А толстой детство никиты конспект урока 4 класс: Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Толстой «Детство Никиты» Тип урока: Открытие новых знаний.
Конспект урока литературного чтения «А. Толстой «Детство Никиты». Герои рассказа» 4 класс УМК «Перспектива»
Урок лит чтения 4 класс Перспектива
А. Толстой «Детство Никиты». Герои рассказа.
Ход урока:
Орг. момент
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения самостоятельно.
С детством расстаться всегда очень грустно,
Белый кораблик уплыл, не вернёшь.
Воспоминаний светлое чувство
Станет сильнее, чем дольше живёшь. М. Рябинин
— Прочитайте медленно, шёпотом, с ускорением, выразительно.
— Это четверостишие из песни «Остров детства». Прослушайте её. Как вы поняли смысл текста?
— А что вы можете сказать о таком периоде жизни человека, как детство?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
Проверка домашнего задания
— Дома вы прочитали произведение А. Толстого «Детство Никиты». Объясните значение слов.
Верстак – станок для столярной работы.
Башлык – шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи.
Прерия – обширная североамериканская степь.
Работа по теме урока
— На прошлом уроке вы определили, что это повесть. Но надо уточнить, что это библиографическая повесть для детей – одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть «Детство Никиты» было написано в 1920 году во Франции для детского журнала «Зелёная палочка», в 1922 году опубликована в Берлине, а в Советском Союзе впервые издана в 19 году. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всём: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом прекрасном русском языке повести. В этом её основное воспитательное значение.
— Назовите героев этого произведения.
— Вам интересно было узнать о жизни Никиты?
— Дайте характеристику главного героя произведения. Каким был Никита?
— «Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем разворачиваются основные события жизни мальчика в течение последнего года перед началом учёбы. Жизнь ребёнка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью её создаёт в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идёт во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо душе».
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
— Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал?
— Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
— Опишите учителя Никиты, используя слова из текста.
— Почему Никите приходилось держать ухо востро? Что означает это выражение? (Остерегаться.)
— Какой была мама Никиты? Как вы это поняли?
Работа в Творческой Тетради с. 45
Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
Подведение итогов урока
— Кто из героев произведения вам больше всего понравился?
— Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте своё мнение.
Домашнее задание
Творческая Тетрадь с. 47.
Конспект урока по литературному чтению «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Детство».
Учитель начальных классов Дальнезакорской средней школы
Дулова Наталья Николаевна
Разработка урока по литературному чтению 4 класс (УМК «Школа России»)
ТЕМА: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Л. Н.ТОЛСТОГО. «ДЕТСТВО».
ЗАДАЧИ:
1) Познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого; формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, находить нужный отрывок в тексте, передавать интонацией настроение;
2) Развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся за счёт устаревшей и малоупотребляемой лексики, решать разнообразные коммуникативные задачи;
3) Воспитывать интерес к литературному чтению, внимательное отношение к близким людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из материалов учебника в совместной деятельности; оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации в книге, умения осмысливать структурные особенности текста, понимание основной мысли текста, ориентироваться в учебной и художественной книге;
Коммуникативные: Осмысление правил взаимодействия работы в паре и группе; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;
Личностные: Проявление интереса к творчеству Л. Н.Толстого; формирование нравственных ценностей ( дружба, сочувствие, благородство и др.)
Учебные материалы: портрет Л.Н.Толстого, учебник «Литературное чтение» к УМП Л.Ф Климановой и др. ( «Школа России» ), выставка книг с произведения ми Л.Н.Толстого; иллюстрации художников к повести «Детство» Л.Н.Толстого, аудиоприложение к учебнику.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
У. – Дома вам было задано написать небольшое сочинение о маме.
(Прослушивание работ учащихся).
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА:
У. – Ребята, давайте попробуем определить произведения по первым строчкам:
«Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». ( «Котёнок» )
«Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». ( «Косточка»)
«Сын приехал из города к отцу в деревню». ( «Учёный сын» )
«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». (Лев и собачка» )
«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.» («Филипок» )
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, Глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.» («Старый дед и внучек» )
У: — Подумайте, что объединяет все эти произведения?
— Сформулируйте тему нашего урока и его задачи.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.
У : Рассмотрите иллюстрации и фотографии в учебнике на с 112-113, вспомните всё, что вы знаете о писателе, расскажите. (Ответы учеников).
У: Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
НА ДОСКЕ:
1. О чём это произведение?
2. Какие мысли и чувства возникли у вас после его прочтения ?
У : Проведём небольшую исследовательскую работу после прочитанного.
Учащиеся делятся на группы:
— 1 гр. – эксперты-языковеды;
— 2 гр. – эксперты- психологи;
— 3 гр. – эксперты-историки.
Группа экспертов-языковедов даёт объяснения незнакомых слов. ( Например, трилогия, лелеять, наслаждение, умиление, добродетель и др., используя Толковый словарь).
Группа экспертов- психологов дают оценку взаимоотношений Николеньки и мамы, сокровенным воспоминаниям мальчика.
Группа экспертов- историков готовят сообщение о том, что нового узнали о жизни детей того времени.
Чтение текста детьми самостоятельно.
5. ЗАСЛУШИВАНИЕ ГРУПП-ЭКСПЕРТОВ.
6. Чтение произведения вслух цепочкой.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
У: Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале урока (записанные на доске). Заслушиваются ответы детей.
У : Сегодня мы прочитали отрывок из произведения Льва Николаевича. Всю жизнь Л.Н.Толстой изучал человека в самом себе.
Повесть «Детство» интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребёнка, передать его мысли, чувства.
Главный герой Николенька Иртеньев- прообраз самого автора. Он не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить их, даже исправить что-либо в своём поведении.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
У : Выберите задание по желанию:
— Сочинение о событии из своего детства.
— Чтение других глав из повести.
8. РЕФЛЕКСИЯ
У : — С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
Мастер и человек Льва Толстого, часть 1
я искал короткий рассказ, чтобы разбить несколько чтений, которые у меня есть, и так как эта метель (о которой я писал здесь) ударила Мне захотелось рассказа о зиме, и я вспомнил знаменитый рассказ Льва Толстого. о двух мужчинах, попавших в снежную бурю. Я читал «Мастера и человека» много лет назад — больше двадцати лет, если не больше. тридцать — и это навсегда осталось со мной. Это действительно отличный рассказ. Фактически это более длинная сторона рассказа. Мое издание состояло из сорока страниц, что приближает его к новелле, и я помнил его как короткий роман. Но Википедия, этот вездесущий свод знаний, классифицирует его как краткий история. Я тоже заметил, читая википедию запись о том, что она была опубликована в 189 г.5, что делает эту историю относительно поздней в Толстого, а также в его наиболее религиозно вдохновленных произведениях.
Первый off, вы можете прочитать его в Интернете, и я думаю, что это тот же перевод, который я читать.
История о торговце, у которого есть немедленная возможность купить роща по выгодной цене, и уходит, чтобы завершить сделку раньше, чем кто-то другой берет это. Столкнувшись с надвигающейся плохой погодой, он приводит с собой своего слугу. Сейчас зима, и он неправильно оценивает погоду, и они попадают в метель, и это становится вопросом выживания.
история рассказывается в десяти главах, и я собираюсь резюмировать ее для вас обеспечение действия ядра каждой главы. Здесь:
I. Нас знакомят с Василием Андреевичем, купец и староста, и его работник Никита. Василию надо пойти купить рощу в какой он видит огромную сделку. Это очень холодно, и Василий против воли берет с собой Никиту.
II. Отъезд и через некоторое время ветер дует сильнее, чем они ожидали и когда пошел снег, они впервые поняли, что заблудились.
III. Они наткнулись на деревню и наткнулись три крестьянина, где они спрашивают дорогу и указывают. Внезапно они понимают, что они с дороги теперь теряются во второй раз, а сейчас надвигается полная пурга.
IV. Они приходят в другую деревню и останавливаются в богатое хозяйство, где согреваются и предлагают переночевать. Но Василий боится, что потеряет сделку настаивает на том, что они могут добраться до места назначения. Один из сыновей семьи отправляется с их в качестве ориентира.
В. После того, как сын покидает их в поворотный момент, двое продолжают, но метель так усилился, что они не видят на несколько футов вперед.
VI. Никита распрягает лошадь и решает затаиться на ночь. Они пытаются уснуть, но Василий не может, и теперь в панике решает, что лучше поискать дом, чем замерзнуть насмерть. Он садится на лошадь и уходит в Снежная буря.
VII. Никита слишком устал, чтобы идти с Василием, позволяет сон, чтобы победить его, все с мыслью, что это будет его смерть.
VIII. Василий спотыкается в метель, лошадь убегает из-под него, так что теперь он без коня и заблудился.
IX. В панике он кружит и находит, где он начал, санки с Никитой. Он находит Никиту при смерти и понимает, что во всем виноват он. Это жало совести поднимается до прозрения своей невнимательности и эгоизма и расстегивает пальто Никиты и его и прижимается своим телом к Никите, чтобы согреть его.
В этом положении Василию снится, что его кто-то зовет.ИКС. Утром обнаруживаем, что Никита жив, а Василий умер. умер. Крестьяне спасают Никиту.
История зависит от термина «мастер». это установлен «в семидесятых», что означает 1870-е годы, и это важно, учитывая, что это было опубликовано в 1895 году, через двадцать лет после действия. Толстой повествует о временах, когда в России было отменено крепостное право. Из Википедии:
В 1861 году Александр II освободил всех крепостных в ходе крупной аграрной реформы, отчасти под влиянием его мнения о том, что «лучше освободить крестьян сверху», чем ждать, пока они завоевали свою свободу восстанием «снизу».
Крепостное право было отменено в 1861 г., но его отмена была достигнута на условиях, не всегда благоприятных для крестьян и способствовали усилению революционного давления. Между 1864 и 1871 гг. в Грузии было отменено крепостное право. В Калмыкии крепостное право было отменено только в 1892.
Хотя Никита-крестьянин уже не крепостной, он прожил крепостным на иждивении большую часть своей жизни. Он не только в долгу перед Василием, но у Никиты психологическая и реляционная ментальность подчиненный. Но отношения даже более того; это классовая структура более низкого ранга. А вместе с этим и ответственность за Василий защищать и заботиться о Никите. Теперь, когда крепостные свободны, будет ли Василий чувствовать эту обязанность? В какой-то степени да. В первой главе мы узнаем, что у Василия недавно дал Марфе, жене Никиты, «муку пшеничную, чай, сахар и литр водки партией в три рубля, а также пятью рублями наличными, на которые она поблагодарила его, как за особую услугу. Существует подразумеваемая договоренность между крепостным и хозяином, которая продолжается, из которых Василий указывает:
«Какое соглашение мы когда-нибудь мириться с вами? — сказал Василий Андреевич Никите.
И говоря это Василий Андреевич был искренне уверен, что он благодетель Никиты, и он умел выразить это так правдоподобно, что все те, кто зависел от него в деньги, начиная с Никиты, укрепили его в убеждении, что он их благодетель и не перестарался с ними.
‘Да, я понимаю, Василий Андреевич. Вы знаете, что я служу вам и прилагаю столько усилий, сколько хотел бы для моего собственного отца. Я очень хорошо понимаю! Никита ответил бы. Он был довольно сознавал, что Василий Андреевич его обманывает, но в то же время чувствовал что бесполезно пытаться выяснить с ним его счета или объяснить его стороны дела, и что, пока ему некуда идти, он должен принять что он мог получить.
Этот отношения хозяина и слуги нельзя сводить к минимуму. «Ты служишь мне, и я не пренебрегаю тобой», — Василий. говорит. Ты знаешь, что я служу тебе». Это имеет решающее значение для их отношений из-за феодальная конструкция, и она указывает на социальную иерархию. Действительно ли Василий заботится о Никите? Да, но он также обманывает его.Этот иерархия устанавливается еще и тем, что Никита тоже хозяин, а не людей, но и домашних животных. Также с первой главы мы видим, как Никита запрягает лошадь.
Теперь, услышав его барского приказа запрягать, он по обыкновению бодро и охотно пошел к сарай, бодро и легко ступая своими довольно подвернутыми ногами; снял с гвоздем тяжелую кожаную уздечку с кисточками и звенящие кольца удила пошел в закрытую конюшню, где стояла лошадь, которую он должен был запрячь сам.
Выбирая выход из на навозной конюшне, Мухортый резвился и, играя задней ногой, сделал вид, что хочет пнуть Никиту, который бежал рядом с ним рысью, чтобы насос.
‘Теперь, теперь, ты негодяй! — окликнул Никита, хорошо зная, как осторожно Мухортый выбросил задней ногой только для того, чтобы дотронуться до его засаленного тулупа, но не для того, чтобы ударить его, — фокус Никита очень ценил.
После глотка холода вздохнул конь, шевеля крепкими влажными губами, из волосков которых в корыто попадали прозрачные капли; потом замер, как в раздумьях, он вдруг громко фыркнул.
‘Если вы не хотите никаких больше, вам не нужно. А потом и не проси, — сказал Никита совсем серьезно и подробно объясняя свое поведение Мухортому. Затем он побежал обратно в сарай, тянущий игривую молодую лошадку, которая хотела порезвиться по всему двору, поводом.
лошадь Мухортый присутствует на протяжении всей истории, когда они сбиваются с пути через Снежная буря. Никита тоже его хозяин с обязательством по его благополучию. Уведомление контраст в личности. Василию это социальная обязанность, и только. В нем нет ни любви, ни доброты. Никита ласков и добр даже к домашним животным. Он разговаривает с лошадью, как будто они равно. Василий с другой стороны говорит Никите на языке обмена, коммерции. Василий претерпевает драматическое осознание того, что Никита — человек равного положения перед Богом в кульминации истории.
Остаться Настройтесь на драматическое завершение истории в посте части 2.
Говядина с жадностью: Лев Толстой и Адам Смит
Говядина с жадностью: Лев Толстой и Адам Смит — EconlibECONLIB Статьи
3 января 2022
Статья
Категории: Артикул
Ричард Гандерман, 3 января 2022 г.
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОЧТ:
Свободная рыночная экономика и либертарианство часто, правильно или неправильно, связаны с эгоизмом, эгоизмом и жадностью. В «Левиафан » (1651 г.), возможно, первом крупном современном политическом тексте, Томас Гоббс пишет, что «Никто не дает, кроме как с намерением сделать добро самому себе, потому что дар является добровольным; и все добровольные действия являются целью каждого человека в его собственном удовольствии». То есть даже даяние направлено на себя, это способ служить нашим собственным интересам или доставлять удовольствие себе. Айн Рэнд, как известно, превозносила добродетель эгоизма, написав: «Эгоизм означает не только делать что-то для себя. Человек может делать что-то, влияя на других, для собственного удовольствия и выгоды. Это не безнравственно, а является высшей моралью». Она утверждает, что ставить себя на первое место означает моральное превосходство. А экономист Уолтер Уильямс выразил свое восхищение алчностью, опубликовав эссе, озаглавленное просто «Я люблю жадность». Уильямс утверждает, что именно жадность владельцев ранчо из Техаса и картофелеводов из Айдахо снабжает жителей Нью-Йорка говядиной и картофелем. Созданные зависеть от любви и доброты, они будут голодать. Подобные писатели предлагают не отвергать жадность как порок, а стремиться к совершенствованию ее роли как главного мотиватора нашей деятельности.
Однако, чтобы по-настоящему понять жадность, нам нужно копнуть глубже. Один из самых глубоких его портретов в мировой литературе можно найти в повести Льва Толстого « Мастер и человек » (1895). Сам Толстой видел жадность с обеих сторон. Родившись в аристократической и богатой русской семье, он потерял обоих родителей в первое десятилетие своей жизни. В молодости он бросил университет и влез в большие игорные долги перед тем, как поучаствовать в Крымской войне. После турне по Европе он вернулся в свое имение и основал школы для обучения детей крестьян. Женившись, у него и его жены Софии родилось тринадцать детей, восемь из которых дожили до совершеннолетия. Соня, как ее звали, также служила его секретарем и редактором, переписывая от руки семь черновиков его массивного Война и мир . В начале 1890-х годов Толстой пытался отказаться от своего богатства и авторских прав на свои литературные произведения, что Соня считала неправильным, отчасти потому, что у них была такая большая семья, которую нужно было содержать. К тому времени, когда Толстой написал « Мастер и человек », он устал от споров о деньгах, и напряженность в семье была высокой.
Главный герой Мастер и Человек Василий Андреевич Брекунов, в высшей степени жадный человек. История начинается с того, что провинциальный торговец поспешно готовится к покупке рощи, сделка, от которой он рассчитывает получить солидную прибыль. Такого человека, который обрезает концы церковных свечей, чтобы перепродать их, он готовит, собирая 700 рублей собственных денег, а также 2300 церковных денег, которые у него есть. Когда он и его крестьянин Никита, чьи прошлые приступы пьянства позволяют легко эксплуатировать его, готовятся к отъезду, его взгляд падает на «нелюбимую жену» и маленького сына, «которого он всегда считал своим наследником». Как только они покидают деревню, они отправляются в метель, в которой ничего не видно. Пока они едут, Василий мало интересуется крестьянином, за исключением тех случаев, когда Никите нужна лошадь. Василий предлагает продать ему лошадь за 15 рублей, которая стоит всего 7, при этом зная, что он возьмет с него 25, что не позволит Никите получать доход в течение полугода. Василий, очевидно, не более чем максимизатор прибыли.
В метель Василий и Никита несколько раз сбиваются с пути, обнаруживая, что большую часть времени они двигаются только кругами. Наконец Василий соглашается затаиться на ночь, надеясь, что рассвет принесет улучшение погоды. Василий закутывается в сани, оставляя Никиту копать себе яму в снегу. Лежа там, Василий не хочет спать и вместо этого думает об «одном, что составляло единственную цель, смысл, удовольствие и гордость его жизни, — о том, сколько денег он заработал и еще может заработать, о том, сколько другие люди, которых он знал, сделали и владели, и о том, как эти другие сделали и делают это, и как он, как и они, мог бы сделать гораздо больше ». Только на сделке за рощу он рассчитывает получить десять тысяч рублей. Он подсчитывает, сколько дубов продаст на полозья, а остальное на дрова, и радостно размышляет о возможности заработать до двенадцати тысяч. Он подмажет геодезистам в ладонь, пожалуй, сто пятьдесят рублей, чтобы раздуть размер поляны, получив все это за восемь тысяч. Все, что нужно для максимизации прибыли.
Василий лежит, думая о том, каким великим человеком он становится, наслаждаясь тем, как другие будут завидовать его успехам.
- ‘Во времена моего отца каким был наш дом? Только дом богатого крестьянина: только овсяная мельница и постоялый двор — вот и все имение. Но что я сделал за эти пятнадцать лет? Лавка, два трактира, мельница, хлебный склад, два сдаваемых внаем хутора и дом с амбаром под железной крышей, — гордо подумал он. — Не то, что было во времена отца! О ком теперь говорит вся округа? Брехунов! И почему? Потому что я придерживаюсь бизнеса. Я беру на себя заботы, не то что другие, которые лежат в постели или тратят время на глупости, пока я не сплю ночами. Метель или не метель, я начинаю. Так дело делается. Они думают, что зарабатывание денег — это шутка. Нет, потрудитесь и напрягите мозги! Ночью тебя загоняют на улицу, вот так, или ты не спишь ночь за ночью, пока мысли, кружащиеся в твоей голове, не заставят подушку перевернуться, — с гордостью размышлял он. «Они думают, что люди добиваются успеха благодаря удаче. Ведь Мироновы теперь миллионеры. И почему?» Мысль, что он сам может стать миллионером, как Моронов, начавший с нуля, так взволновала Василия Андреевича, что ему захотелось с кем-нибудь поговорить. Но поговорить было не с кем. ..
Василий — человек в плену жадности. Он тратит все свое время на размышления о том, как получить больше денег. Для него важнее всего не жена, сын и даже не его собственная безопасность, а искусство сделки, его мастерство в использовании других и извлечении из них большего, чем от него попросят. Будь то десятки тысяч или рублей за рощу или только десятки рублей за лошадь, Василий настроен всегда всех одолевать. Он смотрит на людей не как на личности, а как на возможности максимизации прибыли. Каждый раз, когда он обеспечивает себе лучшую часть сделки, он чувствует себя расширенным и смотрит на других с еще более высокой точки зрения. Он видит себя с точки зрения своей собственности, что заставляет его видеть даже своего сына не более чем своим наследником, продолжением его собственного состояния. Василий — центр собственной вселенной, высший эгоист. Позже, когда он начинает думать, что может умереть в метель, он обращает свои таланты по заключению сделок к самому Святому Николаю, обещая, что, если он избежит этого затруднительного положения, он предложит благодарственную службу и несколько свечей. Но такой сделки не предвидится.
Адам Смит, напротив, не был поклонником жадности, эгоизма и эгоизма. Он, конечно, признавал, что что-то вроде просвещенного эгоизма играет жизненно важную роль в человеческих делах, написав знаменитую фразу: «Не от благосклонности мясника, пивовара или пекаря мы ожидаем, что наш обед , а исходя из их собственного интереса». Некоторые ошибочно делают из этого вывод, что Смит был как психологическим, так и моральным эгоистом, подразумевая и то, и другое, что уважение к себе является единственным возможным мотиватором человеческого поведения и что оно всегда должно господствовать при принятии нами решений. И все же Смит гораздо богаче, более тонкий и благородный мыслитель, чем можно было бы предположить из такого упрощенного вывода. На самом деле Смит с пренебрежением относится к жадности, эгоизму и эгоизму и считает, что и мы должны поступать так же. Чтобы понять сомнения Смита, мы должны обратиться от 1776 г. к Богатство народов до его 1759 Теория моральных чувств , которую он считал своей величайшей работой и продолжал пересматривать и пересматривать на протяжении всей своей жизни.
Но прежде чем обратиться непосредственно к взглядам Смита на эгоизм, мы должны признать некоторые общие черты морального мышления, разъяснению которых помог сам Смит. Во-первых, наши интеллектуальные и культурные интересы склоняют нас ясно видеть одни вещи и игнорировать или, по крайней мере, уделять меньше внимания другим. В этом смысле сам акт внимания к чему-либо может быть своего рода моральным актом. Чему мы уделяем внимание чаще всего и больше всего — работе финансовых рынков и новым возможностям для продвижения по карьерной лестнице и богатству, или разворачивающимся историям жизни нашей семьи и друзей и возможностям, которые такие отношения открывают, чтобы способствовать благополучию других? Точно так же эти же интеллектуальные и культурные интересы склоняют нас видеть вещи определенным образом, склонны интерпретировать их одним образом, а не другим. Например, узнав, что кто-то сделал большой подарок в виде сокровищ, таланта или времени нуждающемуся, психологический эгоист, такой как Гоббс, спросил бы, что он или она надеется получить от этого, в то время как Смит мог бы вместо этого рассматривать это как подарок. благородный пример добродетели щедрости.
Наше понимание таких вопросов частично определяется количественными показателями, например, сколько денег перешло из рук в руки или сколько часов времени было посвящено волонтерской деятельности. Экономисты не одиноки в своем стремлении понять человеческие дела с точки зрения метрик, и фактически эта тенденция широко пронизала социальные науки. Но наше восприятие и понимание формируются различными и столь же или даже более важными способами с помощью символов, аналогий и убеждений. Гоббс, например, усматривает истоки человеческого общества в «естественном состоянии», лишенном социальной страсти, в котором каждый заботится только о себе, а жизнь «одинока, бедна, скверна, жестока и коротка». Для него закон — это сдержанность, необходимость не допустить, чтобы «война всех против всех» привела к взаимному уничтожению. Смит, напротив, основывает свою моральную теорию на совершенно другом подходе, согласно которому «каким бы эгоистичным ни был человек, очевидно, что в его природе есть некоторые принципы, которые интересуют его в судьбе других и делают необходимым их счастье». ему, хотя он не получает от этого ничего, кроме удовольствия видеть это». Для Смита социальные страсти являются неотъемлемыми чертами человеческой природы.
«Если бы мы спросили, является ли конкретный выбор правильным или хорошим, мы должны были бы спросить, правильным для кого или хорошим для чего?»
В отличие от тех, кто поддерживает этику эгоизма, эгоизма и жадности, взгляд Смита на мораль является в основе своей реляционным. Первые помещают референт всех моральных вопросов в себя. Мне просто нужно задать вопрос, хорош ли для меня предложенный образ действий или, может быть, точнее, лучше для меня? То, что больше всего способствует моим эгоистичным желаниям и интересам, представляет собой лучший выбор. Однако для Смита нравственная жизнь намного сложнее. Если бы мы спросили, является ли конкретный выбор правильным или хорошим, мы должны были бы спросить, правильным для кого или хорошим для чего? В некоторых случаях референтом может быть один человек, A или B. Но в других обстоятельствах это могут быть группы людей, такие как семьи, предприятия, сообщества и даже целые страны. Такие права и блага определены и, следовательно, должны оцениваться в основном по отношению к другим. Каждый из нас, в той мере, в какой мы действительно понимаем полный контекст нравственной жизни, принимает решения в отношении большего целого, частью которого мы являемся.
Для Гоббса государство — хрупкая вещь, всегда готовая развалиться на части из-за расходящихся страстей его членов и устойчивая только благодаря принуждению. Без угрозы наказания люди дали бы полную волю своим эгоистичным страстям, и сообщества быстро распались бы. Чтобы удержать их вместе, каждый человек должен держать под контролем часть себя, фактически предоставляя выражение только части своей природы. Смит, напротив, исходит из предположения, что люди по своей природе склонны к сотрудничеству и даже сотрудничающим существам. В нашей природе работать вместе, как и при разделении труда, которое он подчеркивает в начале 9-го века.0081 Богатство наций как «величайшее улучшение производительной силы труда». Для Гоббса люди должны быть принудительно связаны друг с другом, чтобы избежать их естественной склонности противостоять и, возможно, даже убивать друг друга, в то время как для Смита сотрудничество представляет собой ключ к полной реализации наших сил. Для Гоббса без закона, полиции, судей, тюрем и других технологий наказания социальная жизнь была бы невозможна, тогда как для Смита социальная жизнь является отправной точкой, из которой вытекают другие блага. Для Смита не было и никогда не могло быть уединенного состояния природы.
Рассмотрим человека в бедственном положении. Для Гоббса в этом нет ничего примечательного, так как сама жизнь есть упражнение в подозрительности, ревности, зависти и жадности. Не жить в страхе — значит идти вперед по жизни неосмотрительно. Напротив, Смит считает дистресс неестественным состоянием и находит невозмутимость в компании других. Когда мы делимся с другом источником беспокойства, «нам тотчас же представляется тот свет, в котором он будет смотреть на ситуацию, и мы сами начинаем рассматривать ее в том же свете; потому что эффект симпатии мгновенный». Чтобы успокоиться, нам нужны «общество и беседы», и если мы когда-нибудь будем отрезаны от них, как это было бы в естественном состоянии, мы склонны обнаруживать себя, как «люди уединения и спекуляции, размышляющие дома». над горем или негодованием, хотя они часто могут быть более человечными, более великодушными и иметь более хорошее чувство чести», чем другие. Компания других напоминает нам, что мы не одиноки, что мы связаны отношениями с другими и что мы являемся частью большего целого, нуждам и миссии которого мы призваны служить. Только когда мы видим себя в таких контекстах, мы можем действительно обрести надлежащие моральные ориентиры.
Для Гоббса щедрость неестественна, за исключением случаев, когда она дает возможность продвигать личные интересы, то есть кажущаяся щедрость — всего лишь уловка. Поцарапайте так называемого альтруиста и посмотрите, как истекает кровью эгоист. Однако, по мнению Смита, щедрость не только возможна, но вполне реальна и крайне необходима. Такой контраст разыгрывается в повести Толстого. Сначала Василий готов пожертвовать всем ради сделки, с радостью оставив сани, лошадь и Никиту, чтобы спастись. Но когда его побег в метель просто возвращает его к ним, он претерпевает трансформацию. Только когда он теряется, он действительно обнаруживает свое положение и путь в жизни. Внезапно, даже не зная точно почему, он начинает ухаживать за замерзающим Никитой, укрывая его своими теплыми пальто и даже ложась на него сверху, чтобы согреться. Впервые он начинает думать про себя во множественном числе от первого лица, говоря: «Вот, и ты говоришь, что умираешь. Лежи спокойно и согревайся, это наш путь…» Этот новый Василий может только с недоумением размышлять о себе прежнем:
- Его деньги, его лавка, его дом, купля-продажа и миллионы Миронова — трудно было ему понять, зачем этот человек, по имени Василий Брехунов, утруждал себя всем тем, чем хлопотал он. «Ну, это потому, что он не знал, что было на самом деле, — подумал он.
Для получения дополнительной информации по этим темам см.
- Левиафан, Томаса Гоббса. Издание 1909 г., с эссе У. Г. Погсона Смита. Интернет-библиотека свободы.
- Разделение труда, Майкл Мангер. Краткая энциклопедия экономики .
- «Руководство по чтению «Теории моральных чувств». Адам СмитВоркс
- «Толстой, Смит и опасности одиночества», Ричард Гандерман. AdamSmithWorks, 20 октября 2021 г.
- Кевин МакКенна о Солженицыне, Советском Союзе и круге первом. Эпизод подкаста EconTalk.
Гоббсу такое превращение казалось бы невозможным, неуклюжим и в высшей степени искусственным deus ex machina. Никто не может перестать быть эгоистом и не должен этого хотеть. Для Смита, однако, идея о том, что кто-то может пожертвовать собой ради кого-то другого, потому что он видит в нем такое же человеческое существо, как и он сам, вполне возможна. С психологической точки зрения Смита вывих Василия мог привести к перемещению — он мог перестать видеть себя одиноким человеком и вместо этого осознать, что он часть чего-то большего, в чем он связан с Никитой.