cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

4 класс история это – Начало истории человечества 4 класс

Содержание

Методическая разработка окружающий мир 4 класс начало истории человечества

Урок окружающий мир 4 класс

Тема: начало истории человечества.

Цели деятельности учителя: способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; создать условия для определения границ знания и «незнания».

Тип урока: открытие новых знаний.

Личностные результаты: научатся регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

Планируемые результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Сценарная разработка урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивированное начало урока.

-Прозвенел звонок, он позвал нас на урок

— Сегодня мы отправляемся в долгое путешествие по реке времени на волшебном летучем корабле, название которого «Надежда». Капитаном у нас будет «пятерка».( слайд 1)

— Какие качества нам пригодятся в пути? Я желаю вам успехов.

2. Актуализация знаний. Знакомство с учебником.

— Вам наверно интересно, а как мы попадём в реку времени, и где она находится. Нам надо всего лишь открыть нашу волшебную книгу – учебник «Окружающий мир» часть 2.

-Дома вы уже самостоятельно познакомились с ним. Что будем изучать в этой части? Какие темы вас заинтересовали?

— Откройте 3 страницу и прочитайте название первого раздела. Как вы его понимаете? Мы приступим к изучению истории всего мира. Чему мы будем учиться в этом разделе? (дети читают по- цепочке)

3. Знакомство с темой урока. Постановка задач.(слайд 2)

— Причитайте тему сегодняшнего урока. Какие задачи мы перед собой поставим? Прочитайте с.4 (слайд 3)

Мы узнаем, что такое история, на какие эпохи делится история, какие другие науки помогают в изучении истории , о жизни первобытных людей

мы научимся отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, сравнивать, делать выводы, работать сообща.

4. Работа по теме урока.

1. 3накомство с понятиями «история» «археология» «исторические источники»

-И так мы отправляемся в путь. Первый вопрос, на который нам надо ответить « что такое история?» (слайд 4)

Вы встречались уже с этим словом? (да)

— Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

— слово это многозначное .

Но есть и другое значение этого слова.

Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под №1 и прочитайте его (текст №1).

Текст №1

История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».

История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

— Что же такое история? (слайд4)

— Кто является родоначальником исторической науки? (слайд 5)

— Ученые разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Они называются так: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.(слайд)

-Как ученые узнали о прошлом? Опишите , что изображено на фотографии в тетради с.3

— вспомните, какая наука изучает прошлое человечества по находкам, полученным в результате раскопок.

Эта наука – археология. (слайд 6) Запишите в клеточках.

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. ( слайд 7)

— все предметы и вещи, найденные на месте раскопок называются историческими источниками.

5.Физминутка.

2. Знакомство с первобытным человеком.

— Наша первая остановка «Стоянка первобытного человека» Представим себе, что мы археологи. В экспедиции мы наткнулись на стоянку первобытного человека. Что мы видим.(слайд 8)

— Первобытная история была самой первой и долгой эпохой. Людей, которые тогда жили, называют первобытными. Большинство ученых считают, что люди появились около двух с половиной миллионов лет назад. Следы их жизни ученые – археологи находят в Восточной Африке и Азии. Здесь был жаркий климат, много еды.

— Посмотрите на иллюстрацию в учебнике с. 5. Какой из этих людей, по своему облику напоминает современного человека, а какой жил два миллиона лет назад? По каким признакам вы это поняли?

— Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке ученых – антропологов. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?(слайд 9)

1 ученик.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и

был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.

2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.(слайд 10)

— Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем отличается человек от животного? (умением работать).

— А как первобытный человек жил? Чем занимался?

Послушаем выступление следующих ученых- энтомологов.

3 ученик. Древние люди не могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или от лап хищниками. Поэтому они жили группами, человеческим стадом. (слайд 11) Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.(слайд 12)

4 ученик. С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством.

Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека. (слайд 13)

5.Самостоятельное чтение текста.

Сейчас вы познакомитесь сами с отчетом о работе нашей экспедиции — статья в учебнике с.5-6.

1. Беседа по вопросам.

-Какое искусство появилось ещё в древности?(слайд 14)

-Почему первобытные люди изображали животных?

— как изменилась жизнь первобытных людей к концу своей эпохи? Что умели делать?

— какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней?

-Какие трудности испытывают ученые при изучении жизни первобытных людей?

6. Первичное закрепление. Работа в группах.

Сейчас поработаем в группах. Обсудите вопрос.

-Какую роль в жизни первобытных людей играл огонь?

работа в парах. Выполнение теста с.3-4. (№3) Оцените свою работу на уроке.

7. Итог урока. Наше путешествие заканчивается. По какой теме работали?

— Кого называли «отцом истории»?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

— прочитаем вывод с.7 Оцените свою работу на уроке.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание . (слайд 17) Используя рисунки с.4-6 рассказать о жизни первобытных людей. РТ.с.4 №3,4.

Самоанализ урока окружающий мир в 4 классе

Тема урока : «Начало истории человечества» . Данный урок относится к разделу «Всемирная история» .

Это урок открытия нового знания. Была выбрана игровая форма-путешествие.

На уроке присутствовали следующие формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в паре и группе. Словесно- иллюстративный метод.

Использовались технология деятельного метода обучения: исследование, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Основная цель урока — способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях. В течении всего урока шло формирование универсальных учебных действий:

Предметных: обучающиеся узнали о жизни первобытных людей работая с учебником, дополнительными источниками информации;

Метапредметных : формировали способностью понимать и удерживать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные результаты. учились регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мир Воспитывались такие качества, как взаимопомощь, ответственность, уважение к партнёру.

1.На этапе самоопределения к деятельности с целью включения учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне я предложила детям подумать, что пригодится нам для успешного путешествия. На этом этапе формировались умения (универсальные учебные действия)

Личностные: понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, обмениваются мнениями. Была использована фронтальная форма работы.

2.На этапе актуализации знаний дети познакомились с новым разделом и тем, что они узнают уроках . На этом этапе формировались умения личностные: проявляли интерес к изучаемому предмету. коммуникативные: высказывали свою точку зрения, обменивались мнениями. На этом этапе использовалась фронтальная, индивидуальная формы работы .

3. На этапе постановки учебной задачи учащиеся проговаривали цели урока при помощи наводящих вопросов. Была фронтальная работа. На этом этапе формировались универсальные учебные действия: Регулятивные: ориентироваться в учебнике, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга.

4.На этапе открытия нового знания были использованы: подводящий диалог, работа с различными информационными материалами, индивидуальные выступления, работа с презентацией. Формы работы чередовались: фронтальная, парная, индивидуальная. Формировались учебные действия Коммуникативные: обменивались мнениями, слушали друг друга, строили понятные речевые высказывания, задавать вопросы, работали в коллективе, уважали мнение других .Личностные: осознали свои возможности в учении
регулятивные :. ориентировались в учебнике; контролировали учебные действия, замечали допущенные ошибки. Познавательные: осуществляли поиск необходимой информации.

5.На этапе первичного закрепления обучающиеся самостоятельно знакомились с текстом и отвечали на вопросы. Работали в группе. Высказывались по заданному вопросу. Была фронтальная и групповая работа. Развивались учебные действия Познавательные: извлекали необходимую информацию из прочитанного текста, систематизировали собственные знания. Регулятивные: ориентировались в учебнике; контролировали учебные действия, замечали допущенные ошибки;

Коммуникативные: работали в коллективе, слушали друг друга, строили понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, уважали мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознавали свои возможности в учении.

6.На э тапе включения новых знаний в систему знаний было предложено задание тестового характера с проверкой по эталону. Была работа в парах.

7. На заключительном этапе с целью осознания обучающимися степени своей учебной деятельности я предложила им ответить на вопросы. Прочитать вывод. Оценить свою работу на уроке. Была фронтальная и индивидуальная работа. Развивались ууд Познавательные: ориентироваль в своей системе знаний .Регулятивные: оценивали собственную деятельность на уроке. Личностные: испытывали гордость за полученный результат.

infourok.ru

Урок-викторина по истории в 4 классе «Колесо истории»

Урок-викторина по истории в 4 классе

Задачи:

-повторить в игровой форме ранее изученный материал;

-формировать уважение к прошлому своего народа, своей Родины;

-пробудить интерес к предмету.

Оформление класса: столы для команд- участников, стол для жюри, карточки с заданиями, музыкальный центр. На доске название викторины «Колесо истории»

Состав участников викторины:

-ведущий-учитель;

-2 команды;

-жюри;

-группы поддержки.

Домашняя заготовка. Дети делятся на 2 команды, выбирают капитана, придумывают название и девиз.

На урок приглашены родители, из числа которых выбирается жюри.

Ход урока-викторины

  1. Учитель. Сегодня мы проводим игру-викторину «Колесо истории» Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своего народа, своей Родины.

  2. Представление жюри, знакомство с условиями игры.

  3. Представление команд.

Командный конкурс «Разминка»

Вопросы:

1.Как называлась религия древних славян? (язычество)

2.Как на Руси называлась запись исторических событий по годам? (летопись)

3.Назовите имя монаха, который написал «Повесть временных лет» (Нестор)

4.Главное событие на Руси в 988 году? (крещение)

5.Назовите имя русского князя ,прозванного Грозным. (Иван)

6.Князь, крестивший Русь.(Владимир)

7.Как называлась первая печатная книга? (Апостол)

8.Назовите имя первого царя из династии Романовых. (Михаил)

9.Кто был первым российским императором? (Пётр 1)

10.Назовите имя последнего российского императора. (Николай 2)

11.Назовите дату основания Москвы.(1147)

Хронология событий (карточки с заданиями)

Соедините события с датой.

-Бородинское сражение 1917г.

-Битва на Куликовом поле 1612г.

-Ледовое побоище 1812г.

-Октябрьская революция 1242г.

-Освобождение Москвы от поляков 1961г.

народным ополчением Минина и Пожарского

-Вступление России в Первую мировую войну. 1380г.

-Космический полёт Ю. А. Гагарина. 1914г.

Великие люди России

Ученики должны, прослушав стихотворение, назвать историческую личность.

Правил в Киеве тот князь,

И молва о нём неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли.

(Ярослав )

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(Пётр 1)

Стратег и тактик он в военном деле,

Учил солдат «Науке побеждать»

Взял Рыльник, Измаил и, в русских веря,

Он говорил: «Отчизна наша мать!»

(А. Суворов)

Известен он по всей моей России

Крестьянский сын, прилежный ученик.

Родился он у беломорской сини,

И на века в сердца людей проник.

(М.Ломоносов)

Наполеона ты мечту разрушил

Завоевать великую Москву,

И клятву, данную народу ,не нарушил

Одним сраженьем выиграл войну.

(Кутузов)

Конкурс капитанов. Блицтурнир.

1.Кто сказал эти слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (А.Невский)

2.Русский князь, принявший смерть от коня своего. (Олег)

3.Братья,которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл и Мефодий)

4.Имя царя, отменившего крепостное право. (Александр 2)

5.При каком царе началось книгопечатание на Руси? (Иван Грозный)

6.Первый музей в России. (Кунсткамера)

7.Имя князя с прозвищем, в переводе означающим «денежный мешок» (Иван Калита)

8.Столица древнерусского государства, «мать городов русских» (Киев)

Конкурс для болельщиков. Заключительный.

У нас осталось последнее испытание. Сейчас мы поговорим с нашими болельщиками о сражениях Великой Отечественной войны.

1.Каждая команда должна вспомнить как можно больше песен о войне.

(«Катюша», «Смуглянка», «В землянке», «Тёмная ночь», «На безымянной высоте» и т. д.)

2.После какой битвы был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии? (битва под Москвой)

3.Сколько дней длилась блокада? (900)

4.Как называлась единственная магистраль , которая соединяла Ленинград с Большой Землёй? (дорога жизни)

5.По льду какого озера проходила Дорога жизни? (Ладожского)

Ему первому во время Великой Отечественной войны было присвоено звание маршала Советского союза, его назвали маршалом Победы .

(Г.К. Жуков)

Подведение итогов.

-Подсчёт баллов.

-Объявление результатов.

-Поощрение команд-участниц.

-Награждение команды-победительницы.

-Выставление оценок.

Список использованной литературы: А.Плешаков. Окружающий мир.4 класс.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений В. Серова.

infourok.ru

Презентация урока по окружающему миру на тему «Страницы всемирной истории» (4 класс)

ОТКРЫТЫЙ УРОК

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ №5

П.ЯБЛОНОВСКИЙ

ТАХТАМУКАЙСКОГОРАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОПОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

ТЕМА: « СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» 4 КЛАСС

Цели:

  1. Обобщить знания по теме: « Страницы всемирной истории»

  2. Проверить усвоение материала.

Оборудование: интерактивная доска, тесты, карта полушарий.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим путешествие на машине времени по страницам всемирной истории. Чтобы наше путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнить все задания. Итак, мы начинаем свое путешествие. Чтобы машину времени привести в действие, вы должны вспомнить, что такое история.

(История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни).

Путешествовать будем по станциям:

1.Тест проверочный по теме: « Страницы всемирной истории».

2.Первобытный мир.

3. Мир Древности.
4. Средние века.

5. Новое время.

6. Новейшее время.

Итак, в путь.

  1. Проверочный тест: « Страницы всемирной истории».

  1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

А) средние века в) первобытная история

Б) новейшее время г) новое время

2. Следы существования первобытных людей археологи находят:

А) в Центральной Европе

Б) Северной Америке

3. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?

А) строили пещеры б) ходили на охоту

4. Царь Египта – это:

А) фараон в) князь

Б) монарх г) рыцарь

5. Особые знаки в Древнем Египте — это:

А) буквы в) иероглифы

Б) цифры г) знаки

6. Кто, согласно легенде, основал Рим?

А) Марс в) Хеопс

Б) Ромул г) Рем

7. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?

А) гладиаторские бои

Б) театральные представления в) конные бега

8. Здания для молитв у мусульман называются:

А) церкви, соборы в) буддийские храмы

Б) мусульманские мечети

9. Книгопечатание появилось:

А) в средневековье в) в Древнем Египте

Б) в Новое время

10. Какой материк называют Новым Светом?

А) Африка в) Антарктида

Б) Америка

11. Это изобретение Нового времени:

А) телефонная связь в) компьютер

Б) телевизор

12. Кто первым побывал на Южном полюсе?

А) Роберт Пири в) Ф. Магеллан

Б) Руаль Амундсен

13. С какого года мы ведем отсчет исторической эпохе – Новейшее время?

А) 1920 год в) 1817 год

Б) 1917 г) 1900 год

14. Вторая мировая война началась:

А) 9 мая 1945 года в) 1 сентября 1939 года

Б) 1 сентября 1945 года

15. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутенбергом, назывались:

А) иероглифы в) лавры

Б) литеры г) литавры

II. Станция « Первобытный мир».

На этой станции вам необходимо выполнить следующее задание: вставить пропущенные слова, чтобы получить верные высказывания.

Древнейшего человека по-другому называют . . . (первобытными).

Жизнь древнейшего человека зависила от . . . (капризов природы).

Первобытные люди жили . . . (группами).

Крики, гримасы, жесты заменяли им . . . (речь).

Они научились изготавливать простейшие орудия из . . . (камня).

Первобытные художники рисовали . . . (животных), а для освещения использовали . . . (факелы).

III. Станция « Мир древности».

ЕГИПЕТСКИЕ

ЗНАКИ

ДОМ

ЕГИПЕТСКИХ БОГОВ

ХРАМ РИМСКИХ

БОГОВ

РА

ЦАРЬ В ЕГИПТЕ

ИЕРОГЛИФЫ

ХРАМ

АФИНЫ

ТОТ

ФАРАОН

ПАНТЕОН

СЕРДЦЕ

АФИН

БОГ МУДРОСТИ

В ДР. ЕГИПТЕ

ЕГИПЕТСКИЙ

БОГ СОЛНЦА

ГИБЕЛЬ

ПОМПЕИ

Проводится дидактическая игра « Историческое лото». Необходимо собрать цепочку верных высказываний. Проводится соревнование по рядам. ВУЛКАН

ВЕЗУВИЙ

«ВЕЧНЫЙ

ГОРОД»

АКРОПОЛЬ

СТОЛИЦА

ГРЕЦИИ

Ответы:

Ра – Египетский бог Солнца.

Афины – столица Греции.

Иероглифы – египетские знаки.

Гибель Помпеи – вулкан Везувий.

Фараон – царь в Египте.

Рим – «Вечный город».

Храм – Дом египетских богов.

Пантеон – храм римских богов.

Тот – бог мудрости в Древнем Египте.

Акрополь – сердце Афин.

IV. Физминутка под музыку «Сиртаки».

V. Станция «Средневековье».

Проводится игра «Найди лишнее».

А) Христианство, ислам, буддизм, сфинкс.

Б) Афины, Москва, Амстердам, Копенгаген.

В) башня, камин, пещера, бойницы.

Г) мечеть, собор, храм, пирамида.

Д) пуговицы, очки, фотография, часы.

Е) паровоз, автомобиль, книги, телеграф.

VI. Станция « Новое время».

Работа с картой полушарий.

  1. Найдите на карте Магелланов пролив.

  2. Покажите материк, который открыл Колумб.

  3. Покажите континент, который открыли Беллинсгаузен и Лазарев.

  4. Покажите на карте порт Рио — де – Жанейро, в который заходили Беллинсгаузен и Лазарев.

Игра « Что оставило нам Новое время».

Задание: соединить с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой.

Мореплаватель Д. Дефо Джоконда

Художник Магеллан Америка

Путешественник Рафаэль Санти Робинзон Крузо

Писатель Беллинсгаузен 20 000 лье под водой

Художник Колумб Антарктида

Писатель Леонардо да Винчи Форма шара

Мореплаватель Ж. Верн Сикстинская мадонна

Ответы:

  1. Д. Дефо – Писатель — Робинзон Крузо

  2. Магеллан — Мореплаватель — Форма шара.

  3. Рафаэль Санти — Художник — Сикстинская мадонна.

  4. Беллинсгаузен – Путешественник – Антарктида.

  5. Колумб – Мореплаватель — Америка.

  6. Леонардо да Винчи – Художник — Джоконда

  7. Ж. Верн – Писатель — 20 000 лье под водой.

  1. Станция « Новейшее время».

Задание: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:
  1. 12 апреля в России отмечается День … (космонавтики)

  2. Изобретение ХХ века – электронная машина. (Компьютер).

  3. Ученые ХХ века открыли мир .. (частиц).

  4. Роберт Пири покорил . . .(Северный) полюс.

  5. Кто высказал мысль о возможности полетов? (Циолковский).

  6. Во многих странах власть в ХХ веке стала… (выборная).

  7. Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено в ХХ веке? ( Атомное).

Ключевое слово: СПАСИБО.

Теперь, чтобы вернуться домой, мы должны выполнить последнее испытание.

Задание: расположить на ленте времени карточки со словами: паровоз, очки, рыцарь, гладиатор, мумия, фараон, мечеть, пуговица, пещера, метро, компьютер, Гагарин, Колумб, Ж. Верн, Р. Пири, мамонт, Зевс, частицы. Карточки со словами должны соответствовать своей эпохе.

V

VI

III

III

IV

V

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX

XXI

Первобытный

мир

Древний

мир

Средние века

Новое

время

Новейшее

время

VIII. Итог урока. Выставление оценок.

— Понравилось вам наше путешествие?

— Чем оно было интересным?

— Что нового вы узнали о всемирной истории?

Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Страницы всемирной истории»

infourok.ru

«Что такое история» (4 класс)

Конспект урока в 4 классе «Мир глазами историка» 

 по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

(с использованием презентации).

Тема «Мир глазами историка».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;

  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;

  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Новые термины:

История,историк, исторические источники, археология, археолог, летописи, архив.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока:

I Организационный момент.

Добрый день ребята. Проверьте готовность к уроку. 4 сек.

II  Актуализация знаний.

 Слайд № 2 . Посмотрите внимательно. Как вы думаете ,что это? ( предположения детей)

Это машина времени. Что может машина времени? (На ней можно путешествовать в прошлое и будущее)

Об этой машине мечтают ученые историки. Как вы думаете, почему?

Сегодня  нам на  полчаса одолжили  такую машину. Поможем историкам?

Чьими глазами мы посмотрим на мир?  ( Глазами историков)

Слайд №3 + тема дублируется на доске    3 мин.

III Изучение нового материала.

Любое путешествие требует тщательной подготовки . Поэтому прежде ,чем отправиться  в путь нам нужно продумать план своего путешествия. Как вы думаете, что нас,  как историков,  будет сегодня интересовать? ( ответы детей)

Задачи урока: ( на доске)

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ?

 3 мин.

Перед началом работы ,команды , определите капитана. 10 сек.  на размышление. Команды готовы к путешествию?  10 сек.

У каждой команды на столах бортовой журнал. В журналах план путешествия и  конверты с заданиями. Капитаны вскрывают конверт № 1. Команда  выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания 5 минут.

(Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За  работу  команды отвечает капитан.  Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет  задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на  стр. 29-31 учебника .

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится  слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных,  которые  изучает историю?

4. Где трудятся  ученые-историки?)

Проверка задания+ Слайд № 4 + дублируется на доске.

Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ вы будете давать только на 1 вопрос. Начнём с команды № 4 . Капитан команды прочитает нам инструкцию и расскажет как вы ответили на вопрос № 1.

Капитан 3 команды прочитает вопрос № 2 и скажет как ответила его команда.

Капитан 2 команды. Прочитайте вопрос № 3. Какой ответ дала ваша команда?

Капитан команды № 1 Прочитайте последний вопрос и ваш ответ.

Какие новые слова встретились при знакомстве со статьёй? Мы знаем,  кого называют историками. А что такое архивы?(Хранилища документов).  4 мин.

В своих  бортовых журналах командиры могут сделать отметку  о выполнении первого задания. Теперь мы знаем что такое история.

 А для чего нужно изучать историю? Как вы считаете? ( Ответы детей). Ответы все разные.Поможет нам разобраться в этом вопросе задание ,которое находится в конверте № 2.Капитаны вскрывают конверт и работают с командой чётко по инструкции.

(Инструкция:

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки  заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями. 3 команда)

 1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки. 1 команда

1.Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи , а чем различаемся от наших предков.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке. 2 команда

1.Мы изучаем историю для того, чтобы было  весело.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в  настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого. ( 4 команда) 2 мин.

Капитан 3 команды прочитает нам инструкцию. Какой ответ выбрала  ваша команда?

Капитан 1 команды, какой ответ выбрали вы?

Капитан 2 команды, ваш выбор?

Капитан 4 команды, что ваша команда выбрала?2 мин

В бортовом журнале капитаны могут внести отметку  об ответе на  второй вопрос .

Перед нами дверь. А на двери замок. Слайд №  6

Эта дверь ведёт в загадочный мир истории. Но прежде , чем попасть внутрь , нужно раздобыть ключ. Ключ в конверте № 3.Задание выполняйте чётко по инструкции.

(Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Какое слово получилось в центре? (Археология) +Слайд № 7

А вот и ключ.

 

Говорили о истории, а в кроссворде новое слово.( На доске слово археология + вопрос.).

Какая же связь между  археологией и историей?  Найдите ответ на этот вопрос на стр. 32 учебника. Как называют учёных ,которые занимаются археологическими раскопками?

( Археологи) появляется слово в словаре. Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.

Физминутка.

Мы идём , идём, идём.

В руках лопату несём.

Раз копнём,два копнём, три копнём.

В руки кисточку возьмём.

Раз махнём, два махнём,три махнём.

Находку ценную найдём.

В ваших бортовых журналах  конверт № 4. Капитаны открывают конверты и чётко следуют инструкции.

Дети собирают в группах пазлы с изображением различных предметов.(монета ,платье, ваза ,летопись).

Как одним словом можно зазвать все  предметы, которые мы с вами нашли? ( Археологические находки)

Давайте посмотрим на эти археологические находки  глазами историков? ( Исторические находки)

Все эти вещи с точки зрения историков являются  историческими источниками. Какие исторические источники вам сегодня уже встречались? ( перечисляют)

 Капитаны откройте бортовые журналы. Мы ответили на последний вопрос. Внесите изменения.

 

Как и полагается в конце путешествия капитан, и члены его команды подводят итог всего путешествия. Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии , используя слова словаря.  Можете посовещаться. Кто хочет попробовать? Кто ещё попробует?

Машину времени пора возвращать, а нам возвращаться в класс. Хотелось бы ,чтобы каждый из вас оставил свои впечатления о путешествии. Перед вами последний 5 конверт. В нём бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку.

Внимание на доску.

Если кто-то сделал для себя много новых открытий-обведите !

Если у вас остались не решённые вопросы обведите ?

Если на уроке вы ничего нового не узнали обведите .

Поднимите руку ребята, которые обвели !

Поднимите руку ребята , которые обвели ?

Поднимите руку ребята, которые обвели точку.

Считаю количество точек,? И ! и делаем вывод о уроке.

        

Спасибо за урок!

infourok.ru

Рабочая программа » Введение в историю» (4 класс)

Рабочая программа

«ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ», 4 КЛАСС.

Пояснительная записка

Рабочая программа для 4 класса по истории создана на основе программы «Введение в историю. III-IV классы» Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. Обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т.д.

Основные задачи курса:

  1. Ввести ребенка в мир истории, показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической;

  2. Научить видеть детей историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают; в предметах быта; в названиях улиц, на которых мы живем;

  3. Помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.

Изложение истории происходит от близкого и понятного в глубь времени и в ширь пространства. Программа создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения истории, она готовить к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.

В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В рабочей программе 4 класса показываются и изучаются события истории через деяния людей, дается начальное представление о культуре прошлого: книгопечатание, живописи, архитектуре, музыке, рассказывая об их создателях. Даются краткие сведения о религиях мира, решая тем самым задачу – воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого. Рабочая программа построена на материале отечественной истории.

Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так и экскурсии, походы в музей, что развивает интеллект, и сферу чувств младшего школьника.

Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей. Большое внимание уделяется практическим заданиям: составить родословную, создать герб семьи и др. для изучения истории необходимо включать в уроки показы видеофильмом на историческую тематику. Работа по темам идет устно, что способствует обучению навыков общения, развитию речи и образного мышления младших школьников.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом в 4 классе 1 ч в неделю, общее число часов – 34 +1 час резервной.

Основное содержание 18 ч

Тема 1. С летописцем в древнюю Русь. 3 часа.

«Повесть временных лет». Былинные герои Древней Руси. Княжеская дружина. Первые русские князья. Родословное дерево первых русских князей. Печатный станок Ивана Федорова. Древние летописцы. Князь Ярослав Мудрый. Крещение Руси.

Тема 2. Путешествие в Древнюю Москву. 3 часа

С Дмитрием Донским на поле Куликовом. Батыево нашествие. Москва времен Ивана Калиты. Иван III – государь всея Руси. Грозный царь Иван Грозный. Иван Минин и Дмитрий Пожарский. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Поход Ермака.

Тема 3. На верфях Адмиралтейства. 2 часа

Необычный царь. Строительство Санкт-Петербурга. Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Беринга.

Тема 4. В Петербург к императрице. 2 ч

«Наш первый университет». Генералиссимус А.Суворов и адмирал Ф. Ушаков. В Петербург к императрице. Механик – самоучка. Открытия и изобретения Кулибина.

Тема 5. Век девятнадцатый. 4 часа

Правление Александра I. Бородино – поле русской славы. Гусар Денис Давыдов. Александр II — царь освободитель. «Последний русский летописей и первый историк». Падение самодержавия.

Тема 6. В гости к мастеру. 1 час

Древнерусские иконописцы. «Каменных дел мастера». (Интегрированный урок изобразительная деятельность – история «В мастерской художника». Интегрированный урок музыка – история «Русская музыка»).

Тема 7. Во дворце, в усадьбе и избе. 2 часа

В княжеских палатах. В царском дворце. В имении помещика. В крестьянском доме. В монастыре. В мастерской ремесленника.

Тема 8. Век XX. 1 час

Век двадцатый, ставший прошлым веком. Свержение самодержавия. Великая Отечественная война. Освоение космоса. Россия на современном этапе.

Учебники и методическое обеспечение.

Учебник «Введение в историю 4 класс» Е.В.Саплина, А.И.Саплин.

Рабочая тетрадь «Введение в историю 4 класс» Е.В.Саплина, А.И.Саплин.

Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2007 гг.;

Энциклопедии, словари, статьи журналов «История в школе».

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Знать:

  • Знать и рассказывать о наиболее важных событиях в истории отечества и родного края;

  • Описывать жилища, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;

  • Называть наиболее значительные памятники культуры Отечества и родного края, знать имена их создателей;

  • Описывать флаг и герб России, герб родного города.

Уметь:

  • Применять счет лет в истории, показывать на карте исторические объекты;

  • Выделять главное в тексте учебника, пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказы, уметь объяснять отдельные исторические термины;

  • связно и логично отвечать на вопросы; самостоятельно выполнять творческие задания.

Рабочая программа «Введение в историю» 4 класс

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол- во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата проведения

1

С летописцем в древнюю Русь.

С летописцем в древнюю Русь.

1

комбинированный

Летописи и документы. «Повесть временных лет».Первые русские князья.

2

Былинные герои Древней Руси

1

комбинированный

Русь былинная. Былины и их герои. Вооружение русских богатырей.

3

Язычество Древней Руси

1

комбинированный

Возникновение языческих верований. Славянские боги и духи. Языческие праздники и обряды.

4

Принятие христианства

1

комбинированный

Причины религиозной реформы. Языческая реформа. Крещение Руси. Что такое христианство.

5

Путешествие в Древнюю Москву

Батыево нашествие

1

комбинированный

Начало монгольских завоеваний. Батыево нашествие. Монголо-татарское иго.

6

Москва времен Ивана Калиты

1

комбинированный

Первые московские князья. Иван Калита.

7

Куликовская битва

1

комбинированный

Москва при Дмитрии Иоановиче. Москва и золотая орда. Куликовская битва.

8

Иван III – «Государь всея Руси»

1

комбинированный

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Свержение ордынского ига. Московский кремль.

9

Время правления Ивана Грозного

1

комбинированный

Венчание на царство. Личность Ивана 4. Иван 4 – «Грозный» или «реформатор»

10

Смута в Русском Государстве

1

комбинированный

Первопечатник Иван Федоров. Смутное время. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

11

На верфях адмиралтейства

Необычный царь

1

комбинированный

Личность Петра I. Строительство Санкт- Петербурга.

12

Рождение русского флота

1

комбинированный

Ботик Петра I. Азовские походы. Строительство флота. Первые 13победы русского флота.

13

В Петербург к императрице

В Петербург к императрице

1

комбинированный

Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина Великая и ее время. Крепостное право. Крестьянская война под предводительсвом Е. Пугачева.

14

Генералиссимус и адмирал

1

Изучение нового материала

Непобедимый А. В. Суворов. Адмирал Ф. Ф. Ушаков – гордость русского флота.

15

Гении из народа

1

Изучение нового материала

Иван Петрович Кулибин. Михаил Васильевич Ломоносов.

16

Отечественная война 1812 года

1

Изучение нового материала

Нашествие Наполеона. Бородинское сражение. Изгнание французов.

17

России лучшие сыны

1

Изучение нового материала

Н. М Карамзин. Крузенштерн и Лисянский.

18

Открытия и изобретения Кулибина

1

Изучение нового материала

19

Век девятнадцатый

Правление Александра I

1

Изучение нового материала

20

Бородино – поле русской славы

2

Изучение нового материала

21

Гусар Денис Давыдов

1

Изучение нового материала

22

Александр II – царь освободитель: «Последний русский летописей и первый историк»

1

Изучение нового материала

23

В гости к мастеру

Древнерусская иконопись

1

Изучение нового материала

Иконы, фрески, мозаика.

Русские иконописцы.

24-25

Каменных дел мастера

2

Изучение нового материала

Барма и Постник.

Аристотель Фиораванти.

Бартоломео Расстрелли.

Василий Баженов.

Матвей казаков.

26

Во дворце, в усадьбе и избе.

В княжеских палатах и в царском дворце

1

Изучение нового материала

В гостях у князья.

В царском дворце.

27

В имении помещика

1

изучение нового материала

Вид дворянской усадьбы.

Внутреннее убранство.

Праздники и развлечения.

28

В крестьянском доме

1

Изучение нового материала

В крестьянском доме.

В мастерской ремесленника

29

В монастыре

1

Изучение нового материала

Что такое монастырь.

Быт монахов.

30,

31,32

Век 20

Россия в начале 20-го века

3

Изучение нового материала

Начало века.

Первая мировая война.

Установление светской власти.

Годы советского строительства.

33,34

Великая отечественная война

2

комбинированный

Начало войны.

Битва за Москву.

Блокада Ленинграда.

Коренной перелом в ходе войны.

Партизанское движение.

Победа.

Резервный урок (1 час)

35

Освоение космоса

1

комбинированный

На пороге космической эры.

Начало космической эры.

Будущее космонавтики.

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира по теме « Что изучает история?»- 4 класс

Составитель:

Малышева

Валентина Николаевна,

учитель МБОУ СШ № 17

г Красноярск

Конспект урока окружающего мира по теме « Что изучает история?»- 4 класс

Цель: Усвоить понятие «история».

ХОД УРОКА.

Учитель:

Попробуйте расшифровать запись, и вы узнаете тему урока.

QFИUDСZSТVGОNLРGYИWRЯSW

— Надо зачеркнуть все буквы английского алфавита и вы узнаете тему урока.

-Как вы понимаете смысл этого слова?

Ученики: ( Рассуждения).

—( наверное, история-это какой – либо момент- случай. Например:

— « Приключилась со мной интересная история»… Ее можно рассказать.

—А иногда говорят, что « Вот влип в историю»- что-то нехорошее произошло.

— А может вспомнил о чем-то из старины, о своих родственниках.

— А еще слово может напоминать об историческом романе, который когда-то читал, и там описаны события давних лет, может, война или еще какое – либо событие старины.

— Наверное, история- это то, что уже когда-то было, произошло давно.

Учитель:

— А как вы думаете, сейчас история существует или нет?

Ученики:

( Рассуждения).

Конечно, существует. Ведь каждый день и час что-то происходит в мире , и это , видимо, становится историей.

—История – это не только следы давно минувших событий, но и то. Что сейчас происходит в стране -это тоже часть нашей истории.

Учитель:

Ваши рассуждения великолепны.

-Как вы думаете, что же такое « ИСТОРИЯ»?

Ученики:

Прежде всего это наука, которая изучает жизнь людей в прошлом ( как жили, чем занимались, какие обычаи были, какие были города, села) и настоящем( как сейчас изменилась жизнь людей, как живут сейчас, чем занимаются, как изменились сейчас города, селения).

Учитель:

— Есть некоторые материалы, которые мы сейчас прочитаем. Авторы высказывают свои взгляды на то, что же такое

« ИСТОРИЯ»?

Ученики.

( Читают)

Интерес людей к истории вызван тем, что в прошлом можно найти ответы, как нужно поступать сейчас.

— Николай Карамзин сказал, что это книга, в которой написан ЗАВЕТ предков к потомству, и мы учимся по ней.

Учитель:

— А каждый ли человек посвящает свою жизнь сохранению памяти о прошлом человечества?

Ученики:

— К сожалению, нет.

Мы даже не знаем свою родословную, зачастую, или очень мало знаем по этому вопросу.

— Но, наверное, все-таки есть такая группа людей, которые изучают историю постоянно. Это ученые-историки.

А другие люди изучают историю, но пользуются этими знаниями только тогда, когда им это нужно. Да, от случая к случаю.

Учитель:

-Значит, некоторые люди интересуются историей или прошлым от случая к случаю. А историки ее изучают, сохраняя память о прошлом человечества.

— А как вы думаете, политикам нужно знать историю?

Ученики:

— Конечно, ведь они должны знать, как раньше управляли государством, какие были законы.

Учитель:

-Конечно, Политики ищут в давних временах ответы на вопросы, почему погибло или почему достигло могущества то или иное государство.

— А что находят в истории писатели, художники, музыканты?

Ученики:

Они сочиняют, пишут исторические произведения, передают нам дух того времени через книги, фильмы.

Учитель:

-Да, вы правы, они находят в истории сюжеты для своих произведений.

— Но история — это не только прошлое.

-История – это…

-А вот это многоточие нам и предстоит открыть, узнать, изучить.

Ученики.

— Мы живем в России. Это наша Родина. А каждый русский человек, который родился и вырос в России, должен знать историю соей страны.

Поэтому, мы должны знать историю своей семьи, своего города, поселка, где родились, живем, так как мы- россияне.

Учитель:

— Но мы на Земле не одни, поэтому мы должны знать и понимать, что мы живем в окружении других народов, других стран.

( пишет на доске)

СЕМЬЯ, СЕЛО, СТАНИЦА, ДЕРЕВНЯ, ГОРОД,СТРАНА.

— Вы правы, нам надо знать историю своей семьи, своего города, страны, нашу родную историю.

-Ведь мы с вами не выбираем родителей, город, в котором родились и живем, или другое место, где родились. А так же не выбираем страну, ведь мы родились в РОССИИ.

-Настает время, когда нам приходится определить свое отношение к родителям, их отношение к вам. Ведь не все страницы в нашей истории светлые, есть и темные.

— Например: « Великая Отечественная война», « Война в ЧЕЧНЕ».

Было время, когда люди голодали.

-Поэтому, нам нужно научиться относиться к плохим и хорошим страницам истории, а значит, от нас зависит будущее и настоящее.

— Поэтому, мы не должны допускать ошибок прошлого.

— А для этого надо хорошо знать историю своего Отечества. Надо знать, какая судьба ожидает нас и нашу Родину. Поэтому, надо хоть иногда чувствовать себя историком.

— А для этого надо начать исторические исследования.

Предлагается дома найти и записать в тетрадь пословицы об истории, про Родину, про семью.

Подумайте, есть ли у вас версия происхождения слова « РУСЬ»?

Дома:

Составить кроссворд по вопросам.

По горизонтали:

  1. Человек, посвятивший жизнь сохранению памяти о прошлом человечества. ( 7 клеток)

  2. Столица нашей Родины. (6 клеток)

  3. Этим людям необходимо знать , почему погибло или достигло расцвета то или иное государство.( 7 клеток)

  4. Слово « ТВОЯ»

  5. Чье – либо место рождения.( 6 клеток)

  6. Люди, которые находят в истории сюжеты для своих произведений.

(8 клеток)

  1. Наша Родина- … (6 клеток)

(Ответы кроссворда:

1. История. 2. Москва. 3. Политик. 4. Твоя.

5. Родина. 6. Писатель. 7. Россия. )

— ИТОГ:

Слова, которые дают характеристику нашему уроку.

1.«ТВОЯ РОССИЯ»- это история твоей Родины.

2. «Твоя Родина- Россия, изучай и знай историю своей страны.»

3. Изучай историю своей Родины, россиянин.

Можно высказывания записать в тетрадь.

-Это основные вопросы этой темы.

Исторические исследования мы будем продолжать на следующих уроках.

Урок окончен.

Спасибо за активную работу на уроке.

infourok.ru

Урок окружающего мира 4 класс Всемирная история. История возникновения и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней



Урок окружающего мира


Всемирная история.

  • История возникновения и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней.



Первобытный мир.



  • Жизнь первобытного человека зависела от …. Первобытные люди жили в …. Крики, гримасы, жесты заменяли им …. Они научились изготавливать простейшие орудия труда из …. Мораль первобытного общества:



Древний мир



История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий и заканчивается в 5 веке нашей эры.

  • История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий и заканчивается в 5 веке нашей эры.

  • Основные признаки Древней цивилизации: возникновение государства, письменности, строительство городов.

  • В эту эпоху возникли такие государства: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия и другие.



Средневековье

  • Средневековье



Найди лишнее:

  • Христианство, ислам, буддизм, сфинкс.

  • Башня, пещера, бойницы, крепость.

  • Мечеть, собор, храм, пирамида.

  • Порох, бумага, фотография, хомут.



Найди лишнее:

  • Христианство, ислам, буддизм (сфинкс) – мировые религии.

  • Башня, (пещера) бойницы, крепость – элементы средневекового замка.

  • Мечеть, собор, храм, (пирамида) – здания для молитв.

  • Порох, бумага, (фотография) хомут – технические достижения Средних веков.



  • Судьбу народов и государств Средневековья определяла религия.

  • Католическая цивилизация в Европе занимала небольшую территорию и была земледельческой.

  • Мораль Средневековья: «Настоящим человеком можно считать только человека своей веры»



Новое время

  • Торжество Европы



  • Что заставило европейцев расселиться по планете и покорить весь мир?



Технические достижения эпохи Нового времени













Машинная цивилизация





Христофор Колумб.



Фернан Магеллан



Вывод:

  • В эпоху Нового времени произошли огромные изменения во всех сферах жизни общества.

  • Достижения науки и техники, превращение европейской цивилизации из «земледельческой» в «машинную» позволили европейцам покорить весь мир.


rpp.nashaucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *