cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сообщение на тему дымковская игрушка 3 класс – Дымковская игрушка (доклад, 3 класс)

Содержание

Дымковская игрушка (доклад, 3 класс)

Дымковская игрушка очаровывает своими простыми, плавными линиями , яркими красками и заложенными в нее хорошими эмоциями. Более четырехсот лет в Кировской области производят эти традиционные игрушки, давно уже переставшие быт только детской забавой и превратившиеся в предмет коллекционирования.

Откуда взялась дымковская игрушка?

Считается, что изначально все дымковские игрушки имели форму свистулек и создавались к ежегодному весеннему празднованию, частью которого были песни, пляски, свист и ярмарка. Форма первых дымковских свистулек была незамысловата – чаще всего это были барашки, утки, лошадки или другие животные. Годы спустя, когда праздник уже перестали отмечать, мастерицы продолжили создавать дымковскую игрушку для детей или в подарок.

С тех времен популярными стали разные композиции: мамы с малышами, барашки, петушки, играющие дети, скоморохи, богато одетые барыни и кавалеры.

Как делают дымковскую игрушку?

Каждая дымковская фигурка неповторима. И в самом начале истории дымковской игрушки и в наши дни ее лепят вручную опытные мастера, прошедшие специальное обучение.

Основой для изготовления фигурки служит глина, перемешанная с мелким песком. Из этой пластичной массы создают тело и мелкие детали игрушки, а потом их аккуратно соединяют и приглаживают так, чтобы все части стали единым целым.

Для того, чтобы изделие стало крепким, игрушку хорошо просушивают и обжигают в печи, как это делают с глиняной посудой. После обжига игрушка покрывается белилами и раскрашивается. В древние времена для росписи дымковских фигурок использовали природные красители, но сегодня мастера работают с современными синтетическими красками, которые превосходят натуральные красители по стойкости и яркости. Для придания игрушке особой праздничности, ее узоры дополняют деталями из очень тонких листочков настоящего золота или другого металла золотистого цвета.

Современная роспись на дымковской игрушке отличается от того, что можно было увидеть на игрушках столетия назад. В самом начале дымковского промысла у мастериц не было кистей, им приходилось работать палочками и перышками. Из-за этого рисунок на игрушках был прост и лаконичен. В наши дни художникам доступны разнообразные кисточки, отличающиеся по жесткости и толщине. Это позволяет украсить игрушку затейливым орнаментом изящных завитков и привнести что-то новое в старые традиции.

Особенности росписи дымковских игрушек

Роспись, украшающая игрушку, может показаться незатейливой. Но все детали этого простого орнамента складываются на игрушке в удивительную яркую мозаику цветов. Основными элементами росписи являются круги, прямые и волнистые линии. Все эти делали расположены на игрушке таким образом, чтобы контрастность цветов подчеркивала яркость каждого элемента.

Дымковский промысел в наши дни

Многие знакомятся с дымковской игрушкой еще в детстве: в образовательную программу детского сада и школы входят уроки, на которых детям показывают изделия дымковского промысла и рассказывают об особенностях и истории дымковской игрушки.

Несмотря на многовековые корни, производство дымковской игрушки существует и по сей день. Из года в год, от мастера к мастеру передаются особые секреты мастерства, делающие игрушку такой интересной и живой.

dokladiki.ru

Доклад Дымковская игрушка

Родом дымковская игрушка из заречной слободы Дымково близ города Вятки (современного Кирова). Этот старинный промысел зародился в 15 веке.

Происхождение промысла, по преданию, связано с вятским народным праздником «Свистопляской». В старину праздник начинался панихидой по погибшим в «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами. Затем начиналась прогулка с увеселениями, катанием глиняных шаров с откоса в ров, свистом, плясками, продажей сладостей и глиняных кукол «в честь оставшихся после сражения вдов». Со временем ритуал перешёл в торговлю глиняными игрушками, праздник трансформировался в ярмарку — «Свистунью».

Типичные образы дымковских игрушек:

барыни и кавалеры, всадники; домашние животные — кони, бараны, козлы, собаки; птицы — индюки, петухи и уточки.

Процесс создания дымковской игрушки:

  1. Лепка.  Традиционно, используется красная глина, вперемешку с мелким речным песком. Для каждого персонажа есть свои приёмы лепки, при этом все детали будущей игрушки выполняются отдельно. Из комка формируется тело, к которому присоединяются остальные части, переходы тщательно примазываются. Фигурка сверху старательно оглаживается мокрой тряпочкой.
  2. Обжиг.  Чтобы готовая скульптурка не треснула, она сушится несколько дней на открытом воздухе, а затем докрасна прокаливается в русской печи. Остывают игрушки медленно, вместе с печью. В наше время обжиг проводят в специальных муфельных печах.
  3. Обеливание.
    Обожженную остывшую заготовку перед росписью обязательно обеливают, для того чтобы краски звучали ярче. Раньше фигурки окунали в болтушку — мел, разведённый на молоке. Молоко скисает и образует на поверхности прочную пленку казеинового клея. Сейчас для обеливания применяют темперную краску.
  4. Роспись дымковской игрушки яркая и фантастичная.

Традиционные цвета : красный, оранжевый, жёлтый, синий, лиловый, голубой, зелёный. Чёрный цвет используется для наведения деталей.

В старину, краски растирали с яйцом, добавляли перекисший квас или уксус. Рецепты красок хранились в секрете. В настоящее время используют гуашевые, темперные и акриловые краски.

Инструменты для росписи  мастерицы делали из подручных материалов. Это были лучинки для наведения тонких линий, тычки для рисования кружков и точек, самодельные кисточки из куриных перьев. Современные мастера используют ворсовые кисти разного размера.

Характерные узоры: круги, кольца и точки, листики и ромбы, волны, полосы и линии.

Основные приёмы нанесения орнамента: тычок, примакивание, наводка.

Последовательность росписи проходит в определённом порядке: сначала на фигурке прорисовывается лицо (глаза, брови, рот и щёки), затем оформляется голова (головной убор, грива, рога), далее выполняется орнамент на теле или одежде.

Нанесение позолоты — заключительный штрих декорирования. Поверх краски наклеиваются кусочки сусального золота или потали (смесь меди и цинка) в виде ромбиков и листочков. Тончайшие металлические пластинки кисточкой, смоченной в яичном белке прикладываются к поверхности и аккуратно расправляются сухой кистью. Сочетании ярких красок и блестящих элементов придают особенный праздничный вид игрушкам.

Дымковский промысел развивался 400 лет. К началу 19 века в год изготавливали на продажу более 100 тысяч фигурок. Работали семьями, самые известные фамилии дымковских умельцев — Никулины и Кошкины.

В начале 20 века дымковская игрушка перестала пользоваться спросом, и промысел едва не погиб. Сохранению ремесла мы обязаны мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, передавшей свои знания потомкам, и художнику Алексею Деньшину, который приложил огромные усилия, чтобы возродить промысел.

Сообщение-доклад Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – это удивительно красивые творения, художественный промысел Дымково, который сейчас относится к Кирову. Это очень древний народный промысел, которому уже больше 400 лет.

Вначале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Праздник этот начинался панихидой по погибшим в «хлыновском побоище», а заканчивался игрой на свистульках и плясками. Поэтому к нему женщины делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.

Дымковские игрушки лепят только вручную, поэтому двух похожих не существует. Сырьем для них является местная глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение.

Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи. Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.

В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки птиц, домашних животных, людей. Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми.

Дымковская игрушка уже давно является отличительной чертой Кировской области. Ей даже установлен памятник.

2 ,3, 4, 5, 6, 9 класс для детей. На тему Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Популярные доклады

  • Доклад-сообщение Древнее двуречье 5 класс по истории кратко

    Двуречьем или междуречьем, называли долину между двумя реками Тигром и Евфратом, которое возникло 5 тыс. лет до нашей эры. В истории известно как Месопотамия, что в переводе с греческого обозначает междуречье.

  • Доклад Кедровка 2, 3, 4 класс окружающий мир сообщение

    Кедровка-птица, живущая в лесах таёжного типа Европы и Азии, от Скандинавии и Альп до Камчатки, Курильских островов, Приморья, Японии и Китая.

  • Доклад Среда обитания организмов 5 класс сообщение

    Что же такое среда обитания? Это природа вокруг живых существ. Именно она даёт всё необходимое для жизни (пищу, условия для жизни и размножения) и именно в неё организмы выделяют продукты обмена веществ.

more-dokladov.ru

Сообщение доклад Дымковская игрушка 2, 3, 4, 5 класс (описание для детей)

Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отмечали весенний праздник с ласковым названием Свистунья, посвящённый богу Солнца Яриле. Лепили перед праздником из глины различные свистульки, раскрашивали их яркими красками. Часто их продавали на ярмарках, привозили в подарок детям. Дело было семейное, передавалось из поколения в поколение по женской линии, от матери к дочери. Так складывались династии мастериц, у каждой был свой творческий подход. В дымковской игрушке отражался внутренний мир каждой мастерицы, эмоциональный настрой автора.

С годами праздник отмечать перестали, а игрушки из глины делают до сих пор. Получили они со временем название – дымковская игрушка. Каждая мастерица создавала свою игрушку и по-своему расписывала её. Ни одна форма или рисунок не повторялись, так как и лепка, и раскраска выполнялись произвольно.

Материал для игрушек использовали местный. Это была красная глина хорошего качества, смешанная с мелким речным песком коричневого цвета. Материал тщательно перемешивали и перетирали. Все фигурки людей, животных и птиц лепили отдельно, а потом скрепляли глиной в одну композицию. Сушили долго, иногда даже больше месяца. Затем обжигали в специальной печи при температуре 900 градусов. Краску изготавливали самостоятельно, у каждой мастерицы был свой секрет её приготовления. Чтобы были игрушки ярче и хорошо блестели, их покрывали взбитыми яйцами. Для рисования использовали обычные пёрышки или заострённые палочки.

В настоящее время для раскраски игрушек используют анилиновые краски и кисти хорошего качества, чаще колонковые. Это облегчает работу мастериц. Для росписи, как и много лет назад, используют геометрические фигуры, которые наносятся по определённым схемам. Клеточки, кружочки, полоски и точки каждая мастерица рисует по своей системе. До сих пор многие мастерицы лепят и раскрашивают различных птиц, животных, сюжеты из жизни людей. Яркие весёлые игрушки можно встретить не только во многих городах России, но и за рубежом. Многие из них украшают музеи декоративно-прикладного искусства. В городе Кирове, в 2010 году, поставили памятник, напоминающий дымковскую игрушку, как дань благодарности всем мастерицам за их талант и терпение.

Дымковская игрушка пережила множество исторических событий, но сохранила при этом исконно русские традиции.

Сообщение на тему Дымковская игрушка

Глиняные свистульки в деревне Дымков вятской губернии получили название «Дымковские игрушки». Так как их делали из глины для развлечения ребятишек. Многие годы семьи ремесленников передавали традиции из поколения в поколение. Такие поделки делали для праздника под названием Свистунья. В этот день проходили народные гуляния и народ покупал на ярмарках и пел со свистульками на улицах города. Весёлый свист стоял по московским и оренбургским городам. Глиняные поделки — символ кировского народа.

На изготовление красочной игрушки требуются умелые руки, глина проходит обработку заранее, затем покрывается белой основой, чтобы точнее выделить линии, и краски смотрелись ярче на светлом фоне. Раньше копали глину в ручную, сейчас прогресс меняется, и весь материал поступает в готовом виде. На развитие умений и навыков требуется целая жизнь и опыт. У каждого мастера свой мастерский почерк.

Есть в ней основные элементы в рисунке: кружочки, точки, окружности, готовые золотые ромбы, волнистые линии, перекликающиеся с яркими точками. Для изготовления разноцветных(жёлтых, красных, зелёных) кругов, окружностей применяются специальные приспособления: свёрнутые трубочки бумаги, тычки, золотые пластинки, кисточки. Основным элементом в лепке являются оборки в юбках, хвостах индюка и петуха. Игрушки привлекают яркими цветовыми решениями. Геометрические узоры напоминают символы жизни, строения ростков, стихии воды. Практикуется использование синих волнистых линий, ярких точек, зелёных контуров листочков.

По этим игрушкам можно складывать сказки про жизнь вятского народа, узнать их ремесло и обычаи, народные праздники и традиции. Можно рассмотреть животных, различных персонажей из народной сказки, успокаивать маленьких детей. В них ремесленники вложили свою любовь и тепло сердца.

Рассматривая игрушки можно представить оживление на ярмарке, народные гуляния.

В 2011 году был открыт исторический музей с материалами дымковских мастеров под названием «История и современность».

2, 3, 4, 5 класс

Картинка к сообщению Дымковская игрушка

Популярные сегодня сообщения и доклады

  • Сообщение доклад про Марко Поло

    Марко Поло родился в Венеции, в купеческой семье, предположительно в середине XIII века. Венецианские купцы в поисках новых рынков сбыта старались исследовать неизвестные страны

  • Доклад на тему Снежный барс Ирбис сообщение 2, 3, 4, 5 класс

    Снежный барс – это очень красивое большое животное, принадлежащее к семейству кошачьих. Также его называют снежная пантера или ирбис.

  • Доклад на тему Косуля

    Косуля – это маленький, грациозный евразийский олень семейства парнокопытных. Различают два вида косуль: европейскую или западную косулю и более крупную сибирскую. Несмотря на распространение

  • Доклад Иван Федоров — первопечатник сообщение 3, 4, 6 класс

    Рождение русского человека, который навсегда вошёл в историю, произошло примерно с 1510 по 1530 года. Точная дата так и осталась неизвестной. Предположительно это случилось в Калужской губерн

  • Доклад про Спорт

    Профессиональный спорт появился относительно недавно, хотя как часть культуры спорт существует со времен зарождения цивилизаций. Многие знают истории об играх в ацтекской цивилизации, где спо

  • Сообщение на тему Еж доклад

    Еж – маленький лесной зверек, герой любимых детских сказок. Тело животного покрыто шерстью и панцирем из игл, которые являются его главной защитой от врагов. У ежа небольшая вытянутая мордочк

doklad-i-referat.ru

Доклад на тему Дымковская игрушка (сообщение)

Дымковская игрушка — необычайно красивое изделие, изящно вылепленное и искусно раскрашенное. Каждую игрушку мастер создает руками, вкладывая в нее свою душу и фантазию. В профессии задействованы чаще всего женщины. Их богатое воображение превращает твердый кусок глины в произведение искусства. Умелые руки тонко расписывают наряды и убранства. Мастерицы погружаются в мир первобытности, изучают символику цвета и древние традиции. Яркость красок поражает. Желтый, красный, оранжевый цвета — символы красоты, огня.

Свое название дымковская игрушка берет от слободы Дымково, что расположена на реке Вятка. Промысел зародился более полувека назад. В старину вятский народ отмечал самобытный праздник – Свистопляска. Народные гулянья проходили шумно, весело, с песнями и свистом. Считалось, что свист и шум отпугивает злых духов. Готовясь к празднику, женщины мастерили свистульки из подручных материалов – глины. Их обжигали в жаркой печи, белили мелом с молоком, расписывали порошковыми красками. Для росписи узоров использовали лучинки и перья.  Для придания блеска покрывали взбитым яйцом.

Сюжет изделий брался из бытовых сцен: барышни в широких платьях, кавалеры на лошадях, домашние животные, птицы с пышными хвостами, медведи. Все игрушки расширяются к низу, чтобы глина не треснула при сушке. Отличительной чертой является узор из геометрических фигур в сочетании с гладкоокрашенными участками. Например, кофта барышни полностью красного цвета, а рисунок пышной юбки – желтые и синие круги на белом фоне.

В настоящее время процесс изготовления остался прежним. Сначала мастер перемешивает ярко-красную глину с речным песком, хорошо разминая ее. Затем по частям лепит изделие: туловище, конечности, украшения. Соединяя детали воедино, мастер заботливо разглаживает стыки мокрой глиной, чтобы не было швов и неровностей. Процесс сушки занимает от двух до пятидесяти дней. Далее игрушки обжигают в специальных печах при температуре 700-900 градусов. После обжига фигурки становятся красно-коричневыми, и их необходимо побелить. Делают это специальными порошковыми белилами, покрывая в несколько слоев. Побелка делает поверхность более ровной и придает живую яркость цветам. Для росписи используют темперные или акриловые краски и тонкие мягкие колонковые кисти. Последовательность росписи играет особую роль. Сначала раскрашиваются более светлые участки, потом, слой за слоем, наносятся более темные. В конце прорисовывают мелкие детали: глаза, брови, усы, орнамент. Завершают узор покрытием из сусального золота.

Дымковская игрушка широко используется в детском творчестве. Нарядность и простота делают ее восхитительной.

Русский народный промысел сохранился до наших дней, а дымковская игрушка стала символом Вятского края.

Дымковская игрушка

Интересные ответы

  • Великобритания — сообщение доклад

    Территориально Великобритания представляет собой крупный остров к северо-западу от континентальной части Европы. Великобританию омывают Атлантический океан, Северное, Кельтское море, проливы Па-де Кале и Ла-Манш

  • Город Лондон — сообщение доклад

    Лондон – это уникальный древний город, третий по величине в Европе, столица Великобритании и Северной Ирландии. Лондон был основан римлянами в 43 году нашей эры.

  • Джек Лондон — сообщение доклад 5, 6 класс кратко

    Одним из известных американских писателей, прославившихся своими рассказами и романами, где присутствует много приключений и путешествий, является Джек Лондон. Жизненный путь автора удивительных произведений,

  • Климат — сообщение доклад

    Климат – многолетний режим погоды, устоявшийся на определенной территории. Существует ряд факторов, характеризующий каждый тип.

  • Жизнь и творчество Стивена Кинга

    В каждом жанре литературы рано или поздно появляется автор, чей гений на протяжении десятков лет не осмеливается оспорить ни один другой автор. Таких писателей чтят целые поколения. Начиная с 1959 года, на Олимп в жанре ужасов взошёл Стивен Кинг.

sochinite.ru

История дымковской игрушки кратко — Домашний бизнес

«Дымковская  игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.»Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна.
Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков.Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.

 

Особенности  глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.

Готовую игрушку оставляют сушиться  в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал  белое покрытии для дымки. Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть. Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой. Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.

Изображения на Дымковских игрушках 

Дымковские игрушечные мастера  были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщинс кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова. В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки. Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться.Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин. Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.

Дымковская игрушка сегодня

Позднее Кировский Союз Художников создал Художественный совет для оценки  использования традиционных канонов при изготовлении Дымки. Игрушки, не приготовленные по традиции, были сразу же уничтожены молотком. Этот метод препятствовал появлению новой ветви нетрадиционной «Дымковской игрушки».Сначала производству Дымки обучались в семьях, а знания передавались от матери к дочери. Но к 60-м годам философия стала менее жесткой, и учеников можно было брать не из родственников. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисованию и композиции и пройти уникальный тест: перед учениками была поставлена ​​простая фигура, из которой они должны были сделать точную копию. Они копировали эти общие игрушки, пока не достигли совершенства, а затем создали свои собственные формы. Давным-давно многие люди хотели стать мастерами Дымки, но сегодня в школе всего от 7 до 15 человек.

Самая большая коллекцию «Дымковской игрушки»можно найти в музее и «Дымковской игрушки» и в Художественном музее Вятки Васнецова. 

Техника изготовления дымковской игрушки

Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.

Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.

mirzam.ru

Дымковская игрушка — история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка). 

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

 

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.  

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров. 

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

7gy.ru

Дымковская игрушка: сообщение | Kratkoe.com

Дымковская игрушка краткое сообщение расскажет Вам много полезной информации об одном из старейших народных русских промыслов. Информация о дымковской игрушке может быть дополнена интересными фактами.

Дымковская игрушка: сообщение

Дымковская игрушка: история создания

Данный народный промысел родом из Дымковской слободы, современная территория города Кирова. С созданием этой игрушки связана одна интересная легенда. Много веков назад к стенам города подошло два дружественных войска. На улице была уже ночь и ничего не видно. Они решили, что перед ними стоит враг и начался страшный бой. В сражении много воинов погибло. После такого трагического события было решено править каждый год по весне тризну. С годами о происшествии было забыто и вместо тризны появились «свистопляски» — народные гуляния. Женщины занимались лепкой различных шариков и фигурок из глины, которые красочно расписывали. На гуляньях весело свистели этими фигурками, а шариками, внутри которых были горошины, кидались друг в друга, создавая дополнительный шум. Так гулянья превратились в традицию по лепке керамических изделий, игрушек с особенными росписями, ставшими настоящей визитной карточкой Кирова. Кроме того, в пределах Дымковской слободы находились залежи глины, что также сыграло свою роль.

Дымковская игрушка: особенности и процесс изготовления

Дымковская игрушка от других отличается статуэток и фигурок отличается тем, что она может трещать, свистеть, грохотать, то есть создавать шум.  Ее первоначальное предназначение – разогнать злых духов, которые шум таки не любят. Сегодня разгоном злых сил не занимаются, однако дымковская игрушка заняла прочное место в ремесленном промысле России, оставив при себе прежний способ изготовления и росписи. 

Процесс создания состоит из нескольких этапов:

Лепка полностью ручная. Поэтому среди огромного количества дымковских игрушек вы не найдете двух одинаковых. Каждая из них уникальна по-своему. Для поделки используют ярко-красную глину вперемешку с речным песком. Каждая часть создается отдельно, потом скрепляется между собой красной жидкой глиной. Стыки для плавного перехода затирают мокрой тканью. В лепке дымковской игрушки составляет туловище. Вначале скатывают шарик, а после из него вытягивают нужную форму. Аналогично делаются и другие детали. В конце игрушку украшают колечками, колбасками, шариками, канавками. Особенность изделия в том, что все они к низу расширяются (дамы в пышных платьях, мужчины часто на конях, а животные на коротких ножках). Благодаря этому в процессе сушки игрушка выдерживает тяжесть веса и не видоизменяется.

Длительность сушки изделия зависит от его размеров и климата внутри помещения В среднем процесс занимает ль 3 дней до месяца.

Раньше дымковские игрушки обжигались в деревенских печах: их клали на противень и устанавливали на дрова. Как только изделие накалилось, его остужали. Сегодня обжиг проводят в специальных печах, которые значительно экономят время. 

После обжига игрушка стает красно-коричневого цвета. Перед нанесением узора ее выбеливают специальным раствором из скисшего молока и мелового порошка. Когда раствор затвердевает, на поверхности изделия создается ровный слой белого цвета.  Благодаря этому можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной.

Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных и ярких цветов с геометрическими формами. Изначально использовали краски разведенные уксусом, квасом или же растертые на яйце. Наносилось 8 основных цветов палочками, на которых были накручены тряпочки. Для прорисовки бровей и глаз использовались лучинки-палочки. 

Сегодня мастера рисуют специальными красками для керамики, гуашью или акрилом, растертым на яйце.  Рисунок наносится кистями. Классическая роспись состоит из гладкоокрашенных частей и крупных геометрических узоров. Цвета контрастные, перемежаемые с черным и белым, используются листки сусального золота. Чаще всего для росписи игрушек берут синий, красный, зеленый, малиновый, голубой, оранжевый, черный, изумрудный и коричневый цвета.  

Рисунок наносится последовательно: волосы, глаза, брови, головной убор, юбка. Для придания узору дополнительного блеска наклеивают сусальное золото. Узор сочетает в себе цветовые решения и геометрические фигуры: круги, кольца, полоски, змеи.

Интересные факты о дымковской игрушке

  • Несмотря на то, что дымковскому промыслу уже 400 лет, к ХХ веку он пережил упадов. В 1942 году благодаря художнику Алексею Деньшину он получил вторую жизнь, став визитной карточкой Кирова.
  • В СССР дымковскую барыню изображали на автоматах с газировкой.
  • Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.
  • Секрет изготовления игрушек в семье передавался по женской линии.
  • Символ «дымки» — барыня.

Надеемся, что «Дымковская игрушка» доклад помог узнать о народном русском промысле, который возник 400 лет назад. А краткий рассказ о дымковской игрушке для 2 класса Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

kratkoe.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *