cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Произведения в прозе 3 класс – Проза для детей — Рубрики — Омилия

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Литературное чтение

Тема: Картины летнего дня. И. Тургенев «Голуби».

Цель: сформировать у обучающихся понятие жанра стихотворение в прозе.

Задачи:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• развитие умений вести диалог с автором.

Технология построения урока: технология продуктивного чтения.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1. Выставка иллюстраций. Комментарии детей: какой именно эпизод иллюстрировали, почему.

2. Выразительное чтение части 4. С помощью интонации, громкости и темпа речи нужно передать нарастание грозы.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Работа над произведением

I. Чтение текста И. Тургенева.

1. Работа с текстом до чтения.

– Как называется произведение и кто его автор, прочитайте.

– Знакомо ли вам имя автора?

– Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу.

– Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем?

Можно ли предположить по названию произведения и иллюстрации, о чём будем читать? Расскажите.

– Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объёму? (Проза, короткое произведение. Может быть, рассказ.)

– Прочитайте пометку (пояснение) в скобках после названия. Что вас удивило?

– Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос. Предположения детей.)

– Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» – стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении. (Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия и т.д.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).

Иван Тургенев

ГОЛУБИ

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. (Представьте себе это море спелых колосьев: то золотое, то посеребрённое, и оно не движется, застыло перед грозой.)

Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной (то есть большой, тяжёлой) громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! (Усилились запахи трав перед грозой, пахнет полынью, растущей на межах – невспаханных участках земли между полями.) Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! – думалось мне, – сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!» (Скорее бы кончилось это тягостное ожидание и пролился дождь!)

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. (Что бы это могло быть? Вопрос оставляем без ответа.) То летел со стороны деревни белый голубь. (Вот что это за белый платочек – голубь похож на него и на снежный комок. Он, наверное, особенно чётко был виден на фоне тёмной тучи.)

Летел, летел – всё прямо, прямо… и потонул за лесом. (Скрылся внезапно белый голубь – как будто потонул за лесом.)

Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад (Можно предположить – что за два комочка?); то летят домой ровным полётом два белых голубя. (Наш ответ подтверждает текст.)

И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень (очень сильный, мощный), молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой…

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

Нахохлились оба (устали, наверное, да и страшно было…) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один, как всегда.

2. Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представляли, когда слушали?

– Что получилось представить особенно ярко? Почему?

3. Обобщающая беседа.( работа в парах)

а) Похоже ли описание летней грозы И.С. Тургенева и А.Н. Толстого? Почему меняется настроение рассказчика: сначала «тоскливое томление», потом «и мне хорошо»?

б) Как вы думаете, почему И.С. Тургенев захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы?

в) Какие мысли автора вы прочитали «между строк»? (Выполнение задания 3 в тетради на с. 13.)

3. Работа с текстом после чтения.

1.Определение жанра произведения. (Работа в группах)

– Прочитайте вопрос 3 учебника. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Описаны чувства, смена настроения…)

– К. Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм, что «ритм прозы зависит от таланта писателя, от чувства языка, от хорошего писательского слуха». Мы видели, как слова в произведении И.Тургенева сливались в яркие картины, образы – это ли не поэзия? Мы слышали мелодию прозы, её особый ритм.

Чтение с доски:

«Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, по существу является подлинной поэзией». (К. Паустовский)

«Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму». (Л. Толстой)

Самостоятельная работа в группах.

Выполняется задание в тетради на с. 13 (в таблицу записываем признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определённый ритм; небольшое по объёму… ещё один признак прозы – можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

– Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

2. Рассказ учителя о цикле И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

– Как вы думаете, одно ли такое стихотворение в прозе И.C. Тургенева? Обратите внимание на помету в скобках. Сможете ли вы объяснить значение слова цикл?

В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например:

у Э. Успенского цикл сказочных повестей о Дяде Фёдоре и его друзьях;

у К. Паустовского – цикл рассказов «Мещёрская сторона» и т.д.

У И. Тургенева таких стихотворений несколько. (Учитель показывает сборник «Стихотворения в прозе».)

Каждое из этих стихотворений в прозе – небольшое по объёму, у них особый ритм, лиричность (то есть они наполнены чувствами, переживаниями, эмоциями).

– Как вы думаете, почему авторы учебника решили вас познакомить с произведениями писателя «взрослого», который не писал специально для детей?

– Вам, наверное, интересно будет познакомиться с отрывком из воспоминаний А.Н. Толстого: «Детских книг я почти не читал, должно быть, у меня их и не было. Любимым писателем был Тургенев. Я начал его слушать в зимние вечера лет с семи».

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Отметьте на шкале которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

ΙV. Домашнее задание.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения в прозе «Голуби»

И. Тургенева (по выбору учащихся).

infourok.ru

Урок литературного чтения в 3-м классе («Школа-2100») по теме «И.Тургенев «Голуби». Стихотворение в прозе»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством И.С.Тургенева;
  • ввести понятие «стихотворение в прозе»;
  • способствовать развитию навыка выразительного чтения, творческой способности к образным средствам языка; умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения;
  • создание условий для развития личности учащихся, обогащения словарного запаса, воспитание любви к русской природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетради по чтению, детские рисунки на тему «Красное лето», картина Шишкина «Золотая рожь», иллюстрации летней природы.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков «Красное лето».

Звучит запись песни Е.Крылатого, Ю.Энтина «Песенка о лете»

Чтение образных выражений из ранее прочитанных произведений, которые поэты и писатели используют для описания летней природы.

«Брезжит свет», «сонные березки», «ярким перламутром», «шелковые косы», «зеленоватый рассвет», «росистая влага» и т.д.

— Подберите образные выражения к рисункам о летней природе.

Сообщение темы урока.

— Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.

— Мы познакомимся с творчеством Ивана Тургенева. Знакомо вам имя автора?

(СЛАЙД 1)

— Иван Тургенев — «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Почему же авторы учебника включили его произведения в свою книгу?

(СЛАЙД 2)

— Прочитайте ребус и вы узнаете, как называется это произведение.

Изучение нового материала.

Речевая минутка.

(СЛАЙД 3)

— Прочитайте, соблюдая знаки препинания.

Снится ночью пауку
Чудо юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:(Птица)

Определение жанра произведения И.Тургенева «Голуби»

— Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объему? (Проза, короткое произведение. Может быть рассказ)

(Слайд 4)

— Прочитайте пояснение после названия. Что вас удивило?

— Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос).

— Такое по жанру произведение нам встречается впервые. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении? (Рифма. Ритм. Настроение. Интонация. Мелодия)

(СЛАЙД 5)

Первичное чтение произведения заранее подготовленными учащимися.

— О чем текст? Правы ли авторы, что поместили его в раздел «Природа летом»?

— Что вы увидели, когда читали произведение? Какие картины представляли? Сумели ли почувствовать сходство со стихотворением? В чем оно по-вашему? (Отсутствие рифмы, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации.)

— Объясните значение слов и выражений.

(СЛАЙД 6, 7)

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Прилетели птицы».

— Сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, куницы:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы:
-Все вы молодцы!

Анализ произведения И.Тургенева «Голуби».

(СЛАЙД 8) (первый абзац)

— Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина «Золотая рожь»)

— какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)

(СЛАЙД 9) (второй абзац)

— Прочитайте второй абзац.

— Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол «назрела». Какой смысл он вложил в это слово?

— В каких словах слышна мелодия? («Назревала гроза великая»). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).

— Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)

(Читаем по учебнику третий абзац)

— Что указывало на явное приближение грозы? «Грузная громада» это какая?

— Прочитайте описание тучи.

— Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)

(Читаем по учебнику четвертый абзац.)

— Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)

— Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?

— Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)

— Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)

(Читаем по учебнику пятый абзац.)

— Как следует прочитать восклицательное предложение?

— К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?

(СЛАЙД 10)

«Золотая змейка» — какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.

«Дрогни, гром!» — подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.

— Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.

— С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)

— Попробуйте прочитать, используйте и мимику, чтобы усилить эмоции.

(Читаем по учебнику шестой абзац.)

— Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:

— Как следует прочитать последний абзац? Изменится ли ритм, темп? (Первая часть — с отчаянием. После многоточия — сурово, растянуто, медленно.)

(Читаем по учебнику седьмой абзац.)

— Как вы понимаете выражение «ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:»? (Очень похож.)

— Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания — точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)

— А что это за голубь, по-вашему? Откуда он? Как он оказался один среди грозы?

(Читаем по учебнику восьмой абзац.)

— Для чего автор использует повторы слов? (они передают полет птицы, её движение в тревожном небе, ей нет преград:)

— Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, «верен морю»: голубь не исчез, не пропал, а «потонул».

(Читаем по учебнику девятый абзац.)

— Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.

— И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)

(Читаем по учебнику десятый абзац.)

— Расставьте логические ударения. Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)

— Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?

(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)

— Слова какой части речи употребляет автор, чтобы показать «потеху» небесных сил, «потеху» природы? Почему?

— Какой прием использует автор? (Звукопись)

— Подчеркните глаголы. Каждый из них при чтении необходимо выделить. Какие меткие слова позволяют увидеть это буйство стихии? Найдите эпитеты, сравнения в описании стихии.

— Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)

(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)

— Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)

— Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?

— Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)

— Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.

(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)

— Отчего голуби нахохлились?

— Наверное, можно продолжить после многоточия «крыло друга». А как можно сказать про людей? (Плечо друга)

— как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.

(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)

— Как нужно прочитать восклицательное предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав акцент на слове «хорошо»)

— А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).

Работа после чтения текста.

Проза или поэзия?

— Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).

— К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.

(СЛАЙД 11)

— Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией — стихотворение в прозе.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ на с.14

Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы — можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

— Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

— Почему оно называется «Голуби»?

— Какие мысли вы прочитали между строк?

Выразительное чтение стихотворения в прозе «Голуби».

Цикл И.Тургенева.

(СЛАЙД 12)

— Приведите примеры литературных циклов.

(СЛАЙД 13)

Тургенев — писатель и человек.

— Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?

— Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?

— Что хотел показать, о чем рассказать в своем стихотворении И.Тургенев? Какими мыслями поделиться?

Итог урока.

— Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).

— Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

Домашнее задание.

(СЛАЙД 14)

Приложение.

21.07.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое проза в литературе? – Ответы на все вопросы

Проза – это устная или письменная речь, не разделённая на соизмеримые отрезки – стихи. Проза противоположна поэзии. То есть если в поэзии текст делится на определённые отрезки, то в прозе, наоборот, всё целостно. Проза представляет собой обычную, немерную речь, она может быть как устной, так и письменной. Проза не имеет размеров и её не делят на соразмерные отрезки, её ритмом является отношение предложений или периодов между собой.

 

Зародилась проза достаточно давно, ещё в античные времена, и к концу XIX века ей довелось стать безусловным лидером в словесности.

 

Известные художественные прозаические произведения, в частности романы и рассказы, как правило, эмоционально сдержаны и насыщены интеллектуальным и философским содержанием.

 

Проза может быть условно разделена на несколько жанров.

 

  1. Роман. К нему относятся произведения большой формы, имеющие достаточно сложный и очень развитый сюжет.

 

  1. Повесть. Менее большое по размеру произведение, призванное поведать читателю о каком-либо определённом событии из жизни героя.

 

  1. Эпопея. Произведение достаточно большой формы с огромными временными и событийными объёмами.

 

  1. Рассказ. Произведение малой формы, содержащее описание определённого события в конкретный момент времени.

 

  1. Новелла. Небольшое произведение, но с чёткой структурой и генезисом.

 

  1. Эссе. Произведение небольшого размера, которое выражает отношение автора к какому-либо событию или вопросу. Чёткая композиция отсутствует.

 

  1. Биография. Произведение, содержащее рассказ о жизни и деятельности конкретного человека.

 

Вместе со статьёй «Что такое проза в литературе?» читают:

Что такое баллада в литературе?

Что такое жанр в литературе?

Что такое ода в литературе?

Что такое песня в литературе?

Что такое цитата в литературе?

Загрузка…

snipeclass.ru

Что такое прозаическое произведение

Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза – это наш повседневный язык.

Художественная проза – это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.

Прозаическое произведение — это художественный текст, написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.

Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение

Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение «прозаические».

В античном мире на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Средних веков. Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.

В XIX веке писатель–прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.

Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.

Произведение в прозе большого объема: виды

Роман – прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.

Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и многие другие.

Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу–список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.

Эпопея – это эпическое произведение, по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.

Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе — «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.

Прозаическое произведение небольшого объема: виды

Новелла – короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.

Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.

Рассказами богато творчество Чехова, Бунина, Паустовского.

Очерк – это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.

Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.

Эссе – это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.

Средний прозаический жанр – повесть

Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.

В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.

Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.

В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан–Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.

fb.ru

Что такое проза?

Все мы изучали прозу в школе на уроках литературы, а кто может сейчас дать ответ на вопрос о том, что такое проза? Может быть, то, что прозой называют устную или письменную речь, вы помните, но наверняка забыли, что произведения в прозе не делятся на соизмеримые отрезки (проще говоря – стихи). В отличие от стихов, ритм прозаических произведений – это соотношение синтаксических конструкций (предложений, периодов).

Проза возникла во времена античной литературы. С XIX века проза стала лидировать в словестности.

Поясним, что относится к прозе. Прозой называют обычную речь, простую, не мерную, без размеров. Однако существует мерная проза, похожая по своему звучанию на старинные русские песни.

У прозы также есть формы. Так вот, первоначально развились публицистическая, деловая, научная, религиозно-проповедническая, мемуарно-исповедническая формы.

Рассказы, повести и романы относятся к художественной прозе и отличаются от лирики своей эмоциональной сдержанностью, интеллектуальностью, философскими началами.

Из опредления в начале статьи легко понять, что проза — это противоположность стихотворению. Но тогда что такое стихотворение в прозе? Это текст очень складный, но без рифмы, почти всегда романтического содержания. Много стихотворений в прозе написал И.С Тургенев.

Прозаические жанры

Традиционно в число литературных жанров, относящихся к прозе, входят:

  • Роман. Романом называют повествовательное произведение, большое по объёму и со сложным, развитым сюжетом.
  • Повесть. Это род эпический поэзии, похожий на роман, который рассказывает о каком-нибудь эпизоде из жизни. В повести в меньшей степени, чем в романе, рассказывается о быте и нраве героев, она короче и сдержаннее.
  • Новелла. Новеллой называют небольшой литературный повествовательный жанр. По объему она сопоставима с рассказом, но отличительной чертою является наличие генезиса, истории и структуры.
  • Эпопея. Эпическое произведение, монументальное по форме, затрагивающее общенародную проблематику.
  • Рассказ. Является малой формой художественной литературы. О

elhow.ru

Список литературы для внеклассного чтения в 3 классе — Мои статьи — Каталог статей

Список литературы для внеклассного чтения в 3 классе.

1. Мифологические сюжеты Древней Греции.

2. Русские волшебные сказки и сказки разных народов « Крошечка-Хаврошечка», « Царевна Несмеяна», « Летучий Корабль», « Финист -ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)

3. Былины Киевского цикла

4. Басни Эзопа

5. Басни Крылова

6. Н. Гарин-Михайловский > Детство Тёмы

7. Н. Некрасов > Дед Мазай и зайцы

 8. Ш. Перро > Рикки с хохолком

9. А. Милнн > Винни-Пух и все-все-все

10. В. Гаршин > Лягушка-путешественница

11. Ю. Коваль > Соловьи

12. Ю. Дмитриев > О природе для больших и маленьких

13. А. Гайдар > Горячий камень

14. К Паустовский > Стальное колечко

15. В. Драгунский > Девочка на шаре

16. Л. Петрушевская > Сказки

17. С. Козлов > Сказки

18. Ян Ларри > Необычайные приключения Карика и Вали

19. С. Лагерлеф > Путешествие Нильса с дикими Гусями

20. Д. Даррелл > Моя семья и другие звери

21. Д. Харрис > Сказки дядюшки Римуса

22. К. С. Льюис > Лев, ведьма и платяной шкаф

23. Д. Родари > Джельсомино в стране Лжецов > Приключения голубой стрелы

24. Р. Киплинг > От чего у верблюда горб

25. Э. Распе > Приключения Мюнхаузена

26. Э. Сетон-Томпсон > Уличный певец

27. Ф. Баум > Волшебник страны ОЗ

28. О. Пройслер > Маленькое привидение

29. П. Треверс > Мери Поппинс

30. В. Голявкин > Рассказы

31. Ю. Раскин > Когда папа был маленьким

32. Э. Хогарт > Мафин и его весёлые друзья

33. Э. Успенский > Крокодил Гена и его друзья

34. П. Бажов > Серебряное копытце

35. В. Губарев > Королевство кривых зеркал

36. С. Прокофьева > Ученик волшебника

37. Л. Лагин > Старик Хоттабыч

 

 ***

1. А. Волков «Волшебник Изумрудного Города», «Урфин Джюс и деревянные солдаты»

2. И. Крылов — басни

3. А. Пушкин — стихотворения и сказки, «Руслан и Людмила», «Маленькие трагедии».

4. Г.Х. Андерсен — любые сказки.

5. Д. Дефо «Робинзон Крузо»

6. К.С. Льюис «Нарния»

7. Ш. Перро — любые сказки

8. Н. Носов «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

9. Тэффи — рассказы

10. Т. Янссон «Мумми-тролли»

11. Б. Житков — рассказы

12. П. Бажов «Каменный цветок»

13. В. Одоевский «Городок в табакерке»

14. И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»

 

 ***

Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста — Ясна Сокола», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Былины: «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Сказки народов мира

Мифы и легенды Древней Греции

Русские литературные сказки:

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Заходер Б. «Серая звездочка»

Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»

Маршак С. «Двенадцать месяцев»

Паустовский К. «Растрепанный воробей»

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Зарубежные литературные сказки:

Андерсен Г.-Х.

Линдгрен А. «Крошка Нильс Карлсон»

Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик» и другие сказки

Басни И. Крылова

Рассказы:

Куприн А. «Слон»

Толстой Л. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка»

Рассказы о природе:

М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Б.Житков, В.Бианки, В.Дуров, В.Астафьев

Поэзия: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Плещеев, А.Толстой, К.Бальмонт, И. Бунин, С.Черный, А.Блок, С.Есенин, С.Михалков, Е.Благинина.

Детские энциклопедии, детские журналы.

 

***

Список литературы для 3 класса.

1.А. Гайдар «Тимур и его команда»

2.С. Алексеев «Сто рассказов из русской истории»

3.Д. Дефо «Робинзон Крузо»

4.И. Крылов, басни

5.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

6.М. Твен «Приключения Тома Сойера»

7.Дж. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Путешествие Голубой стрелы»

8.А. Митяев «Книга будущих командиров» ( для мальчиков)

9.С. Могилевская «Девочки, книга для вас» (для девочек)

 

***

Список литературы для внеклассного чтения в 3 классе.

1. Журналы для детей.

2. Справочники для детей.

3. Д. Григорович : «Гуттаперчивый мальчик».

4. В. Короленко : «Дети подземелья».

5. С. Алексеев : «Рассказы о Суворове».

6. М. Лермонтов : «Бородино».

7. Е. Пермяк : «От костра до котла».

8. С. Лагерлеф: «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». 9. В. Арсеньев : «Встречи в тайге».

10. Книги А. Гайдара.

11. А. Митяев : «Книга будущих командиров».

12. С. Алексеев : «Птица — слова», «Они защищали Москву».

13. Стихи А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, В.А. Жуковский, И.С. Никитин, Тютчев, Фет.

14. Б. Житков : «Семь огней».

15. В. Ян : » Никита и Микитка».

16. В. Бианки : «Повести и рассказы».

17. Н. Шер : «Рассказы о русских писателях».

18. Чарушин: «Рассказы о животных».

19. Д. Дефо: » Приключения Робинзона Крузо».

20. М. Твен «Приключения Тома Сойера».

21. Р. Л. Стивенсон : «Остров сокровищ».

22. А. Рыбаков : «Кортик. Бронзовая птица».

23. Сказки народов мира.

24. Фантастика для детей.

25. Книги о животных.

 

***

Р. Киплинг. сказки

Ю. Дмитриев. книги о природе.

Д. Григорович. «Гутаперчивый мальчик »

В. Кораленко. «Дети подземелья.»

А. Куприн. «Белый пудель.»

К. Станюкович. «Максимка. »

С. Маршак. «Война с Днепром.»

Ю. Аракчеев. «Чудеса из глины. »

Л. Гальперштейн. «Мы едем едем едем.»

Д. Эрвильи. «Приключение доисторического мальчика.»

Губарев. «Королевство кривых зеркал.» другие расказы.

Губарев. «Путешествие на утренюю звезды.»

Ю. Олеша. «ТРИ толстика.»

А. Митяев.»книга будущих командиров.»

Ю. Нечаев.»Награды родины.»

 Л. Жариков. «Подвиги юных.»

Е. Озереская. «Доблесть русского флота.»

В. Чернявкин. «С отцами на равне.»

С. Алексеев. «Они защищали Москву.»

Н. Надеждина. «Партизанка Лара.» серия «Дедушкины медали».

 

***

Подборка лучших книжек. Книжки для детей от 9 до 10 лет.

А. Погорельский — Черная курица или Подземные жители

А. Некрасов — Приключения капитана Врунгеля

П. П. Бажов — Уральские сказы

А. Беляев — Остров погибших кораблей, Голова профессора Доуэля Д. Дефо — Приключения Робинзона Крузо

В. Аксенов — Мой дедушка-памятник, Сундучок, в котором что-то стучит

Г. Каттнер — Котел с неприятностями, Прохвессор накрылся

А. Азимов — Конец вечности, Стальные пещеры, Обнаженное солнце, Я-робот

С. Лагерлеф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Ф. Зальтен — Бэмби Дж. Барри — Питер Пэн и Венди

О. Пройслер — Крабат: Легенды старой мельницы, Маленькая баба-яга, Маленькое привидение, Маленький водяной

Дж. Рони-Старший — Борьба за огонь, Пещерный лев

Э. Сэтон-Томпсон — Рассказы о животных

Дж. Крюс — Тим Талер или Проданный смех

Р. Говард — Конан-варвар

П. Трэверс — Мери Поппинс

Н. Сладков — Захар Загадкин

Л. Кэрролл — Алиса в стране чудес, Алиса а Зазеркалье

А. С. Пушкин — Руслан и Людмила

О. Уальд — Звездный мальчик, Кентервильское привидение

К. С. Льюис — Хроники Нарнии

Дж. Свифт — Путешествия Гулливера

Дж. К. Джером — Трое в лодке, не считая собаки

Р. Л. Стивенсон — Черная стрела, Остров сокровищ, Клуб самоубийц и Алмаз Раджи

Ч. Диккенз — Приключения Оливера Твиста

А. Конан Дойл — Затерянный мир, Шерлок Холмс

Г. Мало — Без семьи М. Метерлинк — Синяя Птица, Ариана и синяя борода

Б. Полевой — Повесть о настоящем человеке

Г. Уэллс — Нашествие марсиан, Машина времени —

 

***

«Детская Литература» (рекомендовано Министерством образования РФ».)

 «Герои Эллады». Из мифов Древней Греции

«Стихи о Москве»

«Русские народные сказки»

«Русские богатыри». Былины и героические сказки

«Барбос и Жулька». Рассказы о собаках

Наши сказки: Сказки любимых писателей

Волшебный короб: Старинные русские пословицы, поговорки, загадки

Аксаков С. Т. «Детские годы Багрова-внука».

Повесть Алексеев С. «Великая Екатерина». Рассказы о русской императрице Екатерине II

Алексеев С. Исторические повести

Алексеев С. Взятие Берлина. Победа! (1945)

Алексеев С. Оборона Севастополя (1941-1943). Сражение за Кавказ (1942-1944)

Алексеев С. Победа под Курском (1943). Изгнание фашистов (1943-1944)

Алексеев С. Подвиг Ленинграда (1941-1944)

Алексеев С. Московская битва (1941-1942)

Алексеев С. Сталинградское сражение (1942-1943)

Андерсен Х. Сказки

Астафьев В. «Конь с розовой гривой».

Рассказы Бажов П. П. «Медной горы Хозяйка». Уральские сказы Бианки В. «Чей нос лучше?».

Рассказы и сказки Борисова И. «Рассказывает Конни». Книга для чтения на английском языке

Габбе Т., Шварц Е. Сказки

Гайдар А. «Чук и Гек». Рассказы и повесть

Гарин-Михайловский Н. Г. «Детство Темы». Повесть

Голявкин В. «Тетрадки под дождем». Рассказы

Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Роман

Дмитриев Ю. «Хитрецы, невидимки и разные родители».

Рассказы о том, как животные защищаются

Ершов П. «Конек-горбунок».

Русские народные сказки 

Есенин С. «Душа грустит о небесах…». Стихотворения и поэмы Зальтен Ф. «Бемби». Лесная сказка

Кассиль Л. «Будьте готовы, Ваше высочество!». Повести и рассказы

Катаев В. «Сын полка». Повесть

Киплинг Р. «Маугли». Повесть-сказка

Коржиков В. «Морской сундучок». Стихи, рассказы, повесть

Крылов И. А. «Басни»

Куприн А. И. «Белый пудель».

Рассказы Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Сказочная повесть Мамин-Сибиряк Д. Н, «Аленушкины сказки». Рассказы и сказки

Некрасов Н. А. Стихотворения

Олеша Ю. «Три Толстяка». Роман для детей

Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки

Пермяк Е. «На все цвета радуги». Рассказы и сказки

Пивоварова И. «О чем думает моя голова». Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса

Пришвин М. «Кладовая солнца». Сказка-быль и рассказы

Пушкин А. С. Стихотворения

Пушкин А. С. Сказки. «Руслан и Людмила». Поэма

Распе Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена». Рассказы Сахарнов С. «В гостях у крокодилов». Рассказы и сказки

Свифт Дж. «Путешествия Гулливера»

Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

Скребицкий Г. «Длиннохвостые разбойники»

Сладков Н. «Лесные тайнички».Рассказы и сказки

Снегирев Г. «Умный дикобраз». Рассказы и повести

Сотник Ю. «Вовка Грушин и другие». Рассказы

Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы

Тургенев И. С. «Муму». «Записки охотника».

Рассказы Тютчев Ф. И. «Я встретил вас…». Повесть

Г. В. Чагина о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева и избранные стихотворения поэта

Ушинский К. Д. Рассказы и сказки

Фет А, А. «Соловьиное эхо». Повесть о жизни и творчестве А. А. Фета и избранные стихотвоерния поэта

Чаплина В. «Забавные животные». Рассказы

Чехов А. П. «Лошадиная фамилия». Рассказы и водевили

***

 

Список литературы 3 класс

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»

Б. Житков, рассказы

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Гаршин «Лягушка — путешественница»

И. Крылов «Басни»

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», любые другие сказки Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави»

В. Одоевский «Городок в табакерке»

Е Шварц «Сказка о потерянном времени»

Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

***

 

Список книг по внеклассному чтению для третьего класса.

Веселые стихи Б.В. Заходера. «Буква Я», «На горизонтских островах», «Никто».

«Рассказы и сказки» Е.А. Пермяка. «Иголкины братья»

«Сказки» Г.Х. Андерсена. «Новый наряд короля». «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Оле-Лукойе», «Дюймовочка». «Рассказы» Е.И. Чарушина. «Про меня самого»

«Рассказы о животных» Б.С. Житкова. Книга — сборник «Что я видел».

Рассказы Н.Н. Носова. «Стихи»

В.В. Маяковского «История Власа — лентяя и лоботряса». «Рассказы о животных» В.В. Чаплиной. «Сказки-несказки»

В. Бианки «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко»

Э. Шима «Приключения зайца». «Сказки»

А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», « Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

П.Ершов«Конек-горбунок».

«Сказки» А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

«Рассказы о природе». Н.И. Сладкова.

«Рассказы и повести» Л.Ф. Воронковой. «Девочка из города». «Книга о защитниках отечества» А. Гайдара, Е. Благининой. «Стихи о человеке и его делах» С.В. Михалкова. «Важные дела», «А что у вас?», «Дядя Степа».

«Лесная газета» В. Бианки.

«Стихотворения и сказки Д. Родари», «Пугало».

«Стихотворения» С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом».

 

***

 

Пусть чтение приносит вам удовольствие и

пользу для сердца и ума.

 

klimanova.ucoz.ru

Конспект урока Тургенев «Голуби» 3 класс — Литературное чтение — Начальные классы

Конспект урока по чтению

Составила: Макарова Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г.Невельска Сахалинской области

Тема: Иван Тургенев «Голуби»

Цели: познакомить детей с творчеством Ивана Тургенева; ввести понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности к образным средствам языка; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеомонтаж с детскими рисунками о лете, репродукция картины Шишкина «Золотая рожь», схема «стихотворение», книги Тургенева.

Ход урока

I оргмомент.

II Проверка д/з

  • Что было задано на дом? (нарисовать рисунок о лете и подготовить устный рассказ)

  • Просмотрите на доску, сколько прекрасных рисунков о лете нарисовали дети.

  1. Выставка рисунков «Красное лето»

  2. Показ видеомонтажа с детскими рисунками.

— вот как наши дети при помощи рисунков могут рассказать о лете. Каким они его видят и представляют.

3. но лето может быть не только таким теплым, веселым и беззаботным. Каким показывает лето Алексей Толстой в своем произведении «Детство Никиты. Глава «Стрелка барометра»». (заслушивание рассказов описание нескольких учеников)

III Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.

Откройте страницу учебника 99. Как называется произведение и кто его автор.

Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал специально для детей. Нам предстоит подумать почему авторы учебника включили это произведение в книгу.

  • Вспомните, как называется раздел, который мы читаем? Можно ли предположить по названию и по иллюстрации , о чем мы будем сегодня читать? Расскажите.

Перед началом работы над текстом мы поработаем с таблицей Шульта, чтобы активизировать вашу мозговую деятельность и способность сконцентрировать ваше внимание. (работа по таблице и запись результата в дневник)

IV изучение нового материала.

  • Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение мы будем читать? Какое оно по объему? (Рассказ. Произведение короткое.)

  • Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило? (ответы детей)

  • Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» — стихотворение в прозе.

  • Вспомните, что должно присутствовать в стихотворении.

ритм

рифма

стихотворение

настроение

мелодия

интонация

Первичное чтение. Звучит аудио запись.

  • Какое время года описывает автор?

  • Какие признаки стихотворения вы почувствовали, прослушивая это произведение? (настроение, интонацию, мелодия)

  • В данном произведении присутствуют все признаки стихотворении, кроме рифмы. Поэтому такой вид произведений называется стихотворение в прозе, из-за отсутствия рифмы.

Физминутка

Игра «Прилетели птицы».

— Сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи:

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы:

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Комары, кукушки:

(Дети встают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы:

-Все вы молодцы!

Работа по тексту

Прочитайте первый абзац. Кто скрывается под местоимением «я»

— Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина «Золотая рожь»)

— какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)

— Прочитайте второй абзац.

— Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол «назрела». Какой смысл он вложил в это слово?

— В каких словах слышна мелодия? («Назревала гроза великая»). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).

— Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)

(Читаем по учебнику третий абзац)

— Что указывало на явное приближение грозы? «Грузная громада» это какая?

— Прочитайте описание тучи.

— Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)

(Читаем по учебнику четвертый абзац.)

— Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)

— Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?

— Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)

— Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)

(Читаем по учебнику пятый абзац.)

— Как следует прочитать восклицательное предложение?

— К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?

«Золотая змейка» — какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.

«Дрогни, гром!» — подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.

— Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.

— С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)

— Попробуйте прочитать, используйте и мимику, чтобы усилить эмоции.

(Читаем по учебнику шестой абзац.)

— Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:

— Как следует прочитать последний абзац? Изменится ли ритм, темп? (Первая часть — с отчаянием. После многоточия — сурово, растянуто, медленно.)

(Читаем по учебнику седьмой абзац.)

— Как вы понимаете выражение «ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:»? (Очень похож.)

— Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания — точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)

(Читаем по учебнику восьмой абзац.)

— Для чего автор использует повторы слов? (они передают полет птицы, её движение в тревожном небе, ей нет преград:)

— Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, «верен морю»: голубь не исчез, не пропал, а «потонул».

(Читаем по учебнику девятый абзац.)

— Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.

— И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)

(Читаем по учебнику десятый абзац.)

— Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)

— Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?

(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)

— Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)

(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)

— Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)

— Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?

— Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)

— Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.

(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)

— Отчего голуби нахохлились?

— Наверное, можно продолжить после многоточия «крыло друга». А как можно сказать про людей? (Плечо друга)

— как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.

(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)

— Как нужно прочитать восклицательное предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав акцент на слове «хорошо»)

— А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).

Работа после чтения текста.

Проза или поэзия?

— Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).

— К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.

— Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией — стихотворение в проз

Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы — можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

— Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

— Почему оно называется «Голуби»?

— Какие мысли вы прочитали между строк?

Выразительное чтение стихотворения в прозе «Голуби».

Цикл И.Тургенева.

В литературе цикл — ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например, Э.Успенский цикл сказочных повестей о Дяде Федоре и его друзьях.

— Приведите примеры литературных циклов.

Тургенев — писатель и человек.

— Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?

— Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?

— Что хотел показать, о чем рассказать в своем стихотворении И.Тургенев? Какими мыслями поделиться?

Итог урока.

— Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).

— Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок.

pedsovet.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *