4 класс а в бородина основы православной культуры – Презентация к УМК А.В. Бородиной «Основы Православной Культуры и Светской Этики » ( ОПК)
Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс)
Здесь Вы можете скачать Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс) для предмета : ОРКСЭ. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Программа курса
«Основы православной культуры»
к учебнику А.В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
для 4 класса общеобразовательных учреждений
34 часа
Тема 1. Россия – наша Родина (2 ч.)
Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России.
Тема 2. Православная духовная традиция (1 ч.)
Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России.
Тема 3. Что такое христианство? (1 ч.)
Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть». Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви.
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч.)
Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч.)
Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч.)
Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла.
Тема 7. Во в что верят православные христиане? (1 ч.)
Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч.)
Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч.)
Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний?
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч.)
Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч.)
Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч.)
Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина.
Тема 13. Защита Отечества (1 ч)
Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца.
Тема 14. Десять заповедей Бога (1 ч.)
Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества.
Тема 15. Заповеди блаженств (1 ч.)
Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.
Тема 16. Православие в России (1 ч.)
Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 17. Православный храм и другие святыни (1 ч.)
Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш». Иисусова молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм, крест (1 ч)
Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма.
Тема 24. Символический язык православной культуры: икона, фреска, картина (1 ч)
Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие.
Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч.)
Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
docbase.org
Презентация к уроку (4 класс) на тему: Авторский курс «Основы православной культуры»А.В. Бородиной
Слайд 1
А.В.Бородина Учебный курс «Основы православной культуры» Веретенникова И.П, МБОУ СШ г. Горбатов http://www.orthodoxopk.ru/borodina-a-v.html Слайд 2Педагог, культуролог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры» и около сорока других учебно-методических пособий, кандидат культурологии . Президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры». Член Президиума Центрального Совета Международного Общественного объединения «Народный собор». Член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого. Алла Валентиновна Бородина
Слайд 3
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Курса для светских общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» Изучается в рамках образовательной программы школы: Не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере, Не включает обряды, таинства. Сохраняется светский характер образования. Включает: обучение, воспитание, развитие школьника. Обучение включает знания об истории формирования православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании и т. д. Воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т. д., Развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры.
Слайд 4
Цель курса «Основы православной культуры», как и всего комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», — формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи учебного курса: дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его обычаях, традициях; сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры; показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры; развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении в дальнейшем, на ступени основной школы, гуманитарных учебных предметов; развивать способности младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 5
Результаты освоения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (второго поколения) преподавание учебного курса «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» ориентировано на получение следующих результатов. Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества; Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; и т.д.
Слайд 6
Метапредметные результаты: Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления; Освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера; Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата; Формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха; и т.д.
Слайд 7
Предметные результаты: Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве ; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; Формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России; Формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности; и т.д.
Слайд 8
Содержание курса Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 , включает следующие темы : Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Содержание охватывает 29 тем, 4 урока отводится в качестве дополнительного времени для изучения учебного материала по темам, 1 – на итоговое занятие.
Слайд 9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: Учебник 4 класса. ( ОРКиСЭ ) – М.: Русское слово, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки России. Допущено ОРОиК РПЦ №12-029-021, Допущено ИС 13-301-0080. В Федеральном перечне № 428.
Слайд 11
Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Русское слово, 2013. http://www.chitalkino.ru/borodina-a-v/ Скачать электронный вариант Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: 4 класс. Программа. ( ОРКиСЭ ) – М.: Русское слово, 2013 . Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: 4 класс. Рабочая программа. ( ОРКиСЭ ) – М.: Русское слово, 2013. Учебные пособия по ОПК
nsportal.ru
Рабочая программа (4 класс) по теме: Рабочая программа по Основам православной культуры 4 класс.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
Утверждаю Согласовано
директор МКОУ Зам. диретора
«Кировский лицей» по учебно-воспитательной
работе
______________ ____________
01.09.2012г. 31.08.2012г.
Рабочая программа по Основам православной культуры в 4 классе на 2012-2013 учебный год
Составила: учитель
МКОУ «Кировский лицей»
Верегина О.Е.
Г. Киров 2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы православной культуры» в 4 классе (факультатив) составлена на основании программы А.В.Бородиной «История религиозной культуры».
Составила: Верегина Оксана Евгеньевна, учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей»
Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы протокол № ________ от 31 августа 2012г. Председатель методического объединения учителей начальных классов
_________________
Содержание
Пояснительная записка. 4-6
Структура и содержание учебной дисциплины 7-8
Календарно-тематическое планирование 9-11
Информационное обеспечение обучения 11-12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
Пояснительная записка
к рабочей программе по ОПК,
4 классе , 34 часа
Рабочая программа курса по основам православной культуры для 4 класса разработана на основе 4 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год. 4 раздел программы носит название «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» и предназначен для начальной школы в 4 классе.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 4 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.
Данный курс является одним из модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.
Наше время — время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, — буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
В процессе обучения предмету уделяется внимание краеведению, ставятся следующие задачи:
— дать школьникам знания об истории православного краеведения и ее связи с историей родной земли;
— дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных святынях Калужской земли;
— способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Калужской земли
Цель курса:
Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православия, как культурообразующей религии России.
— духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
Задачи курса:
Сформировать знания обучающихся о православии, как культурообразующей религии России.
Дать понятие о почитаемых святых Русской земли.
Познакомить с православным церковным искусством.
Воспитание патриотизма;
5. Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.
6. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.
7. Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
Методы обучения:
— иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;
— беседа с закреплением материала в творческих работах;
— короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
— чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;
— анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
— работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
— знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
— знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
— использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
— уметь выделять особенности русской православной культуры;
— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Структура и содержание учебной дисциплины
Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.
Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения. День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.
Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.
Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.
Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.
Легенда о граде Китеже. Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
Нормативно – правовая база:
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г (с изменениями и дополнениями).
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
Государственный стандарт общего образования;
Региональный компонент государственного стандарта общего образования.
Концепция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» в 4 Б классе
на 2012-2013учебный год.
(34 часа 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
1 | Тема 1. Культура — всеобщее достояние Драгоценное и неделимое наследство |
2 | Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей |
3 | Величайшее сокровище – русский язык |
4 | Тема 2. Как Русь стала православной Посещение русских земель первым апостолом |
5 | Почитание на Руси Андрея Первозванного |
6 | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий |
7 | Восточные славяне до принятия христианства |
8 | Святая равноапостольная княгиня Ольга |
9 | Святой равноапостольный князь Владимир |
10 | Святой равноапостольный князь Владимир |
11 | Крещение Руси |
12 | Тема 3. Православие и Российское государство Русская православная церковь |
13 | Что такое церковь |
14 | Государственная и культурообоазующая религия России |
15 | Государственный герб России |
17 | Тема 4 . Православный храм Как устроен храм |
18 | Икона и иконостас |
19 | Тема 5. О православном богослужении Таинства Православной церкви |
20 | Как возникло богослужение |
21 | Богослужение в православной церкви |
22 | Молитва в русской культуре |
23 | Тема 6. О церковных колоколах Какие бывают колокола? |
24 | Откуда пришли колокола? |
25 | О колокололитейном искусстве |
26 | О чем поют колокола |
27 | Тема 7. За монастырскими стенами О монашеском подвиге |
28 | Монастыри-стражи духовности и земли Русской |
29 | Тема 8. Дом и семья в Русской культуре Дом и семья в православной традиции |
30 | Святые образы семейного благочестия |
31 | О семейной святости святой Императорской семьи |
32 | Тема 9. Русь Святая Дом Богородицы |
33 | Защитница земли Русской |
34 | Повторение пройденного за год |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
Справочная литература
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
начальной школы
1. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.
3. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.
4. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.
5. Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.
6. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.
17. Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.
18. Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
21. Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.
22. Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.
23. Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.
24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.
25. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.
26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
28. Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.
29. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.
30. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.
31. Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.
32. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.
33. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.
34. Современное православное богослужение. — СПб., 1996.
35. Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.
36. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.
37. Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.
38. Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.
39. Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.
40. Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы контроля и оценки результатов обучения |
— уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России; — использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач; — уметь выделять особенности русской православной культуры; — объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру. | Тесты Фронтальный контроль |
Знать: основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира; | Практические и самостоятельные работы |
Знать: содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения; |
|
nsportal.ru
Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс)
Программа курса
«Основы православной культуры»
к учебнику А.В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
для 4 класса общеобразовательных учреждений
34 часа
Тема 1. Россия – наша Родина (2 ч.)
Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России.
Тема 2. Православная духовная традиция (1 ч.)
Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России.
Тема 3. Что такое христианство? (1 ч.)
Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть». Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви.
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч.)
Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч.)
Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч.)
Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла.
Тема 7. Во в что верят православные христиане? (1 ч.)
Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч.)
Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч.)
Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний?
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч.)
Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч.)
Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч.)
Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина.
Тема 13. Защита Отечества (1 ч)
Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца.
Тема 14. Десять заповедей Бога (1 ч.)
Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества.
Тема 15. Заповеди блаженств (1 ч.)
Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.
Тема 16. Православие в России (1 ч.)
Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 17. Православный храм и другие святыни (1 ч.)
Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш». Иисусова молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм, крест (1 ч)
Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма.
Тема 24. Символический язык православной культуры: икона, фреска, картина (1 ч)
Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие.
Тема 28. Православный календарь (1 ч.)
Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч.)
Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
globuss24.ru
Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс)
Программа курса
«Основы православной культуры»
к учебнику А.В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
для 4 класса общеобразовательных учреждений
34 часа
Тема 1. Россия – наша Родина (2 ч.)
Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России.
Тема 2. Православная духовная традиция (1 ч.)
Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России.
Тема 3. Что такое христианство? (1 ч.)
Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть». Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви.
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч.)
Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч.)
Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч.)
Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла.
Тема 7. Во в что верят православные христиане? (1 ч.)
Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч.)
Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч.)
Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний?
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч.)
Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч.)
Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч.)
Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина.
Тема 13. Защита Отечества (1 ч)
Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца.
Тема 14. Десять заповедей Бога (1 ч.)
Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества.
Тема 15. Заповеди блаженств (1 ч.)
Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.
Тема 16. Православие в России (1 ч.)
Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 17. Православный храм и другие святыни (1 ч.)
Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш». Иисусова молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм, крест (1 ч)
Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма.
Тема 24. Символический язык православной культуры: икона, фреска, картина (1 ч)
Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие.
Тема 28. Православный календарь (1 ч.)
Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч.)
Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
doc4web.ru
Бородина, Алла Валентиновна. Методическое пособие к учебнику А. В. Бородиной Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бородина.Бородина Алла Валентиновна — кандидат культурологии, педагог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий.
Член Президиума центрального совета движения «Народный собор». Президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры». Член Союза писателей России.
Тема кандидатской диссертации (2001): Византизм как фактор формирования русской культуры.
Учебник «Основы православной культуры»
Бородина получила известность, как автор хронологически первого учебника по курсу «Основы православной культуры». Учебник вышел в 2002 году и вызвал значительный резонанс в обществе и неоднозначные оценки. Согласно заключению экспертизы Отдела религиозного образования Русской православной церкви,
учебник выполнен на достаточно высоком культурном и методическом уровне, безукоризненно выдержан в культурологическом ключе, авторами привлечен богатый исторический материал, дано осмысление воздействия православной веры на формирование русской культуры, показано духовное и нравственное значение Православия для дальнейшего ее развития. <…> Таких книг в настоящее время очень недостает и данную разработку вполне можно рекомендовать для всех общеобразовательных школ России в качестве учебника[1].
Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н. В. Шабуров в своём отзыве высказал мнение, что учебник «содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни»[2]. Доктор юридических наук, профессор М. Н. Кузнецов и доктор филологических наук, профессор В. Ю. Троицкий опубликовали отзыв на экспертное заключение Н. В. Шабурова, отметив ошибки и указав, что Н. В. Шабуров «в своем экспертном заключении намеренно или из-за своей некомпетентности исказил исторические факты, „подогнав“ их под нужный ему результат — обнаружить несуществующие в учебнике А. В. Бородиной „Основы православной культуры“ положения, возбуждающие религиозную вражду»[3].
Некоторые авторы утверждают, что в учебнике содержатся конфессиональные и националистические идеи. По их мнению, в учебнике отождествляются понятия «русский» и «православный»; задеваются некие «новые жители» (читай: неправославные) России, которые «не всегда так же благородно, как русские, ведут себя на территории традиционно православного государства» (с. 13)[4]. Также в учебнике говорится, что «для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать ее, восторгаться, оценивать ее художественные достоинства» (с. 193). Секретарь правления Союза писателей России А. Б. Дорин, активный сторонник введения курса, в выступлении на пресс-конференции «Основы православной культуры — концепция жизни и творчества» заявил[5], что «Достоевский… сформулировал: „Русский — это православный“. Вот и все! Нет короче формулы! Здесь все настолько ясно! Что вот этой точкой… опоры был Федор Михайлович. Отсюда возникло деяние Аллы Валентиновны [Бородиной].»
Учебник Бородиной критиковался со стороны некоторых священников, не принадлежащих каноническим церковным юрисдикциям. Яков Кротов[6] отметил, что автор учебника
обличает религии, верования которых не разделяет… Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков… содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий… приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из желтой прессы… взгляд [на «гостей» русского народа] противоречит и основам христианской веры… национализм «базарного типа»… классическая антисемитская тирада… не освещена история русской христианской мысли…
Учебник Бородиной был несколько отредактирован и в таком виде опубликован во второй редакции в 2003 году, хотя автор оставила в сохранности фрагменты, вызывавшие наибольшие протесты[7]. Сама А. В. Бородина высказалась по этому поводу следующим образом:
<…> А потом пытались представить так, будто я немного исправила учебник. Неправда! Я могу работать над текстом, но того, что требует ксенофобская кампания, никогда не будет. Не исправила и не исправлю! Православие — это традиция веры, данной миру Спасителем через его учеников и других очевидцев Искупления и Воскресения. Курс «Основы православной культуры» рассказывает об этой традиции и ее воплощении в разных формах важнейшего феномена человеческого бытия — культуре. Ни факты, ни догматы исправлению не подлежат! На то они и основы, чтобы не быть измененными. Даже если все либеральные шоумены-богословы открыто объединятся с ксенофобами, желающими реформировать православие образовательными средствами, и с разработчиками разных других курсов, на первый взгляд близких по названию, и изменят все, на что имеют право, курс, который разрабатываю я, — «Основы православной культуры» — сохранит свою концепцию, верную православной традиции. Основы останутся основами[8].
Учебник А. В. Бородиной был одобрен Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московского Патриархата[9], но не получил грифа Министерства образования Российской Федерации и не может быть использован в общеобразовательном процессе[10].
Публикации[11]
Учебники
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса . — Изд. 1-е, 2-е, 3-е, 4-е. — М., 2005, 2006, 2007, 2008.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2004, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Рабочая тетрадь. — Изд. 1-е, 2-е. — М., 2004, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр.,3-е, испр. — М., 2006, 2007, 2008.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2007.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. — М., 2008.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культуро- образующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр., 3-е. — М., 2004, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культуро- образующая религия России. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. — М., 2008.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования. — Изд. 1-5-е. — М., 2002, 2003, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие для 7 класса. — М., 2008.
Пособия для учителей
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е испр. и доп. — М., 2007.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса. — М., 2001.
- Бородина А. В. Концепция религиозно-познавательного историко-культуроло- гического образования. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2009.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. — Изд. 2-е, испр. — М., 2007.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 кл. Пособие для учителей. — Изд. 1-е, 2-е испр. — М., 2005, 2007.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 кл. Пособие для учителей. — Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. — М., 2006, 2007.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Пособие для учителей. — М., 2007.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. — Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. — М., 2006, 2007.
Демонстрационные пособия для работы в классе
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1-4 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — Изд. 1-е, 2-е, — М.: Экзамен, Спектр, 2007, 2008.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — М.: Экзамен, Спектр,2008.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10-11 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — М.: Экзамен, Спектр, 2008.
Пособия для детей дошкольного возраста
- Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. — Изд. 1-е, 2-е, испр. и доп. — М., 1997, 2007.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для детей дошкольного возраста. — Изд. 1-е, 2-е. — М., 2006, 2008.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. — Изд. 1-е, 2-е. — М., 2006, 2008.
- Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 1. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2006, 2007.
- Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 2. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2006, 2008.
Справочная литература
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — М., 2008.
Пособия по отдельным темам русской культуры и литературы
- Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. — М., 2007.
- Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. — Изд. 1-е, 2-е, — М., 2006, 2009.
- Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. — Изд. 1-е, 2-е, — М., 2006, 2007.
- Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2006, 2007.
- Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. — М., 2004.
- Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. — Изд. 1-е, 2-е, — М., 2006.
- Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского нацио- нального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). — М.: Чистые пруды, 2006.
- Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). — М.: Чистые пруды, 2005.
Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов
- Бородина А. В. Беречь истину. // Русская история. — 2009. — № 2 (4) — С. 62.
- Бородина А. В. Величайшее сокровище. // Российский писатель. — 2004. — № 1 (76) — С. 1-2.
- Бородина А. В. Встреча. // Российский писатель. — № 24 (75) декабрь 2003. — С. 4.
- Бородина А. В. Главная на сегодня задача — воспитать, раскрыть и защитить личность! // Народный собор. — 2007. — № 2. — С. 1-2.
- Бородина А. В. Иконостас. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 10-11.
- Бородина А. В. Икона и картина. // Искусство. — 2009. — № 5 (413). — С. 14-17.
- Бородина А. В. Исаакиевский собор. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 18-19.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 28 ноября. — № 48. — С. 6.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Методология курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 19 декабря. — № 51. — С. 6.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 21 ноября. — № 47. — С. 1, 6.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 5 декабря. — № 49. — С. 6.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса. // Библиотечка журнала «Вестник образования». — 2004. — № 6.
- Бородина А. В. Княжеская архитектура. // Искусство. — 2006. — № 6 (342). — С. 5-6.
- Бородина А. В. Кирилло-Белозерский монастырь. // Искусство. — 2009. — № 7 (425). — С. 16-17.
- Бородина А. В. Концепция развития русской школы по модели непрерывного многопрофильного образования. // Сборник «Славянская культура — образованию». — М.: АПКиПРО МО РФ, 2000. — С. 187—192.
- Бородина А. В. Курс «Основы православной культуры» и будущее России. // Дух христианина. — 2006. — № 5 (23). — С. 1,4.
- Бородина А. В. Курс «Основы православной культуры» как механизм социализации молодёжи. // Основы православной культуры в системе образования. Материалы секции XIV Международных Рождественских Образовательных Чтений. — М., 2006. — 14-18.
- Бородина А. В. Материалы к уроку. // Искусство. — № 6 (342), 16-31 марта, 2006. — С. 7.
- Бородина А. В. О возвращении к истокам духовности. // Вторые Арзамасские соборные встречи: Историко-краеведческий семинар. Материалы. — Арзамас: Арзамасский педагогический институт им. А. П. Гайдара, 2004. — С. 250—253.
- Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. — 2005. — № 1. — С. 47-63.
- Бородина А. В. О задачах и опыте преподавания школьного курса «История религиозной культуры». // Исторический вестник. — М.-Воронеж, 2001. — № 13-14. — С. 524—528.
- Бородина А. В. О задачах и опыте преподавания школьного курса «История религиозной культуры». // Православие и культура этноса. Международный научный симпозиум 9-13 октября 2000 года, г. Москва. Тезисы докладов. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, Ассоциация этнографов и антропологов России, 2000. — С. 194—195.
- Бородина А. В. Основы религиозной культуры. // Духовные истоки воспитания. Альманах. — 2002. — № 1. — С. 97-114.
- Бородина А. В. Отчёт о выполнении проекта «Религиоведческое образование в государственной школе». // Образование. — 2005. — № 1. — С. 47-63.
- Бородина А. В. Православие — культурообразующая религия России. // Школьная газета, Моск. обл. — 2005. — № 10. — С. 3-4.
- Бородина А. В. Представления о грехе и добродетели. // Дух христианина — 2005. — 14 декабря. — № 1. — С. 14.
- Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 28 ноября. — № 48. — С. 8.
- Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 5 декабря. — № 49. — С. 1, 8.
- Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 12 декабря. — № 50. — С. 1, 8.
- Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 19 декабря. — № 51. — С. 8.
- Бородина А. В. Религиозная культура в Русской школе. // Этносфера — М., 2000. — № 9. — С. 10-12.
- Бородина А. В. Саввино-Сторожевский монастырь. // Искусство. — 2009. — № 17 (425). — С. 18-19.
- Бородина А. В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. // Искусство. — 2009. — № 17 (425). — С. 10-12.
- Бородина А. В. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. // Искусство. — 2009. — № 17 (425). — С. 13-15.
- Бородина А. В. Семье России посвящается. // Образование. — 2004. — № 12. — С. 14-20.
- Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 14-15.
- Бородина А. В. Уроки религии в школе — норма светского государства. // Человек и закон. — 2009. — № 2. — С. 76-82.
- Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 16-17.
- Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 12.
Награды
Примечания
dic.academic.ru
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник, А. В. Бородина
Автор: А. В. Бородина
Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2
Страниц: 192
Год издания: 2014
Язык: Русский
Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) и обязательному минимуму содержания образования по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для начальной школы. В учебно-методический комплект «Основы православной культуры» А.В.Бородиной входят программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, пособие для учителей и мультимедиа-сопровождение. В качестве наглядного пособия используется комплект демонстрационных материалов А.В.Бородиной «История религиозной культуры: основы православной культуры. 1—4 классы» (Альбом учебный из 12 листов).
Отзывы
Иван, Махачкала, 23.07.2017Давно искал журналы и пособия по электрике и не мог найти нормальных сайтов, где можно было бы скачивать в электронном формате, без долгой регистрации, смс-подтверждений и ожидания очереди «на скачку». В конце концов, после долгих поисков набрел на этот сайт в поисках «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник» и теперь качаю здесь литературу постоянно. Тарас, Астрахань, 12.05.2017
На этот ресурс попал совершенно случайно. Был поражен быстроте и функциональности. Удобная процедура поиска позволяет быстро получить доступ той информации, которая необходима для работы или досуга. Несмотря на массу подобных сервисов в сети, очень сложно найти такой, который будет импонировать пользователю. В данном случае все мои требования удовлетворены.
Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:
Часто задаваемые вопросы
1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как
на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться
и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF,
а для смартфона — EPUB.
2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.
3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com
apusbook.info