Русский язык 3 класс повторение за год упражнения – Учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс) на тему: Итоговое повторение по русскому языку 3 класс
Тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса (за третью четверть)
1. Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы и имена прилагательные.
Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок (3) любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую (3) трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !
2. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.
Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.
3. Вставьте, где нужно мягкий знак. Напиши слова в два столбика.В 1-й напиши слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во 2-й – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих. В существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?
Доч, двер, медал, степ, лебед, печ, грач, молодежь, морковь, врач.картофел, мощ, упряж, брош, связ,борщ, чуш, глуш, роскош, лож, проруб,кроват, скатерт, мелоч(1).
4. Просклоняйте словосочетания. Выделите окончания.
Зимний шарф, тёплое пальто.
5.Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж, род и число имён прилагательных, выделите окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле.(4)
6.Спишите, дописывая окончания имён прилагательных Определите род и падеж имён прилагательных и существительных.
В майск.. ночи пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
7.В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
infourok.ru
Дидактический материал по русскому языку для 3 класса (повторение)
1.Списать, вставить пропущенные буквы
Приход в..сны
В начале мая приехал я из М..сквы на Бел.. море. Я наблюдал за ходом в..сны прямо из ..кна домика. Перед м..им ..кном был палисадник. Там росли м..лоденьк.. б..рё..ки. Через их тонкие ветки мне была видна просторн.. гла..ь Белого моря. Оно уже очистилос.. ото льда. Огромны.. стаи гусей и уток н..слись над в..дой. Птица л..тела с юга н..чами. Море сер..брилось и бл..стело.
Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения.
Выписать 4 слова с безударными гласными, рядом записать проверочные слова.
2. Озаглавить текст, поставить знаки препинания. Исправить ошибки, допущенные при записи слов на доске.
У сережы жыльцова аппендицит ему сделали операцию он давно не ходит в школу мальчика пришли проведать женя щюкин и аня чяйкина ани рассказали товарищю ошкольных дилах женя научил ево решать новый вит уравнений сережа был рат приходу друзей
Харошые у мальчика товарищи
Выписать любые два слова с безударными гласными и разделить их для переноса.
Выписать два словарных слова, указать, сколько в них слогов, букв, звуков.
3. Списать, вставить пропущенные буквы
Радость
Прошли сил..ные д..жди. Журч..т по п..лям руч..и. Р..бятишки б..гут (в) овра… На дне его потоки в..ды. Вот где раздол..е! Мальчики делают запруду. Юра Васил..ев спускает на воду лодоч(ь)ку из бумаги. У Андрюш.. В..р..бьева готов кораблик с парусом. По оз..ру уже плывет цел.. фл..тилия.
В первом предложении надписать части речи.
Подчеркнуть предложение с восклицательной интонацией.
Разделить для переноса слова: ручьи, раздолье.
К слову флотилия подобрать и записать проверочные слово.
4. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выполни полный разбор последнего предложения, выпиши словосочетания из последнего предложения.
Рыбы …дят водоросли, ч…рвей. Ср…ди рыб есть ло…кие охотники за насекомыми. Они хв…тают их не только под в…дой, но и на л…ту. Л…щи гл…тают улиток. Часто пища с…ма — в…дяная крыса. Зубастая щ…ка гл…тает к…лючего ерша. Акула – лисица нап…дает на рыбий косяк и глушит рыбу хв…стом. Уд…вительней всех эл…ктрический угорь. Он бьёт мелкую ры…ку током.
Разбери по составу слова :водяная , охотники , зубастая.
5. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выполни полный разбор первого предложения, выпиши словосочетания из первого предложения.
На кр…ю п…ляны ст…ит высокая б…рёза. Рядом с ней де(д,т)ская пл…ща(д,т)ка. Мя…кая тр….(в,ф)ка под дер…вцем уже покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на ни…кий гла…кий п…нёк и любуюсь б…рёзкой. Вот ср…ди опавших листьев прошуршала мы…ка. На ветку села лё…кая птич…ка. На у…кой тро…ке по(е,я)вляется ко(ж,ш)ка. Д ует ре…кий ветер. Погода портится. Быстрой похо(д,т)кой я дохожу до решётки сада.
Разбери по составу слова : прошуршала ,птичка , походкой.
6. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни главные члены.
По н…чам в с…дах пели сол…вьи. На бульваре распускались клейкие т…поля. В мрач…ном л…су приутихли птицы. Грус…но ст…ит одинокое дер…вце. Августовским утром бабушка ш…ла занавески. В пустынных ущельях бродят туманы. Вд…ли заклубились гигантские облака. Изре…ка наб…гал лё…кий в…т…рок.
Разбери по составу слова : набегал , бабушка , ветерок.
7. Спиши предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выполни синтаксический разбор всех предложений.
Ст…ял жаркий д…нёк. Вдруг пот…нул в…терок. Наб…жала синяя туч…ка. Она (не)закрыла солнышко. Пошёл дождик. Со…нце осв…щало окрес…ность. Д…ждевые капли т…жело ударяли по тра…ке и цв…точ…кам. Они пов…сали на л…сточ…ках и тр…винках. В каждой д…ждинке играл солнеч…ный луч… .
8. Спиши , вставляя пропущенные буквы.
Б…рёза – одно из самых кр..сивых наших д…ревьев. Белые с чёрным р…сунком ств…лы б..рёзы имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объ…сняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество . Если вы в чёрном пальто неосторожно прислонитесь к ств…лу м…л…дой б..рёзы, на одежде останется белое п…тно, как от мела.
Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разделите его для переноса.
Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Поставьте ударение. Напишите проверочные слова.
В тексте подчеркните все глаголы.
9. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В в…сеннем л…су ветер свободно гуляет. Ничто (не)мешает ему к…чать серё…ки у ол…хи. Он (п…д)хватывает пыл…цу. Пыл…ца л…тит по всему лесу. Со…нце (о)св…щ…ет яркие и пуш…стые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шм…ли. (Пр…)л…тают первые бабоч…ки. Как всё нарядно!
Выполни морфологический разбор слов у ольхи; в весеннем (лесу), гудят
10. Вставь пропущенные буквы.
Быль за ска…кой не угонится.
На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.
Ле..ка ноша на чужом плече.
Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….
Одному вер…ки, а другому коре…ки.
11. Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните все глаголы.
Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !
12.Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.
Воскрес…ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас…ным,
дерев…я, праз…ничные, ст…яли
соком,чудес…ная, нал…лась, алым, з…мляника
были, яго…ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес…ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг…дами, он, сла…кими, бабушку, св..ю
13. Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.
Светло, светлый, светлячок, светлеет.
Лиса, лисичка, лисонька.
Коса, косичка, косы.
Зелёный, зелёнка, зелень.
Земля, земляной, земли, землица.
Добро, добродетель, добренький.
Солонка, посолить, недосол.
14.Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.
А куропатки корм ищут и не ч…вствуют опас…ности.
К ним ползёт л…са.
Ярос…но затрещала с…рока.
Л…сич…ка ре…ко прыгнула, но куропатки разл…телись.Чудес…ное раннее утро.
Заметила ужас…ную хищ…ницу.
Тут прил…тела с…рока, осм…трела окрес…ности.
На л…сной п…лянке груп(п)а куропаток.
Над существительными надпиши падеж
15. Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.
Выделите орфограммы.
Зина терпеливо принялась обяснять задачу.
Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся.
На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.
Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.
Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые
морозом гроздя красной рябины.
Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.
16. Спиши, исправляя ошибки. Не забудь выделить орфограммы.
В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.
Выполни фонетический разбор слова аллея
17. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
Собака — друг человека, а волк -… .Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Кисель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром …
18. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и существительные к которым они относятся. Укажи число, род и падеж
Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель розовая . И еловые шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.
19. Спиши словосочетания.
Бел.. равнина, звездн.. небо, дождлив.. лето, душист.. почка, быстр.. олень, главно..богатство, зелен.. поле, ржан.. мука, парн.. молоко, ранн.. час, громк.. крик, тонк.. кисточка.
Укажи род имен прилагательных.
20. Вставьте разделительный Ъ или Ь.
Хлоп..я, в..юга, под..ёмный, об..ект, под..езд, раз..ярить, варен..е, полоз..я, об..ём, от…езжать, счаст…е, ненаст…е, весел…е, пред…явить, об…единение, раз…яснение.
Найди имя прилагательное. Выполни его морфологический разбор.
Разбери слово объект фонетически
21. Вставьте пропущенную букву, рядом запишите проверочные слова
Звёз__ное, выл__пить, со__нце, н__бесный, сер__це, ст__рожка, окрес__ный, мес__ный, з__лёный, извес__ный, радос__ный, с__сновый, грус__ный, р__дина, в__ренье.
22. Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки.
(До) води дело (до) конца. Цветы (под) резали (под) корень. Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу. Лодка (от) плыла (от) берега. Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.
23. Разбери по составу слова:
Подбородок, снеговой, головушка, молодое, лисята, походы, берёзка, ушастый, травушка, воронята, учитель, дымоход, подсвечник.
24.Спиши, раскрывая скобки. Раздели слова на слоги. Над существительными надпиши число, род, падеж
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Лежит доска на болоте, (не) сохнет, (не) гниет, (не) ржавеет. Я (не) навижу уроки музыки.
25. Прочитай. Спиши. Укажи время и число глаголов.
Зимой нерпа из воды всё время выглядывает. Для этого она во льдах даже лунки оставляет. Высунется из воды, посмотрит по сторонам – и опять в море нырнёт. Поэтому все думают, что она очень любопытная.
Выпиши из текста 3 слова с безударными гласными, рядом запиши проверочные слова.
Выполни морфологический разбор глагола нырнёт.
26. Спиши, дополняя предложения глаголами, противоположными по значению.
Звёзды вспыхнули на мгновение и ….
Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу ….
Детям разрешили играть на улице, но … выбегать на дорогу.
Противники нападали на ворота, в вратарь их надёжно ….
27. Выпиши в 1-й столбик глаголы в единственном числе, во 2-й —во множественном.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал.
Н. Некрасов
Выпиши из текста 2 слова с парными согласными в конце слова, запиши проверочные слова
Слово гроздья разбери фонетически
Укажи падежи имён существительных
28. Прочитай. Спиши.
(В) конце в..сны п..является одуван(?)чик. Неприхотлив.. растение цв..тёт поч(?)ти всё лето.
(В) одних странах одуван(?)чик считают сорн.. тр..вой. А ж..тели Японии и Индии выращивают его и (с) удовольствием едят. (Из) мо..лодых лист..ев делают салат, а (из) сухих готовят приятный напиток.
Обозначь число глаголов.
Выполни синтаксический разбор первого предложения
29. Прочитай. Выпиши слова весна с падежными вопросами.
Весна. Вот это слово Привет весне,
Весело склоняется! Встречай весну.
Пришла весна, Весна, весны, весне, весну,
Дождись весны, Весною, о весне.
30. Прочитай и озаглавь текст.Спиши.
Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол осины. И не заметишь дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.
Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вот сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.
Выпиши словосочетания со словом дятел. Выдели окончания имен существительных. В скобках напиши вопросы. Укажи части речи выделенных слов.
kopilkaurokov.ru
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса
Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса.
Составила: Березюк Г. И., учитель МБОУ «Гимназия №2», г. Нижневартовск.
Карточка № 1
Непроизносимая согласная в корне слова. Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: окрестность – окрест; но: чудесный – чудеса. (Вставь, где нужно пропущенные буквы) | |||||
че…ный чуде…ный коры…ный здра..ствуй чу…ство хру…нуть ча…ный капу…ный
| изве…ный прекра…ный нена…ный повес..ка праз..ник хле…нуть ежеча…ный мес…ный | преле…ный вла…ный страс..ный гиган…кий шотлан..ский зави…ливый запа…ный тро…ник | радо…ный ус…ный облас..ной аген..ство громо…кий па…бище тяжелове..ный де…тво | вку…ный гру…ный жалос..ливый ненавис..ный турис..ский яро…ный ужа…ный звез…ный | опа…ный окрес…ный счас..ливый лес..ница сви…нуть че…вовать напра…ный по…ний |
Карточка №2
Безударную гласную в корне слова можно проверить, если подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением: колосок – колос, колосья | |||||
р..веть вып..дать уд..вительно тр..п..тать зав..зать пос..нел в..сят в..терок уг..щал ск..льзнул | вр..дить прит..мился разл..вать х..телось зар..дил (ружье) цв..тет п..рник всп..л..шились п..м..гал др..в..сина | затр..щал нач..ла бл..зн..цы п..лила взгл..нуть разв..рнули п..стух пот..рялся нед..леко ср..ди | встр..чать похв..ла т..снота б..р..га зам..р к..лечко м..хнатый з..л..неет в..дил п..л..сатый | выст..вка хл..почет т..мнота т..рг..вать пр..мой б..ятся ут..нула п..ляна узн..вал см..листые | ост..новка выч..сления отв..чать тр..сет л..нейка встр..чаться др..здиха д..лина ..ловая п..хучие |
Карточка №3
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стала хорошо слышна: дорожка – дороженька; зуб – зубной. | ||||
наскво..ь жес..кий кру..ка стару..ка фура..ка ло..ка пове.. про..ка прора.. | бли..кий ле..кий вере..ка стру..ка поду..ка у..кий зы..ь прору..ь ла..ка | тря..кий ро..кий теле..ка гла..ко подру..ка пло..кий тулу.. жира.. бро..ка | жу..кий варе..ка (нет) горо..ка сколь..ко селе..ка вя..кий гры.. шка.. гу..ка | чу..кий кры..ка сторо..ка бедня..ка сере..ка вле.. шля..ка рука.. заря..ка |
Карточка №4
Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода единственного числа: рожь, мышь, молодежь. У существительных мужского рода Ь не пишется: нож, плащ. | ||||
лещ.. полноч.. плющ.. дрож.. печ.. кумач.. шалаш.. паралич.. дергач.. | вещ.. сторож.. помощ.. ключ.. тираж.. смерч.. товарищ.. борщ.. обруч.. | ковш.. пустош.. упряж.. калач.. картеч.. ткач.. бич.. туш.. глуш.. | молодеж.. ерш.. мелоч.. стриж.. мятеж.. врач.. обруч.. лож.. меч.. | трубач.. выигрыш.. бреш.. тиш.. брош.. камыш.. богач.. ветош.. пугач.. |
Карточка №5
Вставь, где нужно, двойные согласные. | ||||
ва…а …ора коло…а о…аять ко…ектив чугу…ый килогра… ра…о | а…ея А…а гру…а су…ота па…ажир карма…ый ра…тояние Ро…ия | ка…а ра…веет со…ый жу…ит о…епель телегра…а дли…ый кра…ный | су…а дро…и гри… осе…ий ко…екция тума…ый дли…а деревя…ый | шо…е ра…каз ра…ий око…ый лимо…ый коми…ия програ…а стекля…ый |
Карточка №6
Разделительный твердый или мягкий знаки? | |||||
брат..я в..езд с..ежился об..ят из..ятие из..явить нав..ючит с..язвил плат..е бур..ян | об..ем пол..ет от..езд об..явление обез..яна почтал..он об..езчик колос..я журчан..е свин..я | под..ем кол..я ул..и ноч..ю в..юн в..юга павил..он раз..единить Ул..яна ненаст..е | птич..я к руч..ю волч..и п..еса ад..ютант батал..он под..емный печен..е Мар..я птич..и | раз..яснил с..емка ш..ет рел..еф сер..езный кур..ер здоров..е пред..явить грозд..я вз..ерошить | раз..яренный друз..я в..ет заяч..и б..ется бар..ер чирикан..е с..ехал чут..е руч..и |
Тренировочные упражнения на повторение материала.
- Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.
М..ровой, наре…ка, ре…кий, чут…ё, жнив…ё, подн…маться, л…вить, кру…ка, Вороб…ёв, под…ехал, в…юга, пры…ки, про…ки, тру…ка, кры…ка, на ст…не, г..л..дать, под…езд, выл…ют, с…лонка, в…ренье.
безударная гласная в корне слова | парная согласная в корне слова | разделительный Ъ, Ь знаки |
- Исправь в тексте ошибки.
Диревня сасновка стоит нахалме. Под горой тичёт река вязьма. Правый берек Вязьмя крутой. По трапинке ребята спустилесь на пляш. У берига плавают кувшынки надлинных стеблях. Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник. девочки пют прохладную вадичьку из ключя. Мальчики ныряют в воду.
3*. Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дупло) с разным лексическим значением.
- … — ло – место жительства, не город _____________
- … — ло — работа, труд, _______________
- … — ло — снег укрывает землю, словно ____________
большое …
- … — ло — помогает плыть на лодке _______________
- … — ло — есть у птицы. __________________
Тренировочные упражнения на повторение материала.
- Вставь, где нужно, непроизносимую согласную
корыс…ный ненавис..ный ярос…ный трос…ник | извес…ный прекрас…ный повес..ка хлес…нуть | страс..ный гиган…ский завис…ливый запас…ный | облас..ной аген..ство пас…бище ужас…ный | окрес…ный лес..ница свис…нуть напрас…ный |
.
2. Разделительный твердый или мягкий знаки? | ||||
из…явить нав…ючит с…язвил бур…ян | пол…ет об…езчик колос…я журчан…е | кол…я ноч…ю в…юн раз…единить | птич…я к руч…ю п…еса печен…е | сер…езный кур…ер пред…явить вз…ерошить |
3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
________________ — зац…пил, ______________ — запа…, ________________ — упако…ка,
_______________ — доста…ка, __________________ — руба…ка, ________________ — тулу…., ________________ — п…рнатые, _____________________ — прол…вной (дождь), __________________ — отпр….влять, ____________________ — похв….лили.
4. Подбери и запиши однокоренные слова:
Круг — __________________________________________________________________
Запиши форму слова:
Круг — __________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
В л…су тр…щат и раскалываются от х…л…дов д…рев…я. А под ивой, к…торая ск…нилась, неб…льш… зерк…льце тёпл…… л…сн….. руч…я. …вально-кругл…., оно кр…сиво в св…ей мраморной …праве ….скрист…. сн….гов. Жив…., тон…ньк…., з…лён…. тр…винки на дне руч….я радуют и в…с….лят гла…. . Зимн…. син….. зерк…..ло. Смотрится в его ж….вую син….. гла…ь со……ая ива. И снятся ей в…сёл….. весна, ласков….. со…..це, звонк…… песни л..сн….. вольн….. ветра.
Тренировочные упражнения: окончания прилагательных, род имён существительных.
- Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их. Выдели в них окончания.
Миндальные орехи имеют горьковатый привкус. В хлебнице лежали вафли и конфеты. На деревьях распустились молодые зелёные листочки. Ксюша надела красное платьице и беленькие туфельки. Котёнок Пушок был с зелёными глазками, розовым носиком и рыжими усиками. У медведя огромные мохнатые лапища.
- Измени прилагательные по вопросам.
Свежий, чистый, синий.
Какая? _________________________________________________________
Какое? _________________________________________________________
Какие? _________________________________________________________
Каких? _________________________________________________________
Какого? ________________________________________________________
Каким? ________________________________________________________
О каком? _______________________________________________________
О какой? _______________________________________________________
- Выпиши существительные в три столбика.
Гора, капель, облако, волчонок, грязь, цветок, озеро, дерево, запеканка, запах, автобус, дно, кольцо, обруч, карусель.
мужской род | женский род | средний род |
Тренировочные упражнения 3-я четверть.
Задание 1. Вставь, где нужно, букву непроизносимого согласного. Опас..ный, доблес..ный, трос..ник, яс..ность, прелес..ный, тягос…ный, чудес..ный, хрус..нуть, ужас..ный, вкус..ный, наез..ник, запас..ной, прес..ный, повес..ка. | ||||||||||||||||||||
Задание 2. Исправь ошибки. Шъёт платье, журчяние ручя, съедают лисьтья, сьёмка обезъяны, въётся въюн, обедаться воренъем. | ||||||||||||||||||||
Задание 3. Подчеркни однокоренные слова. Побег, бегун, беговая, бегуны, про бегуна, разбег, о бегунах, пробежка, бегунья. | ||||||||||||||||||||
Задание 4. Образуй с помощью приставок новые слова так, чтобы в них были двойные согласные на стыке приставки и корня. Тащить, считать, держать, смотреть, таять, водить, спорный. | ||||||||||||||||||||
Задание 5. Найди слова с приставками. Выдели приставки. Вдоль тропинок растёт подорожник. Я написала начало рассказа. Подчеркни орфограммы в словах. В стакан налили воды. Выполни вычисления правильно. | ||||||||||||||||||||
*Задание 6. Образуй слова. Возьми от данных слов указанные части и запиши получившееся слово в последнюю колонку.
| ||||||||||||||||||||
Задание 6. К глаголам из текса поставь вопросы, выпиши. Определи время, число глагола и, если можно, род. Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чернеет шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птицы тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. | ||||||||||||||||||||
Задание 7. Выпиши только те слова, с которыми НЕ пишется раздельно. (Не)жный, (не)поднимешь, (не)путёвый, (не)льзя, (не)дотянулся, (не)бо, (не)погода, (не)далеко, (не)мыл, (не)выучил, (не)мой. (не)рвный, (не)лепый, (не)рыть, (не)кричал. | ||||||||||||||||||||
Задание 8. Разбей слова на три группы. Запиши их в три столбика. Вставляй пропущенные буквы. Б…льница, в..левой, об…днеть, нал…вает, б..глец, гр..зовая, г…ристый, выг..н, зал…гают, б..ловатый, гр…мыхать, гр…знуля. | ||||||||||||||||||||
Задание 9. Прочитай текст. Определи тему текста и его главную мысль. Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояли. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. Тема текста: _____________________________________________________________________ Главная мысль: __________________________________________________________________ |
Тренировочные упражнения 3-я четверть.
Вставь безударные окончания имён прилагательных. Рассуждай так: о здешн… жителе. О жителе (каком?), в вопросе окончание –ОМ, значит выбираю – ОМ или –ЕМ. О здешнем жителе. К бережлив…. хозяину, об абрикосов…. повидле, с велик…. поэтом, без сладк…. какао, в последн…. ответе, на дальн….. берегу, за ближн…. домом, свеж…. молока, давн…. встреча, соседн….. подъезды, жгуч….. солнце, на постороннн….. поддержку, давн…. событие, палящ….. жара, сегодняшн….. настроение, осеннн…. лужи, у пахуч ….. растения, зимн…. пора. |
1. Вставь пропущенные окончания, спиши в тетрадь. См. образец. От свеж…. сильн… ветра, к огромн… син… облаку, для пахуч… сирени, о близк… хорош… друге, за стар… дальн… деревом, дождлив… осенн погоду, перед зимн… трескуч… морозами. Образец: перед морозами (какими?) зимними, трескучими. 2. Подбери по 3 прилагательных с –нн, с суффиксами – оват (еват), — еньк. Запиши в тетрадь, разбери по составу. |
Вставь безударные окончания имён прилагательных. На мёрзл…. землю легла зима. Гибк….. стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками. В зимн…. лесу много звериных и птичьих следов. По краю глубок….. оврага стоят огромные осины. В мягк…. осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с тонк…. длин….. ветвями. На снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им главн…. зимн….. кормом. |
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за (она) выскочили глухарята.
|
Вставь пропущенные буквы. __________________________________ В л…су тр…щат и раскалываются от х…л…дов д…рев…я. А под ивой, к…торая ск…нилась, неб…льш… зерк…льце тёпл…… л…сн….. руч…я. …вально-кругл…., оно кр…сиво в св…ей мраморной …праве ….скрист…. сн….гов. Жив…., тон…ньк…., з…лён…. тр…винки на дне руч….я радуют и в…с….лят гла…. . Зимн…. син….. зерк…..ло. Смотрится в его ж….вую син….. гла…ь со……ая ива. И снятся ей в…сёл….. весна, ласков….. со…..це, звонк…… песни л..сн….. вольн….. ветра. |
Исправь ошибки: Лесную полянку укрыл пушыстый снежок. Но полянка живет. Вот старый пинек. Вуютнай квортири под карой спрятолись от стужи букашки. В норке между карнями лижит ящерица. Жук улекся в крохотной спаленки. В конафке на крою полянке под снегом спят лигушки. Рядом в кучи хвороста зоснул их враг – ежик. Тиха и пустыно на полянке. Толька дятел сидит на сосенке и тоскает из шишки вкусныи симена. Иной раз про бежит по полянке лесица или биляк. |
Вставь, где нужно, мягкий знак: (1в) Ковш.., пустош.., упряж.., калач.., картеч.., без плеч.., напеч.., прижеч.., подстрич..ся, бич.., улеч..ся, у дач.., туш.., завуч.., выжеч.., глуш.., усач.., без передач.., расчесываеш..ся, ткач… Вставь, где нужно, мягкий знак: (2в) Трубач.., выигрыш.., бреш.., блаж.., без луж.., обознач.., увлеч..ся, тиш.., брош.., перепряч.., камыш…, из-за туч.., богач.., ветош.., улыбаеш..ся, без задач.., пугач… |
Подчеркни грамматическую основу. Найди предложения с однородными членами, покажи графически их наличие. Правила дорожного движения помогают поддерживать порядок на дорогах. Стрижи и ласточки на лету ловят насекомых. Страшно зашумел, загудел лес. Пришла грустная пора прощания. Изредка свежий ветерок шумел листьями. Затрещали лютые морозы и реки покрылись льдом. Скоро стих ветер, перестал стучать в окна. У белки цепкие коготки, зоркие глазки, острые зубки. |
Использованная литература:
О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку.
Л.А. Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом 2-4 класс.
В. П. Канакина, Г. А. Фомичёва. Русский язык. Методическое пособие.
А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова. Правила русского языка для начальной школы.
Дидактический и раздаточный материал. Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы.
Л. И. Тикунова, М. Н. Корепанова. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения.
nsportal.ru
Тест по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку для 3 класса по теме «Повторение за 2 класс»
1. Раздели слова на слоги:
Телефон_______________________________
Ресторан_______________________________
Цветочница____________________________
2. Раздели слова для переноса:
Мотылёк______________________________
Книга_________________________________
Майка_________________________________
Телефон_______________________________
3. Подчеркните в предложении все гласные буквы:
Марина села на скорый поезд до Москвы.
4. Подчеркни в предложении все согласные буквы:
Марина села на скорый поезд до Москвы.
5. Подчеркни слова в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:
Мел, клён, балуется, ёлка, добряк, льёт, каюта, пряник.
6. Поставь ударение в словах:
Магазин, портфель, краны, тёрка, свёкла, стол, книга, белка, мел.
7. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков:
Ксюша, маленький, котёнок, капуста.
8. Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков:
Ксюша, маленький, котёнок, капуста.
9. Подчеркни слова, которые правильно разделены на слоги:
Лей-ка, по-ду-май, стро-й-ка, сто-йте, я-сли, чай-ник.
10. Выпишите те слова, в которых букв больше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.
Коньки, машина, мальчик, топор, ягуар.
_____________________________________
_____________________________________
11. Выпиши те слова, в которых букв меньше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.
Яблоко, лось, Ксения, машина, орешки.
___________________________________
___________________________________
12. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:
Н…га — ___________________, стр…ла -_____________________,
В…да — ___________________, гр…бы — ______________________,
Арбу… -__________________, моро… — ______________________,
Гр…чи — __________________, сугро… — ______________________.
13. Вставь пропущенные буквы:
Коло…, арбу…, расска…, ланды…, чи…, эта…, тетра…ь, творо…, фарту…, сапо… .
14. Вставь пропущенные буквы:
Н…га, стр…ла, в…да, к…за, с…ды, сл…ды, тр…ва, гр…бы, хл…ба, з…рно, з…ма, г…ра, м…ря, д…ревья, с…ва, з…мля.
16. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:
Осенью, беличья, десять, мальчик, просыпалась, деревья, листья.
15. Вставь пропущенные буквы:
Ж…знь, ш…шка, ч…стица, ч…довище, ноч…ка, доч…ка, щ…вель, ч…сто, ч…десный, душ…стый, ч…дный, ш…повник, ч…совщик.
17. Определи, что содержит предложения, правильный ответ подчеркни:
1. Сегодня утром мы с родителями отправились в поход.
(сообщение, приказ, просьба, вопрос)
2. Что ты сегодня будешь делать? (сообщение, приветствие, вопрос, совет)
3. Доброе утро, мой малыш! (сообщение, приветствие, вопрос, совет)
18. Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:
С деревьев облетели последние листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке старый пёс дремал в углу по полу разгуливала белая курица.
19. Посчитай в словах количество звуков и букв:
Балет: ____б., _____зв.
Медальон: _____б., _____зв.
Бельчонок: _____б., ______зв.
Ябеда: _______б., ______зв.
20. Измени число слова:
Мандарин________________________
Апельсины_______________________
Цветы___________________________
Машина_________________________
Йогурт___________________________
21. Определи число имен существительных:
Тополя, львы, жираф, подушка, палас, этажи, этажерка, кактус, дневник,
диски, черепаха, рыбки, перья, открытка, коровы, телефон, тополя.
22. Запиши по 4 слова имен существительных, отвечающих на вопрос:
Что? _____________________________________________________________
Кто? _____________________________________________________________
23. Найди в словах ошибки и исправь их:
Шырина, чюдо, чящя, циган, птици, кочька, анна, таполя, дуп, михаил, Росия,
клас, сорока, варона, машына, Ирина александровна, рика волга, деревя.
25. Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его:
Корова, баран, тигр, гитара, ворона.
Ромашка, роза, сирень, ласточка, трава.
Пальто, свитер, колготки, мальчик, бант.
26. Найди в предложениях имена существительные и подчеркни их:
Машина тихо ехала по дороге. Сорока сидела на дереве. На небе ярко светит луна. Лев, тигр и ягуар – дикие животные.
27. Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? – одной чертой, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – двумя чертами.
Сирень, сорока, гладить, бегать, желтый, пальто, воробей, стол, белый,
тетрадь, мальчик, мама, спит, зеленеет.
28. Подчеркни только те слова, в которых все согласные мягкие:
Карина, Юля, хижина, ель, сирень, чаща, чайник, Митя, мель, Марина.
29. Подчеркни только те слова, в которых все согласные твердые:
Снежинка, машина, жизнь, телега, жук, шмель, цирюльник, Москва, мороз.
30. Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Дядя коля жил в городе кореновск на улице красная. Утром он встретил своего друга игоря. Они отправились на прогулку на катере по реке волга.
31. Запиши по 2 слова – имени собственного:
Улица: ___________________________________________________
Город: ____________________________________________________
Река:______________________________________________________
Море:_____________________________________________________
32. Запиши по 2 слова – имени собственного:
Имя:______________________________________________________________
Фамилия:__________________________________________________________
Отчество:__________________________________________________________
Клички животных:__________________________________________________
33. Вставь пропущенные буквы:
…рбуз, в…р…бей, р…бота, р…бята, пл…ток, п…тух, с…п…ги, сах…р, дев…чка, т…релка, т…традь, х…р…шо, яг…да, …зык.
34. Вставь где надо мягкий знак:
Мал…чик, колокол…чик, лос…, Ол…га, медвед…, руч…и, ноч…ка, туч…ка, мощ…ност…, конеч…но.
35. Найди и подчеркни слова, которые обозначают действия предметов.
Морж, кричать, лежит, мороз, станок, гудит, спит, диван, кровать,
красивая, могучая, чинить, свистеть, компьютер.
36. Подбери к именам существительным глаголы.
Машина____________________________________
Трактор____________________________________
Девочка____________________________________
Книга______________________________________
Учитель____________________________________
Дождь_____________________________________
37. Запиши глаголы, которые отвечают на вопросы (по 2 слова к каждому вопросу):
Что сделал?__________________________________________________
Что сделала?_________________________________________________
Что сделали?_________________________________________________
Что делал?___________________________________________________
Что делать?__________________________________________________
38. Соедини стрелками:
Белка поёт
Трактор лает
Машина растёт
Ягода прыгает
Гром пашет
Певец едет
Дерево краснеет
Собака гремит
39. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
Бегает, спит, мама, Елена, машина, красная, большой, смешной, роза, валенки,
пышные, морозный, длинная.
40. Соедини стрелками.
Карандаш Подушка Платье Стол Ручка Волосы Машина Книга | длинные интересная простой красивое новая мягкая шариковая деревянный |
41. Придумай и запиши к именам существительным имена прилагательные.
Цветок _________________________________.
Линейка ________________________________.
Лёд ____________________________________.
Снег ___________________________________.
Мальчик ________________________________.
Девочка _________________________________.
Морковь ________________________________.
Картофель _______________________________.
42. Придумай и запиши к вопросам по 3 имени прилагательных.
Солнце какое?__________________________________________________________.
Трава какая?____________________________________________________________.
Кот какой?_____________________________________________________________.
43. Найди и подчеркни неправильно составленные словосочетания.
Вкусный малина, яркая одежда, яркая солнце, красивое цветок, быстрый ягуар, белый карандаш, веселая ребята, голубое небо, бурая медведь, высокое дерево, сильный взрыв, рыхлый земля, красная ягода, черная ручка, белая петух.
nsportal.ru
Русский язык 3 класс Повторение и обобщение
Вид урока: Урок — смотр знаний. 3 класс
Тема: Обобщение изученного материала за год.
Цели урока:
1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.
2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.
3) Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.
Оборудование:
1) Звуковое письмо Шапокляк.
2) Карточки-задания, тесты.
3) Презентация
4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.
5) Ноутбуки, документкамера
Ход урока:
Организационный момент.
Сл 1 Прозвенел уже звонок
Нам пора начать урок
— Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно. Запишите число и классная работа.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сл 2 — А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)
«Здравствуйте, мои юные друзья!
Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».
— Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк? — Сл 3 Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное. Как вы думаете какова тема нашего урока?
III. ФОНЕТИКА.
Повторение темы “Звуки и буквы”.
Сл 4— Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».
— Что изучает фонетика?
— Фонетика изучает звуки нашей речи.
а) “Мозговая атака”
— Чем звук отличается от буквы?
— На какие 2 группы делятся звуки?
— Как отличить гласный от согласного?
Гласные в песенке тянутся звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.
А согласные согласны шелестеть,
Рычать, шипеть,
Но не хочется им петь!
— Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
— Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
— Назовите парные согласные.
— Назовите согласные, которые всегда мягкие.
— Всегда твёрдые.
— Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?
б) Практическое задание — звуко-буквенный анализ слов.
Работа в тетради.
1 вариант – якорь, 2 вариант — платье
Взаимопроверка( Документкамера)
в) Фонетическая задача.
[висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручи]
г) Фонетические игры и вопросы.
а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?
Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.
б) Чем интересны буквы ь и ъ?
Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.
Сл 6 в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.
г) Самооценка.
— Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.
IV. ОРФОГРАФИЯ.
Сл 7 — Переходим ко второму разделу «Орфография».
а) мозговая атака.
— Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)
Сл 8— Угадайте орфограммы и назовите правила
трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор
— Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).
б) Развитие орфографической зоркости.
Индивидуальная работа на ноутбуках (вставить пропущенные буквы в словах)
в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
— А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:
всаду девочька роза сорвола красныя розы.
а) в (чём?) саду, в — предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;
б) девочка — сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;
в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;
г) сорвала — проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-
д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;
е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.
Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?
Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.
Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.
г) Самооценка знаний орфографии.
V. Физминутка.
— Зарядка под музыку
Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.
VI. МОРФЕМИКА.
Сл 9 Что изучает наука «Морфемика»?
Дети: Морфемика изучает состав слова.
Уч-ль: А что входит в состав слова?
Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.
а) “Мозговая атака”
— Какие части слова знаете?
— Может ли слово быть без приставки? Без корня?
— Как называется изменяемая часть слова?
— Что такое приставка? Суффикс?
б) Игра “Угадай приставку”
— Услышите приставку — хлопок, суффикс — молчок!
За-, на-, над-, -ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-
в) Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.
Уч-ль: К доске — двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.
г) Устный фронтальный опрос теоретического материала.
Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»
— Какая часть слова стоит перед корнем?
— Какая часть слова стоит после корня?
— Для чего они служат?
— Окончание — это часть речи или часть слова?
— Какая эта часть слова?
— Без какой части не может существовать слово?
— Что такое корень?
— Молодцы, справились и с этим заданием!
д) Проверка разбора слов по составу.
Сл 10-13 е) Творческая работа. «Волшебные превращения».
1) Как большой дом превратить в маленький?
(Нужно к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.
2) Как большой гриб превратить в маленький?
(гриб + ок = грибок)
3) Как рыбу превратить в человека?
(рыб + ак = рыбак)
4) Как березу превратить в гриб?
(под + берез + овик = подберезовик)
Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).
Самооценка.
VII. МОРФОЛОГИЯ.
Сл 14 Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).
а) “Мозговая атака”
-Какие части речи знаете?
— Какая часть речи называется именем существительным?
— Как изменяется?
— Какая часть речи обозначает признаки предмета?
— В чём сходство между местоимением и именем существительным?
— Различие?
— Какая часть речи называется глаголом?
— Как изменяются глаголы?
б) Игра “Кто внимательный?”
— Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.
Две лягушки.
Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.
(11 глаголов)
Сл 15 Проверка
— На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные)
в) Игра “Аукцион”
А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот и слово получает!
— Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.
(Слово попугай — мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)
Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”
VIII. Упражнения для глаз.
IX. СИНТАКСИС.
Сл 16 — Что изучает синтаксис? (Предложение)
а) “Мозговая атака”
— Что такое предложение?
— Какие бывают предложения?
— Какие члены предложения вы знаете?
б) Минутка смеха.
Сл 17 Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.
-Над каждым словом укажите часть речи и подчеркните главные члены предложения. Дайте характеристику предложения.
Фронтальная работа.
Самооценка.
X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1. Общая отметка за урок.
Сл 18 — Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).
2. Совместная рефлексия по разделам
— Что главное надо знать в каждом разделе?
— Какие задания для тебя труднее даются?
— Какие задания нравятся и делаешь легко?
3. Отметьте в кодовой таблице (приложение) свое настроение. Изменилось ли оно?
— Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс! Старушка Шапокляк проиграла, вы победили! Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.
infourok.ru
Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала за 3 класс
Всего 60 минут в неделю, и грамотность Вашего ребенка поднимется на достойный уровень. Систематические занятия по книге Узоровой О. дают хорошую практику и адаптированную для третьеклассников теорию, которую легко понять и запомнить.
Задания по русскому языку для 3 класса разбиты на страницы, каждая из которых представляет задание на одну рабочую неделю. Для одного дня работы автор предлагает 1 задание, всего по 6 на каждой странице. Решая упражнения по сборнику Узоровой О., дети изо дня в день будут повторять различные темы, постоянно повышая свою грамотность и доводя навыки до автоматизма.
Для наиболее эффективного использования решебника, задания по русскому языку нужно выполнять после прочтения соответствующего правила. Возможно, актуализацию нужно проводить дважды – до и после занятия.
Повторение теории и концентрированное практическое задание по русскому языку в 3 классе помогут ребенку связать правило с практикой, что имеет очень большое значение для усвоения логики языковых явлений, запоминания и качества усвоения материала.
Добавочные задания по русскому языку для 3 класса должны работать не только над грамотностью, но и над каллиграфической культурой детей. Родители, занимающиеся со школьниками самостоятельно, обязаны требовать писать красиво, соблюдая все графические правила оформления работ. Только такой подход обеспечит красивый читабельный почерк, что также играет определенную роль при оценивании проверочных работ даже в старшей школе.
У нас Вы найдете лучшие дополнительные задания по русскому языку за 3 класс, составленные Узоровой О. Ценность книг данного автора – практический опыт и эффективность упражнений, проверенная при работе с детьми.
Издательство: АСТ, Астрель
Год издания: 2005
Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Формат: PDF
Количество страниц: 18
Язык: Русский
Скачать бесплатно zadaniya_po_russkomu_yaziku_3_klass_uchebnik.pdf
www.vse-dlya-detey.ru
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: — актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — уточнение типа урока; — уточнение тематических рамок. Домашнее задание | Повторяют правила поведения на уроке Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. Записывают в дневник домашнее задание | Организует Уточняет темати ческие рамки Инструктаж по домашней работе. | Добрый день1 Сядьте ровно, повернитесь, и друг другу улыбнитесь. Каждый даст свою ладошку И потрет её немножко. Мы друг друга уважаем, Каждый что-то пожелает! Что Вы пожелаете своему соседу? Я желаю, чтобы сегодняшний урок принес Вам радость, новые знания и новые успехи! Откроем дневники запишем домашнее задание. Упр 41. Чтобы выполнить данное упражнение , необходимо работать на уроке. Внимательно слушать изученный материал. На экран все посмотрите. Девиз нашего урока: « Мои знания- мое богатство». Объясните, как вы понимаете смысл? Слова в русском языке могут сверкать, цвести. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то посвистывают, как птицы, то звенят, как первый лед. Все задания, которые вы будете выполнять направлены на развитие вашего внимания, памяти. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы Пишут по памяти, выделяют орфограммы | Организует формулирование темы урока учащимися Организует написание зрительного диктанта. | 1 Минутка чистописания. Эти знаки – буквы две – верно служат при письме: ( ъ, ь знаки). Найдите закономерность, напишите. ъь ъьь… Проконтролируйте себя и оцените. 2 Зрительный диктант. Илья Соловьев съел всё печенье. (Списать, подчеркнуть орфограммы) Проверим. | Вспомнить все изученные орфограммы. | Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха. Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль. Познавательные. Классификация по заданным параметрам, группируют объекты. Личностные. Мотивированы на достижение цели познания. Коммуникативные. Контролируют действия одноклассников. |
3. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: организация формулирования темы урока учащимися; — организация постановки цели урока учащимися; — мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. | . С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Записывают словарные слова | Организует постановку цели урока учащимися | Раздели слова на две группы и запиши их в тетрадь в 2 столбика. (Разъезд, воробьи, вьюга, съезд, скамья, подъем). Проверим. Разъезд воробьи Съезд вьюга Подъем скамья На какие две группы раздели? Прочитайте слова с разделительным ь знаком, ъ знаком. Мы разделили слова на 2 столбика. -Как вы думаете, над какой темой мы будем продолжать сегодня работать? Словарная работа Апрель, альбом, вермишель, здоровье, морковь, метель, пальто. – Что общего у всех этих слов? (Словарные, есть ь, отвечают на вопрос «что?».) – Какое слово «лишнее» и почему? (Здоровье.) – Почему этот знак назвали разделительным? -Итак, мы поставим задачи урока: продолжать работать над правописанием слов с разделительными Ь и Ъ знаками в словах. И ь – показателем мягкости согласного. Когда пишется разделительный ъ, Ь? Разделительный Ъ пишется только после приставки перед гласными Е, Е, Ю, Я, а разделительный Ь в любой части слова! -А как вы думаете, зачем нам этому учиться? | Строить предложения при ответе на вопросы. | Регулятивные. Сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль. Познавательные. Анализируют материал, Выделяют главное. Регулятивные. Осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме. Регулятивные. Пошаговый и итоговый контроль. Коммуникативные. Формируют собственное мнение. |
4. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цели: повторение главных орфограмм корня, действия по их решению; упражнение в письме под диктовку, в выделении орфограмм в словах диктанта | Участвуют в обсуждении. Повторяют освоенные орфографические понятия, признаки и состав орфограмм; обсуждают известные способы решения орфографических задач, решают орфографические задачи разными способами Анализируют слова с точки зрения наличия, состава орфограмм и доказывают выбор букв; проверяют записи, исправляют ошибки, объясняют выбор написания. Списывают, пишут под диктовку, выбирают слова по указанным признакам, проверяют написанное. Сравнивают написание слов, выявляют закономерности, читают информацию в учебнике, осваивают новые сведения и применяют их при письме; анализируют и группируют слова по указанным признакам | Организует деятельность учащихся при работе с заданием. Организует работу над заданием, контролирует правильность выполнения Организует работу по решению орфографических задач Координирует рассуждения учащихся | Актуализация опорных знаний – А вот почему букву ъ назвали твердым знаком, прочитаем в задании 39. Мягкий и твердый знаки часто спорят между собой о правилах письма. Поэт М. Матвеенко однажды подслушал этот спор: А мы покажем разговор ь и ъ знаков – Не чересчур ли ты добряк? – Так знаку мягкому промолвил твердый знак. – Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! – Кто б говорил, но ты б уж промолчал! – Знак мягкий твердому на это отвечал. – Ты тверд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора понять, Как букву ять, тебя из азбуки изъять! – Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, – Услышав этот спор, сказала буква А. – Вы оба хороши, достойны оба чести, Когда стоите в нужном месте. Диктант «Проверяю себя» — Оставляйте «окошки» на месте, где не сможете выбрать правильную букву, обязательно отмечая при этом все обнаруженные орфограммы. Семья лесника переехала в лесную сторожку. Зимой Илья повесил кормушку кормушку. Однажды прыгнула на кормушку белка. Гостья взяла в лапки рябину и объедала вкусные ягодки. Назовите слова с ь знаком? Ъ знаком? _ Скажите, пожалуйста, какая нам в тексте не встретилась работа ь знака? | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Знать главные орфограммы корня, уметь их проверять и объяснять написание | Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств.(Коммуникативные УУД) Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД) |
5. Решение учебной задачи | Работают в паре, обсуждают | Организует работу в аре |
Вставь, где необходимо Ъ знак. Со_единение, по_ездка, с_езд, вз__ерошенный, про_ел, под_езд, при_ем, об_единить, от__ехать, с__едобный . (дифференцированное задание для пар). Назовите слова, где поставили Ъ. Почему вставили? А почему в других словах нет ъ знака? | Применение знаний о Ъ | Познавательные. Работа с информацией в разной форме. Регулятивные. Пошаговый контроль. Коммуникативные. Учатся владеть речью. Познавательные. Осуществляют поиск информации. Регулятивные. Осуществляют контроль, различают результат и способ действия. Личностные. Способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении. |
6. Самостоятельная работа с проверкой | Работают в группе | Организует работу в группе | Работа в группах. У вас на партах лежат листочки. Игра «Замени одним словом» Метель, пурга – (вьюга) Сжался, скорчился – (съежился) Товарищи, приятели – (друзья) Недоеденные куски (объедки) Вход в здание (подъезд) Мясной отвар (бульон) Проверяем. Дополнительное задание: Составь предложение со словом вьюга, Вспомни пословицу , где встречается слово друзья, | Вспомнить понятие Синоним. | Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия. Личностные. Проявляют интерес к новому. Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Выполняют самооценку работы, вносят исправления. Сдают тетради на проверку. . | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. | Осень, осенью, деньки, Мальчик, окунь, окуньки, Колья, стулья, и скамья. Расскажи зачем и как Служит в речи мягкий знак? Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . А еще скоро мы с вами узнаем о 3 работе ь знака в таких словах как рожь, луч. Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — зеленая перчатка; затруднялся при выполнении заданий — желтая; было трудно работать – красная. Помашите своими перчатками. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |
multiurok.ru