cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сообщение русские народные песни 3 класс – Презентация «Жанры русских народных песен» (3 класс)

Русские народные песни. Рассказ детям

Для того, чтобы полюбить, сжиться и сродниться с русской народной песней, достаточно её несколько раз услышать и спеть. Песня эта – выражение народных чувств. Русские народные песни знакомы нам с детства. Выучить наизусть такую песню не составляет труда – кажется, что ты её давно откуда-то знаешь.

Русские народные песни – кладовая народного творчества. Они давно обратили на себя внимание. Народная песня – это музыкально-поэтическая композиция, в которой неизвестно что ценнее: музыка или поэзия. Попытаться проникнуть в биографию замысла русской народной песни сложно. Автор её неизвестен, как она родилась, менялась, дополнялась – никто не знает. Что почерпнуто авторами песни из жизни, а что создано лишь их воображением – ни один не возьмётся ответить на этот вопрос. У каждой русской песни свой путь к известности. Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

Вот как говорил один из исполнителей русской народной песни:

— Запою я хорошую русскую песню, сидючи за столом, да с ржаным хлебом и квасом; а не будет ни хлеба, ни кваса, запою и на тощее сердце, водицей прихлёбывая, запою на радость нашему вечеру, во славу этому красному денечку, запою на утеху завтрашнему дню, на встречу новому утру.

Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект археологического исследования.

Песни разных местностей разнятся между собой и то являются вариантами уже записанных ранее песен, поющихся чуть ли не повсеместно, то представляются чисто местными, незнакомыми в других областях, часто слагаясь под впечатлением каких-либо местных событий.

Притом же русские народные песни – это не памятники только старины: живой народ ведёт живую жизнь и слагает свои песни почти непрерывно, а потому понятно постоянное внимание к песням, понятна необходимость в появлении новых сборников.

Часто персонажами русских народных песен бывали птицы:

Ждала, ждала канарейка соловья,
Ждала, ждала молоденька соловья –
А что долго соловушек не летит,
А что долго молоденький не летит?
А что долго соловушек не летит,
А что долго удаленький не летит?..

Песнями об Иване Грозном начинается ряд русских народных песен, которые могут быть названы историческими, то есть теми, которые напрямую связаны с реальной историей. Исторические песни – из той же серии, что и историческая повесть, роман, драма, баллада. О каких серьёзных событиях говорится в исторических песнях? О Семилетней войне, о турецких и шведских воинах Екатерины, о войне с Наполеоном 1812 года…

О многом поётся в русских народных песнях. Поётся с душой, с любовью.

Пусть живёт и царствует русская песня в наших сердцах!

detskiychas.ru

Русская народная музыка, русские народные песни

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). частушки. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан так называемый оркестр русских народных инструментов.

Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.

Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя Длительное испытание временем.

Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.

Тематика исторических песен разнообразна и многогранна: войны, походы, народные восстания, случаи из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов. По ним можно судить об отношении народа к происходящему, о его приоритетах и моральных ценностях.

Так, с глубокой скорбью отнеслись люди к казни бунтовщика Емельяна Пугачева, заступника угнетенных крестьян, «родного батюшки»:

Емельян ты наш, родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
…Как остались мы, сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать…

Не менее значимыми были для народа и другие провозвестники лучшей жизни — Ермак, Степан Разин, чьи подвиги и дела стали сюжетом для песен. В них восхваляются смелость и мужество, смекалка и удаль:

Что возговорит Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, воевода,
Пушкарей ты не турбачь же, свово пороху не трать же,
Меня пушечка не возьмет, меня ядрышко не убьет».

Уважение и восхищение, искреннюю любовь народа можно почувствовать в строках, посвященных казакам, — «людям вольным», которых не может устрашить ни «грозен царь Иван сын Васильевич», ни «рать великая — в сорок тысячей».

Исторические песни позволяют не только лучше узнать историю нашего народа. Они стали драгоценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.

Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.

В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа» его доброта, щедрость, душевность.

Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.

Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим «братцам» — удалым добрым молодцам, Разин говорит:

Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
Что до той ли до проточинки Червоныя,
Как до славного до острова Кавалерского.
Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,
Нам атласу и бархату по размеру всем,
Золотой парчи по достоинствам,
Жемчугу по молодечествам,
А золотой казны сколько надобно.

Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.

В XVIII — первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756—1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.

В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877—1878 годов. Эта война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.

Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.

Главное в народных песнях — выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.

goldmuseum.ru

Лирические и шуточные народные песни. 3 класс. Литературное чтение. УМК «Школа России»

Лит чт 7 урок 3 класс

Лирические и шуточные народные песни.

Цель урока:

— актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

— углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Формировать УУД:
Предметные: 

• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; 
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 
• Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа. 
Метапредметные: 
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен. 
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. 
Личностные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств. 
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее. 
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.


Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Оборудование: учебник, записи на доске, карточки с текстом песен, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.
Предполагаемый результат:

Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.

формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.

Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие  речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

— Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Чтобы выполнить работу быстро, правильно и все успеть, нам нужно соблюдать определенные правила. Я буду зачитывать правила, а вы если согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то – сидите молча.

(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
Нам важно: 
1. Доказать свою точку зрения. 
2. Перебивать товарищей. 
3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 
4. Выкрикивать свое мнение. 
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 
6. Молчать, когда спрашивают. 
7. Быть готовым протянуть руку помощи. 
8. Бояться высказывать свое мнение. 
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 
10. Обижаться и обижать товарищей. 
11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 
12. Быть бесполезным для товарищей.

2.Дыхательная гимнастика.

3.Актуализация знаний, мотивация.

— Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете, выполнив задание.  Прочитайте текст. (Текст на карточках у каждого учащегося)

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

— Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.

— Прочитаем все вместе плавно и певуче.

— Прочитаем с ускорением.

— Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.

Самоопределение к деятельности

— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

— Как вы догадались?

— Кто придумал эту скороговорку?

— Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»

Основная часть

  1. Работа с учителем.

 – Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.  

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. 

— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

2.Работа с учебником

— Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте название раздела. Прочитаем, что будем делать на уроках при изучении этого раздела. (Дети читают вслух по цепочке).

— Расшифруйте тему урока. (Рwуrсgсjкlиsе нsаqрwоvдnнzыdе пrеyсuнiи. Запись: 1- букварусского алфавита, 2 – буква английского алфавита и т.д.)

Работа по теме урока.

— Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

1. -Русские народные песни бывают разные. Послушайте запись и скажите, когда пели эту песню. (Учитель включает запись колыбельной песни)

Правильно. Это колыбельная песня. (Учитель вывешивает на доску карточку с названием «Колыбельная песня».

— Что такое «колыбель»?

Словарная работа: Колыбель (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка иликорзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

— Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.

— Может кто-то знает колыбельную песню. Напойте.

2.Познакомимся со следующим видом песен. Прочитайте текст на карточке.

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.     

— Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

     — А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

      АКШЕТОП. (На доске)

— Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)

— Итак, что такое потешка?

— Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

— Ребята, послушайте запись песни-потешки. (Учитель включает запись песни-потешки)

— Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

— А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили детей. Давайте вспомним еще одну потешку «Про козу рогатую»

Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами. 
Ножками топ-топ, 
Глазками хлоп-хлоп. 
Кто каши не ест, 
Молока не пьет, 
— Того коза забодает, 
Забодает, забодает!

3.Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.

Сценка №1 «Федул»

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг?

— Можно зашить.

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Один ворот остался.

Сценка №2 «Храбрец»

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Так не идёт.

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

— Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?

(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)

— Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.

(На доске появляется слово «Прибаутки»)

4.- Следующий вид русских народных песенок – «заклички». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.

(На доске появляется карточка со словом «закличка»).

— Послушайте песню-закличку. (В записи)

— К кому обращаются в песне. Кого кличут?

— На странице 14 прочитайте песенку – закличку.

— К кому обращаются в этой песне? Что просят дети у жаворонков.? В какое время года пелась эта песенка?

— Прочитайте песенку на стр. 15. К кому обращаются в этой песне? В какое время года пелась эта песенка? Что просят дети у жаворонков? Приведите примеры из текста.

5.- Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная песенка.(Звучит запись шуточной песенки)

— Почему? (На доске появляется запись «шуточная песенка»)

— Прочитайте шуточную песенку на стр. 17.

— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

6.-На странице 15 прочитайте песенку «Из-за леса, …»

— Кто подразумевался под образом лебёдушки?

— Когда молодая девушка покидает свой дом?

— Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

Физминутка

7.Рассказ о прикладном народном творчестве.

— В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

— Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева. Так появились первые детские куклы-игрушки, которые называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также красивый цветатстый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше. В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ рисунка «Матрешка»)

— В других мастерских делали детские игрушки из глины. Посмотрите в учебнике, какие мастера делали глиняные игрушки, свистульки для детей на странице. 14. На странице 15 ковшик, вырезанный из дерева в виде птицы.

— Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как-будто мы очутились в одной из таких мастерских и раскрашиваем куклу-матрешку. (Учитель раздает детям шаблон раскраски матрешки). А чтобы было веселей мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла»..

На карточках напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»

(Чтение слов песни хором.)

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни.

Повторение пройденного.

— С какими видами народных песен вы познакомились?

Рефлексия.

Учитель на карточках раздает тексты песен учащимся. Дети читают вслух и отвечают, к какому виду песен относится текст)

— Чем понравился урок?

— Что нового узнали?

— Чему учились?

 — Как оцениваете свою работу?

Д.З.: Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.

infourok.ru

Доклад Народная песня 3 класс, пожалуйста… -reshimne.ru

В песне — душа народа! Песенная культура является культурно-исторической основой всей русской нации. Главный собирательный признак духовного здоровья нации — это её певучесть. Все остальные критерии русской национальной самобытности вытекают, как частные, из этого основного качества души русского человека. Песня, в той или иной интерпретации, всегда воспитывала, образовывала, развивала и объединяла русских людей. В самую тяжкую годину песня давала людям новые силы. С песней на устах испокон веков свершались на Руси величайшие подвиги. Русские напевы, прозвучав сквозь лихие вихри тысячелетий, вобрали в себя живительную силу славного народа и вознеслись в ранг своего рода молитвенного действа. Совместное пение единит души людские, очищает их, сжигая в своей огненной стихии мелочь взаимных обид и сокрытых прегрешений в соблазнах мира сего. Песня — язык сердечного общения. Она звучала в сердцах людей даже тогда, когда они уже физически не могли петь. Радость, горе, битва, дорога, любовь — песня льётся широко и раздольно, то задушевно, то грозно, то победно, то в её замирающих звуках различим посмертный наказ потомкам.. . 

Русские народные песни подразделяются на: 

— русский песенный эпос (русские былины, северная эпическая традиция, сибирские былины, южнорусские и среднерусские былины, исторические русские песни, баллады, небылица и скоморошины, песни в сказках) ; 

— календарные обрядовые песни (поздравительные зимние песни, святочные песни, масленичные песни, весенние песни, семицкие песни, летние песни, песни жатвы) ; 

— семейные обрядовые песни (обряды рождения и пестования, плачи и причитания, свадебные обряды) ; 

— традиционные лирические русские песни; 

— трудовые песни; 

— отходнические песни включают следующие: бурлацкие, чумацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие; 

— удалые песни (разбойничьи, каторжные и ссыльные, тюремные) ; 

— шуточные, сатирические, хороводные песни, частушки, припевки и страдания; 

— песни литературного происхождения; 

— казачий воинский репертуар; 

— жанровые разновидности песен, связанных с хореографией: хороводные, игровые песни, песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляски, поздние танцы.

Источник: http://slavlib.ru/viewpage.php?page_id=274

reshimne.ru

3 класс. Литературное чтение. Уроки 3–4. ТЕМА. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, НЕБЫЛИЦЫ. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

3 класс. Литературное чтение.

Уроки 3–4. Тема. Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства
(учебник, с. 13–21)

Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Чтобы выполнить работу быстро и правильно, нам нужно соблюдать определенные правила. Нам важно:

1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей.

3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение.

5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают.

7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать свое мнение.

9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.

10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быстро и дружно работать в паре и группе.

12. Быть бесполезным для товарищей.

– Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят?

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя.

Высказывают предположения.

Выполняют задания

II. Изучение нового материала.

На доске записана тема: «Устное народное творчество».

– Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?

Определяют содержание урока.

1. Постановка учебной задачи.

2. Работа с толковым словарем.

– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

– Обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы урока.

Устное – уста (губы, рот): сказатель, рассказчик, певец. Устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. (Обращает внимание на слово «уста» – рот, губы.)

Народное (от слова «народ»): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен; так как нет одного автора, то автором считается народ.

Творчество (творить, творенье): создавать, рождать, придумывать, сочинять.

– С какими жанрами устного народного творчества, то есть фольклора, вы знакомы?

– Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.

– Что же такое фольклор? Как вы считаете?

Определяют совместно
с учителем толкование слов

– Песни, потешки, частушки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, сказки.

– Это произведения устного народного творчества.

Внимательно слушают.

3. Работа над русскими народными песнями.

1) Колыбельные песни.

– Фольклор передаётся из поколения в поколение устно.

– Послушайте песенку: Ай, баю, баю, баю, ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт, коту лапти плетёт.

А кот лапти износил и другие попросил.

– Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку: Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!

Ой, люли, люли, люли, прилетели к нам гули,

Внимательно слушают.

2) Потешки.

Прилетели гуленьки, сели возле люленьки,

Они стали ворковать, Диме спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте, дайте Димушке поспать.

– Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Как они называются? (Колыбельные.) Колыбельные помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу-пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали.

– Как, с каким настроением, с какими чувствами надо петь колыбельные?
– Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19).

– Для чего создавались колыбельные песенки?

– Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

– А когда ребёнок начинал делать свои первые шаги, на помощь приходили потешки, которые помогали ему развиваться, веселили его.

Петя, Петя, петушок, золотой гребешок,

Что ж ты рано встаёшь, детям спать не даёшь?

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку, водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока-белобока,

Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдали.

– Какое назначение у потешки?

– Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

– Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками, такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна ( от глагола «баять», «баить», то есть говорить, «шептать», «заговаривать».) Колыбельные песенки – это ещё и древние «заговоры», «обереги», с помощью которых матери оберегали детей.

Ребёнок учился играть. Через игру происходило освоение будущих жизненных ситуаций, воинских и бытовых.

Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают.

– Для того чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

– Позабавить ребёнка.

– Васенька, кашка, детки.

Физкультминутка

– Поиграем в игру «Селезень утицу прогонял» (типа игры «Ручеёк»)

Играют в игру

III. Продолжение изучения темы.

1. Русские народные песни.

2. Загадки.

3. Пословицы
и поговорки

– Ни одна игра не проходила без песен. Занимаясь вышивкой, прядением, очень любили петь, песня была лучшим помощником. В свободное от работы время и в праздники девушки водили хороводы и пели песни.

– Выделяют песни исторические, жизненного круга, бытовые и военно-бытовые, романсы, страдания, частушки, календарные (колядки). Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить.

– Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?

– Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали заклички, хвалебные песни, частушки.

Всё это и есть устное народное творчество.

– Прочитайте текст в учебнике о русских народных песнях на с. 14.

– Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
– По исполнению какие это песни? Когда исполнялись эти песни-заклички?

– К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.

– Прочитаем следующую песню (с. 15–16). Поделитесь впечатлениями после чтения.

– Кто подразумевался под образом лебёдушки? Когда девушка покидает свой дом?

– Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

– Любили загадывать загадки.

– В фольклоре важное место занимают пословицы и поговорки, представляющие собой краткие и простые изречения, вошедшие в речевой оборот.

• Труд и хлеб – всему голова.

• Около людей великая беда заживает.

– Попробуйте в тексте найти пословицы и объяснить их смысл.

– Что значит язык мелет? Что осуждается в этих пословицах?

Язык мелет – это означает болтливость, безответственную болтовню без меры и смысла. Есть даже поговорка: «Мели, мели, Емеля…» Первые две пословицы осуждают людей, которые говорят много и не по делу, а третья пословица осуждает неуважение к старшим и более разумным. Есть еще пословица, подходящая к нашей сказке: «Не спеши языком, торопись делом».

– Помогите собрать пословицы и поговорки:

Бережёного и… …бог бережёт.

Без труда не вынешь и… …а дома лучше.

Бьётся как… …а телегу – зимой.

В одно ухо влетело… …а в своём и бревна не замечаешь.

В гостях хорошо… …рыбку из пруда.

В чужом глазу соринку видишь… …а в другое вылетело.

Готовь сани летом… …рыба об лёд.

Внимательно слушают.

– Колыбельные песни; песни-потешки; заклички; шуточные песни; плясовые песни.

Читают отрывок в учебнике.

Читают песню (1–2 раза).

Отгадывают загадки.

Вспоминают пословицы.

• Мельница мелет – мука будет, а язык мелет – беда будет.

• Что на уме, то и на языке.

• Яйца курицу не учат.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание

IV. Закрепление нового материала

– Давайте вспомним жанры устного народного творчества.

– Прочитайте предложенные жанры УНТ и определите их классификацию.

1) Два сапога – пара. (Поговорка.)

2) На горе-горушке Хлеба просит,

Стоит старушка, Даёшь ей хлеба,

Руками машет, назад отдаёт. (Мельница. Загадка.)

3) Катилась торба Хлеб да водица

С высокого горба, Кому достанется,

А в этой торбе Тому водиться. (Считалка.)

4) Дождик, дождик, припусти, На дедову пшеницу,

Дай гороху подрасти, На наш ячмень,

Дождь, дождь, дождь, Поливай весь день. (Закличка.)

Поливай, как хочешь,

Перечисляют жанры устного народного творчества.

Выполняют задание и отвечают на вопросы

V. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение русской народной песни, пословицы, поговорки, загадки (по выбору)

Внимательно слушают

VI. Итог урока. Рефлексия

– Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

– У кого были трудности, в чём?

– Что нового и интересного узнали?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

infourok.ru

Доклад на тему Народные песни 4, 6, 8 класс сообщение

Ученые утверждают, что первобытные люди, у которых была очень плохо развита речь, общались между собой жестами, а именно, чаще всего танцами. Когда одни из них возвращались с охоты, они рассказывали про свои приключения остальным, с помощью танцев и инсценировки охоты. Шаманы же, с помощью танцев обращались к духам и потусторонним силам. Со времен первобытных людей прошло очень много лет, но и по-прежнему у каждого народа есть свой народный танец, который появился еще у истоков образования самого народа.

Танцы считаются универсальным языком, потому что, в мире огромное множество разных культур и народов, которые разговаривают на своих языках. И для полноценного общения между двумя представителями разных народов требуется знать каждому из них два языка: свой и родной язык своего собеседника. Но для того, чтобы передать свои эмоции и чувства достаточно одних только жестов, а еще лучше, когда они сопровождаются характерной музыкой, что и является танцем.  Народные танцы олицетворяют состояние души и характеристику нрава данного народа. Все народные танцы создавались сами по себе, в этом процессе не было никаких хореографов или четко определенного стиля или запретов. Все движения и сопровождающая музыка – все это шло от сердца.

Например, на Гавайях народным танцем считается танец Хула. Это серьёзный и сложный танец, так как если танцор сделает ошибку во время танца, считается, что таким образом он накликает на себя гнев богов.

В Германии – это полька. Этот танец – исключение из правил, так как его появлению способствовала только одна девушка, которая начала  своеобразно пританцовывать под одну из народных песен. Это заметил ее учитель музыки, и с того времени польку знает практически каждый немец.

Танго, наверное, самый популярный танец во всем мире, потому что – это танец любви. И его родина страна Аргентина.

Еще один, не менее известный танец родом из Испании. Переполненный эмоциями и чувственностью. От лицезрения, которого, часто наворачиваются слезы. Конечно же, это фламенко.

В России существует несколько народных танцев, наиболее популярные из них: хоровод, пляска, кадриль. Хоровод представляет собой образ солнца, которому поклонялись славяне, с помощью этого танца. Пляска и кадриль очень похожи между собой, и состоят из резких и быстрых движений. Исполняются чаще всего парой мужчины и женщины.

Народный танец – неотъемлемая часть культуры и истории. У каждого народа, существует свой танец, который считается его визитной карточкой.

Доклад №2

Народная песня – это музыкальное произведение, которое было создано народом и передавалось следующим поколениям в устной форме. В большинстве случаев автор таких песен неизвестен, по этому считается, что это произведения коллективного творчества. Когда создавались эти песни, люди были не грамотные, не умели читать и писать, и в связи с этим они не записывались, а запоминались и рассказывались.

Может существовать огромное количество видоизмененных вариантов одной и той же народной песни. Это и отличает ее от авторской. В связи с тем, что песни передавались из поколения в поколение, и между собой в устной форме многие из них менялись народом: добавлялись или убирались слова, придумывались новые окончания.

Основная тема таких песен – бытовая. Народ описывал свою жизнь, те события, которые с ним происходили, работу, чувства, переживания. Эти песни помогали в тяжелом труде, мотивировали в бою, развлекали взрослых и детей, убаюкивали, напутствовали, исполнялись на свадьбах и похоронах, во время различных обрядов, проводов, праздников. Также воспевались необъятные просторы и красота природы нашей Родины, исторические моменты и события.

Мелодия в русской народной песне играет не главную роль. В большинстве случаев она очень проста, так как создавалась без помощи музыкальных инструментов одним голосом. Не редко встречается народная песня и без привычной рифмы. Но благодаря глубокому смыслу, заключенному в песнях, они очень эмоциональны и искренни.

Русская народная песня – это национальное достояние русского народа. В ней прослеживается самобытность и уникальность нашей культуры, менталитета, мировоззрения, традиций и обычаев. Она представляет огромную ценность для всех поколений, ведь в ней заключен дух всего русского народа.

4, 6, 8 класс, в русской литературе

Народные песни

Популярные доклады

  • Доклад История Олимпийских игр 3, 4, 5 класс сообщение

    Первые олимпийские игры начали проводить в Греции, примерно в IX до нашей эры. В те далекие времена велись войны, и чтоб сохранять мир в стране и придумали проводить спортивные состязания между странами.

  • Доклад про Крота класс сообщение

    Сказочный слепой зверёк, крот, на самом деле не такой уж и слепой, как нам его представляют. Слабое зрение обусловлено его образом жизни, проводя все время под землёй, роя норы, нет необходимости иметь острый глаз как у орла.

  • Доклад Большая пирамида Хеопса семь чудес света сообщение 5 класс

    Древние египтяне большого значения придавали религии, а самое главное загробной жизни. Существование загробной жизни, в которое верили люди, очень сильно влияло на все дела в земном существовании. Многие цари, и фараоны начинали готовиться

more-dokladov.ru

Конспект урока по чтению на тему «Русские народные песни» 3 класс

ГБС(К) ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов»

г. Абакан

Открытый урок по литературному чтению

« Русские народные песни».

Провела:

учитель начальных классов

Туртугешева Н.М.

2015-2016 учебный год

Цель урока:

— актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

— углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Формировать УУД:
Предметные: 
• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
• Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
Метапредметные: 
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Личностные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.


Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Оборудование: учебник, записи на доске, карточки с текстом песен, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.
Предполагаемый результат:

Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.

формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.

Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие  речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

— Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Чтобы выполнить работу быстро, правильно и все успеть, нам нужно соблюдать определенные правила. Я буду зачитывать правила, а вы если согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то – сидите молча.

(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
Нам важно:
1. Доказать свою точку зрения.
2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи.
8. Бояться высказывать свое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей.
11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей.

2.Дыхательная гимнастика.

3.Актуализация знаний, мотивация.

— Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете, выполнив задание.  Прочитайте текст. (Текст на карточках у каждого учащегося)

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

— Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.

— Прочитаем все вместе плавно и певуче.

— Прочитаем с ускорением.

— Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.

Самоопределение к деятельности

— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

— Как вы догадались?

— Кто придумал эту скороговорку?

— Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»

Основная часть

  1. Работа с учителем.

 – Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.  

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.

— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

2.Работа с учебником

— Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте название раздела. Прочитаем, что будем делать на уроках при изучении этого раздела. (Дети читают вслух по цепочке).

— Расшифруйте тему урока. (Рwуrсgсjкlиsе нsаqрwоvдnнzыdе пrеyсuнiи. Запись: 1- буква русского алфавита, 2 – буква английского алфавита и т.д.)

Работа по теме урока.

— Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

1. -Русские народные песни бывают разные. Послушайте запись и скажите, когда пели эту песню. (Учитель включает запись колыбельной песни)

Правильно. Это колыбельная песня. (Учитель вывешивает на доску карточку с названием «Колыбельная песня».

— Что такое «колыбель»?

Словарная работа: Колыбе́ль (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

— Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.

— Может кто-то знает колыбельную песню. Напойте.

2.Познакомимся со следующим видом песен. Прочитайте текст на карточке.

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.     

— Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

     — А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

      АКШЕТОП. (На доске)

— Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)

— Итак, что такое потешка?

— Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

— Ребята, послушайте запись песни-потешки. (Учитель включает запись песни-потешки)

— Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

— А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили детей. Давайте вспомним еще одну потешку «Про козу рогатую»

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
— Того коза забодает,
Забодает, забодает!

3.Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.

Сценка №1 «Федул»

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг?

— Можно зашить.

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Один ворот остался.

Сценка №2 «Храбрец»

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Так не идёт.

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

— Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?

(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)

— Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.

(На доске появляется слово «Прибаутки»)

4.- Следующий вид русских народных песенок – «заклички». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.

(На доске появляется карточка со словом «закличка»).

— Послушайте песню-закличку. (В записи)

— К кому обращаются в песне. Кого кличут?

— На странице 14 прочитайте песенку – закличку.

— К кому обращаются в этой песне? Что просят дети у жаворонков.? В какое время года пелась эта песенка?

— Прочитайте песенку на стр. 15. К кому обращаются в этой песне? В какое время года пелась эта песенка? Что просят дети у жаворонков? Приведите примеры из текста.

5.- Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная песенка. (Звучит запись шуточной песенки)

— Почему? (На доске появляется запись «шуточная песенка»)

— Прочитайте шуточную песенку на стр. 17.

— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

6.-На странице 15 прочитайте песенку «Из-за леса, …»

— Кто подразумевался под образом лебёдушки?

— Когда молодая девушка покидает свой дом?

— Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

Физминутка

7.Рассказ о прикладном народном творчестве.

— В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

— Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева. Так появились первые детские куклы-игрушки, которые называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также красивый цветатстый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше. В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ рисунка «Матрешка»)

— В других мастерских делали детские игрушки из глины. Посмотрите в учебнике, какие мастера делали глиняные игрушки, свистульки для детей на странице. 14. На странице 15 ковшик, вырезанный из дерева в виде птицы.

— Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как-будто мы очутились в одной из таких мастерских и раскрашиваем куклу-матрешку. (Учитель раздает детям шаблон раскраски матрешки). А чтобы было веселей мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла»..

На карточках напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»

(Чтение слов песни хором.)

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни.

Повторение пройденного.

— С какими видами народных песен вы познакомились?

Рефлексия.

Учитель на карточках раздает тексты песен учащимся. Дети читают вслух и отвечают, к какому виду песен относится текст)

— Чем понравился урок?

— Что нового узнали?

— Чему учились?

 — Как оцениваете свою работу?

Д.З.: Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *