cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока народная мудрость 2 класс ефросинина – Конспект урока по чтению «Устное народное творчество» 2 класс

Конспект урока по чтению «Устное народное творчество» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению

2 класс

Задачи:

1. образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», закрепить понятия «загадка», «пословица», «закличка», «песенка», расширить словарный запас ребят, учить выразительно читать произведения, анализировать текст, сравнивать.

2. развивающие – развивать образное мышление, речь, память, воображение.

3. воспитательные – продолжать воспитывать любовь к литературе, уважать традиции русского народа.

Оборудование для учителя: раздаточный материал: текст, шаблоны, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: цветные карандаши.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление пройденного

  4. Итоги урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения. Садитесь, пожалуйста.

Здравствуйте. Спасибо

Объяснение нового материала

Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами. Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок? Что же у нас получилось?

Устное Творчество Народное

Совершенно верно. Мы отправимся в страну Устное народное творчество.

Это очень удивительная страна. Это и будет темой нашего с вами урока.

А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока.

Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.

Ребята, а что относится к устному народному творчеству? Какие города есть в нашей стране?

И наш первый город, в которые мы отправимся, это город Загадок. Я уверена, что вы уже встречались с загадками и можете мне привести примеры.

Молодцы.

А теперь отгадайте мои загадки:

1. Есть три брата родные:

Один ест – не наестся,

Другой пьет – не напьется,

Третий гуляет – не нагуляется.

(Огонь, земля, вода)

2. Голубой шатер весь мир накрыл.

Синенька шубенка окутала весь мир.

(Небо)

3. Раскинут ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

(Звезды на небе)

4. Кто двенадцать раз в году родится?

Родится с рогами, а потом их потеряет.

(Луна, месяц)

5. Свищет, гонит, вслед ему кланяются.

(Ветер)

6. Горя не знает, а слезы проливает.

(Туча)

А теперь отправимся в следующий город, город Пословиц.

Какие вам известны пословицы?

Послушайте мою пословицу:

Делу время, а потехе час.

Что она обозначает? Какая в ней мысль?

Переходим в следующий город, Закличек. Но подождите, разве вы ничего не услышали во время нашего пути? Что это за звуки? И на что они похоже? (включаю запись со звуком колоколов)

Что же они вам напоминают? С чем ассоциируется этот звук? Молодцы!

Послушайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Правильно. И сегодня мы с вами поговорим о приходе весны, ведь она почти на пороге. А на Руси встреча весны была одной из традиций. Весна – это пробуждение природы, новые надежды и хорошее настроение. А зазывали ее закличками. И мы сейчас ее позовем.

Молодцы! Здорово закликали весну! Спасибо! Она обязательно скоро придет.

А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок. И сейчас (ученик) прочитает нам песенку. А вы внимательно послушайте и ответьте, какому празднику посвящена эта песенка?

А вы что-нибудь знаете об этом празднике?

Давайте прочитаем и узнаем чуть больше об этом празднике. (Работа с текстом)

Итак, откуда появилось это название? Чем интересен этот праздник? Сколько он длится? С чем связаны названия дней недели? Перечислите их.

Скажите своими словами, а что было принято делать?

А только ли народный этот праздник? Приведите подтверждение из текста. Конечно, это еще и семейный праздник!

А сейчас давайте повторим по порядку названия дней недели.

Посмотрите на доску. Правильно ли я расположила названия? Исправьте меня!

Устное народное творчество

Усное – уста – то, что произносится, а не пишется.

Народное – принадлежит народу

Творчество – создание чего-то нового

Города Загадок, Закличек и Песенок.

Дети загадывают друг другу загадки.

Дети приводят примеры пословиц.

Объясняют.

Это звуки колоколов.

Они похоже на звук капели и на весну.

Весной

Входят 2 ученика. И поют заклички весне.

(Ученик) читает песенку.

Празднику Масленицы.

Дети отвечают

Дети читают текст и отвечают на вопросы учителя.

Встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещены вечерки, заловкины посиделки, прощенное воскресенье.

Дети восстанавливают порядок

Закрепление пройденного

Ребята, сегодня мы с вами много нового и интересного узнали! Давайте вспомним все, что сегодня прошли на уроке!

В какую страну мы путешествовали?

Какие города есть в этой стране?

Каким большим праздником мы встречаем весну?

Весна. Ребята, а чего нам сейчас с вами не хватает, чтоб и у нас в классе была весна?

Давайте сделаем свое солнце! (раздаю шаблоны) Раскрасьте ваше солнце!

А теперь прикрепите ваше солнышко на доску. Давайте соберем большое солнце, которое принесет весну в наш класс!

У нас получилось красивое солнце!

Устное народное творчество

Загадки, пословицы, песенки, заклички

Масленица

Солнца

Дети работают с шаблонами

Дети вешают солнышки на доску

Итог урока

Ребята, спасибо вам большое за урок! И я вам хочу сделать подарок. Так как на масленицу принято печь блины, я вам подарю разные рецепты блинов. Я хочу, чтобы вы встретили этот праздник в семье весело и вкусно!

Спасибо. До свиданья!

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Урок литературного чтения по теме: «Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу» (УМК «Начальная школа XXI века»)

 Тип  урока:

обобщение и систематизация знаний.

Форма урока:

урок-игра с элементами соревнования.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • закрепить понятия об устном народном творчестве;
  • поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающая:

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
  • развитие грамотной устной речи;
  • формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
  • воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”,рисунки детей о семье,  толковый словарь Ожегова.

Пособия:

Тексты — потешки,  небылицы.

Ход урока

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

2. Актуализация  знаний

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Помните, мы с вами говорили: литература – это то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.  (стр. 4)

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды:1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )

Итак, 1 задание.

Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр.10)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.

Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )

2 задание.

Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык,  тупогуб, тупогубенький  бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

3 задание.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Каждая команда должна привести пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.                                  

4 задание.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Это потешки.

Как вы думаете, а для чего нужны потешки?  Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с  пальчиками, ручками и ножками.

Каждый ряд должен привести пример своей  потешки.

Физкультминутка

Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи  потешки.

Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.

5 задание.

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.

Ответы детей.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

6 задание.

Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Это загадка.

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.

1 команде.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит  (петух)

— А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

2 команде.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

3 команде.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

— Объясните, как вы определили, что это подушка.

Загадка, пословица, скороговорка,  потешка, небылицы,  считалка, песенка – это формы фольклора.

Вот и следующий лепесток открылся.

7 задание.

— Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком  прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

— Каких былинных героев-богатырей вы знаете?Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас,  Добрыня Никитич.

Ответы детей

Демонстрация репродукции картины В. М.Васнецова “Богатыри”.

Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов,  которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него –Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.

Вот открылся ещё один лепесток.

8 задание.

— Что такое сказка? Ответы детей.

— Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. (Стр.13)

Это устный рассказ о чём-то необычном, во  что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С.Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.

— Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

— А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.

Найдите и прочитайте присказки к сказке“ Царевич Нехитёр –  Немудёр”. Ответы детей.

Найдите диалог старика и старухи из сказки“Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.

В рабочей тетради на стр. 26 отгадайте кроссворд  “По страницам сказок”.  Проверить выполненную работу.

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

3. Итог  урока  

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Рефлексия:  «Незаконченные  предложения».  

 Оценка  работы  учащихся.  

  4.Задание  на  дом:                                             

1.Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

2.В тетради выполнить задание №7,8 стр.25

 

nsportal.ru

«Устное творчество русского народа» 2 класс.УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе «Устное творчество русского народа» УМК «Школа России»

Форма урока: урок-игра

Цели урока:

1. Образовательная:

поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающая:

развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

развитие грамотной устной речи;

формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитательная:

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

воспитание нравственных качеств.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок

О жанрах устного народного

Творчества поговорим,

То, что читали, повторим.

2. Определение темы целей урока.

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

II. 1.Беседа с учащимися

— Какие произведения фольклора вам знакомы?

— Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

— Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

2.Работа с учебником и справочником.

-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике

-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)

-Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Рассчитайте-ка ребят,

Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?

(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)

-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)

-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

-Что такое сказка? (Ответы детей. )

— Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.

— Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

— Каких былинных героев-богатырей вы знаете?

III. Работа в группах.Игра «Литературное лото».

1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.

2. Попросим разложить карточки с текстами на игровом поле.

Игровое поле

Пестушки

Заклички

Загадки

Считалки

Сказки

Потешки

Детский фольклор

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Дразнилки

Колыбельные песни

Приговорки

Нескладухи

Былина

Карточки с текстами

1. Ходит кот по лавке,

А дремота по избе,

Ищет — поищет деточку мою,

Где найдёт, тут и спать укладет.

(Колыбельная песня)

2. “Сердце матери греет лучше солнышка”(Пословица)

3. Едут, гонят семеро на конях,

Все на лошадях, в красных шапках

По кочкам, по кочкам –

В яму бух. (Потешка)

4. Дождик — дождик, пуще,

Я насею гущи,

Цельну кадушку

Сверху лягушку! (Закличка)

5. Шли сорок мышей

несли сорок грошей,

Две поплоше

Несли по два гроша.

(Скороговорка)

6. Зимою греет

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает.

(Снег) (Загадка)

7. Потягунюшки, порастунюшки!

Роток — говорунюшки.

Руки — хватунюшки

Ноги — ходунюшки. (Пестушка)

8. Матушка — репка, уродись крепка,

капуста — виласта.

Будь пудаста.

(Закличка)

9. Ягодка малина.

Медок, сахарок

Поди вон, королёк.

Там тебе место-

В кислое тесто.

(Считалка)

10. А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

(Нескладушка)

11. Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое — стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое — колесо.

Чтоб тебя разнесло.

(Дразнилка)

12.От топота копыт,пыль по полю летит. (Скороговорки)

13.“Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”. (Сказка)

IV. Подведение итогов работы групп.

V.Итог урока.

— С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?

infourok.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС

Е. А. Пермяк  «Случай с кошельком»

Подготовила учитель начальных классов Скодтаева Валентина Вячеславовна

Урок чтения во 2 классе.

Программа: Начальная школа 21 века

Учебник: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 часть

Продолжительность урока: 40 мин.
Тема урока: Произведения о семье. Е.Пермяк «Случай с кошельком»

Цель: создать условия для целостного восприятия произведения.

Задачи: 1) развивать учебные и читательские умения: выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения; выразительно читать произведение, диалоги; активизировать «вдумчивое чтение»; 2) формировать коммуникативные навыки работы в группе,  развивать позитивную самооценку учащихся;  3) способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость, внимательность через создание образов главных героев, воспитывать доброе отношение к семье


Предметные УУД:
—  анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
— выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности (возможна формулировка мнения на родном языке)
Регулятивные УУД:

-формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
— читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные УУД

— строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные УУД

—  эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

— помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
— способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Предполагаемые результаты:

1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.

2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3.Умение давать оценку нравственным  поступкам людей.

Тип урока: комбинированный.  Формы организации урока:   фронтальная,  групповая. Оборудование: презентация, листки, карандаши цветные

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реализация УУД

Орг момент

1мин.

Урок чтения

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас

Сегодня мы продолжаем работу по подгруппам. Давайте вспомним правила работы

Настрой на урок, готовность на урок

Не перебивать

-уважать мнение друг друга.

Заранее обговорить, кто отвечает.

Работать вместе

Регулятивные

Личност-ные: внутрен-няя позиция

Ученика

Речевая разминка

2мин

Работа со скороговоркой

Проворонила ворона воронёнка

Стр. 17 учебника-хоровое чтение потешки

Медленно
с логическим ударением на 1 слово
с логическим ударением на 2 слово

с логическим ударением на 3 слово
быстро на выдохе, повторив дважды

Актуализация знаний  

3 мин

Повторение домашнего задания

10 мин

С какой темой мы сегодня работаем?
— Стихи, рассказы, сказки о семье.
Правильно. Ведь самое главное для каждого человека – это семья.

Ученики,  прочитайте пословицу.

«Вся семья вместе – так и душа на месте».

-Объясните

 — Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.
— Дома вы учили колыбельные. Давайте расскажем их. С какой интонацией вы будете их рассказывать?

-Молодцы, вам удалось передать заботливое, милое отношение матери к свои детям!

— Что вы можете сказать о первой колыбельной? Какая она? А вторая?
Народная Авторская
— К какому жанру относятся все эти произведения: скороговорка, пословица, песня? (фольклор)

Отгадывание ребуса 7я

Слушают

Читают, объясняют

по-своему

По группам рассказывают колыбельные

Чтение наизусть колыбельных

(опросить по 3 из группы) в целях экономии времени

Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.

Коммуни-катив-ные: строить понятные для партнера высказы-вания.

Создание проблемной ситуации

На доске

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Давайте станем мы, ученики,

Творцами правды и добра.

 

-Мы все люди, как же стать Настоящим человеком?

-Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека?

Я думаю, что мы сегодня поработаем себе на радость и станем еще лучше!

— Вы догадались,  о чем  мы сегодня будем говорить?

Анализ

высказывание своего мнения Перечисляют положитель-ные качества

Личност-ные: уважение к мыслям и настрое—ниям другого человека, доброже-лательное отноше-ние

Тема урока

25 мин

Стр. 76

Прочитайте заголовок.

Предположите о чем произведением «Случай с кошельком»

Высказывают свои предположе-ния

Рассказ учителя об авторе, показ портрета

2 мин

Дыхательная гимнастика

Назовите автора

Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Он прожил там более тридцати лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Евгений Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Умер Евгений Андреевич Пермяк в 1982 году. Он прожил 80 лет.

Прежде чем познакомиться с новым произведением, давайте проведём небольшую дыхательную гимнастику.
Упражнение «Задуй свечу»
Упражнение «вдох-пауза-выдох»

Просмотр выставки книг

Регулятив-ные: прини-мать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Работа с текстом

Словарная работа

5-6мин.

Понравился ли вам рассказ? Что особенно вам понравилось, объясните.

-Назовите главных героев?

-Охарактеризуйте каждого героя, докажите словами из текста.
-Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?

-Работа с обложкой:

-Правильно ли составлена обложка?

Работа над значением слов (седенькая, хроменькая, обязанность)

-У нас обязанностей много, например в школе, перед взрослыми, перед самим собой.

Чтение хорошо читающими учениками

Выборочное чтение

Нахождение ошибки:  это не сказка, это рассказ

Предмет-ные: анализи-ровать,

сравни-вать, делать умозаключение.

 

Физминутка

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись. То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись. А потом мы умывались,
Аккуратно одевались, Завтракали и обедали  не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.

Показ движениями

Повторное чтение

8мин.

Повторное чтение рассказа по ролям.
Перед чтением давайте определим действующих лиц.

-С какой интонацией читаем слова Кости? Старушки? Старшей сестры
Выборочное чтение.
— Прочитайте слова Костиной сестры. — Объясните,  как вы понимаете ее слова?

Права ли она?

Вывод: честность всего дороже

А сейчас представьте себя актерами и попробуйте показать сценку встречи бабушки с Костей на осетинском языке. Кто смелый?

Чтение по ролям

Коммуникативные: выражать в речи свои чувства. 

Игра –фронтальная работа, работа  по подгруппам

6мин

  1. Фронтальная работа

Назовите слова с  противоположным значением

Добрый-злой,

Правда-ложь

Смелость- Трусость

— Назовите «лишнее» слово. (Лживость)

Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты)

 Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.

— Работа с пословицами.

— Что вы видите?  (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить.

Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки.

— Какие пословицы подходят к произведению?

— Какую бы вы из них выбрали для себя?

 –моделирование обложки

Составление слов

(Предатель-ство, лживость, воровство и

 т. д.)

Обобщение

Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста.  И только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

Может кто-нибудь желает поделиться, какие же он сделал добрые дела?

«За добрые дела не ждите благодарности. Главное, что вы сделали доброе дело и вами могут гордиться родители и вы сами».

Вы согласны?

Работа по подгруппам: заполнить таблицу

Рассказ

Апплодисмен-ты в знак согласия

Личност-ные: готов-ность целена-правлен-но использо-вать в повседневной жизни.

Итог урока –просмотр видео-презентации

4 мин.  

Так какую мысль хотел донести до вас автор?

— А когда этот мальчик вырастет, он станет Настоящим человеком?

Если кто-то и вас назовет настоящим человеком, значит, вы не зря живете.

Учитесь быть искренними в своих мыслях, словах и делах.

Ученики, учитесь быть честными и в самых больших, и в самых маленьких делах.

Надо всегда быть честным, помогать окружающим, делать добрые дела

Самооценка

2 мин.

Я понял (а)________

Я буду ___________

Рефлексия

работы в группе символически  

Домашнее задание

Стр.  76-77  –читать выразительно, пересказ

На выбор — Я предлагаю вам написать письмо мальчику Косте

Рефлексия работы в группе

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: «Устное народное творчество»

А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за  названиями, которые составляют тему нашего урока.

Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.

Мы сейчас отправимся в путешествие по городам. Какие города есть в нашей стране? А у нас есть город Загадок.

  Туда мы сейчас и отправимся. Я уверена, что вы уже встречались с загадками и можете мне привести примеры.

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть  литературные, их сочинили писатели и поэты. Само название жанра «загадка» происходит от слова  «гадати» — думать, рассуждать. Загадка – это «задачка», которую надо решить.  

Сочинение загадки.

— А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.

— Как называют лягушку ласково? (толстушка)

— Что делает наша «толстушка»?

— Какого она цвета?

— Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

— Живот, а по — другому? (брюшко)

— А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что поёт.

— А кого ест лягушка? (комаров, мошек)

— Вставьте слова в загадку.

Сидит в пруду …,

… брюшко,

Песни …,

… поедает.

— Прочитайте всю загадку.

Сидит в пруду толстушка,

Зеленое брюшко,

Песни распевает,

Комаров поедает.

— Молодцы, у вас тоже получилась загадка.

А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок.

—  На интерактивной доске такая картина: деревенская изба; за маленьким окошком темно; изба освещается горящей лучиной. Посреди комнаты подвешена люлька. Около неё сидит крестьянка и тихонько покачивая люльку…

поёт колыбельную песню.

-Зачем?  Чтобы уснул  её ребёнок.

Девочка исполняет колыбельную песню.

-Какие ещё (кроме колыбельной) песни мы с вами пели, читали? Весёлые детские песни, праздничные песни и хороводные песни.

— Народные песни очень красивы и легко запоминаются. В песне наиболее ярко выражается внутренний мир человека, его чувства, горести и заботы, радости и печали.

Следующая остановка в городе Скороговорки.

— Скоро говорю – каким, словом можно заменить?

ско- ро- го- вор- ки

— Как нужно произносить скороговорки?

Быстро, но так чтобы каждое слово произносилось абсолютно правильно.

Конкурс скороговорочников.

  1. Пётр Петру пёк пироги.
  2. Проворонила ворона воронёнка.
  3. Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

На следующих уроках мы посетим города Сказок, Пословиц, Считалок.

nsportal.ru

Конспект урока литературного чтения 2 класс А.Майков «Колыбельная» программа школа 21 века

Дата проведения

06.03.2015г.

Учитель

Гаврилова Елена Анатольевна

Предмет. Программа. Класс. Тематический раздел.

Литературное чтение. «Начальная школа 21 века».2 класс .

Тематический раздел: «Семья и я»

Тема урока:

В.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня».

Цель:

создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.

Задачи:

Образовательная:

• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

Развивающие:

.развивать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, способствовать умению употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова мамочка, сестричка, сынок и т.д; развивать мышление, память, внимание;

• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;

• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

Воспитательные:

.побудить учащихся задуматься о том, что такое семья, какими должны быть отношения домочадцев друг к другу; научить видеть и ценить любовь матери, уважать старших;

• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;

• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;

• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, развивать интерес и способности детей к творчеству; прививать уважение к народному творчеству.

Планируемые результаты

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;

коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).

Источники

учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»2класс, рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»2класс, иллюстрации к тексту, пословицы о семье, о матери, записи фонограмм песен.

Дополнительная литература

Словарь Ожегова, Песни. Заклички. Считалки. Пословицы, поговорки. Книги В.Осеевой.

Оборудование

Карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, доска, сигнальные карточки, презентация к уроку.

Этап урока

Содержание

Формы деятельности

УУД

Контроль

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Внимание! Проверь готовность к уроку!

фронтальная

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Само-контроль

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу над темой «Семья и я».

Давайте спланируем наш урок.(слайд №1)

И сегодняшний урок у нас пройдёт под эпиграфом. «Всякое дитя своей матери мило».(слайд№2)

Какое задание вы выполняли дома?(чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья», подбор пословиц и поговорок о семье, семейных ценностях)

-Как вы думаете, почему рассказы В.Осеевой изучаются в разделе «Семья и я».Какие ещё произведения вы читали?(слайд №3)

Проверка домашнего задания:

1.Чтение рассказа «цепочкой»

2.Выборочное чтение по вопросам:

— Что говорили о своих сыновьях женщины?

-Как повели себя сыновья в ситуации, когда мама

понадобилась помощь?

3. Рассматривание иллюстрации на странице 76.

— Найдите к ней подходящие слова в тексте.

— Подумай, почему старичок увидел только одного сына?

2.Чтение по ролям.

Прочитаем пословицу:

Всякой матери свое дитя мило.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Подходит ли она к рассказу В. Осевой «Сыновья»

Вот почему я взяла эту пословицу, как эпиграф.

— Какие вы ещё знаете пословицы?

фронтальная

Познавательные:

Общеучебные-самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, логическое формулирование проблемы. Логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете, сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки)

Устный

3.Постановка учебной задачи

А сейчас я предлагаю Вам разделиться на группы для выполнения следующих заданий (задания оформлены виде карточек):

1.Группа «Соедини пословицы» .

Дерево держится корнями, при матери добро.

За общим столом когда в семье лад.

На что и клад, еда вкуснее.

При солнышке тепло, а человек семьей.

Нет лучше дружка- коли в семье вражда.

Мать кормит детей, как земля людей.

Не будет добра, чем родная матушка

2.Группа «Подбери рифму, определи жанр произведения.»

Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, …………..
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя …….!
Раз, два, три, четыре, ……
Всех начну считать ……..

Сестренка, собака, тётя, семья, скамья, десять, пять, сначала, опять

У меня небольшая……..:
Дедушка, бабушка, я,
Мать и отец.
Вот и считалке.

Семья, квартира, начало, конец

Барсучиха-бабушка
Напекла……………………
Угостила двух внучат —
Двух драчливых …………………………..,
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами …………………………..!

Оладушков, пирогов, барсучат, котят, утят, стучат, рисуют

3.Группа Отгадай загадки:

Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? Моя…

Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без …

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй, говорит мне…

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша…

4.Группа работает у доски:

Задание: определить жанр произведения на карточке и соединить с лепестком ромашки.

  Потягунушки, 
      Порастунушки, 
      Поперек толстунушки, 
      А в ножки ходунушки, 
      А в ручки хватунушки, 
      А в роток говорок, 
      А в головку разумок. 

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой…

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

Жили-были старик со старухой. И была у них внучка Машенька. Пошла Машенька

как-то с подружками в лес,

да и заблудилась

Физминутка (исполнение песни «Моя мама»)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Регулятивные: определяют тему урока и цели, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата– принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметные:

познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;

предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).

Самоконт-роль

4.Открытие нового знания

-Ребята, а почему все эти литературные жанры объединены в ромашку?(слайд№4) Кто догадался? (потому что Ромашка-символ семьи, любви и верности в России, а все задания в карточках объединены этой темой)

Остался один закрытый лепесток. Чтобы догадаться что это, нужно прослушать фонограмму.( включается фонограмма колыбельной)

-Кто догадался какое новое произведение будет сегодня?

(колыбельная) Что это за произведение?

— К какому литературному жанру относится?(фольклор) Что ещё вы знаете о фольклоре?

-Найдите в учебнике, авторское это произведение или народное? Знакомство с автором произведения (слайд № 5 )

Работа над произведение А. Майкова «Колыбельная песня»

  1. Читает подготовленный ученик у доски (инсценировка с куклой).

— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

— Похоже оно на сказку?

— Чем?

2. Словарная работа. (слайд№6 )

Али – или по-старому.

Воевал – доставал, добывал.

3. — Подумай, почему поэт выбрал заголовок «Колыбельная песня»

— Кто поёт эту песню?

-Как нужно читать это стихотворение? Почему?

Фронтальная

самостоятельная

Регулятивные: определяют тему урока и цели, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата– принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметные:

познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;

предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).

устный

5.Первичное закрепление

1. (Отработка навыков выразительного чтения)

Работа над стихотворение «Колыбельная песня»

— Перечитайте стих медленно, четко, старайтесь представить себе то, о чем читаете. Определите своё отношение к событиям, героям.

2. Выразительное чтение стихотворения.

3. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению, найдите в тексте те строки, которые относятся к этим иллюстрациям.

— Прочитайте диалог (разговор) матери и ветра.

Фронтальная

Самостоятельная

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, рабочих тетрадях, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять анализ объектов и синтез целого из частей.

Личностные: понимать значение границ собственного знания, незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задачи, проблемы

устный

6.Итог урока

-Что нового вы сегодня узнали? Что повторили?

фронтальная

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция полученной информации

Личностные: понимание значения границ собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования.

Коммуникативные: выполняют оценку результатов работы

Самокон-троль

устный

7.Рефлексия

-Какое у вас настроение в конце урока? Что понравилось? Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке? (слайд№7)

фронтальная

8.Домашнее задание

Чтение колыбельной А.Майкова, работа в печатной тетради. Творческое задание: придумать свою колыбельную.(слайд №8)

фронтальная

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять анализ объектов и синтез целого из частей.

Личностные: понимать значение границ собственного знания, незнания; осознают необходимость самосовершенствования

Самоконт-роль

infourok.ru

Конспект урока музыки во 2 классе «Фольклор — народная мудрость»

Фольклор – народная мудрость

Цели:

• Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

• Познакомить с развлечением молодежи на Руси — деревенские посиделки.

Задачи:

• учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки — пляску, хоровод, колыбельную;

• развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

• содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, которая называется НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. И тема нашего урока: » Фольклор — народная мудрость».

Как вы понимаете значение слов «устное народное творчество? (дети объясняют).

  1. УСТНОЕ от слова «уста» — «рот», «губы», то, что произносится, а не пишется.

  2. НАРОДНОЕ – принадлежит народу.

  3. ТВОРЧЕСТВО – создание чего-то нового.

— Что относится к устному народному творчеству? Какие (виды) жанры устного народного творчества вы знаете? (Скороговорки, поговорки, пословицы, потешки, народные песни, считалки, загадки, сказки, небылицы, былины).

— А как назвать одним словом устное народное творчество? (Фольклор – народная мудрость).)

Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk — народ, lore — учение. Вместе эти слова — «фольклор» — переводятся как «народная мудрость». Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Музыкальный фольклор — это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа», — писал в свое время А.Н. Серов.

Детские песенки, дразнилки, заклички, приговорки – это целый ребячий мир, увлекательный, загадочный, смешной, но всегда добрый и справедливый. Возраст отдельных закличек исчисляется тысячелетиями. Зародились они в те далёкие времена, когда люди верили в дождь, ветер, солнце, землю – как в живые существа. Особыми закличками они просили дождь напоить поля, солнце – обогреть, ветер – разогнать тучи. С годами забылся магический смысл этих закличек, приговорок. А вот сами детские песенки живут и в наши дни.

Прибаутка: Ты, коровушка ступай. В чисто поле погуляй.

А вернёшься вечерком, нас напоишь молоком.

Считалки: Взялись зайцы за бока, заплясали гопака. Прилетели утки – заиграли в дудки.

Ах, какая красота, заиграли в дудки.

Дразнилки: Андрей-воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из под палочек1

Не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок.

(пение вместе с учителем вышеуказанных прибауток, считалок, дразнилок)

3. Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод —

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как! В горелки! ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки — были праздником души.

— Чем же занималась молодежь на посиделках? (Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры).

— При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: «Здравствуйте, красные девушки!» В ответ раздавалось: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Показать ребятам эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

4.А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед — вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

— Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки — потешки и песенки — дразнилки вы знаете? Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко, посвети в окошечко.

Пойдем в поле, во лужок. соберемся там в кружок.

Сорока, сорока, где была? — Далеко.

Кашку варила. деток кормила.

По дороге Петя шел, он горошину нашел.

А горошина упала, покатилась и пропала.

Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох!

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом.

6. -Молодежь очень любила играть в игры — лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки.

А какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска — танцуют вприсядку. Хоровод — кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш — маршируют. Колыбельная — садятся на стулья).

— Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре? (пляска, хоровод и колыбельная).

Эх, широка душа русского народа!

И где бы ни были в глуши.

В руки брали только ложки

И играли от души!

(Группа детей играет мелодию «Камаринской» на шумовых инструментах.

Вторая группа — выполняет танцевальные движения под музыку).

7. — А сейчас мы с вами поиграем в сказку. Я буду зачитывать четверостишие, а вы хором говорите «Пусть ворона мокнет (сохнет). Что говорить вы поймёте по ходу игры. Начинаем.

Шёл я как-то через мост, глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост – положил её на мост… («Пусть ворона сохнет»)

Шёл опять я через мост – глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост, положил её под мост … («Пусть ворона мокнет»)

Снова шёл я через мост, глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост, положил её на мост … («Пусть ворона сохнет»)

Я опять пришёл на мост, глядь – ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост, положил её под мост… («Пусть ворона сохнет»).

8. -Замечательно. Вы справились с заданием. Я предлагаю вам поиграть в песенку-игру «Бояре, а мы к вам пришли». (Разучивание и исполнение).

Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна, молодые нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила, молодые нам вот эта мила.

Бояре, она дурочка у нас, молодые она дурочка у нас.

Бояре, а мы плёточкой её, молодые, а мы плёточкой её.

Бояре, она плёточки боится, молодые она плёточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим, молодые а\мы пряничка дадим.

Бояре, у неё зубки болят, молодые у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведём, молодые а мы к доктору сведём.

Бояре, она доктора боится, молодые она доктора боится.

Бояре, а мы пряничка дадим, молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? — (Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела. Что такое фольклор.)

— Мир фольклора – это тот мир, каким он должен быть по народным представлениям – справедливым и прекрасным. Ум, доброту, трудолюбие, вежливость воспитывали люди во все времена, а глупость, хвастливость, зло всегда высмеивали. Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания. И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми, красивыми узорами.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

— Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *