cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Все правила 3 класса по русскому языку – Картотека по русскому языку (3 класс) на тему: ПРАВИЛА ИЗ УЧЕБНИКА 3 КЛАСС | скачать бесплатно

Памятка правил по русскому языку 3 класс

МБОУ «ПАВЛОВСКАЯ СОШ»

Памятка

правил по русскому языку

3 класс

Автор: учитель начальных классов

Бузова Елена Фёдоровна

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения— из слов.

Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________

Каждое предложение произносится с какой-либо

целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________

Тема текста— это то, о чем говорится в тексте.

Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

__________________________________________________________________

В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены— подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однокоренные слова.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.

Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенос слов:

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мягкий знак

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание

Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________

Состав слова.

Корень это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________

Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________

Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’

Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’

Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’

Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’

Парный звонкий согласный звук

на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________

Правописание безударных гласных в корне слова.

Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс :

по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.

Правописание приставок.

Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)

, вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________

Части речи.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе. Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________

Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________

Дательный кому? Чему?____________________________________________________________

Винительный кого? Что?_____________________________________________________________

Творительного кем? Чем?______________________________________________________________

Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Имя прилагательное

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

от, до, из, без, у, для, около, с

к, по

в, во, на, за, про, через

с, со, за, под, над, между, перед

о, об, в, на, при

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________

Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал? Женский род- что делала? Средний род- что делало? Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________

Как изменяются слова

Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

infourok.ru

Правила русского языка в картинках для 3 класса

Здравствуйте, уважаемые родители!

Многие из вас по достоинству оценили представленный мною ранее материал, а именно правила русского языка для 1-2 классов в памятках.

Кто еще ничего об этом не знает, прошу пройти на эту страницу.

Я решила продолжить доброе дело и сделала для ваших школяров памятки для третьего класса.Помогла мне в этом обучающая программа: «Тренажёр по русскому языку – 3 класс» автор Зеленина и Хохлова.

Правила русского языка в картинках для 3 класса.

В памятках собраны следующие правила русского языка:

• Словосочетание;
• Гласные и согласные звуки;
• Ударение;
• Ударные и безударные гласные;
• Согласные;
• Подлежащее и сказуемое;
• Второстепенные члены предложения;
• Основы и окончания;
• Корень слова;
• Приставки и суффиксы;
• Безударные гласные в корне;
• Парные согласные в корне слова;
• Правописание суффиксов – ИК и ЕК;
• Правописание приставок;
• Предлог и приставка;
• Правописание НЕ с глаголами;
• Разделительный твёрдый знак;
• Непроизносимые согласные;
• Двойные согласные;
• Сложные слова;
• Имя существительное;
• Число имён существительных;
• Род имён существительных;
• Имя прилагательное;
• Число имён прилагательных;
• Род имён прилагательных;
• Глагол;
• Число глаголов;
• Время глаголов;
• Лицо глаголов.

Правила русского языка в картинках  оформлены по 4 на  лист формата А-4. Распечатайте их, заламинируйте и просматривайте каждый день, повторяя правила. Результат не заставит себя долго ждать. Уже в ближайшее время вы заметите, что ваш ребёнок допускает меньше ошибок.

Постепенно все правила русского языка запомнятся, и ваш любимый школьник будет радовать вас только хорошими отметками.

Скачать правила русского языка в картинках в формате pdf, размер – 2,51 Mb — бесплатно, без рекламы

  

Желаю удачи!                                    

 

roditelyam-o-detyah.ru

Правила и упражнения по русскому языку для 3 класса

Тренинги наиболее сложных для правописания и понимания тем русского языка представлены в книге Федоровой Т. (к учебнику Рамзаевой Т.). Задача автора – помочь учителю и родителям в подборе качественного интенсивного материала для обучения третьеклассников.

Пособие содержит правила и упражнения по русскому языку для 3 класса. Книга соответствует общему программному стандарту, поэтому ее можно использовать в дополнение ко всем учебникам (не зависимо от авторства). Упражнения и задания, подобранные Федоровой Т., направлены на развитие грамотной речи, орфографической культуры, пониманию структуры и логики родной речи.

Для учеников 3 класса наиболее проблемными являются правила по русскому языку, связанные с твердым знаком. Шесть вариантов упражнений каждого типа позволят учителю провести диагностику или актуализацию знаний эффективно. Для индивидуальной работы над ошибками целесообразно использовать те упражнения по русскому языку для 3 класса, которые ребенком еще не решались.

Следующая тема, в которой третьеклассники допускают ошибки часто – написание неизменяемых приставок (за -, на-, над -; со -, про -, об -, до — и так далее). Правила для изучения русского языка в 3 классе, приведенные перед каждым блоком заданий, напоминают детям в краткой форме те явления родного языка, над которыми будет проводиться работа.

Далее по порядку идут упражнения и правила русского языка за 3 класс, связанные с правописанием приставок и предлогов, суффиксов, гласных в корне слов, парных согласных, согласных, произносимых нечетко или непроизносимых, мягкого знака после шипящих, правописанием частей речи.

В библиотеке нашего сайта Вы найдете это и многие другие пособия для успешной учебы Ваших маленьких школьников. Все книги на одной полке – это очень удобно.

Издательство: Юнвес
Год издания: 2005
Автор: Федорова Т.Л.
Формат: PDF
Количество страниц: 87
Язык: Русский

 

Скачать бесплатно pravila_i_upragneniya_russkiy_yazik_3_klass_uchebnik.pdf

www.vse-dlya-detey.ru

Правила русского языка_3 класс — Русский язык — Для вас, ребята — Каталог файлов

Теоретические вопросы по курсу «Русский язык» 3 класс:

1. Что такое предложение? Распространённые и нераспространенные предложения. Приведи примеры предложений.

2. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Приведи примеры.

3. Назови главные члены предложения и дай им характеристику. Приведи примеры.

4. Назови второстепенные члены предложения и дай им характеристику. Приведи примеры.

5. Какие слова называют родственными? Что такое корень слова? Приведи примеры родственных слов.

6. Что такое суффикс? Для чего он служит? Приведи примеры.

7. Что нужно знать для того, чтобы правильно написать слова с суффиксами –ИК, -ЕК? Приведи примеры.

8. Что такое приставка? Для чего она служит? Приведи примеры слов с различными приставками.

9. Что такое предлог? Как отличить его от приставки? Правописание предлогов. Приведи примеры.

10. Правописание гласных и согласных в приставках. Приведи примеры.

11. Окончание и основа слова, их характеристика. Приведи примеры.

12. Расскажи правила переноса слов. Приведи примеры.

13. Какие слова называют сложными? Как они образуются? Приведи примеры.

14. Перечисли парные звонкие и глухие согласные. Что ты знаешь о правописании парной согласной в корне слова? Приведи примеры.

15. Как проверить непроизносимую согласную в корне слова? Приведи примеры.

16. Что такое словоизменение? Что такое словообразование? Приведи примеры.

17. Что такое склонение? Перечисли падежи и падежные вопросы.

18. Какие имена существительные относятся к первому склонению? Приведи примеры.

19. Какие имена существительные относятся ко второму склонению? Приведи примеры.

20. Какие имена существительные относятся к третьему склонению? Приведи примеры.

21. Как отличить И.п. от В.п. у существительных 1-го склонения? Приведи примеры.

22. Какие предлоги употребляются с существительными в родительном падеже? Расскажи о правописании окончаний существительных 1-го склонения в Р.п.?

23. Какие предлоги употребляются с существительными в Д.п. и П.п.? Расскажи о правописании окончаний существительных 1-го склонения в Д.п. и П.п.

24. Какие предлоги употребляются с существительными в Т.п.? Расскажи о правописании окончаний существительных 1-го склонения в Т.п.

25. Расскажи о правописании О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. Приведи примеры.

26. Какие члены предложения называют однородными? Знаки препинания при однородных членах. Соединительные союзы И, ДА.

27. В каких случаях пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а в каких нет? Приведи примеры.

28. Что такое имя числительное? На какие группы делятся числительные? Дай им характеристику. Приведи примеры.

svetputi.ucoz.ru

Все правила по русскому языку 3 класс в таблицах распечатать — Ваше право

Основные правила по русскому языку за 3 класс

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения — из слов.

Предложение -это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Каждое предложение произносится с какой-либо целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте.

Текст — повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

В тексте — описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст — рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает , о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

В предложении есть главные члены и второстепенные.

Главные члены — подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.

Звуки мы произносим и слышим.

Букву пишем и видим.

Звук на письме обозначается буквой.

Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.

Гласный звук образует слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

pred64.ru

Правила по русскому языку в 1-4 классах

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ

 

   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 

   МНОГОЗНАЧНЫМИ.

   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.

                                           2.  Хитрый  человек.

 

 

   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 

   разное, называются  ОМОНИМАМИ.

   Например:  ЛУК 1  –  растение;

                         ЛУК 2  –  оружие.

 

 

   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.

   Например:  месяц  –  луна.

 

 

   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 

   АНТОНИМАМИ.

   Например:  белый  –  чёрный.

 

 

 

 

 

 

3

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:

                                                        кого?        чего?

                                                        кому?       чему?

                                                        кого?        что?

                                                        кем?          чем?

                                                        о ком?       о чём?

    и  подчёркивается  отрывистой  линией.

 

 

   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    

   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               

   и  точкой.

 

 

   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?

   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.

 

 

 

 

 

 

5

 

   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи

   слов  в  предложении.

   Предлоги со словами пишутся раздельно

   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 

   или  вопрос.

   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.

 

 

   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает

   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.

 

   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,

                                                        ты, вы,

                                                        он, она, оно, они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

О  СОСТАВЕ  СЛОВ

 

   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 

   служит  для  связи  слов  в  предложении.

   Например:  читал  (что?)  книгу,

                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.

 

   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.

   Например:  дедушка,  девочка,  облако.

 

   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,

   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)

   часть.

   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .

 

   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.

   Например:  лес,  лесной,  лесник.

 

   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня

   и  служит  для  образования  новых  слов.

 

   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).

 

   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 

   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.

 

   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.

9

    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,

   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,

   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.

   Например: подъезд, съёжился, объявил,

                     предъюбилейный.

   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с

   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.

   В  именах  существительных  мужского  рода  с 

   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.

   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.

                   ёж, грач, ландыш, лещ  –  м. р.

 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,

   клички  животных   называются  именами  собственными.

   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.

   Например:  Марина,  Волга,  Москва.

  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,

   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.

   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.

   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.

   Например: Мальчики  играли  во  дворе.

 

   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между

   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.

   Например:  Сосна  росла  у  берега.

                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.

   Приставка со словом пишется слитно.

11

ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Названия падежей

Вспомогатель-

ные слова

Вопросы

Предлоги

И. п.

есть

кто?  что?

 

Р. п.

нет

кого?  чего?

без, у, от, до, с, из, для, около

Д. п.

дам

кому?  чему?

к, по

В. п.

вижу

кого?  что?

на, за, про, в

Т. п.

восхищаюсь

кем?  чем?

с, за, над. под

П. п.

думаю

о ком?  о чём?

о, об, в, на

 

СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.

 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.

К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.

Например:стена, земля, папа, дядя.

 

Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 

м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.

Например:окно,  поле, стол ,  конь .

 

К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.

Например:тетрадь рожь .

 

13

ГЛАГОЛ

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Личные окончания глаголов

 

Iспр.

 

IIспр.

 

 

— Е

 

— И

 

 

— УТ, -ЮТ

 

— АТ, — ЯТ

 

Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.

 

 

Iспр.

 

IIспр.

             Все глаголы на

— еть, — ать, — оть,

— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на

– ить:брить, зиждиться, стелить

 

 

Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:

Гнать, дышать, держать и слышать.

Видеть, зависеть и  обидеть.

А ещё терпеть, вертеть,

  Ненавидеть и смотреть.

15

                                                       

   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 

   в  определённой  последовательности  и  связанных 

   по  смыслу, стилю  и  грамматически.

 

   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.

 

   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет

   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.

 

   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное

   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.

 

 

ВИДЫ  ТЕКСТОВ

по  цели  высказывания

 

   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 

   о  каких-либо  событиях.

 

   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо

   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              

 

 

 

 

 

 

2

  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,

   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную

   мысль.

ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ

         

   По  цели  высказывания  предложения  бывают:

        повествовательные  (сообщают о чём-либо),

        вопросительные  (задают вопросы),

        побудительные  (просят, требуют, советуют).

 

   По  интонации  предложения  бывают:

        восклицательные  (произносим с особым чувством),

        невосклицательные  (произносим спокойно). 

 

 

   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены

   предложения.

 

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,

    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 

    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?

    (подчёркивается  одной  чертой)

 

   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,

   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 

   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?

   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?

   (подчёркивается  двумя  чертами)

4

 

   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 

   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 

   другое  зависимое.

   Например:день(какой?) ясный,

                       гулял(где?) в  парке.

 

ЧАСТИ  РЕЧИ

   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая

   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,

   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?

   Например:(кто?)  девочка, медведь;

                       (что?)  урок, клён.

 

   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая

   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 

   какой?  какая?  какое?  какие?

   Например:(какой?)  красный, лесной,

                       (какая?)  весёлая,

                       (какое?)  яркое,

                       (какие?)  умные.

 

   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает

   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 

   что  делает?  что делал?  что  сделал?

   Например:(что  делает?)  читает,

                       (что  делал?)  рисовал,

                       (что  сделал?) купил.

6

 

О  ФОРМАХ  СЛОВ

 

   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.

   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;

                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  

   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме

   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?

   Например:  (кто?)  школьникшкольница;

                         (что?)  уроктетрадьокно.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –

   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова

   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?

   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 

   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?

   Например:  (что  делать?)  писать;

                         (что  сделать?)  написать;

                         (что  сделать?)  помочь.

 

 

8

ОРФОГРАММЫ

 

   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      

   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      

   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 

   ударение.

   Например:  вода – водный,  вода – воды.

 

   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ

   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать

   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,

   чтобы  после   согласной  была  гласная.

 

   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.

 

   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,

   но  не  произносятся.

   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 

   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 

   согласная  хорошо  слышалась.

   Например:  солнце – солнышко,

                      капустный – капуста.

 

 

     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 

   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.

 

   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10

 

   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.

   Например: не  спешить, не  рисовать.

 

   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.

   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,

                   кончик.

 

  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после

   Ц пишется  буква  Ы.

   Например: голубцы, птенцы, леденцы.

 

   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.

   Например: циркуль, цифра, циркач.

   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  

                        на цыпочках.

 

  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 

   из  одного  слога,  не  переносится.

   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.

   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить

   на  другую  строку.

   Например: якорь,  ИраЮлия.

   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 

   стоящей  впереди  буквы.

   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.

   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 

   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.

   Например:  суббота, хоккей, коллекция.

12

 

 

Безударные  падежные  окончания  имён  существительных

 

 

Iскл.

IIскл.

IIIскл.

Р. п.

 

Д. п.

 

П. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения

на -ать и -еть так:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,

А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

ext.spb.ru

Правила по русскому языку в 1-4 классах

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ

 

   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 

   МНОГОЗНАЧНЫМИ.

   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.

                                           2.  Хитрый  человек.

 

 

   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 

   разное, называются  ОМОНИМАМИ.

   Например:  ЛУК 1  –  растение;

                         ЛУК 2  –  оружие.

 

 

   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.

   Например:  месяц  –  луна.

 

 

   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 

   АНТОНИМАМИ.

   Например:  белый  –  чёрный.

 

 

 

 

 

 

3

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:

                                                        кого?        чего?

                                                        кому?       чему?

                                                        кого?        что?

                                                        кем?          чем?

                                                        о ком?       о чём?

    и  подчёркивается  отрывистой  линией.

 

 

   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    

   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               

   и  точкой.

 

 

   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?

   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.

 

 

 

 

 

 

5

 

   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи

   слов  в  предложении.

   Предлоги со словами пишутся раздельно

   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 

   или  вопрос.

   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.

 

 

   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает

   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.

 

   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,

                                                        ты, вы,

                                                        он, она, оно, они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

О  СОСТАВЕ  СЛОВ

 

   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 

   служит  для  связи  слов  в  предложении.

   Например:  читал  (что?)  книгу,

                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.

 

   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.

   Например:  дедушка,  девочка,  облако.

 

   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,

   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)

   часть.

   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .

 

   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.

   Например:  лес,  лесной,  лесник.

 

   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня

   и  служит  для  образования  новых  слов.

 

   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).

 

   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 

   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.

 

   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.

9

    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,

   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,

   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.

   Например: подъезд, съёжился, объявил,

                     предъюбилейный.

   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с

   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.

   В  именах  существительных  мужского  рода  с 

   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.

   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.

                   ёж, грач, ландыш, лещ  –  м. р.

 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,

   клички  животных   называются  именами  собственными.

   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.

   Например:  Марина,  Волга,  Москва.

  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,

   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.

   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.

   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.

   Например: Мальчики  играли  во  дворе.

 

   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между

   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.

   Например:  Сосна  росла  у  берега.

                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.

   Приставка со словом пишется слитно.

11

ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Названия падежей

Вспомогатель-

ные слова

Вопросы

Предлоги

И. п.

есть

кто?  что?

 

Р. п.

нет

кого?  чего?

без, у, от, до, с, из, для, около

Д. п.

дам

кому?  чему?

к, по

В. п.

вижу

кого?  что?

на, за, про, в

Т. п.

восхищаюсь

кем?  чем?

с, за, над. под

П. п.

думаю

о ком?  о чём?

о, об, в, на

 

СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.

 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.

К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.

Например:стена, земля, папа, дядя.

 

Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 

м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.

Например:окно,  поле, стол ,  конь .

 

К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.

Например:тетрадь рожь .

 

13

ГЛАГОЛ

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Личные окончания глаголов

 

Iспр.

 

IIспр.

 

 

— Е

 

— И

 

 

— УТ, -ЮТ

 

— АТ, — ЯТ

 

Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.

 

 

Iспр.

 

IIспр.

             Все глаголы на

— еть, — ать, — оть,

— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на

– ить:брить, зиждиться, стелить

 

 

Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:

Гнать, дышать, держать и слышать.

Видеть, зависеть и  обидеть.

А ещё терпеть, вертеть,

  Ненавидеть и смотреть.

15

                                                       

   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 

   в  определённой  последовательности  и  связанных 

   по  смыслу, стилю  и  грамматически.

 

   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.

 

   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет

   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.

 

   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное

   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.

 

 

ВИДЫ  ТЕКСТОВ

по  цели  высказывания

 

   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 

   о  каких-либо  событиях.

 

   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо

   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              

 

 

 

 

 

 

2

  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,

   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную

   мысль.

ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ

         

   По  цели  высказывания  предложения  бывают:

        повествовательные  (сообщают о чём-либо),

        вопросительные  (задают вопросы),

        побудительные  (просят, требуют, советуют).

 

   По  интонации  предложения  бывают:

        восклицательные  (произносим с особым чувством),

        невосклицательные  (произносим спокойно). 

 

 

   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены

   предложения.

 

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,

    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 

    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?

    (подчёркивается  одной  чертой)

 

   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,

   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 

   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?

   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?

   (подчёркивается  двумя  чертами)

4

 

   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 

   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 

   другое  зависимое.

   Например:день(какой?) ясный,

                       гулял(где?) в  парке.

 

ЧАСТИ  РЕЧИ

   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая

   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,

   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?

   Например:(кто?)  девочка, медведь;

                       (что?)  урок, клён.

 

   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая

   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 

   какой?  какая?  какое?  какие?

   Например:(какой?)  красный, лесной,

                       (какая?)  весёлая,

                       (какое?)  яркое,

                       (какие?)  умные.

 

   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает

   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 

   что  делает?  что делал?  что  сделал?

   Например:(что  делает?)  читает,

                       (что  делал?)  рисовал,

                       (что  сделал?) купил.

6

 

О  ФОРМАХ  СЛОВ

 

   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.

   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;

                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  

   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме

   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?

   Например:  (кто?)  школьникшкольница;

                         (что?)  уроктетрадьокно.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –

   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова

   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?

   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 

   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?

   Например:  (что  делать?)  писать;

                         (что  сделать?)  написать;

                         (что  сделать?)  помочь.

 

 

8

ОРФОГРАММЫ

 

   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      

   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      

   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 

   ударение.

   Например:  вода – водный,  вода – воды.

 

   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ

   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать

   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,

   чтобы  после   согласной  была  гласная.

 

   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.

 

   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,

   но  не  произносятся.

   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 

   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 

   согласная  хорошо  слышалась.

   Например:  солнце – солнышко,

                      капустный – капуста.

 

 

     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 

   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.

 

   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10

 

   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.

   Например: не  спешить, не  рисовать.

 

   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.

   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,

                   кончик.

 

  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после

   Ц пишется  буква  Ы.

   Например: голубцы, птенцы, леденцы.

 

   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.

   Например: циркуль, цифра, циркач.

   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  

                        на цыпочках.

 

  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 

   из  одного  слога,  не  переносится.

   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.

   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить

   на  другую  строку.

   Например: якорь,  ИраЮлия.

   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 

   стоящей  впереди  буквы.

   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.

   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 

   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.

   Например:  суббота, хоккей, коллекция.

12

 

 

Безударные  падежные  окончания  имён  существительных

 

 

Iскл.

IIскл.

IIIскл.

Р. п.

 

Д. п.

 

П. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения

на -ать и -еть так:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,

А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

ext.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *