cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

4 класс диктант по теме местоимение – Диктанты по теме «Местоимение» 4 класс

Диктанты по теме «Местоимение» 4 класс

Диктанты по Русскому Языку с грамматическими заданиями для 4 класса — тема «Местоимение»
Цель: обобщить знания учащихся о местоимении; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем..

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел. Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует. Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка! Объём слов: 110

Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький старичок. Его никто не знал. Он не занимался ремеслом. Рассказать о его жизни было нечего. Весной незнакомец разбил перед домиком клумбы, посадил редкие сорта цветов. Очень хорошо было у него летом! К нему начали ходить ребята. Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты. Их он собирал давно. Скоро дети и старик стали неразлучными друзьями. Объём слов: 70

Однажды утром я нашел у забора синичку. Она лежала и не двигалась. Глазки у нее были закрыты. Я взял синичку в руку и стал греть своим дыханием. Она открыла глаза и жалобно пискнула. Я принес синичку домой. Синичка ожила, встрепенулась и громко зачирикала. Мама осторожно подставила синичке чашечку с зерном и блюдце воды. Синичка наелась, напилась, стала летать по комнате, села на комод. Так и прожила она с нами всю зиму. А весной мы выпустили ее на волю. Объём слов: 78

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? Объём слов: 72

dictants.com

Диктанты по русскому языку. 4 класс. Тема: Местоимение

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

ТЕМА: «МЕСТОИМЕНИЕ»

  Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.

 

Выборочные диктанты

    Записать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.

  I. 1) Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала! (А. Барто). 2) Не зря прилетают зимой снегири. Горят на снегу они, как фонари. (В. Степанов). 3) «Кто вы?» — «Мы лисички, дружные сестрички». (А. Шибаев). 4) Жил на свете один Хомячок, спать он ложился на левый бочок. (С. Козлов). 5) Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, когда выросла? 6) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (А. Пушкин).

  II. 1) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 2) Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто. (А. Пушкин). 3) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись. 4) Тебя, мой куманек, век слушать я готова! (И. Крылов). 5) Осень кончилась. Сильный ветер заметает ее следы. (Н. Рубцов). 6) И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» (К. Чуковский).

 

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Музыкант

  Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

(В. Бианки)

Калан

  Калан плыл на спине. У него была круглая собачья мордочка и белые торчащие усы. Передние лапы он сложил на груди, а задние прижал к животу. Калан нырнул, потом вынырнул, лег на спину и зевнул. К груди он прижимал лапой морского ежа.

(С. Сахарнов)

Земляная белка

  Жил у меня тонколапый суслик. Его еще называют земляной белкой. Привезли его из далекой для меня пустыни. Я смотрел на него и думал. Эти лапки с длинными пальцами бегали по пескам, эти маленькие ушки слышали голоса пустыни, эти черные глаза видели барханы. Суслик был молчалив. Изредка он тихо свистел. Свист его был такой тоскливый. Суслик тосковал по своей жаркой родине.

(Н. Сладков)

Душистый табак

  У нас в саду была клумба. На ней росли разные цветы. Больше всех мне нравился душистый табак. Днем эти цветы свертывали свои лепестки, превращались в зеленоватые трубочки. К вечеру цветы табака раскрывали нежные лепестки и поднимали головки. В темноте они были похожи на крупные белые звезды, и от них исходил сильный, очень приятный запах. Этот запах разливался по всему саду.

(Г. Скребицкий)

Чай с молоком

  Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды тоже встал до солнца. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой. А под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

(М. Пришвин)

Интересная загадка

  Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружила около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду. Он посмеялся надо мной и все мне объяснил. Человек идет по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

(К. Паустовский)

 

 

Свободные диктанты

 

Отважный пингвиненок

  На скале стоял маленький пингвиненок. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как купались взрослые пингвины.

  Долго стоял пингвиненок. Страшно ему прыгать в море. Наконец маленький пингвиненок решился и подошел к краю высокой скалы. Его сносил ветер.

  Пингвиненок закрыл глаза и … бросился вниз. Потом он вынырнул, закружился на месте и быстро вскарабкался на камни.

  Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном море.

(Г. Снегирев)

  Слова для справок: вскарабкался, искупался, наконец, подошел, вниз.

 

Где же приятель?

  Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки.

  Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до лужи.

  Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел, куда девался его новый приятель.

(Г. Скребицкий)

  Слова для справок: скачок, тоже, очнулась, отдернул.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

samopodgotovka.com

Диктанты по русскому языку 4 класс

Спецификация входной контрольной работы

по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения знаний материала 3 класса.

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (64 слова) и грамматического задания (3)

Содержание контрольной работыДиктант

Объём диктанта состоит из 64 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку. Также проверяетсформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, прописную букву в начале предложения.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Уметь разбирать слова по составу

  • Уметь находить грамматическую основу предложения

  • Определять части речи в данном предложении

  • Уметь определять у им.существительных падеж, род, число.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант.

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений(точка, вопросительный, восклицательный знак).

Грамматические задания

  • Находить в предложенииграмматическую основу предложения,определять части речи в данном предложении

  • Разбирать слова по составу

  • Определять у имен существительных падеж, род, число.

Время выполнения контрольной работыНа выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил

  • Повторение одной и той же буквы

  • Перенос слов

  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

«5» — не ставиться при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.

«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.

«3» — 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.

«2» — более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» — всё верно«4» — не менее 3/4 верно;

«3» — не менее ½ верно;«2» — не выполнено больше половины задания.

Входной контрольный диктант

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

         В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.                                                                                      

                                                                                                                               По М. Пришвину          

Грамматическое задание:  1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.                                                                                                                                         2. Выполнить звуко — буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 – поздно.                              3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1- в третьем предложении, вариант 2- в шестом предложении.                                                                                                                                                           4.* Выписать из текста слова с противоположным значением.

Спецификация контрольной работы по теме «Предложение»

по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Предложение».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (83 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работыДиктант

Объём диктанта состоит из 83 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами, сложных предложениях.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант.

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Грамматические задания

  • Находить сложное предложение по данной схеме

  • Выписывать словосочетания, находить и графически обозначать главное и зависимое слова.

Время выполнения контрольной работыНа выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил

  • Повторение одной и той же буквы

  • Перенос слов

  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

«5» — не ставиться при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.

«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.

«3» — 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.

«2» — более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» — всё верно

«4» — не менее 3/4 верно;

«3» — не менее ½ верно;

«2» — не выполнено больше половины задания.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Трусиха.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не приняли. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматические задания:

  1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам

1 вар. [ О, О], [-=], а [-=]. 2 вар. [ О и О], [-=], [-=].

  1. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова.

1 вар. Огромный пес несся прямо на девочку.

2 вар. Ребята выходили из своих убежищ.

Спецификация контрольной работы по теме «Слово в языке и речи »

по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (75 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работыДиктант

Объём диктанта состоит из 75 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить главные члены предложения, определять части речи в данномпредлож.

  • Умение находить слова с проверяемой безударной гласной в корне и парную согласную в корне.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант.

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Грамматические задания

Время выполнения контрольной работыНа выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил

  • Повторение одной и той же буквы

  • Перенос слов

  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

«5» — не ставиться при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.

«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.

«3» — 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.

«2» — более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» — всё верно

«4» — не менее 3/4 верно;

«3» — не менее ½ верно;

«2» — не выполнено больше половины задания.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи »

Осень.

       Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.                                                                                                                                      

       Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)  

                                                                                                            По И. Соколову — Микитову                                Слово для справки: краснеет.                                                                                                                                                                   Грамматическое задание                                    1. Выписать предложение: вариант 1 – с однородными членами, вариант 2 – сложное.              2. Разобрать слова по составу: вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 – холодная, подосиновики, медленно.                                                                                                    3. Сделать звуко – буквенный разбор слова: вариант 1 – поздний, вариант 2 – гриб.                  4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Спецификация контрольной работы по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных » по русскому языку в

4 классе

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (90 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работыДиктант

Объём диктанта состоит из 90 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить главные члены предложения, определять части речи в данномпредлож.

  • Умение выполнять морфологический разбор им. существительного.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант.

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. существительных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Грамматические задания

Время выполнения контрольной работыНа выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил

  • Повторение одной и той же буквы

  • Перенос слов

  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

«5» — не ставиться при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.

«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.

«3» — 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.

«2» — более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» — всё верно

«4» — не менее 3/4 верно;

«3» — не менее ½ верно;

«2» — не выполнено больше половины задания.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Поездка к дедушке.

Летом к дедушке Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахани. Мальчик ехал на поезде по железной дороге, потом плыл по широкой реке Волге на лодке. От пристани до деревни он ехал на лошади.

Дача дедушки стоит на краю деревни. Около дачи растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушки утопает в яркой зелени. Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными ягодками.

Миша с дедушкой часто заходили в самую глубь леса.. Дедушка рассказывал внуку об интересной жизни птиц и зверей. Миша с большим интересом слушал его.

Грамматические задания:

1.Сделать полный разбор предложения: 1 вар.- 4 пред-е, 2 вар. –10 пред-е

2. Выполнить морфологический разбор имени сущ. 1 в. – (на) лошади, 2 в. – (в) зелени.

Спецификация контрольной работы по теме «Падежные окончания имен прилагательных в един.имнож. числе » по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Падежные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (64 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работыДиктант

Объём диктанта состоит из 64 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях. Умение применять правила написания безударных окончаний имен прилагательных и сущ.в един. и множ.числе.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить слова с проверяемыми безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова.

  • Умение склонять имена прилагательные единств.и множественного числа.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант.

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. сущ. и прилагательных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Грамматические задания

  • Находить слова с проверяемыми безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова.

  • Просклонять имена прилагательные

Время выполнения контрольной работыНа выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил

  • Повторение одной и той же буквы

  • Перенос слов

  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

«5» — не ставиться при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.

«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.

«3» — 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.

«2» — более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» — всё верно

«4» — не менее 3/4 верно;

«3» — не менее ½ верно;

«2» — не выполнено больше половины задания.

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе».

Прогулка.

Удивительная была прогулка. Мать с сыновьями гуськом шли к дальнему роднику по узенькой тропке. Сияло холодное небо. В морозной тишине громко трещали сороки. В густых кедровых ветках прятались белки. Ловкие зверьки весело прыгали с ветки на ветку. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вот свалилась с верхушки старой ели большая гора снега. Геку показалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса.(по А.Гайдару)

Слова для справок: дремучего, отпечатались.

Грамматические задания

  1. Выписать два слова с проверяемыми безударными гласн., подобрать проверочные слова.

  2. Просклонять прилагательные: морозная, холодное, дальние.

Спецификация контрольной работы по теме « Изменение личных местоимений по падежам » по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Изменение личных местоимений по падежам».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (119 слов) и грамматического задания (3)

Содержание контрольной работыДиктант

Объём диктанта состоит из 119 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях. Умение применять правила написания безударных окончаний имен прилагательных и сущ.в един. и множ.числе.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить в предложении местоимения и отличать их от предлогов.

  • Умение склонять личные местоимения.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант.

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. сущ. и прилагательных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Грамматические задания

  • Находить в тексте местоимения, указывать лицо, число, падеж

  • Уметь распределять части речи по группам – местоимения и предлоги.

  • Склонять личные местоимения.

Время выполнения контрольной работыНа выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил

  • Повторение одной и той же буквы

  • Перенос слов

  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

«5» — не ставиться при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.

«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.

«3» — 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.

«2» — более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» — всё верно

«4» — не менее 3/4 верно;

«3» — не менее ½ верно;

«2» — не выполнено больше половины задания.

Контрольный диктант по теме «Изменение личных местоимений по падежам».

Лесной голосок.

В солнечный день я бродил в березовом перелеске. Вдали послышался знакомый голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у нее длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматические задания:

  1. Выписать из текста 5 местоимений, указать их лицо, число и падеж.

  2. Распределить слова по группам (местоимения и предлоги), записать в два столбика.

  3. Просклонять местоимения ты, она.

Спецификация контрольной работы по теме « Глагол » по русскому языку в 4 классе

Назначение контрольной работы

Цель – оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Глагол»

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта (63 слова) и грамматического задания (3)

Содержание контрольной работыДиктант

Объём диктанта состоит из 63 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами, сложных предложениях. Умение применять правила написания безударных окончаний имен прилагательных и сущ.в един. и множ.числе.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение находить в тексте глаголы, определять время, лицо, число, род..

  • Умение ставить глагол в нужную форму

  • Выполнять морфологический разбор глагола.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант.

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. сущ. и прилагательных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Грамматические задания

  • Находить в тексте глаголы, определять время, лицо, число, род..

  • Уметьставить глагол в нужную форму.

  • Выполнить морфологический разбор глагола.

Время выполнения контрольной работыНа выполнение контрольной работы отводится один урок – 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил

  • Повторение одной и той же буквы

  • Перенос слов

  • Единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

«5» — не ставиться при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить.

«4» — 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.

«3» — 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.

«2» — более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

«5» — всё верно

«4» — не менее 3/4 верно;

«3» — не менее ½ верно;

«2» — не выполнено больше половины задания.

Контрольный диктант по теме « Глагол».

Совесть.

Нина не приготовила уроки. Она решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматические задания

  1. Выписать из текста 3 глагола, указать время, число, род.

  2. Поставить глаголы в форму 3-го лица, един.числа: топить, водить, пачкать,рыть.

  3. Выполнить морфологический разбор приготовила, убегал.

Итоговый контрольный диктант

Последние денёчки.

            Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

            Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)                                                                                                                                                                 Грамматическое задание                                                                        1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.                                                                                                                    2. Разобрать слова как части речи.                                                                                                                                 Укрыли, молочным, (за) ночь.                                                                                               3. Выполнить  звуко – буквенный разбор слова ледяные.

infourok.ru

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Сороки

Удивительная  была  погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке.

(86 слов.)

С л о в а     д л я     с п р а в о к:  клонили,    издали,   рассаживались.

Грамматические задания:
1.Выписать   из   текста   местоимения, указать   их   лицо, число   и   падеж.
2.Распределить слова по группам и записать в 2 столбика: про, она, со, его, об, на, ты, вам, о, меня.

Лесной   голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышал­ся знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спря­чусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка!

(119 слов)

Грамматическое задание:
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика.
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие   по   смыслу   местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Контрольные диктанты по русскому языку. 4 класс. «Школа России»

volzsky-klass.ru

Контрольные диктанты по рус.языку, 4 кл, умк «Школа России»

Контрольный диктант № 5 за 1 полугодие

Цели:

1.Проверить знания, умения и навыки по темам, изученном в первом полугодии.

2. Развивать внимание, мышление, орфозоркость, каллиграфический навык.

3. Воспитывать прилежание, интерес к предмету.

Ход

1.Орг.этап. Психологический настрой.

2. Работа над темой урока:

1.Знакомство с текстом диктанта:

Замечательные дома

Весь лес занят сейчас под жильё. Свободного местечка не осталось. Живут на земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в траве, в воздухе.

В воздухе жилище иволги. Она высоко над землёй подвесила к ветке берёзки лёгкую корзиночку. Корзиночку она сплела из стебельков, волосков, шерстинок. В корзиночке лежат яйца. Странно, как они не бьются, когда ветер качает ветку?

В траве дома у жаворонков, овсянок и других птиц. На деревьях дома у дятлов, синиц, скворцов, сов. Дома под землёй построены кротом, мышью, барсуком.

Леса наши- это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы! Не разоряйте птичьих гнёзд! Не разрушайте муравейники! Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

2. Грамматические задания:

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

3. Итог.

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

1 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное у жаворонков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

2 вариант

1. Выписать 3 словосочетания с именами существительными единственного числа 1, 2 , 3 склонения. Обозначить падеж, склонение, выделить окончания.

2. Выписать 3 словосочетания с именами существительными множественного числа, определить падеж, склонение, выделить окончание.

3. Разобрать имя существительное из стебельков как часть речи.

4. Выписать предложение с однородными членами, начертить схему.

infourok.ru

Диктанты по теме «Местоимение» — «По русскому»

«Лесной голосок»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка! (110 слов)

Грамматическое задание:
  1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
  2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки:
    Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
«Где же приятель?»

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

Грамматическое задание:
  1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
  2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
«Незнакомец»

Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький старичок. Его никто не знал. Он не занимался ремеслом. Рассказать о его жизни было нечего.

Весной незнакомец разбил перед домиком клумбы, посадил редкие сорта цветов. Очень хорошо было у него летом! К нему начали ходить ребята. Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты. Их он собирал давно. Скоро дети и старик стали неразлучными друзьями. (70 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:
  1. Выпишите три словосочетания с личными местоимениями. Укажите падеж и начальную форму.
  2. Разберите по членам предложения.
    1 вариант. Хорошо было у него летом! Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты.
    2 вариант. Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. К нему начали ходить ребята.
  3. Выпишите три словосочетания с именами прилагательными, укажите, в каких падежах они стоят.

porusskomu.net

Местоимение — 4 класс

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к местоимениям.

Дружить с ним, думать о них, пригласить его, встретить без меня, разговаривать с тобой, прощаться с вами, прийти от неё, мы с ними, он и она, я и ты.

 

2. Записать предложения. Подчеркнуть личные местоимения как члены предложения.

1. Ты не коршуна убил — чародея подстрелил. 2. К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон. 3. Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. 4. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка. 5. Чего тебе надобно, старче? 6. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 7. Насмешишь ты целое царство. 8. Разбранила меня моя старуха, не даёт старику мне покоя.

(А. Пушкин)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать предложения, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями.

I. 1. Пришла осень. Осень принесла с собой сильные ветры и холодные дожди. 2. Мне подарили красивую куклу. Я назвала куклу Светланой. 3. Летом на даче у нас жил кот Василий. У кота была чёрная шёрстка и белые лапки. 4. Вдруг мы увидели рыжую белку. Белка мелькнула среди ветвей ели. 5. Мои лучшие друзья — Оля и Миша. Я скоро приглашу Олю и Мишу на день рождения.

 

II. Недавно мне подарили черепашку. Черепашка была маленькая и симпатичная. Тело черепашки было спрятано под крепкий панцирь. Я кормил черепашку травой и творогом. Я часто выходил с чёрепашкой гулять. Черепашка совсем не боялась меня. Я очень подружился с черепашкой. И как я раньше без черепашки жил?

 

2. Записать глаголы, добавляя к каждому из них местоимения он, она, они в соответствующей падежной форме.

Вспоминай (о ком?), поговори (с кем?), стань (перед кем?), не смейся (над кем?), пришёл (к кому?), говорили (о ком?), пойдём (с кем?), извинись (перед кем?).

 

3. Записать предложения. Закончить их, употребляя местоимения с предлогами или без предлогов.

1. Мы давно не видели своего старого учителя. Давай встретимся … . 2. У Алёны теперь есть телефон. Давай позвоним … . 3. Внук очень обидел бабушку. Пусть он извинится …. 4. Сергей очень отстал в учёбе во время болезни. Давай поможем …. 5. Это мои старые друзья. Познакомься и поздоровайся … . 6. Птичке стало скучно в клетке весной. Давай выпустим … . 7. У соседей сломался телевизор. Давай пригласим … . 8. У отца день рождения. Ты уже поздравил … ?

 

4. Записать предложения. Написать рядом предложения, употребляя местоимения во множественном числе.

Образец: Я собрал целую корзину грибов. Мы собрали целую корзину грибов.

1. Я с радостью и нетерпением жду лета. 2. Ты уже выучил стихотворение? 3. Он объяснит тебе трудное правило. 4. Она спела мне весёлую песенку.

 

5. Прослушать стихотворение и загадки. Записать местоимения.

То было много лет назад.

Я тоже в первый раз

С толпою сверстников-ребят

Явился в школьный класс.

Мне тоже задали урок

Держа мелок в руке.

И я решил его, как мог,

И вызвали к доске,

Мы стали взрослыми теперь.

Нам детства не вернуть.

Нам школа в жизнь открыла дверь

И указала путь.

(С. Михалков)

 

ЗАГАДКИ

1. Белое покрывало на земле лежало. Лето пришло — оно всё сошло. (Снег) 2. Без чернил, карандаша он рисует не спеша. На окне, хоть без расцветки, сосен, пальм и ёлок ветки. (Мороз) 3. Летит пуля, жужжит, я вбок, она за мной, я в другой, она за мной, я — хватать. Это что такое? (Жук)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть местоимения.

 

КОТ ВАСЬКА

Раннее утро. Смотрю на будильник. Почему я так рано проснулся? Всё ясно. За дверью скребётся хитрый кот Васька. Он хорошо выспался. Ему скучно. Он давно хочет молока. Придётся вставать. Васька радуется мне, лижет руки, радостно мурлыкает, Где же его миска? Васька загнал её под шкаф. Наверное, он играл ею в футбол. Но мне совсем не хочется играть. Мне снились такие интересные сны. Пойду досмотрю их,

67 слов.

 

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

Перед окном у нас луг. Он весь золотой от цветущих одуванчиков. Однажды рано встал я ловить рыбу. Вдруг я заметил, что луг зелёный. Шёл я около полудня домой. А он опять золотой. Стал я наблюдать. К вечеру луг снова позеленел. Завтра под первыми лучами солнышка опять раскроет он свои жёлтые ладони. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов. Ведь он похож на нас. Ложится спать с детьми. А утром он вместе с нами встаёт.

81 слово. (По М. Пришвину)

 

КАКОГО ЦВЕТА ТВОЯ КОШКА?

Характер домашних кошек связан с их окраской. Чёрные кошки нервные, любопытные. Они очень любят ласку. Чёрно-белые кошки игривы. Эти кошки легко привязываются к хозяевам и их детям. Полосатые замкнуты. Они любят свободу и независимость. Часто они сторонятся даже своих собратьев. Коричневая кошка любит покой. Эта кошка домоседка. Белая кошка нервна, капризна, обидчива. Она может часто болеть. Правда ли всё это? Ты можешь проверить сам. 66 слов. ( «Детская энциклопедия»)

 

ЧЕРЕПАХА

Один раз пошёл я на охоту с собакой. Около леса пёс вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Впереди него бежала маленькая черепаха. Пёс схватил её и стал грызть. Но он не мог прокусить её. Я отнял у него черепаху и рассмотрел её. На брюхе у неё тоже была скорлупа. Скорлупа черепахи — это её рёбра.

Только у людей и других животных рёбра бывают каждое отдельно. А у черепах рёбра срослись в скорлупу.

73 слова. (По Л. Толстому)

 

НОЧЛЕГ

Лес становился глуше. Ветви деревьев сплетались вверху. Они не пропускали солнечных лучей. Дорога была выложена жёлтым кирпичом. Она была очень тёмная. Путники шли до позднего вечера. Элли очень устала. Железный Дровосек взял её на руки. Страшила плёлся сзади. Он сгибался под тяжестью топора. Наконец остановились на ночлег. Железный Дровосек сделал для Элли уютный шалаш из ветвей. Они со Страшилой просидели всю ночь у входа в шалаш. Они прислушивались к дыханию девочки и охраняли её сон. Утром все снова двинулись в путь.

82 слова. (По А. Волкову)

 

ВЕСЁЛЫЙ КАПИТАН

На птичьем рынке купил я себе клеста. Назвал я его Капитаном. Дома я поставил клетку на окно. Птичка могла увидеть в окно мокрые крыши домов. У Капитана был удивительный клюв. Верхняя часть его была загнута вниз, а нижняя вверх. Характер у Капитана был весёлый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья. Но больше всего он любил дробить еловые шишки. Он зажимал в когтях, шишку и доставал оттуда семечки, Гладкая шишка становилась похожей на растрёпанного воробья.

80 слов. (По Ю. Ковалю)

 

В СТЕПИ

Июльская ночь. Запах густой, сладкий, нежный. Сквозь мглу трудно разобрать цвет и очертания предметов. Вдруг видишь у дороги тёмную фигуру. Она не шевелится. Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт. Вот она уже рядом с моей телегой. Это одинокий куст стоит неподвижно. Прячется он за курганом, выглядывает из бурьяна. И вот приходят на память степные легенды, рассказы встречных, сказки няни. Небо красиво, ласково. От ласки его кружится голова.

70 слов. (По А. Чехову)

idikt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *