cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

4 класс а в бородина основы православной культуры – Презентация к УМК А.В. Бородиной «Основы Православной Культуры и Светской Этики » ( ОПК)

Содержание

Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс)

Здесь Вы можете скачать Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс) для предмета : ОРКСЭ. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Программа курса

«Основы православной культуры»

к учебнику А.В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

для 4 класса общеобразовательных учреждений

34 часа

Тема 1. Россия – наша Родина (2 ч.)

Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России.

Тема 2. Православная духовная традиция (1 ч.)

Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России.

Тема 3. Что такое христианство? (1 ч.)

Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть». Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви.

Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч.)

Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

Тема 5. Культура и религия (1 ч.)

Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога.

Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч.)

Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла.

Тема 7. Во в что верят православные христиане? (1 ч.)

Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч.)

Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас.

Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч.)

Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний?

Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч.)

Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца.

Тема 11. Отношение к труду (1 ч.)

Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа.

Тема 12. Долг и ответственность (1 ч.)

Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина.

Тема 13. Защита Отечества (1 ч)

Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца.

Тема 14. Десять заповедей Бога (1 ч.)

Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества.

Тема 15. Заповеди блаженств (1 ч.)

Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.

Тема 16. Православие в России (1 ч.)

Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 17. Православный храм и другие святыни (1 ч.)

Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых.

Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)

Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства.

Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)

Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы.

Тема 20. Молитва (1 ч)

Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш». Иисусова молитва.

Тема 21. Православные монастыри (1 ч)

Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу.

Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)

Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 23. Символический язык православной культуры: храм, крест (1 ч)

Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма.

Тема 24. Символический язык православной культуры: икона, фреска, картина (1 ч)

Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.

Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)

Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие.

Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)

Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры.

Тема 27. Православные праздники (1 ч)

Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие.

Тема 28. Православный календарь (1 ч.)

Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники.

Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч.)

Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

docbase.org

Презентация к уроку (4 класс) на тему: Авторский курс «Основы православной культуры»А.В. Бородиной

Слайд 1

А.В.Бородина Учебный курс «Основы православной культуры» Веретенникова И.П, МБОУ СШ г. Горбатов http://www.orthodoxopk.ru/borodina-a-v.html

Слайд 2

Педагог, культуролог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры» и около сорока других учебно-методических пособий, кандидат культурологии . Президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры». Член Президиума Центрального Совета Международного Общественного объединения «Народный собор». Член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого. Алла Валентиновна Бородина

Слайд 3

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Курса для светских общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» Изучается в рамках образовательной программы школы: Не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере, Не включает обряды, таинства. Сохраняется светский характер образования. Включает: обучение, воспитание, развитие школьника. Обучение включает знания об истории формирования православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании и т. д. Воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т. д., Развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры.

Слайд 4

Цель курса «Основы православной культуры», как и всего комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», — формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи учебного курса: дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его обычаях, традициях; сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры; показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры; развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении в дальнейшем, на ступени основной школы, гуманитарных учебных предметов; развивать способности младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 5

Результаты освоения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (второго поколения) преподавание учебного курса «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» ориентировано на получение следующих результатов. Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества; Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; и т.д.

Слайд 6

Метапредметные результаты: Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления; Освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера; Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата; Формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха; и т.д.

Слайд 7

Предметные результаты: Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве ; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; Формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России; Формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности; и т.д.

Слайд 8

Содержание курса Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 , включает следующие темы : Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Содержание охватывает 29 тем, 4 урока отводится в качестве дополнительного времени для изучения учебного материала по темам, 1 – на итоговое занятие.

Слайд 9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: Учебник 4 класса. ( ОРКиСЭ ) – М.: Русское слово, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки России. Допущено ОРОиК РПЦ №12-029-021, Допущено ИС 13-301-0080. В Федеральном перечне № 428.

Слайд 11

Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Русское слово, 2013. http://www.chitalkino.ru/borodina-a-v/ Скачать электронный вариант Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: 4 класс. Программа. ( ОРКиСЭ ) – М.: Русское слово, 2013 . Бородина А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: 4 класс. Рабочая программа. ( ОРКиСЭ ) – М.: Русское слово, 2013. Учебные пособия по ОПК

nsportal.ru

Рабочая программа (4 класс) по теме: Рабочая программа по Основам православной культуры 4 класс.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

    Утверждаю                                                                                                 Согласовано

 директор МКОУ                                                                               Зам. диретора 

 «Кировский лицей»                                                     по учебно-воспитательной

                                                                                                            работе

______________                                                                             ____________

         01.09.2012г.                                                                                31.08.2012г.

Рабочая программа по Основам православной культуры в 4 классе на 2012-2013 учебный год

     

                                                                   Составила: учитель

                                                        МКОУ «Кировский лицей»

                                                                   Верегина О.Е.

                                                        Г. Киров 2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы православной культуры» в 4 классе (факультатив) составлена на основании программы А.В.Бородиной «История религиозной культуры».

Составила: Верегина Оксана Евгеньевна, учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей»

Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы протокол № ________ от 31 августа 2012г. Председатель методического объединения учителей начальных классов

 _________________

Содержание

Пояснительная записка.                                                          4-6

 Структура и содержание учебной дисциплины                                7-8

Календарно-тематическое планирование                                         9-11

Информационное обеспечение  обучения                                           11-12                        

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины      13

Пояснительная записка

к рабочей программе по ОПК,

4 классе , 34 часа

          Рабочая программа курса по основам православной культуры для 4 класса разработана на основе 4 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год. 4 раздел программы носит название «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» и предназначен для начальной  школы в 4 классе.

      Рабочая программа   рассчитана на  34 часа в 4  классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.

        Данный курс является одним из  модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается  федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.

Наше время — время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, — буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.

Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.

Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.

В процессе обучения предмету уделяется внимание краеведению,  ставятся следующие задачи: 
— дать школьникам знания об истории православного  краеведения и ее связи с историей родной земли;
— дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных святынях Калужской земли;
— способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Калужской земли

Цель курса:

Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православия, как культурообразующей религии России.

— духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

Задачи курса:

Сформировать знания обучающихся о православии, как культурообразующей религии России.

Дать понятие о почитаемых святых Русской земли.

Познакомить с православным церковным искусством.

Воспитание патриотизма;

    5.   Формирование представления о культурном и историческом     единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.

    6.  Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    7.   Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.

Используемая учебно-методическая  литература:

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Методы обучения:

— иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

— беседа с закреплением материала в творческих работах;

— короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

— чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;

— анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

— работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

— знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

— знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

— уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

— использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

— уметь выделять особенности русской православной культуры;

— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.

Структура и содержание учебной дисциплины        

Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.  День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.

Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже. Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

Нормативно – правовая база:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г (с изменениями и дополнениями).

Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Государственный стандарт общего образования;

Региональный компонент государственного стандарта общего образования.

Концепция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» в  4 Б классе

на 2012-2013учебный год.

(34 часа 1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Дата проведения

1

Тема 1. Культура — всеобщее достояние

Драгоценное и неделимое наследство

2

Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей

3

Величайшее сокровище – русский язык

4

Тема 2. Как Русь стала православной

Посещение русских земель первым апостолом

5

Почитание на Руси Андрея Первозванного

6

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

7

Восточные славяне до принятия христианства

8

Святая равноапостольная княгиня Ольга

9

Святой равноапостольный князь Владимир

10

Святой равноапостольный князь Владимир

11

Крещение Руси

12

Тема 3. Православие и Российское государство

Русская православная церковь

13

Что такое церковь

14

Государственная и культурообоазующая религия России

15

Государственный герб России

17

Тема 4 . Православный храм

Как устроен храм

18

Икона и иконостас

19

Тема 5. О православном богослужении

Таинства Православной церкви

20

Как возникло богослужение

21

Богослужение  в православной церкви

22

Молитва в русской культуре

23

Тема 6. О церковных колоколах

Какие бывают колокола?

24

Откуда пришли колокола?

25

О колокололитейном искусстве

26

О чем поют колокола

27

Тема 7. За монастырскими стенами

О монашеском подвиге

28

Монастыри-стражи духовности и земли Русской

29

Тема 8. Дом и семья в Русской культуре

Дом и семья в православной традиции

30

Святые образы семейного благочестия

31

О семейной святости святой Императорской семьи

32

Тема 9. Русь Святая

Дом Богородицы

33

Защитница земли Русской

34

Повторение пройденного за год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Справочная литература

5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

Демонстрационные пособия для работы в классе

6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

начальной школы

1.        Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.

3.        Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

4.        Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.

5.        Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

6.        Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.

17.        Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.

18.        Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

21.        Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.

22.        Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.

23.        Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.

24.        Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

25.        Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.

26.        Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

28.        Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

29.        Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.

30.        Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.

31.        Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.

32.        Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.

33.        Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.

34.        Современное православное богослужение. — СПб., 1996.

35.        Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.

36.        Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.

37.        Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.

38.        Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.

39.        Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.

40.        Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы контроля и оценки результатов обучения

 — уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

— использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

— уметь выделять особенности русской православной культуры;

— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.

Тесты

Фронтальный контроль

Знать: основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

 Практические  и самостоятельные работы

Знать: содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 

nsportal.ru

Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс)

Программа курса

«Основы православной культуры»

к учебнику А.В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

для 4 класса общеобразовательных учреждений

34 часа

Тема 1. Россия – наша Родина (2 ч.)

Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России.

Тема 2. Православная духовная традиция (1 ч.)

Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России.

Тема 3. Что такое христианство? (1 ч.)

Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть». Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви.

Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч.)

Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

Тема 5. Культура и религия (1 ч.)

Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога.

Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч.)

Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла.

Тема 7. Во в что верят православные христиане? (1 ч.)

Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч.)

Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас.

Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч.)

Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний?

Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч.)

Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца.

Тема 11. Отношение к труду (1 ч.)

Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа.

Тема 12. Долг и ответственность (1 ч.)

Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина.

Тема 13. Защита Отечества (1 ч)

Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца.

Тема 14. Десять заповедей Бога (1 ч.)

Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества.

Тема 15. Заповеди блаженств (1 ч.)

Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.

Тема 16. Православие в России (1 ч.)

Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 17. Православный храм и другие святыни (1 ч.)

Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых.

Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)

Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства.

Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)

Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы.

Тема 20. Молитва (1 ч)

Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш». Иисусова молитва.

Тема 21. Православные монастыри (1 ч)

Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу.

Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)

Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 23. Символический язык православной культуры: храм, крест (1 ч)

Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма.

Тема 24. Символический язык православной культуры: икона, фреска, картина (1 ч)

Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.

Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)

Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие.

Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)

Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры.

Тема 27. Православные праздники (1 ч)

Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие.

Тема 28. Православный календарь (1 ч.)

Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники.

Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч.)

Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

globuss24.ru

Программа. Основы православной культуры. А.В.Бородина (4 класс)

Программа курса

«Основы православной культуры»

к учебнику А.В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

для 4 класса общеобразовательных учреждений

34 часа

Тема 1. Россия – наша Родина (2 ч.)

Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России.

Тема 2. Православная духовная традиция (1 ч.)

Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России.

Тема 3. Что такое христианство? (1 ч.)

Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть». Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви.

Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч.)

Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

Тема 5. Культура и религия (1 ч.)

Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога.

Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч.)

Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла.

Тема 7. Во в что верят православные христиане? (1 ч.)

Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч.)

Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас.

Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч.)

Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний?

Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч.)

Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца.

Тема 11. Отношение к труду (1 ч.)

Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа.

Тема 12. Долг и ответственность (1 ч.)

Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина.

Тема 13. Защита Отечества (1 ч)

Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца.

Тема 14. Десять заповедей Бога (1 ч.)

Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества.

Тема 15. Заповеди блаженств (1 ч.)

Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.

Тема 16. Православие в России (1 ч.)

Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 17. Православный храм и другие святыни (1 ч.)

Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых.

Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)

Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства.

Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)

Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы.

Тема 20. Молитва (1 ч)

Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш». Иисусова молитва.

Тема 21. Православные монастыри (1 ч)

Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу.

Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)

Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 23. Символический язык православной культуры: храм, крест (1 ч)

Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма.

Тема 24. Символический язык православной культуры: икона, фреска, картина (1 ч)

Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.

Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)

Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие.

Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)

Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры.

Тема 27. Православные праздники (1 ч)

Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие.

Тема 28. Православный календарь (1 ч.)

Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники.

Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч.)

Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

doc4web.ru

Бородина, Алла Валентиновна. Методическое пособие к учебнику А. В. Бородиной Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бородина.

Бородина Алла Валентиновна — кандидат культурологии, педагог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий.

Член Президиума центрального совета движения «Народный собор». Президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры». Член Союза писателей России.

Тема кандидатской диссертации (2001): Византизм как фактор формирования русской культуры.

Учебник «Основы православной культуры»

Бородина получила известность, как автор хронологически первого учебника по курсу «Основы православной культуры». Учебник вышел в 2002 году и вызвал значительный резонанс в обществе и неоднозначные оценки. Согласно заключению экспертизы Отдела религиозного образования Русской православной церкви,

учебник выполнен на достаточно высоком культурном и методическом уровне, безукоризненно выдержан в культурологическом ключе, авторами привлечен богатый исторический материал, дано осмысление воздействия православной веры на формирование русской культуры, показано духовное и нравственное значение Православия для дальнейшего ее развития. <…> Таких книг в настоящее время очень недостает и данную разработку вполне можно рекомендовать для всех общеобразовательных школ России в качестве учебника[1].

Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н. В. Шабуров в своём отзыве высказал мнение, что учебник «содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни»[2]. Доктор юридических наук, профессор М. Н. Кузнецов и доктор филологических наук, профессор В. Ю. Троицкий опубликовали отзыв на экспертное заключение Н. В. Шабурова, отметив ошибки и указав, что Н. В. Шабуров «в своем экспертном заключении намеренно или из-за своей некомпетентности исказил исторические факты, „подогнав“ их под нужный ему результат — обнаружить несуществующие в учебнике А. В. Бородиной „Основы православной культуры“ положения, возбуждающие религиозную вражду»[3].

Некоторые авторы утверждают, что в учебнике содержатся конфессиональные и националистические идеи. По их мнению, в учебнике отождествляются понятия «русский» и «православный»; задеваются некие «новые жители» (читай: неправославные) России, которые «не всегда так же благородно, как русские, ведут себя на территории традиционно православного государства» (с. 13)[4]. Также в учебнике говорится, что «для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать ее, восторгаться, оценивать ее художественные достоинства» (с. 193). Секретарь правления Союза писателей России А. Б. Дорин, активный сторонник введения курса, в выступлении на пресс-конференции «Основы православной культуры — концепция жизни и творчества» заявил[5], что «Достоевский… сформулировал: „Русский — это православный“. Вот и все! Нет короче формулы! Здесь все настолько ясно! Что вот этой точкой… опоры был Федор Михайлович. Отсюда возникло деяние Аллы Валентиновны [Бородиной].»

Учебник Бородиной критиковался со стороны некоторых священников, не принадлежащих каноническим церковным юрисдикциям. Яков Кротов[6] отметил, что автор учебника

обличает религии, верования которых не разделяет… Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков… содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий… приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из желтой прессы… взгляд [на «гостей» русского народа] противоречит и основам христианской веры… национализм «базарного типа»… классическая антисемитская тирада… не освещена история русской христианской мысли…

Учебник Бородиной был несколько отредактирован и в таком виде опубликован во второй редакции в 2003 году, хотя автор оставила в сохранности фрагменты, вызывавшие наибольшие протесты[7]. Сама А. В. Бородина высказалась по этому поводу следующим образом:

<…> А потом пытались представить так, будто я немного исправила учебник. Неправда! Я могу работать над текстом, но того, что требует ксенофобская кампания, никогда не будет. Не исправила и не исправлю! Православие — это традиция веры, данной миру Спасителем через его учеников и других очевидцев Искупления и Воскресения. Курс «Основы православной культуры» рассказывает об этой традиции и ее воплощении в разных формах важнейшего феномена человеческого бытия — культуре. Ни факты, ни догматы исправлению не подлежат! На то они и основы, чтобы не быть измененными. Даже если все либеральные шоумены-богословы открыто объединятся с ксенофобами, желающими реформировать православие образовательными средствами, и с разработчиками разных других курсов, на первый взгляд близких по названию, и изменят все, на что имеют право, курс, который разрабатываю я, — «Основы православной культуры» — сохранит свою концепцию, верную православной традиции. Основы останутся основами[8].

Учебник А. В. Бородиной был одобрен Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московского Патриархата[9], но не получил грифа Министерства образования Российской Федерации и не может быть использован в общеобразовательном процессе[10].

Публикации[11]

Учебники

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса . — Изд. 1-е, 2-е, 3-е, 4-е. — М., 2005, 2006, 2007, 2008.
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2004, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.
  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Рабочая тетрадь. — Изд. 1-е, 2-е. — М., 2004, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.
  4. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр.,3-е, испр. — М., 2006, 2007, 2008.
  5. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2007.
  6. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. — М., 2008.
  7. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культуро- образующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса. — Изд. 1-е, 2-е, испр., 3-е. — М., 2004, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
  8. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие — культуро- образующая религия России. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. — М., 2008.
  9. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования. — Изд. 1-5-е. — М., 2002, 2003, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.
  10. Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие для 7 класса. — М., 2008.

Пособия для учителей

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е испр. и доп. — М., 2007.
  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса. — М., 2001.
  3. Бородина А. В. Концепция религиозно-познавательного историко-культуроло- гического образования. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2009.
  4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. — Изд. 2-е, испр. — М., 2007.
  5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 кл. Пособие для учителей. — Изд. 1-е, 2-е испр. — М., 2005, 2007.
  6. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 кл. Пособие для учителей. — Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. — М., 2006, 2007.
  7. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Пособие для учителей. — М., 2007.
  8. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. — Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. — М., 2006, 2007.

Демонстрационные пособия для работы в классе

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1-4 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — Изд. 1-е, 2-е, — М.: Экзамен, Спектр, 2007, 2008.
  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — М.: Экзамен, Спектр,2008.
  3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10-11 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — М.: Экзамен, Спектр, 2008.

Пособия для детей дошкольного возраста

  1. Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. — Изд. 1-е, 2-е, испр. и доп. — М., 1997, 2007.
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для детей дошкольного возраста. — Изд. 1-е, 2-е. — М., 2006, 2008.
  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. — Изд. 1-е, 2-е. — М., 2006, 2008.
  4. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 1. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2006, 2007.
  5. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 2. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2006, 2008.

Справочная литература

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — М., 2008.

Пособия по отдельным темам русской культуры и литературы

  1. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. — М., 2007.
  2. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. — Изд. 1-е, 2-е, — М., 2006, 2009.
  3. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. — Изд. 1-е, 2-е, — М., 2006, 2007.
  4. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М., 2006, 2007.
  5. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. — М., 2004.
  6. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. — Изд. 1-е, 2-е, — М., 2006.
  7. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского нацио- нального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). — М.: Чистые пруды, 2006.
  8. Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). — М.: Чистые пруды, 2005.

Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов

  1. Бородина А. В. Беречь истину. // Русская история. — 2009. — № 2 (4) — С. 62.
  2. Бородина А. В. Величайшее сокровище. // Российский писатель. — 2004. — № 1 (76) — С. 1-2.
  3. Бородина А. В. Встреча. // Российский писатель. — № 24 (75) декабрь 2003. — С. 4.
  4. Бородина А. В. Главная на сегодня задача — воспитать, раскрыть и защитить личность! // Народный собор. — 2007. — № 2. — С. 1-2.
  5. Бородина А. В. Иконостас. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 10-11.
  6. Бородина А. В. Икона и картина. // Искусство. — 2009. — № 5 (413). — С. 14-17.
  7. Бородина А. В. Исаакиевский собор. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 18-19.
  8. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 28 ноября. — № 48. — С. 6.
  9. Бородина А. В. История религиозной культуры: Методология курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 19 декабря. — № 51. — С. 6.
  10. Бородина А. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 21 ноября. — № 47. — С. 1, 6.
  11. Бородина А. В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 5 декабря. — № 49. — С. 6.
  12. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса. // Библиотечка журнала «Вестник образования». — 2004. — № 6.
  13. Бородина А. В. Княжеская архитектура. // Искусство. — 2006. — № 6 (342). — С. 5-6.
  14. Бородина А. В. Кирилло-Белозерский монастырь. // Искусство. — 2009. — № 7 (425). — С. 16-17.
  15. Бородина А. В. Концепция развития русской школы по модели непрерывного многопрофильного образования. // Сборник «Славянская культура — образованию». — М.: АПКиПРО МО РФ, 2000. — С. 187—192.
  16. Бородина А. В. Курс «Основы православной культуры» и будущее России. // Дух христианина. — 2006. — № 5 (23). — С. 1,4.
  17. Бородина А. В. Курс «Основы православной культуры» как механизм социализации молодёжи. // Основы православной культуры в системе образования. Материалы секции XIV Международных Рождественских Образовательных Чтений. — М., 2006. — 14-18.
  18. Бородина А. В. Материалы к уроку. // Искусство. — № 6 (342), 16-31 марта, 2006. — С. 7.
  19. Бородина А. В. О возвращении к истокам духовности. // Вторые Арзамасские соборные встречи: Историко-краеведческий семинар. Материалы. — Арзамас: Арзамасский педагогический институт им. А. П. Гайдара, 2004. — С. 250—253.
  20. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. — 2005. — № 1. — С. 47-63.
  21. Бородина А. В. О задачах и опыте преподавания школьного курса «История религиозной культуры». // Исторический вестник. — М.-Воронеж, 2001. — № 13-14. — С. 524—528.
  22. Бородина А. В. О задачах и опыте преподавания школьного курса «История религиозной культуры». // Православие и культура этноса. Международный научный симпозиум 9-13 октября 2000 года, г. Москва. Тезисы докладов. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, Ассоциация этнографов и антропологов России, 2000. — С. 194—195.
  23. Бородина А. В. Основы религиозной культуры. // Духовные истоки воспитания. Альманах. — 2002. — № 1. — С. 97-114.
  24. Бородина А. В. Отчёт о выполнении проекта «Религиоведческое образование в государственной школе». // Образование. — 2005. — № 1. — С. 47-63.
  25. Бородина А. В. Православие — культурообразующая религия России. // Школьная газета, Моск. обл. — 2005. — № 10. — С. 3-4.
  26. Бородина А. В. Представления о грехе и добродетели. // Дух христианина — 2005. — 14 декабря. — № 1. — С. 14.
  27. Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 28 ноября. — № 48. — С. 8.
  28. Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 5 декабря. — № 49. — С. 1, 8.
  29. Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 12 декабря. — № 50. — С. 1, 8.
  30. Бородина А. В. Раскол в сознании (продолжение). // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — 2002. — 19 декабря. — № 51. — С. 8.
  31. Бородина А. В. Религиозная культура в Русской школе. // Этносфера — М., 2000. — № 9. — С. 10-12.
  32. Бородина А. В. Саввино-Сторожевский монастырь. // Искусство. — 2009. — № 17 (425). — С. 18-19.
  33. Бородина А. В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. // Искусство. — 2009. — № 17 (425). — С. 10-12.
  34. Бородина А. В. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. // Искусство. — 2009. — № 17 (425). — С. 13-15.
  35. Бородина А. В. Семье России посвящается. // Образование. — 2004. — № 12. — С. 14-20.
  36. Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 14-15.
  37. Бородина А. В. Уроки религии в школе — норма светского государства. // Человек и закон. — 2009. — № 2. — С. 76-82.
  38. Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 16-17.
  39. Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. // Искусство. — 2008. — № 5 (389). — С. 12.

Награды

Примечания

dic.academic.ru

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник, А. В. Бородина

Автор: А. В. Бородина

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 192

Год издания: 2014

Язык: Русский

Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) и обязательному минимуму содержания образования по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для начальной школы. В учебно-методический комплект «Основы православной культуры» А.В.Бородиной входят программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, пособие для учителей и мультимедиа-сопровождение. В качестве наглядного пособия используется комплект демонстрационных материалов А.В.Бородиной «История религиозной культуры: основы православной культуры. 1—4 классы» (Альбом учебный из 12 листов).

Отзывы

Иван, Махачкала, 23.07.2017
Давно искал журналы и пособия по электрике и не мог найти нормальных сайтов, где можно было бы скачивать в электронном формате, без долгой регистрации, смс-подтверждений и ожидания очереди «на скачку». В конце концов, после долгих поисков набрел на этот сайт в поисках «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник» и теперь качаю здесь литературу постоянно. Тарас, Астрахань, 12.05.2017
На этот ресурс попал совершенно случайно. Был поражен быстроте и функциональности. Удобная процедура поиска позволяет быстро получить доступ той информации, которая необходима для работы или досуга. Несмотря на массу подобных сервисов в сети, очень сложно найти такой, который будет импонировать пользователю. В данном случае все мои требования удовлетворены.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:


Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона — EPUB.

2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

apusbook.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *