Проверяемая безударная гласная в корне слова примеры 3 класс – Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)
Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)
Проверяемые безударные гласные — это гласные, которые проверяются ударением с помощью подбора родственных слов или изменения грамматической формы слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, что такое проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
- соло́ма
- украше́ние
- при́городный
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
- на́дпись
- о́тсвет
- вы́линять
2. суффикса
- отпили́ть
- свежо́
- удивле́ние
3. окончания
- золото́й
- трава́
- морско́й
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» или «и». Во многих словах безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много волна — во́лны | 1. Большой — маленький ковёр — ко́врик |
2. Много — один паруса — па́рус | 2. Маленький — большой площадка — пло́щадь |
3. По вопросу: Где? моря — в мо́ре Что делал? Что делает? писал — пи́шет | 3. Назови ласково зима — зи́мушка |
4. Какой? — Что? зелёный — зе́лень | |
5. Что делал? — Что? плясал — пля́ска |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов:
- входи́ть — вход;
- хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
- раздели́ть — разде́л;
- загада́ть — зага́дка, зага́дочный.
Изменим грамматическую форму слов, чтобы убедиться в написании проверяемых безударных гласных в корне:
- накорми́ть — нако́рмит;
- хвали́ть — хва́лит;
- нога́ — но́ги;
- зализа́ть рану — ли́жет.
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
- глаза́ — глаз, гла́зик;
- частота́ — ча́стый;
- накали́ть — накал;
- испаре́ние — пар;
- сократи́ть — кра́ткий;
- плати́ть — опла́та, пла́тный.
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
- наколи́ бабочку — ко́лет;
- поглоща́ть — гло́тка;
- угрожа́ть — угро́за;
- умолять — мо́лит;
- вышколи́ть — шко́ла.
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
- навева́ть раздумья — ве́ять;
- обежа́ть дом — бег;
- вперёд — спе́реди;
- прореди́ть посевы — ре́дкий;
- потеря́ть — поте́ря;
- освеще́ние — свет.
4. Буква «и» пишется в корне слов:
- обижа́ть малыша — оби́да;
- примири́ть недругов — мир, переми́рие;
- прожива́ть в доме — жить;
- чистота́ в кухне — чи́стый;
- списа́ть слова — пи́шет.
Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»
russkiiyazyk.ru
«Правописание слов с безударными гласными в корне»
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
- формировать умения находить и проверять орфограмму;
- развивать умение восстанавливать деформированный текст;
- следить за правильной осанкой учащихся во время письма.
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы закрепим умение находить и проверять безударную гласную в корне слова, распознавать слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой ударением.
Послушайте стихотворение и скажите последнее слово.
На дворе снежок идет.
Скоро праздник …. (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …. (ёлки).
Да, ребята, с каждым днем все ближе любимый всеми праздник Новый год. В эти зимние дни ко всем в гости придет лесная красавица – ель. А к ребятам – долгожданный гость – Дед Мороз.
Вот и к нам сегодня на урок пришли Дед Мороз и Снегурочка и принесли в подарок елку и игрушки – шары.
Но шары эти не простые, а с заданиями.
3. Запись под диктовку слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением
Первое задание.
Записать слова в 2 столбика. В 1-й столбик – слова с безударной гласной, проверяемой ударением; во 2-й столбик – с безударной гласной непроверяемой ударением.
Малыш, ребята, пальто, далекий, тарелка, лопата, чистота, спешить, улица, хвалить.
Как же проверить безударную гласную в корне слова?
4.Физминутка
5. Разгадывание кроссворда
Следующий шар, ребята, заколдован. Чтобы его расколдовать, надо разгадать кроссворд.
- Частичка снега.
- Человек, охраняющий лес.
- Водоем.
- Учебный предмет для черчения.
- Площадка для катания на коньках.
Дети записывают слова в тетрадь и подбирают проверочные слова.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
6. Восстановление деформированного текста
Морозная, наступила, з…ма.
Пушистые, сн…жинки, закружились.
Льдом, р…ка, покрылась.
Новый, скоро, год.
Б…льшую, зажгут, в, школьном, елку, зале.
Д…тей, праздник, это, год –, любимый, Новый.
За каждое правильное предложение – шарик.
Вставьте пропущенные буквы и объясните.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Запишите первые 4 предложения. В 1-м предложении найдите и выделите грамматическую основу.
7. Итог урока
Посмотрите на нашу елочку. Какая она стала нарядная. Скажите, что мы для этого сегодня на уроке сделали?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
8. Домашнее задание
Подобрать и записать 10 слов с безударной гласной в корне.
10.02.2005
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки для проверочной работы по теме «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»
Карточка №1.
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.
В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.
2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.
Образец. Заниматься лепкой – лепить.
Наносить вред –
Сделать подарок –
Издавать крики –
Испытывать жалость –
Излучать свет –
Произвести выстрел –
В подобранных словах подчеркни безударную гласную.
3. Прочитай и спиши пословицы.
1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.
2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.
5) В камень стрелять – только стрелы терять.
Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.
________________________________________________________________________________________________
Карточка№2
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.
Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)
2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.
Синий – слово, обозначающее название птицы.
Снег – слово, обозначающее название птицы.
Рыжий – слово, обозначающее название гриба.
Белый – слово, обозначающее часть яйца.
Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.
3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне
е и я а о
П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый
Карточка №3
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.
Запиши словосочетания по образцу.
Образец. Чай из трав – травяной чай.
В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».
(По К. Ушинскому)
3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.
1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.
2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.
3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.
4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.
5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №4
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.
Хлод, холдный – пох..л..дло.
… , … – ст..р..жить.
… , … – г..л..дать.
… , … – в..ч..реет.
… , … – з..л..неет
2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.
1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых
3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.
Трепещет, … – тр..п..тали.
Вечерний, … – в..ч..реет.
Сторожка, … – ст..р..жили.
Зелень, … – з..л..нели.
Хлопочет, … – хл..п..тали.
Лепет, … – л..п..тали.
Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной
Карточка №5
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)
2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.
Образец. Кормит – кормил.
Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .
Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .
Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .
Тащит – … . Топит – … . Косит – … .
3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.
2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?
3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.
4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?
5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.
6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №6
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.
Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.
2. Прочитай.
Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.
Посидеть на скамейке – поседеть от старости.
Полоскать бельё – поласкать щенка.
Заколю булавкой – закалю здоровье.
Примерять платье – примирять друзей.
Острые мечи – футбольные мячи.
Запивать лекарство – запевать песню.
Проживать в городе – прожевать пищу.
Свила гнездо – свела по ступенькам.
Спиши с доски – спеши домой.
Отворить дверь – отварить картофель.
Слезать с крыши – слизать сметану.
nsportal.ru
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударным гласным в корне
Урок русского языка*
3 класс
Тема: «Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударным гласным в корне».
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Правописание слов с безударными гласными в коне слова»
2.Совершенствовать навык правописания слов с безударными гласными.
- Совершенствовать умение учащихся распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Задачи:
1.Свершенствовать умение обнаруживать «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной;
2. Учить детей понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его;
3.Продолжить работу над последовательным выполнением действий, предписанных этим правилом;
4. Совершенствовать умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова.
3. Создавать условия для развития творческой активность, инициативы, самостоятельности, взаимопомощи при выполнении заданий.
Ход урока
I Мотивация учебной деятельности.
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Поделитесь своими улыбками. И в хорошем настроении мы продолжим наш урок.
II Сообщение темы и целей урока
А начнем мы наш урок с одного рассказа.
Послушайте рассказ об одной ошибке.
Миша написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Миши Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
— Ну как? – спросил Миша вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Миша собрал ребят во дворе.
— Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.
— Почему так случилось?
— Какой совет вы дали бы мальчику Мише?
Какое правило забыл Миша?
Ребята, скажите, а для чего необходимо знать правила?
Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием безударных гласных в словах и подборе проверочных слов.
III Актуализация знаний
— Давайте вспомним, какие гласные мы называем безударными?
— Как найти безударную гласную в слове? ( Нужно поставить ударение и найти в безударном слоге гласную букву).
Вывешивается карточка УДАРЕНИЕ и БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ.
Задание 1
На доске записаны слова. Спишите слова, разделив их на два столбика. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Мороз, следы, медведь, лесник, земля, заяц.
Мороз следы
Заяц лесник
Медведь земля
Фронтальная проверка.
По какому признаку вы разделили слова? ( В 1 столбике — слова с непроверяемым безударным гласным, а во втором- с проверяемым безударным гласным).
Проверка постановки ударений и обнаружения безударной гласной в слове. Работа с сигнальными карточками.
IV Обобщение и систематизация знаний
Составление алгоритмом работы с безударными гласными.
1.Как вы считаете, какой первый этап в работе со словами с безударной гласной. Что необходимо сделать?
Обнаружили безударную гласную в слове. Следующие наши действия?
Как дальше мы будем рассуждать?
Как проверить безударный гласный в слове?
Какое слово будет являться проверочным?
V.Применение знаний
Потренируемся в подборе проверочных слов.
Задание 2
Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь ударение, выдели безударную гласную.
Лиса – лисята, лисий, лисички, лисонька.
Синеет – синька, синий, синеватый, посинел.
Снежок- снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
Проверим, какие слова вы выписали. Докажите, что они являются проверочными.
Работа по рядам. Проверка с использованием сигнальных карточек.
Задание 3
Каждая парта получает карточку с алгоритмом работы.
ПОДУМАЙ ДОКАЖИ НАПИШИ
М.ряк Море моряк
М…сты
Р…ка
Сн..га
Х…лмы
Зв..рьки
Работа в парах. Проверка у доски. Работа с сигнальными карточками.
VI.Контроль усвоения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Задания по вариантам.
1 ВАРИАНТ
1. Ч…СЫ А 5. С…СНА
2.ГР…ЧИ О 6. Р…СА
3.ХВ…СТЫ 7. ТР..ВА
4. С…ДЫ 8. К…ЛЬЦО
Ключ:
А -1, 2,4,7.
О- 3, 5, 6, 8.
2 ВАРИАНТ
1. ГН…ЗДО И 5. ЦВ…ТЫ
2. СТР..ЖИ Е 6. П…СЬМО
3. ГР…БЫ 7. СТ…КЛО
4. ЗВ…ЗДА 8. Л…СТЫ
.
И-2, 3, 6,8
Е –.1, 4, 5, 7.
- Творческое задание
Запиши текст, состоящий из 3 предложений на тему «Зимушка», используя слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными.
Для слабых учеников – индивидуальные карточки.
Вставь пропущенные слова, используя слова для справок.
Наступила _______.
__________ стоят в снежном уборе.
На __________ видны __________ _______________.Слова для справок: зверей, деревья, зима, снегу, следы.
Проверка.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Чем занимались на уроке?
Как работать со словами с безударной гласной в корне ?
Кто считает, что хорошо усвоил эту тему — поставьте свой кораблик в «Море успеха».
Кто считает, что необходимо еще поработать в данном направлении — поставьте свой кораблик рядом с « Морем…»
Стихотворение.
Сосна, вода, дела, трава –
Запомнить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь – пишите смело!
Непроверяемые
безударные гласные в корне слова
Ударение
Безударные гласные в корне
Проверяемые безударные гласные
в корне слова
Запомнить
Подобрать проверочные слова, в которых гласный стоит под ударением.
nsportal.ru
Безударные гласные в корне
А13.
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):
хорОший – прихорАшИВАться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
вОРОта – привРАтник,
хОРОнить – охРАна,
зОЛОто – зЛАто,
хОЛОдный – прохЛАда.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло.
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент — ?
в…кторина — ?
ор…гинал — ?
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…стительный, переск…чил, вн…мал
2) д…лины, нап…дение, в…дать
3) ст…реть, закл…наю, пон…мать
4) тв…рчество, расст…лать, нач…нать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…стительный, переск…чил, вн…мал
2) д…лины, нап…дение, в…дать
3) ст…реть, закл…наю, пон…мать
4) тв…рчество, расст…лать, нач…нать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
Ответы: 4, 4, 1.
Рекомендуем:
5-ege.ru
Непроверяемые безударные гласные в корне (80 примеров)
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
- река́ — ре́ки;
- барсу́к — барсучо́нок ;
- приня́ть — приня́л , приня́ла.
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно, например:
волна́, вода́, соли́ть, закрепи́ть, возду́шный, весе́лый, зелене́ть.
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много волна — во́лны | 1. Большой — маленький ковёр — ко́врик |
2. Много — один паруса — па́рус | 2. Маленький — большой площадка — пло́щадь |
3. По вопросу: Где? моря — в мо́ре Что делал? Что делает? писал — пи́шет | 3. Назови ласково зима — зи́мушка |
4. Какой? — Что? зелёный — зе́лень | |
5. Что делал? — Что? плясал — пля́ска |
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
- соли́ть — соль;
- закрепи́ть — кре́пкий;
- возду́шный — во́здух;
- весёлый — ве́село;
- зелене́ть — зе́лень, зелёный;
2. изменение формы слова:
- волна́ — во́лны;
- вода́ — во́ды;
- трава́ — тра́вы;
- окно́ — о́кна;
- гора́ — го́ры;
- носи́ть — но́сит;
- держа́ть — де́ржит;
- накорми́ть — нако́рмит.
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
- соба́ка — соба́чка, соба́чища, соба́чий, (плыть) по-соба́чьему;
- крова́ть — крова́тка, крова́тный, прикрова́тный;
- компо́т — компо́тик, компо́тный;
- упражне́ние — упражня́ть, упражня́ться.
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
- аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
- багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
- ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
- делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
- гармо́ния, гарнизо́н, гастроно́м, горизо́нт;
- инжене́р, и́ней;
- кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть, крапи́ва;
- ладо́нь, лазу́рь, лорне́т;
- машини́ст, матро́с, меда́ль;
- нота́риус, натюрмо́рт;
- обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
- пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
- сапо́г, сковорода́, стака́н, стадио́н, столя́р;
- таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
- фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
- шофёр.
Видеоурок
Словарь с непроверяемыми гласными в корне слова
А | Б | В |
абажур абсолютно агроном аккордеон аккомпанемент акробат альпинист артиллерия аромат аплодировать аплодисменты атмосфера | багряный багровый бакалея баллада балкон баррикада барон бархат батарея батальон бахрома бечевка, но бичевать (порок) билет бинокль бидон бетон бобровый бокал бордюр брошюра | велосипед веранда ветеран вереница вернисаж вермишель вестибюль ветчина винегрет виолончель викторина витрина вокзал волейбол |
Г | Д | И |
галерея галантерея галоши гараж гардероб гармония гарнизон гегемония гениальный гербарий герань гирлянда гримаса говядина горизонт | дезертир дезинфекция декада декламировать делегация десант десерт демонстрация диверсия дивизия диковина дирижер директор дискуссия дистиллированный дрессировка | идеал иждивенец иллюминация индеветь (покры- ваться инеем) иней инженер интеллект инцидент испещренный испокон веков исполин истина истязать |
К | Л | М |
кавалерия кавычки калач каллиграфия каморка кампания (мероприятие) компания (общество) канал канонада карикатура карнавал каприз кастрюля кобура коврижка (коврига) ковыль коленкор коллектив комод комплимент композитор конопляник контрабанда контролер кошелек кошелка кропотливый | лабиринт лаборатория лазарет лаконичный лауреат лачужка лачуга лелеять лиловый лимонад линолеум лоскут лотерея | мавзолей магистраль манера манифест мемуары меридиан меценат миниатюра мораль мошенник |
Н | О | П |
наваждение нивелировать новелла | оазис обаяние обоняние облако одолеть оккупация олимпиада оранжерея ореол орхидея осязание оптимизм оцепенеть ошеломить | павильон палисадник панорама папоротник паркет патриот перископ периферия пескарь полемика поликлиника постамент президент прекословить преткновение привередливый привилегия приоритет пролетариат пропеллер продюсер прототип пьедестал |
Р | С | Т |
режиссер резиденция рекорд репертуар репетиция репортаж | саботаж саксофон салат салфетка свирель сентиментализм сирень солдат спираль стадион стипендия смятение снегирь | тавтология талант тасовать таможня тенденция терраса трапеция тренер (но тренировка) трибуна тротуар |
Х | Ц Ш Щ | Ф Ч |
хамелеон халат хижина холера хомут хомяк хризантема хронология | целлофан цивилизация шершавый шеренга шпингалет щавель щекотать | фаланга фантазия фасад фаэтон фаянсовый фейерверк фестиваль фиалка филармония чемодан чемпион чечевица |
Э | Ю | Я |
эволюция экзаменатор экскаватор эскалатор эмигрант | юбилей ювелир | ябедничать якорь ярмарка яхонт ящерица |
russkiiyazyk.ru
«Безударные гласные в корне слова». 3-й класс
Разделы: Коррекционная педагогика
Цели и задачи:
– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;
– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его
практическую значимость;
– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных
гласных;
– развивать фонематический слух и зрительное внимание;
– пополнять и активизировать словарь учащихся;
– развивать связную речь.
Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, сигнальные карточки на гласные звуки, мультимедийное оборудование (диапроектор, экран, компьютер).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело
Морской – море, холм – холмы, следы – след, скалы – скала, лесной – леса, полевой – поле. (Слайд №1)
Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?
2. Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова. Запишите число и тему нашего занятия.
– Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я (Логопед показывает сигнальные карточки, дети определяют звук и протяжно его произносят.)
Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.
– Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).
Памятка:
Шаг 1. Найди в слове корень.
Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.
Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
– Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка. Там мы прогуляемся по полянке слов, попробуем себя в роли скалолазов, искупаемся в озере гласных, побываем в дремучем лесу и посмотрим на чудесный замок волшебника (Слайд № 2).
3. Путешествие по Стране безударных гласных.
1. “Полянка слов” (Слайд № 3).
Задание: определите безударную гласную в корне.
Гора, цветок, грибы, пчела, мячи, коза, сова, нора.
Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок), НОРА (норка, норы, отнорочек). Объяснение слова отнорочек.
2. “Скалолазы” (Слайд № 4)
– Сейчас мы с вами станем скалолазами. Доберемся до вершины скалы и спустимся вниз. Волшебник Ударение просит пользоваться его подсказкой: “Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно ставь под ударенье!”
Задание: подберите проверочные слова, поставьте ударение, запишите в тетрадь слова по образцу. Слова: гр.за, кр.ты, тр.винка, л.дяная, к.лол, в.ршина, л.вил, б.льшой, т.шина, гн.здо, ст.на.
3. “Озеро гласных” (Слайд № 5).
– Ребята, хотите порыбачить в озере? Только в нашем озере плавают не рыбки, а гласные звуки и ловить мы будем их. Игра называется: “Слышу звук – записываю букву”. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вы будете записывать в тетрадь графически, выделяя только безударную гласную из корня слова.
Образец: а, о, е (грачи, дрозды, река).
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (Роса.)Вьется веревка, на конце – головка. (Змея.)
4. “Игровая площадка” – физкультминутка (Слайд № 6).
Вы сегодня обезьянки.
По – английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.
5. “Дремучий лес” (Слайд № 7).
– Ребята, мы попали в Дремучий непроходимый лес. Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.
Задание: проверьте, исправьте ошибки, вставьте нужные буквы, придумайте словосочетания или предложения с одним из слов.
Слова: диревья, вязанка, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.
6. “Замок волшебника Ударения” (Слайд № 8).
– Ребята, вот мы и обошли окрестности замка волшебника Ударения. Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще одно задание, которое приведет нас к замку. Задание: спишите текст, вставьте в слова пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.
Тр…пинка в…дет к замку. На д…ревьях среди з…леной л…ствы пос…лилась Чудо-птица. Она прин…сла ч…рвячков для своих пт…нцов в гн…здо.
– Проверьте, правильно ли вы написали (Слайд № 9).
– Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы попали в замок волшебника Ударения. Вы отлично справились со всеми заданиями и приобрели новые знания. Волшебник очень доволен вами!
4. Итог занятия.
– Где проходило наше занятие?
– Какие задания у вас вызвали затруднения?
– Какой алгоритм мы сегодня вывели?
– Прочитайте на экране, какую оценку вам поставил волшебник за занятие (Слайд № 10).
Список используемой литературы:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1985.
23.01.2013
urok.1sept.ru