – способ изображения действительности Литературный жанр – тип художественной формы (сказка, пословица, загадка, песня, былина, скороговорка, потешка)

Слайд 8

Жанры УНТ
Предания, сказания, легенды, сказки, былички, побывальщины Лирические и обрядовые песни Былины, исторические песни Ярмарочный фольклор (шутки, прибаутки, балагурная речь, представления – «вертеп») Детский фольклор Скороговорки Загадки

Слайд 9

Вспомним изученное в 5-7 классах
Что такое былина? Каковы художественные особенности былины? Каких былинных героев вы знаете?

Слайд 10

Былина «Садко» — жемчужина русской народной поэзии

Слайд 11

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.
Цыганов С.В. Садко
Борис Ольшанский

Слайд 12

К. Васильев. Садко на дощечке кипарисовой, 1974
Репин Илья — Садко

Слайд 13

Художественное своеобразие
Одна из древнейших былин: в ней сохранились черты догосударственности Единственная былина, где герой отправляется из дома и попадает в иной мир – подводное царство, встречается с морским царем, который относится к нему миролюбиво Исторические черты добавились позднее

Слайд 14

Отражение в былине быта древнего Новгорода
рыбный промысел древнего Новгорода. в эпизод вылавливания рыбы в Ильмень-озере включены такие подробности, как вязание неводов, закидывание тони, артельная организация рыболовства, хранение рыбы в погребах, промысловый и торговый характер рыболовства и т. д. отражен судоходный морской промысел. описание бури или безветрия, подводных препятствий, описание и устройство корабля

Слайд 15

Сюжет былины:
1. Садко, бедный гусляр, оскорбленный тем, что его перестали звать для игры на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро. Эту игру подслушивает водяной царь и награждает его за нее: он его учит, как выловить в Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими купцами, что он поймает такую рыбку. Он вылавливает рыбку, выигрывает заклад — лавки с товарами — и становится богатым купцом. 2. Разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров. 3. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. На морском дне Садко потешает морского царя своей игрой на гуслях. Морской царь пляшет. Чтобы наградить Садко за игру, он предлагает ему выбрать невесту. Садко выбирает девушку-Чернавушку, засыпает и, проснувшись, видит себя на берегу Волхова. Сюда же приплывают его корабли.

Слайд 16

Основной конфликт
Сословный характер: замкнутый купеческий круг не пускает в свою среду нового человека из низшей среды, человека презираемой профессии, который их посрамил и одержал над ними победу.

Слайд 17

Вопросы и задания:
Почему морской царь помог Садко? Почему спасается Садко? На чьей стороне народ? Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, лексические повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, метафоры. Определите их назначение в тексте былины.

Слайд 18

Домашнее задание на выбор:
Сопоставление былины «Садко» и сказки А.С.Пушкина «О золотой рыбке» Сопоставление былины и стилизации А.К.Толстого «Садко» Выучить наизусть отрывок из былины «Садко»

Слайд 19

Источники информации
http://www.licey.net/lit/istok/base http://www.licey.net/lit/istok/baseGenre http://www.byliny.ru/biblio/propp/sadko http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140785300/

lusana.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Былина «Садко»

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Форма контроля

I. Организа

ционный момент

Приветствие в игровой форме

Приветствие учеников

Приветствие учителя

Фронтальная

II. Актуализация опорных знаний

Викторина

Викторина «Богатырские доспехи»

1.Как назывался головной убор богатыря? (шлем).

2.При создании, какого военного головного убора 20 века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка)

3.Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга).

4.Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.)

5.Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).

6.Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело.(Щит).

7.Этот боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул шнурок. Что за оружие получилось? Благодаря ему князь Гвидон спас царевну Лебедь. (Лук.)

8. Это колющее оружие на длинном древке. Из – за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика).

Выполняют словарную разминку

Фронтальная

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Устные ответы

III. Мотивация познавательной деятельности

Определение целей урока. Составление плана работы.

Предлагает сформулировать учебную задачу урока и составить план её решения

Формулируют учебную задачу

Фронтальная

Регулятивные: определяют тему и цель урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

Устные ответы

IV.Организация познавательной деятельности

Выразительное чтение былины «Садко»

Работа в группах

Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи.

Обращает внимание на манеру чтения былины, акцентируя внимание на её особенности как жанра УНТ

Физминутка

Организует работу в группах

—  Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта.

Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом.

Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души.

1. Задание для  групп

  1. Родной город Садко? (Новгород)
  2. Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
  3. Куда ранил Илья Соловья? (в право око со косицею)
  4. Сообщите отчество Ильи Муромца (Илья Иванович)
  5. Что было основным оружием Соловья-разбойника?
    (свист)
  6. Кто написал картину «Три богатыря»
    (Виктор Васнецов)
  7. Какой Великий князь киевский построил в Киеве каменный храм св. Софии?
    (Ярослав Мудрый)
  8. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)

2. Задания для групп

—  Восстановите последовательность событий, описанных в былине Садко!

 1. Седой старичок дал Садко два ценных совета

 2.Решил царь морской отблагодарить Садко,  а прекрасную музыку

3.Пришел Садко к Ильмен-озеру, стал играть  на гуслях

Выразительное чтение(слежение, слушание) произведения.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием

Познавательные: умеют выразительно читать, передавая его жанровые особенности.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по параметрам.

Коммуникативные: участвуют в диалоге.

Чтение по цепочке

V. Синтетическая (обобщающая работа с текстом)

Коллективная проверка

Организует  коллективную проверку учащихся в группах

Аргументируют свою точку зрения.

Фронтальная индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находят нужную информацию в учебнике

Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Устные ответы.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

— Что мы сегодня исследовали? С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является?  Что вам понравилось?

— Поставленная вами в начале урока цель достигнута?

— Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке? В группе?(взаимооценка в группах).

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлек

сию.

Сопоставляют достигнутые  результаты с целью урока, делают выводы,  оценивают достигнутые результаты своей (индивидуальной) деятельности на уроке, деятельности отдельных участников группы и в целом всей группы, класса.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;  выполняют оценку результатов работы.

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учитель объясняет выполнение домашнего задания 

— Подготовить выразительное чтение понравившейся былины

— Сделать рисунок  к понравившемуся отрывку былины «Садко»

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение

nsportal.ru

Презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему: Презентация Опера-былина «Садко»

ГБОУ ВПО МО  «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

Итоговая практико-значимая работа участника

проблемно-тематического семинара

«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки/изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательных организаций»

Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся 5-7 классов (презентация и методический комментарий)

Учитель музыки 1-ой квалификационной категории МОУ СОШ №2 г. Ивантеевки МО Аршакян Маринэ Людвиговны.

Руководитель: Г.П.Сергеева, к.п.н., доцент

Москва 2014

Методический комментарий.

Слайд №1

Учебная презентация
к учебнику «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Раздел «Музыка  и литература» Опера-былина «Садко»

Подготовила учитель музыки

1-ой квалификационной категории МОУ СОШ №2 г.Ивантеевки

Аршакян М.Л.

Слайд №2

Цели урока:

  • Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.  
  • Формировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине). 

  Задачи урока:

  • Расширить представления учащихся  о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова.
  • Определить важный принцип драматургии  композитора –противопоставление двух миров: реального и сказочного.
  • Определить средства музыкальной выразительности помогающие созданию волшебства в музыке.
  • Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке.
  • Сформировать творческий интерес, эмоциональную отзывчивость учащихся к жанру – литературная сказка как синтеза 2-х видов искусств: музыки и литературы.

Слайд №3

Великий русский композитор. Основное содержание творчества Н.А. Римского – Корсакова – сказки, легенды, русская история.

Современники называли его «композитором — сказочником».

 Н.А. Римский–Корсаков сочинил 15 опер.  Из них 9 созданы на сказочные сюжеты.

Слайд №4

« Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С. Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения».

        Н.А. Римский–Корсаков. 

Слайд №5

Римский- Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской      губернии в дворянской семье. В 1862 окончил Морской корпус. Получил офицерское звание и отправился в дальнее плавание на судне «Алмаз». По возвращении он решил посвятить свою дальнейшую жизнь музыке.

Слайд №6

Свои впечатления, накопившиеся во время морских странствиях, композитор воплотил в своих произведениях.   Римский- Корсаков подобно художнику Айвазовскому передал движение моря. Впервые в русской музыке море «зазвучало» всеми красками.

Слайд №7

Вспомнить определения былины (былину не только можно рассказать но и спеть и даже поставить оперу), оперы, состоящей из синтеза искусства вокальной и инструментальной музыки, изобразительного искусства, хореографии и литературной основы- либретто.

Слайд №8

Опера-былина «Садко» —  одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. В опере представлены два мира- реальный и сказочный и два музыкальных лейтмотива (1-лейтмотив моря, 2-лейтмотив Новгорода).

Слайд №9

Представить главных героев оперы: Садко- реальный образ, купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель и Волхова- сказочный образ, дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Слайд №10

Опера начинается увертюрой — оркестровым вступлением, рисующим образ моря, который проходит через всё произведение. Вступление к опере «Садко» — это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан- море синее».

Слайд №11

Сцена появления лебедей и их сказочное превращение. Начались чудеса. Стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Разобрать, какими средствами Н.А. Римский –Корсаков – «великий музыкальный сказочник» — нарисовал эту фантастическую сцену.

Слайд №12

 По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». Вспомнить и определить название голоса солиста. Разучивание и исполнение песни.

Слайд №13

Ознакомление с иллюстрацией А.Васнецова «Новгородский торг». Садко обращается к гостям из разных стран с просьбой рассказать о своей стране.

Слайд №14

Варяжский гость. Каждый гость хвалит свою страну. О каких людях  поёт свою песню Варяжский гость? Какой мужской голос исполняет песню? Какое море рисует нам композитор?

Слайд №15

Индийский гость. Определить голос солиста. Можно ли отнести к стилю бельканто исполнение Козловского – представителя русской вокальной школы? Какое море звуками музыки нарисовал композитор?

Слайд №16

Вединецкий  гость. Вспомнить определение баркаролы. Что  в звучании песни напоминает итальянскую баркаролу? Определить голос солиста. Какое море нарисовал нам звуками музыки композитор?

Слайд №17

Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

Слайд №18

Колыбельная Волховы. Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы. Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания». Разучивание и исполнение песни.

Слайд №19

Фантастическое существо, бездушная красавица Волхова, превратилась в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.

   В опере-былине молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

Слайд №20

  • Список использованной литературы и интернет-ресурсы: Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Уроки музыки 5-6 классы Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2013
  • Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Музыка учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений 4-е издание Москва «Просвещение» 2012
  • http://sadko-opera.ru/istoriya-operi/29-sadko-history.html 
  • http://www.belcanto.ru/sadko.html 
  • http://www.rodon.org/rkna/s.htm 

Вывод:

Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

nsportal.ru

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Новгородский цикл былин. Былина «Садко» (+ презентация)

План урока литературы в 7 классе

Тема урока: «Новгородский цикл былин. Былина «Садко»

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по изученному материалу о преданиях и былинах.

3. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1

4. Комментарий учителя к эпиграфу урока- СЛАЙД № 2

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

5. Работа со словарём литературоведческих терминов. Записать в тетрадь определение былины — СЛАЙД №3

БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.

6. Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4

— Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)

— Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)

— Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)

7. Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5

1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)

2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).

8. Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии. Рассказать о художниках и композиторах, создавших произведения по мотивам былин.

СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин

СЛАЙД № 7 — В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко» (прослушивание вступления «Океан-море синее» из оперы «Садко»).

9. Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.

1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?

2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?

3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?

4) Как народ оценивает мастерство Садко?

5) Какими качествами обладает герой?

6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?

7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?

8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?

9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?

10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?

8. Слово учителя о том, что в 1952 году режиссёр Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных произведений, поставил фильм-сказку «Садко» (просмотр фрагмента фильма) — СЛАЙД №8

Беседа:

— Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?

— Таким ли вы представляли себе Садко?

— Удачен ли созданный актёром образ?

— Какие черты характера воплощены в кинокартине?

10. Составление сопоставительной характеристики двух образов — Микулы Селяниновича и Садко (работа проводится на заранее подготовленных карточках, учащимся задаются наводящие вопросы; затем заполненные карточки вклеиваются в тетради) — СЛАЙД №9

1. Род занятий: богатырь (пахарь и воин, защитник), богатый гость (гусляр, купец).

2. Сомволические предметы: «кобылка соловая», «сошка кленовая», «гусельки яровчатые», «казна золотая».

3. Личные качества: сильный, храбрый, мудрый, справедливый, степенный, красивый, умелый, хитрый, азартный, богатый, щедрый, вольнолюбивый.

4. Испытания: назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы; выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа.

5. Вывод: воплощение народного идеала воина-защитника; воплощение народного идеала героя-созидателя.

11. Повторное обращение к картине И. Репина: в 1876 году русский художник И. Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском» — СЛАЙД №10

Беседа:

— Перескажите эпизод былины, по которому создана картина.

— Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета.

— В чём смысл выбора Садко?

— Как это отражено в картине?

12. Рефлексия. Выводы по былине.

13. Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине И. Репина «Садко на дне морском».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *