cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок музыки в 3 классе на руси родной на руси большой не бывать врагу – презентация к уроку музыки в 3 классе

Методическая разработка урока «На Руси родной,на Руси большой не бывать врагу…»

Призентация к уроку: 


Путешествие
PPTX / 9.25 Мб

 

Тема урока «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

 

(«Музыка», 3 класс,1 четверть,7урок)

В.П. Ларионова учитель музыки МБОУ СОШ г. Иркутска №75

Примечание. Урок подготовлен по программе В.В. Алеев, Т. И.Науменко, Т.Н. Кичак.

Тип урока: Формирование новых знаний и способов действия.

Форма проведения: урок — путешествие.

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жанром кантата; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности. Воспитательная цель — формирование чувства гордости за Родину.

Планируемые результаты

* Предметные: учатся слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего; ознакомятся с жанром кантата, углубят понимание мелодии как основы музыки, её души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.

*Метапредметные:

* Познавательные — внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;

* Коммуникативные — осваивают свою деятельность, принимают её цели и задачи, средства реализации этих целей, а также применяют их на практике.

*Личностные: учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России: оценивают результаты деятельности.

Методы:

*художественного, нравственно- эстетического познания музыки;

* тождества и контраста;

*»выхода за пределы музыки»;

* эмоциональной драматургии.

Музыкальный материал: «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»»(из кантаты «Александр Невский», фрагмент песни «Путешествие», музыка древней Руси.

Средства обучения: компьютерные слайды, компакт -диски, видеофильм»Александр Невский»,анимационный ролик, видеоролик «Вставайте, люди русские», синтезтор, карточки.

Интернет ресурсы:

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/17579-drevnyaya-rus-v-kartinah-ancient-russia-in-pictures-121-foto.htm

http://100hitov.com /

Технологическая карта урока

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…

«Музыка», 3класс, 1 четверть, 7 урок.

Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Г. Кичак.

В. П Ларионова учитель музыки МБОУ СОШ г.Иркутска №75.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок

начинаем мы урок.

Все друг другу улыбнёмся,

За работу мы возьмёмся.

Мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки

Поют: Все друг другу улыбнёмся,

за работу мы возьмёмся.

Личностные: умение слушать учителя, мотивация к обучению и познанию.

2.Постановка учебной цели.

Ребята, я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное путешествие.

* Ведь вы любите путешествовать?

Отправляясь в путешествие, вы наверное, ждёте чего- то необычного?

*Что может подарить нам путешествие?

Правильно в любом путешествии вы обязательно откроете для себя что-то новое.

Значит цель нашего путешествия новые открытия и знания.

Итак, отправляемся! (Слайд 1)

Исполнение фрагмента песни «Путешествие»

Хорошее настроение, новые встречи, открытия.

Коммуникативные:

слушают учителя выказываются.

Регулятивные: принимают учебную цель.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

3.Актуали-зация опорных знаний, выполнение задач реконструктивно-вариативного характера

Прислушайтесь издалека доносится музыка. Вслушайтесь в неё и внимательно смотрите на экран.

(Звучит музыка древних веков, показ иллюстраций. Слайд2).

* Как вы думаете о чём рассказывает музыка?

*Кто изображён в музыке?

*Эта музыка древняя или современная?

* Как бы вы её назвали?

*Как вы догадались, что это древняя музыка?

Мелодия -это главное средство музыкальной выразительности.

Запишите в тетради слово мелодия.

*С помощью этой мелодии куда мы попали ?

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» Так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои , ведущие народ на борьбу с врагом.

(Слайд 3)

Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов Михаил Кутузов. Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

(Слайд4)

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве — реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским. В честь Александра Невского была написана икона.

Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет» слова А. Невского.

(Слайд5)Ребята, внимательно посмотрим

фрагмент фильма «Александр Невский»

*Что происходит в этом фрагменте?

Народ полон решимости защитить Родину.

*Какие черты русского характера отразил

композитор?

*Кого называют патриотом?

Патриот-это человек, который горячо любит свою Родину, учится, трудится на её благо. И готов встать на защиту Родины от врагов.

Вот про таких патриотов и написал музыку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.( Слайд 6)

Жанр услышанной музыки называется

кантата

(в переводе с итальянского петь)

Кантату исполняют певцы, хор и оркестр. Запишите в тетрадь слово кантата.

О жизни в древние века.

Русские люди в древности.

По мелодии.

В древнюю Русь.

Происходит призыв русских людей на смертный бой за матушку Русь

Мужество, смелость, решительность, патриотизм.

Познавательные:

анализируют, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные:

Строят речевые высказывания

Познавательные:

анализируют, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные:

Строят речевые высказывания,

Участвуют в обсуждении содержания материала.

4.Вокально-

хоровая работа над фразировкой, кантиленным звуковедением, правильным звукообразованием, выразительным исполнен.

Ребята, послушайте внимательно музыку из кантаты С. Прокофьева.

Учитель исполняет «Вставайте, люди рус-

ские»

*Какая музыка была вначале произведения?

Передайте характер мелодии движениями рук.(Музыкально-пластические движения)

*Какими будут движения?

* Какой характер в середине произведения?

*Каким звуком нужно исполнять эту часть?

(Слайд 7)

Видеоролик и исполнение хором»Вставайте, люди русские».

Плавная, напевная

Мягкими плавными

Призывный,

Энергичный

Крепким, отрывистым

Предметные: овладение навыками исполнения кантиленным звуком, правильным звукообразованием, фразировкой и выразительным исполнением

5.Физкультминутка с элементами импровизации.

Придумать движения к музыке.

 

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения.

Коммуникативные.

6.Актуали-зация знаний.

А сейчас настройтесь на слушание очень серьёзно. Кантата «Вставайте ,люди русские»состоит из нескольких частей. Мы слушаем и смотрим фрагмент «Ледовое побоище».(Слайд 8)

Анимационный ролик и фрагмент фильма»Александр Невский».

Внимательно слушают и смотрят.

Познавательные

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Применять знания основ­ных средств музыкальной выразительности при анали­зе прослушанного

7.Приминение и формирование умений и навыков.

8. Итог

урока.

Рефлексия учебной деятельности.

9.Домашнее задание.

Чтобы поделиться впечатлениями о этой музыке, разделимся на группы.

Ребята первого ряда подумают, посовещаются:

*Что можно было услышать вначале музыки Какая она была по характеру? Выберите подходящие по смыслу слова.

Это тема, мелодия рыцарей — крестоносцев, их нашествия. В оркестре выделяется звучание медного духового инструмента тубы. Оно получило название «Скок свиньи» Послушайте её (Слайд 9)

Ребята второго ряда подберут слова для музыки, которая звучала в конце «Ледового побоища»(Слайд 10)

 

А ребята третьего ряда посовещаются и выберут каким музыкальным термином можно определить развитие музыки от тихого до громкого звучания? Слова для справок: крещендо, диминуэндо.

Вывод: сначала музыка была тихая- рыцари готовятся к нападению, затем выдвигаются, нападают и получают ответный удар русских войск, происходит битва и разгром крестоносцев. Оценить работу в группах.

Итак наше путешествие подходит к концу.

*Куда же мы путешествовали?

Давайте вернёмся к началу урока и обозначим его тему.

*Какая самая главная мысль прозвучала на нашем уроке?

Тема нашего урока «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»(Слайд 11)

*Что означает слово кантата?

*С какой кантатой мы познакомились сегодня?

*С какими чувствами мы исполняли фрагмент»Вставайте, люди русские»Почему мы исполняли именно так?

*Кто композитор этой музыки?

Подведём итог. Вы узнали что-то новое, интересное на уроке? Расскажите об этом родителям, друзьям.

 

Сегодня в тетрадях вы записали слова мелодия и кантата. Дома вспомнить и записать значение этих слов, можно поискать в книгах, в интернете.

-Наш урок мы завершаем!

Все свободны! Отдыхаем!

(Если урок вам понравился, поднимите весёлые смайлики. Не понравился -грустные смайлики.

 

Затаённая, тихая, зловещая, гнетущая, устрашающая

Яркая, мощная, радостная, победная.

Крещендо

В древнюю Русь

Русские люди патриоты.

Произведение, состоящее из частей для солиста, хора и оркестра.

 

С чувством гордости за русский народ.

Предметные: понимать задание, стремиться выполнить задачу, установить соответствие слов и музыки, формировать выводы.

Познавательные: уметь сопоставлять.

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, работать в группах.

Регулятивные: умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение.

Личностные: формирование мотивации к обучению

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Технологическая карта урока: На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу! 3 класс.


Тема урока «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
 
(«Музыка», 3 класс,1 четверть,7урок)
А.П. Роговая учитель музыки МБОУ СОШ № 60 г. Новокузнецка
Примечание. Урок подготовлен по программе В.В. Алеев, Т. И.Науменко, Т.Н. Кичак.
Тип урока: Формирование новых знаний и способов действия.
Форма проведения: урок — путешествие.
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жанром кантата; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности. Воспитательная цель — формирование чувства гордости за Родину.
Планируемые результаты
* Предметные: учатся слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего; ознакомятся с жанром кантата, углубят понимание мелодии как основы музыки, её души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.
*Метапредметные:
* Познавательные — внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;
* Коммуникативные — осваивают свою деятельность, принимают её цели и задачи, средства реализации этих целей, а также применяют их на практике.
*Личностные: учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России: оценивают результаты деятельности.
Методы:
*художественного, нравственно- эстетического познания музыки;
* тождества и контраста;
*»выхода за пределы музыки»;
* эмоциональной драматургии.
Музыкальный материал: «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»»(из кантаты «Александр Невский», музыка древней Руси.
Средства обучения: компьютерные слайды, видеофильм «Александр Невский», анимационный ролик, видеоролик «Вставайте, люди русские», синтезатор.Интернет ресурсы:
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/17579-drevnyaya-rus-v-kartinah-ancient-russia-in-pictures-121-foto.htmhttp://100hitov.com /
Технологическая карта урока
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…
«Музыка», 3класс, 1 четверть, 7 урок.
Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Г. Кичак.
А.П. Роговая учитель музыки МБОУ СОШ № 60 г. Новокузнецка.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УДД
1. Организационный момент. — Прозвенел звонок
Я рада видеть вас на уроке.
Поют: начинаем мы урок.
Личностные: умение слушать учителя, мотивация к обучению и познанию.
2.Постановка учебной цели. Ребята, я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное путешествие.
Все ли из вас любят путешествовать?
Отправляясь в путешествие, вы наверное, ждёте чего- то необычного?
Что может подарить на

univerfiles.com

Методическая разработка по ОРКСЭ (3 класс) на тему: Сценка «Крещение Руси»

Трудно было князю объединить всех в единое государство. Кроме этого, соседние государства считали языческую веру — более низшей религией и не хотели иметь дело с Русью. И стал думать князь: «Как быть? Что делать?»

— Вспомните, кто был князем, одним из первых на Руси?

(Князь Владимир Святославович «Красное солнышко».)

— Сейчас, благодаря небольшой театрализации  вы увидите, что же дальше произошло, какое решение принял князь Владимир.

— Итак, шел 988 год. Призадумался князь Владимир, живут его люди разрозненно, каждый своим богам молится. И решил князь Владимир объединить все племена славянские – верой, в единое государство. Поглядел на другие страны, у всех вера своя, какую выбрать? Тогда разослал князь Владимир гонцов в разные страны.

Князь. Повелеваю вам, в разные земли идите. Весть о разных религиях мне принесите.

— Так начинался легендарный «выбор веры» .Через некоторое время возвращались гонцы. Первыми пришли болгары магометанской веры (исламской веры).

▲- Ты князь мудрый, уверуй в закон наш и поклонись пророку нашему Мухаммеду.

Князь. Каков же закон ваш?

▲- Верить в бога нашего Мухаммеда, не есть свинины, не пить вина. После смерти будете жить в свое удовольствие: даст Мухаммед каждому по 70 красивых жён.

Князь. Не чисто это дело. Не приемлемы законы ваши для Руси. Уходите.

— Так отверг князь исламскую веру. Затем пришли к князю западные варяги — католики.

●- Приветствую тебя князь. Великий ты и мудрый, но боги ваши — просто дерево…

Князь. В чем же заповедь ваша?

●- Пост по силе.  А так же пить и есть во славу божию. А грехи свои и выкупить можно.

Князь. Заповеди ваши туманны; толи есть пост, толи нет. Идите откуда пришли, ибо и отцы наши этого не приняли.

— Вслед за католиками пришли к князю Владимиру хазарские евреи, проповедовать веру иудейскую.

♦- Великий княже, нельзя верить в того кого мы на кресте распяли.

Князь. Что у вас за закон?

♦- Отказаться от свинины и зайчатины, праздновать субботу.

Князь. А где земля ваша?

♦- В Иерусалиме.

Князь. Точно ли она там?(спросил грозно)

♦- Не гневайся князь. Бог разгневался на грехи иудеев и расселил их по разным странам, а землю нашу отдал христианам.

Князь. Вам ли учить других вере, если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим странам. Или и нам того желаете? Прочь.

— Последним пришел к Владимиру греческий богослов.

┼- Княже! Вера наша в бога Иисуса Христа учит: уважать власть, быть добрыми, честными, справедливыми, быть терпеливыми; мириться со своими болями и бедами; помогать бедным и несчастным. И кто будет заповеди соблюдать, того ждет после смерти счастливая жизнь в раю. Кто же грешил всю жизнь, в грехах не каялся, будет вечно мучится. Прими князь символ веры нашей-крест освященный.

— Помолчал князь, подумал.

Князь. Мудро говоришь. Не побрезгуй дары наши принять и иди с миром.

— Спасибо нашим артистам за прекрасную демонстрацию, каким же образом все происходило.

— Вы наверно догадались, на какой из четырёх вер остановил свой выбор князь Владимир.

nsportal.ru

Урок музыки «На Руси родной не бывать врагу…» 5-й класс

Разделы: Музыка


Цели урока.

  • Научить слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека.
  • Различать выразительные и изобразительные интонации.
  • Понимать богатство музыкальных и изобразительных образов (героических, эпических) и особенности драматического развития (контраст).
  • Воспитание любви к родине через патриотическую песню.
  • Единство образов через связь музыки, истории, литературы.
  • Урок-погружение в историю России через искусство.

    Ход урока

    На экране слайд №1. Презентация

    Вход под музыку “Солдатушки — бравы ребятушки”.

    У: Под какую музыку мы вошли? Каков характер этой песни? Народная она или композиторская?

    Д: Солдатская песня. Боевой, мужественный, победный, энергичный характер. Народная.

    У: Когда пели такую песню? Нужна ли песня на войне?

    Д: Когда шли на войну, защищать Родину. Для поднятия духа.

    У: Давайте, к слову Родина найдем родственные слова.

    Д: Родные, род, родители, родственники, родословная, родник…

    У: Посмотрите, сколько родных вашему сердцу слов. И когда приходит война-

    Встает русский народ и защищает своих родителей, родственников, родных, одним словом – Русь, Россию, Родину.

    И кто знает историю, тот согласиться с названием нашего урока — На Руси родной не бывать врагу

    А чтобы донести правдоподобно потомкам историю Родины, Отечества, народ слагал патриотические песни, былины, сказы о великих сражениях, о своих героях.

    В каких музыкальных произведениях раскрыта героическая и историческая тема? Я напомню несколько музыкальных отрывков, если узнали музыку –подпевайте. (Игра “Угадай мелодию”)

    • Ария Сусанина из оперы “Иван Сусанин”, М.Глинка.
    • Кант Петровских времен “Радуйся, Росско Земле”.
    • Хор “Славься” из оперы М.Глинки “Иван Сусанин”.
    • Ария Кутузова из оперы “Война и мир” С.Прокофьева.
    • “Вставайте, люди русские” из кантаты С.Прокофьева “Александр Невский”.
    • Что же объединяет все эти отрывки? Героическая, патриотическая тема.

    Основная часть

    С кантатой С. Прокофьева мы знакомились в начальной школе. С. Прокофьев музыкальной речью рассказал о великом русском князе Александре Невском. Наш с вами современник, Сергей Прокофьев напомнил нам об истории 13 века. Зачем современному человеку это знать? (Сл. №2). Презентация

    Д: Чтобы любить Родину, гордиться, что Русский. Знать свои корни. Без корня и трава не растет.

    Сегодня мы продолжим знакомство с кантатой “Александр Невский” (Сл. №4)

    Вспомним, что такое “кантата” (сл. №5 — читаю).

    На Сл.№6- исполнение кантаты — повторите — что же такое “кантата”? Дети, глядя на слайд, легко отвечают на поставленный вопрос.

    У вас было домашнее задание, подготовить историческую справку, кто такой Александр Невский — рассказ детей.

    У: А вот как великого полководца представляет русский художник Павел Корин. (Сл.№7)

    Вглядитесь в это лицо. Что вы видите? Кто перед вами?

    Д: Воин, герой, сильный, в руках меч, решительный взгляд, уверенный в победе.

    У: Молодцы.

    А прежде чем слушать новую часть кантаты, ответьте: Что такое живописная музыка?

    Д: Музыка, которая настолько ярко передает впечатления композитора, что мы можем ее не только услышать, но и увидеть.

    У: Мы услышим отрывок из кантаты. Попробуйте увидеть эту музыку, что же изобразил композитор. (Диск)

    После слушания – ответы детей: это битва, сражение. Сначала-страшная тема врагов, как будто надвигается темная сила. Но далее мы слышим русскую свист мечей, слышим русскую удалую тему и победу наших.

    У: Отличные ответы. Эту картину С. Прокофьев назвал — “Ледовое побоище” (Слайд №8). Как вы догадались, что это битва?

    Д: Подключили воображение.

    У: Прежде, чем повторно увидеть эту картину - откроем учебник на странице 94 и прочитаем о ледовом побоище. (Учебник 5 класс, Г. Сергеева, Критская) (Слайд № 9).

    Какой прием развития применяет композитор в момент схватки?

    Д: Ответ из учебника. (Сталкивает грозную тему рыцарей и энергичные, удалые интонации русского войска) (Слайд №10)

    Сергея Прокофьева пригласил написать музыку к кинофильму “Александр Невский” режиссер С.Эйзенштейн и музыка так увлекла композитора, что позднее появилась кантата с одноименным названием.

    Мы сейчас увидим и услышим 2отрывка из кинофильма Эйзенштейна “Александр Невский”.

    Подумайте- какую роль играет музыка? Помогает или мешает картине? (Видео)

    После просмотра высказывания детей: Дружина князя была малочисленной, но с русской смекалкой и храбростью русские завели тевтонских рыцарей на Чудское озеро и под тяжелым обмундированием врагов лед стал ломаться. (Слайд№11)

    Д: Музыка – это великая сила в кино. Она помогает нам ярче и реальнее увидеть происходящее на экране.

    У: Фильм вышел на экраны перед самой Второй Отечественной войной, как решительное предупреждение, грозное напоминание, что ждет врага решившегося напасть на Россию.

    Мы увидели часть истории, как русский народ самоотверженно воюет и побеждает, неслучайны слова А. Невского: Кто придет на Русь, будет на смерть бит”. (Слайд №12)

    Хором прочитаем эти слова из кантаты.

    Ответьте на вопрос на экране – (Слайд №13)

    Что же защищал русский народ? – Русь, Россию, Родину.

    Из 13 века возвращаемся в родной 21 век. Александр Невский – герой?

    Не забыл русский народ подвиг Александра Невского и поставил памятник в г. Пскове. (Слайд №14)

    А как вы думаете, в современном мире есть герои? Нужны ли нам песни о Родине? Слово “патриот” - что означает?

    Д: Человек, любящий Родину.

    Современные композиторы тоже пишут о Родине.

    Знакомство с новой песней: “Родина суровая и милая” (раздаются листы с нотами и текстом)

    У: Почему такое название?

    Д: Для врагов – наша родина — суровая, а для друзей- милая.

    У: Прочитайте 1 куплет песни выразительно и подумайте, какая будет мелодия? (Творческое задание — ответы детей)

    Разучиваем по нотам, по фразам 1 куплет и припев песни о Родине, затем исполняется весь 1 куплет: куплет исполняем скупо, не торопясь, спокойно, а припев — мажорно и торжественно.

    — Молодцы.

    У: О чем мы сегодня говорили на уроке музыки?

    Д: О Родине, о русском народе, об А. Невском, нужно знать историю и гордиться своим народом.

    Что отражает любое искусство? Реальную жизнь. Неразрывная нить, которая объединяет прошлое, настоящее и будущее.

    Закончить наш урок хочется великими словами из кантаты “Александр Невский” Сергея Прокофьева. (Слайд №15):

    На Руси родной,
    На Руси большой
    Не бывать врагу,
    Поднимайся, встань,
    Мать родная, Русь.

    У: Кто хочет сказать так, как в кино, как полководец Александр Невский?

    1 мальчик выразительно говорит.

    А теперь весь класс хором повторит также с душой.

    У: Вы сегодня отлично работали на уроке. Благодарю вас.

    Домашнее задание.

    В этом году юбилей Победы, расспросите своих родственников о тех, кто в вашей семье защищал Родину, найдите фотографии, может быть, письма с войны.

    9.05.2015

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» 3 класс.

    Тема урока «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

     

    («Музыка», 3 класс,1 четверть,7урок)

    А.П. Роговая учитель музыки МБОУ СОШ № 60 г. Новокузнецка

    Примечание. Урок подготовлен по программе В.В. Алеев, Т. И.Науменко, Т.Н. Кичак.

    Тип урока: Формирование новых знаний и способов действия.

    Форма проведения: урок — путешествие.

    Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жанром кантата; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности. Воспитательная цель — формирование чувства гордости за Родину.

    Планируемые результаты

    * Предметные: учатся слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего; ознакомятся с жанром кантата, углубят понимание мелодии как основы музыки, её души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.

    *Метапредметные:

    * Познавательные — внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;

    * Коммуникативные — осваивают свою деятельность, принимают её цели и задачи, средства реализации этих целей, а также применяют их на практике.

    *Личностные: учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России: оценивают результаты деятельности.

    Методы:

    *художественного, нравственно- эстетического познания музыки;

    * тождества и контраста;

    *»выхода за пределы музыки»;

    * эмоциональной драматургии.

    Музыкальный материал: «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»»(из кантаты «Александр Невский», музыка древней Руси.

    Средства обучения: компьютерные слайды, видеофильм «Александр Невский», анимационный ролик, видеоролик «Вставайте, люди русские», синтезатор.

    Интернет ресурсы:

    http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/17579-drevnyaya-rus-v-kartinah-ancient-russia-in-pictures-121-foto.htm

    http://100hitov.com /

    Технологическая карта урока

    «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…

    «Музыка», 3класс, 1 четверть, 7 урок.

    Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Г. Кичак.

    А.П. Роговая учитель музыки МБОУ СОШ № 60 г. Новокузнецка.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УДД

    1. Организационный момент.

    — Прозвенел звонок

    Я рада видеть вас на уроке.

    Поют: начинаем мы урок.

    Личностные: умение слушать учителя, мотивация к обучению и познанию.

    2.Постановка учебной цели.

    Ребята, я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное путешествие.

    Все ли из вас любят путешествовать?

    Отправляясь в путешествие, вы наверное, ждёте чего- то необычного?

    Что может подарить нам путешествие?

    Правильно в любом путешествии вы обязательно откроете для себя что-то новое.

    Значит цель нашего путешествия новые открытия и знания.

    Ребята, отправляемся в путь. (Слайд 1)

    Звучит фрагмент музыки Древней Руси.

    Хорошее настроение, новые встречи, открытия.

    Коммуникативные:

    слушают учителя выказываются.

    Регулятивные: принимают учебную цель.

    Личностные: формирование мотивации к обучению.

    3.Актуали-зация опорных знаний, выполнение задач реконструктивно-вариативного характера

    Прислушайтесь издалека доносится музыка. Вслушайтесь в неё и внимательно смотрите на экран.

    (Звучит музыка древних веков, показ иллюстраций. Слайд2).

    * Как вы думаете о чём рассказывает музыка?

    *Кто изображён в музыке?

    *Эта музыка древняя или современная?

    * Как бы вы её назвали?

    *Как вы догадались, что это древняя музыка?

    Мелодия -это главное средство музыкальной выразительности.

    Куда мы попали с помощью этой мелодии?

    «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» Так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои , ведущие народ на борьбу с врагом.

    (Слайд 3)

    Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов Михаил Кутузов. Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

    (Слайд4)

    Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве — реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским. В честь Александра Невского была написана икона.

    Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет» слова А. Невского.

    (Слайд5)

    Ребята, давайте посмотрим на картину.

    На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь изображён во всю высоту полотна, опираясь обеими руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы возвышается над нами, это придаёт образу особое величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в кованом шлеме, в стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!»

    На дальнем плане, за фигурой князя, мы видим белоснежные церкви Великого Новгорода. Отражение русского города в картине символизирует Великую Русь.

    Сейчас внимательно посмотрим

    фрагмент фильма «Александр Невский»

    Что происходит в этом фрагменте?

    Народ полон решимости защитить Родину.

    Какие черты русского характера отразил

    композитор?

    Кого называют патриотом?

    Патриот-это человек, который горячо любит свою Родину, учится, трудится на её благо. И готов встать на защиту Родины от врагов.

    Вот про таких патриотов и написал музыку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.( Слайд 6)

    Жанр услышанной музыки называется

    кантата

    (в переводе с итальянского петь)

    Кантату исполняют певцы, хор и оркестр. Запишите в тетрадь слово кантата.

    О жизни в древние века.

    Русские люди в древности.

    По мелодии.

    В древнюю Русь.

    Происходит призыв русских людей на смертный бой за матушку Русь

    Мужество, смелость, решительность, патриотизм.

    Познавательные:

    анализируют, аргументируют свою точку зрения.

    Коммуникативные:

    Строят речевые высказывания

    Познавательные:

    анализируют, аргументируют свою точку зрения

    Коммуникативные:

    Строят речевые высказывания,

    Участвуют в обсуждении содержания материала.

    4.Вокально-

    хоровая работа над фразировкой, кантиленным звуковеде-нием, правильным звукообразованием, выразительным исполнен.

    Ребята, послушайте внимательно музыку из кантаты С. Прокофьева.

    Учитель исполняет «Вставайте, люди русские»

    Какая музыка была вначале произведения?

    Передайте характер мелодии движениями рук.(Музыкально-пластические движения)

    Какими будут движения?

    Какой характер в середине произведения?

    Каким звуком нужно исполнять эту часть?

    Есть ли в этом хоре инструментальное вступление?

    Какой музыкальный инструмент звучит во вступлении?

    Каков характер звучания колокола?

    Какой характер звучания хора?

    У композитора в нотном тексте имеется указание: «решительно, мужественно».

    Какой хор звучал в этом отрывке – мужской, женский, детский или смешанный?

    Кто еще кроме смешанного хора исполнял этот отрывок?

    В какой динамике звучит весь отрывок?

    В каком темпе звучит отрывок?

    Какому музыкальному жанру близок этот отрывок?

    Вы послушали начальный отрывок. А теперь послушайте полностью хор «Вставайте, люди русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её будет исполнять? Вернётся ли в конце музыкальная тема начала?

    Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (полностью).

    Отличалась ли по своему звучанию средняя часть хора?

    Какой был характер в этой части?

    Кто исполнял среднюю часть?

    Послушайте текст, который поёт женский хор. Широко и плавно разлилась вдруг мелодия, зазвенела прекрасная высоким, чистым звоном.

    Плавная, напевная

    Мягкими плавными

    Призывный,

    Энергичный

    Крепким, отрывистым

    (Колокол.)

    (Тревожный, призывный, беспокойный.)

    (Энергичный, смелый, напряжённый.)

    (Смешанный – слышны были мужские и женские голоса.)

    (Симфонический оркестр)

    (Форте).

    (В быстром).

    (Маршу).

    (Да.)

    (Распевный, плавный, мягкий.)

    (Женский хор и симфонический оркестр.)

    Предметные: овладение навыками исполнения кантиленным звуком, правильным звукообразованием, фразировкой и выразительным исполнением

    5.Физкульт-минутка с элементами импровиза-ции.

    Придумать движения к музыке.

     

    Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения.

    Коммуникативные.

    6.Актуали-зация знаний.

    А сейчас настройтесь на слушание очень серьёзно. Кантата «Вставайте ,люди русские»состоит из нескольких частей. Мы слушаем и смотрим фрагмент «Ледовое побоище».(Слайд 8)

    Анимационный ролик и фрагмент фильма»Александр Невский».

    Внимательно слушают и смотрят.

    Познавательные

    Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

    Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного

    7.Примине-ние и формирова-ние умений и навыков.

    Рефлексия учебной деятельности.

    8. Итоги рока.

    9.Домашнее задание.

    Чтобы поделиться впечатлениями о этой музыке, разделимся на группы.

    Ребята первого ряда подумают, посовещаются:

    Что можно было услышать вначале музыки Какая она была по характеру? Выберите подходящие по смыслу слова.

    Это тема, мелодия рыцарей — крестоносцев, их нашествия. В оркестре выделяется звучание медного духового инструмента тубы. Оно получило название «Скок свиньи» Послушайте её

    Ребята второго ряда подберут слова для музыки, которая звучала в конце «Ледового побоища»

     А ребята третьего ряда посовещаются и выберут каким музыкальным термином можно определить развитие музыки от тихого до громкого звучания? Слова для справок: крещендо, диминуэндо.

    Вывод: сначала музыка была тихая- рыцари готовятся к нападению, затем выдвигаются, нападают и получают ответный удар русских войск, происходит битва и разгром крестоносцев. Оценить работу в группах.

    Работа в ТПО, стр. 30

    Итак наше путешествие подходит к концу.

    Куда же мы путешествовали?

    Давайте вернёмся к началу урока и обозначим его тему.

    Какая самая главная мысль прозвучала на нашем уроке?

    Тема нашего урока «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»(Слайд 11)

    Что означает слово кантата?

    С какой кантатой мы познакомились сегодня?

    С какими чувствами мы исполняли фрагмент»Вставайте, люди русские»Почему мы исполняли именно так?

    Кто композитор этой музыки?

    Подведём итог. Вы узнали что-то новое, интересное на уроке? Расскажите об этом родителям, друзьям.

    Завершаем урок пением песни Г. Гладкова, стихи Ю. Ентина «Край, в котором ты живешь».

    Какие черты русского характера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?

    Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?

    Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Слова для справок: крещендо, диминуэндо. Почему?

    Затаённая, тихая, зловещая, гнетущая, устрашающая

    Яркая, мощная, радостная, победная.

    Крещендо

    В древнюю Русь

    Русские люди патриоты.

    Произведение, состоящее из частей для солиста, хора и оркестра.

     

    С чувством гордости за русский народ.

    Предметные: понимать задание, стремиться выполнить задачу, установить соответствие слов и музыки, формировать выводы.

    Познавательные: уметь сопоставлять.

    Коммуникативные:

    осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, работать в группах.

    Регулятивные: умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение.

    Личностные: формирование мотивации к об

    Найти дополнительные сведения об А. Невском.

    Сделать кроссворд на стр. 24 в ТПО.

    infourok.ru

    Презентация по музыке На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу… (3 класс)


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:

    Я рада встрече с вамиМАОУСОШ № 19 г. Томскучитель музыки Барышева Г.В. «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет»Тема урока?Александр Невский
    «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…» Тема урока Повторение: вопросы и задания1. Что такое патриотизм?2. Кого называют патриотом?3. Назовите композитора Слушание:Симфония «Богатырская»А. Бородин
    Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским. В районе Спичфабрика есть улица, названная в честь Александра Невского.А.Невский Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Черными крестами были расшиты и знамена, черные кресты были на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньей». Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище. Кантата «Александр Невский»Сергей ПрокофьевСлово кантата происходит от итальянского «кантаре» , что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра. — Вставайте, люди русские,На славный бой, на смертный бой.Вставайте, люди вольные,За нашу землю честную!- Живым бойцам почёт и честь,А мёртвым — слава вечная.За отчий дом, за русский крайВставайте, люди русские!- Вставайте, люди русские,На славный бой, на смертный бой.Вставайте, люди вольные,За нашу землю честную!Слушание, исполнение:Хор «Вставайте, люди русские» Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище» 1.Какие черты русского характера отразил С.Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?2. Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?3. Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Слова для справок: крещендо, диминуэндо. Почему?Вопросы РАСПЕВКАРОССИЯ – РОДИНА МОЯ Что зовем мы Родиной?Музыка и слова Т. Бокач1.Что зовем мы Родиной? Небо голубое, Радугу над речкой, блеск праздничных огней И названье улочки с детства дорогое, И улыбку добрую бабушки своей.Припев: Родиной зовется все, что сердцу мило: Белая березка, трели соловья, Лес, поля и реки, и садов цветенье И, конечно, мамочка милая моя. 2.Что зовем мы Родиной? Край, где мы родились, Где гурьбой веселою водили хоровод, Где ходили в детский сад, где читать учились,Где дружили и росли мы за годом год.Припев:Родиной зовется все, что сердцу мило:Белая березка, трели соловья,Лес, поля и

    univerfiles.com

    Конспект урока «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

    Тема: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

    Цели урока:

    Формировать потребность в общении с музыкой.

    Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

    Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

    Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

    Обучение основам музыкальной грамоты.

    Музыкальный материал урока:

    С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).

    Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).

    Дополнительный материал:

    Портрет композитора С. Прокофьева.

    Репродукции картин.

    Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока.

    Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

    Работа по теме урока.

    Рассмотрите репродукции картин И. Билибина: «Князь Игорь» и «Александр невский».

    «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» – так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.

    В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои, ведущие на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

    «Кто с мечом на русскую землю придёт,

    от меча и погибнет».

    Александр Невский

    Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

    Вскоре после Невской битвы на руст двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, Чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй»

    Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

    «Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием – Русь.»

    О. Тихомиров

    Это историческое событие нашло отражение в киноискусстве и музыке. Кинофильм «Александр Невский» — замечательная работа режиссёра С. Эйзенштейна и композитора С. Прокофьева.

    С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

    Запись на доске:

    Слово КАНТАТА происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь».

    Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

    С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).

    Какие черты русского характера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?

    = Решительность, призыв к борьбе слышны в звучании хора «Вставайте, люди русские». Русский народ предстаёт как народ-освободитель.

    Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?

    = Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. В оркестре выделяется звучание медного духовного инструмента тубы. Оно получило название «скок свиньи»

    Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Почему?

    Слова для справок: Крещендо, диминуэндо.

    Вокально-хоровая работа.

    Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).

    Итог урока.

    С чем мы познакомились на уроке?

    Домашнее задание.

    Выучить песню. Задание на стр. 21,22.

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *