cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вопросительные предложения в русском языке 3 класс примеры – Вопросительное предложение – примеры, функции (3 класс, русский язык)

Содержание

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
ВосклицательноеНевосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка!Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательноеВопросительноеПобудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да.Почему вы сиди­те дома?Идите гулять.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

  • вос­кли­ца­тель­ные
  • невос­кли­ца­тель­ные.

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Подойди ко мне!

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
— Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»

russkiiyazyk.ru

10 вопросительных предложений.

В русском языке существуют три вида предложений. Каждым из них мы пользуемся в зависимости от того, какая у нас цель высказывания. Очень важно знать различия между предложения и понимать в каких случаях надо их применять. Предложения бывают : побудительные, повествовательные и вопросительные.

Что такое вопросительное предложение

Вопросительные предложение — это предложение которое несет в себе вопрос, которые требует определенного ответа. Для того, что б лучше усвоить и понять структуру вопросительных предложений, приведем примеры на данную тему.

Примеры вопросительных предложений

  • Когда мы сможем сходить в кинотеатр с нашей бабушкой?
  • Мария Михайловна, подскажите пожалуйста, когда я смогу написать классную контрольную работу?
  • Уважаемые господа, расскажите мне, какие блюда Вы хотите видеть на праздничном столе?
  • Дети, как Вы считаете, какую цель преследовал Адольф Гитлер, когда объявил начало Второй мировой войны?
  • Как ты считаешь, может он совсем не хотел меня обидеть, просто я поняла все неправильно?
  • А Вы видели какой сегодня красивый был закат?
  • Мне кажется, или Вы все таки передумали ехать на экскурсию? Может я смогу Вам более подробно рассказать про наш маршрут?
  • А Вы заметили, что когда Васька зашел в класс, у Маши, которая сидит на первой парте, покраснели щечки?
  • Вы задумывались когда — нибудь о том, что будет, когда научно — технический прогресс достигнет максимальной высоты?
  • Наташа, расскажи нам пожалуйста, какое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина ты выучила на сегодня?

Прочитав вышеприведенные примеры, можно сформулировать четкое представление о том, что такое вопросительное предложение и какая у него структура. Главное запомнить то, что в каждом вопросительном предложении в конце должен стоять вопросительный знак. Вопросительный знак — это один из знаков препинания в русском языке. Он всегда ставится в конце предложения для того что б мы могли понять что данное предложение несет вопросительный характер. Такие предложения в большинстве случаев требует конкретного ответа. Но существуют определенные исключения в виде риторических вопросов. 

vashurok.ru

Вопросительные предложения в русском языке. Примеры

В рус­ском язы­ке вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит вопрос и оформ­ля­ет­ся с помо­щью раз­лич­ных средств: инто­на­ции, логи­че­ско­го уда­ре­ния, поряд­ка слов, вопро­си­тель­ных частиц, место­име­ний и наре­чий.

По цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния быва­ют повест­во­ва­тель­ны­ми, вопро­си­тель­ны­ми и побу­ди­тель­ны­ми. Каждый из этих видов пред­ло­же­ний харак­те­ри­зу­ет­ся опре­де­лен­ной целью выска­зы­ва­ния и осо­бой инто­на­ци­ей.

Что такое вопросительное предложение?

Как понят­но из само­го назва­ния, вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит в себе пря­мой вопрос. Собеседник с помо­щью тако­го выска­зы­ва­ния пыта­ет­ся полу­чить опре­де­лен­ную инфор­ма­цию, кото­рая инте­ре­су­ет его в момент речи или без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни.

Дождь идет на ули­це?

Это вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние оформ­ле­но с помо­щью осо­бой инто­на­ции, кото­рая повы­ша­ет­ся в его кон­це, и соот­вет­ству­ю­ще­го завер­ша­ю­ще­го пунк­ту­а­ци­он­но­го зна­ка — вопро­си­тель­но­го зна­ка.

Такое пред­ло­же­ние мож­но лег­ко пре­вра­тить в повест­во­ва­тель­ное, изме­нив инто­на­цию его про­из­но­ше­ния:

Дождь идет на ули­це.

Задавая вопрос, гово­ря­щий спра­ши­ва­ет о чем-то неиз­вест­ном ему или же хочет полу­чить под­твер­жде­ние или отри­ца­ние выска­зан­ной им мыс­ли:

Я могу наде­ять­ся на твою помощь?

Что ещё ста­ло извест­но об этом собы­тии?

Способы оформления вопросительного предложения

Определив, что такое вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние, уже был затро­нут один из важ­ных аспек­тов вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния — это инто­на­ция.

1. Для вопро­си­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на осо­бая, с повы­ше­ни­ем голо­са вопро­си­тель­ная инто­на­ция. Она явля­ет­ся ярким, эмо­ци­о­наль­ным сред­ством выра­же­ния вопро­си­тель­но­сти. Интонационно в пред­ло­же­нии выде­ля­ет­ся глав­ное по смыс­лу сло­во.

Понаблюдаем:

Мы идем сей­час в парк? (Идем или отло­жим на неко­то­рое вре­мя)

Мы идем сей­час в парк? (Сейчас или поз­же)

Мы идем сей­час в парк?  (В парк или в дру­гое место).

Такое выде­ле­ние голо­сом опре­де­лен­но­го сло­ва, важ­но­го для смыс­ла вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

2. Кроме инто­на­ции и логи­че­ско­го уда­ре­ния, в вопро­си­тель­ном пред­ло­же­нии исполь­зу­ют­ся вопро­си­тель­ные части­цы и опре­де­лен­ный поря­док слов, чаще обрат­ный:

Не пой­ти ли нам погу­лять?

Неужели нель­зя было под­го­то­вить­ся к заня­тию луч­ше?

Разве ты об этом ниче­го не читал?

Обратим вни­ма­ние, что то, о чем спра­ши­ва­ет­ся, нахо­дит­ся в кон­це выска­зы­ва­ния.

3. Вопросительность созда­ет­ся с помо­щью вопро­си­тель­ных место­име­ний и наре­чий.

Кто зна­ет ответ на задан­ный вопрос?

О чем вы тут шушу­ка­е­тесь?

Для чего исполь­зу­ет­ся этот при­бор?

Где тут ава­рий­ный выход?

Куда вы направ­ля­е­тесь?

Зачем вам брать с собой столь­ко вещей?

Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения

По эмо­ци­о­наль­ной оцен­ке вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют невос­кли­ца­тель­ные и вос­кли­ца­тель­ные.

Иногда в пред­ло­же­нии к вопро­си­тель­ной инто­на­ции при­со­еди­ня­ет­ся допол­ни­тель­ный отте­нок выра­жен­но­го силь­но­го чув­ства — недо­уме­ния,  удив­ле­ния, стра­ха, ужа­са и пр.

Такое вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние по силе выра­жен­но­го чув­ства ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Сравним:

Ты уже поки­да­ешь нас?

Как, ты уже поки­да­ешь нас?!

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния, содер­жа­ще­го сопут­ству­ю­щее чув­ство, ста­вят­ся два завер­ша­ю­щих зна­ка пре­пи­на­ния — вопро­си­тель­ный и вос­кли­ца­тель­ный зна­ки.

Риторический вопрос

Некоторые вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния не тре­бу­ют отве­та на содер­жа­щий­ся в них вопрос, а толь­ко при­вле­ка­ют вни­ма­ние собе­сед­ни­ка к постав­лен­ной про­бле­ме, к теме обсуж­де­ния. Такие пред­ло­же­ния содер­жат рито­ри­че­ский вопрос.

Как же не заблу­дить­ся в мире пре­крас­ных мело­дий?

По сути это утвер­ди­тель­ное по смыс­лу пред­ло­же­ние, оформ­лен­ное в виде рито­ри­че­ско­го вопро­са.

Можно лег­ко заблу­дить­ся в мире пре­крас­ных мело­дий.

Сравните:

Кто же не зна­ет об этом нашу­мев­шем филь­ме?

Многие зна­ют об этом нашу­мев­шем филь­ме.

Примеры вопросительных предложений из художественной литературы

-Ты где про­па­дал? — спро­сил его Туман.

-А в Москву ходил к бари­ну (И. С. Тургенев. Записки охот­ни­ка).

-Кто ты такой и зачем тас­ка­ешь­ся под две­ря­ми? — про­из­нес куз­нец посу­ро­вее преж­не­го и подой­дя бли­же (Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством).

-Скоро ли стан­ция, ямщик? (В. Г. Короленко. Чудная).

-Неужели я был такой? — думал Нехлюдов, про­дол­жая свой путь к адво­ка­ту (Л. Н. Толстой. Воскресение).

И что меня вче­ра понес­ло на мель­ни­цу? Что мне там пона­до­би­лось? (В. В. Вересаев. Порыв).

Что это? Неужели нашел­ся кто-то, кто пере­жи­вал теперь то же самое, что я? Сомнений быть не мог­ло: перед ним эта ночь сто­я­ла такой же мучи­тель­ною и нераз­ре­ши­мою загад­кою, как пере­до мною (В. В. Вересаев. Загадка).

Куда же идти? Местность была совсем незна­ко­мая. Карельская тай­га — это не шут­ка (Г. Скребицкий).

russkiiyazyk.ru

Типы предложений по цели высказывания. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы поймёте, почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания. Узнаете о типах предложений по цели высказывания и по интонации, познакомитесь с характеристикой каждого предложения по двум параметрам.

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим  сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить

о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

 Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

— Я думал, ты далеко!  Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

— Вот послушай

Это побудительное предложение.

 Объясню термин «побудительное предложение». Будить — помогать  проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет,  просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет,  2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу.  Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью  мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с

разной интонацией.

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.  Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные  по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

  

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение — невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

 — Какой шум!

 — Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

— Что ты такой шум поднял?!

 — Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

 — Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

 — Не бойся меня, заяц. (1 схема:  побудительное, невосклицательное)

Я ёжик. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

— Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

 — Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1) по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).      
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание.

  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: «Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в».
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Носорог.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной) 

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните  задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша. Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

interneturok.ru

Повествовательное предложение — это… (примеры)

В рус­ском язы­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния сооб­ща­ют о реаль­ных собы­ти­ях, фак­тах, чув­ствах и ощу­ще­ни­ях людей с помо­щью осо­бой инто­на­ции.

Виды предложений

Наша речь, уст­ная и пись­мен­ная, состо­ит из мини­маль­ных син­так­си­че­ских еди­ниц — слов. Слова меня­ют свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и объ­еди­ня­ют­ся в закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, содер­жа­щее опре­де­лен­ную мысль, кото­рое назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют самые раз­ные пред­ло­же­ния, кото­рые отли­ча­ют­ся по силе выра­жен­но­го чув­ства, по цели выска­зы­ва­ния и по син­так­си­че­ской струк­ту­ре.

Если поин­те­ре­со­вать­ся целью выска­зы­ва­ния, то мож­но ука­зать три вида пред­ло­же­ний:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Несомненно, что повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния встре­ча­ют­ся гораз­до чаще, чем вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные, и состав­ля­ют осно­ву любо­го тек­ста.

Что такое повествовательные предложения?

Само назва­ние этих пред­ло­же­ний натал­ки­ва­ет на мысль, что такие выска­зы­ва­ния о чем-то повест­ву­ют, то есть рас­ска­зы­ва­ют.

Повествовательное пред­ло­же­ние исполь­зу­ет­ся гово­ря­щим, что­бы сооб­щить о каких-то фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, о сво­их мыс­лях, пере­жи­ва­ни­ях и чув­ствах  и т. д.

Над бере­за­ми закру­жи­лись май­ские жуки. У бере­га квак­ну­ла лягуш­ка. И вот где-то невда­ле­ке раз­дал­ся певу­чий посвист, сле­дом за ним гром­кая трель и сно­ва посвист. Это запел соло­вей (Г. Скребицкий).

Вот так, исполь­зуя повест­во­ва­тель­ные по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния, писа­тель рас­ска­зы­ва­ет нам о весен­ней при­ро­де в сред­ней поло­се России. Эти пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся утвер­ди­тель­ной модаль­но­стью. Повествовательное пред­ло­же­ние может отри­цать реа­лии дей­стви­тель­но­сти, и тогда оно име­ет отри­ца­тель­ную модаль­ность.

Интонация повествовательных предложений

Понаблюдав за этим отрыв­ком из худо­же­ствен­ной про­зы, сде­ла­ем вывод, что для повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на спо­кой­ная инто­на­ция, сред­ний темп про­из­но­ше­ния, обыч­ной высо­ты тон в нача­ле сооб­ще­ния, незна­чи­тель­ное повы­ше­ние его в сере­дине и пони­же­ние к кон­цу пред­ло­же­ния.

Друг от дру­га повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся неболь­шой пау­зой, выпол­нить кото­рую помо­га­ет гра­фи­че­ский  пунк­ту­а­ци­он­ный завер­ша­ю­щий знак — точ­ка. В кон­це каж­до­го повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся этот харак­тер­ный для него знак пре­пи­на­ния.

Характеристика и структура повествовательных предложений

По нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми и нерас­про­стра­нен­ны­ми.

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние име­ет толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. Во вто­ром пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, ука­жем обсто­я­тель­ство, кото­рое рас­про­стра­ня­ет это выска­зы­ва­ние.

По струк­ту­ре повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют одно­со­став­ны­ми и дву­со­став­ны­ми.

Потемневшее от пыли голу­бое южное небо. Мутно жар­кое солн­це смот­рит в зеле­но­ва­тое море, точ­но сквозь тон­кую серую вуаль (М. Горький).

В пер­вом повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии ука­жем толь­ко один глав­ный член — под­ле­жа­щее, у кото­ро­го име­ет­ся ряд опре­де­ле­ний. Оно явля­ет­ся одно­со­став­ным назыв­ным рас­про­стра­нен­ным. Второе пред­ло­же­ние содер­жит оба глав­ных чле­на, поэто­му явля­ет­ся дву­со­став­ным.

Повествовательные пред­ло­же­ния могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Понаблюдаем:

Во вся­кое вре­мя года при­хо­ди­лось мне ездить на стан­цию из сво­е­го села. Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние про­стое рас­про­стра­нен­ное, а вто­рое — слож­но­под­чи­нен­ное, состо­я­щее из глав­ной и под­чи­ни­тель­ной части, при­со­еди­нен­ной союз­ным сло­вом «кото­рая».

Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

По силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния чаще быва­ют невос­кли­ца­тель­ны­ми.

В повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии к обыч­но­му повест­во­ва­нию может при­со­еди­нить­ся допол­ни­тель­ная окрас­ка, если гово­ря­щий хочет пере­дать чув­ства радо­сти, вос­тор­га, гне­ва, воз­му­ще­ния и пр. Предложение, про­из­но­си­мое взвол­но­ван­ным голо­сом, с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью, ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Сравним:

Интонационная осо­бен­ность вос­кли­ца­тель­ных повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний — это высо­кий тон голо­са и напря­жен­ность про­из­но­ше­ния.

Видеурок «Виды предложений по цели высказывания»

russkiiyazyk.ru

Образование вопросов в русском языке

Существует мнение о том, что больше всего вопросов в мире задают именно дети, поскольку, развиваясь, они многое хотят для себя открыть, понять что и как работает. Однако не только дети часто употребляют вопросы. Все люди, которые так или иначе вступают в диалог при общении, вынуждены прибегать к помощи вопросов.

Если мы хотим выяснить какую-либо информацию, спросить как кого-то зовут, сколько ему лет, что он любит и чем занимается, нам приходится использовать вопросы. Общение просто невозможно без вопросов и ответов.

Вопросно-ответная структура — это чрезвычайно важный и необходимый элемент человеческого общения, а также мышления. Однако, вопросы можно задавать не только кому-то, но даже себе.

Вопросы выполняют две основные функции: познавательную и коммуникативную.

Вопрос чаще всего заключает в себе просьбу или же требование какой-то информации.

Интересно то, что вопрос обладает довольно сильным активизирующим воздействием на слушателя. Он оживляет речь, привлекает внимание аудитории, вызывая у нее интерес, пробуждая инициативу, а также стремление активно участвовать в коллективном размышлении. В споре, точно также как и в любом другом виде речевого общения, ведущая роль принадлежит именно вопросу.

По определению, можно сказать, что вопрос – это высказывание, истинность которого не установлена или до конца не определена. Практически любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя свой вопрос, человек тем самым хочет уточнить информацию, которой он уже частично владеет. К примеру, «Кто является владельцем сети гипермаркетов Ашан?». Этим вопросом человек пытается расширить уже имеющуюся у него частичную информацию. Он знает о том. Что существует сеть таких гипермаркетов и хочет узнать, кто ею владеет.

Типы вопросительных предложений

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов: 

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы завершили ваш проект? Она уже пришла? 

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете с нами? Это уже решено? Ну, поехали? 

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особо эстетично? И что же вы можете нам поведать? 

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений. 

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим нашу тренировку? Займёмся сначала растяжкой? Ну, начнем? 

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Мечты… Какая польза от напрасных мечтаний?

Как же образуются вопросы в русском языке?

Вопросы в русском языке могут формироваться различными способами: при помощи интонации, с добавлением вопросительных слов (кто?, что?, где?, зачем?, почему?, как?, какой? ), при помощи частицы «ли» (Знаете ли?, Правда ли?).

На вопросы можно отвечать полным ответом или кратко. Например: «В сколько ты вернулся из кинотеатра?» — «Я вернулся из кинотеатра в 8» (полный ответ), «в 8» (краткий ответ). На некоторые вопросы, в частности на вопросы, образованные при помощи вопросительной интонации (Ты знаешь, что твой брат уже приехал из Парижа?) и так называемые «ли-вопросы» (Правда ли, что хлеб подорожал?), можно отвечать однозначными словами «да» или «нет». Однако, на такие вопросы можно отвечать и по-другому. К примеру, «нет, я этого не знал», «да, я об этом знаю».

Существуют в русском языке простые вопросы и сложные вопросы. С простыми вопросами все довольно понятно. Они состоят из одного простого предложения (Как тебя зовут?). А сложный вопрос представляет собой совокупность простых вопросов, которые связаны в единое целое при помощи союзов и, или, либо.., либо, если… то и др. Сложный вопрос может состоять из нескольких матриц и одной неизвестной переменной (Каковы финансовые и материальные активы вашего холдинга и какие у нас шансы на успех?).

Среди простых вопросов можно выделить открытые и закрытые. Смысл открытых вопросов является неоднозначным, поэтому ответы на такие вопросы не ограничены строгими рамками и могут быть в свободной форме. Например, на вопрос «Каковы перспективы развития финансовой системы на Уругвае?». На этот вопрос можно дать ответ можно дать ответ в форме доклада и при этом рассмотреть разные аспекты этого вопроса. Закрытый вопрос является однозначным и определенным, поэтому ответ на него должен быть мотивирован жесткими рамками: определенным характером и точной дозировкой запрашиваемой информации. «Кто построил это здание?».

www.ruspeach.com

Виды предложения по цели высказывания

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Синтаксис и синтаксический разбор
  5. Предложение
  6. Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие ().

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

 

Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный (?!).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

 

Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.

Например:

Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)

Позанимайся дополнительно. (совет)

Не отставай! (приказ, требование)

Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

 

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128, Полякова, Учебник

Упражнение 130, Полякова, Учебник

Упражнение 133, Полякова, Учебник

Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 32, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 198, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 123, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 19, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 20, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 188, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 2, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 198, Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 37, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 19, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 88, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 78, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 140, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 9, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 219, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 392, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 403, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 19, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 25, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 272, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 10, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 77, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 84, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

6 класс

Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 250, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *