Проект природа в опасности для 3 класса – Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме: природа в опасности
Доклад на тему Природа в опасности 3 класс (описание для детей)
Человек сильно влияет на природу. С каждым годом ухудшается экология. Портится окружающая среда, растёт количество заболеваний, связанных с этим. О том, что природа в опасности говорят многие факторы:
- вырубка лесов,
- высыхание рек, озёр,
- разрушение озонового слоя,
- осушение болот,
- загрязнение почвы,
Деревья обеспечивают нас кислородом и поглощают вредные вещества, которых становится всё больше из-за разрастающейся промышленности. В лесах живут звери и птицы. Вырубка лишает их привычной среды обитания, а человека свежего воздуха. Необходимо возобновлять традицию посадки лесов вместо вырубленных.
Реки мельчают, фабрики и заводы сбрасывают в водоёмы отходы – это убивает многие виды рыб и речных животных. Те же фабричные выбросы в атмосферу разрушают озоновый слой, который оберегает нас от вредного ультрафиолета. Из-за разрушения этого слоя повышается температура на планете. Ледники медленно тают, уровень воды поднимается, затапливает города.
Вредные химические элементы из больших свалок мусора около городов проникают в почву с дождём, а оттуда в грунтовые воды – источник питьевой воды. Не только реки загрязняют, моря и океаны покрыты нефтяными пятнами и мусором. Происходит это из-за аварий на нефтяных платформах и танкерах. Нефть покрывает липкой плёнкой птиц, животных, и они умирают. Погибает планктон – пища многих морских обитателей.
Человек сам губит природу, бросая мусор в лесах, отстреливая вымирающих животных. Брошенный в лесу окурок или пластиковая бутылка могут стать причиной пожара и уничтожить гектары лесного массива. Редкие животные никогда больше не появятся на земле. Хоть исчезающие растения и животные и занесены в Красную книгу, человека это не останавливает.
Остановить гибель природы в силах человека. Ведь человечество, как её часть, тоже может однажды погибнуть. Организации вроде «Гринпис» много делают для спасения окружающей среды, но даже один человек может помочь природе, просто не выбросив пустую бутылку в лесу.
Вариант 2
Человек является неотрывной частью природы, в то же время человечество использует природные богатства. Людей постоянно становится всё больше, наука и техника идёт вперед, всё заметнее проявляются изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Люди действительно изменили Землю, но при этом сделали ее во многом более опасной для себя самого.
Долг каждого человека любить, разумно пользоваться природой, не наносить ей вред, а наоборот оберегать и восстанавливать её. Несмотря на это, сегодня человек постоянно наносит природе такой вред, что это всё чаще это приводит к экологическим катастрофам.
Сегодня природа действительно находится в большой опасности. Основные экологические проблемы:
- недра Земли истощаются и загрязняются;
- множество видов животных и растений находятся на гране вымирания или вовсе вымерли;
- загрязнения начинают причинять вред здоровью людей;
- потепление и парниковый эффект;
- вырубка лесов;
- из-за неправильного использования водных ресурсов пустыни непрерывно растут, делая непригодными для проживания всё больше территорий.
Охрана природы — задача всего человечества. Для этого необходимо международное сотрудничество. Сегодня уже заключено множество международных соглашений и создано международных организаций.
Самая влиятельная такая организация – это Всемирный фонд дикой природы. Его эмблема панда, потому что это одно из самых редких животных. Но более известно международное движение Гринпис. Это название переводится с английского языка как «Зеленый мир».
Но нужны не только международные организации, каждый должен заботится о природе. Для начала, нужно бережно относиться к ней, к окружающим нас животным и растениям, которые очищают воздух, которым мы дышим. Все люди должны перестать мусорить. Ещё можно начать сортировать мусор и относить на переработку макулатуру, пластик и стеклянные бутылки, как это делают во всех развитых странах мира. Благодаря переработки снизится количество мусора.
Кроме этого, каждый человек может бережней относится к природным ресурсам: использовать меньше воды и экономить электроэнергию.
Когда люди задумаются, как много вреда они наносят природе, а после будут заботливее, то наша планета просуществует гораздо дольше, и мы все сможем насладиться природными богатствами, а не будем пожинать плоды природных катастроф.
Сообщение 3
Ребенок редко предвидит последствия собственных действий. В этом, собственно, и заключается отличие ребенка от взрослого, который думает не только о текущем времени, но и экстраполирует собственные действия в грядущее, рассматривает свою ответственность в глобальном смысле.
По сути, человек является тем более взрослой и состоявшейся личностью, чем больше различных связей и последствий собственных действий может рассмотреть, оценить и, самое главное, сделать выводы. Ведь грамотные выводы определяют грамотные действия, а грамотные действия определяют благополучие. Конечно, есть разные люди и кому-то благополучием может казаться несчастье других или причинение другим вреда, но мы здесь будем исходить из концепции о людях как априори стремящихся к благу и счастью (не только своему, но и других) созданиях.
Таким образом, если человек понимает последствия собственных действий, то не станет вредить остальным и тем более себе. Если посмотреть на текущую ситуацию, то люди определенно не осознают последствия своих действий.
К примеру, редкий человек, набирая кучу ненужных пластиковых мешков в магазине, задумается о том как эти мешки в итоге оказываются в мировом океане, который загрязняют или сжигаются на свалках и превращаются во вредный воздух, которым этот самый человек потом дышит. Редкий человек задумается о том какие химикаты он регулярно использует, хотя по сути не нуждается в этом. Вообще, сейчас мы часто видим как большинство людей стремится не к благу, но просто к комфорту.
В этом заключается основная проблема, в детском сознании, которое не может продумывать последствия собственных действий даже на минимальной дистанции. Основная опасность для природы в развращенных умах, которые не считаются с тем как они получают то или иное, они все считают заслуженным и нужным для себя.
В этом существенная проблема и общества и каждого отдельного человека. Города, культура потребления – подобные факторы, воспитывают людей далеких от экологического сознания. Люди просто не привыкли размышлять о тех последствиях, которые несут их собственные действия, так как существуют изначально в тепличной культуре, окутанные комфортом.
Только, когда они видят, как исчезает лес или красивое озеро превращается в зловонную клоаку, они задумываются о собственных действиях. Однако, как думает в подобной ситуации человек современного развращенного сознания? «Здесь стало грязно, тогда нужно идти, туда где чисто».
В этом основная опасность для природы, в людях, которые принимают свое негативное воздействие на природу как данность и просто ищут где чисто, чтобы и оттуда взять нужное, оставив только грязь. Поэтому чтобы избавить природу от опасности в первую очередь следует навести чистоту в уме.
Окружающий мир 3 класс
Картинка к сообщению Природа в опасности
Популярные сегодня сообщения и доклады
- Доклад Программа Word (сообщение)
Сейчас в это сложно поверить, однако первая версия Microsoft Word была создана в далеком 1983-м году. Естественно, она существенно отличалась от того варианта текстового редактора, который
- Доклад МЧС история создания и развития (сообщение)
Служба спасения нужна во все времена. Пожары, катаклизмы, разрушения и наводнения были всегда. Чтобы бороться со стихией нужны специально обученные люди. Не каждый человек сможет
- Доклад на тему Декабристы (сообщение)
Назревание социальных перемен в России не является чем-то удивительным, в действительности страна, которая располагается, как бы между двумя цивилизациями всегда пребывает на некотором распут
- Доклад Самое необычное животное
Благодаря постоянной исследовательской деятельности ученых, их упорству и любознательности мы имеем огромное количество информации о разных удивительных фактах и явлениях в современном мире.
- Доклад Статуя Зевса в Олимпии 5 класс сообщение
Статуя Зевса, располагавшаяся в Олимпии – это уникальная работа Фидия, известного афинского скульптора своего времени. Для того, чтобы создать это великое творение, грекам пришлось немало пот
- Доклад на тему Вулканы сообщение
Вулкан — гора с расположенным на вершине кратером. Именно отсюда и происходит извержение наружу. Внутри вулкана располагается магма – расплавленное вещество мантии.
doklad-i-referat.ru
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс): Природа в опасности.
Тема урока: «Природа в опасности. Охрана природы».
Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока
Тип урока: урок открытия нового знания
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, и с какой целью создана Красная книга.
- Воспитывать любовь к природе, своей Родине, бережное отношение к природе
- Развивать логическое мышление, память, вображение, речь
Планируемые результаты:
Предметные:
- Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды
- Приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу: объяснять, что такое ответственное отношение к природе
Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.
Личностные УУД: Формирование личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, осуществлять рефлексию способов действий, сравнивать примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Коммуникативные УУД: Адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач, формулировать выводы из изученного материала.
Оборудование:
- Учебник
- Рабочая тетрадь
- Презентация
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Слайд 1
Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок окружающего мира.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос.)
Ребята давайте проверим как вы поняли прошлую тему урока . Кто мне может ответить на вопрос
– Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем или всё, что окружает живое существо и с чем оно связано)
У вас на партах лежат конверты. Внутри которых есть карточка белого цвета, она нам поможет проверить ваши знания. Возьмите карточку и положите перед собой. Первое задание.
Слайд №2
Выберите верный вариант связи, представленный на фотографии.
Прочитаем варианты ответов.
Обведите букву с правильным ответом в кружок.
А. неживое живое
Б. растения животные
В. природа человек
Слайд №3
Переходим к заданию номер 2.
Подчеркни одной чертой, что составляет окружающую среду лося.
Прочитаем варианты ответов.
Почва, река, берёза, пальма, синица, мартышка, заяц.
Слайд 4
Продолжаем работу.
Переходим к следующему заданию.
Выберите верный вариант связи, представленный на фотографии
Варианты ответов.
Обведите букву с правильным ответом в кружок.
А. неживое живое
Б. растения животные
В. природа человек
Давайте, проверим себя.
Слайд 2
Как вы считаете, какой верный вариант связи? А
Почему?
Если выполнили верно, поставьте себе +.
Слайд 3
Как вы считаете, что составляет окружающую среду лосЯ.
Почва, река, берёза, пальма, синица, мартышка, заяц.
Если выполнили верно, поставьте себе + Если нет -.
Слайд 4
Как вы считаете, какой верный вариант связи? Б
Если выполнили верно, поставьте себе + Если нет -.
Скажите, какой должна быть окружающая среда, для того чтобы всем на Земле было комфортно?
Ответы детей.
А как называется наука, которая изучает окружающую среду?
Ответы детей.
Экология — наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т.д.)
Слайд 5.
Посмотрите на картинку. Что на ней изображено.?
Ответы детей.
Какая она?
Почему автор изобразил Землю такой?
Чем одна сторона, отличается от другой?
Какая Земля Вам больше нравится?
Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей.
Сообщение темы и целей урока
Слайд 6
Тема нашего урока Природа в опасности. Охрана природы.
Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Послушайте одну историю.
Слайд 7
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:
-Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и…
-Но почему?- чуть не плачут ребята.-Они же такие красивые.
-Объясните, почему сердится учительница.
Ответы детей.
Вот-вот, красота их губит. Кто ни увидит — всякий сорвёт. Растения вырывают с корнем и они начинают исчезать. Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
Какое влияние в моей истории, оказывает человек на природу?
Человек не должен губить то, что его окружает, но к сожалению не всегда так получается.
Работа по теме урока
Работа в рабочей тетради
Слайд 8
– Откройте тетради на странице 18, найдите задание №1
– Прочитайте задание.
– Какое влияние на природу может оказывать человек? (Положительное и отрицательное.)
–Рассмотрите картинки. Что на них избражено?
1.Человек рубит дерево.
Как вы думаете какое это влияние?
Поставим верный знак.
2.Человек изготавливает скворечники и кормушки для птиц.
А в этом примере какое влияние?
Поставьте знак.
3.Заводы отравляют воздух, в реки сбрасывают сточные воды с различными вредными веществами
Это вредно для окружающей нас среды?
Поставьте знак.
Оцените влияние на картинках во 2 столбике самостоятельно.
- Девочка сажает дерево
Какое это влияние?
5.Рогатка и сломанное дерево.
6. Завод с очистными сооружениями.
Чистое небо и чистая река в которой плавает рыба.
– Найдите примеры положительного влияния человека на природу. В квадратике поставьте «+».
А теперь найдите примеры отрицательного влияния человека на природу. В квадратике поставьте « – ». Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям.
Всё больше загрязняются воздух, вода. Вы наверняка знаете, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…
Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие, как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.
Прочитайте в учебнике на стр.30 -31 о животных, которые исчезли навсегда.
Будем читать по порядку.
Как называются эти исчезнувшие животные?
Откройте тетради на странице 19, найдите задание №2
У вас на партах лежит конверт с картинками, вам нужно узнать какое животное изображено на картинке и приклеить его в рабочую тетрадь и подписать. В выполнении этого задания вам может помочь учебник.
Проверим .
Если вы выполнили верно, поставьте себе +, если нет -.
Физкультминутка
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Если я буду называть объекты природы, которые нужно охранять, вам нужно поднять руки вверх.
А если другие созданные человеком присесть.
Река
Парта
Дятел
Вентилятор
Белый медведь
Ёлка
Телефон
Ракета
Ландыши
Пингвин
Молодцы!Садитесь!
Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в нашей стране. Например, многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
Даже существует книга в которую внесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало.
Кто может вспомнить как она называется?
Слайд 9
Полностью она называется так «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России».
В Красную книгу внесены животные, которых на Земле осталось очень мало.
Слайд 10
В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осёл или кулан, бухарский олень и многие-многие другие звери и птицы.
Слайд 11
Во многих странах созданы природные заповедники, где животные живут в естественных условиях, не подвергаясь опасности. Заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Слайд 12
В тайге возле озера Байкал находится гордость России – всемирно известный Баргузинский заповедник. Он славится кедровыми лесами. Горячими источниками.
Слайд 13
Прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, белки-летяги, рябчики, росомахи.
Слайд 14
А также, существуют национальные парки они похожи на заповедники, но между ними есть важное различие. Заповедники обычно закрыты для туристов, а национальные парки- это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы.
Откройте тетради на странице 19, найдите задание №3
– Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
Вам нужно сравнить два описания и указать правильный ответ стрелками.
Прочитаем. Как вы думаете о чем идет речь в этом описании который вы прочитали? Укажите.
Прочитаем второе описание. Укажите стрелкой верный ответ. Проверим.
И мы с вами живем и учимся в Павловске в котором находится Государственный музей заповедник и парк. В нём тоже нельзя срывать ландыши и ловить белок.
Домашним заданием будет прочитать и рассказать, о чем прочитаете в учебнике.
Итог урока
– О чём вы сегодня узнали на уроке? (Используя природу, люди наносят ей вред.Необходимо охранять природу.)
Рефлексия.
У вас в конверте остался смайлик. Достаньте его.
Слайд 15
– Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
nsportal.ru
Конспект урока природоведения в 3-м классе «Природа в опасности. Охрана природы»
Разделы: Начальная школа
Тема урока: «Природа в опасности. Охрана природы».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с тем, как человек
влияет на природу и с какой целью создана Красная
книга.
2. Учить правильному поведению в природе.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
1. Проектор.
2. Слайды.
3. Учебник, рабочая тетрадь.
4. Физическая карта России.
5. Выставка книг о природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный моментА сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос.)
– Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что
нас окружает, те места, где мы живём, работаем,
отдыхаем.)
– Что изучает наука экология? (Наука о нашем
собственном доме, о Земле и о законах, по которым
мы должны в нём жить.)
– Приведите примеры экологических связей:
а) Живое ––> неживое. (Многие полезные
ископаемые образовались из остатков живых
организмов, например: торф, каменный уголь,
известняк.)
в) Растения ––> животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
г) Человек ––> природа. (Человек охраняет природу.)
– Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение ––> кузнечик ––> скворец ––>сокол.)
– Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т.д.)
III. Сообщение темы и целей урока
Слайд №1.
Слайд №2.
1. Беседа.
Слайд №3.
– Природа, как израненная птица, кричит, просит
о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить
природные богатства для тех, кто будет жить на
Земле после нас.
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать
даже самые маленькие раны.
Слайд №4.
Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже,
если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или
сорву всего 3–4 цветка, или поймаю одну е
динственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту
ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная
бабочка – это маленькая рана, нанесённая
природе. И если одну такую рану нанесёшь ты,
другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую –
кто-то ещё, что же станет с природой?
Слайд №5.
А теперь поговорим о ранах больших.
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством,
строят города, дороги, возделывают поля. Всё это
необходимо. Но для этого приходится уничтожать
леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной
людям.
Слайд №6.
Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно.
Слайд №7.
Многие люди уничтожают леса, чтобы на их месте пасти скот. Когда скотина съест всю траву, пастбище превращается в пустыню.
Слайд №8.
Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…
Слайд №9.
Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие, как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.
Слайд №10.
Отработанные газы от промышленных предприятий и автомобильного транспорта загрязняют воздух. Из-за них становится трудно дышать, гибнут растения и деревья.
Слайд №11.
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так.
2. Работа в рабочей тетради
– Откройте тетради на странице 10,
найдите задание №1
– Прочитайте задание.
– Какое влияние на природу может оказывать
человек? (Положительное и отрицательное.)
– Рассмотрите картинки.
– Найдите примеры положительного влияния
человека на природу. В квадратике поставьте «+».
Приведите свои примеры положительного влияния
человека на природу.
А теперь найдите примеры отрицательного влияния
человека на природу. В квадратике поставьте « –
». Приведите свои примеры отрицательного
влияния.
Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.
Слайд №12.
3. Игра «Назови правило»
Слайд №13.
– Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.
1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Не рвите цветы.
6. Не убивайте животных.
IV. Лекция учителя
– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Слайд №14.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей. Подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
Слайд №15.
Многие виды больших китов находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из-за жира, мяса, костей. Хотя в большинстве стран сейчас охота на них запрещена законом. Люди всё-таки убивают их или ловят случайно в сети.
Слайд №16.
Носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за рогов. В некоторых частях Африки люди, защищающие носорогов, срезают им рога, чтобы охотники оставили их в покое.
Слайд №17.
Калифорнийские кондоры исчезли в природе. Потому что они медленно размножаются, им трудно добывать пищу и люди охотятся на них. Однако, прежде чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных центрах. Молодых кондоров выкормили вручную до взрослого состояния. Когда стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.
Слайд №18.
Многие бабочки, такие. Как западноафриканская бабочка-совка, исчезли, потому что люди коллекционировали их, а также потому, что были уничтожены те дикие места, где они обычно жили.
Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих уменьшилось на 36, а птиц на 94 вида. В последние годы на Земле ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
Слайд №19.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в нашей стране. Например, многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
Слайд №20.
Во многих странах созданы природные заповедники, где животные живут в естественных условиях, не подвергаясь опасности. Люди приезжают туда посмотреть на них. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Слайд №21.
В тайге возле озера Байкал находится гордость
России – всемирно известный Баргузинский
заповедник. Он славится кедровыми лесами.
Горячими источниками. Прекрасными озёрами и
горными реками. В заповеднике водятся бурые
медведи, белки-летяги, рябчики, росомахи.
Росомаха довольно крупный зверь. С длинной,
мохнатой шерстью. Питается она в основном
погибшими животными и играет в природе роль
санитара.
Очень интересна летяга. Это небольшой зверёк,
родственник белки. В отличие от неё летяга умеет
не только прыгать с ветки на ветку, но и летать,
точнее – планировать на немалое расстояние – до
40 – 50 метров! Роль крыльев у неё играют покрытые
шерстью кожные складки между передними и задними
ногами.
Слайд №22.
На севере России, на Таймырском полуострове,
расположился Таймырский заповедник.
Большой участок тундры взят под строгую охрану.
Погода здесь не балует теплом: заморозки и снег
бывают даже в июле. Зимой на водоёмах образуется
лёд толщиной около 2 метров!
Среди обитателей заповедника – дикие северные
олени.
В заповеднике гнездятся редкие птицы:
краснозобая казарка и сокол-сапсан. Интересно,
что краснозобые казарки часто строят гнёзда
недалеко от гнёзд сокола-сапсана. Этот хищник не
охотится возле своего гнезда и поэтому не
трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от
песцов.
Слайд №23.
Заповедник «Остров Врангеля»
расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским
морями. Он назван в честь полярного
исследователя Ф.П.Врангеля.
На остров Врангеля приходят медведицы из разных
уголков Арктики. Каждый год на острове
насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц
появляются на свет малыши. Одно из удивительных
животных заповедника – овцебык.
Слайд №24.
Приокско-Террасный заповедник
находится на юге Московской области, на берегу
реки Оки. Он был создан в 1945 году. Почти всю
территорию заповедника занимает лес. Интересно,
что здесь можно увидеть самые разные типы лесов.
Благодаря такому разнообразию лесов очень богат
животный мир заповедника.
Самый знаменитый зверь заповедника – зубр.
V. Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 29 – 30. Прочитайте.
– Назовите мероприятия, которые проводятся по
охране природы. (Переоборудованы заводы и
фабрики, на месте вырубленных сажают новые леса,
запрещено собирать редкие растения и охотиться
на редких животных.)
– Куда заносятся сведения о редких растениях и
животных? (В Красную книгу.)
– Как называются охраняемые территории? (Заповедники.)
– Рассмотрите фотографии на с.31. Почему они
расположены парами? (Слева фотографии с
отрицательным воздействием человека на природу,
а справа – положительным.)
– Подберите к каждой фотографии надписи. (Дым
заводов и фабрик. Сточные воды. Здесь побывал
человек. Современные заводы и фабрики.
Лесопосадки. Чистый воздух.)
VI. Работа в рабочей тетради
– Найдите на странице 12 задание №4.
– Прочитайте задание.
– Разгадайте кроссворд. Внимательно рассмотрите
рисунки и впишите названия животных и растений. (Зубр,
кабан, сосна, тетерев, ель, дуб, олень, лисица,
барсук.)
VII. Итог урока
– О чём вы сегодня узнали на уроке? (Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.)
Слайд №25.
– Давайте стараться жить так, чтобы земля
вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы
журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали
бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было
перед ними за себя и свои поступки.
– На перемене ознакомьтесь с выставкой книг о
природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы
можете их взять и почитать.
Приложение 1
Приложение 2
6.02.2008
urok.1sept.ru
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Природа в опасности»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Крюковская средняя школа»
Островского района Псковской области.
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
«Природа в опасности! Охрана природы»
подготовила учитель начальных классов
Васильева Татьяна Владимировна
Крюки-2016
Тема урока: Природа в опасности! Охрана природы.
Цель: познакомить учащихся с влиянием человека на окружающую природу.
Планируемые результаты:
— учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе;
— узнают о Красной книге;
— познакомятся с влиянием человека на природу;
— научатся аргументированно отвечать, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями, картинка Лесовичка, рисунки и фотографии животных, растений, карточки с буквами, карандаши, запись вращения барабана «Поля чудес «.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
Закройте глаза. Как приятно вернуться в лето и оказаться на залитой ярким ласковым солнцем лесной опушке. Смотрите, там у лесного ручейка голубое облако нежных фиалок. Мы наклоняемся к ним и вдыхаем их свежий аромат. (Делаем глубокий вдох и выдох) Выдыхаем все обиды, злость, ссоры и неприятности. Пусть они здесь, у лесного ручейка, превратятся в маленькую тучку и улетят далеко в небо. И теперь с хорошим, позитивным настроем мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Игра » Поле чудес «
Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить после нас. Я предлагаю вам сейчас поиграть в известную игру » Поле чудес «. Выполняя задания, находя правильные ответы, каждый сможет открыть одну букву. Зашифрованное слово назовёт вам имя нашего гостя. Кто же он расскажет игра.
1.Что изучает наука » экология «?
2.Приведите примеры экологических связей:
неживое — живое (Солнце — цветы, вода — рыба, земля-дерево)
растение — животное (Дуб — кабан, сосна — белка)
3.Составьте цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение — кузнечик — скворец-сокол)
4. Какое значение имеет экология для людей?
Давайте прочтём слово, которое у нас получилось.
ЛЕСОВИЧОК
Ребята, где живёт наш гость? Как вы думаете, а почему именно он пришёл к нам на урок?
Лесовичок уже очень давно живёт в лесу, он сторож и защитник леса.
3. Самоопределение темы урока.
-Вместе с Лесовичком на уроке мы будем говорить об охране природы.
4. Работа по теме урока.
Беседа.
Природа в опасности!
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи. Проблема охраны природы привела к нам на урок Лесовичка и мы вместе её расследуем. Как называются люди, которые следят за охраной и чистотой нашего Зелёного дома? (Экологи) Вот и мы сегодня станем экологами.
Если умрёт природа, что будет на земле?
Работа в группах.
А теперь мы разделимся на группы.(3 группы )
1 группа прочитает в учебнике на стр.29 » О маленьких ранах…» и ответит на вопросы. (Вопросы для групп заранее готовятся на карточках)
-Что такое маленькая рана у природы?
-Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе .
2 группа прочитает на с.29 «О ранах больших…»
-Что такое раны большие? (Загрязнение воздуха, воды, вырубка лесов — исчезновение животных, рыб, птиц, растений)
-Приведите примеры больших ран. (По вине людей уже исчезли морские коровы, странствующие голуби)
3 группа прочитает подготовленный к уроку рассказ и ответит на вопрос: Почему сердится учительница?
Текст рассказа.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:
-Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую лесную фиалку и эти жёлтые купальницы, и…
-Но почему?- чуть не плачут ребята.
— Они же такие красивые.
Вот — вот, красота их и губит. Кто не увидит — всякий сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландыша, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
-А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка,- она тоже такая красивая …
— Вот так и получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое — самое: самое красивое, самое крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.
Проверка выполненных заданий в группах. (Ребята отвечают на заданные вопросы)
Учитель вывешивает на доску картинки растений.
-О каких ранах нам рассказали ребята из 3 группы: больших или маленьких? (О маленьких)
— Почему нельзя рвать полевые цветы? (Дома они завянут, в природе -дадут семена, из которых вырастут новые растения)
— Что можно сделать, чтобы у вас дома появились полевые цветы?
( Вырастить их в саду, нарисовать, сфотографировать и повесить в рамочке на стену)
-За ваши ответы Лесовичок откроет 2 буквы в зашифрованном слове, которое заранее подготовил.
-Юные экологи молодцы. А теперь пора поговорить о животных.
Работа по учебнику.
— Прочитайте в учебнике на с.30-31 о животных, которые исчезли навсегда.
Работа по тексту.
-Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби )
— По чьей вине исчезают растения и животные?
Работа в группах.
Каждая группа подготовит правило поведения на природе.
(Учащиеся выполняют задания)
Проверка выполненных заданий.
-Ребята, вы запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?
Охрана воды.
Давайте проведём исследование одной истории и ответим на вопрос: Как Прозрачная речка превратилась в Разноцветную?
( На доску вывешивается картинка с Прозрачной рекой )
Работа в группах.
1 группа исследователей получит картинку с заводом игрушек и красную трубу;
2 -картинку завода резиновых сапог и чёрную трубу;
3- картинку с ситцевым заводом и пёструю трубу;
А теперь послушайте рассказ о Прозрачной реке и давайте попробуем изобразить на картинке её превращение в Разноцветную.
Рассказ
Текла по равнине речка с чистой — пречистой водой — речка Прозрачная. Построили на её берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается (1 группа прикрепляет свой завод), по другой — обратно выливается. (Ребята прикрепляют красную трубу)
Вливается чистая вода, прозрачная, выливается — грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака .(Ребята закрашивают часть реки красным карандашом)
Ниже по течению построили ещё один завод — резиновых сапог (2 группа прикрепляет свой завод) И он чистую, прозрачную воду пьёт, сбрасывает по трубам обратно грязную, отработанную воду ( Ребята прикрепляют чёрную трубу и закрашивают часть реки чёрным цветом)
И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера чёрных резиновых сапог.
Ещё дальше вырос на берегу третий завод- ситцевый (3 группа вывешивает свой завод) отчего речка сделалась серо — буро -малиновая, пестрее самого пёстрого ситца. (Ребята прикрепляют пёструю трубу и закрашивают часть реки разными карандашами)
Так вот была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной — Разноцветной. Была многоводной — стала маловодной: уж больно много заводы воды выпивают. Люди сердятся: ни умыться, ни постирать, ни жажду утолить, ни рыбы половить.
Однажды пожаловал на берег реки Самый главный Санитар. (В его роли будет у нас Лесовичок) На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы — это, говорит, хорошо, но про людей и окружающую их природу тоже нельзя забывать.
-Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач?
Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.
Лесовичок остался доволен вашими ответами и открывает ещё 2 буквы в слове.
-Речку мы с вами спасли.
( Прикрепляется картинка чистой реки)
-Чему ещё может угрожать опасность?
(Почве, воздуху)
Охрана природы.
-Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу. (Сажает деревья, создаёт заповедники, ставит водоочистительные сооружения, строит заводы по выращиванию рыбы)
-Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31-32.
-Куда относятся сведения о редких животных и растениях? (В «Красную книгу»)
-Как называются охраняемые территории? (Заповедники, национальные парки)
Физкультминутка
По тропинке лесной как — то
Шли мы все домой.
Меж осинок и берёзок,
Между клёнов и дубов,
Меж пенёчков и сосёнок
По тропинке шли домой.
Вдруг лисичку увидали,
За лисичкой побежали.
Мы лисичку не догнали,
Вновь домой мы зашагали.
По тропинке по лесной
Шли мы дружно домой.
Меж осинок и берёзок,
Между клёнов и дубов,
Меж пенёчков и сосёнок
Наконец пришли домой.
-Что такое заповедники? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)
-Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, вода, почва, минеральные источники, горные породы)
-Что такое национальный парк?
-Существуют ещё охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определённого времени. (5 -10 ЛЕТ)
Учитель записывает на доске:
ЗАПОВЕДНИКИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ ЗАКАЗНИКИ
Лесовичок доволен, что вы познаёте много нового и откроет ещё одну букву в слове.
Красная книга.
-Что вы знаете о красной книге?
Полностью он называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России». Её обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет — светофор тому пример — сигнал тревоги, опасности.
Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте охранять животных и растения, оберегать их, а если надо, то помогать им!
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озёра , леса. Заботимся о чистоте воды — ведь нам её пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается. Закон этот должны соблюдать и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя.
Издали наблюдать за птичьими гнёздами можно, а вот трогать их и близко подходить — нельзя!
Наблюдать за муравейниками — можно, а разрушать — нельзя!
От муравьёв для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям.
Мастерить кормушки для животных — можно, а делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!
-Расскажите, что ещё можно делать в природе, а чего нельзя.
-Можно сажать деревья, а ломать — нельзя.
— Можно строить кормушки для птиц, а ловить птиц нельзя.
5. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1(с. 10 )
-Прочитайте задание .
-Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное )
-Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
№ 2 (с.11)
-Прочитайте задание. Выполните его.
-Напишите, как ещё называются охраняемые территории?
№ 4 ( с.12 )
-Прочитайте задание.
Разгадайте кроссворд.
Взаимопроверка.
6.Рефлексия
Работа в парах.
-Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32.
Выполните его.
-Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины — словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
7.Подведение итогов урока .
-Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Лесовичок доволен вашей работой.
Сейчас он откроет последние буквы и получилось слово:
МОЛОДЦЫ
-Молодцы, ребята ! Я тоже благодарна за ваше старание и помощь мне в нашем очень важном расследовании. Я думаю, что теперь вы будете бережно относиться к окружащему нас миру.
Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на с. 29-34.
2.Индивидуальное задание:
1)рабочая тетрадь :№3 с.11
2)приготовить сообщения о растениях и животных своего края,занесённых в Красную книгу.
3)Групповое задание: Рабочая тетрадь, №1-2(с.13)
Использованная литература:
Запись вращающегося барабана сделана из программы «Поле чудес».
О. Т. Поглазова, «Окружающий мир «1 класс. — М.: Просвещение
Поурочные разработки по курсу » Окружающий мир» к учебнику А. А. Плешакова » 3 класс
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир » для 3 класса +Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.:»ВАКО»,200, 320с.
Учебник по предмету » Окружающий мир » 3 класс, автор: А. А. Плешаков
Картинки для оформления урока нарисованы учителем. (Река, заводские трубы, заводы, картинка Лесовичка)
Фотографии и рисунки животных и растений использованы из личного архива и принесены детьми на урок.
infourok.ru
Урок окружающего мира «Природа в опасности» (3 класс)
Урок окружающего мира «Природа в опасности»
3 класс
Цели урока:
познакомить уч-ся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;
расширить представление детей о необходимости охраны природы: животных, растений; о взаимосвязях в природе;
воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, растениям;
— учить правильному поведению в природе;
развивать речь, любознательность, логическое мышление, прививать эстетический вкус;
учить делать выводы и обобщение.
Оборудование:
плакаты «Лесовичок», «Загрязнение окружающей среды»;
картинки-знаки «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не ловить насекомых», «Не брать из леса диких животных и их детёнышей»;
таблички с надписями «Врачебный консилиум», «Художники», «Эксперты»;
фломастеры, ножницы, листы бумаги, магниты.
ХОД УРОКА:
Орг.момент:
1.Настрой на работу.
2. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока :
Прочитайте тему и эпиграф нашего урока: («Природа в опасности!»)
(- Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас).
Актуализация опорных знаний:
а) Проверка домашнего задания
1. Что такое «окружающая среда»?
2. Что изучает наука экология?
3. Приведите примеры экологических связей
а) живое – неживое;
б) неживое – живое;
в) растение – животные;
г) человек – природа.
4. Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.
5. Какое значение для людей имеет экология?
6. Тест (устно)
Никогда не останавливайся на улице около автомобиля с _____________ двигателем, чтобы не дышать этим газом.
Никогда не собирай ягоды и грибы вблизи ____________, ___________.
В них накапливается много вредных веществ.
Овощи и фрукты перед едой надо тщательно _____________.
Восприятие и осмысление нового материала
а) Лекция учителя
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.
По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.
В нашей стране около 155 заповедников.
б) Беседа о необходимости бережного отношения к природе.
— В гостях у нас сегодня сказочный герой, который ближе всех к природе.
Это — ……..(Лесовичок).
(На доску помещается изображение Лесовичка.)
-На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их знаете и выполняете. (Показ знаков)
-Что они обозначают?
-Запомнили вы правила друзей природы?
Дикарь в лесу.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину- сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех- сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
-Почему мальчик не понравился белочке?
-Стоит ли быть похожим на этого мальчика? (Ответы уч-ся)
в) Ролевая игра «Лесная лечебница»
-Лесовичок зовёт нас в лес, на помощь. Открывается лесная лечебница и скоро начнётся приём пациентов.
(Все ученики делятся на группы, им на столы ставятся таблички: «Врачебный консилиум» (1 группа), «Художники» (2 группа), «Эксперты» (3 группа). Отдельно садятся дети в костюмах, представляющие «ель», «берёзу», «бабочку», «ландыш».
После команды учителя дети рассматривают предметы на столах. Учитель поясняет, что у «художников» должны лежать фломастеры, ножницы, альбомные листы. Сразу предлагается разрезать листы на 4 равные части. Пока «художники» работают, учитель поясняет, что у «врачей» должны быть карточки — «диагнозы». Группа «врачей» знакомится с текстами карточек. В это время учитель поясняет «экспертам», что магниты им необходимы для того, чтобы прикрепить рисунки «художников» и карточки «врачей» на магнитную доску. Рисунки и карточки должны соответствовать друг другу. Каждому из пациентов «врачи» определят диагноз и эти карточки отдадут «художникам». «Художники» нарисуют условную схему по содержанию диагноза и всё это отдадут «экспертам». «Эксперты» соединят соответствующие рисунки и диагнозы и лесные жители будут «выздоравливать».
— Выходит первая пациентка — «берёза» и жалуется:
— Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
Выходит вторая пациентка-«ель»:
-Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно! Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
Появляется «ландыш»:
Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений.
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
Прилетает «бабочка»:
Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая их опылять. Но с тревогой порхаю я с сёстрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жёсткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию…
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
«Эксперты» соединят соответствующие рисунки и диагнозы. На доске появляются схемы-диагнозы.
Учащиеся обсуждают правильность и точность диагнозы, предлагают свои пути «лечения»..
Подумайте, кому больше подходит этот рецепт, людям или обитателям леса. Почему?
Физминутка
Вот мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали
— Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
— Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
— Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
— Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Закрепление
Однажды обходил Лесовичок свои владения. Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай, ты, меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки больше нет там жить.
(Вывешивается плакат «Загрязнение окружающей среды»)
-Почему?
-Как происходит загрязнение воды? Воздуха?
-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует в пищу разнообразных животных и растения.
(Дети читают статью учебника с.28-29)
-Что вы узнали о Красной книге?
Итог урока:
-О чём вы узнали сегодня на уроке?
-Как и почему охраняют природу?
— Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину»
— Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ? (Высказывания детей).
— Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? ( Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.)
— А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)
(- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. ) Давайте повторим эти правила. (Повторение правил с опорой на рисунки)
Домашнее задание:
— Подготовить сообщение о растениях и животных из Красной книги.
infourok.ru
Методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему: Инновационный проект по теме «Природа в опасности»
Слайд 1
Использование кейс-метода в процессе обучения учащихся 3 класса по теме «Природа в опасности». Цели кейса: Развивать экологическую культуру, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, закреплять знания о правилах поведения на природе. Способствовать развитию умений: анализировать информацию в разных ее видах(схемы, карты, тексты), распознавать проблему и формулировать противоречия, находить различные способы решения противоречий, анализировать достоинства и недостатки каждого способа и делать обоснованный вывод Давлетова Лениза ФрунзевнаСлайд 2
Текст кейса Гуляя с родителями в лесу, Света и Алёша увидели большой муравейник. — Давай посмотрим, что внутри этого домика, — предложил Алёша. -Давай, — с интересом ответила Света. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: — Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что … Давлетова Лениза Фрунзевна
Слайд 3
Задание учащимся во время анализа ситуации ( работа в группах). — Что сказали бы муравьи? -Как бы вы объяснили Алёше и Свете почему нельзя разорять муравейники? — Составьте правила поведения в природе. Давлетова Лениза Фрунзевна
Слайд 4
Задания ко второму раунду дискуссии Сформулируйте проблемную ситуацию Найдите в ней противоречие Предложите несколько вариантов решения противоречия Проанализируйте достоинства и недостатки каждого способа и выберите самый лучший и самый худший из них Давлетова Лениза Фрунзевна
Слайд 5
Примерный ход рассуждений учащихся Проблема: Интересно посмотреть, что внутри муравейника, но мама не разрешила. Противоречие: Если не будем бережно относиться к природе, то велика вероятность экологической катастрофы. Давлетова Лениза Фрунзевна
Слайд 6
Способы решения противоречия Бережно относиться к природе. Не разорять муравейники, птичьи гнёзда; не убивать животных. Мы вместе- часть природы планеты Земля. Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад. Давлетова Лениза Фрунзевна
Слайд 7
Критерии оценивания ответов учащихся Если в ответе указаны не только преимущества, но и недостатки способа и сделан вывод ( три элемента), то он оценивается 3 баллами, что соответствует «5» Если в ответе имеется только два любых элемента, то он оценивается 2 баллами, что соответствует «4» Если в ответе присутствует какой-либо один элемент, то он оценивается 1 баллом, что соответствует «3» Давлетова Лениза Фрунзевна
nsportal.ru
Методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок Окружающего мира в 3 классе «Природа в опасности! Охрана природы.»
Учебно-методическая разработка по окружающему миру.
3 класс. «Природа в опасности! Охрана природы.»
Цели: Познакомить детей с влиянием человека на природу.
Напомнить о том, что такое Красная книга.
Воспитывать ответственное отношение к природе.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Мотивация
СЛАЙД 1
— Поднимите руку, кто этим летом был в лесу? Давайте закроем глазки, и представим, что мы в лесу, на огромной зеленой поляне. Что мы видим? (ответы детей) (как вариант: поют птички, от теплого ветерка тихо шелестят листочки на деревьях, белка прыгает с ветки на ветку, вот из кустов выскочил зайчишка и замер – прислушивается… где-то вдалеке слышен шум воды – это течет ручей. А вода в нем, словно хрустальная. А какая вокруг красота! Цветов видимо-невидимо!)…
3. Самоопределение к деятельности.
— Открывайте глазки СЛАЙД 2
— Скажите, совпадает ли то, что вы себе сейчас представляли с тем, что видите?
— Что вы можете сказать об этих фотографиях?
— Природа сейчас находится в большой опасности. Почему же так важно охранять природу?
4. Работа по теме урока
Групповая работа.
Методика деления на группы.
Деление на группы заранее планируется учителем. В группах не более 9 человек.
Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. На уроке работают группы сменного состава. Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
— Как вы уже наверное догадались, сегодня мы поговорим об охране природы. Прочитаем текст на с.29 «О маленьких ранах»
— Что такое маленькая рана у природы? Приведите примеры СЛАЙД 3
— Теперь прочитаем текст «О ранах больших»
— Что такое большая рана? Приведите примеры СЛАЙД 4
— Почему нельзя вырубать деревья и сливать отходы в реку?
— Какие еще правила по охране природы мы можем сформулировать? Я буду показывать фотографии, а вы, посовещавшись, называйте правила обращения с природой.
— Кто скажет, чем грозит вырубка деревьев? Что может случиться с животными? Прочитайте в учебнике на с.30-31 о животных, которые исчезли.
— По чьей вине исчезают растения и животные? Какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу? Прочитайте об этих мерах на с.31-32.
— Куда заносят сведения о редких растениях и животных? Как называются охраняемые территории? (заповедники, национальные парки) СЛАЙД 5
— Что такое заповедник? (участок земли, который находится под строгой охраной). Что охраняется в заповеднике? (растения, животные, вода, почва, минеральные источники, горные породы). Что такое национальный парк? (участок земли, который находится под охраной, но на территории национального парка есть места, которые предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий). Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5-10лет)
— Запишите в словарик слова заповедники, национальные парки, заказники.
— Что вы знаете о Красной книге? СЛАЙД 6 Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных: Красная книга России». Ее обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет – сигнал тревоги, опасности. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица земли многих видов животных и растений. В Красную книгу занесены животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им.
В 1966г. Международная красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы разноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, и зеленые.
На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах – об исчезающих животных и растениях, на желтых – о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых – о редких видах животных и растений, на серых – о мало изученных животных и растениях, на зеленых – о животных и растениях, которые удалось спасти.
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу – реки, озера, леса. Заботимся о чистоте воды – ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха – ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.
Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети и сейчас вы сами в своих группах попробуете вывести эти законы
1 группа – охрана животных (что можно делать, а чего делать нельзя)
2 группа – охрана растений (что можно делать, а чего делать нельзя)
3 группа – охрана воды (что можно делать, а чего делать нельзя)
4 группа — охрана воздуха (что можно делать, а чего делать нельзя)
Выполняйте все эти правила, и тогда природа скажет вам спасибо! СЛАЙД 7
5. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради задание №1,2 с.13 (групповое)
6. Рефлексия
Работа в парах. Прочитайте первое задание в учебнике на с.32. выполните. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть лучше остановить все фабрики, заводы, прекратить заготовку древесины и превратить Землю в один огромный заповедник.
7. Подведение итогов урока.
Какие эмоции вы испытывали на сегодняшнем уроке?
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно….
Какой информацией, полученной на сегодняшнем уроке вы можете поделиться со своими знакомыми?
Урок закончен, всем спасибо
nsportal.ru